Телевидение – самое массовое СМИ, оно охватывает те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ.
1) Информационная функция — назначение всех средств массовой информации — удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.
2) Культурно-просветитльская функция — любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов — сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.
Бесплатные каналы Телекарта ТВ пакет «Социальный» 55 каналов.
3) Интегративная функция — СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Задача телевидения — развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ.
4) Социально-педагогическая (управленческая) функция — предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает.
Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство — СМИ — народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.
5) Организаторская функция Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом.
6) Образовательная функция — трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.).
Apple TV: Цифровое ТВ бесплатно за 30 секунд
7) Рекреативная функция — Рекреация — это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.
Источник: studfile.net
Социальная проблематика на федеральных каналах
Особый интерес тележурналистики к изучению различных тематических повесток предопределяется изменением структуры медиарынка, которое произошло в постсоветскую эпоху, когда «читающая нация» стала телевизионной. А коммуникативная и выразительная специфика телевидения определяет его особую роль – «арены» социальных проблем. Социальная проблематика стала востребованной не только в аналитических, новостных выпусках, но и в новых телевизионных форматах, в том числе и в развлекательных – ток-шоу, реалити-шоу, скетчах, ситкомах, телесудах и т. д, которые продолжают традиции привычных жанров журналистики (интервью, репортажа, дискуссии, беседы, комментария, пресс-конференции) и методов (расследования, спровоцированной ситуации, наблюдения, эксперимента). Тележурналистика благодаря диффузии жанров приобретает новые выразительные возможности, и на телезрителя влияет весь «консолидированный контент».
Рассматривая возможности телевидения в контексте задач социальной журналистики необходимо отметить, что одни и те же особенности телевидения могут и способствовать их решению, и создавать препятствия. Например, телевизионная информация зрителем воспринимается целостно, но при этом фрагментарно, и это не способствует глубокому пониманию.
А повторяемость, визуализация информационная насыщенность создают лишь иллюзию понимания смысла, так как формирует эмоциональное отношение к событиям и явлениям не позволяет воспринимать сообщения аналитически. Используемый в тележурналистике принцип драмы привлекает аудиторию и тем самым определяет высокую конкурентоспособность телевидения в освещении проблем социальной направленности по сравнению с остальными вилами СМИ. Телевидение вызывает сопереживание экранным героям, а это является важным фактором для восприятия социальной проблемы. Но одновременно с этим это способствует и преждевременному эмоциональному выгоранию аудитории.
Когда новые экономические условия производства медиаконтента стали одним из основных факторов на фоне активного развития новых телеформатов, начали развиваться другие, социально неоднозначные тенденции:
«Социальная проблематика на федеральных каналах»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- Программы, социальные по материалу, становятся более развлекательными.
- Происходит увеличение доли программ развлекательного характера;
- Растет объем и число информационных программ;
- Происходит сокращение просветительского вещания;
- Уменьшается доля документальных передач и фильмов.
За время перехода от преобладания социально-политической составляющей к преобладанию коммерческих мотивов сложился особый характер современного отечественного телевидения, часто управляемого стремлением телекомпаний получить максимальную выгоду, а не желаниями учесть потребности и интересы общества.
На таком фоне формируется и стремительно развивается опасная тенденция – на экране много контента острой социальной проблематики, но ее эффективность низка, так как большая часть проблем забалтывается или играет роль «приманки» для зрителя и превращается в своеобразное развлечение. Форматы, которые ранее были наполнены социальным пафосом (ток-шоу) постепенно деградируют. Одновременно происходит стремительное развитие так называемых «полезных» телеформатов: рекомендаций, инструкций, консультаций, которые призваны помочь преодолеть слабость социальной политики и необустроенность социального пространства.
Замечание 2
Сами по себе эти программы полезны, однако фактически являются «паллиативными» методами решения насущных социальных проблем.
Противоречивая ситуация на телевидении и вокруг социальных проблем. Эти противоречия обусловлены нарастанием различий в групповых интересах и общественных потребностях, в том числе и провластных. С одной стороны, потребность в новых идея и подходах привела к появлению качественных программ, которые оставили след в истории отечественного телевидения.
К таким программа можно отнести «Жди меня», «Народ хочет знать», «Основной инстинкт», «Центральное телевидение». Но с другой стороны, новостные программы становятся все более тяготеющими к демонстрации достижений власти, все более селективными, что в периоды избирательных кампаний принимает стилистику и черты советского пропагандистского прошлого. И параллельно с этим коммерческая составляющая, развлекательность, борьба за рейтинги часто перекрывают другие тенденции. Ряд специалистов в этом видит политическую составляющую: обилие зрелищ они рассматривают как стратегию зомбирования и оглупления, уводящую от дискуссий по социальным проблемам.
Программы Первого канала
Программы Первого канала представляют собой наиболее типичные форматы современного телевидения, в которых представлена социальная проблематика. В этих программах отразились и широкие потенциальные достижения и возможности, и эффекты, которые с позиций общественного мнения сложно считать позитивными.
Программа «Время». Как правило, в универсальных выпусках раздел «Общество» представлен 2-5 эпизодами. Социальное здесь представлено в основном в виде отчетов о мероприятиях социальной политики, о визитах руководства на предприятия, в информационных сообщениях о чрезвычайных ситуациях и их последствиях.
«Человек и закон». Эта общественно-политическая программа выходит на протяжении более тридцати лет. В программе освещается спектр проблем и вопросов, с которыми ежедневно сталкивается человек не только с точки зрения права, и с позиции нравственности. Программа ориентирована на рядового зрителя и следит за судьбами простых людей, которые оказались в ситуациях беззакония и несправедливости.
Среди развлекательных программ выделяется программа «Пока все дома», выходящая почти 20 лет. Это программа о жизни и семье, о родителях и детях. На протяжении всего периода своего существования программа пытается противостоять информационной катастрофичности и негативу. Это один из немногих примеров, где удалось объединить разные начала – социогуманитарное, информационное, деятельное, развлекательное.
Источник: spravochnick.ru
Симбиоз средств массовой коммуникации: телевизионное вещание в социальных сетях в Интернете и традиционное телевидение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»
Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Битков Лев Алексеевич
Рассматриваются различные формы взаимодействия таких средств массовой коммуникации, как телевизионное вещание в социальных сетях в Интернете и традиционное телевидение. Делается вывод о том, что сегодня эти медиа скорее союзники, чем конкуренты, хотя все может измениться.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Битков Лев Алексеевич
Аудитория будущего: перспективы познавательного вещания
Современное состояние и развитие телепотребления в России
Телевизионное вещание в социальных сетях
Телевидение в условиях конвергенции СМИ на современном этапе
Продюсерские телевизионные проекты провинциального мегаполиса
i Не можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Symbiosis of the Mass Media: Television Broadcasting in Social Networks in the Internet and Traditional Television
The article discusses the various forms of cooperation of such mass media as television broadcasting in social networks in the Internet and traditional TV. The author comes to the conclusion that today these media are allies rather than competitors, though that could change.
Текст научной работы на тему «Симбиоз средств массовой коммуникации: телевизионное вещание в социальных сетях в Интернете и традиционное телевидение»
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16 (307).
Филология. Искусствоведение. Вып. 78. С. 14-16.
СИМБИОЗ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В ИНТЕРНЕТЕ И ТРАДИЦИОННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Рассматриваются различные формы взаимодействия таких средств массовой коммуникации, как телевизионное вещание в социальных сетях в Интернете и традиционное телевидение. Делается вывод о том, что сегодня эти медиа скорее союзники, чем конкуренты, хотя все может измениться.
Ключевые слова: СМК, социальные медиа, телевизионное вещание в социальных сетях, сим-
Продюсер CBS Ким Мозер утверждает, что «традиционного телевидения не будет через семь-десять лет. Оно не исчезнет — оно мутирует в нечто новое» [1]. На наш взгляд, одной из вполне логичных и достаточно очевидных (впрочем, не единственных) мутаций является телевизионное вещание в социальных сетях в Интернете.
Современные тенденции: телевидение стремится к интерактивности и индивидуализации. То есть оно пытается наладить обратную связь со своим зрителем и максимально «подогнать» контент под конкретного человека. Вероятно, решений этих задач может быть множество, но одно из самых простейших — перевести телевизионное вещание в социальные сети, в саму природу которых заложены эти два свойства.
В плане индивидуализации контента социальные сети обладают обширными возможностями. Еще никогда в истории не было возможным столь точное таргетирование целевой аудитории: в новых медиа люди оставляют информацию, по которой пользователей можно категоризировать, однако даже это телевизионщикам не требуется, потому что люди сами объединяются в комьюнити (сообщества) по интересам. Функция обратной связи в социальных сетях реализуется за счет возможности комментирования записей, систем внутренней почты, системы «лайков»/ «дислайков» (возможности пользователям одобрять или не одобрять контент), ну и, наконец, системой репостинга контента (пользователь может поделиться с товарищами по социальной сети найденным или созданным контентом).
Логика нашего заявления — телевизионное вещание является одной из очевидных «мутаций» телевизионного вещания — заключается в том, что современные социальные сети пред-
ставляют одну из удобнейших площадок для создания телевизионных СМИ за счет своих медиасервисов (возможностью публикации посредством социальных сетей текстов, графических материалов аудиальных и аудио-ви-зуальных сообщений). В настоящее время появляются десятки каналов по всему миру, программы набирают миллиарды просмотров, как, например, шоу Рэя Уильяма Джонсона [2]. По большому счету, сейчас вопрос о том, уйдет ли телевизионное вещание в социальные сети, уже не стоит, сейчас стоит вопрос, в каких оно будет взаимоотношениях с традиционным телевидением и традиционными СМИ? На наш взгляд, оптимальная форма взаимоотношений в данном случае — симбиоз.
Для начала оговоримся, что под телевизионным вещанием в социальных сетях мы понимаем системную трансляцию и прием движущегося изображения и звука при помощи медиасервисов социальных сетей [3]. Симбиоз — сожительство двух организмов, приносящее им взаимную пользу [4]. Симбиотич-ность традиционного телевизионного вещания и телевидения социальных сетей в Интернете имеет много проявлений. Эти два явления современных медиа постепенно обрастают прочной двухсторонней связью. Так что же может приносить им «взаимную пользу»?
Первое, что стоит отметить, — традиционное телевидение начинает обращать внимание на социальные сети и, в первую очередь, использует их как платформу для продвижения программ. Сложно сейчас назвать отдельную программу или канал, не имеющий своего ко-мьюнити в какой-либо социальной сети. Это утверждение справедливо для основных мировых телевизионных холдингов (например, ВВС [5]), федеральных российских телеканалов (на-
пример, «Первый канал» [6]), и региональных телестудий (примером челябинского канала в социальной сети служит аккаунт ГТРК «Южный Урал» [7]). За счет социальных сетей традиционные телеканалы пытаются обратить на себя внимание интернет-аудитории: стараются привлечь нового зрителя и удержать старого за счет расширенных версий репортажей или анонсов предстоящих программ.
Однако не только традиционное телевидение переходит в новую для себя среду, некоторые программы телевидения социальных сетей стали выходить в эфире традиционных каналов, причем федерального уровня. В поисках новых форм и в попытках подключить неохваченную аудиторию телевизионщики обращаются к сетевым СМИ.
В России первым социальным шоу, которое показали по телевизору, стало «+100500» с Максимом Голополосовым. Права на трансляцию купил телеканал «Перец».
Первый эфир передачи состоялся 23 октября 2011 г. в 23:00 [8]. «Мы получили несколько предложений от других телеканалов, но хотели работать только с таким каналом-партнером, который бы нас понимал и в который бы мы органично вписались с нашим форматом. Нам было очень важно не вносить изменений в существующую концепцию, сохранить самобытность, — комментирует Михаил Орлов, продюсер проекта. — “+100500” — это ирония над тем, что происходит в жизни, над тем, что крутят по ящику, некая альтернатива происходящему вокруг.
И если перенести это на телевидение, то сам “Перец” может стать альтернативным каналом всему тому, что сейчас показывают по ТВ. И нам понравилось, что это именно то, чего “Перец” добивается. Интернет никогда не похоронит телевидение, но может стать для ТВ хорошей инъекцией, освежить традиционное вещание. Потому что wow-эффект сегодня происходит на стороне интернета, а не ТВ.
И мы, как хитрые продюсеры, можем находить в сети лучшее — новых ведущих, революционный контент. “+100500” — это как раз хорошая прививка для традиционного эфира», — говорит Дмитрий Троицкий, гендиректор телеканала «Перец». Шоу выходит на «Перце» совершенно без изменений, ненормативную лексику монтажеры просто перекрывают сигналом. Однако, как отметил продюсер Александр Це-кало, эксперимент оказался неудачным: «”Пе-рец” сделал программу с участием YouTube проекта “+100500”, и у нее низкие рейтинги, ниже средней доли канала. Это значит, что те,
кто смотрел “+100500” в сети, не готовы смотреть телевизор, а телезрители, в свою очередь, не приняли этот интернет-продукт» [9]. Продюсер употребляет глагол «готовы», так что слияние этих двух аудиторий (телевизионной и сетевой), возможно, дело времени. Негативно появление Голополосова в эфире федерального канала восприняли и другие коллеги по цеху: «Как видите, умения сочно материться без запинки достаточно, чтобы тебе доверили смешить людей на федеральной частоте» [10].
На сетевой контент обратили внимание и центральные каналы. Не так давно в эфир вышла программа «Первый класс» с Иваном Ох-лобыстиным (с 28.01.2012). В рамках этой программы на Первом канале появляется шоу Стаса Давыдова «Т^ЬХорошо», а с 21 мая появилась рубрика канала «Спасибо, Ева!». Программа «Первый класс» выходит по понедельникам в 22:30.
Как рассказал ее автор и ведущий, Иван Охлобыстин, на официальном сайте программы, «эта программа не имеет аналогов, мы экспериментируем, хотим разнообразить видовой ряд. Люди устали от телестудии, устали копаться в чужих трусах. Прежде всего, это авторское телевидение. Мы внесем свою нотку, в общей гамме добавим еще один цвет, еще один спектр» [11].
Также можно говорить еще об одной форме симбиотичности. В доме современного человека телевизор воспринимается не просто как приемник телевизионных программ. Современные телевизоры представляют из себя самые настоящие мультимедийные интерактивные центры и имеют возможность выхода в Интернет и социальные сети.
Так что телевизор может стать средством просмотра телевизионных программ в социальных сетях. Последние релизы компаний-производителей телевизоров оснащены Wi-Fi доступом к сети Интернет. При этом, как правило, круг сайтов, которые можно посетить с этого устройства, ограничивается определенным набором социальных сетей (у которых заключены контракты с фир-мами-производителями), а также сервисами просмотра телевизионных передач и фильмов он-лайн. Встречаются как встроенные адаптеры Wi-Fi для современных телевизоров, так и отдельные подключаемые модули.
Специалисты отмечают еще один тип взаимодействия социальных сетей и телевидения. Оба этих явления продолжают существовать параллельно, однако многие пользователи используют social networks как дополнение к телевизору — интерактивную площадку, кото-
рую традиционное телевидение представить не может. Следующий пример такого взаимодействия приводится в интервью декана факультета медиакоммуникаций высшей школы экономики Анны Качкаевой газете «Коммерсантъ»: «КВН по случаю юбилея игры начался 13 октября в 18 часов. Через 6 минут появилась запись Анны Качкаевой: “На Первом начался юбилейный вечер КВН. 50 лет.
В первом же кадре — в зале ВВ”. (Объясним, что ВВ — это Путин.) Через 5 минут появился первый отклик. И дальше с разницей в несколько минут сыпались комментарии разных людей вроде: “Он же там уже не в первый раз))) Тут все логично. Грамотное решение. Диме не дали туда, видать, пойти. Хотя ему бы вроде там органичнее быть”; “ВВ на КВН — как это предсказуемо в предвыборный период!
Теперь в феврале завалится “в гости”. Как пить дать”. Обсуждалось, как реагирует премьер, как шутят кавээнщики. Последняя реплика оставлена в 21:01, через минуту после окончания игры» [12].
Не так давно появилось интересное понятие «мультителевизионная социальная сеть». Авторами этого термина являются создатели портала Galargo.tv. «Одно из отличий мульти-телевизионной социальной сети от обычного интернет-канала — это то, что на сайте представлено больше 10 телевизионных каналов.
От остальных видеохостингов эти онлайн-сервисы отличаются тем, что видео структурировано и объединено по темам. Чаще всего на таких сайтах используются для трансляции специальные плееры для воспроизведения видеофайлов. Некоторые сайты налаживают потоковое вещание другим путем» [13]. «Мультителевизионная социальная сеть “опирается” на аудиторию, которая предпочитает самостоятельный выбор телепрограмм. Их можно посмотреть на персональных компьютерах, смартфонах и планшетах. Таким образом, телевидение становится персональным и время диктует новые формы телепотребления» [14].
Подводя итоги, мы можем отметить, что традиционному телевидению и вещанию в социальных сетях пока удобнее сосуществовать, чем конкурировать. Конечно, эта тенденция может быть недолгой, потому как популяризация телевизионного вещания в социальных сетях может грозить традиционному телевидению перераспределением рекламных бюджетов. Однако схема перехода традиционного телевидения в социальные сети может спасти многие телеканалы. Как мы знаем, в России
осуществляется переход от аналогового телевизионного вещания к цифровому [15]. Полностью аналоговые передатчики будут отключены в 2017 г. Все существующие региональные каналы не смогут войти в цифровые мультиплексы, а значит, освоив новую среду, они смогут функционировать дальше.
1. The TV Is Dead. Long Live the TV [Электронный ресурс] // Wired. URL: http:// www.wired.com/entertainment/hollywood/ news/2007/04/tvhistory_0406.
2. [Электронный ресурс]. URL: http://www. youtube.com/user/RayWilliamJohnson.
3. Битков, Л. А. Телевизионное вещание в социальных сетях // Знак: Проблемное поле медиаобразования. Челябинск, 2010. № 2. С.103-105.
4. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 1998.
5. BBC world news [Электронный
ресурс]. URL: http://www.facebook.com/
6. Первый канал [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/1tv.
7. ГТРК «Южный Урал» [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/cheltv_vesti.
8. Перец + 100500 [Электронный ресурс].
URL: http ://www .televesti.ru/tvnews/15556-
9. Александр Цекало: Быков — вот позиция, все остальное — поза [Электронный ресурс]. URL: http://f5.ru/freshf5/post/391424.
10. Пена дней: столетие Райкина и дебют Макса [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kp.ru/daily/25774/2758844.
11. Информация о проекте «Первый класс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/ sprojects_in_detail/si=5832.
12. Зарядка зрителя от сети [Электронный
ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/
13. Телевидение через Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://www.broad-cast.telekritika.ua/show/Infrastruktura/1050-tele -videnie_cherez_internet.
14. Мобильное телевидение — реальность и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http ://www .3 dnews. ru/phone/mobile_tv/.
Источник: cyberleninka.ru