Телевидение представляет собой технологию электросвязи, которая предназначена для передачи изображения движущегося объекта на расстояние. Вместе с передачей изображения передаётся и звуковой сигнал. Как известно, телевидение является наиболее влиятельным и популярным среди населения средством массовой информации.
Оно охватывает различные сферы, а именно развлечение, образование, трансляцию новостей, рекламу. Это средство массовой информации играет значительную роль в процессе формирования общественного мнения. Современный мир, нуждающийся в постоянном потоке информации, не представляет свое существование без телевидения. Оно стало важнейшим СМИ благодаря своим особенностям.
Среди них можно отметить симультантность (то есть одновременно происходит совершение определённого события и его просмотр зрителем), экранность, глобальность аудитории. Главными средствами выразительности телевидения являются качество звука и изображения, передаваемого на экран. Интересно, что телевидение считают синтетической системой СМИ.
Цифровое телевидение
Это связано с тем, что в его основе лежит не только техническая составляющая, но также и творческая. Как произошло возникновение телевидения? Какие стадии развития прошло данное СМИ? С какими проблемами столкнулось телевидение в наши дни? Об этом вы узнаете, прочитав наш материал.
Первые шаги
Выделение селена представляет собой первый шаг в создании телевидения. Данный элемент был открыт шведским химиком Берцелиусом. Учёным была выявлена большая светочувствительность элемента, а также его способность сопротивляться под воздействием света. Позже было установлено важное свойство селена — элемент мог изменять сопротивление в зависимости от количества падающего на него света.
В 1873 году учёным из Америки У. Смитом было открыто явление внутреннего фотоэффекта. В 1888 году отечественный физик Александр Столетов смог объяснить главные закономерности внешнего фотоэффекта.
Особенности селена нашли практическое применение в 1892 году.
Эти открытия стали существенной основой для возникновения телевидения.
Следующим значительным шагом к возникновению телевидения стало изобретение немецким техником Паулем Нипковым в 1884 году электрического телескопа. Суть данного изобретения состояла в следующем. В конце линии передаваемое изображение распадалось на электрические сигналы. После этого сигналы соединялись в полное изображение на принимающем конце. В результате появилась возможность передавать телевизионную картинку по радиоканалу.
Важный прорыв в истории создания телевидения произошёл в 1887 году. Именно в это время немецкий физик Герц сделал гениальное открытие. Ему удалось обнаружить процесс освобождения электронов при помощи специальных веществ в электромагнитном поле. Таким образом, было выявлено явление фотоэффекта. Спустя год Столетов совершил несколько экспериментов, наглядно демонстрирующих данное явление.
О цифровом телевидении // Письма
Большая заслуга в создании телевидения принадлежит также и российским изобретателям. Так, отечественный физик Борис Розинг в 1907 году смог объяснить процесс возникновения изображений при помощи электронно-лучевых трубок (они были изобретены физиком из Германии, которого звали Карл Браун).
В историю создания телевидения вошёл и такой русский учёный, как Владимир Зворыкин. Он прославился в качестве изобретателя эффективной модели телевизионного кинескопа.
Зворыкин и его детище
В 1907 году учёным была запатентована первая в мире комбинация, поступающая из механического передатчика в приёмник, которым являлась электронно-лучевая трубка. Спустя четыре года благодаря изобретению Зворыкина состоялась первая в мире передача телевизионного сигнала на расстоянии.
Кто, когда и как создал телевидение?
Нельзя однозначно сказать, кто является создателем телевидения, ведь в начале двадцатого столетия несколько людей приложили к этому усилия.
Механическое телевидение
Немецкий инженер П. Нипков создал аппарат в 1884 году, который зачастую называют первым телевизором. Принцип устройства заключался в следующем. Основу аппарата составлял диск, с помощью которого изображение преобразовывалось в электрический импульс. На диске было несколько отверстий.
Напротив него располагался фотоэлемент, на который падали лучи света, прошедшие сквозь отверстия на диске. «Диск Нипкова» — так стал называться элемент, созданный изобретателем. Его стали применять в первых телевизионных устройствах.
Возникновение первых экспериментальных телевизионных систем относится к 1920-1930-м годам. В их основе были устройства с механическим сканированием. Ими являлись вращающийся диск с отверстиями и вращающееся зеркало. В начале двадцатого века оглушительную славу обрёл инженер из Шотландии Джон Логи Бэйрд. Им был создан первый в истории экспериментальный механический телевизор.
Также заслуга инженера заключается в основании Baird Television Development Company. В 1928 году компанией была установлена первая трансатлантическая телевизионная передача. Благодаря Бэйрду началось практическое внедрение вещательного телевидения для домашних развлечений.
В создании телевизоров с механическим сканированием также прославился американский изобретатель Чарльз Фрэнсис Дженкинс. Известно, что американцу было предоставлено около четырехсот патентов на созданные им изобретения в сфере кино и телевидения.
Безусловно, создание механического телевидения является серьёзным шагом к возникновению средства массовой информации. Однако проблема механических телевизоров заключалась в том, что они не могли передавать изображения хорошего качества. В итоге, в конце 1930-х годах началась эра электронного телевидения.
Электронное телевидение
Конец 1930-х годов ознаменовал новую эпоху в развитии телевидения, ведь в это время стали применять технологию электронного сканирования. Даже если история телевидения изложена кратко, без этого события никак не обойтись.
Американский изобретатель Фило Тейлор Фарнсворт выяснил, что с помощью электронной технологии процесс сканирования изображений является более оперативным и точным, в отличие от механических инструментов. Когда изобретателю исполнился двадцать один год, он создал полностью электронную телевизионную систему, которая оказалась очень функциональной.
Фило Тейлор Фарнсворт
Таким образом, возникло первое электронное телевидение, которое было продемонстрировано Тейлором в 1927 году в Сан-Франциско. Принцип устройства заключался в сканировании электронов при помощи пучка. В результате создавалось и отображалось изображение.
Цветное телевидение
Известно, что ещё в 1880-х годах возникла идея передачи цветного изображения с помощью трех монохромных изображений. Однако лишь в 1928 году общество познакомилось с первой в истории системой цветного телевидения. Произошло это благодаря Джону Логи Бэйрду. С его помощью история возникновения телевидения вышла на новый этап.
Джон Логи Бэйрд
Изобретатель, разрабатывая систему цветного телевидения, начал использовать сканирующие диски не только на передающем, но и на приёмной конце, имеющем три спирали отверстий. Каждая спираль имела фильтры основного цвета. В приёмном конце тоже имелось три источника света, а также коммутатор, представляющий собой электрический переключатель. Так началась история развития телевидения.
Вскоре Бэйрд начинает заниматься разработкой электронной однотрубной цветной телевизионной системы, которая стала носить название «Telechrome»
В 1944 году усилиями изобретателя было сделано важное открытие — трехмерное изображение с использованием монохромных сигналов.
Развитие данного проекта прекратилось в связи с внезапной смертью Бэйрда в 1946 году. Подобную концепцию стали развивать другие компании и инженеры. В результате, начиная с середины двадцатого столетия, произошло значительное улучшение яркости и качества изображения.
Развитие телевидения в России
История телевидения в России имеет свои особенности. 1930-1960-е гг. — важный этап в истории телевидения в нашей стране. В это время началось регулярное вещание и массовое распространение телевизоров. С этого периода число телеприемников стало составлять более одного миллиона.
Началось промышленное производство новых моделей телевизоров (их экран стал превышать тридцать пять сантиметров по диагонали). Сравнительно небольшой диаметр таких приёмников не имел возможности передавать полноценное изображение и панорамные съёмки.
В итоге была разработана партия телевизоров «Янтарь» в ограниченном количестве (диагональ экрана была более 53 сантиметров). В России наблюдалось широкое распространение телецентров.
В 1939 году произошло важнейшее событие в истории развития советского телевидения. В это время был основан Телевизионный технический центр «Останкино». Таким образом, в России свою работу начало Федеральное агентство РФ по печати и массовым коммуникациям. «Останкино» с первых дней своего существования начал проводить техническую часть по подготовке и выпуску теле- и радиопередач. Предприятие в своём распоряжение имеет два аппаратно-студийных комплекса (включающий около шестидесяти студий), а также несколько передвижных телестанций.
В 1965 году уже насчитывалось около 124 телецентров в разных городах СССР. Стоит отметить, что в этот период телецентры отличались своей автономностью. Дело в том, что вещание определённых телецентров между собой не было синхронизировано. В столице проходила съёмка телепередач на пленку, после чего их пересылали в телецентры, расположенные в других городах.
Синхронизация телевещания благодаря появлению разветвленной телевизионной сети возникла в середине 1970-х годов. В этот период специалистами были созданы масштабные комплексы технических средств, включающие в себя телевышки и линии электросвязи.
С середины 1970-х годов телевидение в России стало представлять собой самостоятельный социальный институт, способствующий формированию общественного мнения. История отечественного телевидения неразрывно связана с судьбой СССР. Вещание строго контролировала правящая власть, поэтому все трансляции сохраняли и укрепляли идеологические основы государства. Массовому увлечению телевидением мы обязаны стойкости коммунистических идеалов населения. До сих пор многие люди считают разоблачения советского строя ложными, а в качестве аргумента цитируют любимые передачи тех лет.
Телевидение, получив массовое распространение, стало выступать агитационно-пропагандистским средством не только в России, но и за рубежом. Научное изобретение, разработанное однажды учёными, превратилось в главный орган лидирующей партии.
Эпоха цифрового телевидения
В начале 1990-х годах началась эра цифрового телевидения. В начале двадцать первого века переход на «цифру» стал обычным явлением. В основе работы более ранних устройств были аналоговые сигналы, которые передавали аудио и видео. Принцип работы цифрового телевидения основан на передаче изображения при помощи умноженных цифровых сигналов.
переход на цифровое вещание
Основными его преимуществами являются высокое качество звука и изображения. Также главным его достоинством стал широчайший диапазон. Как известно, аналоговое телевидение могло предоставить не более шестидесяти каналов, при этом количество каналов цифрового не ограничено. С возникновением ЦТ также была решена проблема возникновения помех при передаче сигнала.
Цифровое телевидение представляет большие возможности для зрителей. Так, например, зритель теперь сам вправе выбрать, какие программы он желает смотреть.
В настоящее время происходит активное замещение аналогового сигнала цифровым. Однако, несмотря на повсеместное распространение цифры, устаревшее вещание не прекращается в России. Этому есть свои причины. Одной из них является тот факт, что у населения до сих пор сохранилось большое количество аналоговых телевизоров. К тому же они имеют большое преимущество.
В случае ухудшения сигнала оно все равно будет работать (даже если на экране появится двойное изображение). Особенность «цифры» заключается в том, что при таком вещании зритель либо видит изображение в хорошем качестве, либо не видит ничего. Такова эпоха цифрового телевидения.
Развитие телевидения в современной России
Разработка новых способов съёмки телепередач
В 2020 году телевизионные проекты столкнулись с очень серьёзной проблемой — отсутствием аудитории в зале в связи с эпидемией. Для зрителей, ведущих и экспертов это стало большим препятствием на пути их профессиональной деятельности. Подобно тому, как актёру трудно играть в пустом зале, так и ведущему тяжело вести программу в пустой студии.
Известные журналисты, много лет работающие с аудиторией, оказались в сложной ситуации из-за пандемии. Вынужденные работать в пустой студии, инфлюенсеры перестали чувствовать атмосферу полноценного съёмочного процесса. Ведь одна из основных задач настоящего журналиста заключается во взаимосвязи и взаимодействии с гостями и экспертами. Социальная дистанция стала соблюдаться не только между зрителями, но и между ведущими, гостями и экспертами. В данной ситуации очень важно было перестроить съемочный процесс так, чтобы телевидение продолжало развиваться в прогрессивном направлении, несмотря на возникшие проблемы и трудности.
Действительно, первое, с чем столкнулись создатели передач — необходимость изменить расстановку реквизита в зале. Это привело к увеличению площади съёмочной площадки.
Вторая проблема, вызванная сложившимися условиями, заключается в трудности показать двоих людей в кадре. Это стало проблематично по композиционным ограничениям — вследствие социальной дистанции появилось много незаполненного пространства между людьми. Чтобы решить данный вопрос, операторы стали использовать технику монтажа — несколько разных планов в одной итоговой кадровой рамке. В результате, это стало похоже на приложение Microsoft Tims или Zoom.
Третья проблема, с которой столкнулись организаторы, — отсутствие аплодисментов и живой реакции зрителей. Было добавлено соответствующее звуковое сопровождение.
Телевидение, подстраиваясь под сложившиеся условия, разработало новые технологии съёмочного процесса. Так, например, уникальный подход в решении проблемы отсутствия зрителей в студии проявило руководство российского развлекательного ток-шоу «Сегодня вечером». В мае 2020 года организаторы передачи стали приглашать онлайн-зрителей для участия в съёмках. Во время записи программы зрители сидели перед компьютером, и через платформу ZOOM реагировали на происходящее в студии и аплодировали.
Некоторые популярные телевизионные передачи не просто отказались от участия зрителей и оставили зал незаполненным, а проявили творческий подход в данном решении. К примеру, съёмочная группа программы «Андрей Малахов. Прямой эфир» дала возможность попасть на телеэкраны любому телезрителю. Для этого просто нужно отправить фотографию в социальной сети. Распечатанные фотографии зрителей заняли свое место в зале.
Техника телевидения
Что такое цифровое телевидение и как оно работает в Росиии
Телевидение используется повсеместно, а телевизор есть в каждом доме. В последние годы в мире на смену аналоговому формату приходит цифровое вещание. Оно отличается передачей графической информации в высоком качестве. На практике внедрено несколько форматов цифрового ТВ — кабельное, спутниковое и эфирное вещание. Наибольший спрос и распространенность имеет последний формат.
Ниже будет представлена вся информация о цифровом эфирном вещании — что это такое, принцип работы, необходимые устройства для просмотра и настройка телеканалов.
Что такое цифровое эфирное вещание
От других форматов цифрового телевидения оно отличается способом доставки информации и поступающим сигналом.
- Кабельное ТВ . Потоковая передача информации в формате MPEG-4.
Технология аналогична обмену информации через проводной интернет, вещание идет по коаксиальному кабелю с высокой пропускной способностью, который подключается к телевизору или приставки с помощью Ethernet-разъема.
Для обеспечения кабельным ТВ поставщику нужно оборудовать инфраструктуру с соответствующими вложениями. Поэтому, во-первых, этот формат вещания доступен не всем, а во-вторых, за него требуется постоянно платить. При этом невозможно сделать индивидуальный выбор каналов, т.к. тарифы часто формируются программами по тематике. - Спутниковое ТВ . Универсальный приемник, который обеспечивает аналоговым и цифровым вещанием.
Спутниковая тарелка всеволновая и принимает сигналы любой частоты до 3 ГГц. От поставщика требуется минимум вложений для глобального вещания через спутник.
С помощью тарелки возможен прием цифрового сигнала от вещателей сотен отечественных и зарубежных каналов, но большинство их них платные. В отличие от кабельного телевидения, каждый канал оплачивается отдельно и можно недорого разблокировать несколько программ, но с увеличением их числа растут и затраты. Также пользователю потребуется потратить значительную сумму денег на оборудование, т.к. спутниковое ТВ поставляется в комплекте — тарелка, приемники (головки), ресивер. - Эфирное ТВ . Передача сигнала от вещателя и последующее распространение с помощью наземных станций — ретрансляторов.
Каждая вышка обеспечивает пакетным вещанием по 10 каналов, собранных в мультиплексе. Вещание цифры работает как и аналоговое ТВ. Пользователю достаточно купить антенну. Эфирное цифровое телевидение поставляется бесплатно и без абонентской платы.
- Высокое качество изображения . Это касается как формата, так и четкости — цифра никогда не вещает с помехами или искажениями.
- Дециметровый стандарт вещания . Для приема сигнала цифрового ТВ требуется антенна, работающая в дециметровом диапазоне. Она принимает сигналы с длиной излучения от 10 до 100 см, что соответствует частотному диапазону от 0.3 — до 3 ГГц. Приемник аналогового сигнала не подойдет и потребуется купить новую антенну.
- Кодирование сигнала . По причине технической сложности передачи информации на высокой скорости в беспроводном режиме цифровое изображение предварительно кодируется в DVB-T2 формат, в котором в сжатой форме отправляется на ретранслятор.
Полученный антенной цифровой сигнал требуется предварительно декодировать. В современных телевизорах для этого присутствует ТВ-тюнер с внешним разъемом DVB-T2. При его отсутствии требуется промежуточное устройство. В качестве него используется цифровой ресивер (приставка). Узнав принцип работы можно рассмотреть, какой цифровое ТВ лучше.
Преимущества телевидения цифрового формата
Рассмотрев принцип работы цифрового телевидения, и вкратце описав особенности каждого отдельно,
- Выгода . Бесплатная поставка современного и качественного телевидения. Пользователю ничего не требуется платить использование — это основное преимущество цифрового телевидения.
- Привычность . Организация домашнего телевидения в цифре сравнима с аналоговым ТВ. Не требуется искать новую информацию или обращаться к услугам специалистов для подключения.
- Минимум вложений . Для качественного приема достаточно приобрести антенну, а некоторых случаях еще недорогую приставку.
- Доступность . Цифровое изображение поступает в высоком качестве даже при слабом сигнале. А при большой удаленности ретранслятора можно использовать усилитель. Он позволит смотреть цифровые каналы, когда от вышки до приемника до 50 км.
На сегодняшний день пользователям доступно до 30 каналов с круглосуточным вещанием, поставляемых пакетами мультиплексов цифрового ТВ, которые обозначаются, а вышки маркируются аббревиатурой РТРС.
Что такое мультиплексы
Аналоговое вещание ведется каждым каналом на разной частоте. С развитием цифрового телевидения в России стало возможным потоковое вещание — трансляция нескольких каналов на одной частоте.
Все телеканалы, отправляемые разными телецентрами на одной и той же частоте, объединяются в мультиплекс на ретрансляторе, который уже ведет пакетное распространение на приемники.
- Все программы находятся на одном телевизионном канале, которые легко найти автонастройкой. Пользователю для смены программы вещания не требуется физическое переключение ТВК.
- Бюрократия. Для аналогового вещания каждому телеканалу требовалось получать лицензию, разрешающую занимать конкретные частоты цифровых каналов в каждом регионе. С появлением потоковой передачи сигнала эта необходимость отпала, следовательно, цифровые каналы расширяют свое присутствие намного быстрее.
- Организация. Ретрансляторы, работающие на одной частоте, более просты по конструкции, в отличие от многочастотных аналоговых вышек. Их разворачивание происходит быстрее, следовательно, стремительнее распространяется телевидение.
Сегодня действуют два активных и один тестовый мультиплекс. Каждый из них находится на конкретной стадии работы и с разной географией покрытия.
Это связано с тем, что для вещания конкретного мультиплекса требуется отдельная вышка, и каждый из пакетов цифровых каналов появился в разное время. Если первый мультиплекс активен более пяти лет, то второй появился недавно, а третий официально еще не запущен.
Первый мультиплекс (РТРС-1)
Что такое мультиплекс в телевидение? Это трансляция от нескольких телецентров в едином беспроводном сигнале. Он включает 10 первых каналов, которые начали вещать в цифровом формате. Их состав и период вещания регулируется Роскомнадзором, т.е. они не могут измениться.
В список 1-го мультиплекса (РТРС-1) включены 10 каналов, большинство из которых программы федерального уровня, известные еще по аналоговому вещанию:
- Первый,
- Россия-1,
- Матч ТВ,
- НТВ,
- Пятый канал (Петербург),
- Россия-К,
- Россия-24,
- Карусель,
- ОТР,
- ТВЦ (ТВ Центр).
Также с ретрансляторов РТРС-1 можно принимать три радиоканала: Вести ФМ, Маяк, Радио России. Сейчас каналы первого мультиплекса цифрового телевидения работают в любой точке России независимо от населенности района и удаленности от вышки.
Второй мультиплекс (РТРС-2)
Включает 2-й пакет потоковой передачи цифровых каналов. Как и первый, второй мультиплекс включает 10 программ федерального и регионального значения.
- РЕН ТВ,
- СПАС,
- СТС,
- Домашний,
- ТВ3,
- Пятница!,
- Звезда,
- МИР,
- ТНТ,
- Муз ТВ.
Второй мультиплекс цифрового ТВ заработал недавно и распространен не по всей территории страны. Для его вещания нужны самостоятельные ретрансляторы, разворачивание и оборудование которых требует времени.
Когда включят 2-й мультиплекс в районе можно узнать на карте — серой иконкой отмечаются строящиеся или планируемые к развертыванию вышки. Радиовещание во втором пакете отсутствует.
Третий мультиплекс (РТРС-3)
На данный момент он находится в тестовом режиме. Начало вещания запланировано на 2020-й год. В отличие от первых двух, третий мультиплекс входит более 40 федеральных и региональных каналов, которые вещают в разный период времени. По объему цифрового вещания весь телевизионный пакет сравним с суточной работой 10 каналов.
Третий мультиплекс на данный момент доступен только жителям московского региона. Вещание уже ведется с Останкинской башни. Ретрансляторы РТРС-3 отсутствуют, и принимать цифровой сигнал с третьим пакетом можно только напрямую с телецентра.
Важно! Транслируемый на текущий момент пакет каналов не окончательный. Со временем он может быть изменен.
Частоты вещания
В каждом регионе своя частота вещания каждого цифрового мультиплекса. Это связано с параллельным развитием региональных каналов, которые до установки ретранслятора уже успели занять часть частотного диапазона.
Ниже представлена таблица с частотой вещания и каналом цифрового телевидения (ТВК) для Москвы и ряда крупных городов.
Москва | Санкт-Петербург | Екатеринбург | Н. Новгород | Ростов-на-Дону | |
1-й мультиплекс | 546 МГц (30 ТВК) | 586 МГц (35 ТВК) | 674 МГц (46 ТВК) | 530 МГц (28 ТВК) | 602 МГц (37 ТВК) |
2-й мультиплекс | 498 МГц (24 ТВК) | 666 МГц (45 ТВК) | 786 МГц (60 ТВК) | 730 МГц (53 ТВК) | 610 МГц ( 38 ТВК) |
3-й мультиплекс | 578 МГц (34 ТВК) | – | – | – | – |
Узнать частоту вещания и канал телевидения для своего города и района можно на сайте ртрс.рф. Когда запустят третий мультиплекс в регионах на данный момент неизвестно.
Общая инструкция по настройке
Перед организацией цифрового телевидения требуется проверить уровень сигнал и как далеко находятся ретрансляторы от места жительства. Для этого нужно зайти на сайт карта.ртрс.рф и ввести населенный пункт (при включенном автоопределении местоположения в браузере ресурс выберет его самостоятельно).
- Синие . РТРС-1, первый мультиплекс.
- Красные . РТРС-2, второй мультиплекс.
После нажатия на иконку конкретной вышки раскроется зона покрытия, на которую передается сигнал, и оператор, обслуживающий ее. Если район проживания полностью покрывается — можно купить недорогую антенну. В случае частичного покрытия потребуется мощный приемник с усилителем от 12 дБ.
Важно. Наименование обслуживающего оператора может пригодиться на случай отсутствия вещания, по вопросам которого можно обратиться к нему напрямую.
Необходимое оборудование для просмотра
Убедившись, что цифровое ТВ в районе проживания присутствует, можно приступать к подбору оборудования.
- Приемник . Мощность антенны выбирается с учетом удаленности ретранслятора. Рекомендуется покупать ее в специализированных магазинах, консультанты которые подскажут подходящий приемник. Заодно они помогут лучше узнать и понять как работает цифра.
- Декодер сигнала . В качестве его служит ТВ-тюнер на всех современных телевизорах. Если его нет, нужен цифровой ресивер. В данном случае рекомендуется купить универсальную приставку, т.к. она может пригодиться на случай подключения спутникового или кабельного ТВ и лучше сэкономить на будущее. Они не намного дороже простых цифровых ресиверов.
Приобретя оборудование можно приступить к подключению.
Пошаговая настройка цифрового телевидения
На первом этапе требуется правильная установка антенны, от которой зависит уровень приема и качество сигнала.
- Между приемником и ретранслятором нет высоких преград (дома, прочие сооружения);
- Высота установки более 10 метров от земли;
- Есть охват вышек обоих мультиплексов.
Как возникло телевидение
Сегодня, когда телевидение является естественной частью жизни, сложно представить, что когда-то оно существовало лишь в фантазии изобретателей. Между тем история телевещания началась чуть более века назад.
Статьи по теме:
- Как возникло телевидение
- Когда и где появилось телевидение
- Когда появились и какими были первые телевизоры
Инструкция
Появлению первого телевизора предшествовал ряд открытий, которые сделали это возможным. Это открытие в 1873 г. Уиллоуби Смитом фотоэффекта в селене; изобретение в 1884 г. Паулем Нипковым сканирующего диска; изобретение в 1907 г. русским ученым Борисом Розингом способа электрической передачи изображений на расстояние и в 1911 г. осуществление им передачи и приема телевизионного изображения простых фигур.
Передачу движущегося изображения впервые осуществил американец Чарльз Дженкинс в 1923 г., при этом он использовал механическую развертку. Полутона в изображении отсутствовали, их передача стала возможна в 1926 г. благодаря шотландскому изобретателю Джону Бэрду, который через два года после этого основал компанию Baird Television Development Company. В 1930-х годах были и другие системы механического телевидения, созданные другими изобретателями, но они не смогли конкурировать с появившимися вскоре электронными системами, более надежными и дешевыми.
В 1906 г. была запатентована трубка Брауна для передачи изображений, созданная изобретателями Дикманом и Глаге. А в 1907 г. петербургский профессор Борис Розинг запатентовал способ электрической передачи изображения. Он смог передать на расстояние только статичное изображение, при этом для его воспроизведения использовал электронно-лучевую трубку, а для передачи — механическую развертку.
Движущееся изображение при помощи электронно-лучевой трубки впервые было передано в Ташкенте в 1928 г. физиком Б.П. Грабовским и его помощником И.Ф. Белянским. Этот опыт был проведен на телевизионном приемнике под названием «телефот».
Важным этапом стало изобретение в 1923 г. в Америке русским эмигрантом Владимиром Зворыкиным иконоскопа — электронной передающей телевизионной трубки, которая сделала возможным электронное вещание.
Регулярное электронное телевещание впервые началось в 1936 г. в Германии, а с берлинской Олимпиады 1936 г. уже велась прямая трансляция при помощи телевизионных камер и системы с кинопленкой для замедленного повтора отдельных моментов.
В СССР регулярное электронное вещание начал в 1938 г. ленинградский телецентр, для чего было создано 20 телевизоров с экраном 13×17,5 см. Они применялись на телецентре в качестве мониторов и во дворцах культуры и заводских клубах для общественного просмотра. В 1939 г. вещание началось и в Москве. Первым в эфир вышел документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). А в 1949 г. стал массово производиться телевизор «КВН-49» с современным стандартом разложения в 625 строк.
Цветное вещание по системе NTSC началось в конце 1953 г. в США. Технология кинорегистрации изображения использовалась для записи телепрограмм, но хранение их было связано со многими трудностями. Проблема была решена с появлением в 1956 г. первого видеомагнитофона. Со второй половины ХХ века электронное телевидение стало стремительно распространяться и приобрело огромную популярность.
В настоящее время во многих странах стремительно развивается цифровое телевидение, при котором передача изображения и звука происходит с использованием цифровых каналов. Стандарт сжатия данных MPEG является его основой.
Источник: www.kakprosto.ru