Их голоса звучали в каждом доме Советского Союза – дикторы Центрального телевидения Гостелерадио Игорь Кириллов и Валентина Печорина были известны на всю страну. В далеком 1957 году они стояли у истоков создания организации, которая единолично решала, что смотреть и слушать советским согражданам – Гостелерадио. Телеканал «МИР» рассказывает о том, как создавалось телевидение СССР, как одевали и готовили к работе ведущих и за какую оговорку дикторам была закрыта дорога на голубые экраны страны.
Телевидение до эпохи монтажа
Фестиваль молодежи и студентов 1957 года: глоток свободы, зажигательная мелодия из-за «железного занавеса». За две недели в Советском Союзе произошли сотни событий, которым по масштабности не было равных. Обо всем этом нужно было снимать как можно быстрее и интереснее.
Именно тогда вместо прежней небольшой студии возникло Центральное телевидение СССР, которое за считанные месяцы захватило умы по всей страны. Появились свои штатные дикторы вместо приглашенных с радио, а контролировал и направлял новое искусство Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Позже в этом названии слова «радио» и «телевидение» поменяются местами, ведь именно телевещание станет первым и главенствующим.
КНДР: диктор оптимистично сообщила об успешном испытании бомбы
По словам Владимира Акопова, режиссера Центрального телевидения СССР, структура вещания не была замкнута на одну республику – все они входили в состав системы Гостелерадио. Слова Акопова подтвержает и знаменитый диктор Центрального телевидения СССР, телеведущий, народный артист России Владимир Березин. «Республики имели свое телевидение, но оно подчинялось центру. Все они финансировались только от Гостелерадио», – рассказал диктор в интервью телеканалу «МИР».
Комитет владел студиями и автопарками, спутниками и передатчиками, декораторскими и гримерными цехами. Свой оркестр, детский хор, звуковой журнал Кругозор с популярными гибкими пластинками, а также научные лаборатории и техническая база – в распоряжении организации были последние технические новинки.
«Когда я начал работать на телевидении, был 1960-й год. Тогда был прямой эфир, камеры, вся техника, кинокамеры – все было наше. Хорошо помню первый видеомагнитофон, который назывался «Электрон». Это большой шкаф на двухдюймовую широкую пленку. Тогда можно было только записать и воспроизвести звук, но монтажа не было», – вспоминает Владимир Акопов.
Начало эры технологий
Новым техническим центром и вещательной башней Гостелерадио обзавелось в 1967-м году – к юбилею Октябрьской революции. Останкинская телебашня – железобетонная перевернутая лилия доносила теле- и радиоволны до самых отдаленных уголков страны. Влияние Гостелерадио стало почти беспредельным. «14 телестудий, съемочные павильоны, редакции, службы, оснащенные современным оборудованием. Отсюда по орбитам уходит в тысячекилометровое путешествие зримый рассказ о времени, который ведет Москва», – звучало в эфире одной из передач 1967 года.
Диктор на Тв
В определенное время, непременно обведенное в программе передач красным карандашом, громоздкие «Рекорды», «Темпы» и «Рубины» собирали вокруг себя целые семьи, друзей, соседей.
«До сих пор в памяти осталось яркое впечатление от увиденного: черно-белые, едва различимые фигурки на экране. Потом много было и черно-белого и цветного телевидения, но я помню этот момент познания и открытия, помню, как телевидение перебросило мост мне, маленькому зрителю. И по этому мостику я бегаю последние 50 лет», – вспоминает Владимир Березин.
Прогуляться по студийным коридорам, попасть на запись передачи в то время могли лишь избранные – герои социалистического труда, космонавты, академики или артисты, которые прошли тщательный отбор.
«Всем заправляли редакторы, люди, которых все боялись, которых все знали. Это были люди, перед которыми многие артисты «пресмыкались», потому что это был единственный человек, который мог открыть калитку в телевизионный мир», – рассказывает заслуженный артист России, певец, шоумен Андрей Билль. Разумеется, двери студий были открыты для тех артистов, которые работали в структурах Гостелерадио. Например, для Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения.
«Когда я туда пришел, я увидел огромные студии. В этот момент я жутко испугался, потому что рядом взорвался один из световых приборов. Как оказалось, это довольно частое явление. Телевидение вообще – это такая большая линза, сквозь которую на тебя смотрела вся страна. Поэтому ты понимал, что тебе нельзя расслабиться, что ты должен подавать пример», – делится оперный певец, президент Фонда национальной культуры имени Чайковского Дмитрий Галихин.
Первые звезды Гостелерадио
Звезда, шоумен – в советские годы таких слов не знали. Но лица с экрана – самые любимые, самые обсуждаемые после киноактеров.
Что за шарфик сегодня на Светлане Моргуновой? Какой ширины галстук у Игоря Кириллова? И когда наконец поженятся Александр Масляков и Светлана Жильцова! Ведь они практически наши соседи, мы все хотим про них знать. И это действительно были люди неординарные – лица эпохи.
«В этой профессии, как правило, были представлены те, кого отбирали по конкурсу, чтобы они производили позитивное впечатление на зрителя, то есть чтобы их любили», – отмечает Владимир Березин, диктор Центрального телевидения СССР. Большинство дикторов, по его словам, пришло на телевидение из Всесоюзного радио. Радийщики даже возмущались: мол, воспитываем кадры, а их сманивают на «вольготное житье». Впрочем, не так все было просто.
«На радио ты должен наиболее выразительно максимально выразительно подать текст. А на ТВ добавляется еще и изображение твое – тут надо не забывать, что тебя видят – держать спину, лицо, не хлопотать лицом, не добавлять эмоций за счет гримасничаний, телодвижений. Некоторые не могли от телодвижений избавиться. Вот это подергивание плечами рефлекторное, головой, руки не спокойны», – отмечает диктор Центрального телевидения СССР, заслуженный артист России Евгений Кочергин.
На заре телевидения профессии нигде не учили – разве что на месте, в студии, перед камерой. Будущие дикторы приходили с радио, из театра, из самодеятельности.
«Конкурс был большой, конечно, 600 с лишним человек на место, нас всего четверых выбрали. Как вы считаете, был отбор и каким он был? Конечно же, отбор был строгий», – вспоминает диктор Центрального телевидения, телеведущая Татьяна Судец в интервью телеканалу «МИР».
Дикторы – фасад Центрального телевидения. Но за кадром оставалось множество сотрудников, которые и создавали знаменитые передачи: писали тексты, снимали на пленку, обеспечивали эфир. «Я вообще по профессии не журналист, я металлург. В то время, в 60-х годах, искали таких более или менее способных ребят, которые могли бы что-то такое придумать и с нуля написать сценарий передачи», – поясняет тележурналист, редактор Казахской студии телевидения в 1964 – 1974 годах Гадильбек Шалахметов.
Что показывало «Время»?
Четыре телеканала и пять радиостанций вещали в стране к восьмидесятым годам. Эфир был разнообразным: молодежные и музыкальные передачи, театральные постановки, народное творчество, спорт. Республиканские студии тоже делали свои программы.
«В то время все, что включалось в Алма-Ате в эфир, появлялось в Москве. И то, что из Москвы мы брали, давали в наш эфир. Именно в этом был смысл центрального телевидения, которое объединяло всех. И в этом отношении у нас была дружная страна. Поэтому мы с нашими коллегами из Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана все время старались работать вместе», – вспоминает Шалахметов.
Главная программа на Центральном телевидении – «Время». Это настоящий официоз: разрешенные новости, правильные лица.Большинство зрителей и даже сами дикторы не задумывались, что с экрана ведется какая-то пропаганда. Коммунистическая идеология – не чуждая, а вполне привычная и даже обыденная.
Что изменилось в России за 100 лет
- Вы просматриваете:
- Главная
- /
- Мастерство
- /
- Креатив программинг
- /
- Профессия «Ведущий»
Профессия «Ведущий»
Для многих карьера ведущего — это цель жизни, самая желанная профессия. Люди хотят, чтобы их узнавали на улице, мечтают быть значимыми. Конечно, надо понимать, что профессия это не легкая, и чтобы стать отличным ведущим, нужно обладать определенными навыками и качествами.
Внешность
Встречают по одежке, и от этого никуда не деться. Телеведущий может не быть похожим на Бреда Питта, но быть стильным и опрятным обязан. В конце концов, недостатки внешности иногда могут стать и изюминкой, «фишкой» человека. Общее правило — это открытое лицо. Зритель хочет видеть человека, который обращается к нему.
Недопустимы такие аксессуары, как черные очки. Одежда зависит от формата передачи и ее аудитории. Подросткам вряд ли понравится строгий костюм, а в серьезной новостной передаче неуместны яркий макияж и кокетливые аксессуары. Но каким бы ни был костюм, он должен выглядеть стильно.
Голос
Тембр голоса и дикция важни как на телевидении, так и на радио. Это очевидно, зрителю должно быть приятно слушать речь ведущего и, естественно, он должен ее понимать. Когда текст не написан заранее профессионалами, ведущий должен оценивать, какой аудитории адресована передача. В зависимости от этого выбираются и лексика, и интонации. В любом случае, ведущий должен отлично знать язык.
Личность
Достигнуть того, что было перечислено, может практически каждый, но хороших ведущих не много. Потому что внешняя атрибутика — это еще не все. Качественный ведущий — это не просто лицо на экране. Это человек, с которым зрителю должно быть интересно. Это личность, обладающая определенным опытом, багажом знаний, харизмой.
Зрителю интересно смотреть на энергичного, доброжелательного человека, эрудированного и находчивого. Ведущий должен не только предоставлять информацию, но и иметь собственный взгляд (если речь не идет о чисто информационной передаче). Работая в передачах с гостями, он должен активно общаться с ними, параллельно координируя процесс разговора.
Больше об этой удивительной профессии рассказал нам известный теле-радиоведущий Петр Фадеев, работавший в передачах «100%», «Всё сразу», «Представьте себе» и других, а так же на радио «Европа Плюс» и «Маяк».
Вспомните начало своей карьеры ведущего. С какими трудностями вы столкнулись?
Это было так давно, что я уже и не помню. У меня, по счастью, все проходило без трудностей, нет никаких трагических историй о том, что я разгружал вагоны или работал 40 лет ночным администратором в какой-то программе и потом меня взяли. У меня вообще не было цели стать ведущим. Я работал и журналистом, и корреспондентом, и режиссером, делал небольшие программки и фильмы.
В 91-ом году попал в кадр первый раз, потом долго в кадре не был. И, с одной стороны случайно, с другой закономерно, в 95-ом стал ведущим программы «Те, кто» с Анастасией Соловьевой.
Какие ошибки чаще всего совершают начинающие ведущие? Как их избежать?
Не хотел бы никого обитеть, поэтому не буду называть имен. Ошибки, конечно, бывают и бросаются в глаза. Если только держать спину и читать текст — это не ведущий, а скорее диктор. Это разные вещи. Чтобы быть хорошим ведущим, нужно быть кем-то еще.
На примере всех наших замечательных ведущих — они все жили какой-то другой жизнью до этого, нет тех, кто может сказать «в 15 лет я стал ведущим, теперь мне 65 и я продолжаю работать». Это как правило люди, которые занимаются еще и чем-то другим .
Какими личностными качествами должен обладать хороший ведущий?
Любознательность, умение слушать, живой глаз, хорошая улыбка. Если ты просто хочешь быть ведущим, скорее всего ничего не получится. Нужно быть интересным любознательным человеком, тогда ты будешь именно ведущим, а не попугаем, который читает по бумажке.
Насколько спланированна такая работа, какова доля импровизации?
Например, в рамках шоу «Холостяк» это все импровизация. Конечно, есть формат, определенные его правила, но в целом никто не пишет текст.
В чем разница между теле- и радиоведущим, что сложнее?
Ничего сложного ни в том, ни в другом. Нет особых отличий. На радио можно не бриться! Если человек интересен, он может быть и радийным ведущим, и телевизионным.
Источник: mediaprofi.org