Для более четкого понимания особенностей научно-популярного телевидения, необходимо видеть разницу между учебной, образовательной и научно-популярной передачами.
Учебная телепередача, фильм — это изготовленная средствами телевидения часть наглядных пособий для изучающих ту или иную научную дисциплину в рамках существующих учебных программ школы, вуза, системы повышения квалификации.
Учебные передачи и телефильмы создаются в помощь лицам, систематически изучающим ту или иную научную дисциплину в объеме существующих учебных программ. Эти фильмы, в отличие от научно-популярных и хроникально-документальных, рассчитаны не на универсальную, а на специальную аудиторию с обязательным использованием методических указаний при подготовке сценариев.
Образовательная телепередача — это телепрограмма, обновляющая и углубляющая знания телезрителя, имеющая самостоятельное значение в системе конкретных знаний в той или иной области науки, культуры, производства, искусства, социальной жизни. Образовательная телепередача ведет зрителя от одной темы к другой в определенной последовательности, основанной на логике и истории научного познания.
Маленькие зелененькие человечки | Космические убийцы | Discovery
Научно-популярные передачи, телефильмы, в отличие от учебных и образовательных, имеют своей задачей пропаганду классических и новых достижений и открытий науки и техники, строятся на основе оригинального сценария с привлечением в качестве участников (консультантов) специалистов определенной отрасли знаний.
Задачи научно-популярного телевидения широки и разнообразны. Оно призвано информировать о наиболее важных событиях в мире науки и техники; пропагандировать новые методы организации производства, новейшие научные достижения; организовывать борьбу за новые научные идеи, направления, изобретения; просвещать и обучать (учебное телевидение); воспитывать эстетические вкусы (программы о музыке, литературе, театре, живописи и т. д.); развлекать (занимательная информация, викторины, передачи о путешествиях, научных сенсациях.); формировать личность комплексно.
Главная цель научно-популярного телевидения — формирование у зрителей научной картины мира, научного мировоззрения.
В современной науке идет активный процесс интеграции научных дисциплин. Возникают междисциплинарные науки (кибернетика), пограничные дисциплины (нейрокибернетика, психолингвистика, физиологическая психология, математическая логика и т. д.). Происходит сближение естественных и гуманитарных наук. Научно-техническая революция выдвигает на первый план целый ряд проблем и среди них — проблему личности, управляющей процессами производства, экономики и т. д. Личностный подход в телепередачах на научные темы должен проявляться ярко и активно.
Телевидение принимает активное участие в пропаганде научно-технических достижений. Все, что может принести пользу производству — новинки отечественной и зарубежной науки и техники, научные труды, расширяющие кругозор, поднимающие культуру и квалификацию кадров, — находит отражение в передачах научно-популярного телевидения.
Загадки подсознания | Сквозь кротовую нору с Морганом Фрименом | Discovery
Содержанием научно-популярных телевизионных передач становится раскрытие сущности таких составных частей современного научно-технического прогресса, как внедрение в решающие области производства новых технических принципов, материалов и технологических процессов; создание новых отраслей промышленности: электронной, атомной, синтетических материалов; дифференциация и интеграция наук.
«Но при всем значении массовой пропаганды науки нельзя отождествлять науку с рассказом о ней… — говорит известный популяризатор науки, ведущий телепередачи «Очевидное — невероятное» профессор С.П. Капица. — Нельзя заменить изучение науки чтением журнала «Наука и жизнь», и не надо думать, что, просматривая передачи о науке, можно чему-нибудь конкретно научиться. Учить людей все-таки надо по-старому — по книгам, лекциям, в лабораториях, путем личного контакта людей, используя ТВ в лучшем случае как вспомогательное средство». «Прикладные» вспомогательные функции научно-популярных передач сводятся к следующему:
1. Функция распространения технической информации.
2. Функция формирования общественного мнения в связи с решением актуальной научной проблемы. Такова, например, проблема защиты окружающей среды от вредных выбросов промышленности. Академик И.В. Петрянов-Соколов, неоднократно выступавший в передаче «Наука сегодня», придерживается мнения, что никакие экстренные защитные мероприятия, никакие самые совершенные очистные сооружения и устройства недостаточны для решения этой проблемы. Для этого нужно, чтобы в сознании всех, от кого зависит принципиальное изменение технологии промышленного производства, произошел перелом, чтобы ученые, специалисты, рабочие, администраторы прониклись идеей о необходимости создания новой технологии.
3. Функция просветительская, заключающаяся в том, что научно-популярные передачи типа «Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная», «Здоровье» и другие расширяют кругозор той части зрителей, которые специально не занимаются этими проблемами.
В пропаганде актуальных научных проблем особое значение имеют передачи, связанные с освоением космоса. Опыт работы отечественного телевидения по освещению совместных полетов космонавтов разных стран обогатил научно-популярное телевидение новыми формами распространения научных знаний.
Научно-популярная пропаганда средствами телевидения во многом связана с особенностями восприятия человеком научной информации. Так, для освоения знаний, особенно естественно-научных, человек должен научиться мыслить понятиями, в то время как телевидение имеет свойство распространять информацию образами. Поиск и создание оптимального сочетания понятийного и образного способов пропаганды науки и есть, по существу, творческий процесс создания научно-популярной телепередачи. Поиск сочетания обоих способов научной информации по телевидению ведет и к особому виду монтажа передачи, который подчиняется логическим законам последовательного изложения научных данных с присутствием элементов эстетического и эмоционального начал. Эти особенности концептуального характера лежат в основе определения жанров научно-популярных передач.
На ранней стадии развития научно-популярное телевидение имело дело только с материалом научных и художественных произведений. По мере своего развития оно получило возможность освещать ход научных экспериментов, причем не только в земных лабораториях, но и в космосе. Каждый комментарий, сопровождающий такую телепередачу, становится первым этапом в осмыслении того или иного события, открытия в науке. Телевидение позволяет ученому-комментатору широко использовать диаграммы, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы, слайды, фотографии, плакаты, причем с укрупнением деталей, имеющих порой решающее значение для понимания проблемы в целом.
К специфическим изобразительным средствам научно-популярного телевидения относятся исследовательская съемка, нередко с помощью микроскопа, динамичные и статичные диаграммы, реконструкция факта, инсценировка.
Одним из наиболее распространенных жанров научно-популярного телевидения является беседа. Беседа в телестудии, в лаборатории научно-исследовательского института может происходить как между двумя-тремя учеными, заинтересованными в решении общих проблем, так и между ученым (учеными) и научным комментатором, журналистом, который свою главную задачу должен видеть в том, чтобы добиться максимума популярности в изложении материала. Если из самого существа ответов ученых вытекает потребность разъяснить сложную проблему, то такую беседу можно иллюстрировать кинокадрами, схемами, мульткадрами.
Научно-популярное телевидение использует различные жанры: репортаж из лаборатории, цеха, интервью с учеными и др. Широко применяется жанр телевизионной экскурсии с участием специалиста. Телеэкскурсии по залам музеев, выставочным залам, памятным местам дают возможность миллионам людей увидеть сокровища русского зодчества, духовной и материальной культуры.
Показ того или иного исторического факта, воссоздание образов героев художественных произведений могут быть осуществлены с помощью научно-популярной инсценировки, которая должна быть решена так, чтобы не нарушалась достоверность и документальность самой передачи, а ведущий (ученый или другие участники — специалисты по исследуемой проблеме) не должен общаться с актерами. Ведущие могут комментировать инсценировку, излагать данные, отталкиваясь от нее, но не «соучаствовать» в ней. Литературный сценарий такой передачи должен предусматривать не только драматургию инсценировок, но и образно-осмысленное, достоверное сочетание художественных элементов передачи с выступлениями подлинных ее участников — ученых, специалистов народного хозяйства.
Интересным жанром научно-популярной передачи является викторина — ответы на вопросы в форме игры. Структура этого жанра открывает широкие возможности для пропаганды научных знаний. Викторина состоит из вопросов и ответов, т. е. представляет собой развлечение, участвуя в котором зритель расширяет свой кругозор. Немаловажным достоинством ее является то, что она пробуждает активность аудитории, способствует развитию любознательности, стимулирует самостоятельные поиски в той или иной области знания. Все это создает благоприятную почву для научной популяризации.
Телевикторина или телеконкурс — художественно-публицистическая, сложнокомпозиционная и многожанровая передача, основанная на импровизации и игровых элементах, с использованием кинофрагментов, театральных и музыкальных номеров, иногда с домашними заданиями зрителям. Основой создания телевикторины являются литературный сценарий (сценарный план) и режиссерская разработка как передачи в целом, так и отдельных ее компонентов.
В связи со сложностью современной науки популярное изложение ее достижений в различных областях весьма затруднительно, поэтому здесь особую роль начинает играть форма, жанр передачи или фильма.
По мере развития журналистики в печати, радиовещании, а затем и на телевидении возникло новое осмысление понятия жанра научной популяризации. Но какие бы коррективы не вносила жизнь в определение этого понятия, всегда действует одна закономерность: единство содержания и формы при ведущей роли содержания.
Например, если в научно-популярной передаче используются элементы теле драмы, привлекаются актеры, фрагменты художественных фильмов, то от этого передача не перестает быть научно-популярной. В чем же принцип деления на жанры? Главный принцип — характер изображения жизненного процесса, уровень его сложности, степень проникновения во внутренний мир человека.
Жанровое разнообразие научно-популярной телевизионной программы основывается на тематическом, научном разнообразии: прежде всего оно вытекает из содержания передач, которое единственное и может подсказать оригинальную форму подачи материала о новостях науки с целью достижения максимальной эффективности той или иной передачи, фильма, научно-популярного вещания в целом.
В годы перестройки научно-популярное телевидение пробрело новые черты: больше внимания стало уделяться не только фундаментальным, но и прикладным наукам, проблемам внедрения научных достижений, открытий и изобретений в жизнь. Среди таких передач интерес зрителей завоевал цикл «Новаторы и консерваторы», включающий содержательные дискуссии, иллюстрированные богатым изобразительным рядом. Этим же целям служит передача «Это вы можете», отмеченная за свою массовость и высокую результативность, за жизненную силу соревновательности и постоянный поиск нового премией, а также передачи цикла «Ярмарка идей», которые готовятся в жанре телеконкурса и состязания зрителей.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что политические, социальные и экономические интересы нашего общества, подготовка и переподготовка кадров для всех областей жизни требуют интенсификации процесса воспитания и образования населения, пропаганды науки. В условиях современной научно-технической революции интенсификация образования немыслима без широкого, многогранного и органичного участия средств массовой информации в системе распространения научных знаний.
Источник: studentopedia.ru
Наука 2.0 смотреть трансляцию онлайн
«Наука 2.0» телеканал, который создавался специально для того, чтобы осветить все достижения отечественной науки. В программное наполнение входят передачи, в которых рассказывается о развитии технического процесса не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Также зрители смогут увидеть документальные фильмы о новейших разработках ученых, узнают принцип работы различных приборов. Еще зрителей ждет знакомство с известными людьми, которые посвятили свою жизнь науке. Зрительскую аудиторию в основном составляют молодые люди в возрасте от 10 до 30 лет. Благодаря нашему виртуальному ресурсу смотреть «Наука 2.0» онлайн можно круглосуточно.
26-04-2020, 19:48 27 316 Ошибка?
Мы используем адаптивный (HTML5) плеер, который поддерживает просмотр телеканалов на различных мобильных устройствах. Теперь вы всегда можете смотреть телеканал Наука 2.0 онлайн на своих iPad, iPhone, iPod или Android гаджетах без каких-либо ограничений.
Источник: tvfresh.org
20 научных сериалов обо всём
Вы узнаете массу интересного о загадках истории и исчезнувших цивилизациях, о тайнах времени и пространства, о гравитации и чёрных дырах, о строении Вселенной и человеческого организма, о теории струн и тайнах человеческого сознания.