Отводка на ТВ это

Костина, Л. С. Язык и выразительные средства подачи телевизионной информации / Л. С. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76878/ (дата обращения: 14.09.2023).

В современном обществе информация может рассматриваться как социально значимое явление, нематериальный ресурс, превращающийся в экономический и политический. В таких условиях роль средств массовой информации в различных аспектах жизни социума возрастает. В статье описывается «телевидение» как средство массовой коммуникации, его роль в современной системе СМИ, а также особенности языка и экранных средств выразительности, используемых для подачи информации.

Ключевые слова: информация, аудитория, средства массовой информации, телевидение, язык, экранные средства выразительности, экранный образ, текст, телевизионная речь.

In modern society, information can be viewed as a socially significant phenomenon, an intangible resource that turns into an economic and political one. In such conditions, the role of the mass media in various aspects of the life of society increases. The article describes «television» as a means of mass communication, its role in the modern media system, as well as the peculiarities of language and screen means of expression used to present information.

Отводок за 5 минут. Простой отводок для начинающих пчеловодов.

Key words: information, audience, mass media, television, language, screen means of expressiveness, screen image, text, television speech.

Современное общество неспособно полноценно функционировать без системы средств массовой информации. Именно из СМИ массовая аудитория черпает представления о мире и окружающей действительности. СМИ реагируют на изменения в социуме, подстраиваются под интересы и потребности аудитории.

Телевидение, несмотря на увеличение значимости интернета, остается значимым сегментом в медиасистеме. В последние десятилетия принципы телевизионного вещания, жанрово-тематическое наполнение эфира, специфика использования выразительных средств претерпели значительные изменения, в том числе и в сфере новостной тележурналистики. Влияние технического прогресса и связанных с ним изменений в потребностях и ожиданиях аудитории вынуждает телевидение искать новые способы подачи информации, которые повысили бы его конкурентоспособность и востребованность у аудитории. Как следствие, новостной телевизионный медиатекст трансформируется, изменяется язык подачи информации, внедряются новые форматы подачи сообщений, позволяющие сделать информацию более доступной и занимательной для аудитории.

Особенности подачи информации, набор и схема применения выразительных средств в значительной мере определяют «лицо» телеканала, делают его узнаваемым для аудитории.

Качественный телевизионный продукт требует соблюдения баланса между использованием технических выразительных средств и содержательной сущностью материала, его информативностью. Благодаря современным технологиям набор доступных телевидению выразительных средств значительно расширился. Выбор выразительных средств зависит от формата, жанра, тематики телевизионного продукта. Специфика их использования определяется творческой задачей, авторской идеей и другими факторами. Кроме того, как справедливо отмечает М. Г. Антонова, использование выразительных форм и средств подачи информации определяется материально-технической базой телеканала [3].

ОТВОДОК НА МАТОЧНИК. СБИВАЕМ С РОЕНИЯ.

Телевизионную информацию можно охарактеризовать как систему ассоциативных образов, формируемых посредством набора знаков и символов. Информационный поток на телевидении обладает значительной силой воздействия на сознание аудитории именно благодаря алгоритму его построения. Важную роль здесь играет то, что телеинформация подается в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, в короткий промежуток времени, текстовая составляющая, как правило, персонифицирована и эмоционально окрашена.

В научной литературе представлены различные подходы к типологии и классификации выразительных средств телевидения. Так, Г. Н. Бровченко, выделяет следующие группы средств экранной выразительности:

1) пластические (свет, цвет, план, ракурс, спецэффекты);

2) звуковые (музыка, шумы, голос);

3) драматургические (тема, идея, композиция);

Схожей точки зрения придерживается и Н. Л. Горюнова. Отмечая, что экранный образ строится на изобразительно-звуковом принципе, то есть объединении средств выразительности в одном кадре с целью одновременного воздействия на аудитории посредством звука и визуальных элементов, исследователь выделяет три группы средств выразительности:

— средства, обеспечивающие пластичность кадра (цвет, свет, план, ракурс, эффекты);

— средства, обеспечивающие динамику (монтажные приемы и пространственно-временные отношения);

— средства, обеспечивающие звуковой образ (голос, музыка, шум, тишина) [5].

А. И. Анохин, указывая на знаковую природу телевидения, выразительные средства разделяет на два типа — условные знаки и изобразительные знаки. Основным условным знаком, используемым телевидением, ученый называет слово, текст, отмечая, что функции текста в тележурналистике значительно отличаются от функций в других типах СМИ. Текстовая составляющая видеоконтента персонифицирована и наделена чертами того образа, который представлен на экране. Телевизионная речь создает при взаимодействии с телеаудиторией эффект непосредственного общения, диалога, что свою очередь формирует эффект доверия [1].

Несмотря на экранную природу телевизионной информации видеоряд не всегда достаточен для понимания сути событий, поэтому смысловая нагрузка в телеконтенте часто ложится на текст. Отсюда требования к тексту — яркость, образность, точность, простота восприятия и краткость.

Г. Л. Ковальчук обращает внимание на неоднородность состава языковых средств телевизионной речи, вобравшей в себя различные жанры и речевые конструкции. Среди основных тенденций можно назвать преобладание в последние десятилетия в телеэфире спонтанной речи, более открытой и непринужденной, что приводит к частым нарушениям норм русского языка. Телевизионная речь насыщена фактами, позволяющими дать более подробную информацию о событии. При этом стремление к более полному раскрытию темы, необходимость высокой оперативности представления контента, представления максимального объема информации в короткий промежуток времени приводит к появлению ряда особенностей телеречи. В числе таких особенностей ученые называют востребованность типизированных речевых конструкций, шаблонов: правоохранительные органы, отметил в своем выступлении, предпринимать все возможные шаги, глава внешнеполитического ведомства и подобные.; употребление аббревиатур и сокращений: полпред, ЖКХ, ЦБ, МИД и т. д.; использование сниженной лексики: беспредел, клик, рулить и пр.; внедрение заимствованной лексики [6].

Важными для телевизионного продукта остаются визуальные образы, дающие возможность воздействовать на сознание аудитории, апеллировать к ее эмоциям.

Композиция кадра — совокупность элементов кадра и их взаимное расположение — позволяет не только представить информацию о происходящем, но и задать его оценку. Среди базовых элементов композиции телевизионного кадра можно назвать границы кадра, его сюжетный центр, масштаб и перспективу изображения, точку съемки, наличие движения.

Технический прогресс и внедрение цифровых технологий позволили в значительной мере улучшить качество телевизионного изображения, что позволило более активно использовать в телевизионной практике такое средства выразительности как крупность плана. Сегодня, например, активно используются дальние и панорамные планы, при этом за счет высокой четкости изображения зритель может рассмотреть детали и почувствовать атмосферу, в которой развивается событие [9].

Среди основных визуальных средств выразительности следует назвать монтаж. Монтаж, по мнению ученых, является одним из наиболее значимых и эффективных инструментов интерпретации действительности экранными средствами. В телевизионной практике сегодня используются четыре типа монтажа.

Наиболее востребованный — формально-описательный монтаж, используемый для последовательно освещения событий. Параллельный монтаж позволяет представить зрителю несколько сюжетных линий одновременно. Менее распространены ассоциативный и контрастный типы монтажа [5].

Значимость монтажа как средства экранной выразительности определяется тем, что соположение двух кадров не только суммирует их смыслы, но и формирует новый смысл, следовательно, последовательность кадров в телевизионном продукте определяет восприятие аудиторией информации, позволяет задать оценки и взгляды на освещаемое событие. Кроме того, монтаж позволяет задать динамику, темпоритм повествования.

Еще по теме:  Айпи адрес ТВ узнать

Исследователи отмечают характерную для современного телевидения тенденцию значительного сокращения средней длины кадра. Сверхкороткие планы, использовавшиеся изначально в монтаже в монтаже рекламных роликов и музыкальных клипов, сегодня все более востребованы и в других видах телевизионного продукта различной тематики.

Клиповый монтаж и сокращение длины кадра задают новый темпоритм повествования на телеэкране. Клиповый монтаж как прием выразительности позволяет сделать повествование более динамичным, привлекательным для современной аудитории, советующим новому темпу восприятия информации. Среди недостатков данного приема можно назвать возможность формирования нецелостного образа, незавершенности смысла, нарушения логики сюжета. Следует отметить, что увеличение темпоритма телевизионного повествования вынуждает журналистов отказываться от сложных форм на вербальном уровне (использование простых, коротких синтаксических конструкций), на уровне монтажа (акцент на динамичность, быструю смену кадров), а также на уровне композиции (яркость кадров, мозаичность, ассоциативность) [9].

Важным визуальным выразительным средством в арсенале телевидения является ракурсная съемка. Ракурс можно определить, как точку и направление съемки, подчеркивающие перспективные изменения размеров объектов в кадре. Ракурсная съемка часто используется в информационных и аналитических телевизионных жанрах. Ракурс определяет угол зрения на объект съемки и в значительной степени задает особенности экранной трактовки события или героя материала. Ракурсная съемка позволяет акцентировать внимание на существенной черте объекта, важном моменте телевизионного повествования, дать пояснения происходящим событиям, подчеркнуть психологическое состояние [8].

Говоря о выразительных средствах телевидения, следует отметить специфику их использования в информационных телевизионных продуктах. Основная задача при создании информационного телепродукта — передать информацию зрителю объективно, без искажения, что в значительной мере ограничивает использование средств экранной выразительности.

В частности, практически не используется трансформация объекта посредством освещения или оптики, минимизирована эстетизация видеообраза. Основной инструмент организации пространства в репортаже, например, — ограничение его рамками кадра так, чтобы смысловой акцент был сосредоточен на наиболее важной части. При съемке редко используются наезды и отъезды трансфокатора, предпочтительным считается сохранение масштаба пространства в одном плане, нестандартная оптика, искажающая перспективу. Система визуальных выразительных средств информационного телевидения опирается на чередование планов различной крупности, при этом длительность плана небольшая. Порядок чередования планов, последовательность кадров задают ритм и тональность информационного сюжета, его эмоциональную окраску [3].

Исследователи отмечают, что в основе используемых телевидением методов выразительности лежит фактор узнаваемость коммуникатора (телеведущего, тележурналиста, спикера и пр.) как носителя информации. Лицо человека в кадре становится основным изобразительно-выразительным средством, поскольку отношение и уровень доверия зрителей к транслируемой информации в значительной степени зависит от отношения к лицу, ее предоставляющему [7].

Аудиальные средства телевизионной выразительности — голос, интершум, музыка, тишина — способны выражать особые смысловые нагрузки.

Речь журналиста или ведущего является одним из основных источников информации для телезрителя, при этом важны не только текстовые характеристики, уже упоминавшиеся выше, но и интонации, тембр, темп речи, поскольку они формируют эмоциональный фон в кадре.

Музыкальное сопровождение — важный эмоциональный инструмент. Музыка в телевизионном продукте при условии допустимости ее использования в конкретном формате может способствовать созданию атмосферы действия, указывать на специфику местности, передавать характерные черты времени.

Использование определенного набора выразительных средств для создания контента телеканала позволяет сформировать устойчивую вещательную модель. Тенденция к алгоритмизации применения аудиальных и визуальных выразительных средств, характерная для отечественного телевидения и проявляющаяся, по мнению исследователей, в числе прочего в практически полном повторении региональным сегментом телевещания моделей общефедерального кластера, способствуют выстраиванию особого информационного потока, присущего конкретному телеканалу. Основными характеристиками можно считать специфику выстраивания сетки вещания, применения выразительных средств и информационное наполнение контента [2]. Таким образом, формат вещания определяется и устойчивыми выразительными средствами, используемыми журналистами. Что в свою очередь позволяет телевизионному каналу приобрести индивидуальность и узнаваемость, сформировать постоянный состав аудитории.

  1. Анохин, А. И. Специфические особенности и выразительные средства информационного телевещания [Текст] / А. И. Анохин // Вестник Чувашского университета. — 2012. — № 1. — С. 276–280.
  2. Антонова, В. И. Проблемы дифференциации жанровых форм медийных текстов в современной теории журналистики [Электронный ресурс] // Огарёв-Online. — 2018. — № 3 (108). — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-differentsiatsii-zhanrovyh-form-mediynyh-tekstov-v-sovremen- noy-teorii-zhurnalistiki.
  3. Антонова, М. Г. Жанровая структура как система основных выразительных средств подачи телевизионной информации [Электронный ресурс] / М. Г. Антонова // Огарев-online. — 2017. — № 6. — Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/zhanrovaya-struktura-kak-sistema-osnovnyx-vyrazitel-nyx-sredstv-podachi-televizionnoj-informacii (дата обращения 12.10.2020).
  4. Бровченко, Г. Н. Сценарий неигрового фильма и экранные средства воплощения журналистского замысла: учебно-метод. пособие [Текст] / Г. Н. Бровченко. — М.: Ф-т журн., МГУ, 2010. — 92 с.
  5. Горюнова, Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана: Учеб. пос. — М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 2006. — 42 с.
  6. Ковальчук, Г. Л. Телевизионная речь: особенности формирования [Текст] / Г. Л. Ковальчук // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2008. — № 1. — С. 67–71.
  7. Маркосян, Д. Г. Система выразительных средств телевидения как инструмент мифологизации личности [Текст]: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.03 / Д. Г. Маркосян. — Москва, 2016. — 165 с.
  8. Новоженина, А. С. Выразительные средства экрана как инструмент в создании толерантной телепрограммы // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2013. — № 4. — Т. 3. — С. 121–123.
  9. Оганесова, Ю. А. Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики [Текст]: дис. … к.ф.н. 10.01.10 / Ю. А. Оганесова. — Воронеж, 2014. — 170 с.

Основные термины (генерируются автоматически): средство, телевизионный продукт, телевизионная речь, выразительное средство телевидения, значительная мера, массовая информация, монтаж, экранная выразительность, музыкальное сопровождение, современное общество.

Источник: moluch.ru

Контракт на телевидении

является оптимальной формой организации телевизионного производства, фиксации и передачи прав собственности и авторских прав. Контрактная структура включает в себя следующие разделы: 1. Общие положения (перечень сторон договора, срок его действия и т.д.). 2. Обязанности работника. 3. Обязанности работодателя (телеорганизации).

4. Ответственность сторон за невыполнение обязательств. 5. Порядок расторжения (пролонгации) контракта и рассмотрения споров. Контракт заключается в соответствии с действующим законодательством о труде, нормами гражданского (авторского) права, Законом о печати и других средствах массовой информации на определенный срок или на время выполнения определенной работы (подготовка передачи, съемка теле- и видеофильма). При заключении контракта может использоваться конкурсный подбор работников (в соответствии с Положением о конкурсном порядке замещения должностей) или оценка профессионального уровня предполагаемого сотрудника художественным советом (специальной комиссией).

Источник: voluntary.ru

Проблемы терминологии телевизионных систем наблюдения

Старая проблема, которая многократно обсуждалась в статьях разных авторов и которая касается различных направлений систем обеспечения безопасности, связана с используемой терминологией. Вопросы терминологии обсуждались уже много раз, но, тем не менее, остаются проблемы. Можно, конечно, говорить, что большинство терминов определены в государственных стандартах.

Однако и в стандартах некоторые термины (к сожалению) либо сформулированы, либо используются некорректно. Кроме того, очень часто в периодической печати, в монографиях и, тем более, в выступлениях встречается ситуация, когда термины не соответствуют тому, о чем пишет автор или говорит оратор, либо используются просто «не к месту», использующие его не понимают правильно, что он означает. Поэтому имеет смысл лишний раз повториться и обсудить еще раз некоторые вопросы терминологии в области телевизионных систем наблюдения [1].

Еще по теме:  Как установить Яндекс Браузер на Смарт ТВ Сони бравиа

Как известно, в общем случае любая система безопасности должна обеспечивать поддержание безопасного состояния объекта, предотвращение, обнаружение и ликвидацию угроз жизни, здоровью, имуществу, информации и ресурсам [2]. В этом перечне важнейший элемент — обнаружение угроз объекту, по возможности, на наиболее ранней стадии до нанесения существенного ущерба.

Без обнаружения угрозы невозможно решение всех остальных перечисленных выше задач системы безопасности. Телевизионная система наблюдения (ТВСН) позволяет обнаружить преступление, а значит дать возможность своевременно остановить его. Очень полезной может быть и возможность контролировать происходящее на объекте в процессе совершения преступления. Обычно важен и последующий этап, анализ произошедшего после совершения преступления и использование данных ТВСН для следствия и доказательной базы.

Таким образом, ТВСН может быть эффективной на всех этапах предотвращения, обнаружения и противодействия несанкционированным действиям на объекте или вблизи него и решать все упомянутые выше основные задачи системы безопасности. Это в полной мере относится не только к охранному телевидению, которое определяет стандарт [3], но и к другим ТВ-системам наблюдения, решающим разнообразные прикладные задачи.

Вопросы терминологии, несмотря на имеющиеся стандарты, остаются и сейчас достаточно острыми. Например, даже в ГОСТ Р [3] присутствуют некорректные термины, к примеру такие, как «видеокамера» вместо «телекамера». Еще в большей степени это относится к публикациям в специализированных изданиях.

Поясним некоторые особенности применяемой терминологии. Государственный стандарт [3] определяет основные термины, касающиеся частного случая ТВСН -систем охранного телевидения. Так, в соответствии с ГОСТ Р, система охранная телевизионная (СОТ) — это телевизионная система замкнутого типа, предназначенная для получения телевизионных изображений с охраняемого объекта в целях обеспечения противокриминальной защиты.

Термин, который используется в ГОСТ Р, — системы охранные телевизионные — вызывает вопрос, а почему область применения ограничена только охранными системами? Ведь системы ТВ-наблюдения могут выполнять значительно больше функций, чем только охрана. Например, решают задачи информационной, технологической, антитеррористической и других видов обеспечения безопасности.

И могут решать задачи не только обеспечения безопасности (прямо или косвенно). К примеру, подсчет посетителей магазина — это организационная или маркетинговая задача. Другой пример, дистанционный контроль радиационно-опасных помещений или наблюдение за ситуацией на дорогах — это не охрана. А охрана — это лишь одна из составляющих безопасности.

Поэтому, с точки зрения автора, в дальнейшем целесообразно вместо термина системы охранные телевизионные использовать термин системы телевизионного наблюдения как более общий, не ограничивающий область применения только охраной.

Далее, поясним некорректность использования терминов видеонаблюдение и видеокамера в ТВСН, к сожалению, достаточно часто имеющее место.

Существует два вида действий, связанных с наблюдением, — теленаблюдение (или телевизионное наблюдение) и видеонаблюдение.

Видеонаблюдение — это наблюдение, осуществляемое непосредственно (глазами человека) или с помощью дополнительных оптических средств (между глазами человека и наблюдаемым объектом), например бинокля. При этом оптический сигнал без принципиальных преобразований физической формы от объекта наблюдения попадает на сетчатку глаза. Так человек, наблюдающий за некоторой зоной без каких-либо технических средств или использующий, к примеру, бинокль, ведет видеонаблюдение. Но это принципиально отличается от телевизионного наблюдения (теле-видеонаблюдения), о котором ведется речь.

В терминах телевизионное наблюдение, телевидение первая часть слов теле-, как известно, обозначает дистанционно. Телевидение — это формирование и передача видеосигналов на расстояние для отображения потребителю. То есть устройства формирования видеосигнала (телевизионная камера) и получатель видеоизображения (монитор, видеорегистратор и т. п.) пространственно разнесены. Таким образом, при теленаблюдении оптический сигнал преобразуется в электрический (другая физическая форма представления), передается по каким-либо каналам связи и, затем, преобразуется снова в оптический, воспринимаемый глазом человека.

Проанализируем термин видеокамера. Например, в терминологическом словаре [4] дается следующее определение. Видеокамера — оптико-электронное устройство для съемки движущихся объектов и сопровождающих звуков на магнитную ленту.

А стандарт [5] определяет видеокамеру как «конструктивное объединение малогабаритных телевизионной камеры и кассетного видеомагнитофона», т. е. устройств для формирования видеосигнала и записи его, без передачи на расстояние для последующего преобразования в видеоизображение. Тот же смысл и в определении, приведенном в [6], -«видеокамера для охранного видеоконтроля и наблюдения: малогабаритные, конструктивно объединенные телекамера и кассетный видеомагнитофон, скрыто устанавливаемые в охраняемой зоне». Кстати в ГОСТ Р [3] и в ключевых словах, и местами в тексте используется правильный термин телевизионная камера (телекамера), а не видеокамера.

Поэтому некорректно использовать термины видеонаблюдение, видеокамера, система видеонаблюдения в рассматриваемых задачах.

Определим еще одно понятие, непосредственно связанное со структурой системы ТВ-наблюдения, а именно система замкнутого телевидения (СЗТВ, англ. CCTV), зачастую неправильно используемое.

Система замкнутого телевидения — это телевизионная система, сигналы которой доступны только ограниченному кругу пользователей. Первоначально доступность определялась только физической замкнутостью системы. Однако развитие систем передачи информации, в частности использование компьютерных сетей, привело к расширению этого понятия. Сейчас можно говорить о двух составляющих ограничений СЗТВ.

Во-первых, видеосигналы и другая информация в такой системе сосредоточены в некоторой замкнутой цепи или сети. Так, в отличие от систем замкнутого ТВ, в системах вещательного телевидения сигнал доступен всем практически без ограничения или с ограничениями, преодоление которых возможно для всех (например, необходимо иметь телевизионный приемник с антенной для пользования эфирным телевидением или при условии абонентской платы любым желающим — кабельным телевидением).

Во-вторых, системы замкнутого телевидения — это системы, имеющие круг пользователей, жестко ограниченный системой контроля доступа к просмотру видеоизображений, программированию устройств и другим операциям и определяемый корпоративными правилами. В отличие от такой системы, к примеру, система кабельного телевидения позволяет получить доступ к видеоинформации любому пользователю при выполнении определенных доступных всем правил.

Понятие замкнутой системы телевизионного наблюдения напрямую применимо к ТВСН, имеющим собственные каналы связи, используемые только для целей этой системы, например коаксиальный кабель или витые пары. В таком случае число возможных санкционированных пользователей жестко ограничено организационно и/или программно, поскольку другие пользователи (несанкционированные) не имеют прямого доступа к самим каналам связи. В этом примере присутствуют оба упомянутых выше ограничения.

Однако в связи с развитием технологий передачи информации появилась возможность использовать общие с другими информационными системами каналы связи. В первую очередь это касается компьютерных сетей.

Если в «традиционных ТВ-системах» доступ к каналам связи и, следовательно, к информации имели только санкционированные пользователи, то при наличии общих каналов их используют (хотя и для других целей) и пользователи, не имеющие отношения к системе ТВ-наблюдения. Ясно, что в таких случаях применяются специальные средства защиты информации и разграничения доступа в одних и тех же каналах связи, т. е. в одной и той же физической среде передачи видеосигналов. В данном примере присутствует только вторая составляющая ограничений, упомянутых выше. Однако, по крайней мере теоретически, появляется возможность попытаться получить несанкционированный доступ к ТВ-информации, используя возможность свободного физического доступа к самому каналу связи. Поэтому с этой точки зрения имеет смысл ввести классификацию ТВ-систем следующим образом.

■ Замкнутые системы, т. е. системы ограниченного доступа к информационным ресурсам, имеющие собственные каналы связи.

■ Квазизамкнутые системы — системы ограниченного доступа к информационным ресурсам, но использующие общие (физически) с другими системами каналы связи и, к примеру, кодовое разделение сигналов разных систем в одном канале связи. Так, одна и та же локальная компьютерная сеть предприятия может применяться как для ТВСН, так и для других целей.

Еще по теме:  Фильм ликвидация когда по ТВ

■ Открытые — это системы с неограниченным доступом к информационным ресурсам.

Здесь мы не учитывали возможность несанкционированного доступа к каналам связи, например прямого подключения к кабелю или витой паре. Эта тема относится к вопросам защиты информации.

К сожалению, в технической литературе часто имеет место не только некорректное использование упомянутых выше различных терминов, но и неверное сравнение и классификация устройств и систем [7].

Например, сравнивается «CCTV и IP-телевидение». Это все равно, что сравнивать красное и большое. «CCTV» — это система замкнутого телевидения, т. е. термин, определяющий структуру ТВ-системы. А «IP» — это протокол передачи сигналов в системе. Система замкнутого телевидения может либо использовать, либо не использовать каналы связи на основе TCP/IP протоколов. С другой стороны, IP-протокол может использоваться как в замкнутой, так и в открытой или квазизамкнутой системе.

Другим примером может служить словосочетание «CCTV-камера». А это несвязанные понятия — ведь одна и та же телекамера может использоваться как в системе замкнутого телевидения, так и в открытой или квазизамкнутой системе.

Определим также понятие цифровой видеорегистратор (ЦВР). Цифровой видеорегистратор — это устройство, осуществляющее запись видеосигнала в цифровой форме на некоторый носитель (запоминающее устройство). Применительно к ЦВР используются различные термины, рассмотрим некоторые из них.

Достаточно часто используемый термин «автономный» (Stand Alone) означает, что устройства не связаны с другими системами, т. е. не объединены в некоторую сеть. Здесь имеется в виду не только компьютерная сеть, но и любая другая. Например, мониторинговая, по телефонному каналу. Таким образом, автономный — это ЦВР, не имеющий функций по объединению в сеть.

Термин автономный может применяться и к ТВ-системе в целом, а не только к отдельному ЦВР. В этом случае в ее состав может входить и ЦВР с сетевыми возможностями, которые не используются в системе. Тогда система будет автономной.

Используемое зачастую деление ЦВР на устройства, построенные на базе ПК (PC-based в английской терминологии) -стандартного персонального компьютера — с добавлением некоторых аппаратных и программных средств, и ЦВР на основе специализированных вычислителей представляется неудачным. Если сравнивать такие видеорегистраторы, то здесь нет четкой грани.

Например, сугубо специализированный ЦВР, имеющий жесткий диск с установленной операционной системой (ОС), может выполнять все функции обычного ПК. Кстати, некоторые специализированные ЦВР комплектуются стандартной клавиатурой и мышью, что даже внешне подчеркивает минимум различий с ПК. Зачастую основное отличие состоит в способе хранения ОС — на диске или в микросхеме памяти.

То есть с точки зрения пользователя это связано с устойчивостью ЦВР к сбоям -как и за какое время в последнем случае можно восстановить работоспособность. Скорее надо говорить об устройствах со стандартной ОС или со специализированной. Хотя и здесь нет четкой грани или различия.

Поэтому целесообразно оставить деление ЦВР на устройства с ОС или устройства с аппаратно-программной реализацией обработки видеосигналов.

Деление ЦВР на устройства на базе ПК и автономные (т. е. PC-based и Stand Alone) некорректное. В этом случае сравнение ведется по разным признакам -конструктивному решению в первом случае и отсутствию или наличию сетевых возможностей во втором.

Другая сторона защищенности ЦВР -устойчивость к компьютерным вирусам. С этой точки зрения важно, происходит ли обмен исполняемыми объектами между ЦВР и другими устройствами (например, по сети). Этот вопрос не стоит для автономных ЦВР. А для сетевых ЦВР (с ОС) важна структура сети и взаимодействие внутри нее.

Фактически различий у ЦВР на универсальных и специализированных ПК нет. И там и там будут присутствовать одни и те же элементы. Что является носителем ОС — дисковое запоминающее устройство или ПЗУ — вряд ли принципиально.

Сейчас широко используется термин сетевой видеорегистратор (СВР, англ. NVR). По умолчанию подразумевается, что это сетевой цифровой видеорегистратор, предназначенный для приема и передачи видеоинформации по компьютерным сетям, чаще всего поддерживающим протоколы TCP/IP.

Хотя формально любой ЦВР, имеющий функции объединения в некоторую систему или специализированную сеть, к примеру с использованием интерфейса RS-485, также является сетевым. Только способ организации сети другой. Но поскольку этот термин уже можно считать устоявшимся, имеет смысл его использовать именно применительно к ЦВР для компьютерных сетей и для работы с сетевыми камерами.

Хотя корректным будет деление ЦВР на автономные и сетевые. А уже последние подразделять по типу используемого интерфейса.

Заметим, что деление видеорегистраторов на сетевые и цифровые достаточно условное. Прежде всего, надо понимать, что деление видеорегистраторов на цифровые и сетевые некорректное, поскольку и те и другие используют цифровую обработку и запись в цифровой форме. Кроме того, современные ЦВР высокого класса имеют возможности по работе как с аналоговыми камерами, так и с сетевыми. А термин сетевые говорит о канале связи с телекамерами, а не о способе обработки видеосигналов.

Рассмотренные выше вопросы, конечно, не исчерпываю всего списка проблем терминологии в области ТВ-наблюдения, но, тем не менее, можно считать их наиболее часто встречающимися и требующими первоочередного решения.

Стоит, возможно, подумать о том, чтобы учесть что-то из обсуждаемого ниже при разработке новой версии ГОСТ Р.

В следующей статье будет рассмотрен еще один вопрос, непосредственно связанный с темой данной работы, а именно вопрос корректной классификации и сравнения различных устройств ТВ-систем наблюдения. Очевидно, что эта тема непосредственно связана с поднятыми выше вопросами терминологии, поскольку применение некорректных терминов или их некорректное применение влечет и ошибки в сравнении и классификации различных устройств. К тому же это связано и с правильным пониманием функциональных возможностей оборудования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С. А., Волхонский В. В., Суханов А. В. Телевизионные системы наблюдения. Основы проектирования. СПб: Университет ИТМО, 2015.

2. Волхонский В. В., Малышкин С. Л. Проблемы терминологии в области методов и средств обеспечения безопасности // «Алгоритм безопасности». 2013. № 3. С. 18-21.

3. ГОСТ Р 51558-2008. Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний // Введ. 17.12.2008.

М.: Стандар-тинформ, 2009.

4. Новикова Е. Г., Петраков А. В., Рабовский С. В. Бизнес — Безопасность — Телекоммуникации. Терминологический словарь. М.: Радио и связь, 2001.

5. ГОСТ21879-88. Телевидение вещательное. Термины и определения // Введ. 01.01.1990. М.: Стандартинформ, 1990.

6. Системы охраны и безопасности объектов. Термины и определения: РД 25.03.001-2002. М.: Стандартинформ, 2002.

7. Волхонский В. В., Волковицкий В. Д. Цифровые видеорегистраторы. Термины, определения, классификация// «Безопасность, достоверность, информация». 2008. № 1. С. 64-66.

8. Руководство по созданию комплексной унифицированной системы обеспечения безопасности музейных учреждений, защиты и сохранности музейных предметов // А. В. Богданов, В. В. Волхонский, И. Г. Кузнецова и др. Ч. II. СПб: Инфо-да, 2014.

Источник: «Алгоритм Безопасности» № 1, 2016 год

Источник: www.aktivsb.ru

Оцените статью
Добавить комментарий