Первая ТВ передача в России

13 мая 1991 в 17.00 — в эфир выходит программа «Вести» — первая программа Российского телевидения.

Первый десятиминутный выпуск предваряется ставшей легендарной заставкой — тройкой лошадей. Ведет программу Светлана Сорокина. «Сегодня появилось новое, республиканское телевидение, телевидение России, — говорит она. — Наверное, наши новости во многом будут перекликаться с другими, но они будут – и очень! – отличаться.

Единственное, в чем мы полностью совпадем, — в прогнозе погоды». Два других выпуска выходят в тот же день, в 20.00 и 23.00. Ведущими «Вестей» станут Юрий Ростов, Александр Гурнов, Евгений Киселев, Владислав Флярковский, Сергей Доренко. Четвертый выпуск «Вестей» в день начнет выходить в эфир с 20 января 1992 года, ведущие — Арина Шарапова и Сергей Возианов.

«Вести» станут первой программой РТВ – российского телевидения – и холдинга под брендом Всероссийской государственной теле- и радиокомпании. Гендиректором ВГТРК назначен Анатолий Лысенко, председателем – Олег Попцов, а генеральным директором РТВ — Сергей Подгорбунский.

ОВР Шоу: Русский Брынзя

Были созданы четыре студии — информационная «Вести», публицистическая «Республика», художественная «Лад», развлекательная «Артель».

С 1989 года в РСФСР вынашивалась идея организации Российского республиканского телеканала. К этому времени во всех союзных республиках, за исключением России, уже существовали собственные республиканские телеканалы.

13 июля 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР учреждено Государственное телевидение и радио РСФСР.

14 июля 1990 года постановлением № 107-1 Президиума Верховного Совета РСФСР была образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания. Председатель Совета Министров РСФСР Иван Силаев способствовал приобретению здания для ВГТРК, из которого могло бы вестись теле- и радиовещание.

«Мы с самого начала сформулировали для себя цель — цивилизованная информация, — скажет в интервью, посвященном десятилетию программы, Олег Добродеев, по приглашению Лысенко возглавивший службу информации. — Конечно, иногда случался эмоциональный перехлест, некоторые программы были излишне политизированы. Но тогда слово «демократия» для нашей страны было настолько чистым, что ради этого можно было рискнуть очень многим. И люди, которые пришли на РосТВ, безусловно, рисковали: в случае неудачи они могли оказаться на улице с волчьим билетом. Например, продолжить «карьеру» на радиоточке ВДНХ — судьба очень многих проколовшихся редакторов и дикторов. Конечно, «Вести» были жестко политизированной программой…»

«Мощной пропагандистской кампанией, в которой не брезговали никакими средствами», назовет борьбу за российское вещание в мемуарах тогда глава Всесоюзной государственной телерадиокомпании Леонид Кравченко, из подчинения которого в итоге ушла вторая кнопка.

В российском парламенте создать новый, российский, канал требует автор программы «Пятое колесо», депутат РСФСР и будущий руководитель Петербургского телевидения Белла Куркова, а также министр печати РСФСР Михаил Полторанин. К ним присоединяются депутаты российского парламента и интеллигенция. 11 ноября 1990-го на встрече с Борисом Ельциным Михаил Горбачев соглашается передать второй канал Центрального телевидения Всероссийской телерадиокомпании.

ОВР Шоу: Квизляндия

«Совещание по вопросам организации телерадиовещания Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК)» состоялось 29 марта, а протокол к нему Кравченко подписывает 9 апреля. На документе уже стоят подписи Михаила Полторанина и Олега Попцова. Согласно протоколу, с 13 мая и ежедневно ВГТРК будет вещать по 6 часов 15 минут.

Новая студия располагается на «Яме» – по 5-й улице Ямского Поля. Здание, принадлежавшее ранее Министерству строительства в районах Урала и Западной Сибири СССР (проектировщик ГУЛага), передано решением российского премьера Ивана Силаева.

Новое телевидение страдает от хронического безденежья. Для производства программ не хватает ни монтажных, ни операторских, и телевизионщики разрываются между «Останкино» и новым зданием. «Когда в одной из передач РТВ Владимира Буковского пригласили на прогулку по зданию на 5-й улице Ямского Поля, то смогли предоставить ему из телевизионной техники только канцелярские чашки, телефоны и циркулярную пилу, — отмечает летом 91-го журналист Сергей Фомин. — Тот способ, каким перед глазами зрителей появляется вот уже в течение двух месяцев все, что выходит под маркой Российского телевидения, — одна из величайших загадок нашего странного времени».

Телевизионный критик «МК» Элина Николаева пишет в те дни: «Чем же отличается служба новостей России от Союза? Ну, во-первых, это подход к информации. В каждом выпуске «Вести» исходят из объективных приоритетов дня, из того, что люди хотели бы услышать. Все наиболее талантливые журналисты ТСН собрались в «Вестях». Не повезло лишь Митковой.

Когда Карабас-Барабас Центрального телевидения начал наводить «порядок» в своем балаганчике, она не сумела вовремя сориентироваться, что привело к нравственно-моральному конфликту с Гурновым. И вот результат: Татьяна не у дел, выступает на заводах и фабриках, встречается с народом, а Гурнов – один из ведущих «Вестей»».Что касается редакционной политики, то, «как только РТВ получило свободу от Кравченко, тут же была установлена своя внутренняя цензура по принципу «не навредить»». Николаева отмечает в статье: «Российская информационная служба должна руководствоваться здравым смыслом. Например, избегать резких, немотивированных выпадов в адрес президента, сказал Добродеев и внимательно посмотрел на аппарат правительственной связи».

Сам Добродеев в интервью «Коммерсанту» скажет позже о роли программы так: «Вообще, с 13 мая по 19 августа 1991 года был совершенно особенный период, когда «Вести» собирали невероятную аудиторию. Мало какая телевизионная программа сыграла такую политическую роль в истории страны. 19 августа, когда появились военные, нам на два дня перекрыли вещание, но «Вести», тем не менее, выходили прямо с Ямского Поля».

Во время октябрьских событий 1993-го «Вести» окажутся единственной программой новостей, выходящей в прямой эфир из резервной студии каждые полчаса. Что касается отношения к Борису Ельцину, то оно радикально изменится в 1994-м, в связи с началом войны в Чечне. В 1996-м Ельцин уже публично раскритикует программу за «чернуху».

«Вести» отличались авторским подходом, и на фоне официозного «Времени» это — новаторство, но именно тогда в профессиональной среде возникает вопрос о соотношении фактов и мнений в новостной программе. «Ведущие решили не только сообщать о событиях, но и объяснять их смысл аудитории, — отмечает профессор Сергей Муратов. — Мнения о фактах подчас становились важнее фактов. Не удивительно, что многие из ведущих ощутили «Вести» едва ли не как свою авторскую программу.

Комментарии А. Гурнова, Ю. Ростова, В. Флярковского и вошедшей в команду С. Сорокиной все чаще превращались в маленькие публицистические выступления». Впрочем, именно этим и запоминается программа – «прощалками» Светланы Сорокиной. «Как-то в программе очередных «Вестей», посвященных чеченским событиям, — добавляет Муратов, — после рекламы моющих средств Сорокина заметила: совесть генералов, развязавших чеченскую войну, не отмыть даже этим средством. Подобное высказывание, вырвавшееся, так сказать, «от души», подкупило немало зрителей. Ведущая не робот, и нельзя лишать ее права на отношение к тем событиям, о которых она сообщает. «Национальным достоянием» назвал руководитель ВГТРК Олег Попцов слезы Сорокиной, которые навернулись у нее на глаза, когда она сообщала о начале военных действий в декабре 1994 года».

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА — эпоха перемен»

Источник: ed-glezin.livejournal.com

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Прежде чем приступить к рассмотрению этапов становления детских телевизионных программ России, следует дать определение такому понятию как детское телевидение. Профессор кафедры тележурналистики Академии медиаиндустрии Вилен Васильевич Егоров определяет его как «систему направленных телепрограмм, адресованных самому юному поколению зрителей – дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста.

Цель таких программ – всестороннее воспитание и образование детей и юношества. По жанрам и формам детское телевидение весьма многообразно: сказки, публицистические программы, приключенческие, научно-фантастические, научно-популярные фильмы, встречи с интересными людьми, викторины, конкурсы, мультфильмы». [Егоров В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии] Другое определение дает директор киношколы «ШАГ» Антон Ломоносов: «ТВ для детей – это фильмы-сказки, фильмы-истории для ребят, на примере которых подрастающее поколение в значительной степени формирует свои этические нормы, взгляд на жизнь, нравственные и духовные позиции, просто черпает знания». [Журнал «Broadcasting.

Еще по теме:  Как узнать айди на Триколор ТВ через пульт

Телевидение и радиовещание» №2, 2007, Антон Ломоносов] Эксперт Государственной Думы по детскому телевидению, Анна Геннадиевна Коготько утверждает, что главные задачи современного телевещания заключаются в «ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирование у него любви к Родине, ее прошлому, привитие детям чувства гордости за свою страну, уважение к языку и народным традициям». [http://www.kroutov.ru/content/rgs/rgs13.shtml] К основным функциям детского телевидения Анна Геннадиевна относит культурно-просветительскую и воспитательно-образовательную, в меньшей мере говоря о развлекательном аспекте. По ее словам, последняя упомянутая функции необходима для поднятия настроения и мотивации детей, тогда как первые две позволят младшим зрителям усвоить нормы общественного поведения, закрепить знания, полученные в школе, а так же расширить свой кругозор. Приведенные характеристики, цели и задачи были описаны исследователями на современном этапе развития отечественного детского телевидения. Теперь же мы обратимся к истокам возникновения детского направления в телевидении и рассмотрим этапы его формирования.

Становление российского телевидения началось в 1930 году, когда в лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве разработали механизм, способный по радиоволнам передавать изображения. И уже в конце апреля – начале мая 1931 года лаборатория могла передавать на расстояния неподвижные фотографии известных деятелей страны и актеров. Спустя пять месяцев после первых опытных передач, картинка в телеэкране ожила. 1 октября 1931 года центральные газеты сообщили новость о том, что в Москве начинается регулярное телевещание. Долгое время «движущееся изображения» было немым, звук появился только в 1934 году. [История тележурналистики в России, Юровский]

Телевидение развивается, набирая все большую популярность во многих социально-демографических слоях аудитории, в том числе и детей, что предполагает трансляцию детского контента. И действительно, практически с момента зарождения и вплоть до 50-тых годов прошлого столетия юным зрителям показывали художественные фильмы, телеспектакли, представления и мультфильмы. К тому же, в 1939 году на телевидении вышла первая детская передача «С новым годом».

В это же время в Ленинградском телецентре выходит первый телевизионный журнал «Телевизор», а так же передача «Веселая эстрада».

В период Великой Отечественной войны телевещание приостанавливается. Однако, несмотря на вынужденное прекращение вещания, уже 1 января 1946 года по Московскому телевидению был показан концерт детской художественной самодеятельности.

В 1951 году вместе с появлением Центральной студии телевидения появляются первые редакции по направлениям: детские, общественно-политические, информационные, литературные и другие. Такая дифференциация ускорила процесс развития и становления детского телевещания в стране. Так, например, редакция начинает собственное кинопроизводство – запись телеспетаклей. Технологию прямого эфира заменили записью: на театральной сцене играли актеры, их снимали дублями на кинокамеру, стоявшую в зале в одном положении, позже проявляли запись и делали монтаж. Кроме того, по словам Г. А. Галочкиной детские передачи начинают регламентировано выходить каждую неделю в воскресенье. [Телевизионное вещание для детей и юношества, Галочкина, диссертация]

В 50-ые, 60-ые годы число телепрограмм растет; появляется определенная периодичность. Кроме того, передачи ставят в сетку вещания, исходя из рекомендованного распорядка дня ребенка. В 1951 году появляется научно-популярная программа «Путешествие по СССР»; «Умелые ручки», которая позже разделилась на две программы, для младшего возраста и для детей постарше.

Еще одна программа – «Выставка Буратино» была ориентирована на самых маленьких зрителей. Выходила она раз в месяц по субботам, и с экранов малышей приветствовал Художник (Борис Курчевский – заслуженный деятель искусств РСФСР) и Буратино. Вдвоем они рассматривали рисунки, которые ребята присылали в редакцию, давали советы, а так же показывали и рассказывали об известных художниках. То есть, мы видим, как происходит расслоение телепрограмм по возрастным категориям.

С середины 50-ых детям отводят больше эфирного времени. Появляется «Клуб интересных встреч» для старшеклассников, «Пять рассказов об искусстве», «Пионерский театр», «Книжная полка».

Новый этап развития детского отечественного телевидения – Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» в 1960 году. В документе всем студиям телевидения предписывалось в обязательном порядке транслировать детские программы не менее одного часа в день. Для подростков появляются программы «Бери с коммунистов пример», «Путешествие в семилетку», «Здесь свершалась революция», программа Коммунистической партии Советского Союза «Сегодня, завтра и через 20 лет», «В эфире – старшеклассники», Для пионеров выходят «Школьные вести», «Дела пионерские», «ТАП» (Телевизионное агентство «Пионерия»). [«Сравнительный анализ детских телеканалов в России и Германии» Н.В. Шохина, диссертация]

В эти же годы намечается тенденция перехода от разовых передач к цикловым. Для привлечения детей к научно-познавательным программам журналисты-телевизионщики изобретают новые способы подачи информации, экспериментируют с формой и жанрами. Так появляется документально-игровая многосерийная пьеса, документально-игровой очерк, журнал, викторина, иллюстрированные выступления, беседы. В эфир выходит много программ воспитательного и эстетического характера: телевизионный театр, журналы об изобразительном искусстве — «Радуга, «Холст», музыкальные передачи — «Жаворонок», «Необыкновенный ключ», «Путь к музыке». В жанре портретный очерк появляется «Жизнь замечательных людей», а в форме олимпиады передача «Путь в науку». Развиваются детские спортивные программы, такие как «Веселые старты» и «Школа начинающего спортсмена». [Телевизионное вещание для детей и юношества, Галочкина, диссертация]

В 1963 году появляется программа, которая выходит в эфир и сегодня — «Спокойной ночи, малыши». Она сначала выходит в прямом эфире, состоит из закадрового текста и картинок, а затем для маленьких зрителей играют небольшие пьесы и кукольные спектакли с участием Буратино, Мямлика, Тепы, Шустрика. Частыми гостями программ становились дети, а так же актеры, которые рассказывали сказки. Привычные Филя, Хрюша, Каркуша и Степашка появились в конце 60-ых, начале 70-ых, а последним к куклам присоединился Мишутка.

Еще одна любимая передача советских детей – «Будильник». Каждое воскресное утро мальчики и девочки смотрели на экранах мини-спектакли, выступления детских коллективов и слушали рассказы своих кумиров.

Дальнейший количественный рост детских телепрограмм связан с введением в эксплуатацию телецентра «Останкино» в 1967 году и последовавшее за этим увеличение объема телевещания.

Многие исследователи, в частности А. Г. Когатько, Галочкина, А. Я. Юровский, говорят о расцвете детской телевизионной журналистики в 70-ые, 80-ые годы прошлого столетия. Жанрово-тематическое разнообразие позволило и самым маленьким телезрителям, и подросткам выбрать на телеэкране программы по своему вкусу и интересам.

В этот период на ленинградском телевидении, вещавшем практически на всю страну, выходит первая игровая телепередача для пионерских отрядов «Один за всех и всех за одного». «Мы стали делать первые в России телеигры. Тогда даже понятия такого не было, а еще не было никакой возможности смотреть программы не то что западных студий, но и социалистических стран. Это вынуждало все изобретать самим. Единственным, кто работал в том же жанре телеигры, был Владимир Ворошилов. Он вел «Аукцион», «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни». Мы внимательно следили за работой друг друга, отправляли телеграммы, поздравляли с творческими находками», – рассказала в своем интервью журналу «Теле-Спутник» Тамара Максимова, редактор телепередачи.[http://www.telesputnik.ru/archive/27/article/20.html]

Еще одно новшество 70-ых – создание в детской телепрограмме сюжетно-ролевой игры. Именно этот принцип был заложен в основу новой программы Эдуарда Успенского «АБВГДейка». Она и сегодня выходит каждую субботу на телеканале ТВЦ, более 40 лет умело совмещая учебу и игру для дошкольников.

В 1976 году выходит еще одна любимая передача советских детей – «В гостях у сказки». Состояла программа из беседы ведущей, Валентины Леонтьевой, с телезрителями, где она рассказывала о новом художественном фильме для детей, истории его создания, режиссере, сценарии; просмотра этой киноленты, а завершалась вопросами о просмотренной сказке. В рамках телепрограммы с телезрителями держали обратную связь – призывали присылать в редакцию свои ответы, поделки, рисунки, которые показывали и обсуждали в конце программы.

Стоит сказать и о развитии на телевидении подвижных спортивных игр для детей всех возрастов. Это и «Вперед, мальчишки», и «Операция «Зарница»», и «Орленок», и «Мама, папа, я – спортивная семья», и другие.

После бурного развития детского телевидение в 70-ых, начале 80-ых, идет спад телепрограмм для детей дошкольного возраста. Объясняется это с одной стороны появившимся убеждением, что детям вредно проводить много времени у телеэкранов, а с другой о себе дает знать экономических кризис, и последовавшее за ним сокращение детских редакций.[ТВ для детей: теория, история, перспективная модель функционирования, А. Г. Когатько.

Еще по теме:  Соотношение 16 на 9 какое разрешение

Однако, несмотря на это, детское телевещание 1980-ых составляет более 50% всего эфирного времени.

В конце 80-ых, 90-ых и начале 2000-ых количество специализированных детских телепрограмм продолжает сокращаться, но вместе с тем в этот период в эфир выходит череда ярких, полюбившихся юным зрителям программ.

В 1988 году на Ленинградском телевидении выходит «Зебра». Эта программа дважды была признана лучшей в СССР на телевизионном фестивале и транслировалась в течение 9 лет. «Зебра» ориентировалась на подростков, состояла из сюжетов, в которых рассказывали, как преодолеть трудности и жизненные проблемы, а так же о необычных увлечениях и хобби. Кроме сюжетов в программу входили интервью с кумирами молодежи, видеоклипы советских и зарубежных исполнителей, отрывки художественных фильмов и мультфильмов. В конце передачи зачитывали письма, пришедшие в редакцию, отвечали на вопросы и давали советы.

В это же время Андрей Меньшиков выпускает «Лукоморье» — телепостановку для детей старше 6 лет. В центре студии поместили огромную декорацию – дуб, вокруг которого расположились герои русских народных сказок: Змей Горыныч, Баба – Яга, Кощей Бессмертный и другие. Программа выходила в будни и в формате музыкальных кукольных спектаклей рассказывала детям о космосе, природе, музыке, литературе.

В 1989 году выходит программа Сергея Супонева – «Марафон 15». Она была рассчитана на 15-тилетних подростков и состояла из 15 сюжетов, что оправдывало цифру в названии. Многие сравнивали ее с программой для взрослых «Взгляд». «Марафон 15» затрагивал многие темы, интересующие подростков: музыка, спорт, путешествия, космос, кулинария и другие, но главное поднимал вопросы полового воспитания в открытой, но тактичной форме.

В телевизионном журнале «Возможно, все», который начинает выходить в 1990 году, журналисты «меняют профессию». Для своих зрителей они готовы и покорять крыши многоэтажек, и нырять с аквалангом, и осваивать горный велосипед.

В 1991 году в эфир выходит телевикторина Юрия Вяземского «Умницы и умники». Участникам задают вопросы по истории, русскому языку, культуре, а победители становятся студентами МГИМО.

Многие детские вокальные способности были раскрыты на утреннем шоу-конкурсе «Утренняя звезда». Чуть более 10 лет, начиная с 1991, каждую субботу маленькие звезды участвовали в конкурсе, исполняя песни.

Любимый взрослыми и детьми юмористический журнал «Ералаш» с того же года окончательно переходит с кинозалов на телевидение, представляя зрителям забавные короткометражки.

С 1992 года по понедельникам в эфир выходит интеллектуальная игра для подростков «Звездный час». В 1993 – развлекательная передача «Зов джунглей». Это уже второй проект Сергея Супонева, выпускника факультета журналистики МГУ. В передаче школьники начальных классов делились на две команды: «Хищники» и «Травоядные» и соревновались между собой.

Еще одна программа Сергея Супонева – «Денди – Новая реальность». Выходит с 1994 года и рассказывает о новинках среди игр для игровых приставок. Новый авторский проект – «Семь бед – один ответ». Аудитория телевикторины дети 12-15 лет. За свою карьеру, прервавшуюся гибелью в 2002 году, Сергей Супонев был ведущим, продюсером, автором более 20 передач для детей.

Еще одна программа об играх, но уже компьютерных выходит по будням с 1995 года и называется «От винта!». В 1996 году в Россию приходит уже довольно известная в Европе детская программа американского производства «Улица Сезам». Вместе с героями передачи зрители осваивали образовательную программу и правила поведения.[Сравнительный анализ детских телеканалов России и Германии, диссертация Шохина]

К концу 20 века, за пару десятилетий количество телепрограмм для детей сократилось более чем в восемь раз. Так в сетке вещания основных шести телеканалов детям отвели только 5,7% эфирного времени, куда вошли как программы, так и мультфильмы. [Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ)]

«Начиная с 2000 –го года телевидение для детей погрузилось в эпоху упадка, причинами которого являлся мировоззренческий кризис российского общества, а также изменения государственной политики в социальной сфере – отказ от традиционного принципа содействия культурной организации общества. Отсутствовал системный подход к вещанию для детей. Проблемы трансформации телевидения были обострены не только политическими переменами, но и экономическими нововведениями. Руководство каналов получило возможность распоряжаться рекламным временем, а точнее, его рыночной стоимостью. Содержание перестало быть единственной ценностью передач, особое значение стало придаваться получению прибыли от использования эфира». [ТВ для детей: теория, история, перспективная модель функционирования, Когатько А.Г.]

В 2000-ые годы возникает совсем немного детских телепрограмм, они не имеют колоссальный успех своих предшественников и не являются «долгожителями» эфира.

В 2003 появляется передача для подростков «Перемена», где подрастающее поколение воспитывают на положительных примерах и героях.

В этом же году выходит телевикторина Тины Канделаки «Самый умный». В программе школьники отвечают на вопросы выбранной категории знаний и зарабатывают баллы, соревнуясь за верхние строчки турнирной таблицы, чтоб финале игры выяснить, кто самый умный.

Стоит отметить, что по исследованию А.В. Шарикова, советника и консультанта по вопросам исследования аудитории в ВГТРК, в 2004 году объем вещания телепрограмм за полугодие составил меньше 1%, а именно 0,3 %. А вместе с тем количество мультфильмов в сетке вещания составило 4,2%.

Из телепрограмм, появившихся в эпоху расцвета детских передач, в 2000-ых выходят единицы: «Ералаш», «Следствие ведет Колобков», «Царь горы», «Спокойной ночи, малыши», «АБВГДейка» и «Улица Сезам». Из новых: «Дисней клуб», «Твинисы», «В гостях у Маэстро», «Помогите Телеку», «Дикие животные», «Не хочу быть взрослым», «Новогоднее путешествие», «Отчего, почему», «Ступеньки», «Мамина школа». Представленные программы для детей и юношества выходили только на шести телеканалах, а вот мультфильмы на 16.

В 2007 возникает программа о животных «Зверинец», которую с натяжкой можно отнести к детской – больше к категории семейной.

В этом же году выходит программа «Властелин ума» — аналог программы телеканала ВВС и «Самый умный». Четыре участника в первом раунде отвечают на ряд вопросов по подготовленной теме, а во втором тестируют себя по общим знаниям. Игрок, получивший наибольшее количество баллов выходит в полуфинал, где сражается за выход в финал и главный кубок – хрустальное яблоко.

Еще один новый проект 2007 года – развлекательно-познавательная программа об устройстве мира «Галилео», аналог немецкой одноименной программы. Состояла она из нескольких сюжетов, в которых детям и подросткам рассказывали о самом занимательном и интересном в окружающем мире с научной точки зрения, но доступным языком. Так же ведущий, Александр Пушной, в студии проводил химические и физические эксперименты, объясняя их значения и результаты.

Спустя два года появляется новое интеллектуальное шоу – «Сокровище нации». Главная цель программы — выбрать четырех подростков, самых эрудированных и любознательных, как символ нового поколения россиян. За титул «Сокровища нации» детям приходилось сражаться против взрослых.

Ключевой этап 2000-ых в истории становления детских телевизионных программ – создание специализированных детских телеканалов, которые со временем начинают круглосуточное вещание.

Первым таким каналом в России стал Nickelodeon. Все его вещание состояло из зарубежного контента, состоящего преимущественно из анимационных мультфильмов и сериалов. Еще один иностранный телеканал переведенный на русский – FoxKids, состоял только из зарубежных мультфильмов.

В 1998 году появился первый российский телеканал «Детский мир». Изначально вещание составляло 18 часов в сутки, а зрителям транслировали мультфильмы, сказки, художественные и документальные фильмы, шоу и развлекательные программы отечественного производства. В 2009 году контент разнообразили зарубежными мультфильмами.

В 2007 году начала вещание «Теленяня». Новый федеральный кабельный телеканал, созданный «Первым каналом», был ориентирован на детей от трех до восьми лет. Сетка вещания состояла из российских и советских фильмов и мультфильмов, а так же программ собственного производства: игровых шоу, познавательных и интеллектуальных викторин.

В этом же году начинает беспрерывное вещание еще один детский телеканал – «Бибигон». Он так же всероссийский, но вещает через спутник. Телеканал создан при поддержке ВГТРК, ориентирован на детей старше восьми лет, и так же, кроме мультфильмов и кино, содержит собственные программы в сетке вещания.

Еще по теме:  А6 с6 установка ТВ тюнера

К 2010 году эти телеканалы прекращаются свое вещание, слившись в один детский канал – «Карусель». Сетка вещания выстраивается следующим образом: многочасовой блок из контента «Бибигона» для подростков, а затем программы для младшего возраста, взятые у «Теленяни». Появляются и другие детские телеканалы, входящие в состав кабельных и спутниковых пакетов, такие как «Мать и дитя», «Мультимания», «Рыжий», «Дисней» и другие, но доступ к ним имеет не все население страны.

Вследствие разделения телевизионных компаний на вещательные и производящие, актуально сказать о компаниях, занимающихся подготовкой и выпуском детских телепрограмм.

В 1994 году была создана телекомпания «Класс!», которая уже 15 лет производит «Спокойной ночи, малыши», а так же программы для малышей на телеканале «Карусель». Ранее снимала такие программы как: «До 16 и старше», «Зов джунглей», «Рок — урок», «Как-то раз», «Лего-го», «Без репетиций», «Отчего? Почему?», «Не зевай!», «Классная компания», «Ням-ням», «Кварьете «Веселая КВАмпания»».

Еще один лидер в производстве детского контента – творческое объединение «Экран». Это была первая профессиональная организация в СССР, которая создавала фильмы и мультфильмы. Студия считалась одной из крупнейших в стране, снимавшая в год 30 кукольных и рисованных мультфильмов, а так же фильмов в разных жанрах. В 1994 году творческое объединение «Экран» было закрыто.

Рассмотрев историю становления и развития детского телевещания в России становится очевидно, что на сегодняшний день есть необходимость в увеличении доли детского контента на обязательных общедоступных каналах за счет новых оригинальных телепрограмм.

Источник: scienceforum.ru

Исторические события января: «55 лет в эфире»

Исторические события января: «55 лет в эфире»

1 января 1968 года на Центральном телевидении впервые вышла в эфир информационная программа «Время», которая практически мгновенно приобрела огромную популярность в СССР.

Следует понимать, что в те времена новостные передачи в СССР были представлены ежедневными 15-минутными «Теленовостями», к которым позже добавилась еженедельная обзорная передача «Эстафета новостей», представлявшая собой обозрение текущих событий за неделю. Разумеется, актуальные новости широко освещались в прессе, но вот на телевидении информационного потока было маловато, а ведь живое слово трудно заменить печатным. В общем, передача появилась именно тогда, когда в ней была самая что ни на есть насущная необходимость, и с каждым новым выпуском она набирала популярность.

Название передачи придумал её главный режиссёр Алексей Петроченко. Поначалу она представляла собой большой выпуск новостей и мало отличалась от новостей, которые выходили в эфир раньше.

Первое время программа выходила только 3 раза в неделю и без ведущих, показывая прямые включения журналистов с места событий. Привычный формат появился только в начале 70-х. Когда же редакцию возглавил создатель радио «Маяк» журналист Юрий Летунов, изменился и формат программы. Она стала выходить пять раз в неделю и содержала до 20 блоков, которые включали в себя сюжеты на разные темы: политические, культурные, спортивные. Студия переехала в «Останкино», а сама передача стала цветной.

Точного времени выхода программы не было до 1972 года, когда было установлено время выхода в эфир ровно в 21.00, тогда же появился её хронометраж — 30 минут.

Будучи продуктом советской эпохи, программа «Время» чётко следовала основной политической линии, но при всём при этом вызывала живейший интерес. Постепенно вырабатывалась структура программы: главные политические новости страны, затем экономическая хроника, после этого международные новости, культура, спорт, а в конце — обязательный прогноз погоды для всех регионов. Уже в середине 1970-х популярность «Времени» была такова, что деятельность тележурналистов, создающих её, была отмечена Государственной премией СССР.

Со временем ведущих программу журналистов сменяли профессиональные дикторы. И нужно сказать, что требования к ним были очень и очень высокими. Безукоризненный внешний вид и чётко поставленная речь воспринимались как что-то само собой разумеющееся, а вот даже самые незначительные оговорки, ляпы, даже неправильное ударение в слове были недопустимы. В общем, условия работы дикторов были крайне жёсткими.

В фильме Владимира Меньшова «Зависть богов» очень хорошо показана работа сотрудников советского телевидения. По сюжету сообщение ТАСС запаздывает, и диктор (Игорь Кириллов, игравший самого себя) специально тянет время, задерживая эфир, а через некоторое время сотрудница (героиня Веры Алентовой) буквально подползает к столу с микрофонами так, чтобы не попасть в кадр, и передаёт листы с сообщением.

Разумеется, нельзя не упомянуть о замечательном дикторе Игоре Кириллове, ставшим своеобразным лицом программы «Время». Ему поручалось озвучивание важных правительственных сообщений, а также самых ярких новостей страны. Он часто выступал с новогодним обращением к народу вместо руководства страны.

Именно он сообщил советским телезрителям в октябре 1957 года о запуске первого искусственного спутника Земли, а в апреле 1961-го — о космическом полёте Юрия Гагарина. Был диктором программы «Время» более 20 лет. Стильный и представительный, он обладал «фирменным», легко узнаваемым тембром голоса (низким «серебристым» баритоном). С 1968 по 1989 год возглавлял дикторский отдел Центрального телевидения СССР.

Дикторы Центрального телевидения Игорь Кириллов и Нонна Бодрова ведут программу «Время», 1977 год. Фото: А. Агеев, РИА Новости.

Первые 10 лет программа выходила один раз в день по вечерам. С 1978 года кроме вечерних появились утренние выпуски новостей. В середине 80-х «Время» стали показывать 10 раз в сутки, появились знаменитые первые телемосты и постоянные рубрики, среди которых новости спорта и прогноз погоды, который на фоне пейзажей и видов городов читала диктор-женщина, а по пятницам, в виде исключения — научный сотрудник Гидрометцентра СССР.

В 1980-е годы кроме дикторов в программе «Время» можно было увидеть публицистов, политических обозревателей, известных журналистов. К тому времени «Время» смотрело практически всё взрослое население страны — около 150 миллионов человек. По крайней мере, так считалось.

В первые годы «Время» в 14 часов передавалось по «Орбите» для Дальнего Востока, в 19 часов — для зрителей Средней Азии и Казахстана, в 21 час — для европейской части страны. В 18 часов в цвете выходил выпуск «Новостей», который транслировался по системе Интервидения на социалистические страны.

Программа имела корреспондентские бюро в более чем 40 странах мира.

До 1990 года программа «Время» выходила сразу по Первой и Второй общесоюзным программам. В 1991 году появился канал РТР, а на нём — собственная информационная программа под названием «Вести». «Время» поспешили объявить «тяжёлым наследием застоя», а после событий ГКЧП вообще зашла речь о необходимости существования передачи с таким названием. И более трёх лет программы под названием «Время» в эфире не было.

А между тем, граждане упорно продолжали именовать новости, выходившие в 21:00 на «первой кнопке», по-старому. И в конце концов, до руководства телевидением дошло, что глупо отказываться от популярного бренда, и «Время» вернулось в эфир. Так, пережив политические бури, «Время» осталось главной информационной программой страны, продолжая собирать максимальную аудиторию Первого канала.

С июля 2003 года программа стала выходить в эфир и по воскресеньям. Эти выпуски отличаются от традиционных тем, что носят не только информационный, но и аналитический характер. Сохранив все лучшие традиции работы с новостями, программа стала намного более динамичной и оперативной, более яркой и насыщенной.

Трижды, в 2002, 2006 и 2007 годах, программе «Время» присуждалась самая престижная на телевидении России профессиональная награда — премия ТЭФИ в номинации «Лучшая информационная программа».

Ну, и о музыкальной заставке программы. Изначально музыкальной темой заставки программы стала мелодия «Время, вперёд!» Георгия Свиридова. В 1970-х годах звучала другая композиция музыки, которая также использовалась в заставке новостей первой программы, но в 1980-х, 1991 и 1995 годах снова стала звучать композиция «Время, вперед!» С 1995 года композиция звучит в аранжировке Сергея Чекрыжова. В 1999 году была сделана новая аранжировка, которая используется и по сей день.

Источник: russlovo.today

Оцените статью
Добавить комментарий