Из-за пандемии COVID-19 кинотеатры периодически закрывают или для их посещения требуют QR-код, который есть не у всех. Что же делать тем, кто хочет смотреть фильмы? Устроить кинотеатр у себя дома. Для этого нужно купить мультимедийный проектор, который позволяет полностью погрузится в происходящее на экране.
На рынке доступен широкий ассортимент проекторов для дома от разных производителей. Каждая модель имеет свои преимущества и недостатки. В этой статье рассказываем, какие бывают домашние проекторы и на что обратить внимание при их выборе.
Типы проекторов
В зависимости от технологии производства выделяют два основных типа проекторов — 3LCD и DLP.
3LCD
Лампа посылает белый свет на комбинацию зеркал, которые разделяют его на три основных цвета (красный, зелёный, синий). Для каждого цвета используется отдельная LCD матрица (отсюда и название). После этого призма объединяет цвета и формирует полноцветную картинку. В одноматричных моделях (LCD), например, Cactus CS-PRM.05B.WXGA-W , цвета проецируются по очереди, а готовая картинка формируется уже в нашей голове.
ПОЧЕМУ КИБЕРСПОРТСМЕНЫ ИГРАЮТ 4:3?
- высокая яркость изображения, более точная цветопередача;
- тихо работает;
- почти не нагревается;
- потребляет меньше энергии;
- нет «эффекта радуги» (цветного шлейфа).
- пиксели более заметны по сравнению с DLP-проекторами;
- низкая контрастность и как результат низкий уровень чёрного цвета;
- обычно тяжелее и крупнее DLP-проекторов;
- требуется постоянный уход (очистка при регулярном использовании 1 раз в 3 месяца и замена фильтра по мере необходимости);
- после длительного использования матрица, отвечающая за синюю составляющую картинки, может выгореть (из-за этого появится желтизна).
Технология 3LCD используется в проекторах Panasonic PT-VX610E и PT-VX430 .
DLP
В основе DMD-матрица, на поверхности которой расположены сотни тысяч микроскопических зеркал. Сквозь вращающийся диск с разноцветными секторами проходит свет от лампы и попадает на матрицу. Есть модели с одной или тремя матрицами.
- гладкое и чёткое изображение;
- более плавная картинка по сравнению с LCD;
- пиксели на изображении менее заметны;
- меньше и легче LCD-проекторов;
- нет фильтра (а значит, нет дополнительных трат на обслуживание).
- для использования в хорошо освещённых комнатах требуется больше люменов по сравнению с LCD;
- более шумные (из-за вращающегося цветового колеса и вентилятора);
- могут создавать «эффект радуги»;
- из-за отсутствия фильтра может быстрее засориться и выйти из строя.
К DLP относится оборудование BenQ ( EH600 DLP ), LG ( HF65LSR ) и Xiaomi ( Mi 4K Laser Projector 150 ).
Кроме того, есть технология, которая объединяет преимущества LCD и DLP, — LCOS.
LCOS
В проекторах Epson используется запатентованная технология под названием «reflective 3LCD». Фото: Geoffrey Morrison, cnet.com
4:3 ТЕСТ НОВОГО РАЗРЕШЕНИЯ
Название расшифровывается как LiquidCrystalonSilicon, что можно перевести как «жидкие кристаллы на кремнии».
Картинка формируется путём прохождения света через матрицу (как в 3LCD-моделях). Однако лучи отражаются от слоя зеркал (как в DLP-проекторах), а не проходят на просвет.
Многие производители для этой технологии используют свои названия, например, Epson — «reflective 3LCD», Sony — SXRD.
- идеальная цветопередача;
- высокая яркость и контраст изображения;
- отсутствие «эффекта радуги» или выделяющихся пикселей.
- нет бюджетных моделей (цены начинаются от 100 000 рублей) .
Критерии выбора домашнего проектора
Яркость
Яркость важна только при просмотре в хорошо освещённом помещении. Фото: projectorcentral.com
Под яркостью проекторов подразумевается величина светового потока, которая измеряется в люменах.
Для просмотра в темноте достаточно 1500 люмен даже для экрана с диагональю 120-130 дюймов. В освещённом помещении чем выше яркость проектора, тем лучше.
Например, у проектора Optoma HD146x световой поток — 3600 люмен.
Контрастность
Если в характеристиках проектора указано просто «Контрастность», то этот показатель отражает отношение самого белого участка к самому чёрному.
Чем выше, тем насыщеннее чёрный цвет, сильнее ощущение глубины и трёхмерности изображения. Например, у Benq TK800 DLP контрастность 10000:1, а у Panasonic PT-VX430 — 20000:1.
Однако на контрастность влияет множество факторов, в том числе особенность матрицы, используемая технология и наличие динамической диафрагмы.
Например, бюджетные DLP-проекторы с одной матрицей дают более высокую контрастность, но она сопровождается «эффектом радуги» — радужным кантом по краям объектов на изображении.
Встроенная между лампой и линзой объектива динамическая диафрагма существенно улучшает контрастность за счёт регулировки светового потока с учётом показателей изображения. А в проекторах для домашнего кинотеатра от Epson применяется технология «2C Fine», увеличивающая контрастность (в тёмных помещениях).
Разрешение
Чем больше пикселей, тем более детализированная картинка. На чёткость изображения также влияет размер экрана (приобретается отдельно): чем он больше, тем более заметны пиксели.
Для экрана с соотношением сторон 16:9 лучше выбрать модель с разрешением 1920×1080 (Full HD), чтобы почувствовать себя как в кинотеатре. Минимальное разрешение — 1280 x 720.
Для более квадратного экрана (4:3) подойдут проекторы с разрешением 1024 × 768 (XGA).
При ограниченном бюджете выбирайте WXGA (1280 × 800 пикселей, 16:10), особенно если при просмотре вы будете сидеть далеко от экрана.
Для просмотра видео в 4К нужен проектор с разрешением 3840 x 2160 и 4096 × 2160.
Кроме того, некоторые модели оснащены специальными функциями, улучшающими чёткость. Например, у Epson есть технология 4K Enhancement, позволяющая смотреть видео с разрешением до 4К на Full HD или WUXGA-проекторе без значительной потери качества. Она доступна на моделях Epson EH-TW7000 , Epson EH-TW7100 и других.
Параметры помещения
Наличие зум-объектива или возможности передвигать объектив по горизонтали или вертикали упрощает выбор места установки проектора. Подавляющее большинство недорогих моделей не имеют этих опций. Фото: Geoffrey Morrison, cnet.com
Учитывайте расстояние от места установки проектора (точнее от его объектива) до экрана (или белой стены, куда будет транслироваться изображение). Есть несколько типов моделей с разной оптикой:
- длиннофокусная — при отношении 2:1 проектор выдаёт изображение шириной 2 метра с расстояния 4 метра.
- короткофокусная — проектор может отображать большое изображение с малого расстояния. Например, при 0,5:1 проецируется картинка шириной 2 метра с расстояния 1 метра.
- ультракороткофокусная — проектор можно установить на расстоянии 30 см от экрана, при этом получить большую картинку диагональю 100 дюймов (ширина 2,2 метра).
Как правило, чем меньше фокусное расстояние, тем выше цена проектора. Недостаток короткого фокуса — такие модели не имеют зума и для демонстрации необходима идеально ровная поверхность.
На сайтах многих крупных производителей (например, Epson, BenQ, Acer) есть проекционный калькулятор. Вводите имеющееся расстояние и размер экрана, калькулятор подберёт подходящие модели. Или наоборот: самостоятельно выбираете модель, а калькулятор покажет, какого размера будет картинка с определённого расстояния (например, с 2 метров 100 дюймов).
Наличие зум-объектива позволяет уменьшить или увеличить изображение за счёт перемещения внутренней линзы объектива. Благодаря этому проектор обеспечивает на экране нужную по размеру картинку при установке в пределах проекционного расстояния.
Кроме того, упрощает выбор места размещения проектора перемещаемый по горизонтали и/или вертикали объектив. Диапазон сдвига может быть разный. Благодаря наличию этой опции не обязательно размещать проектор по центру, картинку можно отрегулировать путём смещения объектива в нужную сторону.
Источник: dzen.ru
Выбор формата изображения
Когда мы говорим о форматах 4:3 или 16:9, мы имеем в виду так называемое соотношение сторон (англ. aspect ratio). Обычный телевизор имеет соотношение сторон 4:3; это означает, что на каждые три единицы высоты приходится 4 единицы ширины. В противовес этому, телевизоры «высокой четкости» (HDTV) имеет формат 16:9. Таким образом, HDTV экраны гораздо шире по горизонтали, чем обычные, которые по сравнению с широкоформатными кажутся практически квадратными.
Но тут кроется нюанс: у любого проектора или телевизора есть собственный, «родной» формат, чаще всего это 4:3 или 16:9. С другой стороны, фильмы и видеозаписи бывают самых разных форматов. ТВ-программы и видеозаписи, созданные для обычных телевизоров, созданы с соотношением сторон 4:3, также обозначаемом как 1,33:1. С другой стороны, программы, предназначенные для телевизоров высокой четкости, идут в формате 16:9 (или, по-другому, 1,78:1).
Однако, это не единственные форматы, в которых к нам поступают видеоматериалы. Фильмы, видеоклипы и прочие записи на DVD записываются в куче разных форматов, среди которых 1,33, 1,78, 1,85, 2,00, 2,35, 2,4, 2,5 к одному и т. д. Записи на Blu-Ray дисках, которые изначально предназначены для видео высокой четкости, обычно идут в формате 1.78:1 и больше (довольно популярны форматы 2,35:1 или 2,4:1. Так что, единого стандарта на формат видеоизображения просто нет. Совершенно точно можно сказать только об одном: проектор какого бы формата вы не выбрали, он не сможет отобразить абсолютно все видеозаписи в их родном формате без потерь в размере изображения. И раз уж идеального решения нет, на чем же остановить свой выбор?
На данный момент наибольшей популярностью в домашних кинотеатрах пользуется комбинация из проектора и экрана формата 16:9. Однако, многие по-прежнему предпочитают традиционный формат 4:3, т.к. практически все классические киноленты примерно до 1953 года были сняты именно в этом формате. Большим интересом пользуются также особые сверхширокоформатные системы с соотношением сторон 2,35:1. Каждая из этих конфигураций предлагает свои уникальные преимущества и недостатки, которые следует рассмотреть, прежде чем принимать решение по выбору проектора.
Преимущества и недостатки основных форматов изображения
Домашние кинотеатры формата 4:3
Преимущества. Если вы хотите смотреть классические фильмы, выпущенные на DVD сериалы (вроде «Друзей» или «Санта-Барбары») или документальные фильмы IMAX в огромном формате, использование экранов с традиционным соотношением сторон позволит вам организовывать просмотр таким образом, каким с HDTV экранами не выйдет. Используя вертикальный сдвиг изображения, а также сворачивая и разворачивая экран, можно смотреть как широкоформатные видеозаписи, так и огромного размера изображения формата 4:3
Недостатки. Большинство, если не все высококачественные проекторы для домашнего кинотеатра выпускаются с «родным» форматом 16:9. Так что может быть довольно проблематичным найти проектор формата 4:3, аналогичный по качеству широкоформатным моделям. А т. к. большинство проекторов формата 4:3 выпускаются с разрешением 800×600, 1024×768 или 1400×1050, то практически весь видео-контент будет необходимо масштабировать для соответствия реальному разрешению проектора
Домашние кинотеатры формата 16:9
Преимущества. Для телевидения высокой четкости, широкоэкранных DVD и Blu-Ray это самый логичный выбор. Всё HDTV-вещание ведется именно в этом формате и посмотреть программы во всем их великолепии, без лишних черных полос вы сможете именно на проекторе, родное соотношение сторон которого 16:9. На рынке представлен широкий выбор широкоформатных проекторов, и многие из них предназначены как раз для высококачественных домашних кинотеатров.
Недостатки. В то время, как широкоформатные программы смотрятся лучше некуда, изображения формата 4:3 выглядят довольно куце. Обычно они центрируются и обрамляются черными полосами по бокам. Напротив, если вы смотрите много фильмов более широкого формата, вы получите такие же полосы над и под изображением.
Сдвигая изображение и сворачивая или прикрывая экран, вы можете добиться полного соответствия форматов изображения и экрана. Благодаря этому картинка смотрится лучше, но вся система дорожает. Если вы не хотите связываться с маскирующими системами, вам придется мириться с черными полосами вокруг изображений отличного формата. К счастью, в наши дни проекторы для домашнего кинотеатра имеют уровни черного куда лучшие, чем их предшественники, что делает черные полосы менее заметными и снижает потребность в маскирующих системах.
Домашние кинотеатры формата 2.35:1
Преимущества. Многие фильмы сняты в более широком формате, нежели 16:9: заметная часть последних популярных фильмов на DVD или Blu-Ray дисках записаны именно в формате 2,35 или 2,40 к одному, а не 16:9. Если большая часть ваших любимых фильмов как раз такого формата, то стоит задуматься над приобретением соответствующей проекционной системы.
Традиционной для таких систем является покупка обычного широкоформатного проектора и дополнительного внешнего анаморфотного объектива, растягивающего изображение в 1,33 раза по ширине (1,78х1,33=2,35). При этом, чтобы смотреть материалы форматов 16:9 и 4:3 вам необходимо будет убрать анаморфотный объектив. Более бюджетный вариант — купить проектор с 1,3 или более кратным зумом и использовать его с экраном формата 2,35:1, а затем использовать зум проектора для переключения между форматами 16:9 и 2,35:1. В некоторых проекторах с использованием автоматизированных объективов это можно сделать, не вставая с дивана. Но какой бы способ вы не выбрали, такая проекционная система позволит вам испытать новые невероятные ощущения даже от многократно просмотренных кинолент.
Недостатки. Отдельный анаморфотный объектив довольно дорог: его покупка может добавить к общей стоимости вашего домашнего кинотеатра несколько десятков тысяч рублей, а дешевые анаморфотные объективы могут несколько снизить качество картинки.
Кроме того, у вас должна быть возможность устанавливать этот объектив на (и убирать с) пути светового потока от проектора при просмотре видео разных форматов. Моторизированные системы сделают этот процесс проще, но вытянут из вашего кошелька дополнительную сумму. Вполне возможно, вы захотите использовать маскирующую систему, чтобы прикрывать черные полосы при просмотре материалов отличного от 2,35:1 формата, что тоже приведет к удорожанию системы в целом, хоть и улучшит общее восприятие. Зум-объективы не увеличивают значительным образом стоимости, но требуют чрезвычайно аккуратной установки проектора и уменьшают количество света, достигающего экрана на 25%. В этом случае изображение от некоторых проекторов может казаться тускловатым или приглушенным.
Определившись с соотношением сторон своего будущего домашнего кинотеатра, можно переходить к следующему шагу: выбору разрешения проектора.
Источник: iprojector.ru
Как правильно выбрать экран для проектора?
Экран для проектора играет важную роль в качестве отображения проекции, поэтому выбирать его нужно с умом и знанием дела. Многие заблуждаются, полагая, что нет разницы между стеной и экраном, или между дешевым и дорогим проекционными экранами. На деле разница колоссальная: все преимущества дорогого проектора не имеют смысла, если проекция отображается на поверхности низкого качества. Как выбрать экран и не прогадать?
Выбираем тип экрана
Проекционные экраны классифицируются по типу управления на механизированные и электрические, и по типу установки на мобильные и стационарные. От того, какой тип изделия был выбран при покупке, сильно зависит и комфорт, и возможности эксплуатации. Чтобы не ошибиться с выбором, рассмотрите особенности каждого типа.
Механический привод
Полотно разворачивается человеком вручную. Сворачивание полотна осуществляется встроенным пружинным механизмом. Его качество определяет то, насколько плавно и равномерно сворачивается экран, а значит и то, на какой срок эксплуатации экрана может рассчитывать пользователь. Преимущества механических изделий такие:
Благодаря низкой стоимости и вполне достаточной функциональности проекционные экраны с ручным типом привода пользуются высокой популярностью у образовательных учреждений и компаний, владеющих офисами.
Электрический привод
Встроенный электродвигатель по нажатию кнопки на пульте сворачивает либо разворачивает полотно. Двигатель обеспечивает плавное и равномерное движение полотна, чем продлевает срок его эксплуатации по сравнению с механизированными изделиями. Кроме долгого срока использования экран с электроприводом имеет плюсы:
- Удобство управления независимо от высоты установки экрана.
- Возможность дистанционного управления с помощью пульта.
- В некоторых моделях есть система горизонтального натяжения.
Проекционные полотна с электрическим приводом требуют подключения к электросети. Во многом из-за этого такие устройства относятся к числу стационарных, то есть устанавливаются и эксплуатируются в одном месте.
Типы установки экранов
Как уже известно, проекционные экраны по типу монтажа классифицируются на мобильные и стационарные. Для выездных мероприятий отлично подходит первый вид изделий. Они легкие, компактные, легко складываются и транспортируются в чехле. Этому способствует небольшой вес мобильных экранов. Они с ручным управлением.
Стационарные полотна бывают как натяжными, так и рулонными. Первые жестко закрепляются на поверхности стены, и в этом их главный плюс: отличное натяжение по вертикали и горизонтали, а значит никаких искажений проекции. Рулонные экраны хороши тем, что в сложенном виде занимают мало места и освобождают стену.
Определяем формат
Большое значение при выборе проекционного экрана имеет его формат. Современные полотна имеют черную кайму по периметру. Она предназначена для увеличения контраста изображения, создаваемого проектором. В случае, если формат изображения не соответствует формату полотна, проекция заступает за грани каймы, что не назвать привлекательным. Выбирайте экран с форматом, подходящим под формат используемых вами проектов.
Формат 1:1
Универсальный вариант, который подходит для трансляции изображений любых форматов. При необходимости можно изменить вертикальный размер полотна, задвинув его на определенную длину. В результате получится нужное соотношение сторон. Это хороший выбор, если вы не знаете, какие точно форматы будете использовать.
Формат 4:3
Ранее данный формат, именуемый телевизионным, пользовался большой востребованностью, причем не только на телевидение, но и в компьютерной сфере. С появлением проекторов высокого разрешения популярность 4:3 стала сходить на нет. Тем не менее, такой вариант еще часто используется в офисах и в образовательной сфере.
Формат 16:9
Современный телевизионный формат с собственным обозначением HDTV. Большую распространенность данный формат получил за счет развития цифрового широкоформатного телевидения. Часто применяется в кинотеатрах – в профессиональных и домашних. Он отлично подходит для просмотра фильмов, видеороликов и каналов ТВ.
Формат 16:10
Современный стандарт в профессиональной сфере. В отличие от упомянутых выше кинотеатральных форматов 4:3 и 16:9, данный вариант ориентирован более на компьютерную сферу. Выбирайте экраны 16:10 в случае, если хотите, чтобы транслируемое с компьютера изображение выглядело на полотне точно так же, как на мониторе.
Формат 2,35:1
Полотна с таким форматом завоевали популярность у любителей кинематографа. Практически все современные кинотеатры используют проекционные экраны именно с таким соотношением сторон. Это касается и домашних кинотеатров, и профессиональных кинозалов. Если покупаете экран для таких целей, 2,35:1 – точно ваш выбор.
Подбираем размеры
После того, как вы определись с оптимальным форматом проекционного экрана, осталось выбрать его размер. Чтобы у зрителей не возникло затруднений с просмотром изображений на полотне, выбирайте габариты экрана в соответствии с размером помещения и расположением зрителей относительно поверхности, на которую будет проецироваться изображение. Согласно мировому стандарту InfoComm оптимальные размеры экрана таковы:
- 16:9 и 16:10. Разделите длину помещения на два, получите оптимальную диагональ полотна.
- 2,35:1. Разделите расстояние от стены до последнего ряда зрителей на 4 – получите высоту полотна.
- 4:3. Правило аналогично предыдущему, только вот расстояние нужно разделить не на 4, а на 6.
Также при выборе размера проекционного полотна учитывайте высоту потолков в помещении и оптимальное расстояние от зрителей до экрана. Минимальное рекомендуемое расстояние от полотна до первого ряда со зрителями – высота экрана, умноженная на 1,5 для профессиональных целей, и умноженная на 2 для дома.
Опубликовано 13.09.2019 1611 просмотров
Источник: hiteklamp.ru