Искусство субъективно. Его трудно измерить в численных показателях. Поэтому огромные бюджеты, которые выделяются на кино и телевизионные шоу, оседают в карманах (привет, Kinodanz) или просто проваливаются с эффектным пшиком.
3.5K открытий
К сожалению, количество людей, которые снимают что-то для души, а не ради денег, уменьшается. Раз уж конец неизбежен, то почему бы не пофантазировать на тему кино ради денег.
Придумаем своё кино с низким бюджетом и высоким рейтингом!
Добавим немного души, маркетологической и чуточку продажной души. Приглашаем вас в мир денежного искусства по мнению диванного эксперта.
Разобьём производство нашего продукта на несколько этапов:
- выбор ниши и анализ отрасли;
- анализ аудитории;
- выбор стратегии;
- производство.
Выбор ниши для нашего продукта
В начале пути мы оказываемся на развилке: снимать фильм, сериал или делать анимационный проект. Посовещавшись с членами диванной комиссии по кино-производству, решили разработать сериал. Ведь анимационные проекты слишком специфичны, а фильмы недостаточно гибкие.
Сдается дом со всеми неудобствами (FullHD, комедия, реж. Вера Сторожева, 2016 г.)
Когда сценарист главнее режиссера
Почему в сериалах сценарист главнее режиссера? То есть, конечно, главнее всех – продюсер. Он и в кино и на телевидении – царь и бог. Но вот первый после бога на телевидении – сценарист. Режиссеры «Новой волны» в 50-е годы совершили революцию, заявив, что автор фильма – режиссер.
И так же сценаристы лучших современных сериалов доказывают, что автор телесериала – сценарист. Во всяком случае, на Западе это так. Хотя в России тоже ситуация потихоньку меняется.
Кто знает режиссеров, снимавших «Секретные материалы»? А Криса Картера знают все. Кто снимал «Героев»? Тим Кринг? Нет, он был сценаристом и продюсером. «Западное крыло» и «Студия 60»? Аарон Соркин! «Соединенные штаты Тары»? Дьябла Коди. «Сплетница»?
Джош Шварц. «Lost»? Дж.Дж.Абрамс сотоварищи.
Может быть, сценаристы наконец объединились и сообща решили отомстить режиссерам за десятилетия унижений? Не совсем так. Дело в том, что кино – искусство визуальное. В кино первична «картинка», слово – вторично. Недаром кино называли «великий немой».
Поэтому и командует здесь тот, кто придумывает «картинку», а не тот, кто пишет слова. Некоторые режиссеры снимают кино вообще без литературного сценария, рисуя сразу раскадровки с репликами на полях. Так снимал, например, Сатьяджит Рей.
На телевидении слово так же важно, как и «картинка». Создать 22 часа увлекательного зрелища за сезон невероятно трудно. И дорого. Бюджет полнометражного фильма в США – от 20 до 100 миллионов долларов (в России – 1-5 миллионов). Бюджет эпизода телесериала – 2-3 миллиона долларов (в России – от 100 до 500 тысяч).
Производство телесериалов в разы дешевле, иначе они просто не окупаются.
Поэтому создатели сериалов идут на различные хитрости, чтобы сэкономить. Прежде всего, за счет сокращения натурных сцен. Во многих сериалах большая часть действия происходит в помещении, с короткими заявочными натурными планами, которые снимаются один раз на весь сезон сразу. Есть сериалы, в которых все действие происходит в павильоне (например, почти все ситкомы). Обычно же соотношение натуры и павильона составляет 20% и 80%.
Такая, как все. Все серии. Феникс Кино. Драма
А что герои делают в павильоне? Влюбляются, ссорятся, интригуют, убивают друг друга, шутят и говорят, говорят, говорят, говорят…
Это и есть главная забота сценариста в сериале – придумать, что именно говорят герои так, чтобы зрителям было все время интересно, что будет дальше. Чтобы зрители возвращались к телевизорам снова и снова.
Телевизионный зритель – более капризный, чем зритель в кино. В кино человек приходит, настроившись наслаждаться зрелищем, покупает поп-корн, отключает мобильник, а если ему не нравится кино, он все равно досмотрит его до конца, хотя бы для того, чтобы высмеять создателей в своем блоге. Уйти из кино в середине сеанса, бросив недоеденный поп-корн – на такое способны немногие.
Телезрителю проще – у него пульт под рукой. Не понравился сериал – щелк. И нет сериала.
А еще многие телезрители сериалы не смотрят, а слушают, занимаясь при этом какими-нибудь домашними делами.
Несколько героев, чьи судьбы рушатся в небольшом пространстве, отгороженном от зрителей невидимой стеной. Что это? Правильно, театр. Телесериал гораздо ближе к театру, чем кино. Поэтому многие современные театральные драматурги востребованы в качестве телесериальных сценаристов.
Что же касается режиссера телесериала, его задача – снять так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от главного – от того, что говорят герои. Режиссерские изыски на телевидении не приветствуются. Неожиданные ракурсы, сбивающие ритм склейки, хитроумные мизансцены – все это безжалостно изгоняется (ох, ну, конечно, не без исключений – чего стоит, например, снятый одним кадром поход двух героев из убежища в магазин и обратно в одной из лучших серий Hustle).
Это красиво, но это дорого и это мешает зрителям слушать диалоги. Средняя норма выработки за смену в российском телепроизводстве – от 13 до 26 минут. Не до изысков, согласитесь.
В кино очень часто сценарий переписывается во время съемки. В сериалах, как правило, на площадке сценарий уже не меняется. За этим строго следят специально обученные, очень злые, коротко остриженные и непрерывно курящие девушки в очках.
В общем, роль сериального режиссера незавидна. Так что сериальный сценарист уже на стадии написания сценария должен больше ставить себя на место продюсера, чем на место режиссера. Во-первых, чтобы не вырабатывать у себя дополнительные комплексы, а во-вторых, потому что от этого больше пользы для дела.
Приведу примеры двух технических заданий, которые получал ваш покорный слуга на различных проектах.
ТЗ-1: два главных героя-детектива, два помощника. Кроме них – 5-6 персонажей второго плана и 6-8 эпизодических персонажей. Максимум три новых объекта, не считая офиса детективов.
ТЗ-2: два главных героя должны появляться в кадре в таких пропорциях – 12,5 минут оба вместе, 12,5 минут в кадре только один, 12,5 минут в кадре только второй, 12,5 минут в кадре ни одного.
И при этом нужно выстроить увлекательный и достоверный сюжет!
Все эти на первый взгляд нелепые ограничения были связаны с производственными возможностями и расписанием артистов. Сериальный сценарист должен постоянно держать их в голове, даже во время самых сокрушительных приступов вдохновения.
Некоторые сериальные сценаристы со временем начинают либо частично выполнять функции продюсеров, либо просто становятся продюсерами, взяв на себя весь контроль за производством, проводят кастинг, нанимают и увольняют режиссеров, работают на монтаже и так далее. На Западе это весьма распространенная практика, в России такие случаи тоже известны, хотя пока немногочисленны.
На самом деле мнимая власть сериальных сценаристов над сериальными режиссерами – это реальная ответственность перед ними. Тяжело сценаристу за письменным столом – легко режиссеру на площадке. И легко зрителю перед телевизором.
А теперь давайте попробуем поставить себя на место сериального сценариста/продюсера. Нам нужно придумать классный сериал, который будут взахлеб смотреть все телезрители.
С чего начать? Во всех сериалах мы видим либо обычных героев в необычных обстоятельствах («Lost», «Побег из тюрьмы», «Эврика», «Скользящие»), либо необычных героев в обычных обстоятельствах («Доктор Хаус», «Кости», «Числа», «Хроники Сары Коннор», «Теория большого взрыва»).
О героях сериалов и о том, чем они отличаются от киногероев, мы поговорим чуть позже, когда будем говорить о вертикальных сериалах, а сегодня давайте займемся необычными обстоятельствами.
Нам нужно придумать мир, в котором будут жить наши герои, а вместе с ними – и телезрители. Это должен быть таинственный, загадочный, пугающий и одновременно заманчивый мир. Зритель должен с нетерпением ждать заветного часа, когда он скачает с лостфильма очередную серию включит телевизор и усядется перед ним поудобнее.
Конечно, придумать целый мир – это слишком расплывчатое задание. Есть такой термин – сеттинг. По сути это и есть мир героев истории, ограниченный временем, местом и действием. Сеттинг Доктора Хауса – наши дни, клиника, рабочие смены врачей (мы видим происходящее как бы их глазами и не знаем, что происходит, когда они уходят из клиники, а также не видим, чем занимаются врачи, когда уходят из клиники).
Грубо говоря, это место действия и правила этого действия. Нам нужно придумать помещение, в котором встречаются герои и решить, зачем они в это помещение раз за разом приходят.
Те, кто проходил первый мастер-класс, помнят, что я обожаю устанавливать довольно жесткие ограничения. На этот раз ограничение такое: сеттинг должен быть оригинальным, то есть не заимствованным из одного из сериалов, названных вами в комментариях к предыдущему выпуску. Давайте бороться со штампами.
Задание будет считаться не выполненным, если вы напишете один из следующих вариантов:
клиника,
необитаемый остров,
тюрьма,
квартира чокнутых физиков,
экспертная лаборатория,
студия телевизионного шоу,
квартира богатого человека,
казарма,
космический корабль,
офис,
школа,
спортзал,
университет.
Трудновато? Сейчас будет еще труднее. Выше я написал, что это задание для сценариста-продюсера. Теперь ограничение для вас как для продюсера: нужно придумать такое место действия, чтобы можно было построить всю декорацию на одну вашу месячную заплату. Если вы безработный – придумайте место действия, которое можно снимать бесплатно.
А вы думали, продюсеры только доходы считают?
Гм. Кажется, все-таки я придумал слишком сложное задание. Ладно, сделаю два послабления: можете использовать квартиру богатого человека и можете строить декорации не на одну, а на две месячных зарплаты. Гулять, так гулять!
В следующий четверг я расскажу о расписании, по которому работают сценаристы и по какому праву некоторые из них считают себя «белой костью» сериального производства.
Удачи!
Годовой доступ к Базе питчингов, грантов и сценарных лабораторий за 2 799 руб.! Акция действует только до 31 сентября 2023 !
От шести миллионов за серию: сколько стоит снять сериал для нашего ТВ
За год на каждом из наших крупных телеканалов выходит в среднем 15 – 20 сериалов. Обычно телезрители обсуждают гонорары актеров, но есть и множество других статей расходов при производстве сериалов. Мы составили смету расходов на сериалы.
Музыка
Музыку для сериалов покупают готовую либо заказывают. К примеру, Сергей Шнуров начал писать музыку к сериалам и фильмам лет 15 назад («Бумер», «Улицы разбитых фонарей-8» и т.п.») и успешно продолжает это дело сейчас — на его счету три десятка работ. Одни из последних работ композитора Шнурова на этом поприще – «Зайцев+1», «Гоголь. Страшная месть». Работа Сергея Шнурова для сериалов начинается с суммы в 2 млн. руб.
Если создатели сериала хотят, чтобы в их проекте звучала хорошая музыка – это не дешево, а много хорошей музыки – дорого. Так как права на ее использование стоят не мало. «Мы покупали иностранные треки для сериала «Восьмидесятые» по $5 тысяч», — рассказывал Антон Щукин один из основателей компании производителя сериалов Good Story Media.
Сценарий
Сценарий сериала может писать один автор или группа, их работа оценивается от 200 до 500 тыс.руб. за серию. Средний заработок сценариста – 4 млн. руб. за проект. У сценариста с именем доходы на порядок выше.
Есть и дополнительные опции, благодаря которым происходит удорожание проекта. К примеру, одна их компаний-производителей использует консультантов по сценарию – опытных и успешных коллег из США. Нанимать опытного человека от американских сериальных производителей дорого, а вот нанять консультанта, который не пишет, а корректирует и направляет работу сценаристов стоит «всего» — $5 тыс. (330 тыс.руб. по нынешнему курсу) в неделю. К примеру, консультанты сотрудничали со сценаристами на сериалах «Физрук», «Сладкая жизнь», «Воронины».
Место съемок
Расходы растут, когда для съемок нужно перекрывать движение транспорта на оживленной улице или припарковывать вереницу техники в центре, разбивать машины или отправлять в «экспедицию» на курорт актеров (их нужно поселить в приличную гостиницу и обеспечить райдер). Накладно снимать в аэропорту или на горнолыжном курорте, спецэффекты и прочий экшн. Поэтому часто в сериалах с небольшими бюджетами действие происходит в домах и больницах, построенных в павильонах.
Самые дорогие сериалы — исторические. Нужны костюмы, съемки во дворцах. Каждая серия «Годунова» стоила больше 15 млн.руб. Фото: Кадр из сериала
«У масштабных исторических сериалов смета больше в два-три раза. Судите сами. Закрытие ресторана на Новой Риге на съемочный день может стоить 100 тыс. руб., а аренда дворца миллион. Нужно отшивать костюмы, а работа реквизитора не ограничивается поездкой в Икею. А сцены боев или походов? Ну и количество съемочных дней, от которых напрямую зависит смета, связано со сложностью сцен.
Серию в павильоне можно снять за семь дней. Количество съемочных дней, а значит и бюджет раздувается, когда появляются трюки и прочий экшн. » — рассказывает наш источник в одной из компаний-производителей.
Гонорары
Если в сериале играет суперзвезда, то график съемок подстраивается под этого актера. Из-за востребованности звезды (театр, ТВ, занятость в других проектах) съемки могут растянуться по времени. А если нужно «свести» в кадре двух звезд. то проект в 12 или 16 серий могут снимать и год.
Один из самых модных актеров Александр Петров получает за съемочный день в среднем 200 тыс.руб. Фото: кадр из сериала «Полицеский с Рублевки».
«Сериал с Хабенским, Безруковым или Нагиевым в главной роли из-за их гонораров будет стоить в два раза дороже, чем проект с модными молодыми актерами или «народными и заслуженными». У американцев другой порядок цен: к примеру, Роберт де Ниро получает за эпизод (то есть за серию) в среднем $700 тыс. (46,3 млн.руб.).
А у наших главных звезд гонорар: 400 — 500 тыс.руб. за один съемочный день», — подсчитывает сотрудник кинокомпании. — Стоимость недорогого сериала у нас начинается от $100 тыс. (6,6 млн.руб) за серию. И может составлять до $250 тыс. (16,5 млн.руб.). Если же сериал исторический, с дорогими съемками по стране или звездными актерами и спецэффектами, то можно дойти и до 20 млн. Но эти расходы не сравнимы с западными. Эпизод сериала «Корона» обходится Netflix в $10 млн.(662 млн.руб.), а серия «Очень странных дел» — в $8 млн. (529 млн.руб.). »
Талантливая молодежь на съемочной площадке работает за 50 тыс.руб. в день, а раскрученная талантливая молодежь — за 100 тыс. Одна из главных проблем производителей — актеры завышают гонорары, а хороших режиссеров всегда не хватает.
Готовый продукт компании-производители продают каналам.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru