Так работают журналисты ТВ учебное пособие

Интервью — это один из самых популярных жанров в современной журналистике. Работы Юрия Дудя, Ксении Собчак, Николая Солодникова, Сергея Минаева, Ирины Шихман, Алексея Пивоварова и других известных интервьюеров набирают миллионы просмотров на платформе YouTube, что свидетельствует о неподдельном интересе современного общества к данному жанру. Однако так было не всегда. Для того чтобы понять специфику становления жанра интервью, посмотрим на историю его происхождения и развития.

История происхождения и развития жанра интервью

С лингвистической точки зрения термин «интервью» происходит от английского interview — беседа. Префикс inter- имеет значение взаимодействия, взаимонаправленности, а слово view переводится как взгляд, мнение. Таким образом, поверхностно мы можем рассматривать интервью как процесс обмена взглядами, фактами и мнениями.

Исторически интервью возникло в форме мыслительного процесса, который повлек за собой возникновение диалога, что в переводе с французского означает процесс общения между двумя и более собеседниками. Диалог как форма берет свое начало в античности — к нему часто прибегали древнегреческие философы.

Книга «Новый журналист» — легко и практично о медиапрофессии

Именно на основе диалога были построены трактаты Сократа и Платона, учения Демокрита и Аристотеля. Геродот утверждал, что история создавалась на основе сведений, полученных путем расспросов. У истоков жанра интервью стояли также люди, занимавшиеся сбором информации для прообразов первых римских газет («Acta Senatus» и «Acta diurnal populi Romani»), «деурналисты». Чиновники из сословия всадников вступали в диалог с жителями Рима, а позже переносили полученную информацию на гипсовые дощечки.

Диалогичность информации прослеживалась и в христианской литературе. В беседах Христа с учениками и верующими (например, в беседе с Никодимом) можно найти черты аналитического интервью, поскольку в процессе диалога происходят анализ различных событий, их интерпретация, поиск истины. Исповедь также можно считать прообразом жанра интервью. В процессе исповеди происходит честный и подробный рассказ человека о себе и своих грехах, а доверие собеседника и неподдельная искренность считаются ключевыми моментами в проведении интервью.

Писатели и мыслители тоже обращались к форме диалога в своих трудах. Такие мыслители, как Блез Паскаль, Дени Дидро и Дэвид Юм, активно использовали данную форму организации текста в своей работе.

Следует обратить внимание и на то, что интервью встречается не только в форме диалога, но и в форме полилога. Полилог (греч., букв. — речь многих) — разговор многих участников. Истоки этого жанра зародились при общинно-родовом строе. Люди выносили свои проблемы на рассмотрение общины и решали их сообща.

Собрания, диспуты, совещания, переговоры и даже споры за кухонным столом также можно рассматривать в качестве зарождающегося полилога. В современном обществе примером данного вида интервью могут послужить конференции, коллоквиумы, ток-шоу.

Таким образом, опираясь на диалогическое происхождение жанра интервью, необходимо учитывать, что истоки его формирования лежат в общинных «полилогах» догосударственной эпохи.

Психиатр КГБ умные вещи говорит

Переходя от диалога к становлению жанра интервью, рассмотрим процесс развития журналистики. В качестве отправной точки возьмем появление первых английских и немецких печатных изданий. Первая общественно-политическая газета в Европе появилась в 1631 г. и носила название «Lia Gazette». Инструментом для поиска необходимой информации выступал по-прежнему диалог. Однако интервью как отдельный жанр не было в ней оформлено.

Еще по теме:  Когда по ТВ 3 будут показывать постучись в мою дверь

В 1665 г. появился первый французский научный журнал «Journal des Savans», который положил начало активному развитию эпистолярного жанра. Дискуссии, возникающие в ходе научных бесед, оказали влияние на развитие полемики. Письма ученых были наполнены разнообразными вопросами, рассуждениями, ответами. Так зародилась вопросно-ответная форма.

Вплоть до середины XIX в. развитие интервью приостановилось. Интерес к нему возродился во время возникновения традиции русских застолий. Во время трапезы люди стали обсуждать различные истории из своей жизни и жизни знаменитостей, а присутствующие писатели стали записывать услышанное. К примеру, русский писатель А. С. Пушкин в период с 1831 по 1836 г. собрал и записал множество смешных зарисовок, самой известной из них стала «Воображаемый разговор с Александром I», которая была оформлена в форме разговора. Вопросно-ответная форма вновь обрела популярность.

Однако в публицистике форма интервью была по-прежнему не развита. Журналисты общались с дипломатами, чиновниками, популярными людьми, но в тексте вопросно-ответная форма отсутствовала, а ссылки на источники информации и прямые цитаты встречались крайне редко.

Привычный современному читателю формат интервью появляется в XIX в. благодаря французскому журналисту и публицисту, корреспонденту лондонского «Times» Генриху Бловицу. Именно его называют пионером жанра интервью, а некоторые авторы присваивают ему статус «короля журналистов». Про него впоследствии русский писатель Марк Алданов 1 напишет в «Истоках»: «Бловиц сам не писал; интервью он помнил без записей от первого слова до последнего и ошибался только тогда, когда ему было нужно ошибиться; статьи же свои диктовал секретарям» [1] . Г. Бловиц проводил блестящие интервью с Бисмарком, Гамбеттой, румынским королем Карлом, папой Львом XIII, Абдул-Гамидом и др., и это определило жанр как способ решать некоторые политические задачи. Примерно в то же время, в начале XX в., британский журналист Уильям Томас Стед назвал интервью «характерным американским произведением», в чем была существенная доля правды. В 1990-е гг. в Америке интервью становится неотъемлемой частью всех крупных журналов и газет — в этих материалах появляется сюжетная и композиционная завершенность.

В конце XIX в. интерес к работе в жанре интервью начинает появляться у европейской аудитории. В британском журнале «Современник» выходит заметка о том, что «англичане начинают принимать интервью». Позже востребованность этого жанра начинает расти среди немецкой и итальянской аудитории.

Событием, оказавшим существенное влияние на развитие интервью, стала Первая мировая война. Интервью становится эффективным инструментом в ведении пропаганды и удовлетворяет потребность власти в сообщении информации «от первого лица».

После окончания военных действий популярность интервью не снижается. Оно становится распространенным явлением в европейской прессе. Общество приобретает более демократичный характер, появляется свобода слова. Роль отдельной личности становится значимее, а значит, и интерес публики к ней незамедлительно растет. Кроме того, у журналистов появляется возможность задавать неудобные вопросы, что подогревает интерес аудитории к интервью еще сильнее.

Важную роль в развитии данного жанра занимает и технический прогресс. Появление радио сформировало новый тип журналистики — радиожурналистику. Теперь подача информации становится свободнее, у беседы появляется определенная интонация. Материалы выходят не только в записи, журналисты начинают задавать вопросы своим гостям в прямом эфире.

Интервью оформляется в жанр, который дарит аудитории эффект присутствия, слушатель становится соучастником разговора. В это время меняется и принцип работы журналиста. Если раньше газетчик мог перетасовывать вопросы, корректировать речь интервьюируемого и дорабатывать текст после встречи с гостем, то теперь он вынужден выполнять свою работу сразу «на чистовик».

Еще по теме:  Eltex nv 711 характеристики ТВ приставка

Вслед за радиоинтервью начинают появляться первые телевизионные интервью. Главной и отличительной чертой этого жанра является зрелищность. Интервью становится элементом сложных телевизионных форм. Его включают в информационные выпуски, аналитические программы, ток-шоу.

В теории журналистики, еще до массовой цифровизации, формировалась определенная типология интервью: протокольное, информационное, интервью-портрет, дискуссия, интервью-анкета — каждый из перечисленных типов используется для достижения конкретной цели.

Протокольное интервью [2] . Цель — получение комментариев по вопросам, связанным с внешней и внутренней политикой. Интервьюируемый — официальный представитель власти, лицо высокого ранга. Пример: интервью с Дмитрием Песковым на тему помилования израильтянки.

Информационное интервью. Цель — получение ответов на вопросы, связанные с актуальной информационной повесткой (входит в состав информационно-публицистических программ). Интервьюируемый — социально значимая личность. Пример: интервью с чемпионами Европы по танцам на льду.

Интервью-портрет. Цель — раскрытие личности собеседника (данный тип часто выступает в качестве составной части экранного очерка). Интервьюируемый — селебрити, политик. Пример: интервью Владимира Познера с Сергеем Шнуровым.

Дискуссия. Цель — сбор различных точек зрения по социально значимым вопросам. Интервьюер — эксперт. Пример: Владимир Соловьев и гости его студии.

Интервью-анкета. Цель — выяснение мнений по определенному вопросу у различных собеседников (чаще всего проводятся вне студии). Интервьюируемый — прохожий. Пример: Владимир Маркони и светские персонажи.

Проблемное интервью. Цель — оглашение проблем и поиск их решения. Интервьюируемый — человек, в зоне ответственности которого находится поднятая журналистом проблема. Пример: Антон Красовский и врачи.

Современную типологию сформировать довольно сложно, т. к. журналистское интервью приобрело огромное количество форм: глубинное интервью, 100 вопросов за 15 минут (для радио или ТВ), да — нет, блиц-интервью, экстремальное интервью, интервью-монолог, интервью-полилог, интервью-зарисовка и т. д. Все эти формы могут перетекать из одной в другую в рамках одного разговора, становясь непредсказуемыми и неструктурированными. Впрочем, к этому и стремятся большинство современных интервьюеров, которые хотят добиться так называемого ах-эффекта. Например, в скандальной программе «Осторожно, Собчак» Анастасия Волочкова выдает Ксении Анатольевне одну сенсационную новость за другой, причем отнюдь не о себе (хотя в теории интервью предполагает типологию «интервью-портрет»).

Волочкова: Знаешь, в чем мое преимущество? Если ты сейчас выйдешь на улицу, задашь людям вопрос: назовите, пожалуйста, имена пяти балерин, которые танцуют сегодня . После Майи Плисецкой назовут Анастасию Волочкову.

Собчак: Ну, у людей просто такой вкус, и что же в этом хорошего?

Волочкова: Да, для тебя-то я не хороша, а для людей хороша.

Собчак: Ну, ты же сама про себя знаешь, что ты не Ульяна Лопаткина.

Волочкова: Я никогда не хотела быть Ульяной Лопаткиной. Ее Махар Вазиев развивал, в пику мне, потому что я не дала этому человеку, если ты хочешь знать правду.

Собчак: Подожди, то есть тебе не нравится Ульяна Лопаткина?

Волочкова: Мне никогда не нравилось, как она выглядит, как она танцует. Диана Вишнева — да 1 .

Интервью выложено 3 апреля 2019 г. на платформе YouTube, которая в последнее время стала одной из самых популярных площадок для нашего жанра. Такой тип интервью отличается от других манерой подачи информации и полным отсутствием цензуры.

За два года больше 11 миллионов просмотров получило интервью [3] видеоблогера Ю. Дудя с рэп-исполнителем из Павлодара Скриптонитом (Адилем Жал еловым), изобилующее нецензурной лексикой. Подобное по содержанию интервью с блогером Михаилом Литвиным от 6 августа 2019 г. на УоиТиЬе-канале «Карабль вещает» (орфография автора канала) стало одним из самых обсуждаемых среди контент-формы «интервью в машине».

Еще по теме:  TV stick 4K характеристики

Такие материалы пока никак не регулируются законодательством. Нормы закона «О государственном языке», запрещающие использовать лексику, не соответствующую нормам русского литературного языка, фактически не распространяются на блогеров (с 29 июля 2017 г. законодательные нормы, регулировавшие деятельность блогеров, утратили силу) 1 .

Запрет на употребление обеденной лексики остался в федеральных и региональных СМИ, но частые речевые ошибки, как мы уже упоминали, не караются. Вот какие данные приводит профессор К. В. Маркелов: только трое из 15 опрошенных им в Севастополе журналистов и редакторов на вопрос о критериях приема журналиста на работу упомянули умение претендента хорошо писать. «Остальные говорили в большей степени о качествах самой личности претендента: азарт, эмпатия, обостренное чувство справедливости [4] ».

Итак, на протяжении нескольких столетий жанр интервью претерпевал различные изменения. Менялись его форма, типология, структура. На данном этапе развития интервью переживает максимальную свободу и востребованность среди аудитории. Оно активно используется как в качестве самостоятельного жанра, так и в качестве одной из составляющих информационных и аналитических жанров. О том, как трансформировалось интервью в условиях масштабной цифровизации, поговорим далее.

  • [1] Марк Алданов — русский прозаик, публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик. Был 13 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. 2 Алданов М. А. Истоки. — Париж : YMCA-Press, 1950. С. 312. 3 Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Т. 4: Бе-Абидан — Брее, стлб. 656—657.
  • [2] Определения даны по кн.: Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ : учебное пособие. — Москва : Издательство Московского университета, 2004.
  • [3] Программа «Осторожно, Собчак» // иК1: https://youtu.be/NXOUrURzGfO 2 иЯЬ: https://youtu.be/erg5QTkY4xI
  • [4] Баранова Е. А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ : дисс. . д. филол. н. — Москва, 2019. С. 166. 2 Там же. С. 167. 3 Там же. С. 28.

Источник: studme.org

Так работают журналисты ТВ. Кузнецов Г.В. 2004 г.

В пособии рассматриваются современные методы работы журналистов телевидения (наблюдение, интервью разных видов, «спроектированная ситуация») и практика применения этих методов в фильмах и передачах, отмеченных премиями на фестивалях и конкурсах последних лет («Вся Россия», «Моя провинция», «Новости — время местное» и др.). Представлены также некоторые особенности совместной работы журналистов и политических лидеров в условиях демократических выборов. Для студентов факультетов и отделений журналистики, практических работников регионального ТВ.

Состояние: Отличное
2-е издание, переработанное.
Москва. Издательство Московского университета. 2004 г.
400 с. Мягкий переплет. Обычный формат.
ISBN: 5-211-04810-5, 5211048105
Название: Так работают журналисты ТВ.
Авторы: Кузнецов Г.В.

Информация

Наши контакты

Источник: drakopanda.com

Так работают журналисты ТВ

Так работают журналисты ТВ

В пособии рассматриваются современные методы работы журналистов телевидения (наблюдение, интервью разных видов, «спроектированная ситуация») и практика применения этих методов в фильмах и передачах, отмеченных премиями на фестивалях и конкурсах последних лет («Вся Россия», «Моя провинция», «Новости — время местное» и др.). Представлены также некоторые особенности совместной работы журналистов и политических лидеров в условиях демократических выборов.
Для студентов факультетов и отделений журналистики, практических работников регионального ТВ.

  • Характеристики
  • Склад

Характеристики Так работают журналисты ТВ

Источник: top-1000.ru

Оцените статью
Добавить комментарий