ТВ2-117 — марка авиационных турбовальных и турбовинтовых двигателей, разработанных в КБ под руководством С. П. Изотова (ТВ2-117, ТВ3-117, ТВ7-117).
Модификации:
ТВ2-117А — отличается от базового конструктивными улучшениями, основное из которых заключается в замене мягких покрытий в компрессоре напылением на стальные детали статора;
Разработан в КБ им. В.Я. Климова. Начало серийного производства — 1965 г .
Авиационные двигатели ТВ2-117А и ТВ2-117 предназначены для установки на вертолет Ми-8. Двигатели ТВ2-117А и ТВ2-117 по своим техническим данным и эксплуатационным качествам соответствуют современным техническим требованиям, предъявляемым к двигателям данного класса.
Особенностью двигателей является наличие в них свободной турбины (турбины винта) для передачи мощности двигателя на редуктор ВР-8.
Свободная турбина кинематически не связана с турбокомпрессорной частью двигателя.
В силовую установку вертолета входят два двигателя и редуктор ВР-8. В случае необходимости, достаточно мощности одного двигателя для продолжения полета. Правый и левый двигатели взаимозаменяемы при условии разворота выхлопного патрубка.
Обвязка тв2-117
На вертолет могут устанавливаться двигатели ТВ2-117 и ТВ2-117А. Для замены одних двигателей на другие проведение дополнительных работ не требуется. Разрешается совместная работа на одном вертолете двигателей ТВ2-117 и ТВ2-117А.
На вертолете двигатели присоединяются к одному главному редуктору ВР-8, который передает от двигателей мощность несущему и хвостовому винтам.
Силовая установка вертолета имеет систему автоматического управления оборотами несущего винта и синхронизации мощности обоих двигателей.
Каждый двигатель имеет раздельные системы: смазки, топливопитания, регулирования, противооблединения, и может работать на вертолете самостоятельно при неработающем втором двигателе.
Двигатель состоит из следующих основных узлов:
· компрессора с поворотными лопатками входного направляющего аппарата (ВНА) и направляющих аппаратов (НА) первых трех ступеней. На компрессоре установлены клапаны перепуска воздуха из-за VI ступени;
· камеры сгорания. На камере сгорания установлены 8 рабочих форсунок и 2 пусковых воспламенителей;
· турбины компрессора и свободной турбины, передающей мощность через вал-рессору редуктору ВР-8;
· коробки приводов агрегатов. На коробке приводов устанавливаются следующие агрегаты: стартер-генератор ГС-18ТП или ГС-18ТО, топливный насос-регулятор НР-40ВР, командный агрегат КА-40, гидронасос ПН-40Р, датчик Д-2 счетчика оборотов турбокомпрессора, верхний масляный агрегат с фильтром.
Вид двигателя справа:
1) — ушки для подвески двигателя;
2) — агрегат СО-40;
3) — фланец отбора воздуха для нужд вертолета;
4) — масло-фильтр;
5) — штуцер подвода масла из маслобака;
6) — агрегат РО-40ВР;
7) — фланец суфлирования 3-ей опоры;
8) — колодка термопар;
9) — блок дренажных клапанов;
Обвязка (2) тв2-117
10) — штуцер суфлирования 2-ой опоры;
11) — клапан перепуска воздуха;
12) — противообледенительный клапан;
13) — гидромеханизм;
14) — штуцер выхода масла из двигателя;
15) — кронштейн датчика давления масла;
16) — пробка для слива масла.
Вид двигателя слева:
1) — агрегат КА-40;
2) — штуцер суфлера;
3) — агрегат НР-40ВР;
4) — стартер-генератор постоянного тока ГС-18ТП или ГС-18ТО;
5) — агрегат ИМ-40;
6) — пусковой воспламенитель;
7) — термопара Т-80Т;
8) — трубопровод суфлирования;
9) — кронштейн датчика давления топлива;
10) — штуцер подвода топлива к агрегату НР-40ВР;
11) — гидромеханизм;
12) — клапан перепуска воздуха;
13) — клапан постоянного давления пускового топлива;
14) — штуцер суфлирования 2-ой опоры;
15) — противопожарный коллектор;
16) — дренажи.
Установка двух двигателей с главным редуктором ВР-8 вертолета.
Используемая литература:
1. Интернет ресурс: www.airwar.ru — Авиационная энциклопедия «УГОЛОК НЕБА»
2. Интернет ресурс: http:// www .klimov.ru — сайт компании ОАО «Климов» (ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей, известный во всем мире).
Источник: ronl.org
Турбовинтовой двигатель ТВ7-117С. Руководство по технической эксплуатации (2001 год) — часть 2
Двигатель ТВ7-117С (рис. 1) является турбовинтовым, работает с шестилопастным воздушным винтом СВ-34 и предназначен для эксплуатации в составе силовой установки самолета Ил-114.
На самолете устанавливаются два взаимозаменяемых двигателя, которые размещаются в двух мотогондолах.
Особенностью конструкции двигателя является наличие в нем свободной турбины для привода вала винта, не связанной кинематически с турбокомпрессором.
Для обеспечения доступа к агрегатам и системам двигателя на мотогондоле самолета имеются откидные створки, крышки и лючки.
Подвод воздуха на вход в двигатель обеспечивается воздухозаборником.
Для изменения направления тяги воздушного винта на двигателе предусмотрен реверс.
2.1. Двигатель имеет модульную конструкцию, позволяющую заменять отдельные модули.
В эксплуатации при текущем ремонте заменяется модуль редуктора.
Двигатель состоит из следующих модулей:
— нижней коробки приводов;
— верхней коробки приводов;
— турбокомпрессора (центробежная ступень компрессора, камера сгорания и турбина компрессора);
Деление двигателя на модули отличается от деления на основные узлы.
2.2. Двигатель состоит из основных узлов (рис. 2):
— входного корпуса (2);
— центрального привода (3);
— верхней коробки приводов (4);
— камера сгорания (6);
ПРИМЕЧАНИЕ. Компрессор, камера сгорания и турбина компрессора составляют газогенератор;
— свободной турбины (8);
— выходного устройства (9);
— нижней коробки приводов (10). 2.2.1. Редуктор предназначен для передачи мощности свободной турбины на воздушный винт. Подробные сведения изложены в 072.10.00.
2.2.2. Входной корпус расположен между редуктором и компрессором. Внутри входного корпуса размещен центральный привод. Подробные сведения изложены в 072.20.00.
2.2.3. Центральный привод (ЦП) предназначен для отбора и передачи мощности от вала турбокомпрессора на нижнюю коробку приводов и от вала свободной турбины на верхнюю коробку приводов. Подробные сведения изложены в 072.60.01.
2.2.4. Верхняя коробка приводов (ВКП) предназначена для размещения и крепления самолетных агрегатов и стояночного тормоза винта. Подробные сведения изложены в 072.60.02.
2.2.5. Компрессор — однокаскадный, осецентробежный; состоит из пяти осевых ступеней и одной центробежной. Подробные сведения изложены в 072.30.00.
2.2.6. Нижняя коробка приводов (НКП) предназначена для размещения и обеспечения работы двигательных агрегатов. Подробные сведения изложены в 072.60.03.
2.2.7. Камера сгорания — противоточная, жаровая труба — кольцевого типа. Форсунки — одиночные, двухконтурные, двухсопловые, центробежные. Подробные сведения изложены в 072.40.00.
2.2.8. Турбина компрессора — осевая, двухступенчатая, с охлаждаемыми сопловыми и рабочими лопатками обеих ступеней. Подробные сведения изложены в 072.51.00.
2.2.9. Свободная турбина (СТ) — осевая, двухступенчатая, с неохлаждаемыми сопловыми и рабочими лопатками. Подробные сведения изложены в 072.53.00.
2.2.10. Выходное устройство предназначено для отвода выхлопных газов от турбины в выхлопную трубу самолета. Подробные сведения изложены в 072.58.00.
2.3. Для обеспечения работоспособности двигатель оснащен следующими системами:
— топливной системой (см. 073.00.00), включающей в себя системы: низкого давления, основного контура (систему автоматического управления САУ-65), автоматического управления воздушным винтом (САУ-34), дренажную;
— системой смазки и суфлирования (масляной системой) (см. 072.90.00);
— системой отбора воздуха (см. 075.00.00), включающей в себя системы: противообледени-тельную (ПОС), кондиционирования (СКВ), управления компрессором, наддува опор двигателя, охлаждения;
— бортовой системой контроля (БСКД-65).
Перечень параметров и сигналов, выдаваемых БСКД в системы индикации и регистрации самолета, приведен в 077.00.00, табл. 1;
— системой запуска (см. 080.00.00), включающей в себя систему раскрутки и зажигания.
2,4 Кинематическая схема двигателя представлена на рис. 3.
2.5. Габаритные размеры двигателя
-длина, не более. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..2136 мм
-максимальный наружный диаметр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 940 мм
2.6. Масса двигателя в состоянии поставки. . . . . . . . . . . . . . . см. Формуляр
3. РАБОТА
Атмосферный воздух, поступающий через воздухозаборник самолета на вход двигателя, проходит через входной корпус в компрессор. В компрессоре воздух сжимается и поступает в камеру сгорания, где, перемешиваясь с распыленным форсунками топливом, образует топливовоздушную смесь. В результате сгорания топливовоздушной смеси температура газового потока повышается.
Газ поступает в турбину компрессора, где энергия газового потока преобразуется в механическую работу, используемую для привода ротора компрессора и агрегатов. Далее газ поступает в свободную турбину. Крутящий момент, развиваемый свободной турбиной, передается на редуктор, обеспечивая вращение винта. Кинетическая энергия газов, выходящих из двигателя, создает реактивную тягу, которая вместе с тягой от воздушного винта составляет суммарную тягу силовой установки.
4. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ (ОТДЭО)
4.1. Условное обозначение двигателя. . . . . . . . . . . . . . . . . . ..ТВ7-117С
4.2. Основные параметры по режимам
при работе на основной (электронной) части САУ
(в условиях СА, при Н=0, V=0) (для справки). . . . . . . . . . . . . . . см. табл. 1
Таблица 1
Основные параметры двигателя
4.26. Допускается производить два включения подряд флюгерного насоса (ФН). После двух включений — перерыв для охлаждения электродвигателя ФН не менее 1 ч.
5. РАЗРЕШЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ (РУЭ)
ВНИМАНИЕ. ДИАПАЗОН РАЗРЕШЕННЫХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ, УКАЗАННЫХ В РЭ ДВИГАТЕЛЯ, МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С ДАННЫМИ РЛЭ (РЭ) САМОЛЕТА. В ЭТОМ СЛУЧАЕ РУКОВОДСТВУЙТЕСЬ РЛЭ (РЭ) САМОЛЕТА.
5.1.1. Марки применяемых топлив:
— основное. . . . . . . . . . . . ТС-1 ГОСТ 10227-86
— дублирующее. . . . . . . . . . . ..РТ ГОСТ 10227-86
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Допускается применение зарубежных топлив согласно Приложению 3.
2. Допускается смешение топлив ТС-1 и РТ в любой пропорции.
3. Допускается применение присадок в топливе (антиокислительных, противоизносных, антистатических и противоводокристаплизационных жидкостей) в соответствии с действующей инструкцией по применению.
5) двигатель сохраняет работоспособность:
— при электрическом и электромагнитном воздействии на самолет (молния, электрический заряд и т.п.)
— при попадании на вход птиц, кусков льда, града, воды (дождя)
— при плотности пылевых образований в воздухе до 0,1 г/м3
— в условиях обледенения согласно РЛЭ
5.5. Эксплуатационные факторы
5.5.1. Ресурсы и сроки службы двигателя, его деталей,
агрегатов и комплектующих изделий. . . . .указаны в Формуляре двигателя,
в Паспортах агрегатов и комплектующих изделий
ПРИМЕЧАНИЕ. Перечень комплектующих изделий и деталей двигателя, имеющих ограниченные ресурс и срок службы, указан в Формуляре двигателя, подразд. 4.3.
Источник: 2ruk.ru
Электрические системы запуска и системы зажигания топлива двигателей АИ-24 и ТВ3-117
Дисциплина:
«Эксплуатация и ремонт авиационного оборудования
самолетов и вертолетов»
Тема № 11. Электрические устройства систем запуска силовых установок
Гр. занятие № 22. Электрические системы запуска и системы зажигания
топлива двигателей АИ-24 и ТВ3-117
2.
Учебные цели занятия
ЗНАТЬ:
— системы запуска двигателей Аи-24, ТВ3-117их состав,
программы управления, характеристики и работу.
Отводимое время на занятие 180 минут
3.
Учебные вопросы занятия
1. Система запуска двигателя Аи-24: состав, программы
управления, характеристики и работа.
2. Система запуска двигателя ТВ3-117: состав, программы
управления, характеристики и работа.
3. Способы запуска двигателей АИ-24 и ТВ3-117.
Литература на самоподготовку
1. В.Д. Константинов, И.Г. Уфимцев, Н.В. Козлов
«Авиационное оборудование самолёта» ВИ МО М. – 1970г.
2. А.П. Барвинский, Ф.Г. Козлова «Электрооборудование
самолёта», М. «Транспорт» — 1981г.
4.
ВОПРОС 1
Система запуска двигателя Аи-24: состав,
программы управления, характеристики и работа
5.
Упрощённая электрическая схема системы запуска
6.
Состав системы запуска АИ-24
аккумуляторные батареи
стартёр
автомат времени
А1 и А2
СТГ
АВ
Микровыключатели
автомата времениЭКТ
обозначены
электромагнитные клапаны
буквами АВ с индексами, соответствующими номеру
контакторы
3К . 5К
кулачка
автомата АВ1, АВ2,….АВ5.
реле
3Р … 5Р
Номера
Р обозначены цифрой перед
буквой, а
катушекреле
зажигания
КНА
цифра в индексе определяет номер контактной пары
данного
реле. свечей
эрозийных
СПН-4
пускового сопротивления
rП
добавочного сопротивления
rД
кнопки запуска
7.
Упрощённая электрическая схема системы запуска
8.
Процесс запуска АИ-24 делиться на четыре ступени:
1. Источники тока А1 и А2 подключаются к стартеру-генератору
СТГ через пусковое сопротивление rП
2. Шунтируется (выключается) пусковое
сопротивление rП
3. Источники тока А1 и А2 переключаются с параллельного на
последовательное соединение.
4. В цепи обмотки возбуждения СТГ включается
добавочное сопротивление rД.
9.
Упрощённая электрическая схема системы запуска
10.
Запуск в воздухе.
Холодная
прокрутка
Для авиадвигателя.
запуска в воздухе
Для сдвоенный
холодной
прокрутки авиадвигателя
выключатель
ставится всдвоенный
положение
переключатель
«ЗВ» и включается
ставится в
положение «ЗВ»
выключатель
«ЗВ»(запуск
(запускв воздухе)
в воздухе).
и нажимается
При этом включаются
кнопка КЗ
(запуск
реле
ЗР,на2Р,
земле).
4Р, Впусковой
этом случае
насос
будут
ПН,
работать
электроклапан
автомат времени
ЭКГ и
и электростартер.
катушка
зажигания.Топливо
Автомат в времени
авиадвигатель
не работает.
не подается,
Ротор
зажигание выключено.вращается
турбокомпрессора
за
счет
авторотации.
Электроклапан ЭКК включает подачу кислорода к пусковым
блокам. Запуск оканчивается после выключения выключателя
«ЗВ».
11.
Упрощённая электрическая схема системы запуска
12.
Запуск в воздухе.
Холодная
прокрутка
Для авиадвигателя.
запуска в воздухе
Для сдвоенный
холодной
выключатель
ставится всдвоенный
положение
«ЗВ» и включается
прокрутки авиадвигателя
переключатель
ставится в
выключатель
«ЗВ»(запуск
(запускв воздухе)
в воздухе).
При этом включаются
положение «ЗВ»
и нажимается
кнопка КЗ
реле
ЗР,на2Р,
4Р, Впусковой
насос
ПН,
электроклапан
ЭКГ и
(запуск
земле).
этом случае
будут
работать
автомат времени
катушка
зажигания.Топливо
Автомат в времени
не работает.
Ротор
и электростартер.
авиадвигатель
не подается,
турбокомпрессора
за
счет
авторотации.
зажигание выключено.вращается
Электроклапан ЭКК включает подачу кислорода к пусковым
блокам. Запуск оканчивается после выключения выключателя
«ЗВ».
13.
ВОПРОС 2
Система запуска двигателя ТВ3-117:
состав, программы управления,
характеристики и работа.
14.
Состав системы запуска ТВЗ-117
вспомогательный газотурбинный
двигатель АИ-9В
воздушный стартер СВ-78Б
система зажигания СК-22-2А
со свечами СП-26ПЗ
пусковая панель АПД-78А
блок электромагнитных клапанов
аппаратура управления и коммутации
щиток запуска двигателя
15.
воздушный стартер СВ-78Б
ЭКПВ
«окна» для
выхода воздуха
подвод воздуха
СВ-78
соединительный
фланец
16.
На щитке запуска двигателей, размещены:
табло ”Автомат. Включено”;
выключатель рода работы “Прокрутка-Запуск”;
выключатель очередности запуска
“Запуск двигателей левый-правый”;
кнопка “Запуск”;
кнопка ”Прекращение запуска”.
Схемой предусмотрена блокировка запуска при
включении тормоза НВ
17.
18.
19.
Панель запуска двигателей ТВ3 — 117
20.
Панель запуска двигателей ТВ3 — 117
21.
Бортовая вспомогательная силовая установка АИ-9В
служит:
для бортового питания воздушной системы запуска
двигателей ТВ3-117ВМ на земле и в полете;
для питания бортсети вертолета постоянным током при
проверке оборудования на земле;
для питания бортсети вертолета постоянным током в
полете в случае отказа основных генераторов.
Питание воздушной системы запуска двигателей и
бортсети постоянным током обеспечивается на земле и в
полете до высоты 4000 м над уровнем моря в пределах
температур наружного воздуха от -60 °С до +60 °С.
22.
Панель запуска АИ-9В
23.
24.
Система управления АД: «ШАГ — ГАЗ»
Ручка управления
шагом НВ и
коррекцией АД
РУД
25.
Приборы контроля работы СУ
Обороты
НВ
Шаг НВ
Обороты
Двигателей
26.
АЗС системы
запуска
27.
Состав системы запуска газотурбинного
двигателя АИ-9В
стартёр-генератор СТГ-3
пусковую панель АПД-9;
систему зажигания
электроклапан пускового топлива
электроклапан основного топлива
аппаратуру управления и коммутации
28.
Контроль работы двигателя АИ-9В осуществляется
по следующим параметрам:
давлению масла;
выходу двигателя на рабочие обороты;
температуре выходящих газов за турбиной;
давлению воздуха в магистрали отбора воздуха для
запуска основных двигателей ТВ3-117ВМ;
превышению предельно допустимой частоты вращения
двигателя;
мощности генератора СТГ-3.
29.
Принципиальная электрическая схема пуска двигателя АИ-9В
30.
Принципиальная электрическая схема пуска двигателя АИ-9В
31.
Принципиальная электрическая схема пуска двигателя АИ-9В
32.
Принципиальная электрическая схема пуска двигателя АИ-9В
33.
Принципиальная электрическая схема пуска двигателя АИ-9В
34.
Панель запуска АИ — 9В
Циклограмма пуска АИ-9
контакт
положение
контакта
а — замкнут; b — разомкнут
35.
Пояснение к слайду 16
«Принципиальная электрическая схема пуска двигателя АИ-9В»:
I. Циклограмма пуска АИ-9В (Конт. — контакт; Пол. Конт. — положение контакта;
а — замкнут; b — разомкнут);
II. Датчик сигнализации давления;
III. Клапан останова;
IV. Сигнализатор частоты вращения;
V. Насос топливный пусковой;
VI. Клапан пусковой топлива;
VII. Клапан подачи топлива;
VIII. Катушка зажигания и свеча;
IX. Шина аккумуляторная.
36.
Приборы контроля АИ-9В.
1. Манометр ДИМ-3 предназначен для измерения избыточного
давления воздуха за двигателем АИ-9В.
Манометр ДИМ-3 состоит из индуктивного датчика ИД-3; указателя
УИ1-3.
Датчик ИД-3 установлен на переднем левом подкосе редукторной
рамы, а указатель УИ1-3 — на средней панели электропульта.
2. Термоэлектрический термометр ТСТ-282С предназначен для
дистанционного измерения температуры выходящих газов за турбиной
двигателя АИ-9В.
Термометр ТСТ-282С состоит из измерителя ТСТ-2; термопары
Т-82К.
Измеритель ТСТ-2 установлен на средней панели электропульта, а
термопара Т-82К — на двигателе АИ-9В.
37.
Панель запуска двигателей ТВ3 — 117
38.
Упрощённая схема запуска двигателя ТВ3-117 ( Ми-24)
39.
ВОПРОС 3
Способы запуска двигателей АИ-24, ТВ3-117
40.
Способы запуска двигателей
Основной
— Запуск двигателя от аэродромного источника питания
(АПА-5Д или стационарного источника электропитания на
стартовой площадке)
Резервный
— Запуск двигателя от бортовых аккумуляторов.
Запуск от АКБ производиться в исключительных случаях,
так как это может привести к преждевременному выходу их из
строя.
41.
По способу раскрутки ротора двигателя:
АИ–24 запуск с помощью электростартера (однокаскадный запуск стартёр типа СТГ — самый распространённый способ запуска ГТД).
Двигатель ТВ3–117 запуск с помощью воздушного стартёра
типа СВ.
Источник: ppt-online.org