ТВ технология в обучении

Учебное телевидение по его технической природе и возможностям является одним из наиболее перспективных технических средств обучения, обладающих большой оперативностью и гибкостью применения. Значительно расширяет возможности учебного телевидения широкое использование магнитной видеозаписи и применение телекиносъемочной установки, позволяющих создавать фонд разнообразного зрительного материала для телепередач. [2]

Учебное телевидение по сути дела совершает только первые шаги в учебном процессе и поэтому нуждается в решении ряда технических задач. [3]

Учебному телевидению принадлежит будущее, поэтому особую важность приобретает консервация учебных телепередач, чтобы их можно было осуществлять в любых районах нашей страны. [4]

Для учебного телевидения используется, как правило, серийная передающая аппаратура. [5]

Опыт советского и зарубежного учебного телевидения свидетельствует о его возможностях в индивидуализации обучения. Возможности индивидуализации не безграничны в своем применении и тесно связаны с технизацией образования. Индивидуализация обучения опирается на самостоятельность обучаемых и предполагает, что в учебном процессе ученик выступает не только как объект деятельности педагога, но и как активно обучающийся субъект. [6]

Организация дистанционного обучения по предмету технология в школе.

В учебном телевидении находят применение как информационные и публицистические жанры, так и формы художественно-игрового телевидения — модификация соответствующих жанров и форм телевидения применительно к задачам обучения. [7]

В учебном телевидении , так же как и в кино, огромную роль играет ведущее выразительное средство экрана — монтаж. [8]

Благодаря монтажу учебное телевидение , как и учебное кино, отражает действительность в движении и развитии. Именно эта способность воспроизводить на экране движение составляет важное преимущество телевидения и кино как учебных средств по сравнению с другими наглядными средствами. [9]

Эта система учебного телевидения имеет ряд недостатков, и к ним относятся: сложность одновременной передачи нескольких программ, затруднение с контролем усвоения изучаемого материала, некоторая скованность лекторов условиями студийной телесъемки. [10]

При использовании учебного телевидения в классе присутствуют как бы два учителя: учитель, принимающий передачу, и ведущий, непосредственно обращающийся к ученикам с экрана. Распределение ролей между ними следующее: учитель отдает на время передачи свою информационную и частично организационную функцию коллеге, выступающему с экрана. Педагогическая задача учителя — продолжить урок после приема телепередач или использования любого другого средства в той же логике изложения, в которой подана информация. Материал предъявляемый аудиовизуальными средствами, является частью информации, которую сообщает учитель. [11]

В практику учебного телевидения пока еще робкими шагами входят телепередачи инструктивного характера, цель которых способствовать формированию у школьников умений практической деятельности. Смешанные телепередачи совмещают в себе черты передач разных типов, их чаще всего создают для учащихся 7 — 8 — х классов. В старших классах тип информационных, мотивационных, инструктивных передач более четко выражен. Можно полагать, что такая закономерность связана с особенностями возраста, который интуитивно или осознанно учитывается массовым коммуникатором. [12]

Новые технологии в обучении. Сюжет от 27.03. Тагил-ТВ.

Большой опыт применения учебного телевидения накоплен Центральной студией, а также Ленинградской студией телевидения, которая совместно с Северо-западным заочным политехническим институтом с 1964 г. ведет по третьей программе учебные передачи для студентов вузов, учащихся школ и инженерно-технических работников различного профиля. В 1965 / 1966 учебном году вступила в эксплуатацию учебная телевизионная установка Рязанского радиотехнического института с еженедельной нагрузкой в 22 ч [20], свыше 700 школ Москвы и Московской области систематически пользуются учебными передачами. [13]

Необходимо усовершенствовать системы учебного телевидения , создать цветной офтальмоскоп с кинорегистрацией, телевизионные системы стабилизации положения звезд и планет, ПТУ, с помощью которых можно успешно наблюдать за быстропротекающими процессами, видеотелефон на базе псевдошумовых разверток, телевизионные системы с раскрашенным черно-белым изображением, стереоскопические рентгено-телевизионные установки с цветовым преобразованием контрастов изображения, ПТУ с широким экраном, телевизионные спектрозональные микроскопы и ряд других систем и установок. [14]

Работы в области учебного телевидения , начавшиеся в середине 50 — х годов нашего столетия, привели к быстрому распространению этого прогрессивного вида обучения. В 80 странах мира используется учебное телевидение. Следует отметить два вида применения технических средств обучения, отличающихся требованиями к используемой аппаратуре. Первый — использование телевидения в системе заочного обучения, второй — применение ТВ средств при очном обучении. [15]

Источник: www.ngpedia.ru

Организация удаленного обучения с применением современных технологий

Журнал «Учет в сфере образования» № 11, ноябрь 2014 г. Несмотря на утвержденный порядок электронного обучения, на практике у образовательных организаций возникают затруднения. Например, в связи с совместной реализацией программ дистанционного обучения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 г. № А40-105516/13). Проанализируем действующие требования.

Различия электронного и дистанционного обучения

  • дистанционные образовательные технологии;
  • электронное обучение.

Под первыми понимаются образовательные технологии, в основном осуществляемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. А вот электронным обучением признается организация образовательной деятельности с применением:

  • данных, содержащихся в базах;
  • информации, используемой при реализации образовательных программ;
  • информационных технологий, технических средств, обеспечивающих обработку информации;
  • информационно-телекоммуникационных сетей, помогающих передавать по линиям связи указанную информацию.
Еще по теме:  Как установить браузер на Яндекс ТВ DEXP

При этом взаимодействие обучающихся и педагогических работников играет немаловажную роль (п. 1 ст. 16 Закона № 273-ФЗ).

Для применения учреждениями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ был разработан соответствующий Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2. Его положения необходимо учитывать при применении следующих нормативно-правовых актов и документов:

  • Методических рекомендацийпо организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, которые утверждены письмом Минобрнауки России от 10 декабря 2012 г. № 07-832;
  • распоряжения Минобразования России от 26 августа 2003 г. № 985-24 о расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий;
  • письма Минобразования России и Рособрнадзора от 11 июня 2004 г. № 01-17/05-01 о применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Образовательным учреждениям следует руководствоваться и Методическими рекомендациями, представленными в письме Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. № 06-381 (далее –Рекомендации № 06-381).

Кроме того, приказом Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 утвержден перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым не допускается реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Перечень № 22). (Перечень № 22 включает только те профессии и специальности, обучение по которым ведется в учреждениях среднего профессионального образования. Это, в частности, доменщик, автомеханик, художник по костюму, переплетчик, ювелир, пчеловод, сборщик изделий электронной техники).

Модели обучения

Учреждение, которое реализует программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, может выбрать следующие модели (Рекомендации № 06-381).

Полностью дистанционное обучение

Такая модель подразумевает использование режима, при котором образовательная программа осваивается полностью удаленно.

Соответственно все общение с педагогом происходит дистанционно.

Тв технология в обучении

1 Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Колледж информатики и программирования

В аспекте глобальных вызовов вся система среднего профессионального образования столкнулась с необходимостью в кратчайший период перейти к смешанному формату обучения с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Приобрел актуальность вопрос готовности системы образования к переходу на дистанционное обучение.

Подобный переход неминуемо влечет погружение системы образования в цифровое пространство с его требованиями и возможностями, обновлением образования. Масштабные исследования всей системы образования РФ выявили трудности, связанные с внутренним наполнением технологий обучения и контроля качества подготовки специалистов в контексте цифровой образовательной среды. Перед педагогическим сообществом остро встал вопрос: какие модели внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процесс обучения и контроля качества подготовки специалистов среднего звена дадут наиболее качественные образовательные результаты при переводе образовательного процесса в дистанционный формат? В статье показано, как организуется дистанционное обучение в СПО, и описаны лучшие практики цифровой трансформации, представленные преподавателями на научно-практической педагогической конференции «Тенденции и приоритеты современного СПО», проходившей в Колледже информатики и программирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

цифровая трансформация
обновление содержания образования
технологии обучения
профессионально- личностные практики обучающихся

1. Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Пестрикова С.М. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты // Аналитический обзор проводимых в РФ социологических исследований по проблеме перевода образовательного процесса в дистанционный режим. [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza#_Toc39055690. (дата обращения: 06.12.2021).

2. Белоусов Д.Р., Солнцев О.Г Пенухина Е.А., Михайленко К.В. О контурах конструктивного варианта прогноза // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza#_Toc39055690 (дата обращения: 12.12.2021).

3. Березина Е. Диктатура онлайна. Как цифровизация меняет высшее образование // Российская газета № 125(8476) от 08.06.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/06/09/mihail-eskindarov-chto-prineset-cifrovizaciia-vysshemu-obrazovaniiu.html (дата обращения: 12.12.2021).

4. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды: [приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 № 649, зарегистрирован в Минюсте РФ 24.12.2019, регистрационный № 56962] // Правовая база Гарант. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 12.12.2021).

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования // Научное издание Серия коллективных монографий «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы» / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М., 2019. 156 с.

6. Демкина Н.И., Володин, С.М., Рой А.В., Ходыкова Н.В. Цифровая образовательная среда в системе подготовки техников по защите информации // Среднее профессиональное образование. 2021. № 1. С. 3.

7. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. 2003. № 4. С. 21–27.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что вся человеческая деятельность вынужденно осуществляется в условиях вызовов, связанных с пандемией и введением режима самоизоляции. Затронули данные вызовы, ставшие доминантами развития общества в ближайшем десятилетии, и образование. Вся система образования столкнулась с необходимостью в кратчайший период перейти в дистанционный режим. Реализация данных мер потребовала предоставления учащимся доступа к электронной информационно-образовательной среде, содержащей электронные образовательные ресурсы, а также технологические средства для организации учебного процесса, соответствующего опосредованному взаимодействию его участников.

Еще по теме:  ТВ LG 32ln540v схема

Цель исследования: обобщить опыт внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс Колледжа информатики и программирования Финансового университета при Правительстве РФ (КИПФИН) в контексте повышения качества обучения специалистов СПО.

Материал и методы исследования

Вопрос готовности системы образования к переходу на дистанционное обучение приобрел актуальность. Согласно докладу Федерального института развития образования (ФИРО РАНХиГС, на начало 2019/2020 учебного года 22 600 учителей, 73 региона РФ), 42% опрошенных учителей ранее совсем не имели опыта работы в дистанционном формате, 37% – сталкивались лишь эпизодически, и только 16% опрошенных довольно часто или регулярно проводили занятия дистанционно. У 80% респондентов выявились трудности, связанные с цифровизацией, в виде технических сложностей и психологической неготовности к такому формату обучения. 92% респондентов считают, что перевод в дистанционный формат вызывает у обучающихся затруднения, которые негативно отражаются на успеваемости [1, 2].

Мониторинг на предмет готовности учителей РФ к организации обучения школьников в условиях социальной изоляции, проведенный НИЦ социализации и персонализации образования детей (ФИРО РАНХиГС, на начало 2019/2020 учебного года), выявил, что только 4–6% учащихся в целом по России обучались с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [1, 2]. Как видим, масштабные исследования всей системы образования РФ показали низкую готовность системы образования к обеспечению дистанционного и, в особенности, электронного обучения в онлайн-формате.

При выявлении объективных трудностей в организации образовательного процесса при массовом переходе на дистанционное обучение было обнаружено следующее противоречие: при том что фактически только каждый пятый обучающий до 2020 г. имел опыт использования дистанционных образовательных технологий, взгляды большинства педагогов на возможности применения данного формата при обучении более чем оптимистичны [1, 2]. Приведенные выше цифры говорят о том, что перевод образовательного процесса в дистанционный формат стал супервызовом для всей системы образования РФ.

Следует отметить некоторые преимущества дистанционного обучения перед офлайн-обучением, как то: мобильность, индивидуальный подход к обучению, доступность.

Сегодня главный тренд в образовании связан с цифровыми технологиями, которые ведут к появлению новых компетенций у субъектов обучения, что, в свою очередь, требует всей последующей трансформации профессионального образования, предполагает проектирование новых подходов к реализации образовательного процесса. Авторами ранее отражались отдельные моменты решения обозначенной проблемы, в частности по планированию новых образовательных результатов, разработке цифровых учебно-методических материалов, оцениванию сформированных компетенций у обучающихся и педагогов [3].

Чтобы решать задачи в глобальном контексте цифровизации, образованию необходимо пройти через цифровую трансформацию. По мнению А.Ю.Уварова, именно цифровая трансформация образования может создать синергетический эффект, необходимый для обновления содержания и улучшения качества образования. Это возможно при погружении системы образования в цифровую образовательную среду с ее требованиями и возможностями, когда традиционные педагогические теории попадают в совершенно новые условия, формирующие новую, цифровую педагогику, где «нужно проектировать, экспериментировать и создавать новые работающие модели организации образовательного процесса, новые механизмы оценивания знаний, умений и компетенций, углубления связей между всеми уровнями обучения, налаживания контакта между образовательными институтами, студентами и работодателями» [4, 5].

Ранее авторами освещались современное состояние и направления оптимизации цифровой образовательной среды при подготовке техников по защите информации в КИПФИН. Рассматривалась образовательная среда, дополненная цифровыми компонентами при изучении профессиональных модулей [6, с. 3]. Есть понимание, что информационно-образовательная среда является многоаспектной целостной, социально-психологической реальностью, ее создание связано с обновлением содержания образования и позволит по- новому строить отношения между субъектами обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования в контексте обеспечения онлайн-обучения, проводившиеся в КИПФИНе, имели целью поиск ответа на главный вопрос, который стал серьезным интеллектуально-профессиональным вызовом: возможно ли в принципе перенести в дистанционный формат успешные методические и технологические методы и приемы обучения, показавшие свою эффективность при традиционных формах организации обучения? Для организации дистанционного обучения Финансовым университетом была выбрана платформа TIMS, комплексно содержащая достаточно программных и технических средств для организации учебного процесса.

Непреложным остается факт: качество обучения в любом формате непосредственно зависит от используемых педагогами обучающих технологий. Было установлено, что педагоги активно применяют следующие технологии: проблемного обучения, проектного обучения, развития критического мышления, исследовательского обучения, индивидуализированного обучения.

Было замечено, что технология группового обучения «отошла в тень». Педагоги удачно интегрируют указанные выше технологии с информационными и телекоммуникационными технологиями. Широко используются в работе: образовательная платформа LECTA, Инфоурок, Глобальная школьная лаборатория (ГлобалЛаб), открытые онлайн-курсы Massive Open Online Courses (MOOCs), МУКи. Внутреннее наполнение традиционных обучающих технологий, обогащенное цифровыми инструментами, источниками и сервисами, по мнению авторов, открывает новые педагогические возможности, позволяющие перейти к персонализированной, ориентированной на результат (персонализированно-результативной) организации образовательного процесса.

Еще по теме:  Эстонское ТВ у меня был с

В цифровой образовательной среде КИПФИНа оно поддерживается через множество устройств и платформ, связанных друг с другом. Например, студент может, получив задание в системе дистанционного обучения колледжа – MS Teams, обсудить его с педагогом и одногруппниками в группе социальной сети ВКонтакте; задать вопросы преподавателю в мобильных мессенджерах: WhatsApp, Viber, Skype и Телеграмм или по электронной почте – OutLook; глубже понять учебный материал, повысить свою успеваемость и подготовиться к экзамену, на платформах: Оnlinetestpad, Математика онлайн, Экзамен-Медиа; интернет-ресурс INTALENT окажет помощь при самостоятельной разработке траектории профессионального развития; можно получить онлайн-сертификат на платформе Stepik и разместить его в электронном портфолио студента (в личном кабинете студента на Информационно-образовательном портале Финуниверситета и в электронном журнале).

В цифровой образовательной среде ключевым фактором выступает активность обучающегося. Она конкретизируется в компетенциях. По мнению А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина, к компетенциям XXI в. относятся критическое мышление, способность к самообучению, умение полноценно использовать цифровые инструменты, источники и сервисы в своей повседневной работе, умение творчески (не по шаблону) применять имеющиеся знания в быстроразвивающейся цифровой среде [4], [5].

Компетенции «цифрового» человека у студента КИПФИНа формируются в цифровой образовательной среде, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, предоставляющие быстрый и постоянный доступ к интересующим их материалам при создании IT-продукта.

Активность обучающегося выражается в использовании совокупности технических средств: прослушивании аудиоматериалов и просмотре видеоматериалов; выполнении интерактивных заданий, отработке умений на виртуальном тренажере, в специализированных средах и инструментах, работе со встроенной моделью и др. [6, с. 3]. Интегративная совокупность данного кластера активностей, по мнению авторов, необходима обучающимся для достижения поставленных целей, позитивно сказывается на развитии способности обучаемых к учению, формировании их учебной самостоятельности, развитии их личностной идентичности, что в итоге способствует кардинальному улучшению образовательных результатов каждого обучающегося.

Открытые для педагогов СПО занятия проходят с использованием интерактивных технологий, например в формате веб-квестов с применением электронных google-сервисов (для написания совместных текстовых работ, исправления ошибок, создания wiki-газеты и др.). Такие уроки обучающимся нравятся больше, чем традиционные.

Выявлению лучших педагогических практик способствует конкурс на лучший электронный образовательный ресурс (ЭОР), который в условиях цифровой трансформации не утратил своей актуальности. Лучшие ЭОРы и ДОТы, последовательно проходя отборочный этап Финансового университета, далее участвуют во всероссийском конкурсе.

Так, работа Т.Г.Аксеновой «Совместная разработка приложений с использованием системы контроля версий Git» получила I место на всероссийском конкурсе «Педагогический Олимп- 2020 г.». Преподаватели разрабатывают и проводят мастер-классы. Формат проведения – онлайн на платформе MS Teams. В контексте передачи опыта наиболее удачных технологий обучения и контроля качества подготовки специалистов на площадке конференции «Тенденции и приоритеты современного СПО» были проведены мастер-классы: «Использование деловых игр для активизации внимания студентов на занятиях» (О.А.Потапова), «Геймификация в образовательном процессе как инструмент повышения мотивации и вовлеченности обучающихся СПО» (Ю.С.Метелкина), «Эффективное использование интернет-сервисов в деятельности педагога» (приложение PLICKERS, Е.А.Мирецкая), «Влияние интеллектуальных игр на познавательные способности обучающихся на примере интеллектуальной битвы “INFO Квиз”» (Ю.А.Чеботарева).

Обозначенные выше мастер-классы, с одной стороны, ориентируют педагогов на совершенствование умений, навыков, компетенций и квалификации, с другой – способствуют обмену опытом использования электронных образовательных и информационных ресурсов как средств объективного контроля знаний, умений, навыков и достижений обучающихся в цифровой образовательной среде.

Позиционируя себя как колледж будущего – Smart-колледж, КИПФИН осуществляет «выращивание» наиболее удачных профессионально-личностных практик обучающихся: устраивает «Поединки Codebuilder каждый заинтересованный в своем научно-практическом развитии студент (или команда, а также временный научно-студенческий коллектив) обеспечивается трекером-наставником, который доводит научный студенческий проект до конкурентоспособного стартапа (ВКР). Стартап в обязательном порядке должен быть основан на уникальных «научно-практических платформах» КИПФИН и авторских идеях – РИДах (результатах интеллектуальной деятельности); стартапы формируются в виде малых инновационных предприятий, часть дохода и ноу-хау которых направляются на совершенствование обеспечения hardskills С.М.Володин, Е.В.Поколодина – «Азбука безопасного Интернета». Организационно-методическое сопровождение программ повышения квалификации осуществляет методическая служба колледжа, лекторами являются преподаватели колледжа, добившиеся высоких результатов в разработке лучших педагогических практик.

Заключение. Внедрение электронного обучения и дистанционных технологий в процесс подготовки специалистов СПО в условиях цифровой трансформации колледжа – процесс сложный и непрерывный во времени. КИПФИН успешно стартовал и движется по этому пути. Всем участникам образовательного процесса еще предстоит большая работа по обновлению содержания образования, планированию новых образовательных результатов, выбору методов и форм процесса обучения, разработке цифровых учебно-методических материалов, оцениванию сформированных компетенций у обучающихся и педагогов, позволяющих осуществлять деятельность в быстро развивающейся цифровой образовательной среде. Но уже сейчас понятно, что субъекты обучения получают невиданный ранее контроль над своей цифровой образовательной средой и ее совместным использованием; полагаем, что и проводимый конкурс «Среднее профессиональное образование – старт в будущее», и наше участие в нем позволят лучше решать задачи повышения качества профессионального образования.

Источник: science-education.ru

Оцените статью
Добавить комментарий