Виды репортажей на ТВ

Информационные телепередачи (новости всех форматов, аналитические выпуски и др.), как и новости он-лайн, строятся на репортажных видеосюжетах. Репортаж — это сообщение с места события, которое произошло или происходит. Репортажные видеосюжеты занимают важнейшее место не только на экранах телевизоров и в Интернете, но и в вашей съёмочной практике. Типичный пример — видео на тему «Первое сентября», «Последний звонок», «На соревнованиях» и т. п.

Термин сюжет пришёл в телепрактику из журналистики (был заимствован из литературы) и обозначает краткое экранное повествование о каком-либо событии. Не следует забывать, что мы определяли фильм не только как движущееся изображение, но и как рассказ в картинках. В видеосюжете главное — экранный рассказ о событии. Его повествовательная ткань предстаёт перед нами в экранных жанрах репортажа, очерка, интервью.

Репортаж предполагает наиболее точную и объективную, если можно сказать, «безличную» информацию о событии. Видеорепортажи и очерки, в отличие от видеоэтюдов, сюжетно строятся на тексте, а не на изображении. Тем не менее есть такие репортёрские видеохроники, которые ясны и впечатляют без всяких комментариев.

Репортаж. Виды и формы

Звуковая палитра в фильме состоит из музыки, шумов и слова (в различных речевых видах: диалог, внутренний монолог и текст от автора). По характеру технической записи звук делится на синхронный (записанный одновременно со съёмкой) и наложенный (добавленный к картинке).

Раньше из-за несовершенства звуковой аппаратуры проблемой была синхронная запись музыки или интервью вне студии, а затем не меньшие сложности составляло соединение записанного звука с уже снятой картинкой. Теперь проблема в ином. Любая видеокамера записывает во время съёмки и нужный, и ненужный звук. Отделение автоматически записанного звука от конкретной картинки и её монтажное соединение с другим звуком, выбранным по воле и замыслу автора, составляет суть экранно-художественного творчества.

Фрагмент репортажа об уличном происшествии, который мы видим, идёт в сопровождении закадрового дикторского текста, сообщающего информацию о количестве аварий в городе и причинах приводящих к ним. Хроника происшествия включает в себя короткие комментарии о произошедшем работников ГИБДД, медиков и очевидцев.

Репортаж сценарно и монтажно выстраивается так, что он не акцентирует наше внимание на трагических деталях, а ещё раз призывает к вниманию на дорогах. Перед оператором-профессионалом и любителем всегда стоит вопрос, что можно и что нельзя показывать в кадре. Существует незримая художественная и этическая грань, перейдя которую можно вместо документального телефильма получить какое-либо специальное видеопособие, например по хирургии. Снимая свои видеорепортажи, помните об этом и будьте кинохудожниками, а не подглядывающими в замочную скважину.

К сожалению, авторы многих сюжетов и передач грешат тем, что забывают об этике и человечности, когда обращаются к трагическим или печальным событиям нашей жизни. Не снимайте только из любопытства или тем более ради забавы. Помните, человека может ранить не только нож, но и видеоролик, ставший достоянием зрителей!

«На грани возможного». Специальный репортаж

Слово может звучать в кадре, когда его произносят герои, может звучать за кадром как авторский текст, как размышления героя — его «внутренний монолог» (логически выстроенный или подобный свободному течению мысли.

Репортаж и очерк могут вбирать в себя элементы интервью. Но интервью на телеэкране и в любительской практике может существовать как самостоятельный жанр.

Перед вами два художественных подхода к раскрытию одной и той же темы «Воспоминания». В сюжете «Мой дед — фронтовик» юные авторы решают её в жанре интервью. По их раскадровке и кадроплану становится ясен видеоряд будущего фильма.

Moй дед — фронтовик (кадроплан)
* На экране фотография молодого сержанта.
* За кадром текст: «Мой прадед Виктор Антонович Белов во время Великой Отечественной войны пятнадцатилетним пареньком ушёл в партизанский отряд, а потом стал бойцом красной Армии и дошёл до Берлина».
* Парк, крупно листья, ветки, камера отъезжает, на скамейке пожилой человек.
* «Дедушка, а что тебе больше всего запомнилось из тех времён?» — задаёт вопрос внучка-корреспондент.
* Далее мы видим лицо деда-ветерана и слышим его рассказ.
* Руки перебирают старые фотографии. Фронт. Его танк. Друзья, погибшие и выжившие в кровавых сражениях. «А этот орден ты за что получил?» — спрашивает внучка.
* Крпн. Лицо. Он вспоминает. Он как бы и здесь и там в прошлом.
* Общ. Сквозь листву видна скамейка, слышны голоса играющих малышей.

Еще по теме:  Смарт карта Триколор ТВ ошибка 5

Иной ход решения темы воспоминаний в сюжете «Родная деревня». Здесь использован приём внутреннего монолога, когда герой в кадре молчит, а за кадром звучат его мысли. По кадрам и сценарной записи мы легко можем представить этот фильм на экране.

Родная деревня (кадроплан)
* Крпн. Прыгают среди ветвей за окном воробьи. Слышны звуки машин на улице, в доме тикают часы и тихо звучит радио.
* Женский голос за кадром: «надо же, сколько снегу навалило. В деревне, небось, и не разгрести».
* На экране пожилая женщина смотрит за окно и вспоминает свою деревню, родных. Душой она сейчас там. Общ. Деревня. ПНР.
* Крпн. Сквозь ветви — заснеженная крыша дома.
* «Печь, наверное, растопили сейчас, и может, Нинка блины печёт. Блины у неё всегда вкусные. » Фонограмма деревни. Слышны звук пилы и лай собаки. «Кирюха с Павликом — уже с дровами, видать управились. Пилят любо-дорого смотреть!»
* Срдн. Сверху. Мужчины пилят брёвна.
* Голос за кадром: «И Митенька без дела не сидит. Уж чего-то да делает, помогает».
* Срдн. Мальчик колет дрова.
* Срдн. Поленница.
* Слышен звук топора и чириканье птиц.

Обратите внимание, авторы использовали тот же материал, что и в этюде, а как изменился характер экранного повествования.

Введение авторского мнения, проявление своей позиции и личных комментариев превращают репортаж в очерк. Очерк, как и репортаж, даёт информацию о людях и событиях. Но это уже не чисто новостное сообщение, а рассказ, включающий в себя исторические или иные мотивы, параллели с другими событиями, размышления автора о героях очерка.

Так, тема «Первое сентября» может включать в свой сюжет интервью с родителями и первоклашками, обращение директора и рассказ старшеклассников о прошедшем лете, о планах на будущее. Подобное раскрытие темы и авторские комментарии переводят ваше видео из жанра репортажа в жанр очерка. Грани между жанрами зыбки и достаточно условны.

Перед вами фрагмент очерка «Здравствуй, школа!», снятый вашими сверстниками 1 сентября. Рассказ в фильме ведётся от их лица и видится их глазами.

Авторы стремятся уйти от узких рамок привычного сюжета и расширить его как в изображении, вводя тему конкурса рисунков на асфальте, съёмок в школьном музее, так и в закадровом тексте, который строится как диалог одноклассников, сохраняющий живые непосредственные интонации общения. Кроме интервью с друзьями, любимыми учителями, первоклассниками и их родителями, официальной хроники (традиционное обращение директора и напутствие совета школы), в очерке есть хроника того 1 сентября, когда они сами в первый раз переступили порог школы. Сравнение их сегодняшних и вчерашних делает очерк интересным для зрителей. В очерке часто применяется приём контрапункта, когда на экране видим одно, а за кадром речь идёт о другом, видеоочерк заканчивается концертом, материал которого используется авторами в дальнейшем для создания видеоклипа.

Задание

  • Проанализируйте телевизионные репортажи, интервью и телезарисовки как особую форму художественного творчества, имеющую документально-информационную основу; определите творческие задачи любительского кино в этих жанрах (на примере домашних видеоработ).
  1. Какие режиссёрско-операторские задачи стоят перед снимающими репортаж или интервью?
  2. В чём различие киноязыка в этюде и репортаже?
  3. Какие виды звукового оформления вы знаете и какова специфика их применения?

Телевидение, создавая самые различные передачи, фрагментарно использует в них репортажные сюжеты и интервью. В чистом виде интервью представляет собой беседу (с одним-двумя или несколькими собеседниками), когда интервьюер задаёт вопросы, а человек в кадре отвечает на них. Простейшее решение: камера направлена на героя, мы слышим вопросы невидимого интервьюера и отвечающего героя в кадре. Чем дольше длится разговор и камера держит на одном плане говорящего, тем скучнее и невыразительнее выглядит на экране подобное зрелище (так называемые говорящие головы).

Язык экранных образов всё время меняется, расширяется особенно благодаря телевидению. Нет какой-то непреодолимой грани между документальным и игровым кино. Мы часто обнаруживаем документально-хроникальные фрагменты в игровых фильмах, а также постановочные фильмы, снятые в стилистике документального кино (например, сериал «Школа»). И документальные телефильмы активно осваивают находки мастеров игрового кино.

Еще по теме:  Fun TV как включить

Проаназировав представленные в учебнике раскадровки и кадропланы фрагментов репортажей и видеосюжеты, примените этот опыт в своих хрониках и интервью. Не стремитесь сразу к большим по хронометражу работам, а двигайтесь шаг за шагом от простого к более сложному.

Примерными темами для этого могут быть такие сюжеты: ремонтируют дорогу, строят дом, последний звонок, школьный концерт, дети в парикмахерской, в парке на аттракционах, рассказ моего папы, возле метро, праздник Масленицы, мой двор, рок-группа репетирует, деревня моего деда, у витрины, на соревнованиях, в походе и т. д.

Задание

Творческое

  • Съёмка, монтаж и создание звукоряда в видеоэтюде и видеорепортаже (или интервью). При выполнении задания должен быть проявлен весь багаж знаний и навыков по режиссёрско-сценарному и операторскому мастерству, приобретённый за время предыдущей работы.

Источник: tepka.ru

Информационные жанры ТВ.

Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать).

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. На первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации.

По способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами.

Особенности звукового сопровождения позволяют говорить о двух разновидностях телерепортажа: синхронный (термин возник во время появления на телевидении синхронных камер, позволяющих одновременно фиксировать изображение и звук, а следовательно, обеспечить на экране совпадение произносимых слов и артикуляции говорящего человека) – это репортаж, содержащий естественные шумы и речь участников, и немой (так говорят практики, имея в виду отсутствие звукового сопровождения с места событий); закадровый текст читает теледиктор; следует сказать, что данная разновидность репортажа все реже употребляется в практике крупных телестудий. Нельзя, впрочем, отрицать, что и у этой разновидности телерепортажа есть своя сфера применения, скажем, официальность сообщения.

К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом.

В тематическом репортаже автор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условно называемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной, а может – вредной и непрофессиональной. Но обо всем по порядку.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат Информационные жанры ТВ. От 250 руб
  • Контрольная работа Информационные жанры ТВ. От 250 руб
  • Курсовая работа Информационные жанры ТВ. От 700 руб

Источник: students-library.com

Что такое репортаж? Виды репортажа

Для новостного выпуска или программы нужны отличные сюжеты. Их подготавливают логически мыслящие, собранные люди — репортеры. Кроме того что у репортера должна быть приятная внешность и хорошая дикция, он должен уметь рисковать и быть в центре событий, ведь собранная информация для репортажа должна передаваться на канал или в печать очень быстро.

Значение репортажей очень велико. Это могут быть включения с мест происшествий, конфликтов, откуда в онлайн-режиме вещают о реальных событиях. Предлагаем вам познакомиться поближе с тем, что такое репортаж и каких видов он бывает. Быть репортером довольно увлекательно, ведь можно оказаться в разных частях света. Обязательно ли за материалами нужно отправляться куда-то далеко?

Попробуем разобраться с особенностями этого жанра журналистики.

репортаж что такое

Что такое репортаж?

Для удачных кадров или съемок нужны правильные место и время, сюжет и герои, надежная камера и удачная погода. Существует много нюансов удачного сбора информации. Что это — репортаж, с какой целью его ведут? Проследите вместе с нами. Чтобы легче было представить, что такое репортаж, вспомните любую программу новостей или передачу о путешествиях.

Еще по теме:  Убрать рекламу с Ютуба на ТВ

Чаще всего они состоят из роликов с места событий. Сообщение с места событий и называют репортажем. В журналистике его спецификой считают оперативность.

Освещение событий должно быть беспристрастное, не иметь оценок. Репортер становится очевидцем и участником происходящего. Что такое репортаж, чем он отличается от обыкновенной корреспонденции? Под репортажем подразумевается живой рассказ очевидца о событиях, наглядная обрисовка ситуации, в которой находится сам автор.

что такое репортаж

Композиция репортажа

Репортер ставит перед собой задачу донести слушателям или читателям информацию так, чтобы они как бы увидели это событие на самом деле. Лингвисты считают, что репортаж является «глазами» и «ушами» зрителя и слушателя. Построить рассказ можно по-разному, но существует и некая стандартная композиция:

  1. Вначале идет зачин. В нем описывается или изображается место действия, состояние окружающей среды, динамичность.
  2. Центральной частью выступает сам рассказ о событии. Для изображения сиюминутности происходящего репортер использует множество глаголов в настоящем времени.
  3. Заканчивается описание краткими выводами — концовкой. Автор делает вывод и подводит к нему зрителя.

репортаж что это

Важные особенности или признаки жанра

Репортаж дает возможность читателю и зрителю быть на месте события. У него появляется случай увидеть и услышать участников, ощутить атмосферу происходящего. Автор в репортажных текстах проявляется по-разному. Он может использовать местоимения «я», «мы». Иногда журналист умалчивает о себе, но зритель догадывается, что он был свидетелем происходящего.

Особенностью репортажа является его стиль. Журналист выбирает средства и приемы образного раскрытия темы, эмоциональное изложение. Язык репортажа отличается документальностью и художественностью совместно. Если нарушить этот баланс, то рассказ получится скучным. Важно не переусердствовать с художественностью, чтобы сохранить ощущение реальности. Можно выделить следующие важнейшие особенности репортажа:

  • наглядность и динамичность рассказа;
  • отражение событий через ощущения самого автора;
  • применение изобразительно-выразительных средств для формирования картинки;
  • использование деталей;
  • применение красок, звуков, ритмов.

репортаж значение

Событийный и аналитический репортаж

Самым распространенным видом репортажа выступает событийный. Это рассказ о каких-то событиях, изложенных в хронологическом порядке. Основные признаки событийного повествования — актуальность и оперативность, это сиюминутный, моментальный ролик о происходящем. Описываемое событие происходит на глазах репортера. Журналист выбирает для этого общественно значимую тему.

Он отбирает наиболее яркие элементы, события и показывает их динамично и напряженно. Это заставляет читателя или зрителя сопереживать. Репортер дает характеристику поведению людей, рисует внешнюю обстановку событий. Для этого он использует мини-диалоги, мини-интервью, реплики.

Если журналист не просто показывает картины события, а старается его проанализировать, то речь идет об аналитическом репортаже. Это описание не просто отображает событие, но и выясняет причины его возникновения. Репортер привлекает нужные факты, цифры. Такой рассказ ближе к корреспонденции, в нем соединяются несколько жанров. Тема раскрывается по плану: тезис — аргумент — вывод.

репортаж в журналистике

Познавательно-тематический и репортаж-расследование

Для тщательного и всестороннего исследования темы используется познавательно-тематический репортаж. Специальные описания требуются для актуальных и общественно значимых тем. Для этого нужно обладать особым репортерским чутьем. Не всякое событие достойно такого репортажа. Рассказ журналиста должен демонстрировать новые стороны изменения действительности.

Существует еще репортаж-расследование. Главным в нем является сам процесс познания журналистом ситуации. Он может включиться в какой-то эксперимент. После такого репортажа зрителям хочется поразмышлять и повоображать.

репортаж что такое

Репортаж-комментарий и наблюдение («смена профессии»)

Существует так называемый комментированный репортаж. Он позволяет журналисту не просто освещать события, но и комментировать их. В него входят три элемента:

  • информация;
  • интерпретация;
  • мнение.

Начало такого рассказа всегда интригующее. Репортер вычленяет из происходящего самое главное. Комментарии журналиста тоже могут быть разными: расширенными, синхронными, профессиональными.

Чтобы глубже вникнуть в суть происходящего, репортер может пойти на «смену профессии» и пронаблюдать за событиями. Это используется в тех случаях, когда невозможно получить информацию другим способом. Журналист на время может стать работником цирка, продавцом, заключенным и даже бомжом. При этом нахождение, получение, передача, распространение информации должны проводиться законным способом согласно Конституции РФ. Иногда репортеру требуется консультация юриста.

Источник: www.syl.ru

Оцените статью
Добавить комментарий