До зрителей канала СТС в ближайшее время дойдут шутки, прозвучавшие 10-20 лет назад. Это будут лучшие шутки двух десятилетий — с середины 1980-х до середины нулевых. Смешно, что об истории российского юмора больших проектов до сих пор не снимали, да и вообще эту историю толком не исследовали. А здесь чуть ли не все главные действующие лица дают комментарии ведущим проекта «История российского юмора» Борису Корчевникову и Василию Уткину: Александр Масляков, Максим Галкин, Владимир Винокур, Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Иван Ургант, Михаил Шац и Татьяна Лазарева.
Обозреватель «Огонька» посмотрела пару серий и серьезно поговорила на тему юмора с Борисом Корчевниковым, уже делавшим для СТС успешную «Историю российского шоу-бизнеса», а последние два года потратившим на изучение истории отечественного юмора.
— СТС — развлекательный канал, без политики. Но говорить об истории юмора последних двух десятилетий и не говорить о политической сатире невозможно.
ЮМОР I ЮМОРИСТЫ ЗВЁЗДЫ ЮМОРА I ЗАКРЫТЫЙ КОНЦЕРТ [1 ВЫПУСК] ЮМОР THE BEST {ЛУЧШИЕ СБОРНИКИ ЮМОРА}
— Это первый большой политический проект на СТС. Мы шли от самых актуальных шуток — а они чаще все же политические — к событиям года. И юмор часто являлся еще и ключом к этим событиям, особенно в перестроечную пору всеобщих «фиг в кармане». Поэтому первые 10 серий (1987-1996) особенно интересны. Поскольку возможность публично шутить напрямую связана с политическими свободами, то и юмор тех лет менялся стремительно. «История российского юмора» — это, безусловно, и история свободы в постсоветской стране — со всеми ее очарованиями и разочарованиями.
— У каждой серии есть тема: рождение нового юмора в конце 1980-х, бум политической сатиры, отражение в юморе путчей, феномен одесского юмора и «новорусской» мифологии. Какие еще?
— Например, открытый мир, как Россия влюблялась в Запад: вестернизация, фильм «Окно в Париж», первые международные гастроли КВН. Или криминальный бум, война в Чечне.
— Война в Чечне тоже отражалась в юморе?
— Первая скорее нет, она была совсем страшной, а вот вторая уже отражалась. Пример того — знаменитый интернет-ролик милиционера Владимира Виноградова из Владимирской области «Как я ездил на войну в Чечню». Это народный юмор. Мы говорим не только о том, что происходило в самой индустрии. Мы рассказываем, над чем смеялась Россия.
— Назовите еще несколько тем.
— 1996 год — юмор на службе у власти («Голосуй или проиграешь!»), 1997 год — олигархи как главные герои юмора. 1998 год — кризис жанра в экономический кризис.
— Мы подобрались к 1999 году, приходу к власти Владимира Путина.
— Есть серия, посвященная этому. В данном случае юмор становился ключом к человеку. Фактически только юмор и пытался как-то расшифровать Путина. Поэтому Галкин, первый, кто его спародировал, стал абсолютным героем. Серия о 2002 годе уже посвящена борьбе пафоса и юмора.
С одной стороны, искренне лепились бюстики и ткались ковры с изображением президента, а с другой — над этим стали шутить.
— Вы говорите в фильме о свертывании политической сатиры в стране?
— Конечно. Мы старались доказать, насколько это возможно журналистскими способами, что сатира стала умирать по объективным причинам, а не потому что кто-то начал что-то запрещать. Просто люди в очередной раз устали от политики.
Отсюда — превалирование шуток на тему личной жизни, а также приход жанра, который на Западе называют туалетным юмором, он связан с угасанием политической сатиры начала 2000-х годов. Но мы даем высказаться в фильме людям, которые полагают, что причина в другом — в возникшей цензуре. Например, Виктору Шендеровичу.
— У вас есть Шендерович, которого давно не видно на федеральных каналах?
— В нескольких сериях. Например, в серии о 2001 годе — «деле НТВ». Мы говорим о том, как сатирик перестал быть сатириком и стал трибуном. Шендерович — один из главных героев серии о 1994 годе, когда появилась программа «Куклы». Десятилетие спустя тот же Василий Пичул, режиссер «Кукол», будет делать «Мульт личности», которому по дерзости и отвязности юмора будет далеко до «Кукол».
В 1990-е годы про тяжелобольного человека, Бориса Ельцина, могли шутить так, что сейчас это смотрится дико. Вообще, ощущение, что можно пошутить про все,— абсолютно западное. Те же «Куклы» — это французский формат. Но мы, слава богу, все-таки сохраняем огромное количество табу.
Шутки про президента в Америке или про королеву в Великобритании — это там, как нам сказал в интервью Ургант, не просто юмор интимный, он внутримышечный. Так же там шутят про представителей духовенства. В России такое сложно себе представить. Все-таки и Церковь другая, и история ее иная, и память о том, что такое жить без Бога, еще сильна.
Поэтому, кроме выступлений в фейсбуках, это все-таки табу. И оно объясняет нас. Вообще, есть две вещи, которые точнее всего раскрывают нацию: то, над чем она смеется, и то, чему или кому она молится. Поэтому наш сериал призван ответить в результате, кто мы такие.
— Вы прослеживаете, как развивался юмор стилистически: от намека в советские времена до стеба и прикола сейчас?
— Да, стеб пришел вместе с КВН и стал подавляющим в эфире, а оттуда и в социуме. Прикол как жанр станет главным уже в интернете. Стеб и прикол — это примерно одно и то же. Просто в слове «прикол» заключен хронометраж шутки — что-то короткое, что укалывает. Не длиннее ролика на YouTube.
Поэтому главными героями этого юмора, объектами насмешек являются странные люди, называемые теперь фриками. Пока мы заканчиваем проект 2006 годом — бумом интернета, появлением мемов и фотожаб и фразы «Превед, Медвед». Путь от полунамеков Жванецкого в советские времена до ролика в Сети — это колоссальный путь. И очень досадно, что качественно юмор движется по нисходящей, хотя количественно — только в гору.
— Как вы в фильме оцениваете влияние КВН на отечественный юмор и телевидение?
— Это уникальное явление, которое теперь характеризуют то как триумф, то как диагноз. Последняя серия нашего фильма посвящена именно этому — как кавээнщики оказались везде: во власти на телевидении, в исполнителях, авторах, продюсерах.
— Но ведь их немало и на СТС, да и гендиректор канала Вячеслав Муругов из команды КВН Белорусского госуниверситета.
— На телевидении кавээнщик — самый востребованный кадр. Человек, обладающий мгновенной реакцией на жизнь. Плюс самодеятельность — все делает сам. В итоге мы наблюдаем тотальную победу юмора. Некоторые говорят, что это компенсаторная вещь: политических и журналистских свобод стало меньше, юмор занял эти ниши.
Я думаю, проблема в другом — в кадрах. В нынешней конкуренции телевидению очень нужен развлекательный продукт, отсюда — востребованность кавээнщиков. А КВН за эти годы стал империей. Еще 15 лет назад первый фестиваль КВН в Воронеже собрал 50 команд, а на последний в Сочи приехало под 600. Вообще, нарастающая масса смеха все больше походит на лавину-убийцу.
Мы заканчиваем сериал монологом «Доклад» Геннадия Хазанова конца 1980-х. Он будто про сегодня: «Самых больших успехов мы добились в области смеха. На наших бескрайних просторах раздавалось неуемное дикое ржание. » Мы пересмеялись в том числе и над собственными болями, бедами, проблемами. И эти проблемы так и не решены.
— Скажите, есть какие-то люди, которые отказались сниматься в проекте?
— Досаднее всего, что нет Петросяна. Он отказался. Его несколько затравили в последние годы, и он не хотел появляться в одном проекте с теми, кто его травит. Я хотел отойти от конфликта, который особенного накала и бесстыжести достиг в середине нулевых годов, когда про Петросяна шутили все. И он, как человек ранимый, очень горевал.
Он признавался мне, что потом ставил свечки за этих людей в церкви. Мы говорим о Петросяне в фильме много, понять его феномен — увлекательнейшая задача. Его же очень любят, к нему ходят на концерты больше полувека! И у него сердечная связь со своими зрителями. Именно сердечная — слово, едва ли применимое к другому поколению в этом жанре.
Я посмотрел почти все концерты Евгения Петросяна. Он часто не шутит, а говорит серьезно. Иногда плачет. И зрители плачут вместе с ним.
— Удивительно, что Регина Дубовицкая согласилась на интервью, потому что отношение к «Аншлагу» понятное, и ясно, что вы тоже не могли оставить это без комментария: «Все будущие упреки в дебилизации населения — корнями из сложившегося в 1987-м представления Дубовицкой, что не сатира, а просто юмор лечит».
— Мне казалось, что сейчас, в 2012 году, уже даже немножко пошло иронизировать на эту тему. Тема глумления над «Аншлагом» появляется в нашем фильме в 2000 году. А сопоставление Петросян — Мартиросян первый раз появляется вообще 1998-м. То есть уже три пятилетки повторения одной и той же шутки. Перебор.
— Мне кажется, снять такой проект стало возможным, потому что это не проект Первого канала или «России 1». Если бы фильм снимал Первый, вероятно, отказались бы участвовать люди со второго — Дубовицкая, Галкин. Если бы второй, мы не увидели бы, возможно, Маслякова или Якубовича.
— Вы правы. Договориться об интервью здесь всякий раз означало уговорить на него. Мы представить себе не могли, что это настолько конфликтная среда.
— Дает ли история юмора возможность понять дальнейшее его развитие?
— Она дает возможность понять дальнейшее развитие нас самих. Очень точно про это сказал Андрей Кнышев. Я спросил, почему уровень агрессии в нашем обществе растет, а юмора становится все больше и больше. Он напомнил, что юмор всегда расцветал в период диктатур, а также в период или накануне больших потрясений.
Сейчас на телевидении бум двух видов программ: юмористических и мистических. Развлекуха соседствует с ощущением внутренней тревоги у людей, тревоги о будущем. И это итог нашего сериала.
- Журнал «Огонёк» №33 от 20.08.2012, стр. 34
Источник: www.kommersant.ru
Что будет, если сутки смотреть «Юмор ТВ»
Ваш любимый самиздат «Батенька, да вы трансформер» ради вас постоянно ставит на себе опыты. Мы дважды смотрели все три сезона самодельного провинциального сериала «Стервочки», неделю без отрыва смотрели ТВ-3, семь дней подряд слушали радио «Радонеж». Настало время нового эксперимента: директор Отдела Мистики и Экстрасенсорики Ольга Осипова сутки без отрыва смотрит «Юмор ТВ» и пытается рассмеяться. Днище, пьяный вэдэвэшник берёт интервью в парке Горького и угрожает чёрным, националисты готовят еду, утренний бит-бокс и можно ли привлечь директора канала «Юмор ТВ» по статье «Доведение до самоубийства»? Вот что получилось.
Всё очень плохо.
На улице слякоть, идёт война, из-за зимы все до сих пор толстые и серолицые, на Тульской избили женщину тридцати четырёх лет, проезд в метро стоит 50 рублей, я сутки смотрю телеканал «Юмор ТВ». Телеканал, на котором никогда не слышали о «Монти Пайтоне».
Впрочем, «Монти Пайтон» тоже вряд ли смотрели телеканал «Юмор ТВ». «Дерзкая и смелая концепция телеканала ярко выделяется на фоне привычного формата вещания развлекательных телеканалов», — сообщают мне. В группе канала в сети «ВКонтакте» — восемь с половиной тысяч подписчиков; мне хочется обнять каждого. И убаюкать: «Тише-тише, скоро это всё пройдёт. Кончится.
Ты заснёшь и больше никогда не проснёшься». Это отчаяние.
Воскресное утро, заря, «Юмор ТВ» передаёт программу Beat Morning. Канал вырос из музыкального канала Music BOX, и рефлексии по музыкальному прошлому занимают примерно 80 % вещания. Большой бородатый человек и щуплый белобрысый мужчина шутят между клипами «Ай-я-яй, девчонка» группы «Руки вверх» и «Зайка моя» Филиппа Киркорова.
— Наш корреспондент присутствует на праздновании в честь дня рождения сына шейха. Интересно, как же шейх назвал своего сына?
— Парня назвали Абу-Хин-Ичдисин-Абу-Иглы-Ду-Индиндин-Арванда-Энгма-Шакууу-Зенге, что обозначает «Ну наконец-то у меня родился парень после тридцати восьми девочек».
— Интересно, кто же приехал на праздник к шейху?
— На вечеринку вначале пригласили нашего, знаете, кстати, артиста Максим, но когда шейх узнал, что это девочка, его просто выгнали с позором. Потом пригласили группу «Чи-Ли», но когда шейх послушал это нечто, он тоже очень сильно разозлился. В итоге выступал Дима Маликов.
— Спасибо, это был наш корреспондент Саша Шаляпин. Увидимся в следующем выпуске.
Около восьми утра — передача «Немагия.ру». Его более успешные коллеги по цеху Макс «+100500» и Стас Давыдов «This is Хорошо» попали на телеканалы «Перец», что круглосуточно смотрят в Бутырке, и Первый соответственно. Схема передачи проста: находится ролик «ВКонтакте» или на YouTube, нарезается на части. Между этим ведущий иронично комментирует происходящее: подмечает детали, сравнивает с другими смешными роликами, издевается над главным героем. Ребята из «Немагии» пошли немного дальше: они сняли свою версию биографии Павла Дурова, изобразив ботаником-дебилом его брата-программиста:
Павел Дуров приходит к брату с просьбой написать код для новой соцсети «ВКонтакте».
— А назовём мы это всё «ВКонтакте». И для каждого он будет свой. Например, «ВКонтакте Списькино».
— В половом контакте? — спрашивает брат.
В восемь двадцать в эфире кулинарное шоу. Повар и парень, похожий на футбольного фаната с Русского марша, учат зрителей готовить беляши. «Поддержи татарского производителя — захавай кайнар». Парни поели беляшей и ушли за пивом, а я — топиться. Впереди ещё двадцать два часа с телеканалом «Юмор ТВ».
Источник: batenka.ru
Звезды КВН: не пропустите очередной выпуск программы «Сегодня вечером»
КВН – «Клуб веселых и находчивых» – юмористическая программа, которая снискала поистине всенародную любовь. Мало какой телепроект имеет столь давнюю историю и такое количество поклонников по всему миру. Есть даже неофициальный праздник – Международный день КВН, который отмечается 8 ноября. Идею этого торжества еще в начале 2000-х предложил президент Международного клуба КВН Александр Масляков, день же был выбран в честь выхода самой первой передачи в эфир – он состоялся 8 ноября 1961 года.
КВН выходит не только на ТВ – эту игру с энтузиазмом устраивают в школах, высших учебных заведениях, на предприятиях и просто на открытых площадках в самых разных городах России. Правила неизменны: за приветствием следуют разминка, СТЭМ, БРИЗ, музыкальный конкурс и домашнее задание. Импровизация столь же важна, сколь и подготовка, а для профессиональных кавээнщиков участие в проекте заменяет все остальные хобби и работу.
Лица этой игры – столь же медийные личности, сколь и популярные актеры, певцы и блогеры. Многие из них – Геннадий Хазанов, Леонид Якубович, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Михаил Галустян, Гарик Мартиросян, Тимур Батрутдинов, Сергей Светлаков – сегодня заняты другими проектами, но вышли именно из КВН.
Многие из бывших и настоящих участников и звезд КВН появятся в программе «Сегодня вечером», поделятся воспоминаниями и интересными фактами. Смотрите свежий выпуск шоу сегодня, 21 апреля, на Первом канале, до и после программы «Время». Начало в 19.50.
Источник: tvmag.ru