Гигиена зрения представляет собой комплекс мер, препятствующих утомлению зрительного анализатора и направленных на сохранение зрения.
Как отмечает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека восприимчивость организма ребенка к различным воздействиям требует особого внимания к охране зрения детей и подростков и профилактике заболеваний глаз.
Зрение у детей формируется по мере их роста, наиболее интенсивно — от 1-го до 5-го года жизни. Рост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. Соответственно с этим меняется и преломляющая сила глаза, что сказывается на остроте зрения. Острота зрения формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. При рождении большинство детей склонны к дальнозоркости, у детей от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает близорукость, в 2х-3х летнем возрасте, когда наиболее активно формируется работа обоих глаз, может возникнуть косоглазие.
В то же время, зачастую, родители очень рано приобщают детей дошкольного возраста к чтению. Неблагоприятное влияние на зрение детей дошкольного возраста оказывают длительный просмотр телепередач, продолжительная работа с планшетом и игры на телефоне, слишком близкое расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора.
В связи со значительной зрительной нагрузкой особое значение гигиена зрения приобретает у детей в школьном возрасте. У школьников среди нарушений зрения преобладает близорукость (миопия).
По данным ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН имеют место неблагоприятные тенденции в изменениях распространенности нарушений зрения среди школьников в динамике обучения. Так, частота функциональных расстройств (в основном спазм аккомодации и миопия слабой степени) с 1-го по 9-й класс возрастает почти в два раза, а хронической патологии зрения (в основном миопии средней и высокой степени) более чем в 10 раз.
Основные факторы, способствующие развитию близорукости у школьников: недостаточное освещение рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения, несоответствие размеров мебели росту детей, неправильная посадка за рабочим столом, длительный просмотр телевизионных передач на близком расстоянии от экрана, напряженная зрительная работа за компьютером, которая может вызывать дискомфорт, ощущения тяжести в веках, «инородного тела», желание закрыть глаза; несоблюдение режима труда и отдыха при работе с компьютером.
Другая проблема – просмотр телепередач. По данным статистических наблюдений:
— две трети детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
— время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем, более 2 -х часов;
— 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключения;
— 25 % детей в возрасте от 6 лет до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд;
— 45 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга своего времяпрепровождения на первое место ставят телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьёй.
Чтобы предупредить зрительные расстройства у детей необходимо:
· Соблюдать правила гигиены зрения (СанПиН 2.4.2.2821-10).
· Правильно организовать рабочее место школьнику при пользовании компьютером:
— организовать левостороннее освещение рабочего места;
— ограничивать прямую блесткость от источников освещения;
— линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана;
— экран от глаз должен находиться на расстоянии не ближе 500 мм;
— мебель должна соответствовать росту пользователя, рабочий стул должен быть со спинкой с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины.
· Соблюдать режим работы за компьютером:
— продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 — 2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3 — 4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5 — 6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7 — 11 классов — 35 минут;
— исключение компьютерных игр перед сном.
· Чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ): средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут.
· Выдерживать расстояние от глаз до тетради или книги: оно должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов и не менее 30 — 45 см — у обучающихся 5 — 11 классов.
· Соблюдать требования к непрерывной длительности просмотра телепередач: 1-2 класс – 15 минут; 3-4 класс – 20 минут; 5-7 класс – 25 минут; 8-11 класс – 30 минут.
· Делать упражнения для профилактики близорукости
(исходное положение сидя, каждое повторяется по 5-6 раз):
1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут зрительной работы в домашних условиях. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.
· Делать упражнения для снятия спазма аккомодации: «Метка на стекле»:
— На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку (например красный кружок) диаметром 3-5 мм на расстоянии 30-35 см от глаз. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, найти любой удаленный предмет (ствол дерева, фонарный столб и т.д.) и переводить взгляд то на метку, то на этот предмет.
— Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на ладонь или наручные часы. Повторить 15 раз.
— Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).
· Организовать рациональное сбалансированное питание, в котором в оптимальном соотношении содержатся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы. Продукты для улучшения зрения должны быть легкоусвояемыми, натуральными, около 60% — это продукты растительного происхождения. Каждый прием пищи должен включать фрукты, овощи, салаты, соки.
Для восполнения витаминной недостаточности в рацион питания следует включать разнообразные продукты:
— яйца, семечки подсолнечника, орехи, масло сливочное, сыр, морская капуста, творог, мясо, рыба, морепродукты, печень трески, рыбий жир; сельдь;
— овощи, наиболее полезны морковь, тыква, капуста, свекла, сладкий болгарский перец, зелень (петрушка, укроп, сельдерей, базилик), шпинат, баклажаны;
— фрукты всех наименований, в т.ч. абрикосы, шиповник, облепиха, чёрная смородина, киви, папайя, помело, апельсины, земляника, ежевика, черника, тёмный виноград, сливы, малина, клюква, вишня, гранаты;
— крупы в ассортименте, особенно овсяная и гречневая; бобовые.
Важно выработать правильные навыки поведения, охраняющие орган зрения от воздействия внутренних и внешних повреждающих факторов.
· В домашних условиях уделить особое внимание организации занятия для детей:
· Формировать с 2-3летнего возраста правильные зрительные привычки: в форме игры предлагайте периодически моргать, не смотреть пристально (шахматы, шашки, головоломки), чаще менять взгляд с ближних предметов на дальние и обратно.
· Подобрать прыгающие, вертящиеся, катящиеся и движущиеся игрушки и игры, а также мячи для улучшения зрения ребенка.
· Заниматься при левостороннем освещении; в темное время дня — при общем освещении с настольной лампой, следить, чтобы свет падал на книгу.
· Желательно организовать занятия и в первую и во вторую половину дня с перерывами между ними для активных игр.
· Выдерживать расстояние от экрана телевизора — 2,0-5,5 м, от экрана компьютера — 40 см. (дошкольникам (5-6лет) врачи рекомендуют смотреть телевизор не более 15 минут в день! Детям до 3-х лет врачи вообще не рекомендуют смотреть телевизор).
· Соблюдать расстояние от глаз до рабочей поверхности (зрительной деятельности) — 30-35 см.
· Длительность непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут.
· Следить за правильным положением тела ребенка, чтобы он не сутулился, сидел достаточно расслабленно.
· Длительность занятий дома (рисование, лепка, чтение, письмо, игра с конструктором) в течение дня не должна превышать:
— 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет;
— 1-го часа в 6-7 лет.
· Делать перерывы для отдыха каждые 10-15 минут на занятиях, связанных с напряжением зрения, подойти к окну и посмотреть вдаль.
·Делать периодически физические упражнения и гимнастику для глаз.
Источник: crb-millerovo.ru
Детский офтальмолог: нагрузка на глаза — бич нашего времени
С 1 июня в округе стартовал месячник, посвященный здоровью детей. Специалисты Югры отмечают, что основные проблемы детей школьного и старшего дошкольного возраста связаны с состоянием позвоночника, зрения и с режимом питания. Наш материал о том, как уберечь зрение ребенка и организовать правильный зрительный режим. О здоровье глаз нам рассказала детский офтальмолог ОКБ Ханты-Мансийска Ольга Шишова.
Болезнь современности
Регулярная нагрузка на глаза стала бичом нашего времени, с одинаковой силой карающим взрослых и детей. Компьютер, телевизор, мобильный телефон медленно, но уверенно делают свое дело, вызывая патологии в работе зрительных органов. Наиболее распространенная из них – миопия, или близорукость, которая может быть истинной или ложной. Последняя – ее еще называют «спазм аккомодации» – один из самых распространенных диагнозов у школьников.
– С проблемой ложной близорукости к нам обращаются уже к середине либо к концу первого класса. Родители жалуются, что ребенок стал щуриться, близко смотрит телевизор и так далее,– поясняет Ольга Шишова. – Дело в том, что, когда ребенок начинает учиться, нагрузка на глаза резко возрастает: длительное чтение, письмо.
Кроме основных предметов, дети занимаются с репетиторами, в музыкальных и художественных школах. Плюс игры на компьютере и мобильном телефоне. Такая нагрузка приводит к тому, что мышца, отвечающая за аккомодацию (способность глаза четко видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях), ослабевает и начинает неправильно выполнять свою функцию. Как результат, мы имеем снижение зрения вдаль.
Среди распространенных причин ложной близорукости специалисты также называют: несбалансированное питание, нарушение режима сна, дефицит полезных элементов в организме, нарушение кровообращения в районе позвоночника (в шейном отделе), неправильное положение во время чтения или несоблюдение безопасного расстояния книги. Плохо влияет на зрение ребенка использование стола или стула, который не соответствует возрасту и росту ребенка, сидячий образ жизни, плохое освещение и, конечно же, длительное сидение со всевозможными гаджетами.
Когда глаза ребенка находятся в непрерывном напряжении, ложная близорукость может перерасти в реальное снижение остроты зрения – миопию.
Источник: okbhmao.ru
Безопасное расстояние от экрана телевизора до глаз ребенка
Влияние компьютера на зрение детей. Советы офтальмолога
Современные дети проводят у мониторов все больше времени. И если одни родители поощряют интерес ребенка к компьютеру, то другие опасаются вредного воздействия на зрение ребенка.
Если ребенок подолгу, без перерыва, не отрывается от монитора, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Аккомодационная система детского глаза уже готова к некоторой зрительной нагрузке, но ее переизбыток может привести к «поломкам». Вот почему любые занятия детей, связанные со зрительным напряжением, в том числе и длительность их общения с компьютером, строго нормируются.
В ходе общения с компьютером детям приходится решать постоянно усложняющиеся пространственные и логические задачи. Это требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры и штрихи.
Постоянно переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок часто перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки во время чтения или при просмотре телепередач (потому что расстояние от экрана телевизора все-таки существенно больше). Добавим сюда и статичную позу, увеличивающую нагрузку на позвоночник, и снижение двигательной активности, и без того ужасающе низкую у большинства современных детей.
Что делать?
- Дозируйте время, проведенное за компьютером, Помните об элементарной профилактике – устраивайте перерывы по 10-15 минут после часа пребывания за компьютером. Для младших школьников перерывы нужно делать каждые 20 минут.
- Регулярно делайте гимнастику для глаз.
- Посещайте врача-офтальмолога хотя бы 1 раз в год или при появлении малейших жалоб. При необходимости посещайте кабинет охраны зрения.
- Обратите внимание на технические характеристики вашего монитора. От качества монитора зависит степень нагрузки на зрение ребенка. Мониторы, выпущенные лет пять назад, уже не соответствуют возможностям современных аналогов, позволяющих значительно уменьшить вредное воздействие на зрение. Лучше приобретите жидкокристаллический монитор. Задняя часть монитора должна быть направлена к стене.
- На экране не должно быть бликов и отражений.
Если Ваш ребенок или Вы сами быстро устаете при зрительных нагрузках, периодически появляется жжение, «песок» в глазах, то, скорее всего, у вас синдром «сухого глаза» — типичная проблема всех, кто часами сидит за компьютером. Проводя много времени за монитором, мы моргаем гораздо реже, а, значит, реже увлажняем глаз – отсюда и неприятные ощущения.
Контактные линзы, некачественная косметика, кондиционер и прием некоторых лекарств также могут вызвать неприятные ощущения в глазах. В данной ситуации совет один: не откладывать визит к офтальмологу. На приеме, после проведения диагностических процедур, вам назначат правильное лечение, которое поможет исправить ситуацию.
Отдельно хочется отметить, что бесконтрольное назначение капель и длительный их прием (например, капли «Визин») пагубно отразятся на вашем зрении. Детям такие капли совершенно противопоказаны.
Игры на компьютере разрешайте детям не раньше 7 лет, а лучше, с 9-10 лет по 30 минут. Именно игры дают максимальную нагрузку на зрение.
Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться детям и их родителям – это близорукость. Это самая частая причина снижения зрения у детей. Помните, чем раньше возникла близорукость, тем быстрее она прогрессирует и чаще достигает высокой степени.
Выделяют 3 основные причины возникновения близорукости:
- Длительная работа на близком расстоянии в неблагоприятных для зрения условиях. Помимо монитора компьютера особый вред наносят дисплеи сотовых телефонов и электронные игрушки.
- Наследственность.
- Анатомические особенности одной из оболочек глаза – склеры.
Многие до сих пор полагают, что вполне достаточно носить отрицательные («минусовые») очки, и ситуация будет под контролем. Это не совсем так. Близорукость отнюдь не безобидна, она может вызвать серьезные осложнения. Работа за персональным компьютером усугубляет течение близорукости: могут быть разрывы сосудов и кровоизлияния в сетчатку глаза. Поэтому близоруким людям, независимо от пола и возраста, следует регулярно обследоваться у офтальмолога по месту жительства, стараться выполнять все назначения.
Несколько советов:
- Ваш рацион и рацион ваших детей должен быть богат продуктами, содержащими омега-3-жирные кислоты (сельдь, скумбрия, лосось и др.), антиоксиданты (черника, брокколи, шпинат), а также продукты, богатые витаминами А и Е (хурма, морковь, перец, яичный желток, авокадо, кукуруза, фисташки), кальцием (молочные продукты).
- Коррекция при близорукости должна быть адекватной вашей рефракции, компенсировать все недостатки. Вы же не носите обувь 35 размера, если носите 37 размер? Очки должны быть только вашего размера. Не носите очки подруг и друзей. При подборе очков для работы с персональным компьютером существуют свои правила и особенности, которые помогут вам сохранить зрение.
- Выполняйте зрительную гимнастику каждый час при работе с компьютером. Вот примеры простых упражнений:
- Резко зажмурьте глаза, затем широко откройте. Повторите 5-10 раз.
- Голова неподвижна. Глаза поднимите вверх, сделайте ими круговые движения сначала по часовой, а затем против часовой стрелки 5-6 раз.
- Посмотрите вверх, затем вниз, потом вправо, затем влево (должен получиться «крест»). Повторите упражнения 5-6 раз. Голова все время должна находиться в одном положении.
- Медленно поводите глазами из стороны в сторону. Или посмотрите вдаль 2-3 минуты.
- Для тех, кто забывает про время за компьютером, существуют специальные программы, которые устанавливаются на жесткий диск и сами включаются каждые 30 минут.
Конечно, техника не лучшим образом действует на наш организм. Пользуйтесь ею разумно! От этого зависит здоровье ваших глаз!
Материал подготовлен врачом-офтальмологом Крысанковой Е.В.
Источник: cmsch91.ru