Любой цвет можно получить комбинацией трех основных цветов — красный, зеленый и синий. В телевидении их обозначают начальными буквами соответствующих английских слов. R (red), G (green), В (blue). Желтый — например, получается при смешении красного и зеленого (аналогично монитору Рис. 5.1.7).
Таким образом, самая простая система цветного телевидения должна предусматривать передачу одновременно трех изображений: красного, зеленого и синего.
Для передачи цветовых сигналов воспользовались принципом кино, т.е. передача красного, зеленого и голубого изображения поочередно. Такая система цветного телевидения была разработана и даже испытывалась в 50-х годах. Перед телекамерой и перед экраном черно — белого кинескопа устанавливали вращающиеся диски с прозрачными цветными секторами — светофильтрами. Диски вращались синхронно, и для стабилизации их вращения служила специальная система.
Недостатки: — Картинки получались мелкими;
— Создавался шум быстро вращающегося диска;
GoldStar cf 20d10b нет цветности
Во всем мире начались поиски и разработки новых — совместимых систем цветного телевидения.
Таких систем сейчас используется три: NTSC (НТСЦ), PAL (ПАЛ), SECAM (СЕКАМ). Она полностью совместима, т. е. цветная телепередача принимается черно-белым телевизионным приемником как черно-белая, а черно-белую передачу можно смотреть и с помощью цветного телевизора, но без цвета.
В системе SECAM сигналы, передаются не три основных цвета, а их комбинации:
— Яркостный сигнал — EY. Он является суммой цветовых сигналов красного, ER, зеленого EG и синего EB;
— Цветоразностные сигналы R-Y, G-Y, и B-Y. Они несут информацию только о цвете передаваемого изображения.
Передавать все четыре сигнала (яркости и три цветоразностных) нет необходимости, поскольку третий сигнал цветности EG-Y можно сформировать в телевизоре из сигналов ER-Y и EB-Y. Это делается в так называемом матричном устройстве, в котором в определенной пропорции складываются принятые сигналы ER-Y и EB-Y. В результате получается сигнал – EG-Y, у которого остается лишь инвертировать полярность, чтобы получить третий цветоразностный сигнал EG-Y. Затем из имеющихся трех сигналов вычитается яркостный сигнал EY, и образуются исходные цветовые сигналы ER, EG, EB.Они и подаются на управляющие электроды кинескопа.
Рис. 5.1.7. Система цветного телевидения SECAM (приемная часть):
1 — приемник; 2 — фильтр сигнала; 3 — линия задержки; 4 — фильтр цветоразностных сигналов; 5-фильтр R-Y и B-Y; 6-линия задержки; 7 — электронный коммутатор; 8 — амплитудный селектор; 9-частотный детектор сигнала R-Y; 10 — частотный детектор сигнала B-Y; 11, 12 — корректирующий блок; 13-матрица; 14-кинескоп
Три цветоразностных сигнала подают на управляющие электроды трех электронных “пушек” кинескопа, а яркостный сигнал — на его общий катод.
Таким образом, необходимо передавать кроме яркостного лишь два сигнала цветности.
Нет изображения, подсветка есть. TV Novex. Ремонт t-con LC390TA2A, PANDA 385 L
Итак, в цветном телевизоре нужен новый блок-блок цветности. В этом блоке выделяются цветовые поднесущие, детектируются, а из продетектированных сигналов получаются с помощью матричной схемы сигналы цветности ER, EG, EB. Сигналы цветности передают через строку: в течение одной строки сигнал ER-Y, а в течение другой EB-Y. Для компенсации запаздывания цветоразностного сигнала вводят специальную линию задержки на время, равное времени передачи одной строки — 64 мкс.
Однако, время задержки сигнала в цепях телевизионного приемника обратно пропорционально полосе пропускания. Следовательно, широкополосный сигнал яркостного канала проходит через цепи приемника быстрее, чем сравнительно узкополосные сигналы яркости. Если задержку сигналов яркости не скомпенсировать, то на экране цветного телевизора можно увидеть довольно любопытные эпизоды.
Например:
Ярко-рыжий лев прыгнул из одного угла экрана в другой, но прыгнул черно-белым, а его ярко-рыжая шевелюра прыгнула вслед за ним с некоторым опозданием. Иначе, “смазывание” цветов на движущемся изображении будет заметным. Для компенсации этого явления в канал яркости цветного телевизора вводят еще одну линию задержки.
Цветной кинескоп
Одно из самых главных элементов телевизора является устройство цветного кинескопа, поскольку именно он окончательно формирует цветное изображение. Цветной кинескоп имеет три катода и соответственно три электронных прожектора. Сфокусированные ими три электронных луча направляются на экран под некоторым углом друг к другу и попадают на маску.
Рис. 5.1.8. Устройство цветного кинескопа
Маска (Рис. 5.1.8, Рис. 5.1.9) представляет собой тонкий металлический лист, установленный перед самым экраном. В маске имеются отверстия диаметром 0,25 мм. Число их огромно: 550000.
Рис. 5.1.9. Масочный кинескоп
Люминофор цветного кинескопа выполнен в виде мозаики из более чем полутора миллионов зернышек люминофоров красного, зеленого и синего свечения (R, G, B), причем расположены эти зернышки в строгом порядке позади отверстий маски.
Три луча от трех “прожекторов” направлены под некоторым углом друг к другу. Пройдя сквозь отверстие в маске, они попадают на три зернышка люминофора. То же повторяется, когда лучи при развертке переместятся к соседнему отверстию. И так далее. В результате каждый из лучей вызывает свечение экрана только своим, определенным цветом.
Сигнал яркостного канала из приемника подается на все три катода кинескопа и модулирует яркость всех трех лучей. Так формируется черно-белое изображение. А сигналы цветности из блока цветности подаются на управляющие электроды (сетки) трех электронных прожекторов и как бы “раскрашивают” изображение.
Недостатки масочного цветной кинескопа:
— Недостаточная яркость и сочность цветов изображения, так как площадь отверстий маски мала по сравнению с площадью всего экрана.
— Требует более мощного источника питания.
Были разработаны планарные кинескопы. В них три электронных прожектора расположены в один ряд. Маска заменена системой тонких проволок, расположенных перед экраном и своим электрическим полем, “распределяющим” лучи по цветным вертикальным полоскам люминофора. Яркость экрана такого кинескопа получается выше, а энергопотребление меньше.
Но тонкие проволоки цветоделительной сетки можно закрепить лишь в натянутом состоянии: следовательно, экран должен быть плоским. В небольших по размерам кинескопах это еще возможно, но в больших кинескопах экран должен быть выпуклым, чтобы противостоять давлению окружающего воздуха, ведь внутри кинескопа вакуум.
Сила атмосферного давления на экран домашнего телевизора достигает двух-трех тонн. Около выпуклого экрана размещают теневую маску с удлиненными отверстиями, площадь которых составляет значительную часть общей площади маски. За каждым щелевидным отверстием в маске расположены три полоски люминофоров красного, зеленого и синего свечения на экране. Вся триада образует один элемент изображения. Благодаря штриховой структуре экрана неточность установки лучей по вертикали мало влияет на качество изображения,
Рис. 5.1.10. Планарный кинескоп
Большой проблемой в цветных кинескопах является сведение лучей. Если первоначальной регулировкой удалось добиться точного попадания трех лучей в одно отверстие маски в центре экрана, то вряд ли это получится на его краях. Для сведения лучей на всей площади экрана устанавливают дополнительные электромагниты динамического сведения, питаемые током специально подобранной формы.
В современных планарных кинескопах (Рис. 5.1.10) используют самосведение лучей, осуществляемое специально сконструированной отклоняющей системой с неравномерным (астигматическим) магнитным полем. В новейших конструкциях и постоянный магнит статического сведения расположен в колбе трубки. Он намагничивается лишь однажды, при заводской регулировке кинескопа.
Все эти меры заметно упрощают телевизионный приемник и повышают качество цветного изображения. Телевизоры нового поколения с планарным кинескопом совсем не имеют электронных ламп. Они собраны только на полупроводниковых приборах. А нельзя ли вообще избавиться и от последнего электровакуумного прибора-кинескопа?
Система телетекста
Телетекст – это информационная система для массового пользователя, обеспечивающая передачу владельцам телевизоров самой различной информации дополнительно к обычным телевизионным программам.
Разработка принципов работы таких систем, формирования и передачи сигналов в них, конструкций передающих и приемных устройств началась еще в 60-х годах почти одновременно в Англии, Франции и ФРГ. Наиболее рациональным оказался вариант, предложенный английской корпорацией ВВС, и он в настоящее время используется в качестве общемирового стандарта WST (World System Teletext – всемирная система телетекста). Французская система Antiope нашла лишь ограниченное применение.
Источник: infopedia.su
Блок цветности телевизора схема
[В. БРЫЛОВ], г. Москва
Аппараты с кассетно-модульной конструкцией (ЗУСЦТ и 4УСЦТ, а также еще и некоторые модели 5УСЦТ) составляют значительную часть парка телевизоров, находящихся в эксплуатации в нашей стране. В них применены различные взаимозаменяемые модули цветности, о которых и пойдет речь в помещаемой статье.
Автор, сравнивая их возможности, дает рекомендации по замене устаревших модулей современными. По его мнению, это заметно улучшит качество цветного изображения.
В телевизорах ЗУСЦТ, выпущенных наиболее массовой серией (свыше 30 млн экземпляров), использованы модули цветности МЦ-2, МЦ-3, МЦ-31 нескольких модификаций.
Кассетно-модульная конструкция шасси этого аппарата сохранена и в более совершенных телевизорах 4УСЦТ и даже в отдельных моделях 5УСЦТ В них, кроме уже упомянутых, применены модули МЦ-40, МЦ-41, МЦ-46, МЦ-48 и др. Все они взаимозаменяемы (правда, с некоторыми оговорками), имеют одинаковые входные и выходные сигналы, а также распайку соединителей, что облегчает замену неисправного или устаревшего модуля.
Это не только расширит функциональные возможности телевизора, но и позволит получить более высокое качество изображения.
Рассмотрим характеристики названных изделий.
Любой модуль цветности содержит три основные части: декодер цветоразностных сигналов (ЦРС), видеопроцессор (ВП) и выходные видеоусилители (ВУ).
В некоторых моделях к ним добавлен корректор цветовых переходов, а ВУ перенесены с платы модуля цветности на плату кинескопа.
Возможные варианты ВП и декодеров ЦРС подробно описаны в [ 1 ]. Там же перечислены наиболее часто использовавшиеся комплекты микросхем-ТСА640/650/660 с TDA2530, TDA3501/ 3510/3520, TDA3505/3510/3530, TDA3562A/3591 для двухсистемных модулей цветности (SECAM, PAL) и TDA4555/4580, TDA8362/8395 для четырехсистемных (SECAM, PAL, NTSC-3,58, NTSC-4,43).
Подробные технические характеристики большинства из этих микросхем указаны в [2].
Принципиальные схемы модулей цветности на этих наборах микросхем, примененных в зарубежных телевизорах, описаны в [3]. Многие микросхемы имеют отечественные аналоги в сериях К174, КР1021, которые устанавливали в телевизоры ЗУСЦТ.
Расскажем о них, хотя бы кратко.
Модули МЦ-2 и МЦ-3 построены одинаково и имеют лишь незначительные различия. Структура МЦ-3 (используемые микросхемы, цепи передачи основных сигналов, органы регулировки параметров: подстроечные резисторы и катушки, причем для упрощения без контурных конденсаторов) показана на рис. 1.
Puc.1
Это — относительно простые устройства с низкими (по теперешним понятиям) функциональными возможностями. Их полоса пропускания меньше 6 МГц.
В них использовано по четыре микросхемы второго поколения, разработанные еще в 60-70-е годы Две из них — ТСА640 (МСА640, К174ХА9) и ТСА650 (МСА650, К174ХА8) образуют декодер ЦРС Несмотря на то, что они могут обрабатывать сигналы систем SECAM и PAL, эти модули работают только в первой системе. В микросхеме ТСА660 (МС660, К174УК1) обеспечиваются регулировка яркости, контрастности, насыщенности изображения и формирование трех ЦРС (R-Y G-Y, B-Y).
В микросхеме TDA2530 (К174АФ5) ЦРС преобразуются в цветовые сигналы R, G, В.
Поскольку в модулях использованы относительно простые микросхемы, понадобилось большое число внешних компонентов для обеспечения их работы: на платах модулей и субмодулей установлено около 80 резисторов и 50 конденсаторов (всего 150 деталей без использованных в ВУ). Большое число точек регулировки (19 катушек и резисторов) усложняет настройку модулей, которую необходимо периодически повторять в процессе эксплуатации телевизора.
При необходимости обрабатывать сигналы PAL (для просмотра видеокассет) следует заменить эти модули рассматриваемыми далее.
Модули МЦ-31, МЦ-40, МЦ-46, МЦ-402 — двухсистемные устройства, обрабатывающие сигналы SECAM и PAL. Они также имеют схожую структуру, которая для модуля МЦ-31 представлена на рис.
2. В них использовано по три микросхемы Декодер PAL в каждом модуле построен на микросхеме TDA3510 (К174ХА28). В МЦ-31 декодером SECAM служит микросхема TDA3520 (К174ХА16), а видеопроцессором — TDA3501 (К174ХА17). В других модулях функции декодера SECAM выполняет микросхема TDA3530 (К174ХА31), а видеопроцессора — TDA3505 (К174ХАЗЗ).
Puc.2
Микросхемы TDA3520 и TDA3530 равноценны по параметрам. Основное различие их в том, что в первой использованы фазовые декодеры ЦРС с автоподстройкой, а во второй — частотные ВП TDA3505, в отличие от TDA3501, имеет систему автоматической установки и поддержания баланса белого (АББ) на уровне темновых токов.
Это дает основание считать, что модуль МЦ-31 уступает по характеристикам другим модулям группы, и позволяет рекомендовать замену не только МЦ-2 и МЦ-3, но и МЦ-31 более совершенными МЦ-40, МЦ-46, МЦ-402.
Следует иметь в виду, что ВУ в модулях МЦ-46 и МЦ-402 отсутствуют, они перенесены на плату кинескопа (для расширения полосы пропускания ВП и ВУ).
Поэтому при использовании этих модулей одновременно заменяют и плату кинескопа. Однако конструкция плат такова, что подобная замена возможна лишь в телевизорах с планарны-ми кинескопами. Модуль МЦ-40 содержит ВУ, и он может быть применен в телевизоре с любым кинескопом и без замены его платы.
Модули МЦ-41, МЦ-48, МЦ-501, МЦ-502 — четырехсистемные (SECAM, PAL, NTSC-3,58, NTSC-4,43). Они построены по разным структурным схемам.
Puc.3
В модуле МЦ-41 (его структурная схема показана на рис. 3) сигналы сис темы SECAM транскодируются (преобразуются) в сигналы псевдо-PAL. Подробно этот процесс описан в [3]. В модуле использованы две микросхемы: транскодер SECAM — псевдо-PAL TDA3591 (КР1021ХАЗ), видеопроцессор с АББ и декодерами PAL, NTSCTDA3562A(KP1021XA4).
Преобразование сигналов SECAM в PAL приводит к уменьшению заметности перекрестных искажений между сигналами яркости и цветности, возникающих в системе SECAM в моменты совпадения частоты поднесущей ЦРС с частотой какой-нибудь из гармоник сигнала яркости. Однако преобразование приводит одновременно и к появлению интерференции между поднесущими ЦРС SECAM и поднесущей ЦРС PAL, проявляющейся в виде муара на экране телевизора.
Такие модули в нашей стране использовали лишь в небольшом числе моделей телевизоров и в последнее время не применяют. Поэтому модуль МЦ-41 для замены в ЗУСЦТ не рекомендуется.
В модулях МЦ-48, МЦ-501, МЦ-502 применены многосистемный декодер TDA4555 (К174ХА32), видеопроцессор TDA3505 с АББ.
Для повышения качества изображения к ним добавлен корректор цветовых переходов ЦРС с регулируемой задержкой сигнала яркости TDA4565 (К174ХА27). Эти модули, их структура на примере модуля МЦ-48 изображена на рис. 4, по исполняемым функциям (число систем, коррекция цветовых переходов) стоят выше модулей МЦ-40, МЦ-46, МЦ-402 и существенно улучшают характеристики телевизора. Их выпускают в нескольких модификациях, некоторые из которых не обрабатывают сигналы системы NTSC.
Puc.4
Все рассмотренные модули цветности выпускала отечественная промышленность. В литературе можно встретить описания еще нескольких вариантов их построения.
Так, в [4] описан двухсистемный (SECAM, PAL) модуль цветности МЦ-65. Его структурная схема показана на рис.
5. Видеопроцессором в нем служит уже упоминавшаяся микросхема TDA3505 с АББ, а многосистемным декодером ЦРС — более совершенная, чем описанные ранее, микросхема TDA4650 (ее технические характеристики имеются в [2]). Для повышения цветовой четкости применен корректор переходов TDA4565.
Вместо УЛЗ (стеклянной линии задержки на одну строку) включена микросхема TDA4660 (линия задержки ЦРС на переключаемых конденсаторах). Подробное описание ее структуры и функционирования содержится в [3].
Использование микросхем TDA4650 и TDA4660 позволило уменьшить число настраиваемых катушек в декодере ЦРС до одной (в предыдущих моделях — до семи).
Переход к электронной линии задержки ЦРС сделал ненужными элементы согласования УЛЗ с микросхемой декодера и исключил перекрестные помехи между поднесущими ЦРС в соседних строках SECAM. В результате общее число деталей в декодере и ВП модуля МЦ-65 сократилось примерно на треть по сравнению с описанными ранее модулями (102 против 150-170 у МЦ-2, МЦ-3, МЦ-31, МЦ-46, МЦ-48, МЦ-402). Перечень полезных функций у этого модуля шире, чем в любом из рассмотренных ранее (он включает систему АББ, устройство коррекции переходов, интегральную линию задержки). К сожалению, он не производится промышленностью и в [4] предлагается читателям для самостоятельного изготовления.
Puc.5
Примерно такое же число деталей (96) содержит выпускаемый промышленностью модуль цветности МЦ-97, структурная схема которого показана на рис. 6. Это вместе с широким использованием чип-компонентов позволило уменьшить размер платы модуля вдвое по сравнению с размерами рассмотренных ранее модулей и более рационально (прямыми линиями) выполнить трассировку печатных линий. В нем применены трехсистем-ный (SECAM, PAL, NTSC-4,43) декодер ЦРС TDA4657 с линией задержки TDA4665, корректор цветовых переходов TDA4565, видеопроцессор TDA4580, строенный видеоусилитель в интегральном исполнении TDA6103Q.
Puc.6
Описание микросхемы TDA4657 отсутствует в доступной литературе, имеется лишь структурная схема в [6]. По-видимому, она — модификация известного четырехсистемного декодера TDA4650, в которой исключена возможность обработки сигналов NTSC-3,58. Это позволило уменьшить с 28 до 20 число выводов микросхемы, исключить внешние катушки и сократить число навесных компонентов.
Микросхема TDA4580 — лучший ВП из числа имеющих аналоговое управление [3, 5] Он отличается расширенной полосой пропускания (10 вместо 6 МГц у TDA3505). Система АББ в нем обеспечивает автоматическое сохранение баланса белого не только на уровне темновых токов, но и при любой яркости, включая максимальную.
Еще одна особенность этого ВП — контроль токов катодов при включении телевизора, обеспечивающий открывание ВУ только после полного их прогрева. ВП снабжен двумя входами сигналов R, G, В для подачи сигналов OSD с микроконтроллера системы управления телевизором и с выхода модуля телетекста или компьютера. В модуле имеется только одна точка настройки.
Разнообразие схем построения модулей цветности на этом не заканчивается. В [1, 3] рассмотрено еще несколько их вариантов. Однако они либо применены в телевизорах с моношасси (следовательно, с подключением к основной плате, непригодным для установки в ЗУСЦТ), либо управляются по цифровой шине микроконтроллером, либо используют цифровую обработку сигналов.
В них установлены микросхемы TDA836X, TDA837X с узлами повышения четкости изображения (апертурной коррекции), TDA4670 или их цифровые варианты SDA92xx. Говорить о возможности их применения для модернизации телевизоров ЗУСЦТ, 4УСЦТ бессмысленно. Однако для иллюстрации современных подходов к построению модулей цветности дадим хотя бы один пример.
Та часть многофункциональной БИС TDA836x, которая совместно с микросхемами TDA8395 и TDA4661 реализует функции четырехсистемного декодера, линии задержки и ВП, показанных на рис. 7, использует лишь 20 внешних компонентов (два кварцевых резонатора, один диод, семь резисторов и десять конденсаторов). При этом обеспечивается полоса пропускания 9 МГц [7].
Puc.7
Подводя итоги, можно кратко сказать следующее. Из перечисленных модулей цветности для телевизоров ЗУСЦТ-5УСЦТ с шасси кассетно-мо-дульной конструкции лучшим представляется модуль МЦ-97, недавно появившийся на рынке. Немного ниже уровень модулей МЦ-48, МЦ-501, МЦ-502 (у них похуже система АББ, уже полоса пропускания, применена ультразвуковая стеклянная линия задержки).
Эти модули рекомендуются для замены вышедших из строя и даже работоспособных других модулей цветности.
Модули МЦ-40, МЦ-46, МЦ-402 уступают МЦ-48 и другим тем, что не имеют корректоров цветовых переходов. Кроме того, модули МЦ-46 и МЦ-402 могут быть применены только в аппаратах с пленарным кинескопом. Модули МЦ-2, МЦ-3, МЦ-31, МЦ-41 существенно устарели.
В некоторой мере положение может улучшить введение в них корректора цветовых переходов TDA4565. Об этом для модулей МЦ-2, МЦ-3 рассказано в [8]. Для модулей МЦ-31, МЦ-41 такую доработку выполняют с учетом поправок на различие схем.
Однако наиболее радикальным решением вопроса для всех этих модулей представляется замена их более современными моделями, что позволяет относительно просто и при небольших затратах заметно улучшить качество воспроизведения цветного изображения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хохлов Б. Н. Декодирующие устройства цветных телевизоров, изд. 3. Справочник, вып. 1222. — М.: Радио и связь, 1998 (МРБ).
2. Родин А. Микросхемы блоков цветности современных телевизоров. Серия «Ремонт», вып. 15. — М.: Солон, 1997.
3. Пескин А. Е., Войцеховский Д. В., Коннов А. С. Современные зарубежные цветные телевизоры: видеопроцессоры и декодеры цветности. Справочник, вып. 1227. — М : Радио и связь, 1998 (МРБ).
4. Уроки телемастера, изд. 2. — С.-Пб.: Лань, Корона принт, 1997.
5. Пашкевич Л. П., Рубаник В. А., Кравченко Д. А. Усовершенствование цветных телевизоров 3-5 поколений. Улучшение качества изображения. Модуль цветности МЦ-97. — Радюаматор, 1999, № 6, с. 6-9.
6. Микросхемы для современных импортных телевизоров. Энциклопедия ремонта, вып. 4. — М.. Додэка, 1998.
7. Брылов В. Микросхема TDA8362 в ЗУСЦТ и других телевизорах. — Радио, 1998, № 9, с. 8-11; № 10, с. 12-16; N 11, с. 13-15; № 12, с. 12, 13.
8 Пахомов А. Корректор цветовой четкости. — Радио, 1999, № 2, с. 10-12.
Радио 11/2000, с.6-9.
Источник: rfanat.qrz.ru
Приемники цветного телевидения
Условие совместимости, которое выполняется в система SECAM, позволяет использовать в цветном телевизоре ряд блоков, близких по принципиальной схеме и конструкции к аналогичным блокам ЧБ телевизоров. Упрощенная структурная схема ЦТ представлена на рис.59.
Сигналы, принятые антенной, поступают на селектор каналов СК. Выделенные и преобразованные по частоте сигналы изображения и звукового сопровождения затем поступают на усилитель ПЧ изображения (УПЧИ), входящий в состав блока радиоканала.
Сигнал, поступает с выхода УПЧИ, детектируется амплитудным детектором (АД), усиливается видеоусилителем (ВУ) и подается на соединенные друг с другом катоды цветного кинескопа. Формирование цветоразностных сигналов ЕR-Y, ЕG-Y, ЕВ-Y осуществляется в блоке цветности БЦ, на который исходный сигнал поступает с выхода ВД блока радиоканала. Отклоняющие токи формируются в блоке разверток. Корректирующие токи, обеспечивающие сведение лучей кинескопа, формируются в блоке динамического сведения БДС и подаются на катушки сведения КС цветного кинескопа.
Внешне упрощенная структурная схема ЦТ сравнительно мало отличается от структурной схемы ЧБ телевизионного приемника. Принципиально новыми узлами в ней являются цветной кинескоп, блок цветности и блок динамического сведения.
цветности
Модуль цветности состоит из субмодуля цветности (блока цветности), канала яркости, матричного устройства и выходных видеоусилителей.
Субмодуль цветности: выделяет из полного цветного телевизионного сигнала (ПЦТС) сигнал цветности и осуществляет коррекцию высокочастотных предыскажений; усиливает и ограничивает по амплитуде сигнал цветности; обеспечивает на своем выходе одновременное выделение двух цветоразностных сигналов; осуществляет с помощью системы цветовой синхронизации опознание цвета; осуществляет коррекцию НЧ предыскажений.
Стандартный канал цветности имеет следующую функциональную схему (рис.60).
ПЦТС поступает от АД канала изображения на корректор ВЧ предыскажений (КВП), где компенсируются предыскажения цветовой поднесущей, введенные в кодирующем устройстве; ослабляется мешающее действие сигнала яркости.
Амплитудный ограничитель АО1 подавляет импульсные помехи и обеспечивает постоянство амплитуды сигнала цвета. Ограниченный сигнал цветности, в котором цветовые поднесущие поочередно, через строку модулированы каналами DR и DB поступает на вход электронного коммутатора (ЭК). На второй вход ЭК сигнал цветности проходит через ультразвуковую линию задержки (УЛЗ) с задержкой, равной длительности строки.
ЭК управляется напряжением полустрочной частоты, вырабатываемым счетным триггером (рис.61) в блоке устройства цветовой синхронизации (УЦС), который запускается строчными импульсами. В результате действия коммутатора сигналы на его выходах разделяются.
На выход «в» поступает каждая строка то из прямого, то из задержанного сигнала составляющей красного, а на выход «г» составляющей синего. Начальная фаза счетного триггера (СТ) произвольна, поэтому возможен неправильный режим работы, когда сигналы UR подается в канал В-Y, а сигналы UВ — в R-Y. Чтобы этого не происходило, предусмотрена цветовая синхронизация триггера.
Для этого в УЦС сравнивается фаза чередования составляющих UR и UВ в принятом сигнале с фазой работы триггера. Если фаза работы триггера смещена, осуществляется ее коррекция. Кроме того УЦС включает канал цветности, если принимается сигнал СЕКАМ, и выключает канал, если принимается сигнал другой системы или черно-белая программа.
Разделенные сигналы цветности проходят вторые ограничители (АО2 и АО3), устраняющие паразитную АМ поднесущей вызванную неравномерностью АЧХ линии задержки и коммутатора, а также возникающими в ЛЗ отражениями сигнала, и поступают в ЧД, обеспечивающие демодуляцию сигналов уветности и выделение цветоразностных сигналов ER-Y и EB-Y.
Рис.61.Рис.62
Демодулированные цветоразностные сигналы проходят через ФНЧ, где подавляются остатки цветовой поднесущей, а затем через цепи коррекции НЧ предыскажений (КНП).
На вход субмодуля цветности (СМЦ), куда поступает ПЦТС, включают фильтр КВП, который обеспечивает максимальное ослабление амплитуды поднесущей на частоте f = 4,286 МГц. Такие предыскажения улучшают шумовые параметры системы и снижают заметность цветовой поднесущей на неокрашенных участках изображения.
Одновременно с помощью фильтра из ПЦТС как бы вырезается участок спектра шириной 2…2,2 МГц, в пределах которого передается информация о цвете объектов, т.е. выделяется сигнал цветности. Сплошной линией на рис.63 показана АЧХ фильтра, а пунктирной совмещенная с ней АЧХ фильтра ВЧ предыскажений кодирующего устройства (сторона передатчика).
Из сравнения этих характеристик видно, что предыскажения, введенные в кодирующем устройстве, компенсируются на входе блока цветности. В качестве фильтра обычно используется одиночный колебательный контур (СМЦ-2) с высокой добротностью, а ПЦТС подается на фильтр через разделительный конденсатор небольшой емкости (50…100 пФ), что способствует подавлению частоты ниже 3 МГц.
После фильтра сигнал цветности поступает в 2-х — 4-х каскадный усилитель ограничитель с полосой пропускания 2…2,5 МГц. В состав усилителя входит двусторонний амплитудным ограничитель для ослабления паразитной амплитудной модуляции частотно-модулированных сигналов цветности, возникающей из-за неравномерности АЧХ предшествующих каскадов тракта изображения, а также из-за воздействия сигнала яркости.
Источник: studbooks.net