Телевизионная эра открылась в Советском Союзе 10 мая 1932 года. В тот день ленинградский завод «Коминтерн» приступил к выпуску диковинных аппаратов.
Стоит отметить, что первое в мире телевизионное изображение было получено 9 мая 1911 года. Этого добился профессор Петербургского технологического института Борис Розинг. Его ученик, изобретатель Владимир Зворыкин, эмигрировавший из России в США, в 1928 году получил патент на цветной телевизор. Тоже раньше всех на планете.
Еще одна дата связана с началом дебютных телевизионных передач в СССР. В мае 1931 года был показан отчет о праздничных мероприятиях. Правда, изображение было очень низкого качества.
Однако, телевизионные устройства совершенствовались, и «картинка» становилась лучше. Иначе и быть не могло – зрительская аудитория состояла в основном из представителей советской элиты. Разумеется, садился к телевизору и Сталин. Но показывать себя не разрешал, возможно, из-за боязни покушений. Во всяком случае, когда в зале появлялся вождь, операторов выставляли, а камеры разворачивали в противоположную от Иосифа Виссарионовича сторону…
Был ли Сталин дезертиром?
Популярность телевидения резко возросла в 50-е годы минувшего столетия с началом ежедневных передач. Многие помнят, как соседи по коммуналке вечерами собирались в комнатах владельцев заветного ящика. Никого особенно не волновало, что экран был размером с открытку, а перед ним — для увеличения изображения — красовалась стеклянная линза, заполненная водой. Телезрители были на седьмом небе от счастья, что к ним в дом «пришло» бесплатное кино.
Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 2
Внимание,
для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Пройдя несложную регистрацию, Вы сможете самостоятельно размещать на портале свои фотографии, статьи, любимую музыку, коллекции, отправлять сообщения другим зарегистрированным пользователям, вести блог.
Пользователи всех стран, соединяйтесь!
Источник: 22-91.ru
Авторизация
Среди тысяч подарков И.В. Сталину на 70-летие, присланных со всех уголков мира, многие имеют техническую направленность. Каждый подарок по-своему уникален и интересен, все они отражают современнейшие на тот момент достижения прогресса и дизайна. Новейшие модели автомобилей, радиоприемников, кинокамер, фотоаппаратов. И всё-таки, один из подарков особенно выделяется своей необычностью — телевизор Т-1 «Москвич».
Это был поистине уникальный прибор — первый отечественный серийный электронный телевизор с новым, впервые в мире примененным стандартом чёткости в 625 строк. Телевизор разрабатывался с начала 1946 года и был изначально рассчитан на стандарт 343 строки, однако к началу серийного производства был принят новый стандарт в 625 строк, действующий и в настоящее время!
Просто представьте на секунду — уже в 1947 году появился телевизор, который принимал изображение в современной телевизионном разрешении! Ни одна страна в мире в те годы не имела такой высокой чёткости телевизионного изображения. По тем временам стандарт 625 строк для вещания казался чем-то невиданным, а по отношению к стандарту США в 343 строки эта новая развёртка считалась и вовсе неким «телевидением высокой чёткости».
Особенно к месту оказался этот телевизор на юбилее Сталина в 1949 году. Ведь именно в этот год в Московском телецентре было смонтировано первое отечественное оборудование промышленного изготовления на 625 строк. Именно с года юбилея Сталина началось регулярное ТВ-вещание по современному стандарту!
Конечно, телевизор Т-1 «Москвич» мало походил на современные. Размер чёрно-белого изображения был всего 10 на 13 сантиметров. Да и сами телепередачи мало походили на привычные нам. Прежде всего дело было в техническом несовершенстве оборудования телестудий. В 1949 году светочувствительность телекамер всё ещё была слишком маленькой.
По этой причине в студиях приходилось использовать очень мощные источники света, из-за которых температура воздуха нередко превышала 40 градусов. Это изматывало дикторов и артистов, одежда и реквизит быстро выгорали. Даже конфликт возник на производственной почве: считать или нет чёрные костюмы дикторов, выгоравшие менее чем за месяц, рабочей одеждой?
Большой проблемой было и то, что в очень мощном свете и в чёрно-белом формате лица телеведущих выглядели просто белым плоским пятном.
Чтобы добиться естественного вида дикторских лиц на экранах телевизоров, приходилось применять очень странный грим: губы стали красить синим, а тени возле глаз наносили зелёные.
Но самой большой проблемой «инновационного» подарка вождю стала высокая цена телевизора и недолговечность. Министерство торговли СССР установило цену на телевизор в 3500 рублей (при средней зарплате в 1949 году в 500 руб.), поэтому телевизор даже для состоятельных людей был роскошью. А учитывая срок нормальной работы кинескопа, который редко превышал 4-6 месяцев, покупка этого телевизора была крайне сомнительным вложением денег. «Москвич-Т1» так и не прижился в советских домах. Производство телевизора было свёрнуто уже к 1950 году.
Восходила звезда созданного в том же 1949 году легендарного телевизора КВН-49. Но это уже совсем другая история.
6-9 марта в КВЦ «Сокольники» состоится выставка «Подарки вождям», организованная Политехническим музеем. Первый советский телевизор Т-1 «Москвич» из коллекции Политеха будет одним из десятков представленных на ней экспонатов.
Источник: www.oldtimer.ru
Сталин запрещал показывать себя по телевизору
Отечественное телевидение отмечает юбилей: в конце марта 1951 года Совмин СССР принял постановление об организации ежедневных телепередач в Москве и о создании Центральной студии телевидения. С этой даты в нашей стране и пошло большое ТВ. В нашем сериале, посвященном истории телевидения, мы решили рассказать, как это было.
Телевидение началось на почте Сегодня это звучит комично, но родилось отечественное телевещание совсем не там, где этого можно было бы ожидать. Его отцом-прародителем оказался Народный комиссариат почт и телеграфов.
Еще 13 октября 1930 года (по самому большому счету, именно эту дату и следует считать днем рождения нашего ТВ) Наркомпочтель провел совещание о развитии телевидения. О чем спустя всего неделю общественность известила газета «Правда».
Эксперименты с передачей картинки на расстояние в СССР шли полным ходом, и уже в апреле 1931 года в Москве был проведен первый опыт передачи «механического телевидения» по радио на волне 56,6 метра. Аппаратура передачи и приема была разработана во Всесоюзном электротехническом институте. «Правда» писала: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио.
С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 будет передаваться изображение живого лица и фотографии». О сопровождении картинки звуком речь пока не шла. Суть метода была в том, что изображение «разверстывалось» на элементы с помощью вращающегося диска. В дальнейшем механическое телевидение было признано тупиковой ветвью развития, и его сменило электронное. Но полностью отказаться от «механики» в СССР решились лишь в 1941 году, когда весь мир уже вовсю осваивал «электронику».
Сталин так и не попал в объектив телекамеры.
Первым в эфир вышел «Злоумышленник» Через полгода после первого опыта прошло всесоюзное совещание по телевидению, на котором демонстрировались разработанные образцы телевизоров. И 1 мая 1932 года был передан первый отечественный «телефильм» о прошедших утром параде и демонстрации.
Операторы снимали по всей Москве статичные планы, а потом эти «картинки» смонтировали и выпустили в эфир. Видеть это могли единицы счастливых обладателей импортных образцов «телевизионных приемных установок», но уже тогда телевидение было делом политическим.
Вотчиной молодого советского телевидения стало… московское радио, которое практически ежедневно вело трансляции: в пространство отправлялись фотографии и неподвижные изображения — портреты и натюрморты. Чтобы не мешать деятельности основного пропагандиста — непосредственно радио, телеигрушкам оставили ночное время. Зато в обиход вошло слово «радиозрители».
В конце 1934 года Всесоюзный радиокомитет добрался до регулярного телевещания со звуком. Два раза в пять дней после полуночи в эфир выпускали эстрадные концерты или выступления артистов. Первым днем, а точнее — первой ночью, новой телеэры стало 15 ноября 1934 года, когда в эфир вышла 25-минутная передача.
Сначала знаменитый актер Иван Москвин прочел чеховский рассказ «Злоумышленник», затем был балет и песня. К этому времени — вот же темпы были! — завод «Физэлектроприбор» сделал подарок телезрителям, начав выпуск телевизоров с экраном 3 на 9 сантиметров. В сущности — экран модного несколько лет назад плеера IPod!
Правда, в частные руки телевизоры не отпускали, их передавали на фабрики и заводы для коллективного пользования. Как предполагалось коллективно пялиться в экран размером чуть больше спичечного коробка, не понятно, но восторг от причастности к чуду должен был заменить удовольствие от просмотра.
В 1938 году телевидение наконец обрело свой дом: был сдан Московский телевизионный центр на Шаболовке. Тогда же сумели показать и первое кино: это была первая часть только что снятого фильма «Великий гражданин». Уже в 1939 году передачи стали регулярными, в эфир шли не только фильмы, но и постановки театров, разыгрывавшиеся прямо в студии. В мае 1941 года Московский телецентр был закрыт на реконструкцию, должны были монтировать новое оборудование. Следующая программа вышла в эфир лишь в мае 1945 года.
«Б-2» — радио и телеприставка. Смотреть надо было в маленькое окошко снизу.
Современное ТВ сделали пленные немцы Зато после войны развитие отечественного телевидения пошло семимильными шагами. Но делалось это примерно таким же способом, как и подъем всей остальной промышленности.
В 1945 году несколько наших ведущих специалистов отправились в Германию и Чехословакию, где размещался завод «Фернзее» (по-немецки — «Телевидение»), и там отбирали необходимую технику и оборудование. Чтобы упростить им работу, а заодно и для конспирации телевизионщикам даже присвоили воинские звания и выдали военную форму.
Одновременно в подмосковном Фрязине создали закрытый институт, куда в добровольно-принудительном порядке собрали лучших немецких ученых, занимавшихся телевидением. Неудивительно, что уже через пару лет Московский телецентр оснастили самым современным по мировым меркам оборудованием с фактически нынешним стандартом развертки в 625 строк, на который все остальные страны перешли гораздо позже.
Новый формат открыл широчайшие возможности, стала возможна внестудийная съемка. И один из первых экспериментов в этом направлении провели на футболистах. В июне 1949 года состоялась первая в истории страны телетрансляция футбольного матча. На стадионе «Динамо» ЦДКА со счетом 4:1 разгромил минское «Динамо».
Первым телекомментатором стал популярнейший в то время радиодиктор Вадим Синявский. После этого работа телекамер стала фактически обязательной на всех больших мероприятиях. Техническое же развитие взяло курс на расширение зоны приема. В докосмическую эпоху считалась большим успехом возможность смотреть в Рязани программы, транслирующиеся из Москвы.
Параллельно увеличивалось количество часов регулярного вещания. И когда уже объем «телеконтента» разросся до очень внушительных размеров, стало ясно, что все это надо срочно упорядочить. Вот тут-то 60 лет назад Совмин СССР и принял то самое постановление об организации ежедневных телепередач в Москве и о создании Центральной студии телевидения. Комитету по делам искусств приказали не только выделять для участия в передачах художественные коллективы и исполнителей, но и печатать для телевидения отдельную копию каждого (!) кинофильма, выпускаемого на киноэкраны СССР. Закончилась пора экспериментов, началась Эра большого государственного телевидения.
Это и есть легендарный «народный телевизор» «КВН-49». Линза заполнялась водой.
ЗАГАДКА ИСТОРИИ Почему «отец народов» боялся телекамер? Как ни странно, но отечественные власти далеко не сразу поняли, какой мощный инструмент оказался у них в руках. И несмотря на то, что уже в 1949 году качество трансляций было очень высоким, Сталин ни разу не разрешил снимать его телекамерой. Говорили, что это объяснялось соображениями безопасности.
Ведь все программы шли в прямом эфире, а значит, с помощью телевидения можно было понять, где в эту минуту находится вождь. Поэтому на тех мероприятиях, где присутствовал Сталин, трансляция велась в «усеченном режиме». — Мы работали на всех торжественных мероприятиях, — рассказал «КП» начальник первой в СССР передвижной телевизионной станции Лев Лейтес. — Но снимать разрешали только идущий после официальной части концерт.
Работать телевизионщикам приходилось так: когда на сцене в президиуме находился Сталин, всех операторов из зала выгоняли «люди в штатском», а камеры в обязательном порядке разворачивали в противоположную от вождя сторону. — Камеры нельзя было выключить, потому что потом они долго прогревались, — объяснил Лейтес. — И если бы пришлось включать их после того, как Сталин покинет сцену, мы никак не успевали бы привести их в рабочее положение до начала концерта. Поэтому единственный вариант был — развернуть их в другую сторону от президиума.
Органы безопасности таким образом гарантировали себе его непопадание в кадр. По этой же причине в 1950 году была отменена уже согласованная первая трансляция демонстрации на Красной площади. Накануне телеви-зионщики дважды проводили на месте технические пробы.
Но, едва увидев крупный план трибуны Мавзолея, где должен был стоять Сталин, с камеры, установленной на балконе ГУМа, чекисты тут же отменили съемку. Впервые члены правительства «попали в телевизор» лишь после смерти Сталина. 22 февраля 1954 года эфир шел из Центрального театра Советской армии. На следующий день в телецентр явился референт Лазаря Кагановича, чтобы выяснить, почему его патрон смотрелся на телеэкране так плохо. Жене Кагановича показалось, что ее муж выглядел в телевизоре рябым.
Вот оно — пособие для телелюбителей: «Самодельный телевизор». На странице справа — фото этой самоделки.
ОЧЕНЬ УМЕЛЫЕ РУКИ «Вы не знаете, как делать телевизор?» Телевидение такая штука, что его мало создать и выпустить в эфир. Надо, чтобы кто-то его еще и смотрел, а для этого нужны телевизоры. В начале 30-х, когда отечественное ТВ делало первые шаги, телеящики были огромной редкостью.
До 1936 года советская промышленность выпускала так называемые «механические телевизоры» с вращающимся внутри колесом и экраном 3×4 сантиметра. Его можно было подключать к радиоприемнику ловить тот самый «радиотелесигнал». Однако на выручку пришел бум радиолюбительства, переметнувшийся и на телевидение.
Уже в то время для наших умельцев не было ничего хитрого. собрать примитивный телевизор самим. Тем более что власти это поощряли. Газета «Вечерняя Москва» писала: «Ежедневно с 24 до 0.30 ночи с радиостанции МОСПС производится передача в эфир движущихся изображений (телевидение).
Делайте телевизоры (приемники изображений), настраивайтесь на волну в 379 м! Вы не знаете, как делать телевизор? На днях мы расскажем об этом в газете». В 1937 году появилась даже специальная брошюра «Самодельный телевизор», выпущенная, что характерно, издательством «Детиздат». Промышленность за нуждами населения, как обычно, не успевала.
В 1936 году начался серийный выпуск малогабаритных телевизоров «Б-2». В сущности это был все тот же радиоприемник с телевизионной приставкой, а размер изображения на экране был 1,6×1,2 сантиметра. К нему прилагалась линза, увеличивавшая картинку в 2,5 раза. Смотреть «Б-2» мог только один человек.
Одно детище довоенной советской промышленности: чтобы не путали с швейной машинкой, надпись «Телевизор».
После войны телевизор продолжал оставаться чем-то из разряда научной фантастики. Вот характерный эпизод из 1945 года, описанный братьями Вайнерами в книге «Эра милосердия»: «Шесть-на-девять устроился с Пасюком и рассказывал ему, что точно знает: изобретатели открыли прибор, который выглядит вроде обычного радиоприемника, но в него вмонтирован экран — ма-а-ленький, вроде блюдца, но на этом экране можно увидеть передаваемое из «Урана» кино.
Или концерт идет в Колонном зале, а на блюдце все видно. И даже, может быть, слышно. Пасюк мотал от удовольствия головой, приговаривал: «От бисова дытына! Ну и брешет! Як не слово — брехня!» Тем не менее в 1946 году Московский радиозавод начал производство телевизионного приемника «Москвич Т-1», а в Ленинграде пошел выпуск «Ленинграда Т-1» с экраном 10 на 13 сантиметров.
А в 1949 году в серию пошел ставший знаменитым «КВН-49», получивший название «народного телевизора». Именно с него «скопировала» свое имя и ставшая позднее сверхпопулярной телеигра, с него началась у нас в стране телеэпоха.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru