Художника Нила Харбиссона называют первым в мире киборгом: уже более десяти лет он живет с антенной, вживленной в голову и преобразующей световые волны в звук. Правила жизни разыскал Нила в Нью-Йорке и узнал, зачем ему это понадобилось и почему он устал от людей.
Редакция сайта
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
За десять лет реакция окружающих не изменилась: чаще всего, увидев Нила Харбиссона, они громко смеются. Или кричат оскорбления, проклятия или просто что-то бессвязное. Единственное, что поменялось, — представление людей о том, что за продолговатый предмет растет у Харбиссона из головы.
В 2004 году окружающие думали, что это фонарик, в 2006-м — микрофон, в 2008-м — беспроводная гарнитура от телефона, в 2010-м — камера GoPro, сейчас — Google Glass. Антенна прорастает через затылочную кость, выходит наружу в районе темечка и склоняется миниатюрной камерой ко лбу. Из-за этой антенны Нила выгнали из лондонского универмага Harrods, у него постоянно возникают проблемы с охраной в аэропортах, его не пускают в кинотеатры, думая, что он собирается записывать пиратскую копию фильма. Однажды его даже избили полицейские на демонстрации в Барселоне.
Человек с телевизором вместо головы #art #sketchbook #drawing #draw #sketch #drawin #watercolor
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
32-летний Харбиссон называет себя «симбиозом органики и кибернетики». Худощавый, невысокого роста, он носит аккуратную стрижку-горшок и одежду кислотных расцветок — например, розовый пиджак, голубой пуловер и желтые штаны. Сам Харбиссон, правда, не представляет, как выглядят эти цвета, — у него редкое врожденное заболевание, из-за которого окружающий мир он видит черно-белым. Сросшийся с организмом аппарат Eyeborg позволяет Нилу чувствовать и слышать цвета: информация о цвете трансформируется в вибрацию и отдается мелодией где-то глубоко в голове. Лазурный звучит нотой до, фиолетовый — ре, розовый — ми, красный — фа, желтый — соль, зеленый — ля, голубой — си.
Диагноз «ахроматопсия», то есть полная цветовая слепота, Харбиссону поставили в 11 лет. Он вырос в маленьком приморском городе Матаро в провинции Барселона, в семье учителей. Экспрессивная и вспыльчивая мать-каталонка, холодный и флегматичный отец-ирландец.
В доме говорили на четырех языках — родных каталонском и английском, а также испанском и немецком: родители долгое время работали в Германии. Думает Нил на смеси каталонского и английского, сны ему снятся тоже на разных языках. Над мальчиком посмеивались в школе — он мог прийти в непарных разноцветных носках и аляповато одеться.
Родители думали, что их сын либо путает, либо просто не может запомнить разницу между цветами, пока не отвели его к врачу. Сначала мальчику диагностировали частичную цветовую слепоту, потом сильный дальтонизм и, наконец, поняли, что он не видит вообще никаких цветов, — редкое заболевание, один случай на 33 тысячи человек.
Телевизор вместо головы
Нил стал одеваться во все черно-белое, а в институте изящных искусств ему разрешили рисовать лишь черной и белой красками. Ахроматопсия накладывала на него социальную отрезанность, но не физическую. Нил никогда не называл свое состояние болезнью — не зря же, объясняет он, люди с таким диагнозом работают в армии: они видят в темноте лучше других. В юности Харбиссон даже успел прославиться — власти Матаро собирались срубить три старых дерева, и в знак протеста Нил жил на одном из них три дня. Внизу его поддерживал пикет из трех тысяч горожан, и это, вероятно, был последний момент единения будущего киборга с человеческим родом.
В 2003 году Харбиссон учился на втором курсе художественного колледжа в британском Дартингтоне. Как-то к ним приехал читать лекцию о кибернетике студент Плимутского университета Адам Монтандон. По воспоминаниям Монтандона, после лекции к нему подошел 21-летний юноша и предложил вместе создать кибернетический инструмент, который позволит ему чувствовать цвет.
Нил занимался музыкой и описал цвет так: это быстрые сгустки энергии, которые он не успевать увидеть из-за их скорости. Но он был уверен, что сможет их услышать. Монтандон разработал простенькую программу, которая с помощью видеокамеры считывала цвет и преобразовывала световые волны в звуковые. Бета-версия Eyeborg получилась громоздкой: антенна надевалась на голову, от затылка спускалась связка проводов и подключалась к ноутбуку, привязанному к спине ремнями, звук шел через массивные наушники.
Первое, что увидел Харбиссон, — красную доску для объявлений, она запела фа. Пять недель Нил страдал от головных болей, все время ходил уставший: круглые сутки в голову поступали звуковые сигналы, куда ни посмотри. Нил не стал видеть цвет глазами, но стал запоминать звуки, присущие каждому цвету, и их общепринятые названия.
Антенна распознавала всего двадцать цветов, но Харбиссон решил, что больше не хочет жить без этого приспособления. В 2004-м он пошел менять британский паспорт, но у него отказались принимать фотографию с антенной и наушниками. Он долго сражался с бюрократией, засыпал чиновников письмами от друзей, коллег и учителей, пока наконец государство не признало: Нил Харбиссон не в состоянии существовать без этой электроники, она часть него. Тогда-то СМИ и окрестили его первым настоящим киборгом, хотя сам он с обидой говорит: «Я никогда ничего подобного не заявлял, а просто смог доказать, что это часть моего тела». Но журналисты все равно не оставляют его в покое.
Киборга Харбиссона можно считать поистине международным изобретением, улучшать и модифицировать антенну ему помогали люди со всего мира. Программист из Словении, которого он встретил во время путешествий автостопом; студент каталонского политехнического университета, которого он нашел через Facebоok (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации); анонимный хирург из Барселоны, которого Нил два года искал и еще год убеждал, что ему и правда нужно вживить Eyeborg в череп.
Система с каждым годом уменьшалась — никакого ноутбука, камера распознает 360 цветов, наушники сменились вибрирующим ободком на голове, ободок стал чипом на затылке, а затем антенной. «Кости, они как дерево, — объясняет Нил, — через них можно проводить звук, поэтому я решил превратить свой череп в усилитель, а голова стала резонатором». Восстановление после операции заняло два месяца, кости и Eyeborg срослись, и теперь, если кто-то прикасается к камере, Харбиссон чувствует, как будто его трогают за ногти или зубы. Последняя модель стала беспроводной — раньше приходилось регулярно заряжаться от розетки, провод с вилкой подсоединялся к голове, — теперь он просто меняет батарейки, которых хватает на месяц. Следующий его шаг — обеспечить полную автономность: Харбиссон мечтает, чтобы Eyeborg заряжался от циркуляции крови, и внимательно следит за экспериментальными исследованиями в этой области. Зато уже сейчас, уверяет Нил, он чувствует инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.
Вместе с Eyeborg ему открылся новый дивный мир. Теперь Нил подбирает одежду так, чтобы она не только хорошо сидела, но и звучала. Обычно он носит три аккорда, а на похороны предпочитает ходить в бирюзовом, фиолетовом и оранжевом — эта мелодия звучит трагично. Технология подарила Нилу новое, не существующее в природе чувство: визуальный звук.
Даже здания стали другими, и это было одно из главных его открытий. Харбиссон объездил всю Европу, чтобы понять, как на самом деле выглядят города. «Люди говорят, что города серые и одинаковые, но это не так. У всех городов разный цвет», — рассказывает он. Лиссабон — бирюзовый и желтый, а соседний Мадрид — янтарный и терракотовый.
Лучше всего звучат Рейкьявик, Осло и район Бурано в Венеции. Люди тоже оказались не такими, как кажутся: на самом деле наша кожа — это разные оттенки оранжевого. Картинные галереи превратились в оркестр. Энди Уорхол, Жоан Миро и Марк Ротко звучат четко и гармонично, а Да Винчи, Веласкес и Мунк похожи на саундтрек из фильма ужасов: тяжелое нагромождение похожих нот.
Харбиссон и сам занимается искусством. Переводит известную музыку в цветовые палитры, собирает цветовые оркестровые выступления, а еще пишет mp3-портреты. Вплотную подойдя к человеку, он внимательно изучает оттенки лица, записывает услышанные ноты и создает музыку. Принц Чарльз и Николь Кидман, по словам Нила, звучат похоже.
Антенна работает круглые сутки, выключить ее нельзя. Могут сесть батарейки, но Нил всегда меняет их загодя. У него никогда не было желания отключить Eyeborg и отдохнуть от бесконечного потока информации: «Для меня это был бы стресс, как для людей, которые видят цвета, стало бы стрессом вдруг их не видеть».
Харбиссон читает лекции о том, каково быть киборгом, и даже создал организацию Cyborg Foundation. «Быть киборгом — это как пол, — с восторгом проповедует он, — то, кем ты себя чувствуешь, вовсе не зависит от того, как ты выглядишь. Ты можешь родиться с телом мужчины, но ты женщина, и ты можешь носить на себе технологии и не чувствовать, что ты киборг».
Харбиссон сожалеет, что люди увлечены созданием новых программ для компьютеров и смартфонов, но совсем не занимаются программами для собственных тел. Люди хотят получать все больше знаний, но не понимают, что для этого нужно «расширять» свои биологические возможности. Харбиссон настаивает: тот факт, что он киборг, не делает его ближе к машинам или роботам, а совсем наоборот — он наконец-то чувствует единение с природой. Быть киборгом для него — значит быть еще больше человеком.
Сейчас Нил Харбиссон работает в Нью-Йорке, недавно писал портрет Маколея Калкина. Нью-Йорк — это вечно повторяющаяся соль-диез желтых такси и Таймс-сквер, сводящий с ума парадом звуков-цветов. Но больше всего первого киборга на планете достали люди. Хуже всего по воскресеньям, когда расслабленные прохожие не спешат по делам и замечают людей вокруг.
Увидев антенну, они начинают смеяться или кричать — по воскресеньям киборг старается не выходить из дома. В своих лекциях, всегда собирающих полные залы, Харбиссон рисует поразительное будущее: мир новых знаний, мир, где мы сможем создавать себе технологичные рога, хвосты и даже крылья, мир, где мы постигаем истинную гармонию. «Присоединяйтесь, — сказал он как-то со сцены конференции TED. — Вы не будете одиноки».
Но, разумеется, это не так.1
Источник: www.pravilamag.ru
Телевизор
Прежде чем телевидение стало реальным, француз Луи Фигуэр сочинял о нем свои фантастические истории. Было это в 19 столетии, автор использовал термин «телектроскоп». Это же таинственное устройство упоминается и у Марка Твена.
Телевизор: история
В переводе с новолатинского, televisorium означает «дальновидец». Впервые термин «телевидение» применил наш соотечественник Константин Перский.
26 июля 2019 года TV отмечает 91-й день рождения. Отсчет идет с того дня, когда впервые было передано движущееся изображение.
В 1929 американцы из Western Television начали продавать за 100 долларов механические телеприемники Visionette. Изображение на них было размером с почтовую марку; можно было различить лишь общие контуры предметов, остальное показывалось нечетко. Эти устройства так и остались экзотикой.
Массовый выпуск телевизоров – уже электронных – запустили в Германии, это было в 1934 году. В этом же году начала вещать местная телестанция. Прошло 2 года, и производство наладили во Франции, США, Великобритании. $445 – такой была цена приемника с диагональю 30 сантиметров. В СССР телевещание стартовало в 1938-м, а производство наладили в 1940 году – правда, все планы разрушила война…
Телевизор как символ
Татуировки с телевизором встречаются нечасто. Можно смело утверждать, что ее делают мыслящие личности, вкладывающие в изображение глубокий смысл. Все меньше обладателей тату с телевизором выбирает безобидную трактовку, подразумевающую симпатию к этому устройству и его возможностям. Немногие сегодня готовы заявить о любви к такому виду отдыха, как просмотр ТВ.
Часто в молодых семьях вообще нет телевизора: его не покупают сознательно. Младшее поколение ограждают от просмотра современных телеканалов: такой досуг может негативно сказаться на формировании подрастающей личности.
Это отражается в искусстве татуировки. Телеприемник предстает как источник гипноза, подчеркивается стремление СМИ навязывать зрителям негативную повестку дня, которая лишает людей возможности смотреть на мир здраво, без искажающих фильтров, формировать личную точку зрения. Татуировка с телевизором и надписью: «Открой свое сознание» говорит о доверчивости людей, об их чересчур податливом мировоззрении, которое с легкостью трансформируется «четвертой властью».
Значение татуировки у мужчин
Выбирая изображение с телевизором, мужественные любители тату заявляют о стремлении оградить себя и близких от негативного воздействия телевизионного «мусора». Встречаются следующие оттенки смысла:
Телевизор как мир абстрактного. Эта интерпретация лишена агрессии, она отсылает к тому, что за «голубым экраном» скрывается подобие вымышленной параллельной реальности, которая может быть настолько фантазийной, насколько пожелают ее создатели. В таких татуировках на телеэкране можно увидеть причудливые узоры, сюрреалистичные сюжеты в духе Дэвида Линча.
Иллюзорность, хрупкость реальности по ту сторону экрана. Здесь мы можем увидеть разбитый телевизор, вытекающую наружу краску, помехи. Усиливают изображение надписи: «Нет будущего», «Выйди на улицу», «Верю только себе».
Телевидение как средство манипуляции, зомбирования, управления. На экранах изображаются взрывы, покупки, значки валют. Значение татуировки таково: кругозор зрителей искусственно сужается, сводится к низменному, мир представляется как страшное, недружелюбное место.
Уход из жизни: перебираясь в телереальность, человек может впасть в отчаяние и оказаться на пороге рокового шага. Иллюстрируя эту мысль, к эскизам с телевизором добавляют стреляющий пистолет или скелета.
Агрессор и разжигатель розни: это устройство могут представлять в виде живого, воинственно настроенного существа.
Человек и TV – одно целое. Людей рисуют с телевизором вместо головы, что говорит о потере в обществе способности адекватно мыслить. Еще один вариант — сердце на экране. Такое изображение может размещаться чуть ниже левой ключицы: расположение тату подчеркивает, что для некоторых ценность этого прибора близка к значимости жизненно важного органа.
Демонстрация вкусов. Это наиболее безобидная трактовка татуировки с телевизором: ее обладатели заявляют о своем любимом телешоу.
Принадлежность к экранному миру: человек, который предпочел такой эскиз, может работать на ТВ.
Значение татуировки у женщин
Девушки выбирают такие изображения реже мужчин, но и они решаются заявить на своем теле о пагубном влиянии телепередач на человеческую психику.
Помимо вариантов, упомянутых в предыдущей главе, значение татуировки с телевизором у девушки может быть следующим:
Кто-то выбирает такой эскиз без социального подтекста, используя его исключительно как украшение. Основное изображение может сопровождаться цветными геометрическими фигурами и другими красочными элементами.
«Портал» в необычные места, в которых хочется побывать, но нет возможности. Своеобразное средство экспресс-путешествий. В этом случае на экране телевизора мы можем увидеть, к примеру, песок, море и пальмы. Ребенок у экрана. Здесь обыгрывается важная роль родителей, в частности, матери, заключающаяся в ограждении детей от информационного мусора и искаженных установок, транслируемых через ТВ.
Источник: tattoofresh.ru
Телевизор вместо головы
Новая постановка драматического театра имени Пушкина родилась из эксперимента. Впервые пьесу швейцарского драматурга Оливье Кьякьяри главный режиссёр театра представил на фестивале “Драма. Новый код”. В новом творческом сезоне “Доказательство обратного” вошло в репертуар театра.
Вообще-то это про любовь и дружбу… Но не в нашем российском коллективе, а в соседней Европе. Такой уютной и такой благолепной. Традиционные развлечения жителей высокогорной деревни представлены катанием на горных лыжах, бокалом вина у камина и просмотром вечерних новостей по ТВ. Казалось, ничто не может разрушить эту буржуазную идиллию. Но новости, увы, тревожны.
В размеренную жизнь деревни врываются чужие, которые ищут одного из жителей — Тео, хорошего, в общем-то, парня, за которого сельчане вроде бы готовы вступиться все, как один. С этой минуты жизнь превращается в абсурд. По крайне мере, жизнь одного из героев — приятеля Тео, который в пьесе обозначен как Субъект (его исполняет Даниил Коновалов). Сельчане пытаются выстроить причинно-следственную связь происходящего, понять, за что чужаки преследуют мужчину… Распутывая клубок обстоятельств, они так и не смогут узнать, за что хотят покарать Тео, который так и не появится на сцене. Но, говоря о нём, жители альпийской деревушки выяснят, что скелеты в шкафу есть у каждого из них. И они с грохотом начинают вываливаться на пол: один спал с дочерью аптекаря, другая давно изменяет мужу с Тео, сосед шантажирует соседку, которая сделала смертельный укол пациенту…
Всё происходящее похоже на выпуск новостей. Только здесь словно палец прилип к одной и той же кнопке: всё время рассказывают об одном и том же событии, которое по-разному трактуется многочисленными информационными каналами. Все участники — жители деревни — становятся заложниками этого странного эфира, выйти из которого невозможно.
Как визуальное доказательство этого — на уровне лица каждого из героев — монитор с видеокамерой. Со стороны зрелище довольно жуткое: вместо головы у каждого телевизор. “Кто прав, а кто виноват?” — в мире информационных войн ответ нередко зависит от того, какая кнопка на телевизионном пульте будет нажата первой”, — пишут в аннотации создатели спектакля. В общем, хвост виляет собакой. И в этом смысле Субъекта в исполнении Даниила Коновалова каждый приходящий мог убедить в чём угодно: что его приятель, за которым охотятся чужие, например, виноват или полностью невиновен. Одно и то же событие прокручивается многократно, всякий раз соседи (не помня, что они уже были) приходят к Субъекту с разными доводами и предложениями, советами…
Происходящее больше похоже на дурной сон, чем на реальность. И всё это вполне можно счесть за сновидение, если бы не реальная смерть в конце.
Тео погибает. Его убивают пришельцы прямо на пороге дома персонажа Даниила Коновалова: в критический момент Субъект, запутанный и запуганный соседями, не открывает дверь приятелю, молящему о помощи.
Пьеса Кьякьяри напоминает абсурдистскую прозу ХХ века. Здесь можно провести аналогию и с “Лысой певицей” Ионеску, и с творчеством ОБЭРИУТов. В абсурдном мире время и место неопределённы и изменчивы, причинные связи разрушаются.
Абсурд — это нагромождение фактов, поступков, слов, судеб, гнетущая атмосфера, предчувствие беды… И вот, пожалуйста, — отвратительное настроение вам обеспечено, окружающий мир превращается в бессмысленный трагифарс. Но только это уже абсурд в обновлённой версии — с атрибутикой ХХI века: информационными войнами, Интернетом. Но, по сути, меняются только декорации, а человек с его страхами и недостатками остаётся прежним.
Источник: gornovosti.ru