1. Как распределяется опыт общения по стадиям социализации? 2. Какую функцию выполняет механизм социальной перцепции? 3. Какую роль играет объем информации о партнере в формировании эффектов межличностного восприятия? 4. Приведите примеры влияния различных профессий на процесс общения? 5. Какие коммуникативные барьеры наиболее тяжело преодолевать?
Обоснуйте свое мнение.
Тема занятия: Наблюдательность как профессионально важное качество врача
- Понятие о невербальном поведении.
- Параметры невербального поведения.
Наблюдательность
Наблюдательность – это психическое свойство, базирующееся на восприятии и ощущении. Специфика врачебной деятельности такова, что специалисту важно как можно точнее и скорее во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические состояния или свойства. Кроме того, у врача есть необходимость дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя извне. Необходимо развитие как абсолютной, так и относительной чувствительности именно к этим признакам, так как они раскрывают динамические характеристики человека, сформировавшиеся в процессе онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его настоящей жизни – с другой: физиогномическая маска, осанка, походка и т.д.
Пуанты калечат балерин! #топ3 #балет #пуанты #закулисье #театр #mishacrylove
Еще одна особенность наблюдательности в такой профессиональной сфере связана с интересом к человеку как объекту восприятия, на основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро создается опыт наблюдений за человеком. Т.о., для врача или медсестры значимыми становятся знания о внешних признаках человека, имеющего то или иное заболевание, об особенностях поведения людей при разных болезнях, о возрастных особенностях, проявляющихся у больного в отношении к себе и постигшей его болезни и т.п.
Содержание деятельности врача предполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, зачастую, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во взаимоотношениях друг с другом. Наблюдательность в этом случае предполагает не только перцептивные (восприятие) и понятийные (мышление) качества наблюдателя, но и эмпатийные. Развитие взаимосвязи между указанными качествами наблюдательности способствует ее совершенствованию, возникновению способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.
Источник: studfile.net
Факторы, влияющие на общение
1. Индивидуально-психологические особенности (темперамент, пол, возраст, мотивация, способности, характер).
2. Профессиональные особенности.
3. Ситуационные факторы (настроение, физиологическое состояние).
Коммуникативные барьеры
Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере. Коммуникативные барьеры бывают трех типов:
ССЫЛКА В КОМЕНТАХ #shorts
1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.
2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.
3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.
Практикум 5.
1. Чем определяется эффективность общения? Какие бывают типы общения?
2. Решите следующие задачи:
А) 12 бурлаков молча тянут баржу. Общение это или нет?
Б) Мать баюкает месячного младенца. Общение это или нет?
В) Человек смотрит по телевизору балет. Общение это или нет? Если да, то где обмен информацией?
Г) Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?
3. Что мешает, что помогает людям в общении?
Используйте представленную ниже схему для наблюдения за участниками в последующих ролевых играх. Что Вы можете добавить в данную схему?
Что помогало в общении | Чтомешалов общении | |
Вербальный канал коммуникации | Персонификация, грамотная речь, использование техник, способствующих эффективности общения и т.д. | Специфическая терминология, стилистические барьеры, и т.д. |
Невербальный канал коммуникации | Совпадение невербальных и вербальных проявлений, открытая поза, динамичная жестикуляция, контакт глаз, соблюдение личной (интимной) дистанции и т.д. | Монотонный голос, быстрый или чрезмерно медленный темп речи, нарушение интимной дистанции или увеличение дистанции, закрытая поза, отсутствие контакта глаз и т.д. |
Структура партнерского общения | Установлен контакт, проведена ориентация в проблеме, обсуждение и принятие решения, выход из контакта и т.д. | Несоблюдение структуры, пропуск этапов и т.д. |
Дата добавления: 2016-07-27 ; просмотров: 12204 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org
Компоненты общения и механизмы социальной перцепции
Информационный компонент. В процессе общения люди обмениваются различными представлениями, идеями и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Обмен информацией возможен лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.
Эмоциональный компонент. При общении возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В процессе общения люди обмениваются эмоциями, настроениями, чувствами.
Перцептивный компонент. Включает закономерности восприятия людьми друг друга. В социальной психологии под социальной перцепцией понимают процесс восприятия так называемых «социальных объектов» в социальном контексте, под которыми подразумеваются люди, социальные группы и т.п.
Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Механизмы социальной перцепции
Основными механизмами социальной перцепции являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификация обозначает уподобление себя другому человеку. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией.
Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, человек принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному.
Эффекты межличностного восприятия
В процессе знакомства, построения коммуникативных связей складываются отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга. При этом, помимо умения конструктивно воспринимать и оценивать партнера по общению, большое влияние оказывают сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого человека. Выявление этих аспектов необходимо для прогнозирования ситуации межличностного восприятия. К этим факторам восприятия другого человека относят ряд типичных искажений представления о другом человеке. Это, так называемые, — «эффект ореола» («гало-эффект»), «эффект последовательности», «эффект авансирования» «эффект проецирования на других людей собственных свойств», явление «стереотипизации» и т.д.
«Эффект ореола» – влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Суть этого эффектапроявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
«Эффект последовательности» – касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявляемые о нем в первую очередь.
«Эффект авансирования» – человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.
«Эффект проецирования» — заключается, в том, что человек ожидает от окружающих поведения по его собственной модели. Этот эффект часто встречается и проявляется при неумении людей встать на точку зрения другого человека.
Явление стереотипизации – одна из основ формирования первого впечатления. Социальные стереотип – это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.
· физиогномические стереотипы (например, многие люди считают, что если у человека большой лоб, – умный, квадратный подбородок – сильная воля),
· стереотипы внешности (полные люди – добродушные, худые – сердитые и замкнутые),
· социальные (профессиональные, национальные и пр.). Например, эталон образа врача большинство людей описали так: «врач должен быть в белом халате, чистом колпаке, всегда иметь при себе инструменты и уметь успокоить больного», так же считается, что все англичане худощавы и надменны, а французы только и думают о любви и т.д. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.
Каузальная атрибуция
Одним из механизмов интерпретации поведения и личностных особенностей служит каузальная атрибуция. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».
Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины неизвестны, тогда в условиях дефицита информации, люди начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то, более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания – каузальная атрибуция. Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно.
Фундаментальная ошибка атрибуции — тенденция переоценивать значение личностных черт и недооценивать роль ситуации. Кроме того, индивид совершает основную ошибку атрибуции, интерпретируя поведение других людей. Отмечается, что люди склонны объяснять чаще свое собственное поведение с точки зрения сложившихся обстоятельств, но в отношении других склонны считать, что те сами виноваты и несут ответственность за свое поведение.
Факторы, влияющие на общение
1. Индивидуально-психологические особенности (темперамент, пол, возраст, мотивация, способности, характер).
2. Профессиональные особенности.
3. Ситуационные факторы (настроение, физиологическое состояние).
Коммуникативные барьеры
Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие–то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере. Коммуникативные барьеры бывают трех типов:
1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.
2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.
3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.
Практикум 5.
1. Чем определяется эффективность общения? Какие бывают типы общения?
2. Решите следующие задачи:
А) 12 бурлаков молча тянут баржу. Общение это или нет?
Б) Мать баюкает месячного младенца. Общение это или нет?
В) Человек смотрит по телевизору балет. Общение это или нет? Если да, то где обмен информацией? Опосредованное
Г) Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?
3. Что мешает, что помогает людям в общении?
Используйте представленную ниже схему для наблюдения за участниками в последующих ролевых играх. Что Вы можете добавить в данную схему?
Что помогало в общении | Чтомешалов общении | |
Вербальный канал коммуникации | Персонификация, грамотная речь, использование техник, способствующих эффективности общения и т.д. | Специфическая терминология, стилистические барьеры, и т.д. |
Невербальный канал коммуникации | Совпадение невербальных и вербальных проявлений, открытая поза, динамичная жестикуляция, контакт глаз, соблюдение личной (интимной) дистанции и т.д. | Монотонный голос, быстрый или чрезмерно медленный темп речи, нарушение интимной дистанции или увеличение дистанции, закрытая поза, отсутствие контакта глаз и т.д. |
Структура партнерского общения | Установлен контакт, проведена ориентация в проблеме, обсуждение и принятие решения, выход из контакта и т.д. | Несоблюдение структуры, пропуск этапов и т.д. |
Контрольные вопросы
1. Как распределяется опыт общения по стадиям социализации?
2. Какую функцию выполняет механизм социальной перцепции?
3. Какую роль играет объем информации о партнере в формировании эффектов межличностного восприятия?
4. Приведите примеры влияния различных профессий на процесс общения?
5. Какие коммуникативные барьеры наиболее тяжело преодолевать? Обоснуйте свое мнение.
Литература
1. В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша «Межличностное общение» — Спб.: «Питер», 2001
2. Петровская Л.А. «Компетентность в общении» – Изд-во МГУ, 1989.
3. «Практическая психология», учебник п/р М.К. Тутушкиной, СПБ, 1997.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: «Питер», 2000.
5. Парыгин Б.Д. «Социальная психология» –Изд-во ИГУП, – СПб., 1999.
6. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. «Человек – оркестр: микроструктура общения» — М.: «Класс», 1993.
Источник: lektsia.com