Общение является важнейшей категорией психологической науки.
Если факторами развития личности являются наследственность, среда, образование, то их совокупное влияние происходит через общение и деятельность. Общение является механизмов развития личности.
Проще говоря, чтобы человек стал личностью, он не просто должен пребывать в обществе, а должен активно включаться в его жизнь, взаимодействовать, общаться с себя подобными.
В основе целенаправленных процессов развития личности, обучения и воспитания, лежат человеческие взаимоотношения, сущность которых и раскрывает явление общения.
В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
Испокон веков радостные и трудные взаимоотношения, переживания и конфликты, разъединенность и соприкосновение душ были для людей загадкой и манили своей неизведанностью.
Летописная история человеческого общества насчитывает несколько тысяч лет, а проблемы эффективного общения до сих пор остаются, если ещё не обострились.
Почему “Лебединое озеро” знак беды?
А между тем люди, взрослые и дети, живя рядом, сегодня, как и тысячу лет назад, пытаются приноровиться к друг другу, прийти к согласию, установить доверительные отношения.
Те, кому удается добиться созвучия душ, чувствуют духовное единение, радуются, душевно обогащают друг друга.
Однако, многие, даже профессионалы, у которых работа связаны с человеческим общением (педагоги, психологи, политики, руководители, социальные работники и т.д.) теряются при создании успешных взаимоотношений со своим партнёром, остаются непонятыми, порой переживают свою беспомощность и осуждают себя: снова что-то не так, неправильно, плохо. Общаясь с себе подобными, человек подчас оказывается в тупике, иногда в одиночестве. Выход на свободу начинается с простых вопросов: «Как изменить своё общение с людьми? Как стать уверенным и успешным в общении?»
Не найдётся, наверное, ни одного человека, у которого на жизненном пути не возникали неприятности от общения с кем-либо, не испытывали отрицательных эмоций.
Классическое повествование нового материала начинается с определения вновь ввёденных понятий. В данном случае – это «Общение».
Но сразу это сделать, не представляется возможным по причинам того, что общение процесс многогранный. Согласитесь, что даже повседневное общение значит много больше, нежели сухой обмен информации (например, наш привычный обмен малозначащими фразами, типа: «Привет — Как дела? – Всё хорошо – Пока.»). Хотя слово играет огромную роль в общении людей, но известно, например, что люди, любящие друг друга не нуждаются в словах, чтобы выразить свои чувства и мысли, им вполне достаточно видеть друг друга, смотреть друг на друга в лицо.
В гуманитарных науках среди ученого сообщества также нет единых взглядов на природу и значение общения. Эта актуальная тема все ещё находится в стадии разработки, нуждается не только в обобщении, но и в дальнейших исследованиях.
Как балет по телевизору стал признаком беды #shorts
Сегодняшнее занятие постепенно будем раскрывать смысл понятия общения по следующему плану:
1. Современные точки зрения на проблему общения
2. Аспекты общения
4. Функции общения
5. Структура общения
6. Понятие конфликта, стили поведения в конфликтах
7. Трансактный анализ Э.Берна
Примеры для обсуждения:
1. 12 бурлаков молча тянут баржу.
2. Мать баюкает месячного младенца.
3. Человек смотрит по телевизору балет
4. Лектор произносит монолог, а аудитория не задаёт ни вопроса, не подаёт ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно.
5. Очередь в супермаркете.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью.
На современном этапе сложилось, по крайней мере, два подхода к определению этого понятия.
1) Традиционно общение рассматривалось лишь как сторона совместной деятельности.
В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как часть деятельности, как важнейшая ее информативная сторона, как коммуникация (общение первого рода). То есть общение оказывается вторичной категорией, занимающей «подчиненное» положение.
2) С другой стороны, общение может рассматриваться как самостоятельная форма активности. с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б.Ф.Ломов, В.В.Знаков, А.А.Реан).
В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса.
Например, В.В.Знаков под общением понимает «такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)» (В.В.Знаков, 1995. С.48-49).
Если общение в первом случае общение выступило как сторона совместной деятельности, то во втором в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается, и уже деятельность выступает как часть, необходимая предпосылка общения.
Для того, что чтобы найти общий язык с собеседником, человек необходимо что-либо сделать, или продемонстрировать себя, свои личностные качества через поступки или через продукты своей деятельности.
Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой – общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.
Источник: studopedia.su
Человек смотрит по телевизору балет общение это или нет если да то где обмен информацией
.—метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с.
В каталоге: Психология
Прислано в библиотеку: еления
«Общение — взаимодействие между людьми, главным образом непосредственное. Понятие «общение» используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами («межнациональное общение», «общение культур»), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми» (Современный философский словарь. — М., 1996. — С. 337).
14. Исходя из научного содержания понятия «общение» в соответствии с выбранным вами определением, проанализируйте следующее суждение: «Ребенок — это всегда два человека — он и взрослый» (Д. Б. Эльконин). Совпадает ли это суждение с тем определением общения, которое по заданию 13 вы отобрали в приведенном в гл. IV, § 2 перечне? Совпадает ли данное суждение с понятием «общение»?
15. Проанализируйте следующее высказывание Л. С. Выготского: «.. .человек наедине с самим собой сохраняет функцию общения» . Можно ли понимать это как общение индивида с самим собой (мыслительный диалог с самим собой)? Если так, то под какое из приведенных определений это можно подвести?
16. Решите следующие задачи:
а) 12 бурлаков молча тянут баржу. Общение это или нет? Если да, то под какое из определений оно подходит и какому из них противоречит?
б) Мать баюкает месячного младенца. Общение это или нет?
в) Человек смотрит по телевизору балет. Общение это или нет? Если да, то где обмен информацией?
г) Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли — сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?
17. В литературе различают прямое и косвенное общение, непосредственное и опосредованное (через письменные или технические средства), межличностное и массовое. Вернитесь к задачам (№ 16) и ответьте вновь: можно ли считать задачу «в» посвященной опосредованному общению? Если да, то где «обмен» информацией? Куда можно отнести действия бурлаков: к косвенному общению через ощущение движения баржи или обмену деятельностями в непосредственном общении?
Источник: pedlib.ru
Методика преподавания психологии
б)Мать баюкает месячного младенца. Общение это или нет?
в)Человек смотрит по телевизору балет. Общение это или нет?
Если да, то где обмен информацией?
г)Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни во
проса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает,
а слышит ли, понимает ли — сказать трудно. Можно ли это счи
тать общением между лектором и аудиторией?
17.В литературе различают прямое и косвенное общение, не
посредственное и опосредованное (через письменные или техни
ческие средства), межличностное и массовое. Вернитесь к зада
чам (№ 16) и ответьте вновь: можно ли считать задачу «в» посвя
щенной опосредованному общению? Если да, то где «обмен» ин
формацией? Куда можно отнести действия бурлаков: к косвен
ному общению через ощущение движения баржи или обмену
деятельностями в непосредственном общении?
18.Функции общения: 1) связующая; 2) формирующая;
3) «подтверждающая»; 4) межличностная (организация и под
держание взаимоотношений между индивидами); 5) внутрилич-
ностная (диалог с самим собой).
Приведите примеры, к чему может привести невыполнение этих функций. Пример несоблюдения связующей функции — библейская легенда о неудавшемся строительстве Вавилонской башни (Вавилонское столпотворение) и т. д.
19.Психология наций (этносов, народностей) — особая от
расль социально-психологических знаний, отражающих суще
ствующую в реальности систему чувств, настроений, мнений,
нравов, традиций, обычаев, чаяний и т. п., отличающих каж
дую данную нацию или народность от другой, а также особенно
сти ее языка и культуры, хозяйственного и бытового уклада.
Вопрос: Для чего, для каких целей в практической деятельности человека необходимо изучение, знание и учет национальной
Директивный стиль
Цели ставятся лишь ближайшие, а дальнейшие планы группе неизвестны
Руководитель собирает информацию для себя, а группе передает ее минимум, необходимый для исполнительских функций
Руководитель решает сам или при участии ближайших подчиненных и требует от группы выполнения
Полный и непрерывный контроль руководителя1 за деятельностью группы
В чистом виде ее нет. В опосредованной форме — доклады, оценки, выводы, решения контролеров со стороны руководства, не подлежащие обсуждению, окончательное решение руководителя по итогам деятельности
Приказы сверху вниз, ясные, четкие, краткие
Демократический стиль
Источник: www.phantastike.com