Люди, которые много смотрели телевизор в среднем возрасте, испытали сильное снижение когнитивных функций в старости, выяснили американские ученые. Когнитивные способности позволяют человеку думать, рассуждать, запоминать и общаться.
Было проведено три исследования. В них сравнили показатели, связанные с функционированием головного мозга, зрителей телепередач разных возрастов.
Оказалось, люди, которые сообщили о просмотре умеренного или большого количества телепередач в возрасте 40, 50 и 60 лет, испытали более сильное снижение когнитивных функций и стали обладателями меньшего объема серого вещества в мозгу в возрасте 70 и 80 лет по сравнению с теми, кто мало смотрел ТВ в среднем возрасте.
По словам исследователей, серое вещество участвует во многих функциях мозга, включая управление мышцами, зрение, слух и принятие решений. Принято считать, что чем выше объем серого вещества, тем лучшими когнитивными навыками обладает человек.
Просмотр телевизора может представлять определенные риски для человека из-за малоподвижного поведения во время этого процесса, считает ведущий автор одного из исследований Райан Догерти. По его словам, просмотр телепередач — это пассивное поведение, не требующее значительного когнитивного стимулирования.
Как на человека влияет телевизор?
фотографий
фотографий
фотографий
Давайте вспомним, какие телепередачи собирали наши семьи у телевизора почти 30 лет назад. Фото: Youtube
Как проводили исследования
В исследованиях использовались данные, собранные еще в середине 1980-х годов, когда участникам было от 45 до 64 лет. В то время их спросили, сколько времени они смотрят телевизор в свободное время. В ответах было: «никогда/редко» (низкий уровень просмотра телевизора), «иногда» или «часто/очень часто» (высокий уровень просмотра ТВ). Помимо этого, люди прошли особые когнитивные тесты и им сделали МРТ головного мозга. Такую же процедуру провели с этими людьми в 1990-х годах и в период с 2011 по 2013 год.
Люди, которые сообщали о среднем или высоком уровне просмотра телевизора в среднем возрасте, испытали на 7% большее снижение когнитивных функций (на основе результатов их тестов) за 15-летний период по сравнению с теми, кто сообщил о низком уровне просмотра телевизора.
Источник: hi-tech.mail.ru
О вреде телевизора
От автора:Крят Анна Валериевна
Титова Мария Юрьевна
Вишневская Марина АлексеевнаКак редко сейчас увидишь на улице гурьбу детворы, беззаботно резвившихся на горке, играющих в снежки, катающихся на коньках по гладкому зеркальному льду. Большинство детских дворов пусты – там играют только маленькие дети 2-5 лет с родителями. Основная часть свободное время проводит за экраном телевизора и монитором компьютера, не подозревая, насколько серьезный вред наносят своему физическому и психическому здоровью. Просиживая несколько часов подряд в одной застывшей позе, ребенок не удовлетворяет свою главную базовую потребность – потребность в движении. Через движение он познает свое тело, осознает физические возможности и силы, от этого становится не только выносливее, здоровее, но и увереннее. Благодаря физической активности «выплескивает» собственные негативные чувства и переживания – гнев, раздражение, злобу. Лишая себя движения дети обедняют себе жизнь. Ведь тело говорит или об истинных желаниях, тревогах, указывает на внутреннее напряжение (головная боль, боль в животе, в области спины и т.д.). Если вдуматься, тело – едва ли не самая общительная, искренне открытая часть наших детей. И «зажимая» его, мы невольно сужаем и внутреннее состояние – чувства и эмоции. Известно, что дети и подростки, активно занимающиеся спортом или физкультурой, не только физически выносливее и здоровее своих сверстников, но и увереннее, гармоничнее и внутренне целостнее. Сегодня ученые всего мира единодушны: злоупотребление телевизором и компьютером наносит вред нейронам развивающегося детского мозга, отрицательно сказывается на поведении. Нейропсихолог Н.В.Воронин категоричен: «Все это вводит в состояние, близкое к трансу. Как только экран выключается, бета-волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа-волнам. Обычно это происходит при засыпании, или в состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем глаза». В итоге внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно притупляются, снижаются познавательные способности. Кроме того, у детей, долго находящихся перед экраном, активизируется правое полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу. Следовательно, дети становятся эмоционально неустойчивыми, склонны к перепадам настроения: от плаксивости к раздражительности. Страдает также и способность к обучению. Мышление детей становится стандартным, шаблонным, стереотипным, способность к индивидуальному фантазированию снижается. Новозеландские ученые провели исследование с участием более 1000 человек, за которыми наблюдали более 30 лет. Чем чаще находился человек за экраном в детском возрасте, тем ниже был его образовательный уровень во взрослом состоянии. Избыток аудиовизуальной стимуляции провоцирует дефицит внимания, а в некоторых случаях и гиперактивность. Частое пребывание за экраном телевизора или компьютера ведет к нарушениям сна. У таких детей наблюдаются ночные кошмары, затрудненность засыпания или ночные пробуждения. Так, 13-летние подростки, проводящие перед экраном около трех часов ежедневно, испытывают заметные трудности со сном, независимо от эмоциональной среды в семье и социокультурного уровня. И эти проблемы сохраняются до взрослого возраста. Обращает на себя внимание и проблема лишнего веса. Известно, что дети, принимающие пищу перед экраном, склонны к ожирению. В чем тут дело? В недостатке физической активности и постоянном соблазне перекусить; в рекламе, пропагандирующей калорийную пищу; в нарушении сна: недостаток сна непосредственно воздействует на механизмы пищеварения и жиров. Давно известно, что телевидение и компьютерные игры развивают склонность к насилию. В Англии и США на протяжении 20 лет изучалась связь между злоупотреблением телевизором и ростом преступности. Выводы неутешительные. Экранную сцену насилии мозг интерпретирует так же как и реальную: мы чувствуем тревогу, неуверенность, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии). Но если просмотр жестоких сцен становится регулярным, чувствительность к ним теряется. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и учится сам хладнокровно их воспроизводить. Избыток агрессии на экране может буквально «заразить» ребенка. Из-за острого чувства тревоги, которое вызывают сцены насилия, индивидное, личностное мышление заменяется групповым. Ребенок становится более подчиняемым группе, актуализируется стадный рефлекс. Так жестокость на экране способствует популяризации насильственных действий, развитию «группового» сознания, в то время как индивидуальное, личностное мышление тормозится, самостоятельность, самобытность и вовсе отступают. Ребенок растет и развивается «как все», теряя свою индивидуальность. Все эти печальные факты позволяют нам посмотреть на досуг детей по-другому. Многие родители даже и представить себе не могут, как их дети могут проводить свободное время вне просмотра телепередач, или вне компьютерных игр. Что же делать? Уберечь своего ребенка от этой зависимости можно. Нужно всего лишь проявить характер и немного здравого смысла:
- Никакого телевизора и компьютера до 1 года и 1 час в день до окончания подросткового возраста.
- Не включайте телевизор до ухода ребенка в школу: дети перевозбуждаются от раннего телепросмотра и умственно раскисают чуть ли не на всю первую половину дня.
- Следите за тем, какие передачи смотрит ваш ребенок и в какие игры играет за монитором компьютера.
- Убеждайте личным примером.
- Наблюдайте за тем, что взволновало ребенка и говорите с ним об этом. Лучшее противоядие – воспитывать в ребенке правильное восприятие экранных изображений, посвящая его в технические подробности. Понимание того, как создается телекартинка, позволяет при необходимости защититься от нее.
Скоро Новогодние праздники. Школьные каникулы – одни из самых веселых, дети получают подарки. И только от нас зависит как мы их проведем: за просмотром телевизора или монитором компьютера, или пойдем с детьми в лес, кататься на лыжах, коньках, играть в снежки и лепить снежную бабу.
Что вреднее для человека телевизор или компьютер?
Опубликовано 24 декабря 2013 , 1478 просмотров
Психолог, Клиническая психотерапия — г. Тамбов
Провела 8 консультаций на сайте
Источник: www.b17.ru
Почему пожилым людям вредно смотреть телевизор
Как телефоны и компьютеры приближают старческую деменцию
«Как изменились мы и наш мозг за последние десять лет? Мы стали гораздо больше времени смотреть в небольшие плоские экраны», — убежден нейробиолог и нейрохирург Такаси Цукияма. В своей книге «Как забыть все забывать» он дает ясно понять: тем, кто слишком долго смотрит на небольшую плоскую поверхность, пренебрегает простыми бытовыми делами, почти не бывает на улице угрожают симптомы деменции. К пожилым людям это относится в первую очередь, но и работоспособные граждане тоже рискуют — если не изменят свой образ жизни.
Как вы проводите свой день? Сколько времени вы сидите перед телевизором, компьютером или смотрите на экран телефона? Даже в поезде многие глядят не в окно или по сторонам, а общаются со смартфоном или смотрят на монитор в вагоне.
Информационные технологии — это и хорошо, и плохо. Понятно, что слишком долго смотреть в эти плоские экраны не стоит. Об этом нужно особо задуматься людям, которые стали хуже соображать, и тем, кто не сразу может отреагировать на внезапный вопрос.
Из-за чего ухудшается интеллект
Самый верный способ создать кому-либо проблемы с интеллектом — не давать ему вообще никакой информации. Если привязать человека к стулу и заставить его целый день смотреть в стену, что с ним будет? Не пройдет и недели, как он потеряет способность нормально мыслить.
А если на этой стене повесить телевизор? Думаете, ничего страшного, ведь в мозг будет поступать информация? И многие действительно ставят своих родственников в такие условия.
Типичный пример — это пожилые люди, у которых не очень хорошо работают ноги и спина. Вот если бы члены их семей ходили с ними гулять, позволяли им помогать по хозяйству. но этого не происходит, потому что молодым некогда. В итоге бабушки и дедушки мало двигаются и проводят все свои дни перед телевизором.
Но информация из телевизора — это лишь картинка на экране. Старикам крайне не хватает сигналов от других органов чувств, они не могут полюбоваться природой, понюхать цветы, поласкать животных. Конечно, сидеть перед телевизором — это не перед стенкой, но очень похоже.
При этом тоже развивается слабоумие.
А что будет, если заменить телевизор на компьютер? Добавляется возможность нажимать на клавиши, получать только ту информацию, которая тебе необходима. Вы думаете, что теперь все в порядке? Да, мы воспринимаем информацию зрительно и на слух, размышляем. Но компьютер, как и телевизор, мало способствует нормальному функционированию мозга.
А многие годами ведут именно такой образ жизни.
Если смотреть на объемные реальные предметы, то мозг будет работать
Дело в том, что нашему мозгу нужно воспринимать именно объемные предметы.
Большая часть информации о мире поступает через зрение. Когда мы смотрим по сторонам, чтобы собрать информацию, активно работают не только глаза. Меняется вся мозговая система, связанная с ее получением.
Вспомните ситуацию, когда к вам издалека обратился человек. Не поймешь, что именно он говорит, когда ничего не видно. Но если сфокусировать на нем взгляд, то расслышать уже можно: к слуху подстраивается чувство дистанции.
Попробуйте вспомнить момент, когда вы заметили вдалеке свою собаку. Вы воспринимали ее только зрительно, но услышали ее громкое дыхание и представили себе жесткую шерсть на передних лапах. И почувствовали себя спокойно, когда потом подходили к песику, гладили его, а созданный в вашей голове образ совпал с реальными ощущениями.
Наш мозг не находится все время в пассивном ожидании информации, а сам активно идет ей навстречу. Он переключает внимание на нужный объект и старается воспринять информацию как можно полнее с использованием всех пяти чувств и воображения, чтобы восполнить нехватку данных. И глаза — это ключ ко всему этому процессу.
Симптомы деменции у тех, кто пренебрегает движением глаз
Если слишком долго не отводить взгляда от одного объекта, то быстро переключить зрительное внимание на другие предметы станет сложнее. Вы наверняка беспокоились, когда не могли нормально воспринимать информацию, выйдя из дома после длительной работы за компьютером. Пейзаж какое-то время казался немного скомканным, нечетким. Очень трудно переключить внимание от картинки на экране, когда вы долго смотрели на него под определенным углом и с близкого расстояния.
Еще одна причина — пока вы выполняли однообразную работу, незадействованные функции мозга находились в сонном состоянии. А когда вышли на улицу, мозгу было слишком сложно реагировать на огромный поток новой информации. Отсюда и возникает чувство некоторой беспомощности.
Это явление временное, и оно не связано с ухудшением работы мозга. После долгого киносеанса происходит нечто похожее, но на улице глаза быстро привыкают, и внимание переключается.
Однако если несколько месяцев подряд смотреть практически в одно и то же место, то вернуться в нормальное состояние станет сложнее. Будет непросто выйти из этого маленького мира, где вы сосредоточенно глядите в небольшое пространство перед собой. Иногда кажется, что такие люди постоянно утыкаются взглядом в одну точку, даже когда не сидят перед монитором.
А сами они чувствуют следующее:
- когда с ними неожиданно заговаривают на улице, они не могут сразу ответить;
- они стараются избегать изменений вокруг себя;
- их часто упрекают в забывчивости;
- они постоянно думают об одном и том же.
Понятнее всего ситуация с ответом на внезапное обращение.
Прежде чем начать что-то делать, человек должен проанализировать ситуацию. Мы должны понять, кто наш собеседник и чего он от нас хочет, оценив его внешний вид, выражение лица, тон голоса и так далее. У обычного человека на подобный анализ уходят доли секунды, и он может без запинки отреагировать.
Но если не удается быстро перевести взгляд, то приходится тратить больше времени на перенаправление зрительного внимания, поэтому и слуховое восприятие запаздывает. Человек не может сразу уловить, что ему говорят. Он молчит и не понимает, как нужно ответить.
Пациенты с подобными проблемами часто жалуются, что их постоянно упрекают в забывчивости. Но на самом деле они не просто ничего не помнят, а с самого начала пропускают все мимо ушей. Когда к ним кто-то обращается, они не успевают переключить внимание на собеседника, и информация не попадает в их мозг.
Затем такой человек бессознательно отвечает «ну да», тем самым заставляя других думать, что он все понял. Но ничего не делает по поводу этого сообщения, потому что у него в мозге просто нет никакой информации. А нам-то кажется, что человек ничего не помнит.
Одной из причин постоянного повторения одних и тех же мыслей можно считать замедление переключения зрительного внимания. Когда его направление динамично меняется, в мозг поступает актуальная информация, затем он на нее реагирует, и мышление соответственно изменяется. Однако если долго смотреть в одну точку, эти процессы идут намного медленнее, и мозг «застревает» на одной мысли. Такой человек вдруг заговаривает о давно решенной проблеме, как будто постоянно о ней думает. Это очень удивляет окружающих.
Если все зашло слишком далеко, то стоит пройти профессиональное обследование у специалиста, чтобы начать профилактику или лечение деменции. Но если такие симптомы выражены слабо, то лучше выработать привычки, о которых я сейчас расскажу.
Тренируем мозг с помощью зрения
- Старайтесь хотя бы раз в час делать небольшую гимнастику для глаз: посмотрите по сторонам, вверх-вниз, наискосок. Используйте их способность фокусироваться. Посмотрите в окно, на отдаленные постройки, на небо и облака, задержите взгляд на пролетающем самолете.
Поскольку современные люди не только постоянно глядят в маленький экран, но и вообще их пространство обычно ограничено стенами комнаты, нужно как можно чаще смотреть вдаль. - После того как вы посмотрели на отдаленные здания и позволили немного поработать своему воображению, сконцентрируйтесь на мире очень мелких объектов. Вглядитесь в прожилки листьев, посмотрите, как копошатся муравьи. Это вызовет небольшие изменения в мозге, и мысли потекут более плавно.
- Старайтесь выходить из дома и по возможности немного гулять. На улице постоянно приходится смотреть по сторонам. Выделять по часу в день на такой моцион вполне достаточно, чтобы обеспечить глазам движение.
Можно ходить с плеером, но лучше иногда снимать наушники и слушать звуки вокруг, а если что-то привлекло внимание, то повернуться туда и посмотреть.
Говорят, что в крупных городах природы совсем не осталось. Но даже у меня, в токийском районе «Кита-Синагава», все не так плохо. Если постоять и внимательно послушать, то можно уловить голоса птиц и шорохи насекомых.
Я так и делаю. Потом стараюсь сосредоточить зрительное внимание на источнике звука. Я всеми пятью чувствами воспринимаю окружающую реальность и пытаюсь ощутить атмосферу этого места. Для мозга это очень хорошо.
Тренируем мозг с помощью слуха
Но время от времени нужно сократить поступление визуальной информации и потренироваться воспринимать ее на слух. Зачастую люди, которые очень долго смотрят в небольшие экраны, слишком полагаются на свое зрение. Поэтому я советую своим пациентам тренироваться с помощью радио.
Попробуйте получать информацию исключительно на слух, и не важно, будут ли это новости или какие-либо передачи. Многие удивятся, что не все сумели понять.
Это упражнение включает в себя все важные этапы работы с информацией: восприятие на слух, классификация (выделение нужных моментов и запись их), воспроизведение.
Если часто делать упражнения, то человек начинает быстро воспринимать устную речь. А если еще и визуальное внимание будет быстрее переключаться, то человек никогда не затруднится отреагировать на чье-то неожиданное обращение.
Авторская статья
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Источник: www.7ya.ru