Современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. Из незаметного для общества изобретения (катодной телескопии), сделанного 92 года назад 25 июля 1907 года, оно (телевидение) превратилось в огромного монстра, захватившего умы и души миллиардов людей на Земле.
Телевизор нередко называют «окном в мир». И действительно, десятки каналов, которые принимает телевизор, передают информацию практически обо всех событиях в мире. Это, фактически, самый любимый способ людей проводить время, к тому же это дешево.
Мы уже давно не замечаем, что телевизор, по сути, стал полноправным членом нашей семьи! Как только мы переступаем порог квартиры, тут же тянемся к пульту – а что там интересного? Часто он определяет уклад семьи, планирующей свои дела так, чтобы успеть посмотреть очередной сериал или «Поле Чудес». В компании с телевизором мы завтракаем, ужинаем, обсуждаем важные вопросы. Телевизор занимает почти всё наше свободное от учёбы и работы время, питает наши интересы, взгляды, убеждения.
Телевидение несет нам информацию, но порой ненужную, что иногда пагубно влияет на психику детей.
По статистике пятилетние малыши в среднем проводят у экрана по 4,5 часов в день. Психологи и врачи всего мира встревожены этой цифрой: уже доказано, что телевизор не только влияет на зрение, осанку, но и портит характер маленького телемана. Специалисты подсчитали: в среднем каждые 4 минуты на экране демонстрируются сцены насилия.
А детский мозг устроен так, что малыш, даже не глядя на экран, впитывает всю звуковую информацию. Более того, он непроизвольно выделяет из потока слов, долетающих до его ушей, именно ругательства и угрозы. А потом «неизвестно почему» может сказать маме: «Я тебя убью!», с кулаками наброситься на младшую сестренку или пнуть ногой любимую собаку.
Криминальная хроника занимает по проценту отведенного на нее эфирного времени в современном телевидении — второе место после рекламы. А по обилию криминальных сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записались. А кто еще не записался, тот мечтает записаться. На какой канал ни попадешь – обязательно про бандитов показывают. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.
Что же нам преподносит современное детское телевидение? Посмотрите «мультики». Это сплошные «Том и Джерри», где весь юмор сосредоточен в расплющивании то Тома, то Джерри, таскании кота за хвост, в различных падениях и прочей «прищемиловке». В результате дети таскают своих домашних животных за хвост, загоняют друг друга под кровать и т. д.
Современные мультфильмы, похожи на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то Черепашки-Ниндзя – это скорее «крутые парни», которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево – опять жестокость, достижение даже благородных целей через полное уничтожение, подавление противника. Если Чебурашка с его друзьями – из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. И таких примеров слишком много.
В то же время есть прекрасные, добрые, поучительные, без сцен грубого насилия мультфильмы, которые воспитывают детей в духе общепринятых моральных принципов: не укради, будь терпим к окружающим, не обижай слабого, будь послушен, будь вежлив, будь аккуратен, цени дружбу, трудись и так далее, и так далее. Но их очень мало.
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Телевидение “кодирует” поведение ребенка – заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы. Показывая насилие даже в «мультиках», оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения.
Поэтому, если уж выбирать мультфильмы, отдай предпочтение доброй советской анимации, или, по крайней мере, миролюбивому «Чипу и Дейлу». Но даже эти безобидные мультики нельзя смотреть подолгу.
Телевидение обладает огромной внушающей силой. Многие подсознательно верят всему, что им внушают с телеэкрана.
Самое, пожалуй, страшное – воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Если школьные программы построены таким образом, чтобы мы учились думать, телевидение сводит эти усилия на нет.
Сейчас дело дошло до того, что телевизор у детей заменяет папу, маму и физические упражнения. Получены данные, которые подтвердили опасения родителей. Наши школьники проводят за экраном телевизора больше времени, чем в школе. Телевизор побеждает так же и физическую активность. Вместо того чтобы играть в подвижные игры, школьники предпочитают телевизор и компьютерные игры.
Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшимися психикой и организмом в целом.
По итогам различных исследований более 70% учащихся не успевают выполнять все заданные на дом уроки, т.к. большую часть внешкольного времени у них занимает просмотр телепередач. После школы, как правило, любой школьник бежит к телевизору или компьютеру, чтобы посмотреть крутой боевик или мультфильм, телесериал, а не к письменному столу (уроки подождут). Тем не менее, влияние телевизора на детей очень сильно, ведь они склонны верить всему, что говорится с экрана. Телевизионное насилие особенно опасно для маленьких детей, в возрасте до 8 лет, потому что они не могут точно различить — где начинается реальная жизнь, а где кончается фантазия. Известны случаи, когда дети, после просмотра фильмов про Супермена, пытались летать, выпрыгивая из окон второго этажа.
Насилие в кино всегда зрелищно. Ребенок, для которого телевизор – безусловный авторитет, воспринимает бесчеловечное поведение экранных героев, как норму. Но не только агрессия становится последствием многих часов, проведенных у экрана. Телевизор мешает развитию мышления и творческих способностей школьников: они просто отвыкают думать!
Многие ребята могут сутками смотреть телевизор и на все замечания взрослых говорить, что они так отдыхают. Так ли это?
А ведь такой «отдых» вредит и даже очень. Вред этот разнообразный.
Еще у людей, проводящих много времени пред телевизором развивается состояние болезненно повышенной внушаемости. Как следствие ослабевает воля, понижается способность к анализу, страдает память, сон. Кроме того, длительное сидение производит застой крови, возникают нарушения позвоночника и кишечника. Облучение от кинескопа также не проходит бесследно.
Оно вызывает, особенно у детей, раздражительность, беспокойный сон, ухудшение общего самочувствия и ослабление физических сил. Безвозвратно уходит время, а оно так дорого.
Влияние телевизора на здоровье детей.
Невозможно оставить без внимания еще один не менее важный аспект проблемы «дети и телевидение» – это влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. Как показывают исследования, на еще не окрепший организм ребенка действуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание яркостных и цветовых пятен на его экране, частая смена изображений («клиповость»).
Излучение, хотя оно и не превышает допустимых норм, имеет накопительный эффект и при неумеренном сидении у телевизора оказывает негативное воздействие на иммунную систему, систему кроветворения и т. д. Мелькания яркостных и цветовых пятен оказывают вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в целом (не только на глаза), на функционирование сердца и мозга.
Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время сидения у телевизора, не смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен. Кстати, этим грешат передачи типа видеомузыкальных клипов и реклама.
Как заявил главный педиатр Москвы Александр Румянцев, «к 18 годам, переходя во взрослую сеть здравоохранения, 30% россиян имеют хронические заболевания». Так, на первом месте, по мнению Румянцева, стоят проблемы с костно-мышечной системой: плоскостопие, нарушение осанки, искривление позвоночника, атрофия мышц. Это происходит потому, что большинство детей проводит свободное время не в подвижных играх, а у экранов телевизоров и компьютеров.
Роль зрительных нагрузок
Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (то есть зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора.
При просмотре телевизора, рассматривании мелких и движущихся изображений глаз находится в состоянии постоянного напряжения. Если такие нагрузки — чрезмерны, длительны, постоянны и не соответствуют возрасту ребенка, то через некоторое время это может привести к развитию близорукости.
Кроме того, яркая подсветка с экрана телевизора, особенно при сниженной освещенности в комнате, вредно влияет на зрительную систему. Из-за чрезмерного контраста быстро наступает зрительное утомление, проявлением которого являются головная боль, резь, покраснение глаз и т.д.
Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7 до 13 не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов).
Телевизор нужно смотреть только в положении сидя; в вечернее время — с включенным дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте. Иначе создается большая разница между освещенностью экрана и общей освещенностью в комнате, что является неблагоприятным условием для работы зрительной системы и приводит к зрительному утомлению, а это влияет и на общее состояние ребенка.
Расстояние до экрана телевизора не должно быть меньше двух метров.
Тип телевизора (обычный, «плоский», жидкокристаллический, плазменный) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором для глаз является длительная зрительная нагрузка.
Ищем выход из ситуации.
Мы не можем полностью исключить телевизор из жизни, поэтому надо искать разумный компромисс. Правильно организованное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического и физического здоровья.
На Западе уже давно заговорили, что «образование» сегодня — это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации (СМИ). «Активную» — потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело брать из него, фильтровать по возможности все, что в нем найдется разумного, доброго и полезного.
Делу – время, потехе – час. Возможно один из способов решения этой задачи – составление распорядка дня. Определить время для прогулок на свежем воздухе, время для работ по дому – помощь маме, время для выполнения домашнего задания, время для развлечений. Посоветовавшись с взрослыми, выбрать хорошие телепередачи, фильмы, мультфильмы для просмотра, исключив ненужные.
Есть хорошие программы TV для школьников: «Умники и умницы», «Диалоги о животных», «Вокруг света», «Великие тайны и мифы XX века», «Кто умнее 5-классника», «Самый умный», «Галилео», и др. Значительная часть информации в этих передачах в большей или меньшей мере связана с основами тех наук, которые изучаются в школе.
А для развлечения есть много добрых, красочных мультфильмов с узнаваемыми героями, художественных фильмов, фильмов-сказок, сделанных с душой, которые положительно влияют на формирование духовных ценностей и весьма благоприятны для здоровья детей.
Так, с одной стороны, на телевидении мы видим преобладание насилия, мерзости, рекламы. С другой стороны, все-таки существуют образовательные программы, видеоматериалы, развивающие игры и программы, оказывающие помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, обогащения словарного запаса, открывая совершенно новые горизонты знания.
Похожие документы:
Влияние новых медиа на взаимоотношения средств массовой информации и бизнес-структур
Документ
. жизнь научно-технических достижений, главным образом – телевидения: стандартизованное аналоговое телевидения . школьника, якобы мечтавшего получить на . . Влияние современных электронных средств коммуникации и Интернета на культуру современного общества .
Влияние английского языка на сленг современной молодежи
Исследовательская работа
. недостаточной изученностью влияния английского языка на сленг современной молодежи. Глава . средства массовой информации, особенно телевидение, также способствует «англотизации» . №1, что школьники употребляют сленг в повседневной жизни для обозначения .
Влияние физических упражнений на умственную деятельность учащихся
Литература
. активность в современном обществе 5 Влияние физических движений на организм 6 . лифтов, телефонов, телевидения, что способствовало снижению . количество тучных школьников связано с . продолжительнее жизнь. Например, продолжительность жизни разных .
Телевидение теория и практика
Документ
. безграмотности (рабочих, школьников, студентов и пр.) невозможен прогресс современного общества. Опыт ночных . демократизация общественной жизни оказала глубокое влияние на характер деятельности самого телевидения, на демократизацию его управления .
Проект основной образовательной программы мкоу бутурлиновская сош №1 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области на 2012-2017гг
Основная образовательная программа
. младших школьников. Именно на основе достижений младших школьников в . их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном . возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье .
- Правообладателям
- Написать нам
Источник: gigabaza.ru
Чему учит нас телевидение и чем пренебрегает большинство ораторов?
Сегодня, в эпоху информационного бума, агрессивного развития телевидения, нужно по-другому подходить к публичным выступлениям. Как работают сегодня наши натренированные телевидением мозги? Давайте посмотрим любую вечернюю программу новостей по любому телевизионному каналу.
Короткие сообщения. Ведущий сообщает нам, что экономику только что постиг очередной удар. Президент озабочен. Безработные волнуются. Они требуют новых льгот. Но президент говорит «нет». Сколько времени занимает этот актуальный сюжет в вечерних новостях?
Десять минут? Семь минут? Пять? Ничего подобного. Ровно две минуты и пять секунд.
Жестокий шторм обрушивается на восточное побережье страны. Двадцатиметровые волны смывают дорогие прибрежные особняки. Причинен огромный ущерб. Шторм еще не кончился, он продолжается. Эта история занимает две минуты и двенадцать секунд.
Очень редко сюжет в новостях продолжается больше трех минут. На все сообщения, которые в течение дня поступили со всего мира, хватает 22 минут.
Все вокруг нас движется быстрее и быстрее. Наш мозг быстрее адаптируется, быстрее поглощает информацию, быстрее делает выводы. Люди разговаривают в среднем со скоростью 120 слов в минуту. А мозг успевает схватывать смысл при скорости 480 слов в минуту. Там, на чердаке, у нас есть еще огромные неиспользованные возможности!
Добавьте к этим важным фактам недавние статистические данные из «Бизнес Уик», и вам станет ясно, какое будущее ожидает всяческие выступления. Как утверждает «Бизнес Уик», внимание среднего служащего в рабочее время может задержаться на чем-то одном не более чем на шесть минут. Каждые шесть минут происходит нечто такое, что отвлекает его (или ее) внимание. Звонит важный клиент.
Что-то странное происходит на фондовом рынке. Сын позвонил из колледжа – у него там что-то случилось. Кто-то пустил слух о том, что вашу фирму собираются перекупить. И так далее. Каждые шесть минут в голове у служащего звучит сигнал тревоги.
Выступление, задуманное с учетом этих важных сведений, непременно будет более успешным, чем то, в котором оратор пытается слишком долго удерживать внимание слушателей. Этому нас снова и снова учит телевидение. Предоставленные самим себе, мы предпочитаем более короткие эпизоды, более динамичные сцены.
Не так уж трудно построить «живое» выступление в виде коротких, компактных фрагментов. Фрагментов, идущих в таком же быстром темпе, в каком работает сегодня наш натренированный телевидением мозг.
Вот несколько советов, которые могут вам пригодиться.
1. Представьте себе свое выступление в виде серии эпизодов. Каждый эпизод посвящен одному важному тезису. Поэтому для начала просто составьте список тезисов, которые должны запомниться слушателям. Теперь стройте вокруг них эпизоды – минут по шесть или меньше на каждый.
2. В каждом эпизоде выставьте «флаг». «Флаг» подчеркивает именно то, что должно запасть в память слушателям. Он намеренно прерывает вашу речь. Вот несколько примеров:
♦ «Позвольте мне обратить ваше внимание на следующее обстоятельство…»
♦ «Я хотел бы подчеркнуть, что. «.
«Флаги» пробуждают людей. Они нарушают плавное течение скучного совещания. Они подытоживают и закрепляют сказанное. Они заставляют хвататься за карандаш.
3. Чтобы разбить свое выступление на части, используйте разное аудиовизуальное оборудование. На протяжении шести минут показывайте слайды, выполненные компьютером. Выскажите свой тезис, выставьте «флаг» или два, потом включите свет и переходите к флипчарту или электронной доске – и к следующему эпизоду.
Пусть техника поможет вам расчленить тему выступления, меняя место действия. Телевидение переносит зрителей из города в город, из страны в страну. Самое меньшее, что может сделать оратор, – это, воспользовавшись современной аудиовидеотехникой, создать впечатление, что слушатели не прикованы к месту.
4. Если у вас групповое выступление, меняйте оратора каждые шесть минут. За шесть минут или даже меньше можно растолковать почти все, что угодно.
5. Весь зал– ваш театр. Поставьте свое выступление, как ставят балет. Пусть первый оратор произнесет свое вступительное слово, стоя прямо перед публикой. Потом пусть подключится второй – у демонстрационной доски на боковой стене. Вслед за этим покажите фильм – пусть следующий член вашей команды говорит с публикой с экрана!
А потом спуститесь в зал, чтобы ответить на вопросы.
6. Дайте каждому шестиминутному эпизоду свой заголовок– слов на десять, не больше. Наберите его, увеличьте до огромного размера и повесьте так, чтобы всем было видно. Например: «Наша маркетинговая стратегия в Германии». Изложите материал, потом повесьте другой плакат и перейдите к следующей теме. Второй плакат вешайте рядом с первым.
Заголовки разбивают материал на части (как и в газете) и не дают слушателям запутаться. Кроме того, они напоминают вам, до какого места вы дошли.
7. Разделить выступление на эпизоды помогут вам (и публике!) разные цвета. Если эпизод, посвященный стратегии, будут сопровождать синие плакаты, то посвященный сбыту – оранжевые, а прибылям – зеленые. Закодируйте свои эпизоды цветом. Когда все плакаты будут развешаны по стенам, мозг за какие-то секунды запомнит их, не прибегая к словам.
По материалам книги: Хофф, Рон. «Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести.»
Источник: www.zadorenko.com
Чему учит нас телевидение и чем пренебрегает большинство ораторов
Недавно вошло в моду одно новое развлечение, во многом изменившее нашу жизнь. Теперь мы совсем не так, как прежде, смотрим не только телевизионные программы, но и все остальное, включая выступления всевозможных «живых» ораторов.
Этот новый вид национального времяпрепровождения называется «скачкой». По крайней мере, так его называю я – потому что ни одно из модных сейчас «электронных» словечек не может полностью передать его суть.
Но сначала дайте мне еще несколько секунд на кое-какие предварительные объяснения.
Прокрутить скорее, выключить или прогуляться по каналам?
Просматривая видеопленку, вы в любой момент можете прокрутить ее вперед на большой скорости, чтобы миновать какие-то части записи, которые хотите пропустить. При этом из динамика раздается писк и вой, а на экране мелькает мешанина кадров.
Увидев на экране телевизора особенно идиотскую рекламу, или осточертевшую вам программу, или еще что-нибудь, от чего вам становится тошно, – вы в любой момент можете положить этому конец, сменив канал.
А можно и не спеша переключаться с одного канала на другой – не подвернется ли что-нибудь интересное. Поскольку у 75% домашних телевизоров и видеомагнитофонов есть дистанционное управление, это стало очень распространенным занятием.
Так вот, тот новейший вид национального времяпрепровождения, о котором мы будем говорить, – это ни то, ни другое, ни третье. В сравнении с ними он, в сущности, вполне безобиден (если только вы случайно не принадлежите к числу спонсоров какой-то программы).
«Скачка по каналам» – навязчивая привычка
«Скачка по каналам» – нечто совсем другое. Это захватывающее занятие. Оно возбуждает. Оно затягивает. Ничего подобного никогда не ощущают те, кто просто выключает неинтересную передачу или не спеша прогуливается по телеканалам.
«Скачка по каналам» состоит в том, чтобы быстро перескакивать с одного канала на другой то назад, то вперед. По правилам игры вы должны мгновенно понять, что перед вами на экране, сразу оценить, насколько это интересно, и тут же, секунд через пять или даже меньше, переключиться на следующий канал. Если вы задержались на одном канале больше чем на пять секунд, можете считать, что застряли. Ваша цель – поймать что-нибудь такое, что привлечет ваше внимание.
– «Скачка» увлекательнее всего, когда вы занимаетесь ею в одиночестве. Она многое теряет, если то и дело приходится спрашивать: «Ничего, если я переключу на другой канал?».
– «Скачка» очень помогает от стресса. Есть что-то удивительно целебное в возможности изображать из себя Стивена Спилберга на десятке разных каналов.
Так что если в комнате стоит уютная темнота и все остальное семейство отправилось спать, самое время немного попрыгать по каналам.
Вы принимаетесь быстро листать каналы, как листает ветерок страницы открытой книги. И сейчас вы сделаете открытие, которое навсегда изменит ваше представление о публичных выступлениях.
Вы попали на оратора, который стоит на трибуне в каком-то зале на фоне траурного бархатного занавеса. Что-то похожее на панихиду. Оратор только что потерял нить своей речи, вы слышите легкий шелест – он листает текст. Ваши действия?
Глупый вопрос. Раз! – и вы перескочили дальше. А злополучный оратор уже забыт.
Десятью секундами позже, проскочив несколько старых фильмов и местные новости, вы натыкаетесь на женщину, сидящую за столом. Это заседание какой-то комиссии конгресса. Все сидят с таким видом, как будто слушают (а на самом деле?). Женщина читает по бумажке невыразительным голосом, потому что подбородок у нее упирается в ключицы.
Она поднимает глаза, поправляет очки, слюнит палец и переворачивает страницу. Вы, конечно, поступаете самым гуманным образом – перескакиваете на другой канал. Ей-то ничего, а каково вам?
Поняли, к чему я клоню?
Мы подходим к тому, о чем должен помнить всякий оратор:
Ораторы, от которых мы чаще всего спасаемся бегством на другой канал – обычно в первые же пять секунд, – ведут себя так, как принято сейчас вести себя на всех собраниях и совещаниях. Если бы те, кто проводит эти совещания, увидели их по телевизору, они бы во мгновение ока переключились на что-нибудь другое!
Продолжим наши скачки. Миновав репортаж о футбольном матче, рекламные проекты быстрого обогащения, очередной повтор сериала «Полиция Майами. Отдел нравов» и песню в исполнении Бич-Бойз, мы видим группу людей, сидящих вокруг стола для заседаний.
Они разговаривают, но не двигаются. Они что-то обсуждают, но не решают. Они выглядят вполне достойно, но ужасно скучны! Никаких иллюстраций – одни слова, которые повисают в воздухе каким-то словесным туманом.
Мы видим группу специалистов по экономической политике, но это могло бы быть любое заседание любых специалистов. Может быть, на таких же заседаниях приходилось бывать и вам?
Самый большой любитель скачек
Отключите это заседание кнопкой дистанционного управления и немного передохните от скачки по каналам, чтобы задуматься вот о чем.
Самый большой любитель скачек – человеческий мозг. Он может поступить с «живым» выступлением точно так же, как вы с помощью дистанционного управления поступили с этой скучной телепрограммой. Только мозг просто отключается и погружается в собственные мысли.
Телевидение научило нас отключаться и думать о чем-то постороннем – о сексе, о том, что нужно купить на ужин, об игре в кегли, о чем угодно. В конце концов, наш мозг уже много лет как перекормлен телевидением. Взрослый человек проводит перед телевизором в среднем 24 часа в неделю (а ребенок – 30 часов). По другим данным, взрослые смотрят телевизор не меньше семи часов в день.
А теперь держитесь!
Как вы думаете, не отключаются ли наши перекормленные телевидением мозги, как только начинается любое или почти любое из тех 33 миллионов выступлений, которые происходят в США каждый рабочий день?
Потому что если это так и есть, если мы отключаемся на заседаниях днем по той же причине, по какой выключаем скучные телепрограммы вечером, – это означает, что в стране ежедневно тратятся впустую немыслимые миллиарды долларов.
70% своего рабочего времени служащие проводят на совещаниях. По отзывам людей, которые сидят на этих совещаниях, 49% времени там пропадает зря. Почти половина!
Что происходит на этих совещаниях? Большей частью произносятся речи – такие же речи, как та, наткнувшись на которую, вы только что выключили телевизор.
Вспомните, как президент Рейган говорил, что во время дела «Иран-контрас» ему нередко приходилось за день принимать участие в восьмидесяти совещаниях. Разве в таких условиях можно ожидать, чтобы он хоть что-нибудь запомнил?
Это резонный вопрос. Как можно винить его за то, что на тридца-ти-сорока совещаниях из восьмидесяти он просто отключался? На его месте не выдержал бы кто угодно.
Существует ли верное средство для быстрого решения этой зловредной проблемы?
Нет. Мгновенно вылечить такую болезнь невозможно.
Но кое-что все же вселяет надежду. И нет ничего удивительного, что эти обнадеживающие признаки исцеления мы видим на телеэкране.
Давайте посмотрим любую вечернюю программу новостей по любому каналу. Например, «Всемирные новости» Эй-Би-Си.
Ведущий сообщает нам, что экономику только что постиг очередной удар. Президент озабочен. Безработные волнуются. Они требуют новых льгот. Но президент говорит «нет». Обычные политические качели.
При этом речь идет о серьезной проблеме, которая прямо касается вашего бумажника.
Сколько времени занимает этот актуальный сюжет в вечерних новостях Эй-Би-Си? Десять минут? Семь минут? Пять? Ничего подобного.
Ровно две минуты и пять секунд.
Жестокий шторм обрушивается на восточное побережье страны. Двадцатиметровые волны смывают дорогие прибрежные особняки. Пострадала даже президентская резиденция. Причинен огромный ущерб. Шторм еще не кончился, он продолжается.
Эта история занимает две минуты и двенадцать секунд. А по Эн-Би-Си – даже меньше.
Очень редко сюжет в новостях продолжается больше трех минут. На все сообщения, которые в течение дня поступили со всего мира, хватает 22 минут (включая коммерческую рекламу, да и она теперь становится короче).
Все вокруг нас движется быстрее и быстрее. Наш мозг быстрее адаптируется, быстрее поглощает информацию, быстрее делает выводы. Люди разговаривают в среднем со скоростью 120 слов в минуту. А мозг успевает схватывать смысл при скорости 480 слов в минуту. Там, на чердаке, у нас есть еще огромные неиспользованные возможности!
Добавьте к этим важным фактам недавние статистические данные из «Бизнес Уик», и вам станет ясно, какое будущее ожидает всяческие выступления.
Как утверждает «Бизнес Уик», внимание среднего американского служащего в рабочее время может задержаться на чем-то одном не более чем на шесть минут.
Каждые шесть минут происходит нечто такое, что отвлекает его (или ее) внимание. Звонит важный клиент. Что-то странное происходит на фондовом рынке, и нужно принимать мгновенное решение. Опасный конкурент собирается подложить вам свинью. Сын позвонил из колледжа – у него там что-то случилось. Кто-то пустил слух о том, что вашу фирму собираются перекупить.
И так далее. Каждые шесть минут в голове у служащего звучит сигнал тревоги.
Выступление, задуманное с учетом этих важных сведений, непременно будет более успешным, чем то, в котором оратор пытается слишком долго удерживать внимание слушателей. Этому нас снова и снова учит телевидение. Предоставленные самим себе, мы предпочитаем более короткие эпизоды, более динамичные сцены.
Не так уж трудно построить «живое» выступление в виде коротких, компактных фрагментов. Фрагментов, идущих в таком же быстром темпе, в каком работает сегодня наш натренированный телевидением мозг.
Вот несколько советов, которые могут вам пригодиться.
1. Представьте себе свое выстуление в виде серии эпизодов. Каждый эпизод посвящен одному важному тезису. Поэтому для начала просто составьте список тезисов, которые должны запомниться слушателям. Теперь стройте вокруг них эпизоды – минут по шесть или меньше на каждый. Имейте в виду, что времени у вас достаточно – гораздо больше, чем достается на долю 90% сообщений, проходящих по любому телеканалу.
2. В каждом эпизоде выставьте «флаг». «Флаг» подчеркивает именно то, что должно запасть в память слушателям. Он намеренно прерывает вашу речь. Вот несколько примеров:
? «Позвольте мне обратить ваше внимание на следующее обстоятельство. Вот насколько это позволит сократить ваши производственные затраты уже в этом году…»
? «Яхотел бы подчеркнуть, что мы должны увеличить товарооборот не меньше чем на 15%».
«Флаги» пробуждают людей. Они нарушают плавное течение скучного совещания. Они подытоживают и закрепляют сказанное. Они заставляют хвататься за карандаш. (См. главу 47, где об этом приеме сказано подробнее.)
3. Чтобы разбить свое выступление на части, используйте разное аудиовизуальное оборудование. На протяжении шести минут показывайте слайды, выполненные компьютером. Выскажите свой тезис, выставьте «флаг» или два, потом включите свет и переходите к электронной доске – и к следующему эпизоду. Пусть техника поможет вам расчленить тему выступления, меняя место действия.
Телевидение переносит зрителей из города в город, из страны в страну. Самое меньшее, что может сделать оратор, – это, воспользовавшись новейшей аудиовидеотехникой, создать впечатление, что слушатели не прикованы к месту.
4. Если у вас групповое выступление, меняйте оратора каждые шесть минут. За шесть минут или даже меньше можно растолковать почти все, что угодно. Один из крупных бизнесменов сказал: «Большая часть совещаний начинается примерно на середине». Именно тогда центр тяжести перемещается от тех, кто выступает, к тем, кто сидит среди публики. Репетируя ваше следующее выступление, попробуйте взорвать вот такую маленькую бомбу: «А что если нам начать все это примерно с середины?» Благодаря этому вы как минимум сумеете уложиться в отведенное время.
5. Весь зал– ваш театр! Поставьте свое выступление, как ставят балет. Пусть первый оратор произнесет свое вступительное слово, стоя прямо перед публикой. Потом пусть подключится второй – у демонстрационной доски на боковой стене. Вслед за этим покажите фильм или видеопленку – пусть следующий член вашей команды говорит с публикой с экрана!
А потом спуститесь в зал, чтобы ответить на вопросы.
6. Дайте каждому шестиминутному эпизоду свой заголовок – слов на десять, не больше. Наберите его, увеличьте до огромного размера и повесьте так, чтобы всем было видно. Например: «Наша маркетинговая стратегия в Германии». Изложите материал, потом повесьте другой плакат и перейдите к следующей теме. Второй плакат вешайте рядом с первым.
Заголовки разбивают материал на части (как и в газете) и не дают слушателям запутаться. Кроме того, они напоминают вам, до какого места вы дошли.
7. Разделить выступление на эпизоды помогут вам (и публике!) разные цвета. Если эпизод, посвященный стратегии, будут сопровождать синие плакаты, то посвященный сбыту – оранжевые, а прибылям – зеленые. Закодируйте свои эпизоды цветом. Когда все плакаты будут развешаны по стенам, мозг за какие-то секунды запомнит их, не прибегая к словам.
«Позвольте мне подчеркнуть…»
В 90-е годы XX века, когда все привыкли с легкостью изменять ход событий одним нажатием на кнопку дистанционного управления, – ничего не может быть хуже для оратора, чем мелькнувшая в голове у слушателя мысль: «Как скучно. Ничего не происходит. Пойду-ка я отсюда».
Такой оратор безнадежно устарел!
Он будет выключен – неважно, с помощью ли электроники или мысленно. Наше внимание постоянно скачет, меняя каналы.
Ваше выступление не должно предоставить ему такой возможности. Оно не должно длиться без конца, как бессонная ночь.
Вот вам «флаг»: Все просто и ясно – нужно только зарубить на носу: пора нам начать выступать в таком же темпе, в каком работают наши мозги.
Дата добавления: 2015-08-18 ; просмотров: 54 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: ЧТО ТАКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, ИЛИ ВО ЧТО ЭТО Я ВПУТАЛСЯ? | СИДЕТЬ ИЛИ СТОЯТЬ? | РЕКВИЗИТОМ МОЖЕТ СТАТЬ ВСЕ ЧТО УГОДНО |
| | следующая страница ==> | |
КАК ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ВОЛНЕНИЯ ПОЛЬЗУ – И СПРАВИТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО ОТ НЕГО ОСТАНЕТСЯ | | | НЕТ НИЧЕГО СКУЧНЕЕ НЕПОДВИЖНОГО ПРЕДМЕТА |
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.018 сек.)
Источник: mybiblioteka.su