В зависимости от качественных показателей телевизионные приемники черно-белого изображения делятся на четыре класса. Основные параметры телевизоров различных классов приведены в ГОСТ 18198 — 72.
Первые массовые унифицированные телевизоры второго и третьего классов с кинескопами размером по диагонали 47, 59 и 35 см условно назывались УНТ-47/59 и УНТ-35. Последовательность модернизаций их нашла отражение и в обозначении. Так, телевизоры УНТ-47/59, разработанные в 1964 г., после модернизации получали последовательно обозначения; УНТ-47/59-П-1, УЛТ-47/59-II-1, УЛПТ-47/59-II-2, УЛПТ-61-II-3/4.
С 1 января 1970 г. в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ4. ПВО. 202001 установлено, что к торговому названию телевизора добавляется трехзначный индекс. Первая цифра этого индекса обозначает класс или назначение аппаратуры (высший класс — 0) первый класс — 1, второй — 2, третий — 3, четвертый — 4, пятый класс — 5 не имеющий класса — 6 и телевизоры цветного изображения — 7).
Вторая и третья цифра индекса обозначает порядковый номер модели (например, «Горизонт-206» — второй класс, шестая модель). Тип (шифр модели) телевизора указывается вместе с торговым названием; унифицированная модель — У, ламповая — Л, лампово-полупроводниковая — ЛП, полупроводниковая — П, цветной — Ц, телевизор — Т. Двухзначное число после букв обозначает размер экрана кинескопа по диагонали, первая римская цифра — класс, а при модернизации телевизора добавляется арабская цифра, указывающая на номер очередной модернизации (например, УЛПТ-50-Ш-2 расшифровывается как унифицированный лампово-полупроводниковый телевизор с размером экрана кинескопа 50 см, третьего класса, вторая модернизация.
Ремонт чёрно-белого телевизора (ностальгический)
Рассмотрим основные параметры телевизоров.
Чувствительность — это наименьшая величина напряжения телевизионного сигнала на входе телевизора, необходимая для получения нормального изображения и звука. Это параметр, определяющий качество изображения и звука, выражаемый в микровольтах. Чем меньше напряжение сигнала на входе телевизора, при котором он нормально работает, тем выше его чувствительность и тем дальше от телецентра возможен уверенный прием. Чувствительность современных телевизоров лежит в пределах 20 — 200 мкВ. Различают чувствительность по каналу изображения, ограниченную усилением, и чувствительность по каналу изображения, ограниченную шумами.
Чувствительность по каналу изображения, ограниченная усилением, определяется наименьшим значением напряжения на входе телевизора, необходимым для получения номинального напряжения на выходе (на модуляторе кинескопа) при установке регулятора контрастности на максимальное усиление. За номинальное напряжение канала изображения принимается размах видеосигнала между уровнем черного и белого на модуляторе кинескопа, при котором участки изображения испытательной таблицы, соответствующие белому, имеют яркость 20 кд/м2, а черному — 2 кд/м2.
Чувствительность по каналу изображения, ограниченная шумами, характеризуется наименьшим напряжением на входе телевизора, при котором отношение номинального напряжения к действующему напряжению шумов на модуляторе кинескопа достигает 20дБ.
Почему тысячи британских семей до сих пор смотрят черно-белые телевизоры
Селективностью называется отношение напряжения заданной частоты к напряжению несущей частоты изображения на входе телевизора при постоянном напряжении на его выходе. Избирательность современных телевизоров находится в пределах 20 — 50 дБ. Селективность телевизоров определяется, главным образом, избирательностью усилителя промежуточной частоты изображения (УПЧИ).
Автоматическая регулировка усиления (АРУ) характеризует способность телевизора поддерживать в определенных пределах напряжение на выходе при заданном изменении напряжения на входе. Эффективность действия АРУ выражается в децибелах и в современных телевизорах составляет 52 — 20 дБ.
Яркость изображения относится в основном к принимаемому изображению. Она должна быть достаточной для просмотра изображения при внешней засветке без напряжения зрения. Практически установлено, что средняя яркость в 30 — 50 кд/м2 вполне достаточна для просмотра изображения. Современные кинескопы позволяют получить максимальные яркости от 40 до 300 кд/м2.
Контрастность изображения определяется отношением максимальной яркости в поле изображения к минимальной яркости. Контрастность изображений, наблюдаемых на экране телевизора, обычно не превышает 100. Для правильной установки контрастности пользуются испытательной таблицей. При малой контрастности изображение воспринимается лучше, чем при пониженной яркости, и наоборот. При чрезмерной контрастности полутона исчезают и остаются только светлые и черные участки изображения.
Разрешающая способность (четкость изображения) определяется числом, на уровне которого начинают сливаться линии, составляющие клин. По вертикальным клиньям определяется четкость по горизонтали, по горизонтальным — четкость по вертикали. Качество будет удовлетворительным, если четкость по испытательной таблице составляет в центре 400 — 450, а по краям 350 — 400 линий. Четкость изображения зависит не только от фокусировки телевизионного приемника, но и от качества телевизионной передачи и условий приема.
Нелинейные искажения растра вызываются в основном искажениями формы тока в катушках отклоняющей системы. Допустимые искажения для телевизоров различных классов не должны превышать по горизонтали 10 — 15 и по вертикали 8 — 12%. Нелинейные искажения растра характеризуются отклонением скорости электронного луча от средней величины при его прямом ходе.
Геометрические искажения растра определяются отклонением формы растра от правильного прямоугольника, полностью видимого при номинальном размере изображения. Вызываются они в основном дефектами отклоняющей системы и проявляются в нарушении параллельности или перпендикулярности прямых линий таблицы, а также в их искривлении. Наиболее часто встречаются искажения типа «параллелограмм», «бочка», «трапеция» и «подушка».
Частотная характеристика канала звука (кривая верности) по звуковому давлению представляет собой зависимость между звуковым давлением, создаваемым акустической системой телевизора, и частотой модуляции при постоянной глубине последней и постоянной величине модулированного входного сигнала.
Коэффициент нелинейных искажений в канале звука по звуковому давлению характеризуется отношением действующего значения гармоник звукового давления, развиваемого акустической системой телевизора, к действующему значению основной частоты и ее гармоник.
Уровень помех в канале звукового сопровождения сигналов изображения, цепей разверток и источников питания характеризуется отношением напряжения помех, измеренным на звуковой катушке громкоговорителя, к напряжению, соответствующему номинальному звуковому давлению.
Источник: studwood.net
uCrazy.ru
10 знаковых моделей чёрно-белых телевизоров советского производства
6 января 1934 года в Ленинграде на «Заводе имени Козицкого» по американской лицензии был выпущен первый советский электронный телевизионный приёмник ТК-1. Сегодня обзор самых знаковых чёрно-белых телевизоров советского производства.
ТК-1
Электронный телевизионный приёмник ТК-1
Телевизионный приёмник ТК-1 представлял собой весьма громоздкую тумбу с вертикально расположенным кинескопом и горизонтально расположенным экраном. Зритель должен был смотреть не на экран, а на отражение его в зеркале, закреплённом на внутренней стороне откидной крышки тумбы. Перед просмотром крышку необходимо было установить под углом к экрану. Для качественной настройки необходимо было провести регулировку 14 ручками, что требовало определённых технических знаний и практических навыков.
Телевизоры ТК-1 устанавливали во дворцах культуры, в красных уголках и в рабочих клубах. Тогда этот телевизор казался чудом техники. а сегодня многие устанавливают дома домашний мини-кинотеатр Soul of Pop. Всего было выпущено 6000 штук. Сегодня ТК-1, выпущенный с заводским номером 172, можно увидеть в Центральном музее связи им. А.С.Попова.
Б-2
Механический телевизор Б-2
Первый же оптико-механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3х4 см был разработан инженером А.Я. Брейтбартом. В 1931 году в газете «Правда» появилось сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения)». А через год, в апреле 1932 года ленинградский завод «Коминтерн» начал производство первых советских телевизоров.
Стоит отметить, что в 1930-х годах советские телевизоры, как, впрочем, и любые другие, были удовольствием весьма дорогим. При зарплате в несколько сотен рублей их цена составляла порядка 10 тысяч рублей.
Москвич-Т1
Телевизор Москвич-Т1, выпущенный в 1946 году, – первый советский телевизор, в котором впервые был применён стандарт чёткости 625 строк. В то время ни одна из стран мира не имела аппарата с такой высокой чёткостью изображения. В телевизор был встроен УКВ-ЧМ приёмник, позволявший принимать радиовещательные программы с частотной модуляцией.
Правда, недостатков у этого аппарата было куда больше: высокая цена на телевизор (3500 рублей), что делало его роскошью даже для очень состоятельных людей, быстрый выход из строя кинескопа (за 4-6 месяцев работы), проблемы с запчастями и обслуживанием. К тому же телевизионное вещание в то время было нерегулярным – всего 2 дня в неделю с 19 до 23 часов. Телевизоры накапливались в торговой сети и становились убыточными. В начале 1949 года их выпуск был прекращён.
КВН-49
Советский электронный телевизор КВН-49
Первым по-настоящему советским электронным телевизором стал созданный в 1949 году легендарный КВН-49. У телевизора был настолько маленький экран (105х140 мм), что для более-менее комфортного просмотра телевизора перед экраном устанавливали линзу, которую наполняли дистиллированной водой. В телевизоре было 16 ламп, и он был рассчитан на прием первых трех ТВ- каналов. Телевизор КВН-49 стоил более 900 рублей (несколько средних заработных плат), выпускался до 1960 года, постепенно модернизируясь.
Такой телевизор был и у Иосифа Сталина.
Телевизор «Рекорд А»
С начала 1950-х годов на заводе «Электросигнал» (Воронеж) и на заводе в городе Александров начали производство телевизоров «Рекорд». Отличительной особенностью первых телевизоров «Рекорд» стало то, что они могли принимать 5 каналов. В 1956 году телевизор «Рекорд» на международной выставке в Брюсселе получил «Большую золотую медаль», а в начале 1960-х каждый пятый телевизор в домах советских граждан был именно этой марки.
Стоит отметить, что даже более поздние марки телевизоров «Рекорд» были небезопасны в эксплуатации из-за того, что шасси телевизоров находилось под напряжением сети 220В, а зависело это от того, как была вставлена в розетку сетевая вилка.
Телевизор «Вечер»
В 1965 году на Ленинградском заводе имени Козицкого был выпущен лампово-проводниковый телевизор чёрно-белого изображения 2 класса «Вечер». Он был собран полностью на транзисторах. Диагональ кинескопа – 47 м. Этот советский телевизор имел одну особенность – автоматическую регулировку яркости. Яркость изображения изменялась в зависимости от степени освещённости помещения.
Телевизор «Электроника – ВЛ100»
Малогабаритный телевизор Электроника ВЛ-100
Чёрно-белый переносный телевизор «Электроника ВЛ-100» выпускался с сентября 1969. Его выпуск был приурочен к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, отмечали которое в 1970 году. «ВЛ-100» расшифровывалось как «Владимир Ленин, 100 лет». Этот телевизор выпускался на кремниевых и германиевых транзисторах и мог работать от осветительной сети через блок сетевого питания, а также от аккумуляторной батареи типа 10КНГ-1,5 и от любого источника постоянного напряжения мощностью 12 В. Несмотря на маленький экран, телевизор был чрезвычайно популярен – он был лёгким, надёжным, мобильным и недорогим (140 рублей).
Интересно, что телевизор продавался и как конструктор «собери сам». Купить его можно было за 100 рублей. В состав конструктора входили кинескоп, настроенные платы, корпус, ручки управления и крепёж. В инструкции предлагалось распаять несколько жгутов, а затем собрать телевизор.
Телевизор «Заря»
Телевизор «Заря» выпускался с конца 1950-х и был задуман как массовый и дешёвый (всего 118 рублей) телевизор. Он работал на 5 диодах, 12 лампах и вёл приём на 5 каналах. Размер изображения 210х280 мм. Главным недостатком этого телевизора было низкое качество звука. К тому же он был выполнен в металлическом корпусе, и на него попадало напряжение сети.
Телевизор «Горизонт-101»
Чёрно-белый лампово-транзисторный телевизор с диагональю экрана 65 см «Горизонт-101» в серийное производство был запущен с 1970 года. Выпускался на Минском радиозаводе. В схеме телевизора были применены все последние достижения техники последних лет, в том числе и акустическая система закрытого типа с фазоинвертором.
Телерадиола «Харьков»
Телерадиола «Харьков», выпущенная в 1959 году, состояла из телевизора, радиоприёмника 2 класса и универсального ЭПУ. Телерадиола была оснащена широкополосным громкоговорителем и создавала нормальный звук даже для большой комнаты. Включение ТВ и приёмника на различные диапазоны производилось с помощью семиклавишного переключателя.
В 1961 году телерадиола «Харьков» стоила 360 рублей. Сегодня эта модель достаточно редка и пользуется популярностью при оформлении ретро-кафе и других подобных заведений, а так же у частных коллекционеров. Впрочем, современные создатели телевизоров пошли дальше и представили NapTV – гибрид телевизора и стула.
Это интересно
Первый советский цветной телевизор Рубин 401
Первый советский цветной телевизор «Рубин 401» появился только в 1967 году. Его тусклые краски можно было рассмотреть только в темном помещении. Первую широковещательную программу в СССР провели 7 ноября 1967 года. Но ещё долгое время цветные телевизоры показывали в черно-белом цвете, радуя своих владельцев цветами только по праздникам. Сегодня же на рынке можно найти самые необычные модели телевизоров, которые способны удивить даже современного человека.
Источник: ucrazy.ru
10 знаковых моделей чёрно-белых телевизоров советского производства (12 фото)
6 января 1934 года в Ленинграде на «Заводе имени Козицкого» по американской лицензии был выпущен первый советский электронный телевизионный приёмник ТК-1. Сегодня обзор самых знаковых чёрно-белых телевизоров советского производства.
ТК-1
Электронный телевизионный приёмник ТК-1
Телевизионный приёмник ТК-1 представлял собой весьма громоздкую тумбу с вертикально расположенным кинескопом и горизонтально расположенным экраном. Зритель должен был смотреть не на экран, а на отражение его в зеркале, закреплённом на внутренней стороне откидной крышки тумбы. Перед просмотром крышку необходимо было установить под углом к экрану. Для качественной настройки необходимо было провести регулировку 14 ручками, что требовало определённых технических знаний и практических навыков.
Телевизоры ТК-1 устанавливали во дворцах культуры, в красных уголках и в рабочих клубах. Тогда этот телевизор казался чудом техники. а сегодня многие устанавливают дома домашний мини-кинотеатр Soul of Pop. Всего было выпущено 6000 штук. Сегодня ТК-1, выпущенный с заводским номером 172, можно увидеть в Центральном музее связи им. А.С.Попова.
Б-2
Механический телевизор Б-2
Первый же оптико-механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3х4 см был разработан инженером А.Я. Брейтбартом. В 1931 году в газете «Правда» появилось сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения)». А через год, в апреле 1932 года ленинградский завод «Коминтерн» начал производство первых советских телевизоров.
Стоит отметить, что в 1930-х годах советские телевизоры, как, впрочем, и любые другие, были удовольствием весьма дорогим. При зарплате в несколько сотен рублей их цена составляла порядка 10 тысяч рублей.
Москвич-Т1
Телевизор Москвич-Т1, выпущенный в 1946 году, – первый советский телевизор, в котором впервые был применён стандарт чёткости 625 строк. В то время ни одна из стран мира не имела аппарата с такой высокой чёткостью изображения. В телевизор был встроен УКВ-ЧМ приёмник, позволявший принимать радиовещательные программы с частотной модуляцией.
Правда, недостатков у этого аппарата было куда больше: высокая цена на телевизор (3500 рублей), что делало его роскошью даже для очень состоятельных людей, быстрый выход из строя кинескопа (за 4-6 месяцев работы), проблемы с запчастями и обслуживанием. К тому же телевизионное вещание в то время было нерегулярным – всего 2 дня в неделю с 19 до 23 часов. Телевизоры накапливались в торговой сети и становились убыточными. В начале 1949 года их выпуск был прекращён.
КВН-49
Советский электронный телевизор КВН-49
Первым по-настоящему советским электронным телевизором стал созданный в 1949 году легендарный КВН-49. У телевизора был настолько маленький экран (105х140 мм), что для более-менее комфортного просмотра телевизора перед экраном устанавливали линзу, которую наполняли дистиллированной водой. В телевизоре было 16 ламп, и он был рассчитан на прием первых трех ТВ- каналов. Телевизор КВН-49 стоил более 900 рублей (несколько средних заработных плат), выпускался до 1960 года, постепенно модернизируясь.
Такой телевизор был и у Иосифа Сталина.
Телевизор «Рекорд А»
С начала 1950-х годов на заводе «Электросигнал» (Воронеж) и на заводе в городе Александров начали производство телевизоров «Рекорд». Отличительной особенностью первых телевизоров «Рекорд» стало то, что они могли принимать 5 каналов. В 1956 году телевизор «Рекорд» на международной выставке в Брюсселе получил «Большую золотую медаль», а в начале 1960-х каждый пятый телевизор в домах советских граждан был именно этой марки.
Стоит отметить, что даже более поздние марки телевизоров «Рекорд» были небезопасны в эксплуатации из-за того, что шасси телевизоров находилось под напряжением сети 220В, а зависело это от того, как была вставлена в розетку сетевая вилка.
Телевизор «Вечер»
В 1965 году на Ленинградском заводе имени Козицкого был выпущен лампово-проводниковый телевизор чёрно-белого изображения 2 класса «Вечер». Он был собран полностью на транзисторах. Диагональ кинескопа – 47 м. Этот советский телевизор имел одну особенность – автоматическую регулировку яркости. Яркость изображения изменялась в зависимости от степени освещённости помещения.
Телевизор «Электроника – ВЛ100»
Малогабаритный телевизор Электроника ВЛ-100
Чёрно-белый переносный телевизор «Электроника ВЛ-100» выпускался с сентября 1969. Его выпуск был приурочен к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, отмечали которое в 1970 году. «ВЛ-100» расшифровывалось как «Владимир Ленин, 100 лет». Этот телевизор выпускался на кремниевых и германиевых транзисторах и мог работать от осветительной сети через блок сетевого питания, а также от аккумуляторной батареи типа 10КНГ-1,5 и от любого источника постоянного напряжения мощностью 12 В. Несмотря на маленький экран, телевизор был чрезвычайно популярен – он был лёгким, надёжным, мобильным и недорогим (140 рублей).
Интересно, что телевизор продавался и как конструктор «собери сам». Купить его можно было за 100 рублей. В состав конструктора входили кинескоп, настроенные платы, корпус, ручки управления и крепёж. В инструкции предлагалось распаять несколько жгутов, а затем собрать телевизор.
Телевизор «Заря»
Телевизор «Заря» выпускался с конца 1950-х и был задуман как массовый и дешёвый (всего 118 рублей) телевизор. Он работал на 5 диодах, 12 лампах и вёл приём на 5 каналах. Размер изображения 210х280 мм. Главным недостатком этого телевизора было низкое качество звука. К тому же он был выполнен в металлическом корпусе, и на него попадало напряжение сети.
Телевизор «Горизонт-101»
Чёрно-белый лампово-транзисторный телевизор с диагональю экрана 65 см «Горизонт-101» в серийное производство был запущен с 1970 года. Выпускался на Минском радиозаводе. В схеме телевизора были применены все последние достижения техники последних лет, в том числе и акустическая система закрытого типа с фазоинвертором.
Телерадиола «Харьков»
Телерадиола «Харьков», выпущенная в 1959 году, состояла из телевизора, радиоприёмника 2 класса и универсального ЭПУ. Телерадиола была оснащена широкополосным громкоговорителем и создавала нормальный звук даже для большой комнаты. Включение ТВ и приёмника на различные диапазоны производилось с помощью семиклавишного переключателя.
В 1961 году телерадиола «Харьков» стоила 360 рублей. Сегодня эта модель достаточно редка и пользуется популярностью при оформлении ретро-кафе и других подобных заведений, а так же у частных коллекционеров. Впрочем, современные создатели телевизоров пошли дальше и представили NapTV – гибрид телевизора и стула.
Это интересно
Первый советский цветной телевизор Рубин 401
Первый советский цветной телевизор «Рубин 401» появился только в 1967 году. Его тусклые краски можно было рассмотреть только в темном помещении. Первую широковещательную программу в СССР провели 7 ноября 1967 года. Но ещё долгое время цветные телевизоры показывали в черно-белом цвете, радуя своих владельцев цветами только по праздникам. Сегодня же на рынке можно найти самые необычные модели телевизоров, которые способны удивить даже современного человека.
Проголосуйте за этот материал!
Источник: mainfun.ru