— Должны ли медиа играть в обществе роль воспитателя, пропагандируя что-нибудь хорошее, особенно для молодежи?
— Для этого существуют папа, мама и духовник. Есть отличная книжка американского психолога Гордона Ньюфелда про альфа-родительство. Его главный посыл в том, что мы перестали быть авторитетами для наших детей. Сегодня ровесники, подростки воспитывают друг друга, а это катастрофа, тупик. Слепые со слепым поводырем.
Если родитель занимает в семье отведенное ему Господом место главы, если ребенок ему доверяет и идет к нему со своими вопросами, то среда не сможет его изменить или сломать. В моей семье было именно так, хотя мои родители не были верующими людьми. Я выросла в шахтерском поселке, где все пили, курили «дурь» и обжимались на дискотеках, но мне это не помешало окончить школу с золотой медалью, поступить на журфак МГУ и стать тем, кто я есть.
Полезно знать — Влияние просмотра телевизора на детей
MTV в свое время обвиняли в том, что мы испортили поколение. Это смешно. Если вашего ребенка воспитывает телевизор и интернет — какой вы родитель? Детей нельзя оставлять наедине с компьютером, теликом и гаджетами. Но к 14-16 годам человек уже сам должен уметь соблюдать информационную гигиену и самостоятельно фильтровать информационный мусор.
И, кстати, могу сказать без ложной скромности, что я как профессионал научилась этот мусор не производить.
— Но в религиозной тематике разве возможно найти качественный контент, отвечающий вкусам 20-летних?
— Уверена, что да! Посмотрите, какое классное у нас Радио Вера! Я постоянно получаю позитивные отзывы, в том числе и от нецерковных людей. Им нравится, потому что у нас получилось создать хорошую, интересную и качественную станцию.
Конечно, это все-таки радио для аудитории 30+. Там много отличных программ, исторических, научных и литературных. Музыка, правда, не в моем вкусе. В глубине души мне тоже еще не слишком далеко за 20.
Но если задаться целью — сделать хорошее молодежное ТВ, то, я уверена, это будет востребовано и интересно!
Только православным цензорам часто трудно шагнуть навстречу реальной жизни, я с этим столкнулась в музыкальном проекте на одном православном телеканале. Вот приходит отличный автор-исполнитель, поет свои песни, всем нравится, все прекрасно, светло и жизнеутверждающе… Но вдруг в песне проскальзывает строчка «будда улыбается» или там «выпили портвейна» — и все, песни нет в эфире (типа, «неправославно»). Мне кажется, это такое фарисейство, как в анекдоте — «попа есть, а слова нет».
А молодые всегда резко реагируют на косность. Они лицемерие за версту чуют — и сразу в протест. Чтобы тебе доверяли, надо, открыв забрало, принимать мир во всем его многообразии и учиться на все его вызовы отвечать по-православному.
— Могут ли подобные проекты иметь коммерческий успех или это возможно только на деньги меценатов?
ВОПРОС ОТ РЕБЕНКА — Можно ли смотреть мультфильмы? Доктор Закир Найк
— Сложный вопрос. Изначально их инициировать может только меценат – это то, что происходит сегодня, то, что я вижу. Но если дальше проект не выходит на самостоятельные рельсы, то он загибается. Должен быть какой-то синтез.
— Есть идеи в этом направлении?
— Я из молодежного телевидения, наверное, все-таки выросла. Но поучаствовать в чем-то подобном, пожалуй, могла бы. В качестве консультанта. Моя мечта — это канал для мам.
— Тогда расскажите про ваших детей, имена Луке и Марфе вы давали по святцам?
— И да, и нет. Так получилось, что по святцам совпало просто. Лукой звали моего деда, и он был классный мужик, мне всегда хотелось сына Лукой назвать. А Марфой звали прабабку мужа, она была казачка настоящая, крепкая, дожила до 93 лет, родила и вырастила 10 детей. В общем, генетика что надо.
К тому же имя Марфа мне приснилось, когда я еще Луку носила и не знала, мальчик или девочка будет.
Ну и потом, мне просто очень нравятся эти красивые русские незаслуженно забытые имена. Кстати, Лука стало модным именем – тешу себя мыслью, что мы были законодателями. Мне говорили: «Это что за имя, его в школе чесноком дразнить будут!» А теперь я уже полтора десятка Лукашек знаю младше нас.
И по святцам тоже оказалось подходящим. Лука – в честь Луки Симферопольского, родился в мае, именины 11 июня, а Марфа июльская, там целых три Марфы.
— Всех православных молодых родителей волнует вопрос детского сада и школы, как это устроено в вашей семье?
— Детcкий сад у нас самый обычный государственный логопедический, правда с отличной репутацией и сильной педагогической командой. Он расположен в соседнем здании рядом с нашим храмом, поэтому дети встречают знакомых ребятишек из сада на службах. А еще мы частенько можем зарулить в храм по дороге из садика или, наоборот, отвести ребенка в сад чуть позже, если праздничная Литургия попадает на будний день.
А школу мы выбирали намеренно православную. Я считаю, что в начальной школе атмосфера для ребенка важнее, чем собственно образовательный процесс. Поэтому мы не гнались за модными рейтинговыми школами, а выбрали такую, в которой маленькие классы (12 человек) и более-менее схожие с нашими взгляды на жизнь, а православие — повседневная часть учебного процесса. Возможно, с 5 класса мы и перейдем в какое-то более профильное учебное заведение, но, скорее всего, это тоже будет частная школа, где к ребенку относятся как к личности, а не части коллектива.
— А как Марфа и Лука ведут себя в храме? Они крещены в младенчестве, верно?
— Да, Луку крестили в 43 дня, Марфу вообще на 8-й день. В нашем храме много детей, и относятся к ним терпимо. У них есть даже свой закуток, где можно посидеть, тихонько пообщаться, поиграть. Но это не значит, что детям дозволено шуметь, бегать и мешать взрослым молиться.
У нас строгий староста Александр, Марфа называет его «страж», который здорово умеет приструнить расшалившихся малышей. Но надо сказать, что у меня особо никогда не было с детьми проблем в храме. Лука на рождественских и пасхальных всенощных всегда, с 8 месяцев, Марфа с года. И ни разу ни один, ни вторая не спали и не капризничали. Наоборот, всегда радуются, празднуют наравне с нами.
На Литургии они еженедельно. Сначала приезжали попозже, ближе к Причастию. Сейчас они большие уже, и мы стараемся ходить к началу службы, по крайней мере, чтобы успеть на Евангелие. Я их особо не строю, бόльшую часть Литургии они шуршат с другими детками и своими игрушками в детском уголке или помогают за каноном свечки задувать.
Но они уже четко знают, что чтение Евангелия, Херувимская, Верую, Благодарим Господа и Отче наш — это молитвы, во время которых обязательно нужно встать, помолчать и со всеми помолиться. Они уже ждут эти моменты службы, и так забавно наблюдать, как они подскакивают на словах «услышим Святаго Евангелия чтение».
— Знакомый священник много спрашивал у обращавшихся к нему людей, зачем те желают крестить своего ребенка. Как бы Вы ответили на этот вопрос?
— У нас батюшка молодой и многодетный, такими вопросами нас не мучал. Я крещу детей, потому что я православная христианка, ращу их в православной вере, хочу, чтоб они были у Бога, чтоб у них был Ангел Хранитель и возможность обрести жизнь вечную. И чтоб я могла всегда за них молиться. Это же очень банальные и простые мотивы, странно, почему кому-то сложно ответить.
— Ангел Хранитель есть и у некрещеных.
— А я и не знала. Ну, два-то лучше, чем один! А если серьезно — я вижу, насколько мои дети выигрывают на общем фоне от того, что растут в храме. И эмоционально, и духовно, и даже интеллектуально. Например, мы в Рождественский пост решили, что не играем в айпад. И Лука ка-а-ак зачитал! Запоем, «съедает» по 200-300 страниц в неделю.
Уже скоро Пасха, а он про гаджеты забыл.
— А что еще необходимо для воспитания христианина, кроме ограничения себя в гаджетах, телевизоре и прочем?
— Ничего нового не скажу. Личный пример, доверие и любовь. Когда папа и мама в посте и молитве, в храме, детям ничего не нужно дополнительно навязывать и внушать.
Источник: www.orthedu.ru
Дети и телевизор
Здравствуйте, дорогие родители!
Можно ли разрешать детям беспрепятственно смотреть телевизор?
Протоиерей Сергий Филимонов: Во-первых, следует понимать, что телевизор – не такая безвредная вещь и с духовной, и с медицинской точки зрения. С медицинской точки зрения, телевизор есть электроннолучевая трубка, с определенными видами излучений. Поэтому, когда дети смотрят телевизор, родители должны знать, что они подвергают излучению и головной мозг и глаза своих детей. Как это отразиться на состоянии хрусталика глаз и на нервной деятельности?
Когда я наблюдал за детьми, которые смотрят телевизор, я видел, как они четко на него реагируют, как они нервничают, как они заводятся. Совершенно изменяется нервная деятельность в этот момент. Особенно сильно реагируют возбудимые дети. Это медицинская сторона, но есть еще и духовная сторона этого вопроса.
Влияние телевизора на душу
Если бы по телевизору показывали только одни проповеди, одни христианские передачи или разбирали те вопросы, которые мы сейчас разбираем, – это одно, но когда по телевизору маленьким детям показывают вампиров, показывают бесконечные убийства, показывают насилие – это совершенно иное… Например, в американских мультфильмах уже заложены зерна похоти, зерна пренебрежительного отношения к старшим, безнравственного отношения к семье и зерна всякого рода позорных вещей. Я смотрел многие американские мультфильмы ради интереса.
Вроде бы нормальный мультфильм, но в какой-то момент в нем как будто включается программа, как зернышко, которое закладывается на подсознательном уровне ребенка. У нас есть прекрасные русские мультфильмы, прекрасные русские кинофильмы, которые можно ставить на видеокассетах.
Родители должны не просто на самотек пускать просмотр фильмов, но одновременно объяснять, суть этого фильма, поступки главных героев. Например, есть такой английский мультфильм «Гарфилд». Там есть всякие вещи: и приличные, и неприличные. Надо ребенку не стыдиться пояснять, что это прилично, а это неприлично. Это – наше русское, а это – не наше, западное.
Это нам нужно, а это нам не нужно. Если ребенок сам будет беспрепятственно смотреть телевизор, это закончится плохо. Он может насмотреться всякого рода реклам и других вещей. Все это откладывается в душе и в определенный момент может проявиться, и ясно, что не с лучшей стороны.
Телевизионная наркомания
Телевизор, средства массовой информации делают детей телевизионными наркоманами, людьми, зависящими от средств массовой информации, делают бессловесным, послушным стадом, которое делает то, что скажут. Поэтому надо понимать, что телевизор воспитывает человека послушного и доверчивого, внушаемого, гипнотизируемого. Такому человеку скажут, что надо заплатить за что-то, и он заплатит, скажут, что надо поклониться Антихристу, и он поклонится. Назовут черное белым, а белое – черным, и скажут, что это нормально, и человек так и будет считать, что это нормально и допустимо.
Средство порабощения и повреждения детского ума
И еще одна сторона медали – наш мозг имеет физиологические пределы, поэтому, если через органы чувств входят всякого рода неподобные телевизионные вещи, то ребенок перестает нормально усваивать информацию, которую хотят ему дать родители, согласно его возрасту. Например, он становится неспособным читать обычные детские книжки.
Он готов смотреть телевизор, а книжки будет бросать под диван или капризничать, когда ему их читают. Я разговаривал с учителями младших и средних классов, которые говорили, о том, что дети в потоке этой информации не способны нормально работать с книгой, теряют возможность думать, анализировать. Педагогам очень и очень сложно с такими детьми.
И все это начинается с дошкольного возраста. Многие дети большую часть времени заняты просмотром телевизора и играми на мобильных телефонах, в результате чего их мозг становится неспособным рассуждать, становится телевизионно-зависимым. Это уже и духовная проблема и медицинская. Я встречал некоторых взрослых людей, не детей 3-5 лет, а людей взрослых – по 40 лет, которым говорю «нельзя смотреть такие-то программы», а они уже не могут. Им надо обязательно включить и посмотреть какую-нибудь непотребную передачу, потому что они уже пристрастились, они как наркоманы.
Это не наркомания, когда вводится игла, но это тоже зависимость. Дальше будут и другие искушения у детей. На смену телевизору придут новые приспособления для порабощения и повреждения детского ума.
Источник: semyaivera.ru
Анна МИХАЛКОВА: «ДЕТЕЙ НЕ ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ ТЕЛЕВИЗОР»
Беседа с ведущей программы «Спокойной ночи, малыши!»
Код скопирован
Когда заходит речь о телевидении и детях, первое, что, как правило, приходит в голову, – это передача “Спокойной ночи, малыши!”. В советские времена без Хрюши и Степашки наши мамы, а потом и мы сами просто не засыпали. Затем, когда страна изменилась, программа стала кочевать по каналам, пока не обосновалась на “России”, тогда – “РТР”.
Правда, в не совсем удачное время – в 20.00, когда современный ребенок еще спать не собирается. Но потом все вернулось на круги своя: сегодня передачу, как и прежде, показывают в девять вечера, она стала идти дольше, а старую привычную заставку обновили. Дети ее по-прежнему любят и смотрят.
В наше время возникает вопрос: телевизор – это союзник в воспитании ребенка или враг? Порой со стороны некоторых взрослых нет-нет да и услышишь возмущенное: телевизор – это зараза, его лучше вообще выкинуть из квартиры, и уж во всяком случае, нельзя разрешать смотреть его детям, чтобы из них не выросли “монстры”. Обо всем этом мы решили поговорить с одной из ведущих телепрограммы “Спокойной ночи, малыши!” и мамой двоих детей Анной МИХАЛКОВОЙ.
Анна Михалкова – окончила актерский факультет ВГИКа (мастерская Анатолия Ромашина);
в 2002 году – юридический факультет МГИМО(У) МИД России. Снималась в картинах: “Анна. От 6 до 18” (1993 год), “Первая любовь” (1995 год), “Ревизор” (1996 год), “Небо в алмазах” (1999 год), “Сибирский цирюльник” (1999 год), “Если завтра в поход” (2004 год), “Свои” (2004 год), “Связь” (2006 год), “Изображая жертву” (2006 год). Старшему сыну Анны шесть лет, младшему – четыре года.
Проблема в отсутствии программ для детей
“Программы для детей должны быть разноплановыми”, – говорит Анна. Кто же будет спорить? Они действительно должны быть и развлекательными, и познавательными, и обучающими, и воспитательными. Но вопрос-то, на самом деле, не в этом. А в том, на благо ли идет ребенку телевидение или во вред…
– …Очень многие считают, что исключительно во вред.
– Пока ребенок сам не может принимать решения, многое зависит от родителей. Если вы включаете телевизор, чтобы ребенок не мешал заниматься какими-то делами, отстал от вас, не шумел, сидел молча – это, конечно, идет во вред и малышу, и, кстати, самому родителю: он же этим отдаляет себя от своего ребенка!
Так же вредно держать телевизор целый день включенным как постоянный фон. Мы можем не замечать, что дети впитывают, как губка, ту часть негатива, который иногда идет с экрана. Выбор должны делать родители – само телевещание здесь решающей роли не играет. Разумно говорить о дозированном просмотре…
Тем более то, что показывают на общенациональных каналах – это либо развлекательные, либо информативные программы, и для детей интереса они просто не представляют. Вот если вы включаете какие-то обучающие передачи – это другое дело. Только беда в том, что их нет в программах общенационального вещания. Хотя, опять-таки, не стоит все сваливать именно на это.
Если есть желание что-то дать своим детям, можно приобрести специальные диски, кассеты. Они сейчас продаются в огромных количествах.
– А как Вы сами дома эти проблемы решаете? Детей от телевизора приходится гонять?
– Я не из тех мам, которые категорично говорят: “Нельзя смотреть, нельзя слушать”. Я считаю бессмысленным создавать детям вакуум. Естественно, если показывают какую-то жестокую кинокартину или передачу, я не даю ее смотреть. Но не сказала бы, что дети сами проявляют к этому такой уж интерес, зачастую проблема запрета отпадает сама собой.
В основном, ограничиваю просмотр телевизора по времени. Я могу спокойно подойти, выключить телевизор и сказать: на сегодня все. У меня нет паранойи, связанной с тем, что они, бедные, не досмотрели мультики.
– Вот вы сказали, что детские программы должны носить и воспитательный характер. А как быть с религиозным воспитанием и образованием? Нужно ли начинать заниматься этим с детства или в более сознательном возрасте, чтобы человек мог сам разобраться, какая религия ему ближе?
– Воспитывать нужно. Дети же не могут все узнавать эмпирическим путем, им нужно объяснять, что хорошо, а что дурно. Мои сыновья растут в православной традиции, а вопроса “воспитывать – не воспитывать” для верующего человека просто не существует. Они могут спросить что-то на уровне познавательном, когда мы, скажем, читаем рассказы из Библии для детей… Но вопросов типа “а где Бог живет” они не задают.
Что касается телевидения… Тут проблема в почти полном отсутствии каких-либо детских передач. Думаю, что даже на общенациональных каналах, при полном отсутствии системы вещания для детей, еще рано говорить о каких-то сугубо православных детских программах. Тем более в стране, где живут люди других вероисповеданий или вообще неверующие.
Я думаю, эти передачи должны идти на специальных православных каналах (которые, кстати, уже начали появляться), где можно будет посмотреть и детские телепроекты, дающие знания основ православной веры. Плюс тут нет “отсечения” людей иной веры или неверующих. Дополнительный выход можно было бы найти, выпуская все те же DVD и кассеты с записями бесед о вере, программ и фильмов для православной семьи. А на телевидении вообще детских передач пока единицы.
Аня из телевизора
– Когда Вы согласились стать ведущей программы “Спокойной ночи, малыши!”, для Вас это был интересный актерский эксперимент или что-то еще?
– В первую очередь, телеведущей я стала из-за своих детей. Мне казалось – здорово, если они увидят в этой передаче маму… Хотя актер кино и телеведущий – несколько разные профессии. И человек, который приходит на телевидение, рискует, что за ним так и будет тянуться шлейф телевизионного образа.
Сейчас мои дети не так часто смотрят передачу “Спокойной ночи, малыши!”: предпочитают смотреть вещи для более старшего возраста, например, полнометражные мультфильмы. А раньше передавали приветы Хрюше и Степаше…
Сама же я с удовольствием продолжаю работать в программе. Тем более, что у нас пока так мало делается для детей, в том числе и на телевидении! И я надеюсь, что таким образом вношу свою лепту в детское образование.
– А почему, на Ваш взгляд, сейчас на телевидении не хватает программ для детей?
– Их не хватало и раньше, например, во времена моего детства. Все, что тогда можно было увидеть, мы с удовольствием смотрели: “В гостях у сказки”, “Спокойной ночи, малыши!” и “АБВГДейка”. Не так уж много. Но сейчас на телевидении дефицит детских программ еще более ощутим. Ведь это не самая продаваемая тема, поскольку детская аудитория – не целевая для большинства рекламодателей.
Вот и получается, что для современных малышей не так много программ.
– Когда Вы записываете программу, то обращаетесь к своим детям?
– Конечно, нет. Когда работаешь на камеру, не представляешь себе кого-то конкретного – это просто профессионализм. Важно, чтобы то, что ты делаешь, было достоверно. Правда, когда я только начинала вести передачу, все же следила за реакцией детей: что понравилось, а что – нет. А сейчас уже чувствую себя увереннее.
Мой экранный образ, который теперь видят дети, тоже создавался и обговаривался, когда я готовилась к этой работе. Конечно же, это не Анна Михалкова – это Аня, которая появляется и общается с игрушечными героями на правах их няни, иногда няни-волшебницы. Это обычная актерская задача.
Точно так же и у других ведущих есть и были свои постоянные образы: дядя Юра (актер Юрий Григорьев), был в передаче “соседом”. Оксана Федорова – “старшей подругой”. Не так давно пришел актер Виктор Бычков, у него свое, “мужское” амплуа.
Так что к своим детям непосредственно я не обращаюсь. Хотя личный родительский опыт и тут как-то сказывается: я и в эфире, и дома с детьми никогда не сюсюкаю, общаюсь, как со взрослыми. Ну, может, только слова подбираю иные, более понятные, обращенные к детям.
– Во время “общения” с куклами не возникает ностальгии по собственному детству?
– Конечно, в самом начале было интересно, любопытно. Я помню, как сама смотрела эту передачу в детстве. Из всех персонажей мне больше всех нравился Хрюша. Он с юмором, противоречивый, а это всегда интересно… Но сказать: “О, я выросла на этой передаче! Это так чудесно!” – не могу. Я вообще с большой иронией отношусь к вещам, связанным с подобной ностальгией.
По поводу чего тут ностальгировать? Что это передача, которую я, любимая, когда-то смотрела? Слишком трепетно к своей персоне нужно относиться, чтобы так ахать…
– А сама передача сильно изменилась со времен Вашего детства?
– Она не изменилась. Существует по тем же канонам, что и раньше, разработанным при помощи в том числе и детских психологов. В этом ее особая прелесть: это не та программа, которая требует каких-то нововведений. Другое дело, что написать сценарий к ней, пожалуй, сложнее, чем к фильму или любой другой передаче.
Ведь в те несколько минут, которые на это отпущены, нужно вложить полноценный рассказ, строящийся по всем законам драматического произведения: с завязкой, кульминацией и развязкой! Это должно быть с юмором, нести еще и какую-то познавательную информацию и иметь некий воспитательный элемент с расчетом на детское восприятие. Причем каждый рассказ должен быть законченным. “Спокойной ночи, малыши!” – это не многосерийный фильм: трудно рассчитывать, что дети удержат в памяти сюжет предыдущего выпуска.
– Недавно президент пообещал, что у детей появится свой канал…
– Детский канал будет, я уверена, это лишь вопрос времени. Но творческих проблем возникнет море, и мы еще не скоро научимся их решать.
– И что же это будут за проблемы?
– Ну, например, у детей до семи лет разница даже в полгода очень существенна. Поэтому я пока не понимаю, как канал (если он все-таки появится), будет структурироваться. Как учитывать все возрастные категории? Это – огромная проблема, которую редакторам детского канала предстоит решать.
Передача “Спокойной ночи, малыши!” в своем роде уникальна: она рассчитана на большой возрастной диапазон. Сначала малыши от года реагируют на песни и музыку. Дети от двух лет реагируют на кукол и с интересом наблюдают за ними. Чем взрослее становятся ребята, тем охотнее они смотрят мультфильм, а заставка и отношения персонажей их уже не так интересуют. То есть в этой программе все продумано и выверено десятилетиями.
Мультфильмы для современных малышей
– Вы вместе со своими детьми телевизор смотрите? Какие передачи или фильмы они выбирают?
– Иногда смотрю. Мои дети, как и все, любят мультфильмы. Кстати, я заметила, что современные дети не воспринимают советские мультфильмы сороковых–пятидесятых годов. Для меня это странно, но, видимо, у них другая динамика восприятия кадров, картинок, они уже по-другому чувствуют движение в кадре, так как у современных детей иной ритм существования… Им про зайчиков и белочек, которые долго разговаривают между собой, смотреть неинтересно, И им нравятся современные российские мультфильмы. Например, они с удовольствием смотрят сериал про “Смешариков”, любят полнометражные анимационные фильмы “Алеша Попович и Тугарин Змей”, “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”…
– Существует мнение, что телевидение – это единственное, что соединяет людей, нацию. Больше нет таких всеобщих точек соприкосновения. К детям это тоже относится?
– Не настолько. Да, действительно, телевидение является неким соединяющим моментом, это правда. Но в большей мере – для взрослых. То, что взрослые смотрят одни и те же сериалы или получают одну и ту же информацию – зачастую, по-моему, не связано с детским воспитанием…
– Но если взрослые получают какую-то информацию, они вольно или невольно доносят ее до детей…
– Вы считаете, они будут им говорить, что Джек-Потрошитель убил старушку. Или навязывать какой-то образ жизни.
Дело не в этом. Боюсь, множество людей вообще не задумывается о воспитании детей. Сколько семей, где вопрос о том, как воспитывать детей, попросту не ставится… Скинули в детский сад, пошли работать. Потом забрали детей из сада, помыли, покормили, уложили спать. Многих ситуация заставляет жить по инерции. У меня есть возможность жить по-другому.
И мне бы в принципе не хотелось, чтобы моих детей воспитывал только телевизор, какие бы замечательные программы там не появились. Ребенок – маленький человек, он, осознанно или неосознанно, во многом станет повторять, воспроизводить ту систему отношений, в которой он вырос. И кроме тех вещей, которые мы сознательно навязываем или предлагаем детям (и без которых, в принципе, действительно не обойтись), надо учитывать и какие-то внешние факторы, культурные (или бескультурные) обстоятельства.
Хотя, в любом случае, не стоит все валить только на обстоятельства. Человек все равно ответственен за свои поступки…
Интервью закончено, впереди у Анны еще съемки для телевидения. Мы обговариваем какие-то детали. В это время к ней подбегает сын и просит: “Мама, ты мне обещала дорассказать сказку!”. И Анна совершенно естественно переключается на сказку, которую она сочиняют вместе с ребенком. Чувствуется – хоть она и довольно строгая мама, однако понимает своих детей с полуслова.
И я, глядя на них, подумала: а вот и иллюстрация к нашему разговору. Из жизни, что называется.
Источник: foma.ru