Что показывали по телевизору в 70

Мне уже не раз приходилось сталкиваться с ироничными мнениями о том, что, в СССР, дескать, развлечений было так мало, что любой советский фильм, выходящий в прокат, был просто обречен на массовый успех, лишь бы его копии имели большой тираж.

В 1957 году число телевизоров у населения СССР превысило один миллион. В конце 1980-х у советских людей было уже свыше 50 млн. цветных телевизоров (Бейлин, 2015).

По имеющимся данным, собранным С. Землянухиным и М. Сегидой, всего в СССР (по 1991 год включительно, без учета телевизионных) было снято 7069 полнометражных игровых фильмов, предназначенных для проката в кинотеатрах (Землянухин, Сегида, 1996: 6). По данным киноведа С. Кудрявцева, таких фильмов было немного больше – 7250 (Кудрявцев, 2009).

По тем данным, которые удалось собрать, в тысячу самых кассовых советских кинолент смог войти только каждый седьмой из игровых фильмов, предназначенных для кинопроката . А барьер в 40 миллионов зрителей смогли взять только 90 советских фильмов. Так что далеко не все фильмы подряд (невзирая на их, к примеру, большой тираж) массовая аудитория смотрела с одинаковым энтузиазмом.

«Открытый эфир» о специальной военной операции в Донбассе. День 448

Правда, полных данных по прокату всех советских фильмов, увы, нет (к примеру, имеются большие пробелы по ситуации в советском кинопрокате в 1930-х годах).

Жанровое распределение среди тысячи и одного советского фильма, сумевшего привлечь от 15 до 87,6 миллионов зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах, таково:

1. Драмы, трагедии – 301. 2. Комедии – 205. 3. Мелодрамы – 183. 4. Детективы, триллеры – 143. 5. Фильмы действия (включая боевики, вестерны/истерны, фильмы катастроф) – 111. 6. Сказка – 33.

7. Фантастика – 21. 8. Фильмы-концерты – 4.

Таким образом, если считать развлекательными жанрами только комедии, детективы, фильмы действия (action), сказки, фантастику и концерты, то они составляют 51,7 % самой кассовой тысячи советских кинолент. Но если включить туда и мелодрамы, то процент будет, конечно, выше – 70%.

На первый взгляд, кажется удивительным, что в тысяче самых популярных советских кинолент доминирует не комедия, мелодрама или детектив, а драматический жанр (301 фильм из тысячи). Однако если не забывать, что у массовой аудитории на протяжении всех лет существования СССР были весьма популярны фильмы на тему гражданской и Великой Отечественной войны, а в 1930-1960-х еще и драмы на революционную тему, то ситуация становится более понятной.

Так среди трех сотен советских кинолент драматического жанра преобладали фильмы на тему Великой Отечественной войны – 71 (23,6 %), гражданской войны – 21 (7 %), революции – 21 (7 %), иных войн – 19 (6,3 %), армии в мирные дни – 12 (4,0 %). Итого 47,9% самых популярных советских фильмов драматического жанра связано с тематикой войн, армии и революции. Драм, действие которых происходит в мирное время, среди тысячи самых кассовых советских кинолент – 157, что меньше числа комедий (205) и мелодрам (183).

Пик популярности фильмов, поставленных в жанрах драмы, мелодрамы и комедии пришелся в СССР на 1960-е годы, а фильмов действия – на 1970-е – 1980-е.

ЛАМПОВЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ И КАНАЛЫ ДЕТСТВА

На уровень посещаемости советских фильмов оказывали влияние различные факторы:

— субъективные: рост числа кинотеатров (который существенно повысил кинопосещаемость в 1950-х – 1970-х годах), жанровая структура кинорепертуара (в 1950-е – 1970-е годы на экраны стало выходить гораздо больше популярных у зрителей мелодрам, комедий, детективов и фильмов действия);

— объективные: рост населения; изменение доли свободного времени у населения; интенсивность развития иных медиа (телевидение, интернет и пр.); конкуренция со стороны зарубежных фильмов, попадавших в советский прокат, а со второй половины 1980-х – и на видеоэкраны (видеосалоны, индивидуальное видеопотребление).

Итак, я проанализировал тысячу советских фильмов, набравших наибольшее число зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах. Оказалось, что среди них доминируют ленты развлекательных жанров. Процент развлекательных фильмов наиболее высок в первой десятке рейтинга (90 %), однако, он преобладает и в первой тридцатке (73,3 %) и в целом среди самых кассовых трехсот советских лент (62,0 %). При этом число популярных неразвлекательных фильмов среди 300 самых кассовых фильмов СССР, бывшее довольно значительным в 1960-х годах (33 фильма), далее последовательно снижалось, достигнув минимума в 1980-х (8 фильмов). Кстати, и общее число советских фильмов – лидеров кинопроката снизилось тоже в 1980-х (1950-е: 207 фильмов; 1960-е: 292; 1970-е: 227; 1980-е: 174).

Еще по теме:  Как переименовать каналы на телевизоре

Отмечу также, что первая тридцатка самых кассовых советских фильмов состоит исключительно из фильмов, снятых в РСФСР.

В плане гендерного аспекта оказалось, что в список тысячи самых кассовых лент советского кино вошло только 43 фильма, в основном — развлекательных жанров, (4,3 %), снятых режиссерами–женщинами, а в первые 50 самых кассовых лент СССР вошли фильмы, поставленные только режиссерами–мужчинами.

Здесь надо отметить, что среди наиболее популярных советских телевизионных лент развлекательные жанры практически доминировали всегда.

В 1970-е-1980-е годы, а также в первой половине девяностых годов телевидене оставалось для большинства людей единственным источником информации о жизни в мире — интернета тогда ещё не было, и многие формировали свою позицию по тем или иным событиям исходя из того, как её преподносили в телепередачах.

Источник: obrazovanie-gid.ru

Что показывали в СССР по ТВ в 1970-е годы

А я продолжаю шерстить старые газеты и телепрограммы! На этот раз хочу остановиться на 70-х годах. В статье вспоминаю, какие программы выходили в эти годы на ТВ. Делаю это выборочно, поэтому смело дополняйте и делитесь воспоминаниями…

Передача «Спокойной ночи, малыши!» выходила постоянно с 1964-го года. Источники пишут разное время начала передачи 20:00 или 20:30, но вот в 1970-ом время выхода было строго — 20:15.

Голубой огонёк выходил в эфир с 1962 года, а через 2 года стал традиционной ежегодной новогодней передачей.

Поздравление называлось «С Новым годом, товарищи!».

Любопытно начинались выходные в 1970-е! В субботу в 9:00 выходила передача «Гимнастика для всех», а вот в воскресенье в 9:30 легендарная передача «Будильник». Я эту передачу смотрел уже под названием «С утра пораньше».

Савелий Крамаров в передаче «Будильник» в 1971-ом году.

В 70-е хоккей часто ставился в эфир на центральном канале страны в прайм-тайм. Это сейчас люди смотрят «Давай поженимся» и «Модный приговор»….

Также часто матч могли начать на втором канале, а третий период показать по первому:

А вот попалось классное заседание 21-го декабря! Быстро сообразите — какой это год?

Попробуйте произнести это название в один выдох!))

В понедельник остались дома наедине с телевизором? Смотрите следующие передачи:

«Социалистическое соревнование» — помните ещё такое понятие?

Арт из газеты 70-х:

В 1974-ом году в газетах можно было найти такие переживания:

4 сентября 1975-го вышла первая передача «Что? Где? Когда?». Длилась она 40 минут.

21:30 — В эфире – «Молодость». «Что? Где? Когда?». Премьера викторины

В викторине принимали участие две московские семьи. Они отвечали на 11 вопросов. Съемки проходили в квартирах обеих семей. Эти сюжеты объединили в одну программу. Формат, к которому мы привыкли, появился лишь в конце 1977-го!

Напомню, что цветное телевидение начали внедрять с 1967-го года, но лишь в 1977-ом году все передачи стали цветными. А до этого в программе передач цветные передачи помечались отдельно и чем ближе был 1977-ой год, тем больше было таких передач:

А раз появилось цветное телевидение, то грех не вспомнить ту самую настроечную таблицу.

Переключаешь каналы ночью, а там — бииииииииииииии! Таблицу разработали в 1949-ом году

Советское телевидение показывало уже и иностранные сериалы. Например, австралийский сериал «Скиппи» про кенгуру выборочно показывали по центральному тв.

Ну и отмечу образовательный третий канал! Мне кажется, образование в СССР было лучше, чем сейчас, в том числе и благодаря этому каналу:

Еще по теме:  Можно ли мыть телевизор средством от стекла

80-е советский народ встретил не в самом хорошем настроении: 1 января ночью в 3:00 ЦСКА уступил Монреалю в суперсерии 4-2, ведя 2-1 после второго периода… Но это совсем другая история…

Всем только отличных ТВ передач и сериалов!

Источник: podborkiserialov.ru

Телевидение 70-х: «Кабачок» для Брежнева и начало 40-летнего песенного марафона

Официально появившись на свет в 1951 году, к 70-м отечественное телевидение прошло путь от своего наивного «детства» к типичному «юношеству». Неудивительно, что именно к этому моменту ему особенно сильно захотелось петь и развлекаться. За Ротару не угнаться даже Кобзону В 70-е на отечественном телевидении набрали ход передачи, ставшие предтечей главных составляющих современного ТВ: песенного и юмористического. «Песня года», впервые вышедшая в эфир 1 января 1971 года, стала в своем роде «музыкальной ВДНХ» Советского Союза. В ней раз в год выступали лучшие исполнители страны, как бы отчитывавшиеся о своей работе.

Лев Лещенко - сорок лет назад на самой первой «Песне года». А ведь и не сильно изменился с тех пор.

Лев Лещенко — сорок лет назад на самой первой «Песне года». А ведь и не сильно изменился с тех пор.

В самой первой программе многое было не так, как привычно нам сейчас. Вместо зрительного зала кучками сидели передовики производства и герои страны: тут кучкой — ткачихи, там — хлеборобы, а здесь — моряки. Вместо оваций — сдержанное одобрение. А вот артисты были фактически те же самые, только помоложе и с другими титулами.

Например, Иосифа Кобзона представляли как заслуженного артиста Чечено-Ингушской АССР. Зато песни там были нынешнему поколению знакомые: сегодня они составляют основной репертуар ретрорадиостанций, концертов «Шлягеры прошлых лет» и популярных телепрограмм некоторых телеканалов. Наиболее отличившимся разрешалось исполнить не одну песню, а целых две или даже три.

За четыре десятилетия существования конкурса главные забойщики добились поистине стахановских результатов. Подсчитано, что чаще всех выступала София Ротару — она за сорок лет спела на «Песне года» аж 76 песен. Но уже в 70-х все это было «не совсем настоящим».

Вот как вспоминал подготовку к одному из кремлевских концертов работавший тогда в молодежной редакции Андрей Меньшиков: «Идет репетиция заключительного концерта. В первом ряду сидят зевающие телевизионщики и ожидающие своей очереди артисты, среди которых и Иосиф Кобзон. На сцене репетирует под фонограмму Лев Лещенко. Звучит патриотическая песня. Лева «поет» первый куплет.

А дальше — долгий инструментальный проигрыш. Тогда было не очень понятно, что артисту делать. Лещенко всегда в этом месте выходил в зал. Вот и сейчас он спускается со сцены, подходит к нам: «Привет! Слушайте новый анекдот: приезжает Абрам домой из ­командировки…» Тут проигрыш заканчивается, и Лещенко с посуровевшим лицом к нам: «Потом расскажу…» И радостно в микрофон: «Родная, родная, родная земля. » Кобзон с уважением кивает головой в сторону Лещенко: профессиональный патриот!

Брежнев активно общался с советским народом с помощью «волшебного ящика».

Брежнев активно общался с советским народом с помощью «волшебного ящика». Фото: ТАСС

«Не вздумай закрывать «Кабачок» Главной развлекательной программой 70-х был «Кабачок «13 стульев». Отечественные актеры изображали поляков, называя друг друга «пан» и «пани» и исполняя при этом — преимущественно под чужую фонограмму — песни на иностранных языках.

Последним и объяснялась популярность «Кабачка», сумевшего пройти по тонкой грани: удовлетворяя спрос на все заграничное, не выбиваться из идеологических норм. Песни-то были из стран социалистического лагеря. Тем не менее на таком сейсмоопасном фундаменте программа долго бы не просуществовала, если бы у нее не было высоких покровителей.

Главным фанатом «Кабачка» был лично Леонид Ильич. Председатель Госкомитета по телевидению и радио грозный Сергей Лапин любил рассказывать на планерках: — Каждый раз, когда я встречаюсь с Леонидом Ильичом, а это бывает не так уж редко (они с Брежневым жили в одном доме на Кутузовском проспекте, где у реки была закрытая прогулочная дорожка), он говорит мне: «Ты там не вздумай закрывать «Кабачок». Это моя программа». Начавшись еще во второй половине ­60-х, «Кабачок» просуществовал до 1980 года, пока отношения с Польшей не ухудшились. На фоне ­выступлений «Солидарности» Леха Валенсы советская власть не могла допустить засилья панов на отечественном телевидении.

Еще по теме:  Как зарегистрироваться на окко на телевизоре

«Голы без игры — это случка без ухаживаний!» Вот кому не приходилось горевать в 70-е, так это болельщикам. Любивший хоккей Брежнев формировал ­телеэфир «под себя» и в этом смысле. Нередко телевизионщикам приходилось перекраивать сетку, экстренно включая в нее матч ЦСКА, за который болел генсек. Лапин же оберегал интересы вождя и в спортивном эфире.

Генеральный директор программ Центрального телевидения Николай Карцов вспоминал, что как-то раз в ответ на предложение сократить количество хоккейных трансляций и ограничиться нарезкой из забитых голов Лапин с яростью ответил: «Что вы понимаете в спорте? Это же непомерная глупость!

Показывать забивание голов в отрыве от самой игры — все равно что показывать случку без ухаживаний!» Впрочем, идеология накладывала лапу и на спорт. Однажды теленачальство возмутилось, что чемпионат мира по фигурному катанию сопровождается­ иностранной музыкой. Чтобы не допустить идеологической диверсии, велели переозвучить все выступления. И в итоге иностранные фигуристы на нашем экране катались под музыку советских композиторов. БОЛЬШАЯ ДЕСЯТКА «ПЕСНИ ГОДА» Исполнитель песен Количество София Ротару 76 Лев Лещенко 63 Иосиф Кобзон 61

Пани Моника в исполнении Ольги Аросевой была главной звездой «Кабачка».

Пани Моника в исполнении Ольги Аросевой была главной звездой «Кабачка».

ПРОГРАММА «ПЕСНЯ-71» Лев Лещенко — «Товарищ» Ольга Воронец — «А где мне взять такую песню» Иосиф Кобзон — «Баллада о красках», «Журавли» Лев Лещенко — «Не плачь, девчонка» Эдуард Хиль — «Будет жить любовь на свете», «Зима» Мария Пахоменко — «Ненаглядный мой» Ольга Воронец — «Зачем вы, девочки, красивых любите» Юрий Гуляев — «Русское поле» Мария Пахоменко — «Признание» Муслим Магомаев — «Свадьба» Галина Ненашева — «Я люблю тебя, Россия» Маргарита Николова и Георгий Кордов (Болгария) — «Алеша» ВИА «Смеричка» — «Червона рута» Большой детский хор — «Трус не играет в хоккей» БЫВАЕТ И ТАК Один из интереснейших проектов советского ТВ 70-х — это начало «обучения по телевизору». По специально созданной программе передавались уроки математики, русского языка и прочих важных, но не всем доступных предметов.

Но, как вспоминал курировавший проект Вилен Егоров, не всегда их смотрели те, кому следовало: «Однажды вечером до меня дозвонился один человек и очень невнятным голосом спросил: «Это вы главный редактор того, что сейчас идет по телевизору?» — «Да, я». — «Кто читает лекцию?» — «Профессор математики Хавинсон». — «А почему он все время пишет на доске только «X» и «У», а третью букву не пишет? Он что, ее забыл?» Профессор Хавинсон писал «икс» и «игрек».

Кто сказал «анафема»? Руководители страны уже давно не боялись появляться в телевизоре. Но далеко не всегда это получалось удачно. Генеральный директор программ Центрального телевидения Николай Карцов описал такой эпизод. Хрущев пребывал в Дании, и оттуда делали видеозапись на Шаболовку, чтобы вечером передать репортаж в эфир. Репортаж вел Юрий Фокин.

Фермер показывал Хрущеву стадо бычков датской породы. Никита Сергеевич подходит к микрофону и произносит речь: «Ваши капиталистические бычки — хорошие бычки, но наши социалистические бычки покажут кузькину мать вашим капиталистическим бычкам».

Присутствующие вопросительно смотрят на корреспондента, а Фокин невозмутимо вещает: — Никита Сергеевич с присущим ему юмором благодарит фермера и говорит о преимуществах социализма над капитализмом. В эфир пленку не пустили, сказали, что получился «брак по звуку». Куда более удивительный случай с Брежневым вспоминал Анатолий Лысенко. Его речь показывали по первой программе.

И вдруг Леонид Ильич вместо привычного шамканья звучно произнес на всю страну: «Ана-а-фема!» Никто не понял, что произошло. КГБ устроил целое расследование, пытаясь выяснить, чья это диверсия. Но оказалось, что всего-навсего звуковой кабель, по которому шел звук второго канала, где показывали фильм «Анафема» по Куприну, на несколько мгновений сомкнулся с кабелем, несшим картинку с первого.

Источник: www.kp.ru

Оцените статью
Добавить комментарий