От современных новогодних передач мало кто в восторге, зато в 80-х советское телевидение радовало зрителей. Я решила «отправиться» на 30-40 лет назад и рассказать вам, что же мы смотрели тогда. Как говорится, почувствуйте разницу.
«Шире круг»
Екатерина Семёнова и Вячеслав Малежик в новогоднем «Шире круг», 1987 год. Фото: Гостелерадиофонд
К 80-х передача «Шире круг» была одной из самых популярных на ЦТ. Программа собирала талантливых людей в разных областях: цирк, танцы, музыка. А выступить на сцене мог кто угодно: от заводского рабочего до учителя. Иногда для выступления приглашали известных эстрадных артистов.
В 80-х в канун Нового года выходили специальные выпуски «Шире круг» в духе праздничного настроения. Вот где было настоящее единение всех народов большой страны!
Программа «А»
Эта передача вышла в самом конце 80-х и олицетворяла собой Перестройку. В Новый год зрителям показывали лучшие подборки зарубежной музыки и русского рока. Как говорили сами создатели, это «передача для умных». Спорное утверждение, но один факт точно неоспорим: программа «А» оказалась очень популярна среди зрителей.
Вся НЕПРИГЛЯДНАЯ подноготная телевидения 90-х
В основном её аудитория — зрители, уставшие от «Голубых огоньков» и с совсем другими музыкальными предпочтениями.
Источник: dzen.ru
5 сомнительных передач СССР, которые чудом попали на экраны в 80-х
В СССР телевидение было мощным инструментом пропаганды. Вплоть до Перестройки телевизионные передачи подвергались строгой цензуре, а за любое антисоветское слово ведущему могли дать реальный срок. Однако с наступлением 80-х годов, которые ознаменовались началом распада СССР, люди получили долгожданный глоток свободы. Мы сделали подборку самых неожиданных телевизионных проектов 80-х, наличие которых в эфире поразило бы не только ранних вождей Советов, но и современных людей.
Курс по когнитивной психологии
Ты узнаешь, как избавиться от мыслей в голове, которые портят жизнь. Увидишь, как помочь себе при стрессе, тревоге и беспокойстве. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Найдешь путь к душевному спокойствию.
«Взгляд»
Программа «Взгляд» впервые вышла в эфир в 1987 году. Появилась она благодаря поддержке Александра Яковлева, секретаря ЦК КПСС по идеологии. Это был буквально взрыв.
Новые молодые ведущие, среди которых были Влад Листьев, Александр Политковский и Сергей Бодров-младший, вели передачу совсем по-другому, нежели привычные всем дикторы Союза. Суть программы — обсуждение текущих новостей простым человеческим языком, чтобы людям было понятно, что происходит в мире. Стоит добавить к этому прямой диалог со зрителями, звонки в студию, неформальный внешний вид ведущих и видеоклипы модных (и зачастую запрещенных) западных исполнителей, и станет понятно, почему «Взгляд» произвел эффект вулкана.
«СССР больше нет ! » 21 декабря 1991 г. Один день страны. Главные новости России, программа Вести
«Сложные чувства сейчас это все вызывает. По сути, „Взгляд“ был главным идеологическим рупором страны на тот момент. И, в отличие от явных официозов, сверхпопулярный. Никакому нынешнему шоу и никакому политику такой популярности и не снилось даже в самых смелых фантазиях. Именно эта передача вылила через себя, как открытый клапан, самоубийственные тенденции страны.
За что некоторые и поплатились».
Это была первая телепередача, которая посмела отклониться от позиции Кремля и транслировать новости под отличным углом. Нередко ведущие представляли субъективную точку зрения на происходящие в мире события. Именно корреспонденты «Взгляда» стали первопроходцами, которые стремились рассказывать правду о том, как живется жителям СССР. Поднимались темы военных конфликтов и острых политических вопросов, проблемы в здравоохранении и бедности среди населения.
Один из бывших ведущих программы Александр Политковский рассказывает:
«Попав во „Взгляд“, вся наша команда была поражена, что телевидение, наконец-то, перестали глушить. Такие ребята, как Дима Захаров, Саша Любимов, Олег Вакуловский и Влад Листьев пришли с радио, для них все это было немножко непонятно. И пришли из „плохого“ радио — Иновещания, на котором каждую минуту надо было говорить, „как хорошо в стране советской жить“. Мы стали получали мешки писем от зрителей, потому что трогали за живое, за больное, за наболевшее, за то, что людей по всей стране беспокоило».
«Больше товаров хороших и разных»
Идейным вдохновителем этой программы был не кто иной, как сам Л. И. Брежнев. Генеральный секретарь принял решение выпустить в эфир передачу, которая освещала бы сферу товаров народного потребления и помогала решать возникающие проблемы. По задумке это должно было способствовать повышению спроса.
Однако стоит вспомнить о тотальном товарном дефиците, который в те годы массово захватил всю страну, и станет ясно, что идея с программой была самым что ни на есть издевательством над народом. Показывали продукцию, которую невозможно было купить, при этом уверяли, что она самая лучшая. Основной задачей всех теле- и радиоканалов было напоминать гражданам СССР, что «с выпуском качественных и недорогих товаров народного потребления у нас все отлично», хотя, на самом деле, все было ровным счетом наоборот.
Также руководство программы «Больше товаров хороших и разных» заваливало письмами от зрителей, которые красочно делились, как они купили некачественный товар. На предприятие отправлялись инспекторы, проводили строгую проверку и искали виновных. Однако ситуация с дефицитом не изменилась ни на йоту, зато народу было крайне интересно наблюдать, как наказывают нерадивых производителей.
«По телевизору показывали товары, которые практически невозможно было купить. Или уверяли, что вот это (ботинки, пальто и т. д.) — отличный продукт. То есть на что-то более-менее приличное из советской продукции можно было посмотреть только по ТВ! Это чистый, ничем не замутненный абсурд».
«9 студия»
«9 студия» — информационно-аналитическая программа, которая освещала вопросы международной политики. Первый выпуск вышел в эфир 31 октября 1974 года, но до начала 80-ых передаче не давали развернуться на полную. Официально «9 студия» именовала себя пропагандистской, однако ее закрывали целых 4 раза, обвиняя в антисоветчине и реверансам Западу. Бессменного ведущего Валентина Зорина называли главным «телеамериканистом».
В 80-ых «9 судия» смогла пробиться сквозь железный занавес и поведать гражданам СССР, как живет главный идейный враг Советов Америка. В студию приглашали политиков и чиновников, вместе с ними разбирались в геополитических вопросах и пытались объяснить происходящие в мире события. При этом ведущий Валентин Зорин сознательно искажал многие факты и интерпретировал их так, чтобы подогреть интерес у зрителей и повысить рейтинг передачи.
Журналист портала «Известия» Максим Соколов рассказывает:
«Сегодня эту передачу назвали бы то ли „Субботний вечер с Валентином Зориным“, то ли „Зорин Live“, потому что по структуре она ничем не отличалась от современных образцов телепублицистики. Там тоже была представлена весьма узкая зона политического спектра. Дружными усилиями и с немалым знанием вопроса все смело заминали и заглаживали вопросы внешней политики партии и правительства. Поскольку люди все они были компетентные в обсуждаемых вопросах, получалось даже отчасти интересно».
Валентин Зорин был поистине легендарным ведущим своего времени. Он решался на разговоры о переломных моментах истории в эфире, беседовал с главами США и известными людьми, проникал в подпольные группировки. Иногда в студию приходили такие личности, как нефтяной магнат Гарольд Хант или миллиардер Поль Гетти. Раньше советское телевидение ничего подобного не видело.
«Целители в прямом эфире»
В эпоху позднего СССР телевидение вовсю демонстрировало так называемые «сеансы здоровья». Народу обещали исцеление от всех болезней, через голубые экраны телевизоров заряжали банки с водой, а великие экстрасенсы и медиумы одним движением рук снимали любую порчу. И, что главное, популярность подобных телемостов просто зашкаливала, а люди свято верили, что магия действует.
На самом деле в СССР на протяжении долгого времени изучали необычные возможности человека. Из этого не делали шоу, так как партия считала исследования неотъемлемой частью развития советской науки. В 1980-х народные целители стали пользоваться дикой популярностью — к ним выстраивались очереди, а люди были готовы выложить любые деньги.
Примерно в этот период ясновидящие захватили и телевидение, желая расширить ореол своих владений. Анатолий Кашпировский, Алан Чумак и Джуна — эти имена знал каждый советский гражданин. Поэтому и появление программы на телевидении стало возможным.
«На волне перестройки 1980-х на экранах советских граждан появились „целители“ с необъяснимыми наукой возможностями. Они собирали огромные стадионы и проводили даже телесеансы. Отчасти такое доверие миллионов, оказываемое чудодейственным целителям, было связано с разрухой и беспорядком, установившимися в прежде довольно исправно работавшей системе здравоохранения. Без нормальной медицинской помощи больным оставалось только верить в чудо».
Остается только гадать, насколько в то время население было непоколебимо убеждено, что по телевизору показывают исключительно правду, что готово было заряжать стаканы с водой через экран.
«Да уж, период всеобщего мракобесия в то время зашкаливал! Мой папа тяжело болел (рак печени в последней стадии), мама усаживала его перед телевизором во время сеансов Чумака, надеясь на чудо, а папа был, к тому времени, уже оглохшим от болей и ничего не слышал. Сколько людей, родившихся или долгое время живших в одной из самых грамотных и читающих стран, в один миг стали глупыми овцами и в плане шарлатанства от „науки“, „медицины“ и политики».
«600 секунд»
Программа «600 секунд» выходила в эфир с 1987 по 1993 год. Для телевидения того времени это была передача-шок, которая показывала такие кадры, от которых у зрителей по коже шел мороз. Как ясно из названия, продолжительность программы составляли ровно 600 секунд, и за это время ведущий умудрялся показать всю чернуху, которая происходила в СССР.
Были здесь искореженные в авариях трупы, подробности пьяных драк, репортажи из палат психиатрических больниц и экскурсии в тюремные камеры. Хлестко, остро, прямо по нервам — такой формат впервые вышел на телеэкраны и прямо-таки магнетически притягивал людей.
Бывший ведущий «600 секунд» Вадим Медведев делится воспоминаниями:
«Мы выезжали на разного рода аварии, пожары, несчастные случаи, криминал. Наша программа удачно попала в струю эпохи — конец 80-х — начало 90-х, когда у людей еще были какие-то мечты и надежды на перемены к лучшему. До этого у нас в стране еще не показывали трупов, не было ни громких катастроф, ни каких-то страшных происшествий. И поэтому то, что мы тогда показывали, было для зрителя в новинку».
Программа постоянно набирала обороты, показывая все более шокирующие подробности жизни. Однако постепенно телевидение стало наполняться по-настоящему качественными проектами, и высокий рейтинг передачи становилось поддерживать все сложнее. В 1993 году незадолго до штурма Белого дома «600 секунд» ушли на покой, ведь началась совсем иная страница истории.
Телевизионный обозреватель Вера Цветкова комментирует:
«Такого прямого эфира никогда не было на ТВ и, наверное, уже не будет. „Секундами“ и восхищались, и ругали их за натурализм, но смотрели так, как не одну другую передачу. Неудивительно, что благодаря высоким рейтингам „600 секунд“ были занесены в Книгу рекордов Гиннесса — и удивительно, что такая отчаянная программа продержалась в эфире целых 6 лет. В отличие от полувекового „Времени“, продолжающего оставаться на плаву во все времена».
Телевидение всегда было и остается мощным инструментом воздействия на людей. Но пожалуй, только в 1980-х годах, когда люди ощутили долгожданную свободу слова и хоть немного сбросили оковы диктатуры, в эфирах появились программы, шокирующие своей откровенностью, правдивостью и смелостью. Именно это бесстрашие и отверженность собственному делу и по сей день поражает современников.
Источник: femmie.ru
Телевидение нашего детства
Замечательные передачи телевидения 1970-80 годов, которые внимательно смотрела вся страна. Мы эмоционально обсуждали сюжеты и искренне переживали за героев. Телевизор был для советских граждан своеобразным ярким окном в мир, необходимой культурной составляющей всего образа жизни.
ТВ-программа скрупулезно изучалась всеми членами семьи, и кто-то один обычно обводил время показа любимой телепередачи
Марафон — 15
«Марафон — 15» — телепередача для подростков разных стилей и направлений, обычно состояла из 15 коротких сюжетов. С 1989 по 1991 год ведущим были Сергей Супонев и Георгий Галустьян. С 1991 года, к ним присоединилась ведущая Леся Башева, (в дальнейшем ведущая рубрики «Между нами девочками»), которая к 1992 году стала вести собственную программу, выросшую из рубрики. 28 сентября 1998 года вышел последний выпуск программы. Программа «Марафон-15» являлась воплощением дипломного проекта и сценария программы, которые Сергей Супонев придумал на последнем курсе в университете.
Взгляд
«Взгляд» — популярная телепрограмма Центрального телевидения (ЦТ) и Первого канала (ОРТ). Главная передача телекомпании ВИD. Официально выходила в эфир со 2 октября 1987 года по апрель 2001 года. Ведущие первых выпусков программы: Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров, Владислав Листьев и Александр Любимов. Наиболее популярная передача в 1987—2001 гг.
Формат передачи включал в себя прямой эфир из студии и музыкальные клипы. В условиях отсутствия на территории страны каких-либо музыкальных передач, транслировавших современную зарубежную музыку, это была единственная возможность увидеть клипы многих исполнителей, популярных в тот момент на Западе.
Вначале ведущих передачи было трое: Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров. Затем Александр Политковский. Чуть позже к ним присоединились Сергей Ломакин и Владимир Мукусев. В качестве ведущих приглашались известные в ту пору журналисты Артём Боровик и Евгений Додолев. С 1988 или с 1989 по 1993 год производство программы «Взгляд» стало осуществляться телекомпанией ВИD, а программа стала представлять собой аналитическое ток-шоу.
До 16 и старше.
«До 16 и старше. » — телевизионная передача Первой программы Центрального телевидения СССР и «Первого канала» России, посвящённая проблемам молодёжи, выходившая в 1983—2001 годах. Программа освещала актуальные проблемы молодежной жизни: беспризорность, движение «рокеров», темы наркомании и «дедовщины». проблемы досуга и взаимоотношений в семье.
МузОбоз
«МУЗыкальное ОБОЗрение» — музыкально-информационная программа Ивана Демидова. Производство телекомпании ВИD. Программа «Музобоз» вышла в эфир 2 февраля 1991 года на Первом канале ЦТ[1] в рамках «Взгляда» и представляла собой короткую новостийную музыкальную вставку с фрагментами концертов и записей выступлений звёзд.
Её создателем и ведущим был Иван Демидов, в то время режиссёр программы «Взгляд». Программа выходила на первой программе (СССР), а затем на 1-м канале «Останкино» и впоследствии на ОРТ. Знаковым событием для российского музыкального телеэфира стало проведение площадок «МузОбоза».
Для подавляющего количества молодых исполнителей того времени они являлись стартовыми площадками на большую эстраду. Группа «Технология», «Лика Стар», группа «Лицей» и многие другие… С 25 сентября 1998 года программа стала называться «Обоzzz-шоу» и её стали вести Отар Кушанашвили и Лера Кудрявцева. С марта 1999 года программа строится по соревновательному принципу, выступления шести артистов оценивают зрители и определяют лучшего. В 2000 году (конце 90-х) принято окончательное решение о закрытии программы.
Оба-на
«Оба-на!» — юмористическая телевизионная передача. Первый выпуск «Оба-на!» вышел 19 ноября 1990 года. У программы было одновременно несколько ведущих, в их числе Игорь Угольников, Николай Фоменко, Евгений Воскресенский. «Оба-на!» была довольно смелой юмористической программой. Программа прославилась сюжетом под названием «Похороны еды» (актуальная шутка 1991 года). Последний выпуск программы «Оба-на!» вышел в эфир 24 декабря 1995 года.
Счастливый случай
«Счастливый случай» — семейная викторина, выходившая с 9 сентября 1989 по 26 августа 2000 года. Является аналогом популярной английской настольной игры «Гонка за лидером». Бессменным ведущим все эти 11 лет был Михаил Марфин, в 1989—1990 его соведущей была Лариса Вербицкая. С 9 сентября 1989 по 21 сентября 1999 года телеигра выходила на ОРТ, а с 1 июля по 26 августа 2000 года телеигра выходила на ТВЦ.
Поле чудес
Капитал-шоу «Поле чудес» — одна из первых программ телекомпании «ВИD», российский аналог американской программы «Колесо Фортуны». Проект Владислава Листьева и Анатолия Лысенко. Выходит на ОРТ/Первом канале с 25 октября 1990 года (ранее на Первой программе ЦТ и 1-ом канале Останкино).
Впервые телеигра вышла на Первом канале российского телевидения (ранее — советского) в четверг 25 октября 1990 года. Первым ведущим был Владислав Листьев, затем показывались выпуски с разными ведущими, в т.ч и с женщиной и наконец с 1 ноября 1991 года пришёл основной ведущий — Леонид Якубович. Ассистентами Леонида Якубовича являются несколько моделей, как женщин, так и мужчин.
Утренняя звезда
«Утренняя звезда» — программа, выходившая на Первом канале с 7 марта 1991 по 16 ноября 2002 года и на канале ТВЦ с 2002 по 2003 год. В этой передаче раскрываются юные таланты в области музыки. Ведущими были: Юрий Николаев(1991-2002), Маша Богданова (1991-1992), Юлия Малиновская (1992-1998), Маша Скобелева (1998-2002), Вика Кацева (2001-2002).
Будильник
Дебютный выпуск передачи вышел 3 октября 1965 года. Изначально программа была ориентирована на любую детскую аудиторию, однако из-за огромного изобилия детских передач советская цензура попросила коллектив, работавший над программой, адресовать передачу для детей, «пионерского возраста». И даже, не смотря на эти ограничения, передача пользовалась большой популярностью, как и у подростков, так и у малышей.
Утренняя почта
Год выхода в эфир 1974. Передача стабильно выходила в эфир до середины 90-х. Время выхода было фиксированное, в воскресенье в 11-00. Длительность программы 30 минут. Бессменным ведущим был Юрий Николаев, иногда передачу вели А. Ширвиндт и М. Державин, Е. Шифрин, Т. Веденеева, А. Акопян, С. Шустицкий.
Передача пользовалась огромной популярностью у советского зрителя. Даже в Советской Армии в распорядке выходного дня присутствовал пунк просмотр передач «Служу Советскому Союзу» и «Утренняя почта». Концепция передачи — выполнение заявок зрителей. По сценарию на передачу приходили мешки писем, где зрители просили выполнить музыкальную заявку.
Николаев читал интересное письмо и включал музыкальный номер. На самом деле, мешки писем конечно приходили, но эти заявки никто не выполнял ( по рассказам самого Юрия Николаева, если бы выполнять все заявки. то в передачи кроме Пугачевой. Кобзона, Антонова и Ротару никого не было).
Клуб путешественников
Год выхода в эфир 1960, является старейшей программой советского и российского телевидения. Занесена в «Книгу рекордов Гиннеса». Записано более 2000 выпусков передачи. Программа задумана для пропаганды путешествий, туризма и здорового образа жизни.
В 1973 году её начинает вести великий путешественник, врач по образованию — Юрий Александрович Сенкевич (1937 г.р.) Кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы. Лауреат Государственной премии СССР, за исследование Арктики, имеет множество медалей СССР, России, Марокко, Египта. Был бессменным ведущим в течении 30 лет. В 2003 году передачу решено было закрыть, так как другого ведущего этой передачи уже трудно было представить, «Клуб Путешественников» всегда будет ассоциироваться с именем Юрия Сенкевича. В гостях у Юрия Сенкевича часто бывали известнейшие мировые путешественники и исследовали — Жак Ив Кусто, Тур Хейердал и др.
В гостях у сказки
Передача «В гостях у сказки» появилась на телеэкране в 1976 году. Она транслировалась в течение всего учебного года, а летом вместе со школьниками уходила на каникулы.
Один выпуск вместе с фильмом длился 1 час 45 минут. «В гостях у сказки» начиналась с красочной мультипликационной заставки в нескольких вариантах под мелодию «Приходи, сказка» автора В. Дашкевича. Ведущая В гостях у сказки — Валентина Михайловна Леонтьева, которую спустя некоторое время вся страна знала как добрую тетю Валю.
Каждый выпуск начинался с ее приветствия: «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые». Каждая передача сопровождалась сказкой или детским фильмом. После показа каждый зритель мог ответить на «сказочный» вопрос. Также, зрители могли отправлять на передачу свои рисунки и поделки на тему показанной сказки. В следующих передачах, сразу после окончания показа сказки, происходил показ работ и обсуждение всех ответов.
В мире животных
«В мире животных» — это советская, а после и российская передача, которая рассказывает о зоологии и исследованиях, научных открытиях в области животного мира, об изучении повадок и среды обитания представителей фауны. Основателем и самым первым ведущим программы был народный артист Советского Союза и профессор ВГИКа Александр Згуриди. Год выхода в эфир: 1968 г. Выходила по субботам (а уже потом по воскресеньям) на Первом канале сначала советского (а затем российского) телевидения на протяжении 37 лет. Ведущими программы были: с 1968 по 1975 год Александр Згуриди, начиная с 1975 по 1990 год Василий Песков (с 1977 года менялся с Николаем Дроздовым), 1977 год и по сегодняшний день Николай Дроздов.
АБВГДейка
«АБВГДейка» — научно-познавательная передача для дошколят. Передача вышла на экраны в 1975 году. Прообразом АБВГДейки послужила американская детская образовательная передача «Улица Сезам». В «АБВГДейке» в форме игры, учительница и клоуны обучают ребят алфавиту и правописанию.
Название «АБВГДейка» придумал и предложил Эдуард Успенский, он и автор сценария к пилотным 10 выпускам передачи. Учеников — клоуны (Саня, Сеня, Таня и Владимир Иванович) тоже предложил Успенский. Это друзья сценариста — Александр Филиппенко, Семён Фарада, Татьяна Непомнящая, Владимир Точилин. «АБВГДейку» в этом составе запретили в 1977 году. В следующем году передача снова появляется в эфире, но с другими актерами. Из предыдущего коллектива продолжила работу Татьяна Кирилловна — учительница клоунов (актриса Татьяна Черняева) В роли учеников теперь выступали артисты цирка — Виталий Довгань, Юрий Шамшадинов, Ирина Асмус и Валерий Лёвушкин (клоуны Клёпа, Юра, Ириска и Левушкин).
Вокруг смеха
«Вокруг смеха» — популярнейшая развлекательная передача на советском телевидении, существовавшая с 1978 по1990 г.
Подобных телепрограмм в те годы было немного, и, по словам ее ведущего поэта-пародиста Александра Александровича Иванова, «когда «Вокруг смеха» была в эфире, улицы пустели». Передача вобрала в себя всё лучшее, что было в те годы в области сатиры и юмора. Проект стал чрезвычайно успешным: все 13 лет существования «Вокруг смеха» считалась лучшей в стране юмористической передачей.
Этот титул ей присваивался на международных и всесоюзных телеконкурсах. Передача открыла зрителю многих известных нынче артистов и писателей — Александра Розенбаума, Надежду Бабкину, Михаила Задорнова, Леонида Ярмольника, Семена Альтова, Виктора Полунина, Михаила Мишина и других. Из тогда уже известных авторов и исполнителей в передачу приглашали Михаила Жванецкого, Аркадия Арканова, Романа Карцева, Виктора Ильченко, Григория Горина, Рину Зеленую, Леонида Утесова.
Кабачок «13 стульев»
В 1966 году на советских телеэкранах появилась новая передача под названием «Кабачок «13 стульев». Сюжет юмористической передачи по сценарию развивался в маленьком уютном польском ресторане. Просуществовала программа целых 15 лет. Главными завсегдатаями кабачка стали артисты Театра сатиры.
В 1981 году, когда в эфир вышло более 130 выпусков, съемки телепередачи были прекращены в связи с тяжелой политической ситуацией в Польше. Телепередача стала первым всесоюзным телетеатром миниатюр, который сразу же обрел успех и популярность среди зрителей. Интересным фактом является то, что огромным фанатом «Кабачка «13 стульев»» был Л. И. Брежнев. Он не пропускал ни одного выпуска. Известно также, что правительство ПНР вручило актерам несколько наград Сейма, а также присвоило каждому актеру Кабачка звание заслуженного деятеля культуры Польши.
Источник: back-in-ussr.com