Телевизор всегда был неизменным атрибутом советского Нового года и главным украшением новогоднего стола, да и остается им и по сей день. Помимо других приятных предпраздничных забот многие люди с нетерпением ждали в почтовом ящике или киоске газету с телепрограммой на новогоднюю неделю, чтобы потом ручкой обвести самые интересные передачи, которые никак нельзя пропустить.
Вместе с тем телевещание в СССР до Перестройки состояло всего из двух общесоюзных программ, причем Первой программе доставались самые рейтинговые передачи и кинопоказы, а Вторая была как бы на подхвате и заканчивала сове вещание с боем курантов.
Регулярные трансляции передач в цвете начались с 1 октября 1967 года (в телепрограмме их отмечали ка «цв.»), а к 1977 году стали цветным стал весь эфир Центрального ТВ. Но стоит отметить, что цветные телевизоры у большинства граждан появились лишь в начале-середине 80-х годов в связи с их высокой стоимостью и небольшой надежностью первых моделей.
Итак, что же смотрели советские граждане, наряжая елку, нарезая овощи для салата оливье, накрывая скатерть на праздничный стол, под звон бокалов шампанского и после боя курантов.
Что показывали по ТВ в СССР на новый год. Феномен Новогоднего Советского Кино
Поздравляем всех читателей с Новым 2021 годом!
1.Голубой огонек
Иосиф Кобзон на Голубом огоньке, 1980
Первый новогодний Голубой огонек появился в эфире Первой программы ЦТ при встрече 1963 года, хотя передачу показывали и на другие праздники — 8 марта, 1 мая. Программа выходила в эфир в 0:05 сразу после боя курантов каждый год вплоть до горбачевской Перестройки. На Старый новый год передачу обычно повторяли.
Название передачи связано с тем, что в то время кинескопы ч/б телевизоров были не чисто черно-белые, а отдавали голубоватым оттенком, поэтому передача и получила такое название. До появления фестиваля Песня года телешоу выступало также как неформальный рейтинг популярности эстрадных песен за год, поэтому для певца получить приглашение на запись было верхом престижа.
В передаче, сидя за праздничными столами с едой и напитками, принимали участие известные артисты, а также люди, на которых граждане СССР должны были равняться — космонавты, герои соцтруда и Wow, передовики производства и т.п. Они по очереди поздравляли телезрителей, а артисты исполняли песни на сцене.
Долгое время передачу вели новостные дикторы Анна Шатилова, Игорь Кириллов, Нина Кондратьева, а также «тетя Валя» Валентина Леонтьева из «Спокойной ночи, малыши», которые переходили от столика к столику, создавая как бы непринужденную атмосферу дружеских посиделок.
2.Новогоднее поздравление советскому народу
Леонид Ильич поздравляет советский народ с очередным Новым годом
Традицию новогодних телеобращений к гражданам ввел на Новый 1971 год Леонид Брежнев. Его поздравление показали 31 декабря 1970 года в 23:50 по двум единственным в то время программам ЦТ СССР. С 1975 года из-за ухудшегося самочувствия первого лица государства (а затем и его преемников Андропова и Черненко) трансляции телеобращений прекратились. Вместо них новогодние слова напутствия строителям коммунизма от имени ЦК КПСС стал зачитывать популярный в то время диктор ЦТ Игорь Кириллов.
После того, как пост генсека занял относительно молодой Михаил Горбачев, не имевший проблем со здоровьем, традиция телепоздравлений с 1985 года была восстановлена. В последние минуты уходящего 1990 года прозвучало первое и последнее выступление Горбачева в статусе Президента СССР, а в следующем 1991 году жителей уже распавшегося СССР с Новым годом поздравил сатирик Михаил Задорнов в рамках праздничного телешоу.
3.Песня года
Фестиваль Песня-80
Музыкальный телефестиваль выходил в эфир с 1971 года и в СССР считался главным событием года в музыкальной индустрии. В СССР шоу имело название в формате Песня-XX, где XX — двузначный номер года, например, Песня-85.
Отборочные этапы проводились в течение всего года, а финал, где в течение 3-4 часов эфирного времени звучало 25-40 песен лауреатов, которые отбирались специальным жюри с учетом поступающих писем от телезрителей, неизменно выходил в эфир 1 января. Наиболее запомнившимися всем ведущими фестиваля стали Ангелина Вовк и Евгений Меньшов, хотя в начале передачу вели дикторы Анна Шилова и Игорь Кириллов. За редким исключением запись проходила в концертной студии Останкино.
По фестивалю можно проследить своеобразное смягчение идеологии советской страны сквозь время. В 1970-е песни выбирали строго по нравственно-политическим мотивам, а исполнители на сцене вели себя крайне чопорно, не позволяя себе вертеться и даже пританцовывать. В начале 80-х певцы стали вести себя более раскованно, макияж становится все ярче, стали появляться песни о любви не только к коммунизму и СССР, а в период перестройки «железный занавес» и вовсе полностью пал.
4.Телефильм «Ирония судьбы, или С легким паром»
Иронию судьбы в СССР на Новый год показывали 5 раз
Сейчас в это сложно поверить, но в советское время в новогодний прайм-тайм практически не показывали сейчас ставшие уже традиционными фильмы как Иван Васильевич меняет профессию, Чародеи, Джентльмены удачи, Карнавальная ночь, Кавказская пленница и т.п.
Дело в том, что в СССР телестудии каждый год выпускали множество фильмов, ставших классикой, и руководство Гостелерадио всегда стремилось порадовать советских зрителей какой-нибудь премьерой, а заодно и отчитаться перед начальством о проделанной за год работе по съемке телефильмов. Также перед праздником советским зрителям давали редкую возможность увидеть зарубежные картины, в основном из соцстран. Другая причина — вещание до середины 1980-х годов проходило всего на двух кнопках.
Однако чаще всех в новогоднюю ночь показывали именно Иронию судьбы — в советский период праздничное застолье этот фильм сопровождал целых 5 раз — во время премьеры в 1 января 1976 по Первой программе в 17:45, затем в 1979, 1983, 1989 и 1991 годах. В премьерный показ ленту посмотрело около 100 млн. телезрителей, а 7 февраля 1976 года фильм даже повторили после многочисленных писем с восхищением от зрителей.
5.Мелодии и ритмы зарубежной эстрады
В этой передаче можно было взглянуть на концерт группы ABBA
Эта передача выходила уже под самое утро по Первой программе в 3-4 часа утра 1 января, но молодежь ждала ее с нетерпением и старалась не пропускать, борясь со сном, потому что только здесь можно было увидеть записи выступлений популярных западных групп как Boney M, ABBA и Baccara, хотя большая часть эфира конечно же отдавалась артистам соцстран вроде Чехословакии или Польши. Интересно, что из года в год в эфире неизменно одним из номеров обязательно шел Балет телевидения ГДР.
Передача появлялась в эфире очень редко — на Новый год как подарок советским зрителям и на Пасхальную ночь, чтобы отвадить людей от крестного хода в церковь. Обычно новогодние полуночники радовались песням, которые стали хитами европейских дискотек еще 3-5 лет назад.
С началом Перестройки программа стала выходить под названием Ритмы планеты или Концерт артистов зарубежной эстрады, и стала более раскованной, а песни стали крутить 1-2 годичной давности вместо 5-6. Вместо нескольких наиболее приличных западных исполнителей ими стали заполнять весь эфир — на телеэкране появились Саманта Фокс, C.C.Catch, Pet Shop Boys и другие, которых раньше не пропускали худсоветы.
Понравилось? Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
☑️ Подпишись на наши новые статьи в ленте Дзена!
Источник: dzen.ru
Адвент для советских детей: Что показывали по телевизору для новогоднего настроения
Адвент – предрождественский период у большинства европейских христиан, когда взрослые и дети предвкушают праздник, готовятся к нему и, зачастую, ведут специальный календарь дней, оставшихся для Рождества. В ходе адвента могут каждый день делать новую игрушку на ёлку, или доставать из календаря конфетки по одной на день ожидания, или украшать и разбирать дом. Хотя советские дети росли в атеистической стране, фактически в СССР тоже сложились свои традиции, явно родственные адвенту. Например, для создания духа грядущего праздника показывать определённые фильмы и мультики и ставить по кругу на радио песни. Только подготовка шла к Новому году, а не Рождеству.
Сказка о Снежной королеве
Андерсен был очень популярным автором в СССР, так что неудивительно, что его экранизовали не раз. Советские дети обожали мультфильм по сказке о Снежной королеве, выпущенный на экраны в 1957 году, и точно знали, что увидят его на новогодних каникулах. Считается, что эта лента – одна из самых повлиявших на становление ныне популярной японской анимации. Кадры из мультфильма до сих пор используются в русскоязычных социальных сетях для создания мемов. Особенно популярны те, что с Маленькой разбойницей.
В 1966 году вышла киноверсия сказки с юной Еленой Прокловой в роли Герды. Эта экранизация не так близка к оригиналу, но детям тоже нравилась. После фильма на новогодние маскарады многие мамы стали шить детям костюмы Кея и Герды. К слову, образ Снежной королевы в этом фильме явно вдохновлён мультфильмом из предыдущего абзаца.
А в восемьдесят шестом году, через двадцать лет, вышла сказка-продолжение. Снежную Королеву в новом фильме играла Алиса Фрейндлих, что уже делает картину для многих интересной. Кея снова крадут, Герда снова его ищет, знакомится с разбойниками (уже другими)… А Снежная Королева тем временем открывает тайну, которая полностью меняет сюжет. Сказка после сказки не так понравилась детям СССР, но под Новый год о ней вспоминали на телевидении, так что она стала частью «советского адвента».
«Снежная королева», 1957, Союзмультфильм // «Снежная королева», 1966, Ленфильм
«Двенадцать месяцев»
Впервые сюжет о девочке, которую мачеха прогнала в зимний лес и которая получила там помощь от самих месяцев года, был записан среди других чешских народных сказок исследовательницей фольклора Боженой Немцовой. Советские же дети знакомы с этим сюжетом в версии Самуила Маршака. Что интересно, Маршак Немцеву не читал – он слышал то ли пересказ её сказок, то ли непосредственно чешскую сказку.
Пьесу Маршака поставили ещё в конце сороковых, и она моментально стала очень популярной у детворы. В 1956 году дети увидели мультфильм по любимой пьесе в кинотеатрах страны. Мультгерои говорили давно знакомыми и любимыми голосами: так, падчерицу озвучила Людмила Касаткина, а юную королеву – популярная актриса озвучки Галина Новожилова. Как только появился обычай пускать в декабре, для новогоднего настроения, кино и мультфильмы, «Двенадцать месяцев» 1956 года стали постоянным вестником скорого праздника.
К слову о влиянии советских мультфильмов на японскую анимацию – в 1980 году японская студия «Тоэй» совместно с «Союзмультфильмом» нарисовала по пьесе Маршака аниме-ленту. Композитором в японской ленте стал Владимир Кривцов.
Конечно же, через некоторое время после мультфильма по всеми любимой пьесе появилась и кинолента – в 1972 году, на киностудии «Ленфильм». Однако до популярности мультика фильму было далеко. На Новый год на телевидении о нём вспоминали, но реже.
«Двенадцать месяцев», 1956, Союзмультфильм // «Двенадцать месяцев», 1972, Ленфильм
Четыре главных мультфильма
Троицу из Простоквашина советские дети обожали круглогодично, а с 1984 года стали отмечать с дядей Фёдором, Матроскиным и Шариком ещё и Новый год: именно тогда вышел третий мультфильм серии. Песенка мамы дяди Фёдора «Кабы не было зимы» моментально стала хитом, который крутили по радио каждый декабрь и который звучал на каждой второй ёлке. И, конечно, цитаты, как и из предыдущих двух мультфильмов, разошлись из «Зимы в Простоквашино» сразу по всей стране: «Совместный труд (для моей пользы) — он объединяет» и «Попрошу внимания! Сделайте, пожалуйста, умные лица!» можно услышать по разным поводам до сих пор.
Ещё одной популярной серией мультфильмов была вечная погоня хулигана Волка за мальчиком Зайчиком – «Ну, погоди!». Все мультфильмы серии обязательно крутили на новогодних каникулах с того момента, как среди них появился специальный новогодний выпуск (номер 8). Произошло это в 1974 году. Одетый Снегурочкой волк надолго задал тренд шуточных мужских танцев в костюмах снегурок – его и сейчас можно увидеть на корпоративах.
Наверное, самые популярные мультики Союзмульфильма
Отдельным мультхитом на Новый год была сказка про Чудище-снежище и смелую девочку, которая убедила его поделиться ёлочкой для школьного праздника. Незамысловатая песенка про ёлочку, которая «каждой иголочкой радует нас», тоже ушла в народ – из-за обаятельной ошибки в партии Чудища-снежища. Он пел «радоваит» вместо «радует».
Один из легендарных мультфильмов Татарского «Падал прошлогодний снег» имел все шансы не дойти до зрителя. Цензорам не нравилось буквально всё: и русского мужика дураком выставили, и намёки в шутках непонятные, вроде бы на власти… По счастью, мультфильм всё же не положили на полку, и он стал безусловным хитом – хотя полностью оценить его могут только взрослые, дети тоже с интересом смотрели на приключения и метаморфозы мужичка, забрёдшего в волшебный лес. Мультфильм входит в российский «новогодний адвент» с 1983 года.
«Новогодняя сказка», 1972, Союзмультфильм // «Падал прошлогодний снег», 1983, ТО «Экран»
«Новогодние приключения Маши и Вити», «Морозко» и «Ночь перед Рождеством»
В советское время во взрослых и детях долго не поощряли веру в чудеса – надо вместо этого верить в науку и технику, разъясняли киногерои. Однако на Новый год во второй половине советской истории вера в чудеса даже стала поощряться – ради создания волшебной атмосферы. Так что закономерно, что именно на Новый год персонажи, которые верят в чудо, оказывались правы и побеждали.
Маша и Витя – советские дети. Витя – рационалист и большой любитель технического прогресса, а Маша как раз верит в волшебство. Под Новый год она заклинанием оживляет игрушечного Деда Мороза, и тот отправляет друзей спасти Снегурочку из лап Кащея.
Как ни странно, в пространстве сказки Витя не раз достижениями науки и техники (например, электрошокером) спасает себя и подругу из лап злодеев, которые пытаются остановить маленьких героев. Дети спасают Снегурочку, а по пути не раз выслушивают задорные мелодии рок-группы «Дикие гитары», состоящей из местной нечисти. А с ними вместе слушают сказочный рок и реальные дети с 1975 года.
«Новогодние приключения Маши и Вити», 1975, Ленфильм
В сказке «Морозко» нет ни слова о Новом годе, но её включали в обязательный новогодний телемарафон, поскольку в кадре – зима и чудеса, да и Морозко – один из прообразов Деда Мороза в том виде, в котором мы его знаем. Кстати, этот фильм довольно популярен и в Центральной Европе – трудно сказать, почему. То ли обаятельные актёры, среди которых Чурикова и Милляр, то ли шутки очень удачные?
Входила в новогоднюю программу и экранизация повести «Ночь перед Рождеством» (под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Конечно, празднование Рождества в атеистическом государстве не поощрялось, но – сказка, зима и к тому же неплохой повод познакомиться с классикой литературы задолго до того, как дойдёшь до неё в школьной программе.
Сейчас кажется, что Новый год был с нами всегда, а ведь в России очень долго пришлось к нему приучать людей: Как русских трижды пытались научить наряжать елку, и Почему рождественская традиция прижилась не сразу
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Новогодние советские ТВ-программы
Долгие годы были справедливы слова почтальона Печкина: «Сейчас, в наше время, главное украшение стола-телевизор!». Все великое начинается с малого- когда то новогодняя телевизионная программа была такой «обширной».
Все началось в начале 60х годов, когда на телевидении царил прямой эфир, без всяких фанер и бесконечных дублей. Чтобы создать непринужденную атмосферу, передачу стали снимать в формате встречи в кафе: «Забежал на огонёк». Кинескопы телевизоров тогда были не чисто черно-белые, а с голубоватым оттенком, поэтому передача получила название «Голубой огонёк». Первый Новогодний «Голубой огонёк» показали по телевидению при встрече 1963 года.
Советский зритель, не избалованный эстрадно -развлекательными передачами, очень восторженно принял новшество. Встречать Новый год, пусть даже виртуально по ТВ, вместе с любимыми артистами и знаменитыми людьми- кому же не понравится такое чудо. Откуда и зародилась традиция обязательного присутствия космонавтов на передаче.
До 1971 года «Голубой огонек» еще и был неформальным итогом популярности эстрадных номеров года, поэтому певцам и артистам попасть на передачу было очень престижно.
К великой радости молодежи на телевидении СССР начинают показывать зарубежную эстраду. Передачу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» старались не пропускать. Большая часть эфира, конечно, отдавалась певцам из соцстран, но и капстраны тоже не обделяли. Естественно Новогодний выпуск этой передачи был практически «лучшее за год». Передача выходила под самое утро, но мы героически отгоняли сон, в надежде увидеть популярные эстрадные номера.
Новогодняя программа 1982 годаНа мой взгляд среднестатистического зрителя, пик популярности новогодних программ пришелся на начало 90х годов: уже практически было все разрешено показывать по телевидению, но к качеству номеров еще были высокие требования.
С распадом СССР, культура осталась только в названии телевизионного канала, а все развлекательные номера стали делать по законам шоу-бизнеса. «Сытых» и «богатых» россиян теперь каждый Новый год развлекают одни и те же «бедные» и «голодные» эстрадные старожилы.
Какая эпоха, такие и герои.
Источник: back-in-ussr.com
>»>