Что смотрели в СССР по телевизору

Вообще-то, если смотреть на это объективно, советское телевидение не было нацелено на развлекательный формат. И по этой причине оно было скучноватым, но умным. Такое обилие учебных программ даже не снилось современному телевидению: каждый день, кроме выходных, транслировались образовательные передачи для школьников всех возрастов, показывали интереснейшие научно-популярные фильмы, имелись в достаточном количестве познавательные программы из мира флоры и фауны.

Фото: eqifiwysy.review

Но вот с развлечениями дело обстояло хуже: детские передачи можно было пересчитать по пальцам; когда показывали мультики, то все дворы пустели — ребятня прерывала свои игры и бежала смотреть пятиминутный мультфильм. После программы «Время» обязательно показывали какой-нибудь художественный фильм, но не всегда он был интересным, хотя люди, конечно, продолжали его досматривать — другой-то альтернативы не было.

Всеобщей любовью пользовались такие передачи, как «Вокруг смеха», «Утренняя почта», «КВН», «А ну-ка, девушки!», «В мире животных» и др. Практически в каждом доме выписывали газеты с телепрограммой на неделю, которую все члены семьи внимательно изучали и отмечали кружочком самые интересные передачи, которые предстоит посмотреть. И точно с таким же трепетом все относились к прогнозу погоды, который показывали по окончании информационной программы «Время». Обычно это выглядело так: раздавались первые звуки заставки, извещающей о том, что сейчас будут рассказывать о погоде и кто-нибудь из семьи обязательно шикал: «тихо все, погода!» И все замолкали, чтобы случайно не пропустить прогноз в своем городе 🙂

Любимые телепередачи СССР

Давайте же вспомним и другие телевизионные передачи: воспоминаниями делятся люди, чье детство пришлось на 70-80-е годы.

Фото: boguchany.ru

— Я помню, однажды зимой пошли мы с отцом на каток, на стадион. Это такая редкость была — пойти с отцом куда-нибудь вдвоем, он обычно сильно занят был, а тут сам предложил. А я весь измучился — и с ним покататься хочется, и я помню, что по программе обещано в 18 ч. 45 мин. показать мультфильм. И вот покатался я минут пятнадцать и говорю, что пора домой, потому что там мультики. Реакция отца была очень бурной ))))

— Году в 1981 я в первый раз выехал за границу — в Югославию. Там среди всяких прочих интересных вещей мне попалась какая — то итальянская газета с программой ТВ на неделю. Каналов у них в то время было около десятка, что на меня произвело, пожалуй, самое большое впечатление от этой страны. Вроде такая же соцстрана, как и наша, только у нас всего два канала (в Москве и Подмосковье было побольше), а у них — десяток.

Телепрограмма 1971 года. Фото: sachkodrom.ru

— Я очень любил смотреть «Международную панораму» — меня жутко интересовало, как живут люди за границей. Насмотревшись этого дела, классе так в пятом я в школьном сочинении написал на полном серьезе, что в Америке дети голодают, а их родители — безработные.

Последний выпуск Вестей 26 декабря 1991г. День распада СССР

— А я помню, как мной мама загордилась ))) Мы в семейной общаге жили, к нам соседки пришли посмотреть «А ну-ка, девушки!» Там участницам всякие хозяйственные вопросы задавали вроде «как избавиться от ржавчины на булавках и швейных иголках», «как сделать. чтобы молоко не пригорало при кипячении» и пр. Так девушки все тупили и зачастую не знали, как отвечать, а я на любой вопрос отвечала без проблем, и это при том, что мне всего-то лет 13-14 было. А все эти хозяйственные хитрости печатали на отрывных календарях, которые я очень любила читать, потому и знала ответы на вопросы 🙂 Соседки восхищались, какая я уже хозяйственная, а мама гордилась и недоумевала, почему она не знала, что я такая умная 🙂

Автор фото: Великжанин Виктор

— Помнится, мне очень понравился фильм «Один шанс из тысячи». Помню, его вечером показывали, а утром должны были повторять. И отец мне говорит: «Смотри, не дай бог, завтра не пойдешь в школу из-за фильма». Я говорю: «Нет, что ты, как можно». Ну и само собой не пошел, а смотрел повтор с таким же удовольствием, как и в первый раз )))

— Может, я ошибаюсь, но где-то в начале 70-х появилась передача «Кабачок 13 стульев» — очень мне нравилась! Потом ещё ежегодные фестивали или конкурсы «Песня». А польский «Сопот». Тогда это было супер!
А какой был чудесный сериал «Ставка больше, чем жизнь» с капитаном Клосом. Да, а как летние каникулы, так показывали «4 танкиста и собака» и «Приключения Электроника».

«Кабачок 13 стульев». Фото: kinozon.tv

— Хоть и мало было каналов, но телевидение было позитивным. Какие хорошие были детские программы: АБВГДейка, Будильник, В гостях у сказки. Молодежные программы тоже нравились — «До 16 и старше», например. А еще вспомнилось, был такой фильм «Дони и Микки», с С. Краморовым в главной роли и двумя шимпанзе. Сюжет до боли простой, но я помню, что мы бросали всё и бежали смотреть это кино )))

— Уже не помню, по какому каналу шла эта передача, наверное, всё же по первому — Экранизация литературных произведений. Сначала ведущий вкратце рассказывал о создателях картины, а потом показывали сам фильм. Хорошо помню фильм «Дубровский» — то ли мы его собирались изучать по литературе, то ли уже прошли. Но фильм произвёл очень большое впечатление, у меня потом даже интерес к урокам литературы проснулся.

— А мне очень нравились языковые образовательные программы. Помню, мы с мамой чистили картошку, а по телеку начались уроки испанского для начинающих. Ну мы и начали заниматься )) Отец с работы приходит, а мы уже десяток слов по-испански знаем и на ужин ему предлагаем patata (картошку, т.е.) ))))

— А у нас дома телевизор появился где-то в конце 60-х и на тот момент в деревне было всего два телевизора и домой ходили к нам как в сельский клуб. Помню как-то показывали фильм «Сказка о потерянном времени», так столько ребятишек к нам пришло, что у порога целая гора валенок была. Дедушка мой любил допоздна засиживаться перед экраном — все смотрел: и хоккей, и балет, и фильмы, и все было для него интересно в то время, все в диковинку, все впервые.

— У нас дома всей семьей смотрели фигурное катание, а уж как спорили по поводу оценок, как бурно обсуждали музыку и костюмы фигуристов, как болели и переживали. Бабушка, помню, очень любила фигуристку Елену Водорезову — она ж девочка совсем была, хрупкая такая, тоненькая. Бабушка так переживала всегда за «Леночку», что мне даже обидно становилось, как будто не я ее внучка 🙂

Елена Водорезова. Фото: f-skating.com

— Меня в детстве всегда раздражали бесполезные, на мой взгляд, передачи: какой-то там «Сельский час», «Играй, гармонь», «Ленинский университет миллионов» — не знал ни одного человека, который смотрел бы эти передачи по своему желанию. Я всегда мечтал, чтобы вместо этой ерунды показывали бы мультики 🙂

— Ой, лучшее воспоминание детства — это новогодний мультконцерт. У тебя дома — нарядная елка, под ней — куча подарков, каникулы, впереди — приглашения на разные утренники, катание на санках и коньках, театры, гости. А по телеку объявляют, что начинается мультконцерт! И вместо привычного одного-двух мультфильмов, минут сорок, а то и час гоняют друг за другом лучше советские мультики! Это невероятное счастье было!

— Помимо всех детских передачи вроде АБВГДейки, Будильника, Ребятам о зверятах, я очень любила «Выставку Буратино» — ее по субботам показывали. Помните, там у Буратино такой рот большой был, когда он открывался, то создавалось впечатление, что откидывалось пол-головы ))) Я столько раз туда присылала свои рисунки в надежде, что их покажут и расскажут про них, но увы. Помните, там еще песенка была такая: » «Выста-Бура, Выста-Бура, Бура-Буратино! Нам прислали малыши разные картины»»

Передача «Выставка Буратино». Фото: hodor.lol

Еще по теме:  Телевизор Xiaomi pro 55 характеристики

— Мои любимые передачи:

1. «Сегодня в мире» и «Международная панорама»
2. «Клуб путешественников» (как окно в забугорный мир)
3. «Вокруг смеха» — разумеется, кто ж не любил эту передачу.
4. Мультики (не кукольные только, их, по-моему, все советские дети терпеть не могли).
5. Позже — «Футбольное обозрение»

— У меня бабушка очень уважала программу «Здоровье» и даже письма туда писала, прося советов и раздавая рекомендации по ведению передачи 🙂 Еще бабушка почему-то любила «Музыкальный киоск» и «очевидное-невероятное». Я на всю жизнь запомнила эту заставку с бегущими буковками на темном фоне: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» ))))

Фото: ribalych.ru

— Всегда с нетерпением ждал любых детских передач: «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши», «Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас», «Веселые нотки», «Выставка Буратино». Потом, повзрослев, стали смотреть «Международную панораму», «До 16 и старше», «Что? Где? Когда?», «Утреннюю почту», «Песню года» и т.д.

Потом у нас появился цветной телевизор (в 1988 или 1989 году, не помню точно уже). В этих же годах стали рано по утрам показывать мультики (специально приходилось вставать в 6 или 7 часов, чтобы их посмотреть) и начали транслировать передачу утреннюю специальную, аналог последующей «С добрым утром». Потом добавился еще один канал, стали больше транслировать кинофильмов и мультиков, потом в начале 1990-х появилось и кабельное…

— Я живу в Риге, и у нас в советское время был свой, местный канал. То есть, кроме первого «московского» канала, был еще и свой «рижский». Так вот там была дивная программа, называлась она «Будем знакомы» и шла поздно вечером. Там рассказывали о каком-нибудь известном зарубежном актере или актрисе и потом, как бы иллюстрируя его/её творчество, показывали фрагмент из фильма, отрезая начальные титры с названием фильма и последние титры с надписью «конец» ))) По выходным баловали музыкой, клипами. В разделе зарубежной эстрады были, конечно, в основном соцстраны, но на закуску всегда был один клип чего-то особенного, так, к примеру, в первый раз Майкла Джексона я увидел в этой программе в 1980 году с песней Билли Джин.

— В моем детстве было только два канала. Смотрел я классику — «Спокойной ночи малыши», еще всевозможные «В гостях у сказки» и утренние детские передачи выходного дня. Потом хоккей. Дальше вообще круто стало — появился цветной телевизор, а это супер! Можно легко отличать форму хоккеистов любых команд по цвету.

Фото: dvostok.com

— Достаток у нас в семье был не выше среднего. Но цветной телевизор купили одними из первых — в 1979 г. Нам впоследствии из соседнего дома рассказали, как они ставили два зеркала (одно — к окну) чтобы ловить отражение нашего цветного!
Я помню, спросил в детстве у мамы: а телевизор — это самая дорогая вещь на свете? 🙂

— Из недетских передач ребенком смотрел и запомнил «Клуб кинопутешествий» (причём, в детском мозгу это звучало как «клубкино путешествие» :)) , «В мире животных» с танцующими журавлями на заставке, а ещё «Очевидное невероятное» с Капицей и «9 студию», где трепались аналитики про чуждый образ жизни. Терпеть не мог Сельский час!
Из детских — с удовольствием смотрел «Выставку Буратино» с усатым толстым дядькой, который учил всех рисовать, а из мульфильмов нравились импортные про ворону, которая портила жизнь двум псам, про крота с приёмником, про пса Рекса, и Лёлика и Болека.
Отдельный разговор — наши орущие родители из окон: » Саша, мультики!» и после этого весь двор вымирал минут на тридцать: 15 мин. мультик и 15 минут на засунуть в себя котлету и стакан молока или кефира..

— Странно, что никто не вспомнил «Ералаш», «Хочу все знать», «Умелые руки» — отличные детские передачи были. Умные, познавательные, без тупого закадрового смеха и рекламы. Я их в детстве очень любил, ну а когда подрос, стал с удовольствием смотреть «Кинопанораму», «Человек и закон», «Человек, Земля, Вселенная», «Шире круг», «Ритмы зарубежной эстрады». А еще «Аэробика» — это ж праздник прямо был какой-то ))))

Фото: golos.io

Конечно же, в этих воспоминаниях были упомянуты далеко не все передачи советского периода, но наиболее любимые телезрителями все же были озвучены. Если у вас есть какие-то свои воспоминания и мнение на этот счет — можете озвучить их в комментариях, будет интересно 🙂

Ну а здесь, на десерт, статья про действительно умное советское телевидение — читать

Источник: dzen.ru

История телевидения. Главные события. Телепередачи в эфире ТВ (часть 9)

В 1970 г. Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Тем самым впервые признан приоритет телевидения в решении идеологических задач.

24 февраля 1973 г. впервые на экраны выходит научно-популярная программа «Очевидное-невероятное». Программу ожидает долгая экранная жизнь, а ее постоянный ведущий, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица будет включен в книгу рекордов Гиннеса как телеведущий, имеющий самый долгий (40 лет) стаж ведения программы.

Ведущий программы “Очевидное-невероятное” Сергей Петрович Капица (1928-2012)

Программа «Очевидное-невероятное» оказалась интересной самым разным слоям зрителей. Ее смотрели в городе и в деревне, смотрели студенты, рабочие и члены Академии наук. Ориентированная на широкую аудиторию, программа имела высокую для научно-образовательных программ популярность. Ученый просто и доходчиво рассказывал о науке и технике, изобретениях, популярно говорил о философских, культурных и психологических проблемах научно-технического прогресса, делал прогнозы на будущее. Если бы тогда на телевидении измеряли рейтинг, можно было быть уверенным, что у «Очевидного-невероятного» он бы зашкаливал.

В 1976 г. в Москве началось строительство Олимпийского телерадиокомплекса и коммутационного центра к московской Олимпиаде 1980 г. Его сооружение стало новой вехой в истории отечественного телевидения. К открытию Игр телецентр формировал и выдавал в эфир одновременно до 20 телевизионных программ со 100 комментаторскими каналами.

Олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК)

Успешно пройдя олимпийскую службу и заслуженно получив самые лестные оценки иностранных специалистов, работавших в нем, Останкинский телерадиокомплекс уже с октября 1980 г. стал обеспечивать многопрограммное вещание со сдвигом во времени. Огромная страна, растянувшаяся на 11 часовых поясов, была разбита на 5 зон, куда две общесоюзные программы поступали в большем или меньшем соответствии с местным временем. Останкинский телецентр и сегодня один из крупнейших мировых телевизионных комплексов: 70 производственных студий и монтажных аппаратных, почти 2 тысячи высококвалифицированных специалистов. Отсюда выходят в эфир почти 30 телерадиокомпаний.

Этот год в историю отечественного телевидения вошел и как год, когда Центральное телевидение перешло на круглосуточную работу.

В 1978 г. в эфир начинает выходить «Вокруг смеха» – популярная развлекательная программа советского телевидения. Она выходила тринадцать лет. По форме это был литературный вечер. Бессменным ведущим этого вечера был известный поэт-пародист, писатель-сатирик, актер, публицист Александр Александрович Иванов (Сан Саныч).

В этом же году из названия ведомства «Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию» исчезло упоминание Совета Министров. Теперь название звучало так: Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Гостелерадио СССР стало органом, который одновременно занимался управлением в сфере вещания в масштабе всего Советского Союза и организации вещания. На территории СССР складывалась единая и самая крупная в мире система телевизионного вещания с потенциальной аудиторией более 200 миллионов человек, с охватом всех 11 часовых поясов страны от Калининграда до Камчатки.

Еще по теме:  Телевизор thomson t40fsm6020 отзывы

Принципиальное значение для всей деятельности телевидения в СССР имела обратная связь. Решающую роль здесь играли письма трудящихся, встречи творческих работников с тружениками предприятий и организаций, на которых люди открыто высказывали свое мнение о программах, делились наблюдениями, предложениями. Центральное телевидение в то время ежегодно получало от 1,5 до 2 миллионов писем.

События отечественного телевидения 1980-х годов

Выполняя свою социальную роль, телевидение активно способствовало приобщению людей к достижениям науки и культуры, содействовало повышению культурного уровня населения отдаленных от центров районов.

3 августа 1980 г. – торжественное закрытие Летних Олимпийских игр в Москве. На экране художественного фона, выполненного из цветных щитов, возник образ Миши, символа Олимпиады-80. Появилась надпись «Доброго пути», и из глаза медведя покатилась слеза.

В конце церемонии на середину стадиона, ухватившись за разноцветные воздушные шары, под песню композитора Александры Пахмутовой «До свидания, Москва», выплыл огромный «Миша». Он медленно стал подниматься над стадионом. На прощание «Миша» помахал лапой. Этот трогательный эпизод закрытия игр все помнят до сих пор.

Торжественное закрытие Летних Олимпийских игр в Москве (1980 г.)

Олимпиада завершилась, встал вопрос дальнейшего использования оборудования. Вот тогда-то окончательно и была решена задача создания комплекса космического телерадиовещания «Орбита», способного решить проблему поясного вещания в стране.

Огромную территорию страны решено было поделить на пять частей, пять вещательных зон. Каждая зона включала два или три часовых пояса, и для каждого из них стали готовить отдельный блок программ. Сформированная в Москве первая программа имела четыре дубля, которые в записи, в зависимости от часовых поясов, транслировались в соответствующую зону:

Зона А («Орбита-1», часовые пояса +7, +8) – Камчатка, Чукотка, Магадан, Сахалин;

Зона Б («Орбита-2», часовые пояса +6, +7) – Дальний Восток, Восточная Сибирь;

Зона В («Орбита-3», часовые пояса +3, +4, +5) – Центральная Сибирь;

Зона Г («Орбита-4», часовые пояса +2, +3) – Западная Сибирь.

В 1981 г. впервые на государственном уровне отмечался «золотой» 50-летний юбилей отечественного телевизионного вещания. С докладом на торжественном заседании выступил председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР С. Г. Лапин.

5 сентября 1982 г. состоялся первый телевизионный мост между СССР И США‚ когда советские люди и американцы, находившиеся на разных континентах, c удивлением и радостью увидели друг друга. Телемост назывался «Москва – Космос – Калифорния». Это был диалог молодых музыкантов двух стран.

С советской стороны в телемосте приняли участие несколько рок-групп и вокально-инструментальных ансамблей и исполнителей. В огромном зале-студии в Останкино было около 350 человек. На двух полутораметровых экранах была видна Калифорния. Там в Национальном парке стояли несколько огромных экранов, и перед ними расположились более трех тысяч человек. На огромных экранах американцы видели то, что транслировалось из Москвы.

Последующие телемосты уже не ограничивались показом музыкальных номеров и взаимными приветствиями. Это были дискуссии на общественно-политические темы, в которых с обеих сторон участвовали видные ученые, общественные деятели, космонавты, журналисты. Телемосты стали новым каналом общения, неотъемлемой частью обмена мнениями по важнейшим вопросам современности.

К 1985 г. вещание обеспечивали 115 программных телецентров, 900 мощных телевизионных станций, 3600 ретрансляторов, спутниковые системы «Орбита» (91 приемная станция), «Москва» (500 станций), «Экран» (4000 станций), разветвленная сеть наземных радиорелейных и кабельных линий связи протяженностью в 500 тысяч километров.

В 1985-1987 гг. на телевидении выходила передача с несколько странным названием «12-й этаж». Передача была названа так потому, что на 12-м этаже телецентра была расположена Главная редакция программ для молодежи ЦТ СССР. В подъезде московской многоэтажки подростки с гитарами (а это был образ современной молодежи) требовали реформ в школе, заявляли о чувстве собственного достоинства. Страна смотрела эту передачу, затаив дыхание. Программа «12-й этаж» считалась одним из достижений Центрального телевидения наряду с программами «Взгляд», «7 дней», «До и после полуночи».

Ведущий Эдуард Сагалаев во время съемок программы «12-й этаж», названной по месту расположения молодежной редакции ЦТ в «Останкино» (1988 г.)

В 1988 г. по советскому телевидению прошла первая зарубежная реклама. Она была размещена компанией «Пепси-Кола». В рекламном ролике был снят Майкл Джексон.

События отечественного телевидения 1990-х годов

В 1990 г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 г. образована Всероссийская государственная телерадиокомпания. Создание компании, неподвластной контролю Гостелерадио СССР, стало одним из важнейших событий общественной жизни. Компания стала альтернативным источником информации в России.

Спустя несколько месяцев после подписания постановления в эфир вышло «Радио России», а 13 мая 1991 г. началось вещание телеканала РТР, который с 2001 г. стал называться «Телеканал “Россия”». Сегодня это ведущий национальный канал, вещание которого покрывает практически всю территорию страны. Аудитория канала – 98,5% населения России и более 50 миллионов телезрителей в странах СНГ и Балтии. В 1995 г. на первой церемонии вручения призов «ТЭФИ» главная информационная программа телеканала – «Вести» – была признана лучшей на отечественном ТВ.

Новый этап в жизни Всероссийской государственной телерадиокомпании начался в 1998 г., когда Указом Президента были объединены все медийные активы ВГТРК, включая общенациональные телеканалы «Россия», «Культура» и специализированный телеканал «Спорт», а также первый государственный телеканал для детей и юношества, региональные телерадиокомпании, вещающие во всех субъектах РФ. ВГТРК – крупнейший холдинг государственных электронных масс-медиа в России.

Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК)

В 1991 г. в связи с распадом СССР Гостелерадио СССР прекратил свое существование. В России начался переход от государственной монополии на эфир к смешанной системе, предполагающей разнообразие форм собственности и структур организации телевещания.

В 1991 г. принят Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». Это первый в России нормативно-правовой акт, регулирующий отношения между обществом и СМИ; государством и СМИ; учредителем, издателем и редакцией СМИ; редакцией, автором и источником информации и др., где каждая сторона наделена своими правами и обязанностями. Закон «О средствах массовой информации» был принят Верховным Советом России 27 декабря 1991 г. и в тот же день подписан Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным.

Сегодня в России зарегистрировано более 93 тысяч СМИ, их них общее количество телеканалов – примерно 3320, причем абсолютное большинство из этих СМИ – 90% – это негосударственные печатные издания и телерадиокомпании.

Закон о СМИ, которому уже более 20 лет, является одним из самых демократичных и «работоспособных» законов в современной России. С опорой на него многое сделано для утверждения в стране демократических и либеральных ценностей.

Конец девятой части.

Источник: stream-park.ru

Топ-10 самых популярных телепередач в СССР

В этом году исполнится ровно 30 лет, как прекратил существовать Советский Союз. Не будем спорить, хорошо это или плохо. Давайте лучше поинтересуемся, через какое окно в мир более трёх десятилетий назад смотрели жители Липецкой области. Учитывая, что выехать за рубеж тогда было проблематично, этим самым «окном в Европу», да и во весь мир был телевизор.

Каналов существовало только два. Первый и Второй они назывались. И мало чем отличались друг от друга из-за скучнейшего прокоммунистического контента.

Но были передачи, которые, не отрываясь от экранов, смотрела вся страна. Редакция LipetskMedia провела опрос жителей Липецка в возрасте 50+ и составила рейтинг самых популярных телепрограмм советской эпохи. Итак, представляем топ-10 телепередач времён СССР.

№ 10 «Утренняя почта»

С 1974 года «Утренняя почта» выходила по воскресеньям в 11.00, длилась менее часа и пользовалась огромной популярностью. Концепция передачи – выполнение заявок телезрителей. Её бессменному ведущему Юрию Николаеву приходили мешки писем, с просьбой поставить в эфир ту или иную песню. Слова «клип» тогда не было.

Большинство заявок сводилось к желанию увидеть на экране Пугачёву, Ротару и Антонова. Их «разбавляли» Кобзоном, Магомаевым, Хилем и вокально-инструментальными ансамблями. А под занавес была долгожданная всеми «изюминка» в виде малоизвестной звезды зарубежной эстрады.

Еще по теме:  Ширина 1500 мм телевизор

Почему же «Утренняя почта» при огромной её популярности только на 10-м месте? Дело в том, что она выходила по воскресеньям. А, начиная с апреля по октябрь, подавляющее население СССР на выходные уезжало за город копаться в садах и огородах. Телевизоров в дачных домиках не имели, слишком дорогой такая роскошь была. Поэтому и смотрели многие «Утреннюю почту» только в зимнее время.

№ 9 «Клуб путешественников»

«Клуб путешественников», а поначалу «Клуб кинопутешествий», появился в эфире в 1960 году и в первое время выходил ежемесячно в прямом часовом эфире. Формат: 2/3 сюжетов по туристическим достопримечательностям союзных республик СССР, 1/3 — сюжетов о зарубежье, один из которых обязательно посвящён какой-нибудь социалистической стране.

Интерес к передаче был огромен потому, что какой-то из заграничных сюжетов, снятых западными журналистами, рассказывал про неведомые советскому обывателю экспедиции на вершины гор или дно океанов, по пустыням или джунглям, подземным пещерам или ледникам Антарктиды. С 1973 года ведущим «Клуба путешественников» стал врач Юрий Сенкевич, участвовавший в экспедициях Тура Хейердала. Благодаря ему героями телепередачи стали всемирно известные путешественники и исследователи.

№ 8 «В гостях у сказки»

Первый выпуск передачи вышел в 1976 году. «В гостях у сказки» выходила в телеэфир еженедельно в течение учебного года, а летом «уходила на каникулы». Часть сезонов выходили в субботу с последующим повтором утром на следующей рабочей неделе, часть сезонов — в пятницу, опять же с повтором, часть — в воскресенье. Показывали детские фильмы-сказки, игровые и мультипликационные. Демонстрировались советские киносказки разных лет, созданные на киностудиях всех союзных республик СССР. Ведущая программы Валентина Леонтьева открывала передачу обращением «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!».

Говорила так тётя Валя неслучайно. «В гостях у сказки» считалась передачей для семейного просмотра, когда вместе с маленькими детьми у телевизора собирались старшие братья и сёстры, папы и мамы, дедушки и бабушки. Так было принято в Советском Союзе.

№ 7 «В мире животных»

Научно-популярная программа «В мире животных» впервые вышла в эфир в 1968 году и демонстрировалась по субботам (позже по воскресеньям) на Первом канале 37 лет. Многие её помнят благодаря талантливому ведущему Николаю Дроздову и музыкальной заставке, которую в нарушении авторских прав руководство советского ТВ позаимствовало у французского оркестра Поля Мариа, сделавшего аранжировку на музыку Ариэля Рамиреса «La peregrinación (Паломничество)» из кантаты «Наше Рождество».

Изначально передача представляла собой исключительно документальные съёмки западных телевизионщиков про многообразие животного мира на планете. Потом стали появляться сюжеты о зверье из советских заповедников, а часть передачи начали снимать в студии.

№ 6 «Время»

Программа «Время» считалась главной в СССР. Выходила она и продолжает выходить ежедневно в прайм-тайм, в 21.00. Это была основная новостная телепередача с подборкой ключевой международной и всесоюзной информации. А также с трансляцией важных заявлений ЦК КПСС и Советского правительства.

«Время» предполагалось транслировать 30 минут, но это чисто теоретический расчёт. Если проходил пленум ЦК КПСС или съезд компартии, то телепрограмма могла затянуться на час и более. Но смотрела «Время» до самой последней секунды вся страна, потому что сразу после завершения программы начинался показ художественного фильма.

№ 5 «Международная панорама»

«Международная панорама» с конца 70-х выходила каждое воскресенье в 18.00 под слоганом: «События недели: хроника, факты, комментарии!». Она была единственным «окном в зарубежный мир» для жителей страны, лишенных возможностей лично увидеть «загнивающий Запад». Вещали с экрана не дикторы, а советские журналисты-международники, бывавшие за рубежом и говорившие обо всём со знанием дела. Но в соответствии с линией КПСС они клеймили позором американский империализм, германский реваншизм, израильскую военщину…

Каждый из телезрителей имел свои цели. Кого-то действительно интересовали события в мире. Но многие ждали финального репортажа о культуре, где могли показать сюжеты из жизни рок- и поп-звёзд и можно было воочию увидеть кумиров, чьи записи полуподпольно переписывались с магнитофона на магнитофон. Кто-то приобщался к красивой жизни, глядя на кадры с шикарными автомобилями, интерьерами, невиданной архитектурой и миганием рекламных стендов и растяжек. А женщины именно из «Международной панорамы» узнавали о последних веяниях западной моды.

№ 4 «Очевидное – невероятное»

Научно-популярная передача «Очевидное-невероятное» впервые вышла в 1973 году. Её бессменным ведущим был советский учёный-физик, профессор Сергей Капица. Это была передача для интеллигенции, студенчества и интеллектуально продвинутых школьников.

Рассказывалось о науке и технике, изобретениях, освещались философские, культурные и психологические проблемы научно-технического прогресса, делались прогнозы на будущее. Главной идеей программы стала наука как часть культуры. И что, очень важно, в передаче не было ни слова о политике и о превосходстве победившего социализма над загнивающим капитализмом.

№ 3 «Кабачок «13 стульев»

Эстрадно-развлекательная юмористическая телепередача «Кабачок «13 стульев» выходила в эфир с 1966 года по 1980 год. Местом действия программы являлась студия, стилизованная под польское кафе. Главные роли завсегдатаев кабачка исполняли в основном артисты Московского театра сатиры. Они разыгрывали юмористические сценки, произносили смешные монологи и открывали рот, имитируя исполнение фонограмм популярных польских песен.

Передача пользовалась огромной популярностью. Во-первых, это был самый первый проект юмористической программы на ТВ. Во-вторых, артисты могли позволить себе вольности и покритиковать окружающий быт и даже власть. Ведь по сценарию они были не в СССР, а в Польше. А значит, их сатира была направлена в адрес не советской действительности и КПСС, а польских чиновников.

Обид у польских коммунистов на «Кабачок 13 стульев» не было. Ведь все шутки были заимствованы из юмористических журналов Польши и других соцстран.

№ 2 «Вокруг смеха»

Развлекательная программа «Вокруг смеха» впервые вышла в 1978 году, вёл её поэт-пародист Александр Иванов. Когда передача была в эфире – пустели улицы. Телевизор дал возможность людям с периферии увидеть сценки из столичных спектаклей, исполняемых знаменитыми театральными артистами. Именно в «Вокруг смеха» впервые на телевидении спели Александр Розенбаум, Надежда Бабкина и другие будущие кумиры эстрады.

Телезрители наконец-то увидели и услышали главных сатириков страны Советов Михаила Жванецкого, Аркадия Арканова, Михаила Задорнова, Григория Горина, читавших свои произведения. Попасть в передачу было большой честью. Евгения Петросяна, например, к съёмкам ни разу не допустили, как он не просился.

№ 1 «Взгляд»

Информационно-развлекательная телепрограмма Центрального телевидения «Взгляд» появилась на закате советской власти 2 октября 1987 года. Это было время горбачёвской перестройки с её плюрализмом мнений и гласностью. Цензура в СМИ ещё не была отменена, но журналисты «Взгляда» первыми начали говорить правду о положении в стране и изменили представление населения о телевидении. Формат передачи включал в себя не запись, а прямой эфир из студии и музыкальные клипы. В условиях отсутствия в стране каких-либо музыкальных передач, транслировавших современную зарубежную музыку, это была единственная возможность увидеть клипы популярных на Западе исполнителей.

Советский Союз, как тогда говорили, начал жить от пятницы до пятницы. Именно в этот день поздним вечером выходила программа «Взгляд», благодаря которой можно было не только правду узнать, но и задуматься над тем, куда катится страна. Вели её молодые и очень талантливые журналисты Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Олег Вакуловский, Александр Политковский, Сергей Ломакин, Владимир Мукусев, Артём Боровик и Евгений Додолев.

Они по всей стране снимали сюжеты на злободневные темы и высказывали в прямом эфире свои личные мнения о происходящем в СССР и за рубежом. Это очень раздражало партийную номенклатуру. Скандал разразился 26 декабря 1990 года, когда руководство Гостелерадио СССР запретило выход в эфир новогоднего выпуска «Взгляда». Запрет мотивировали нежелательностью обсуждения в прямом эфире отставки министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе.

На фото кадры из телепередач Гостелерадио СССР

Источник: lipetskmedia.ru

Оцените статью
Добавить комментарий