Мобильные CPU скорее не 8-ядерные, а двойные 4-ядерные?
Где же кроется подвох? Дело в том, что нынешние восьмиядерные SoC (будь то решения от Qualcomm или Mediatek) состоят из двух 4-ядерных чипов, но с различающейся тактовой частотой, которая указывается в герцах — «ГГц». Во время работы эти чипы распределяют задачи между собой в зависимости от нагрузки.
То есть, когда смартфону требуется выполнить ресурсоемкую задачу – он перекидывает ее на четыре быстрых ядра с высокой циклом выборки и исполнения команд. Напомним: чем выше частота (или число основных операций) ядер – тем выше скорость выполнения задач. В случае, когда смартфону не нужно задействовать много мощности (например, во время веб-серфинга или блуждания по интерфейсу), задействуется медленный процессор с низкой частотой.
10-ядерный процессор Mediatek: 2 ядра Cortex-A72/2500 МГц предназначены для выполнения самых сложных задач; 4 ядра Cortex-A53/2000 МГц — для сбалансированного режима, который обеспечивает хорошую производительность с потреблением энергии в допустимых размерах; и 4 ядра Cortext-A53/1400 МГц обеспечивают максимальную энергоэффективность, когда на смартфоне не запускаются требовательные приложения.
4 ядра хуже чем 2? Именно так!
Итог: энергия аккумулятора при потребляется меньше, а так как для выполнения большинства задач телефону достаточно CPU с невысокой вычислительной производительностью, это позволяет существенно экономить заряд батареи, не устанавливая АКБ удвоенной емкости.
Что выбрать: четыре или восемь ядер?
Принимая во внимание вышеперечисленные факты, мы приходим к следующему выводу: любой восьмиядерный процессор на самом деле никакой не восьмиядерный, а, скорее, двойной 4-ядерный (такой принцип объединения называется big.LITTLE). Но для маркетингового названия этот оборот речи не особо подходит, а вот формулировка «восьмиядерный» воспринимается на слух гораздо лучше.
Получается, что разница в мощности между 4-ядерными и 8-ядерными мобильными CPU может оказаться незаметной для рядового пользователя. Но тем, кто хочет приобрести телефон с большей «долгожительностью», логичнее выбирать 8-ядерный аппарат.
Схожесть Qualcomm и MediaTek
Как известно, обе компании занимаются изготовлением мобильных процессоров. Но, ни Qualcomm, ни MediaTek не занимаются изготовлением чипов самостоятельно. В этом деле им помогают специализированные компании, такие как — TSMC. Именно эта фирма — один из мировых лидеров по количеству фабрик, на которых налажено массовое производство полупрозрачных кристаллов.
Чипы обоих производителей создаются для мобильных гаджетов любой ценовой и функциональной наполненности. Последняя схожесть — наличие в процессоре архитектуры ARM.
Положительные и негативные моменты чипов Qualcomm
Начнём с приятного:
ИГРОВОЙ ПК ИРБИС 4 ГИГА 4 ЯДРА ЭЛЬДОРАДО МЕМ
-
Тончайший процесс изготовления.
Статистика ежегодно выпускающих чипов красноречиво свидетельствует о том, что разработчик стремиться к высоким показателям обновления архитектуры. Это проявляется, например, в политике установки свежее выпущенных процессоров на флагманские модели, и только потом на более бюджетные;
-
Личная графическая подсистема.
За графику в процессорах Qualcomm отвечает графический ускоритель Adreno, разработанный именно в стенах этой корпорации. Это помогает в разы быстрее нежели конкуренты адаптировать свои чипы под мировые технологические стандарты;
-
Применение собственных ядер.
Во время выпуска новых SoC, технологи из Qualcomm не спят, а покупают права на эту систему и всеми способами дорабатывают её под стандарты своих процессоров, что способствует росту производительности каждого чипа от Qualcomm;
-
Технология оптимизации потребления энергии.
Энергетическая эффективность — один из важных критериев в работе сотрудников из Qualcomm, которые стараются равноценно распределить долю производительности и энерго эффективности.
Применение самых передовых технологий непременно ведёт к росту цены за процессор;
-
Заумность внутренней структуры загрузчика.
Именно у Qualcomm загрузчики системы чипа считаются наиболее сложными и замысловатыми;
-
Ограниченное количество бюджетных версий.
Политика компании — флагманские модели, а значит большая часть рынка сравнительно недорогих девайсов попросту обходится стороной.
Положительные моменты чипов MediaTek
-
Небольшая стоимость.
С самого начала своего производства, компания закрепила ценовую политику процессоров в средней категории и прочно «удерживает» свои позиции;
-
Хороший ассортимент.
Разработчики из MediaTek всерьез озабочены вопросами качества своих товаров, что сказывается на ежегодном обновлении своего модельного ряда;
Отрицательные стороны чипов MediaTek:
-
Применение базовых ядер Cortex.
Так как у компании нет средств для совершенствования микроархитектуры своих процессоров, и приходится применять классические ядра для чипов;
-
Малый уровень суппорта создателей.
К сожалению, вопросы связанные с качественной и надёжной поддержкой разработчиков у фирмы MediaTek стоят на первом плане. Это в свою очередь нередко приводит к таким моментам, как несвоевременность обновления драйверов в мобильных гаджетах;
-
Утрата лидирующих позиций в плане совершенствования технологических процессор.
Экономия — атрибут всех вещей от компании MediaTek. Производственный процесс компании не имеет прямого доступа к самым современным конвейерным линиям, а значит все чипсеты фирмы — устаревшие и «грубые».
В завершении стоит указать, что выбор между Qualcomm и MediaTek — дело, прямым образом зависящее от воли потребителя, который приобретает тот или иной мобильный гаджет исходя из своих предпочтений и запросов.
Если наша статья вас заинтересовала — ставьте лайки и делайте репосты в своих социальных сетях!
В этой статье рассказ пойдет не о внешнем виде устройств и об удобстве пользования, не о том как должны быть расположены клавиши и элементы на корпусе. Здесь я постараюсь рассказать как выбрать смартфон или планшет исходя из начинки — процессора, памяти, графического ядра.
Операционная система Android настолько популярна что устройства под ее управлением выпускают не только именитые производители, но и множество малоизвестных компаний. Процессоры для устройств под управлением Андроид выпускают меньше компаний, но чипов существует огромное количество — одноядерные, двухъядерные, четырехъядерные и даже восьмиядерные. Смартфоны и планшеты кроме всего прочего имеют разный объем памяти от 256 мегабайт до 3 гигабайт, и что самое важное для игр в Андроид — разные графические процессоры.
Давайте рассмотрим несколько известных утверждений:
Больше памяти — быстрее Android
Если речь идет об оперативной памяти, то это верно, потому что чем больше объем памяти, тем меньше операционной системе Андроид надо обращаться к внутреннему хранилищу, скорость работы которого в разы меньше чем скорость оперативной памяти.
Больше ядер — быстрее Android
Если речь идет об одинаковых чипах с разным количеством ядер, то да, чем больше ядер тем система быстрее. Но!
Если речь идет о разных чипах разных производителей, то количество ядер процессора для Андроид не играет решающей роли
. Например мой двухъядерный смартфон SONY Xperia SP заметно обгоняет по производительности некоторые четырехъядерные устройства.
8 ядер быстрее чем 4
Что касается 8-ми ядерных процессоров — в реальности их мало. И многие восьмиядерные процессоры это на самом деле два четырехъядерных процессора которые работают по отдельности. Один более мощный включается при большой нагрузке — например игры, просмотр видео, тяжелые приложения, а второй работает при легких задачах. Такая схема нужна для увеличения работы батареи Андроид устройств.
Больше частота процессора — быстрее Android
Здесь та же ситуация что и в пункте 2. Если это процессор одной серии, того же производителя, то увеличение частоты ведет к росту скорости Андроид устройства. Но процессоры, например MediaTek и Qualcomm при одинаковой частоте могут показывать разный результат.
Чем новее версия Андроид тем лучше
С каждой новой версией Андроид становится более функциональным, появляются дополнительные фишки и возможности. Но программисты проекта Android без сомнения не только добавляют функционал, а еще и улучшают и оптимизируют ядро операционной системы Android. Поэтому да, чем новее версия Андроид тем лучше.
Мой SONY Xperia SP изначально имел Андроид 4.1 затем пришло обновление до версии 4.3 и телефон стал работать заметно быстрее, пропали редкие лаги интерфейса. Жаль только что для Xperia SP не выйдет обновление Android 4.4, подробнее .
Что еще важно для быстродействия
В рекламе Андроид телефонов и планшетов обычно делают упор на объем памяти и количество ядер процессора, но редко вспоминают о графическом процессоре. А именно от графического чипа зависит производительность Андроид телефона или планшета в играх.
Сколько ядер процессора нужно для современного смартфона?
Вопрос очень похожый на тот, что звучал в нашей предыдущей статье: “Сколько оперативной памяти нужно для современного смартфона?”. Можно ли считать, что смартфон, который имеет 10-ядер, а такие уже давно есть на рынке, гораздо более мощный 8-ядерного или 4-ядерного?
Пример:
- Apple iPhone XS Max — 6-ядерный процессор;
- Xiaomi Redmi Note 4X — 10-ядерный процессор.
В iPhone XS Max процессор имеет 6 ядер и это один из самых крутых смартфонов на рынке, а Redmi Note 4X имеет версию с 10-ядерным процессором и это средненький бюджетник. Видим, что мериться ядрами можно, но далеко не всегда дело в их количестве.
Почему в процессорах смартфонов больше ядер, чем у ПК и ноутбуков?
Мы можем наблюдать, что даже в мощных процессоры в основном 4-ядерные, а в смартфонах 4-мя ядрами уже давно никого не удивишь. Почему так? В ПК мощность процессора можно увеличить, если повысить тактовую частоту, но это реально потому, что в корпусе ПК легко реализовать активное охлаждение. В смартфонах с охлаждением не все так просто, поэтому увеличивать тактовую частоту не вариант.
Если например взять смартфон Huawei P Smart Plus, то в нем процессор 8-ядерный, но в то же время ядра делятся на два типа:
- 4 ядра — энергоэффективные (с частотой 1,7 ГГц);
- 4 ядра — мощные (с частотой 2,2 ГГц).
Фактически смартфон имеет два 4-ядерных процессора, но не вникая в детали такие смартфоны называют 8-ядерными (например, новый Гугл пиксель три а). Для серфинга в интернете, пользования “легкими” системными приложениями, пролистывания меню вполне достаточно будет первых 4-х ядер. В это время 4 высокочастотные ядра в режиме “сна”. Когда вы запускаете тяжелые приложения или игры, то включаются мощные ядра. Такой алгоритм работы многоядерных процессоров называется big.LITTLE.
Для чего ядра делить на мощные и энергоэффективные?
Можно сделать вывод, что для смартфона вполне хватило бы и четырех ядер (высокочастотных). В общем так и есть, но здесь мы встречаемся еще с одной проблемой современных смартфонов, а именно автономность. Если на все задачи простые и сложные задействовать более мощные ядра, то это существенно будет влиять на автономность устройства.
Выводы
iPhone 7 и 7 Plus имеют 4-ядерный процессор и на момент выхода они были одними из самых мощных на рынке, опережая целый ряд смартфонов с 8-ядерным чипом. Они и сегодня вполне актуальны и легко справляются с любыми задачами. Поэтому, как вывод можем сказать, что выбирая смартфон гораздо важнее обратить внимание на емкость батареи, возможности камеры, экран, оперативную и постоянную память и только после этого обращать внимание на количество ядер процессора.
Источник: xn--1-dtbhjq7c.xn--p1ai
Процессор 2022 года, сколько ядер нужно играм и софту?
Муки апгрейда: сколько ядер нужно играм, есть ли смысл переплачивать?
Что такое ядро процессора?
Ядро — блок процессора где производятся математические и логические вычисления. Многоядерные процессоры позволяют параллельно выполнять сразу несколько независимых процессов (программ и игр) разделяя их по ядрам, а не держать их в одной очереди.
При этом современная программа или игра может разделиться на несколько процессов и потоков, чтобы задействовать несколько доступных ядер для ускорения вычисления, лог.решений, а для игр снизить задержки на реакцию действий пользователя. Но не все программы и игры умеют использовать все доступные ядра это может быть связано с тем что программа старой разработки или для её работы не нужно столько ресурсов.
Даже одновременно запущенные простые программы как Интернет браузер, офисный редактор и музыкальный плеер, спокойно довольствуются работой двух ядерного процессора. Игры и программы выпущенные до 2006 года могут использовать только одно ядро. До 2010 года большинство игр и программ может задействовать только 2 ядра. До 2019 года подавляющее большинство игр использует всего 4 ядра, а использование 8 и более не приносило преимуществ.
Виртуальные ядра (логические потоки) — результат деления физического ядра на несколько логических потоков (обычно на два), один поток получает приоритет к ресурсам ядра и используется для сложных вычислений, а второе виртуальное для решения несущественных процессов. При высокой нагрузке виртуальные потоки временно замораживаются. Программы видят больше ядер чем есть на самом деле, а операционная система сама решает как распределить процессы. Такой подход не позволяет ускорить решение одной задачи/программы, но позволяет ускорить и сократить нагрузку от работы кучи малоресурсных программ (чаты, музыка и т.д.)
Считаем ядра
4 ядра — базовое требование большинства игр и программ выпущенных до 2019 года. Для игр и программирования их уже не стоит их рассматривать, но для офисных нужд отлично подойдет. Например: INTEL Core i3-10100 с встроенной видеокартой в процессоре. 6 ядер — оптимум для большинства.
6 ядер будет достаточно ещё до 2024 года; 8 ядер — золотой стандарт для игр на 4К-мониторе (2160р при 16:9), а также для новых 4К VR очков и мощных видеокарт, где ставится цель получить не менее 100 FPS. Прибавляем ядра, если: +2 ядра — для стриминга и +1 монитор; +2 ядра — если широкоформатный монитор 21:9 (на экране больше объектов); +4 ядра — игра на 3 мониторах по 16:9 или супер широкоформат 32:9; В подсчете используем только физические ядра, не учитываем виртуальные. Речь идёт о современных процессорах, выпускаемых с 2018 года, таких как: AMD Ryzen 5/7/9 и Intel Core i5/i7/i9. 6-ти ядерный процессор 2016 года, будет равен производительности 4 ядерному процессору из 2019 года. Поэтому не стоит рассчитывать на старые процессоры.
Примеры: А) Для игр с монитором 21:9 или VR 6 + 2 = 8 ядер Б) Монитор 4К + стриминг 8 + 2 = 10 ядер
Оптимум — 6 ядер
Адекватный вариант для программистов, дизайнеров и фото редакторов начального уровня. 6 ядер ещё достаточно для современных и будущих игр на «стандартных» 16:9 мониторах в разрешении до 1440p и VR очков начального уровня (например Oculus Quest 2). Удачные процессоры: AMD Ryzen 5 5600X Intel Core i5-11600KF
Производительности процессора хватит для видеокарт: NVIDIA GeForce RTX 3060 AMD RADEON 6600
Кому 8 ядерный?
Выбор оправдан для игр с современной видеокартой, среднего уровня: AMD Radeon 6700XT или Nvidia GeForce 3070 Также для работы в современных графических дизайнерских программах в самых высоких разрешениях. Оптимальные 8 ядерные варианты: AMD Ryzen 7 5800X Intel Core i7-11700KF Если нужно больше 120FPS: AMD Ryzen 7 5800X3D — стабильно высокая частота и рекордный объем кэш памяти.
На игровые приставки Playstation 5 и XBOX S|X установлены 8 ядерные процессоры AMD Ryzen, а значит будущие игры оптимизированы под 8 ядер.
10/12 ядер?
А) Игра на сверхшироком мониторе 31:9 или на 3 мониторах; Б) Стриминг в 4K разрешении; В) Видеомонтаж 4К видео; Г) Продвинутое программирование с постоянно работающей базой данных; Варианты: AMD Ryzen 9 5900X — 12 ядер Intel Core i9-10900KF — 10 ядер Intel Core i9-12700K — 8 мощных + 4 слабых ядра, процессор только для Windows 11 и самых свежих Linux. Поддерживает DDR 4 и 5.
Производительности процессоров хватит для топовых видеокарт: NVIDIA GeForce RTX 3080 AMD RADEON 6800XT
16 и более?
Единственные игры в которых можно получить заметное преимущество от использования 16 и более ядер это пошаговые стратегии. Такие, как например Total War: Warhammer 3, Civilization 6 и тому подобные, где ход компьютера требует больших вычислений. В игровых жанрах как шутер, гонки, аркады — 16 ядер не принесут улучшение по сравнению даже с 8 ядерным процессором, для них важнее частота и кэш память процессора. Обычно большое количество ядер влечет уменьшение тактовой частоты и если игра загрузит только 8 ядер из 16 то на выходе можем получить меньше FPS чем запустили бы игру на 8 ядерном процессоре но с более высокой частоте. Но такие процессоры используются разработчиками игр, где используется несколько программ для создания и отладки игры Для работы эти процессоры имеют преимущество только в массовых и очень сложных задачах: Автокад и 3D моделирование, поточная обработках фотографий, видеомонтаж и конвертация, компиляция сложных программ и игр, архивация данных. Примеры процессоров 16 ядерных процессоров:
AMD Ryzen 9 5950X Intel Core i9-12900KF — работает с DDR4 и DDR5
Можно ознакомиться с тестами и обзорами 16 ядерного AMD Ryzen 3950X. Из которых видно, что разрыв между 8, 12 и даже 16 ядрами в играх незначительная (на начало 2020 года) и картина врядли изменится в ближайшей перспективе. Разботчики игр в первую очередь будут подстравиваться под консоли, а новое поколение консолей 2020 года будет строится на 8 ядерных AMD. Когда появятся игровые приставки с 12 или 16 ядрами, тогда и на ПК переход будет полностью оправдан. 3Dnews — Обзор процессора AMD Ryzen 9 3950X: фаталити ixbt — Тестируем AMD Ryzen 9 3950X: горячие во всех смыслах 16 ядер, полностью меняющие представление о десктопных процессорах
Есть ли смысл брать ядра на запас?
Нет — так показал опыт с момента появления первых 4 и 6 ядерных процессоров. Кроме количества ядер есть наиболее важные показатели: объем и скорость кеш-памяти, инструкции, алгоритмы «предсказаний», тип и скорость оперативной памяти, тип и кол-во полос на PCIE, тактовая частота. Поэтому 10 — 12 ядерный процессор из 2020 года будет ощутимо проигрывать 8 ядерному процессору из 2025 года. Но удачно выбранный современный процессор способен «пережить» одну замену видеокарты. Купив современный процессор и видеокарту 2019-2020 года, можно провести модернизацию в 2023 году, поменяв видеокарту и увеличить объем оперативной памяти. И в 2025 поменять процессор с мат.платой и памятью. «Топовые» видеокарты каждые 3 года обновляют требования к процессорам и памяти, поэтому лучший процессор 2020 года не сможет на 100% загрузить «топовую» видеокарту 2025 года. «Лишние ядра» имеет смысл брать: А) В ближайший год планируется смена 16:9 монитора на 21:9 или играть в три монитора; Б) Дополнительные ядра пригодятся в софте или программировании для работы;
Благодаря появлению игр на API Vulkan и Directx 12 требования к связке «процессор — видеокарта» снизились до 50%, что существенно продлило жизнь старым 6 и 8 ядерным процессорам. Раньше с Directx 10/11 приходилось менять видеокарту и процессор одновременно. Большинству игр хватало даже 2, но быстрых ядер для 1080p 16:9, а наличие даже 8 ядер не давало преимуществ.
Нужны ли потоки играм?
Нет. В играх от них толку нету или прибавка на уровне погрешности. Игра сильно нагружает ядро и второй виртуальный поток этого ядра обычно замораживается. Потоки полезны для работы, тем у кого одновременно запущено более 5 разных программ и все они активны (открыты на экране) и/или работают в фоне.
Мнения и гипотезы: Бытует мнение, что для игр с API Directx 12 все же потоки дают прибавку до 3% производительности. Одни тесты это доказывают, другие опровергают. Все же это связано в первую очередь с оптимизацией игры и приложениями которые открыты вместе с игрой или работают на соседнем мониторе. На старых играх с API Directx 11/10/9 виртуальные потоки не влияют на производительность или даже тормозят. И тому есть гипотеза: большинство топ игр изначально готовились для приставок XBOX и PS, где установлены процессоры AMD без виртуальных потоков, а значит игры заточены под физические ядра и после переноса на PC игровой движок ошибочно воспринимает потоки, думая, что это физические ядра.
С другой стороны, все новые «игровые» процессоры выпущенные с 2020 года будут иметь виртуальные потоки.
Почему не подходят старые 6 и 8 ядерные процессоры?
Старые процессоры, выпущенные до 2017 года завершают свой жизненный цикл (особенно на DDR3 памяти). Каждые два года игры и софт становится более требовательным к таким показателям процессора: — объем и скорость кэш-памяти;
— набор инструкций и алгоритмов в процессоре (ускоряют сложные расчёты); — скорость и объем оперативной памяти; Проще говоря ядра старых процессоров не достаточно быстры как у новых и они банально не смогут успевать прорабатывать игровые сцены и расчеты для современных видеокарт. Такая же ситуация обстоит и со старыми Intel Xeon процессорами с Алиэкспресс. Ядер много, электричества ест много, а толку в современных играх все меньше и меньше.
Тактовая частота теперь не на первом месте как это было 10 лет назад.
Есть ли смысл в DDR5?
В 2022 году новая линейка процессоров Intel 12XXX совместима с оперативной памятью нового поколения DDR5 и благо совместимы ещё с DDR4. Как показывают многочисленные тесты, преимуществ от использования DDR5 редко превышает 5%, поэтому выбор в пользу DDR5 оправдан только для работы и сборки сервера с высокой нагрузкой где можно оправдать расходы на дорогую DDR5 память. В играх же наблюдается даже отрицательный результат из-за высокой задержки отклика чипов памяти (CL) 5-го поколения по сравнению с доступным сегодня на рынке DDR4. При этому учитывайте, что DDR5 на 1 квартал 2022 года стоит в два раза дороже чем аналогичная схема DDR4.
К сборке игровой системы на DDR5 рекомендуем присмотреться только в середине 2023 года, когда выйдет новое поколение процессоров Intel 13XXX и AMD 7XXX. В которых будет улучшена совместимость с DDR5, а также на рынке будет достаточно новых схем DDR5 с более низкой ценой, лучшей скорости и меньшей задержкой отклика чипов.
AMD или Intel?
Каждый бренд имеет свои незначительно плюсы и минусы. Выбор зависит от фанатизма, опыта и разочарований в прошлом и кошелька. Аргументы в пользу AMD: — AMD инноватор: первый массовый 64 битный процессор, первые многоядерные процессоры (и «народные»). Благодаря этим инновациям, AMD толкает зазевавшийся Intel развиваться и заставляет ощутимо снижать цены; — Процессоры и видеоускорители этого бренда используются в игровых приставках XBOX и PS; Аргументы в пользу Intel: — Бренд десятилетия лидирует по продажам и внушает заслуженного доверия; — Лучшие процессоры для ноутбуков (но AMD догоняет); — Большая часть старого софта и игр (на API Directx 11) лучше оптимизированы под процессоры Intel;
Опубликовано: 08.08.2021 (обновлено: 19.01.2023 ) , автор NA88
Источник: axiona.ru
Raspberry Pi 4. Что дают четыре ядра и четыре гига в четвертой ревизии «малинки»
Как и у людей, у компьютеров есть своя судьба — и складывается она зачастую по-разному. Одни ведут размеренную жизнь и тихо уходят на покой в предназначенный срок. Другим уготовано вписать свое имя в историю, стать признанной легендой и даже породить целую субкультуру. Выход четвертой ревизии популярного одноплатника Raspberry Pi не оставляет скептикам ни единого шанса: английский микрокомпьютер с нами всерьез и надолго.
Получив в народе ласковое прозвище «малинка», RPi стал своего рода ZX Spectrum для современной эпохи. Параллели можно проводить долго: оба компьютера появились на свет в Англии (да не где-нибудь, а в Кембридже!), оба предназначались в первую очередь для образования, но при этом легко «переросли» отведенные рамки. Будучи не самыми производительными для своего времени, они привлекали пользователей демократичной ценой, простотой и, конечно же, поддержкой со стороны сообщества.
Хоть основатель Raspberry Pi Foundation Эбен Аптон и не получил пока от английской королевы титул рыцаря, как это было с Клайвом Синклером почти сорок лет назад, можно не сомневаться, что общественное признание его заслуг еще впереди. Вполне возможно, через пару десятилетий кто-то из нового поколения хакеров и программистов с теплотой вспомнит свой первый микрокомпьютер Raspberry, который помог определиться с выбором жизненного пути. Да, Линус Торвальдс учился программированию на Sinclair QL, если ты не знал!
INFO
Про сэра Клайва Синклера и разработку первых микрокомпьютеров в Sinclair Research снят художественно-исторический фильм Micro Men с Мартином Фрименом в одной из главных ролей. Успеха другой его работы — сериала «Шерлок» — эта картина не получила, но если судьба пионеров ИТ тебя хоть сколько-то интересует, фильм однозначно стоит смотреть.
Думаю, теперь ты понимаешь, почему я просто не мог пройти мимо Raspberry Pi 4 и приобрел этот одноплатник, как только он появился у нас в свободной продаже и максимальной комплектации. Официальных поставок в Россию, насколько мне известно, пока не было, но перекупщики вовремя подсуетились и завезли немного «малинок» для самых нетерпеливых энтузиастов. Самое время узнать, что приготовило нам нынешнее обновление!
Обзор платы
Любопытные детали можно обнаружить уже в комплектации. Плата не упакована в антистатический пакет — и это странно. Эбен Аптон упоминал, что его команда старается максимально удешевить производство Raspberry Pi, но это какая-то уж слишком радикальная оптимизация затрат. Подобную экономию ожидаешь увидеть в применении к Raspberry Pi Zero за $5, но никак не к флагманской модели за $55.
Однако все это мелочи жизни, о которых сразу забываешь, едва ознакомившись с бумажной инструкцией. Ты наверняка уже в курсе, что четвертая версия одноплатника поставляется с разными объемами оперативной памяти на выбор. Летом Raspberry Pi Foundation анонсировала появление сразу трех вариантов, с микросхемами LPDDR4 емкостью в один, два или четыре гигабайта. Но в инструкции содержится упоминание о еще одной версии, которая, видимо, не дошла до релиза — на целых восемь гигабайт! Ого!
Про нее в новостях не было ни слова, и нам остается только гадать, по какой причине разработчики решили отказаться от подобной модели. Вполне возможно, что итоговая стоимость «малинки» с такой микросхемой памяти оказалась слишком высокой и не укладывалась в философию дешевого компьютера, которой стараются придерживаться в Кембридже. Кроме того, не стоит забывать, что выпуск нового поколения сразу в нескольких вариантах — это смелый эксперимент и в самой организации никто пока не знает, какая модель в итоге окажется наиболее популярной среди пользователей.
В такой ситуации отложить выпуск версии на восемь гигабайт и оценить спрос на ее ближайший аналог с четырьмя — вполне логичный шаг. Так что вероятность выхода еще более производительного Raspberry Pi сохраняется, тем более что разработчикам предстоит как-то исправить аппаратную проблему совместимости с некоторыми блоками питания (об этом чуть ниже).
Дальнейший осмотр самого микрокомпьютера настолько неожиданных сюрпризов не принес. Как и было заявлено, форм-фактор остался прежним, а вот расположение и набор разъемов немного изменились, из-за чего одноплатник потерял обратную совместимость с некоторыми прежними аксессуарами. В истории Raspberry Pi такое произошло, кстати, впервые, если не считать оригинальные модели с полноразмерными карточками SD. Стоило ли оно того?
Первое, что бросается в глаза, — разъем RJ45 для гигабитного Ethernet поменяли местами с парой портов USB, переместив его ближе к выводам PoE. Безусловно, такое изменение напрашивалось само собой и только облегчило разводку платы. К слову, теперь сеть и периферия USB висят на отдельных интерфейсах. До этого их объединял общий хаб, что создавало проблемы при одновременном использовании.
Кроме того, у нас наконец-то появились два порта стандарта USB 3.0, без него в 2019 году было бы совсем грустно. Это означает, что теперь есть возможность подключать внешние SSD и прочую современную скоростную периферию вроде веб-камер с разрешением 4К. Можно даже собрать собственный бюджетный NAS, благо связка из USB 3.0 и гигабитного Ethernet располагает к определенного рода безумствам — например, RAID на SSD. Кстати, ответственная за USB микросхема VIA VL805 общается с процессором по PCI Express, и энтузиасты практически тут же нашли способ работать с еще более быстрыми дисками NVMe, просто отпаяв концентратор USB с платы. Классный аппаратный хак!
По сравнению с крохотными разъемами видеоинтерфейсов олдскульный 3,5-миллиметровый аудиоджек кажется огромным. Удивительно, но инженеры не только решили сохранить его, но еще и не стали выкидывать возможность выводить на него аналоговый видеосигнал! Так что все желающие могут попробовать вдохнуть жизнь в старые телевизоры и эмулировать ретроигры на аутентичном экране.
А вот с разъемом Mini-USB разработчики распрощались, теперь на его месте ты найдешь USB Type-C. По уверениям создателей, это позволяет прокормить новый «камень», аппетиты которого выросли до 3 ампер под нагрузкой — в сумме внушительные 15 Ватт потребления. Насколько верны столь смелые заявления, мы обязательно выясним чуть позже, а пока лишь замечу, что реализация стандарта USB Power Delivery на новой плате сломала совместимость с нынешними блоками питания у некоторой части пользователей (включая меня). Если для тебя эта проблема критична, стоит подождать следующей ревизии платы, в которой разработчики обещали исправить недочет.
Слот для microSD оставили на своем законном месте. Если ты рассчитывал на встроенный флеш-накопитель в новом поколении (как на RPi Compute Module, например), увы и ах — надеждам не суждено было сбыться. Я тоже немного разочарован, если честно. На Raspberry Pi 2 этот разъем был не самой удачной конструкции — и на моей плате разболтался спустя некоторое время, так что успешная загрузка системы с карты памяти происходила через раз.
Штыревые контакты GPIO также не претерпели изменений. С одной стороны, это позволило сохранить совместимость с существующими платами расширения, что приятно. С другой стороны — как и раньше, очень не хватает выведенного сигнала RESET для принудительной перезагрузки системы (например, автоматически с помощью микросхемы-супервизора). Кроме того, было бы здорово иметь хотя бы парочку дополнительных интерфейсов USB на этом разъеме — чтобы было удобно пользоваться той периферией, которую не предполагается переподключать слишком часто (такие интерфейсы почти всегда можно обнаружить в нижней части обычных десктопных материнок).
Самый SoC: BCM2711
Однако самые интересные изменения произошли, конечно же, с центральным процессором. Теперь это SoC BCM2711 с четырьмя ядрами Cortex-A72 на архитектуре ARMv8, что выводит производительность системы на качественно иной уровень. Предыдущие модели основывались на ядрах от Cortex-A7 (Raspberry Pi 2) до Cortex-A53 (Raspberry Pi 3+), то есть с этим обновлением разработчики перемахнули сразу через несколько ступенек.
В первую очередь этому способствовал переход на техпроцесс 28 нм. Микросхемы на всех предыдущих версиях одноплатника изготавливались по технологии 40 нм, и с выходом BCM2873 на RPi 3+ инженеры уперлись в ограничения по площади кристалла. Более производительные ядра требовали больше транзисторов, которые просто негде было разместить. Как видишь, пока Intel и AMD безуспешно штурмуют порог в 10 нм при разработке процессоров на х86, другие — более скромные — компании вполне комфортно себя чувствуют на уже проверенных и давно обкатанных техпроцессах.
На текущий момент документации к микросхеме BCM2711 нет в открытом доступе, но ты можешь частично удовлетворить свое любопытство, ознакомившись с мануалом на Cortex-A72.
Что касается периферии, то новая система на кристалле получила в свое распоряжение ускоритель трехмерной графики Videocore VI (500 МГц, 2160p). Информации по GPU сейчас тоже немного, и остается только надеяться, что по прошествии какого-то времени в Broadcom поддержат сообщество и выложат соответствующий референс, как это произошло с Videocore IV во вторую годовщину проекта Raspberry Pi. Все-таки Эбен Аптон неоднократно заявлял, что их конечная цель — сделать со временем одноплатник максимально открытым.
Интересности
Пройдусь по самым важным пунктам из того, на что я обратил внимание при работе с RPi 4.
Присоединяйся к сообществу «Xakep.ru»!
Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», позволит скачивать выпуски в PDF, отключит рекламу на сайте и увеличит личную накопительную скидку! Подробнее
Источник: xakep.ru