Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы использования прямого эфира на телевидении. Исторические аспекты, традиции и тенденции. Дается периодизация активного использования прямого эфира на российском телевидении. Определяются особенности и свойства прямого эфира на ТВ.
Ключевые слова: телевидение, прямой эфир, история ТВ, достоверность, документальность
LIVE ON TV: HISTORY AND TRENDS
Kuksin Igor Aleksandrovich
St.Petersburg State University
Abstract: The article deals with topical issues of the use of the live broadcast on television. Historical aspects, traditions and trends. Given periodization of active use of live broadcast on Russian television. Determined by the characteristics and properties of the live broadcast on TV.
Keywords: TV, live broadcast, history of TV, true and documentary
Глобализация и активное развитие информационных технологий в сфере масс-медиа в настоящее время приводят к тому, что, с одной стороны, медийное пространство приобретает глобальные масштабы, подтверждая тезис о все проникновении и вездесущности СМИ, с другой – интеграционные процессы порождают всевозрастающую конкуренцию между средствами информации в борьбе за аудиторию. Наиболее остро конкуренция идет в электронных СМИ (телевидение и радио) и ресурсах, распространяющих видеоконтент в сети интернет.
И СНОВА Я В ТЕЛЕВИЗОРЕ! Мой первый прямой эфир!
Стоит обратить внимание на то, что многие печатные СМИ в настоящее время стараются активно использовать сетевые возможности, создавая конвергентный медийный продукт, включающий в себя аудио и видео материалы. Радиостанции параллельно с аудиовещанием используют сетевое вещание (сетевизор). Однако стоит так же отметить, что пока видео контент в таких проектах в большей части выполняет иллюстративно-дополняющую функцию.
В конкурентной борьбе каждое из масс-медиа использует собственную стратегию наиболее эффективного продвижения контента, но одновременно мы можем говорить о тенденциях, которые формируются в электронных СМИ. Одной из таких современных тенденций, на наш взгляд, является активное использование возможностей прямых трансляций (on-line включений) в телерадиоэфире. Обратим внимание на то, что событие, демонстрируемое в прямом эфире, самим фактом on-line – трансляции выводит его в ранг особой социальной значимости. Это касается информационного, аналитического, художественно-публицистического вещания: от программы новостей до развлекательных шоу и трансляций спортивных соревнований. Мы попытаемся проанализировать эти тенденции и определить основные свойства прямого эфира, использование которых можно рассматривать, с одной стороны, как сохраняющуюся исключительную особенность телевидения, с другой – как фактор, влияющий на повышение конкурентоспособности телевидения среди других СМИ в части, касающейся оперативной передачи в реальном времени социально важной визуально подтвержденной информации.
Воспользуемся следующим определением прямого эфира на телевидении. «Это заблаговременно спланированное и реализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудитории социально значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения (оригинального или комбинированного – шумы, музыка, синхронное или закадровое речевое озвучание), осуществленное одновременно (непосредственно) с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную документальную и художественно-публицистическую структуру (передача, программа) и коммуникативную деятельность ведущего» [2, 5]. Прямое включение мы можем определить, как элемент программы (передачи), выходящей в прямом эфире. Это определение применимо и для прямых эфиров на радио, если за основу брать передачу не изображения, а аудио контента.
Прямой Эфир, который Зашел Слишком Далеко! Топ 10
Стоит обратить внимание на то, что прямой эфир – природное свойство телевидения. ТВ появилось задолго до создания видеозаписывающей аппаратуры, как средство передачи изображения на большие расстояния. На начальном этапе массового вещания единственно возможным способом показа важных событий на ТВ были трансляции в прямом эфире.
Таким вещание оставалось до 70-х годов прошлого века, до момента появления и производства в промышленных масштабах видеозаписывающей аппаратуры. До конца 80-х все программы на ТВ выходили, как правило, в записи, что было вызвано еще и вопросами цензуры. Прямой эфир на экран вернулся вместе с политическими изменениями в стране.
Это было обусловлено, с одной стороны, социально-политической активностью общества, с другой – возрастающей динамикой процессов, происходивших в стране, активностью СМИ. Исследователь отечественного ТВ В.В.Егоров связывает изменения еще и с тем, что «в конце 80-х годов СССР прекратил глушение западных радиостанций и признал право своих граждан выбирать источники информации.
В 1990 году был упразднен Главлит – орган государственной цензуры» [1, 12]. Наибольшую аудиторию собирали прямые трансляции съездов Верховного Совета СССР, программ «Взгляд», «До и после полуночи» и ряд др. Прямой эфир ассоциировался у аудитории в то время со свободой слова.
С другой стороны – возрождение прямого эфира на ТВ оказало серьезное влияние на творческую составляющую телевизионной журналистики. В первую очередь, это коснулось качества подачи информации. Из эфира ушли нейтральные по манере ведения ТВ-программ дикторы, новости стали вести журналисты, погруженные в специфику профессии.
Во-вторую – за основу подготовки контента был взят опыт англо-саксонской школы журналистики, провозгласивший главенство факта и вторичность комментария. В российском эфире появились сделанные по западным лекалам передачи – клоны: ток-шоу, игры, ориентированные на создание в эфире эффектного зрелища. Такого рода передачи могли выходить как в прямом эфире, так и в записи.
Основным критерием при выборе способа распространения контента стала экономическая целесообразность и рекламная эффективность. В середине 90-х годов большинство программ записывались пакетами в арендованных павильонах, что подчеркивало возросшие технологические возможности ТВ, часто это происходило в ущерб творческому качеству.
Однако все программы тяготели к созданию иллюзии того, что вещание идет в прямом эфире. Прямой эфир оставался таковым в информационном вещании, в котором развернулась основная борьба за зрителя. Программы «Время» ОРТ, «Вести» ВГТРК, «Сегодня» НТВ стали основными конкурентами на федеральном уровне. На региональном поле конкурировали информационные программы филиалов ВГТРК и компаний негосударственной формы собственности.
Третья волна активного использования прямого эфира, которая проявила себя в начале XXI века, на наш взгляд, связана с активным развитием цифровых информационных технологий и возрастающей конкуренцией СМИ в части, касающейся оперативной передачи визуальной информации.
Обратим внимание и на то, что на первом этапе телевидение в режиме прямого эфира главным образом фиксировало события, происходившие в реальности. На втором – адаптировало события под требования телевидения. Например, все массовые мероприятия стали проводиться с учетом требований трансляции события в прямом эфире ТВ.
Начало третьего – цифрового (digital) этапа характеризуется превращением реальности в реальность медийную, в трансляцию телевизионных символов. Эти символы конструируют реальность на экране ТВ, что дает основание исследователям говорит об активизации процесса медиатизации общества, суть которого сводится к тому, что СМИ не только выходят на передний план социальной жизни, но и порождают «процесс наделения базовых элементов социальной и культурной реальности особенной, характерной для медиа формой, или медиаформой» [4, 5]. Иными словами, если событие не попало в повестку СМИ, то для массовой аудитории его не существует.
Таким образом, каждый этап активного использования прямого эфира был обусловлен переходом на новый качественный уровень технического развития ТВ и сопровождается появлением новых способов отражения реальности на экране.
В настоящее время технической возможностью выходить в прямом эфире или обеспечивать включение on-line обладают практическое большинство телекомпаний. Однако технические возможности, как показывает практика, не являются главным критерием в обеспечении высоких профессиональных стандартов работы самих журналистов. В отличие от других СМИ телевидение транслирует визуальные образы событий, формируя у аудитории впечатление о происходящем. Событие, показанное в динамике его развития по законам телевизионной драматургии с учетом эффективного использования видео материалов и возможностей монтажа, позволяет создать на экране телевизионную версию события с документальной точностью.
Обратим внимание на главное отличие передач, выходящих в режиме прямого эфира. Это одновременность (непосредственность) с реально происходящими событиями или действиями, что особым образом воздействует на аудиторию.
В частности, телевидение, обладая уникальным свойством – иммерсивностью, порождает эффект присутствия (сопричастия), эмоционального проникновения в происходящее на экране. Зритель становится свидетелем, наблюдателем, погруженным в виртуальную реальность, которую он воспринимает, как реальность социальную.
С другой стороны, телевидение, как посредник (media) за счет использования свойств, возможности и качества прямого эфира порождает дополнительный интерес к происходящему на экране за счет того, что важное событие происходит по принципу «здесь и сейчас». Этим объясняются высокие показатели рейтингов ТВ-смотрения важных политических, культурно-исторических, спортивных и др. программ и передач. Например, прямые трансляции пресс-конференции Президента РФ, торжественного парада на Красной площади, Олимпиады и многих других. Мы помним какой эмоциональный эффект произвела прямая трансляция из Нью-Йорка 11.09.2001 г. во время террористической атаки или расстрел Белого дома в Москве в 1993 г. Исследователи телевидения отмечают, что за счет использования прямого эфира, когда изображение на экране транслируется параллельно с живой жизнью, тогда и обеспечивается визуальная достоверность информации (в теории ТВ это определяется как феноменом симультанности). «У зрителя возникает ощущение, что он сам, лично присутствует на этом событии – и это делает телевизионное изображение особенно достоверным, документальным» [3, 205]. Здесь же исследователи предупреждают, что прямой эфир, благодаря эффекту достоверности и документальности создает реальные условия для манипуляции зрительским восприятием.
Можем предположить, что именно техническая и технологическая возможность и творческая состоятельность в организации и проведении вещания в прямом эфире в настоящее время становятся важным аргументом в конкурентной борьбе между СМИ. Телевидение в такой ситуации обладает очевидными преимуществами. Вероятно, стоит ожидать, что доля передач, выходящих в прямом эфире (включения в режиме on-line) будет возрастать в первую очередь в моменты острых социально-политических кризисов, что делает эту тему актуальной в дальнейших исследованиях.
1. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1999.
2. Летуновский В.П. Телевизионный журналист в прямом эфире: Учеб. пособие. – СПб., 2004.
3. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие. – М., 2004.
4. Черных А.И. Ритуалы и мифы медиа. – М., 2015.
← Предыдущая статьяУСНИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНЬ СТУДЕНТІВ ПРИ КОМУНІКАТИВНОМУ НАПРЯМІ НАВЧАННЯ ІНОЗЕМНОЇ МОВИ У ВУЗІ
Источник: scipress.ru
«Эфир» и «Вещание»: этимология, сущность, характеристика понятий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»
Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпий Сергей Викторович, Ашур Хая Юсеф Джамиль
В статье рассматриваются два базовых понятия современного телевещания (в русском и арабском языках), их этимология и эволюция в развитии тележурналистики в системе средств массовой коммуникации. Сделана попытка определить, какие общеизвестные инструменты телевидения являются первичными, каким образом и почему отождествляются понятия « эфир » и « вещание », в чем их сходство, почему существует подмена их сути и, как следствие, ошибочная трактовка. Приведены примеры толкования обоих понятий известными исследователями журналистики, с помощью которых и была предпринята попытка конкретизации функций, формы и содержания того или иного феномена .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Карпий Сергей Викторович, Ашур Хая Юсеф Джамиль
Телеканалы в эфире и на YouTube: специфика взаимодействия на примере «России к» и arte
Специфика разновидностей современного телерепортажа
Государственное радиовещание в России: тренд на потерю влияния
Причины снижения популярности и перспективы развития информационного телевещания
Российские телевизионные каналы на платформе YouTube
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
“ETHER” AND “BROADCASTING”: ETYMOLOGY, ESSENCE, CHARACTERIZATION OF CONCEPTS
The article discusses two basic concepts of modern television broadcasting (in Russian and Arabic), their etymology and evolution in the development of television journalism in the system of mass communication. An attempt was made to determine which well-known television tools are primary, how and why the concepts of “ether” and “ broadcasting ” are identified, what are their similarities, why is there a substitution of their essence and, as a result, an erroneous interpretation. Examples of the interpretation of both concepts by well-known researchers of journalism are given, with the help of which an attempt was made to concretize the functions, forms and contents of one or another phenomenon .
Текст научной работы на тему ««Эфир» и «Вещание»: этимология, сущность, характеристика понятий»
RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism
Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика
2020 Vol. 25 No. 1 163-167
DOI 10.22363/2312-9220-2020-25-1-163-167 Научная статья
«Эфир» и «вещание»: этимология, сущность, характеристика понятий
С.В. Карпий1, Х.Ю.Д. Ашур2
Донецкий национальный университет
Украина, 283001, Донецк, ул. Университетская, 24 Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2
В статье рассматриваются два базовых понятия современного телевещания (в русском и арабском языках), их этимология и эволюция в развитии тележурналистики в системе средств массовой коммуникации. Сделана попытка определить, какие общеизвестные инструменты телевидения являются первичными, каким образом и почему отождествляются понятия «эфир» и «вещание», в чем их сходство, почему существует подмена их сути и, как следствие, ошибочная трактовка. Приведены примеры толкования обоих понятий известными исследователями журналистики, с помощью которых и была предпринята попытка конкретизации функций, формы и содержания того или иного феномена.
Ключевые слова: эфир, вещание, телевидение, контент, трансляция, онлайн-вещание, контент, феномен, явление
Этимологию основополагающего для телевидения понятия «эфир», которое изначально связано с мистикой, в свое время пытался проследить филолог и философ А.Ф. Лосев. В его работе «Античная философия истории» указывается, что «эфиром» (греч. а№ёг — верхний слой воздуха) в древности называли тончайший огонь, из которого состояло небо [1], верхний лучезарный слой, в котором обитали боги.
Эфир рассматривался греками как особая духовная среда, обладающая энергией. Гесиод, автор поэмы «Теогония (о происхождении богов)», видел в нем живой организм, другие называли его местом, где обитает сверхсила, третьи — рассматривали эфир как всевидящее око, существующее везде и всюду. Отметим, что быть везде и всюду — это природное свойство телевидения, которое исследователи называют вездесущностью [2. С. 18].
Арабское слово л—(эфир) происходит, согласно словарям, от греческого агб^р/агбера^ (эфиры), производного от глагола аШю — сжигать [3]. Как отмечают лингвисты, «арабский и русский язык обладают богатой морфологией, в которой центральное место занимает глагол, характеризующийся многообразием грамматических категорий и лексико-грамматических раз-
(gv q I Tliis work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/
рядов в рамках этих категорий» [3]. Глагол «жечь» напоминает об известной цитате А.С. Пушкина: «глаголом жги сердца людей», отсылая и к журналистике в том числе.
Применительно к тележурналистике напрашивается следующее определение: эфир — вездесущее специфическое пространство, которое посредством различных телевизионных экранных сообщений воздействует на социокомму-никативную среду общества и тем самым организует его бытие. Таким образом, в глобальном масштабе эфир является едва ли не основным инструментом управления массами и по своей природе он первичен, так как существовал до того, как его смогли определить, осмыслить, а позднее — использовать. Это значит, что телевидение, по сути, проявило социальный характер эфира: прямое включение — это специфическое отображением эфира, как и прямая трансляция, радиоэфир, телемост, телеэфир и сетевой эфир, составляющие в комплексе основу медиапространства.
Исследование научных источников продемонстрировало — эфир детально изучается в области классической физики. В журналистике как филологической области знаний феномен рассматривается в контексте вещания, хотя имеет более широкий смысл в социальных коммуникациях, например при изучении глобальных телесетей.
О природе эфира применительно к современным медиасистемам В.И. Михалкович высказался так: «чтобы эффективно и быстро выполнить требование и предстать пред очи телезрителя, наличное бытие само претерпевает метаморфозу — как бы развоплощается, преобразуясь в электромагнитные волны, которые суть не вещи, но чистые энергии.
Они пребывают в физическом пространстве, их совокупность именуется эфиром» [8]. Рассуждая о сущности телевидения, А.П. Свободин приходит к следующему выводу: «стало очевидным, что оно не только средство распространения информации, но и первоисточник культуры, создающий ценности, присущие только ему. Видимый эфир оказался эфиром плодоносящим» [9].
После появления видеозаписи эфир обрел уточнение — прямой эфир. С одной стороны, «феномен телевизионного прямого эфира исторически вписан в контекст однонаправленной коммуникации по модели Г. Лассуэла» [10. С. 111], с другой — он является обязательным условием нелинейной модели коммуникаций в интернет-пространстве. «Здесь прямой эфир получил другое название — стриминг» [10. С. 111].
Вещание в медийном понимании неразрывно связано с эфирным пространством, освоение которого осуществляется посредством материально-технических средств и творческой составляющей. В настоящее время вещать могут не только работники телевидения и радио, но и блогеры, интернет-пользователи. Понятие «вещание» А.А.
Князев трактует как распространение информации с помощью технических средств и одновременный ее индивидуальный прием обладателями телевизоров [5]. С учетом изложенного к этому определению можно добавить: вещание — это еще и «вхождение», «излучение» в эфирное пространство посредством технических средств и осуществление коммуникативного процесса, одновременно адресуемого всем и каждому персонально в зависимости от сферы интересов масс или личности. Следовательно, и прямое телевизионное включение является гибридным способом «внедрения» в вещание, осуществляемое в прямом эфире. Тоже можно сказать и о прямой трансляции. Медиапродукты печатной журналистики также выходят в эфирное пространство, но «вещанием» в этом случае является размещение контента.
Интересно отметить трактовки глагола «вещать» (Д—и существительного «прямой эфир» (j—¿ЬЛ Д—JI) в арабском языке: вбросить нечто и распространить это во всех направлениях подобно тому, как рыбак бросает сеть в воду или крестьянин семена в поле.
Таким образом, тот мистический ореол, который до сих пор существует вокруг телевидения, привлекает исследователей и порождает, как замечает А.Н. Фортунатов, языковые нюансы для собственного описания, поскольку «то, что выходит за пределы логических рассуждений, одновременно преодолевает и привычные границы традиционных оценок роли и места технологий в нашей жизни» [11].
[1] Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 208 с.
[2] Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов / под ред.
Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной. М.: Аспект Пресс., 2019. 208 с.
[3] Etymology of Arabic words of Greek origin. URL: http://arabic-greek-etymology. blogspot.com/2012/09/blog-post_271.html (дата обращения: 28.06.2019).
[4] Егоров В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии. М., 1997. URL: http://evartist.narod.ru/text2/09.htm (дата обращения: 28.06.2019).
[5] Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: КРСУ, 2002. URL: http:// www.evartist.narod.ru/text16/069.htm (дата обращения: 28.06.2019).
[6] Толковый словарь Ожегова. URL: https://slovarozhegova.ru/ view_search.php (дата обращения: 28.06.2019).
[7] Березин В.М., Волкова И.И., Грабельников А.А. Экранная коммуникация в современном обществе. М.: РУДН, 2008. 347 с.
[8] Михалкович В.И. О сущности телевидения. М.: ВИПК, 1999. 64 с.
[9] Свободин А.П. Откровения телевидения. М., 1976. 272 с. URL: https://public. wikireading.ru/97339 (дата обращения: 28.06.2019).
[10] Экранные коммуникации как фактор социализации медиапространства: межвузовская коллективная монография / под ред. С.Л. Уразовой. М.: Академия медиа-индустрии, 2019. 398 с.
[11] Фортунатов А.Н. Эго-медиа. Социально-философские штрихи к истории телевидения. М.: Флинта, 2018. 174 с.
Дата поступления в редакцию: 16 мая 2019 Дата принятия к печати: 24 октября 2019
Карпий С.В., Ашур Х.Ю.Д. «Эфир» и «вещание»: этимология, сущность, характеристика понятий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 1. С. 163-167. http://dx.doi.org/10. 22363/2312-9220-2020-25-1-163-167
Сведения об авторах:
«Ether» and «broadcasting»: etymology, essence, characterization of concepts
Sergey V. Karpiy1, Haya Yousef Jamil Ashour2
‘Donetsk National University
24 Universitetskaya St, Donetsk, 283001, Ukraine 2Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) 10 Miklukho-Maklaya St, bldg. 2, Moscow, 117198, Russian Federation
The article discusses two basic concepts of modern television broadcasting (in Russian and Arabic), their etymology and evolution in the development of television journalism in the system of mass communication. An attempt was made to determine which well-known television tools are primary, how and why the concepts of «ether» and «broadcasting» are iden-
tified, what are their similarities, why is there a substitution of their essence and, as a result, an erroneous interpretation. Examples of the interpretation of both concepts by well-known researchers of journalism are given, with the help of which an attempt was made to concretize the functions, forms and contents of one or another phenomenon.
Keywords: broadcast, broadcasting, television, content, online broadcasting, content, phenomenon
[1] Losev, A.F. (1977). Antichnaya filosofiya istorii [Ancient philosophy of history]. Moscow: Nauka Publ.
[2] Dolgova, YU.I., Grabel’nikov, A.A. (2008). Ekrannaya kommunikaciya v sovremennom obshchestve [Screen communication in modern society]. Moscow: RUDN University.
[8] Mihalkovich, V.I. (1999). O sushchnosti televideniya [About the essence of television]. Moscow: VIPK Publ.
[9] Svobodin, A.P. (1976). Otkroveniya televideniya [Revelations of television]. Moscow. Retrieved from https://public.wikireading.ru/97339 (accessed: 28.06.2019).
[10] Urazova, S.L. (Ed.). (2019). Ekrannye kommunikacii kak faktor socializacii mediapros-transtva [Screen communications as a factor in the socialization of the media space]: Interuniversity collective monograph. Moscow: Akademiya mediaindustrii Publ.
[11] Fortunatov, A.N. (2018). Ego-media. Social’no-filosofskie shtrihi k istorii televidentiya [The ego media. Socio-philosophical touches on the history of television presidency]. Moscow: Flinta Publ.
Received: 16 May 2019 Revised: 12 September 2019 Accepted: 24 October 2019
Karpiy, S.V., Ether» and «broadcasting»: Etymology, essence, characterization of concepts. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 25(1), 163-167. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-1-163-167
Источник: cyberleninka.ru
Эфир — что это такое?
Мы часто слышим слово «эфир» в разных ситуациях нашей жизни. Теле- и радиоведущие объявляют: «Сейчас в прямом эфире выступит N», или в уголке телеэкрана маячит такая надпись. Эфир можно купить в аптеке, особой популярностью пользуются разнообразные эфирные масла. Если мы говорим о хрупкой, изящной девушке, то можем назвать ее «эфирное создание». В новом значении это слово появилось совсем недавно и обозначает «криптотопливо», единицу майнинга криптовалют.
Эфир — что это? Почему столь широк диапазон применения этого слова?
Эфир в мифологии
В Древней Греции эфиром назывался верхний самый тонкий и нежный слой воздуха. Там обитали боги, и эфиром была наполнена вершина Олимпа. Имя Эфир носил греческий бог, сын Мрака и Ночи. По одной из легенд, он был отцом всех ветров: Борея, Нота, Зефира и Евра.
Платон считал, что мир создан богом из эфира, а Аристотель считал эфир пятой стихией вместе с огнем, водой, землей и воздухом. Эфиру приписывались многочисленные магические свойства, некоторыми он причислялся к праматерии.
В эзотерике эфир понимается иногда как субстанция, которая отделяет реальный мир от потустороннего. Эфир — что это в разных областях человеческого знания?
Эфир в медицине
В медицине эфир (С2Н5 )2 используется как средство для наркоза. Эфир — бесцветная, летучая жидкость. Иногда используется как растворитель. Обезболивающие свойства эфира обнаружил впервые Парацельс в 1540 г. В качестве наркоза при операции был впервые применен в 1846 г. при удалении подчелюстной опухоли. Эфир — очень горючая легковоспламеняющаяся жидкость.
Работа с ним требует аккуратности и соблюдения мер безопасности.
Эфир в химии
Работая над своей периодической таблицей, Д.И. Менделеев поместил в один из первых вариантов и эфир. Он располагался перед водородом в нулевом ряду под номером «ноль». Менделеев считал, что нельзя игнорировать его возможные химические свойства, которые пока не поддаются исследованию. В окончательный вариант таблицы Менделеева эфир не вошел.
Эфир — что это: вещество реальное или философская концепция? Встречаются разные ответы на этот вопрос.
Эфир в физике
Эфир понимался древними учеными как вещество, которое заполняет пустоту Космоса. Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» писал, что эфир питает созвездия, и в местах его сгущения образуются новые звезды. Существовали и другие взгляды на природу мироздания. Демокрит считал, что мир состоит из атомов и пустоты. Эфир по Аристотелю — «пятый элемент», который является квинтэссенцией всего сущего и не меняется со временем.
В современную физику понятие эфира ввел Рене Декарт. По Декарту, эфир заполняет все мировое пространство и является средой для передачи света и тепла. Причем он не оказывает никакого сопротивления материальным телам при их движении через него. Декарт считал, что эфир состоит из трех элементов, взаимодействие которых объясняет гравитацию, магнетизм, образуют различные цвета.
Эфир был элементом волновых теорий света. Классическая волновая оптика не могла обойтись без этого понятия. Чтобы объяснить особенности световых волн, эфиру приписывались разные свойства.
Электромагнитные колебания и эфир
С развитием теории электромагнитных волн поначалу предполагалось, что они тоже распространяются по эфиру. Никола Тесла использовал эту теорию для объяснения своих экспериментов. Создатель теории передачи электромагнитных волн Д. Максвелл в своих ранних работах тоже применял понятие эфира, но впоследствии от этого отказался.
В 1881 г. был проведен эксперимент Майкельсона по определению скорости Земли относительно эфира. Предсказанного теорией эфирного ветра обнаружено не было.
С появлением квантовой физики и созданием теории квантово-волнового дуализма появилась возможность объяснить наблюдаемые явления, не прибегая к гипотезе эфира. Что это такое тогда в нашем понимании?
Так исторически сложилось, что понятие «эфир» связано с телевидением и радиовещанием. Трудно описать простыми словами знаменитые уравнения Максвелла, которые описывают физику передачи электромагнитных волн. Но очень легко наглядно представить себе некое вещество, эфир, в котором распространяются волны от передатчика к приемнику, как круги на воде. Поэтому к телевидению и радио накрепко присоединилось это понятие.
Видеозапись
В Советском Союзе первые регулярные телетрансляции начались в 1939 г. Конечно, телевизионных приемников у населения не было, и передачи носили в основном опытный характер. Развитие массового телевещания началось в конце 40-х — начале 50-х годов. В первые годы своего существования телевизионные каналы в эфир транслировались исключительно напрямую. Еще в 1963 г. вся планета наблюдала напрямую убийство президента США Джона Кеннеди.
Не было устройств магнитной записи изображений. Изредка передавались фильмы и хроника, записанная на кинопленку. Телевизионщики понимали, какие огромные перспективы открывают возможности быстрой «консервации изображения» (так тогда называлась видеозапись).
Первые образцы профессиональных видеомагнитофонов были созданы в 1955 г. В 1956 году на сессии Ассоциации радио- и телевещателей был впервые продемонстрирован видеомагнитофон. Выступающий с трибуны замолчал, а слушатели на экране увидели то, что он произнес минуту назад. Это вызвало фурор, а ведь слушателями были специалисты. В дальнейшем использование видеозаписи совершило революцию в создании телепередач. Но прямые трансляции остались в арсенале телекомпаний для освещения особо важных или особо интересных событий.
С места событий
В настоящее время прямой эфир является одним из важнейших форматов современной теле- и радиожурналистики. Прямая трансляция осуществляется напрямую с места события. Правда, из-за технических особенностей (необходимость передавать сигнал через ряд промежуточных устройств) эта передача все равно осуществляется с некой задержкой.
Сегодня, когда в техническом оснащении телевидения произошла цифровая, компьютерная революция, прямые трансляции стали пользоваться еще большей популярностью. Зрителям нравится чувствовать себя участниками событий, получать самую последнюю информацию, быть в курсе развития ситуаций. В 1986 г. по всему миру пронесся крик ужаса при аварии американского космического корабля «Челленджер».
Передачи в прямой трансляции имеют много особенностей и требуют от ведущих и корреспондентов специальной подготовки. Эти трансляции абсолютно не предсказуемы и иногда требуют немедленной нестандартной реакции на происходящее. Существуют каналы, прямой эфир в которых является основным форматом.
Неожиданности в эфире
Прямой эфир иногда преподносит неожиданные сюрпризы. Летом 1957 г. при трансляции передачи «Вечер веселых вопросов» (предшественник современного КВН) ведущий Никита Богословский предложил конкурс для телезрителей. Надо было прийти к телевизионному театру в зимней шапке, шубе и валенках, имея при себе газету за 31 декабря прошлого, 1956 года. Наличие газеты должно было ограничить число претендентов. Однако, объявляя это, он забыл сказать про газету!
В результате на эфир пришло огромное количество людей (у всех ведь есть зимняя одежда), началась давка, и трансляцию пришлось прекратить. До конца передачи на экранах телезрителей была надпись «Трансляция прекращена по техническим причинам».
Сейчас мы часто наблюдаем на экранах какие-то скандалы, неприличные выходки, иногда даже самоубийства. В 1998 г. покончил с собой ВИЧ-инфицированный Дэниэль Джонс. В 2004 г. Джастин Тимберлейк случайно обнажил грудь Джанет Джексон, задев ее кожаный корсет.
Время — деньги
Поскольку прямые передачи имеют большой рейтинг, стоимость эфирного времени очень высока. Бесплатный эфир бывает крайне редко. Каждый телеканал устанавливает свои расценки за минуту в зависимости от дня недели, времени суток. Наиболее высокие цены в выходные и в прайм-тайм, когда у экранов наибольшее количество зрителей.
Прямой эфир бесплатно предоставляется в исключительных случаях. Право на прямую трансляцию значительных интересных событий тоже покупается компаниями за большие деньги. Так, право на трансляцию Олимпийских игр в Пхенчхане стоит от 40 до 50 миллионов долларов. Точные цифры — это коммерческая тайна.
Эфирное время предоставляется для событий, имеющих особую государственную важность. Так, кандидатам в президенты России государственные каналы предоставляют эфир на ТВ для агитации.
Источник: fb.ru