Какой фильтр применить на выходе передатчика? Узкополосный фильтр здесь, как правило, не нужен. Вся фильтрация должна осуществляться в предварительных каскадах, в возбудителе, при низких уровнях мощности. Это также означает, что единственными посторонними сигналами в выходном спектре передатчика будут гармоники основного сигнала, т.е., сигналы, частоты которых в целое число раз выше частоты полезного сигнала. (Это верно лишь при условии идеальной линейности усилителя мощности, при комплексных сигналах появляются ещё и частоты биений между составляющими сигнала и их гармоники – интермодуляция, так что проблема не так проста, как может показаться ). Для УКВ/СВЧ любительских диапазонов можно изготовить простые отсасывающие (гармоники) фильтры из кусков коаксиального кабеля.(Оригинал статьи см. Coaxial Stub Filters from G4SWX)
Взаимодействие с ЧМ–радиовещанием
Диапазон 50 МГц: вторая гармоника сигнала передатчика (100 МГц) попадает в радиовещательный ЧМ – диапазон. Уровень гармоники может оказаться достаточным, чтобы нарушить нормальный радиоприём и поэтому необходим “отсасывающий” (Notch) фильтр, рассчитанный на “вырезание” второй гармоники.
Стертые диски больше не выбрасываю! Гениальная идея самоделки из диска от болгарки!
Диапазон 144 МГц: сильный местный сигнал Вашего передатчика может нарушить радиоприём на вещательном участке ЧМ 88…108 МГц, поэтому Вашему соседу потребуется фильтр нижних частот (ФНЧ) для пропускания только своих частот и глубокого подавления сигнала Вашего передатчика.
Диапазоны СВЧ: помехи радиовещанию маловероятны, если нет прямого излучения с предварительных каскадов частотообразования и имеется достаточная фильтрация спектра в предварительных каскадах.
Взаимодействие с ДЦМ-телевидением
Диапазон 50 МГц: на ДЦМ-каналах помехи маловероятны (зато, этот диапазон входит в полосу частот, занимаемых “нашим родным” 1 каналом метровых волн, в большинстве государств этот канал отсутствует и частоты в пределе 50…54 МГц отданы радиолюбителям, прилежащие частоты используются в качестве рабочих для различных по конструкции радиоудлиннителей, которые наводнили постсоветский рынок, используются всеми, а за помехи приёму первого канала телевидения, обычно, “отвечает” радиолюбитель, который, к тому же, и “носа высунуть” на этот диапазон не может).
Диапазон 432 МГц: вторая гармоника сигнала передатчика этого диапазона (864 МГц) попадает в европейский ТВ ДЦМ-диапазон и обязана быть хорошо подавлена эффективным, вырезающим вторую гармонику фильтром, который также хорошо давит и гармоники на диапазоне 1,3 ГГц, что полезно при работе близко расположенных станций в соревнованиях на УКВ, работающих на разных диапазонах (multi-multi).
Диапазон 1,3 ГГц: проникновение помех на ТВ ДЦМ-диапазон маловероятно, но полосовой фильтр, пропускающий только частоты, отведённые для ДЦМ ТВ-вещания на входе телевизора не помешает.
Фильтры гармоник УКВ и СВЧ
Эти фильтры, подключаемые между выходом Вашего передатчика и антенной уничтожают большинство гармоник. Фильтры содержат 4 разомкнутых четвертьволновых отрезка коаксиального кабеля для подавления второй, третьей, четвёртой и пятой гармоник полезного сигнала. Отрезок кабеля, служащий для подавления 5-ой гармоники (S4) может отсутствовать. Без этого отрезка, КСВ улучшается с 1,5 (с S4) до, практически, 1 (без S4) при согласовании с 50-омной нагрузкой.
Сетевой фильтр от старого телевизора
50 – 144 МГц:
Таблица 1. Длины отрезков кабелей RG58/RG213 (мм)
Отрезок кабеля | 50 МГц | 70 МГц | 144 МГц |
S1:0,25l на 3 гарм. | 327 | 238 | 115 |
S2:0,25l на 4 гарм. | 247 | 179 | 86 |
S3:0,25l на 2 гарм. | 489 | 355 | 172 |
S4:0,25l на 5 гарм. | 196 | 142 | 68 |
L1: | 160 нГн – 10 витков ПЭВ-2 — 0,5 мм на кольце Т37-12 или 4 витка ПЭВ-2 – 1,5 мм виток к витку на оправке диаметром 9,5 мм, бескаркасная намотка | 110 нГн – 8 витков ПЭВ-2 — 0,5 мм на кольце Т37-12 или 3 витка ПЭВ-2 — 1,5 мм виток к витку на оправке диаметром 9,5 мм, бескаркасная намотка | 55 нГн — 3,5 витка ПЭВ-2 – 1,0 мм на оправке диаметром 5 мм, бескаркасная намотка |
432 МГц:
Таблица 2. Длины отрезков кабеля RG58 (мм).
Отрезок кабеля | Длина для 432 МГц, мм |
S1: 0,25 l на 3 гармонике | 38 |
S2: 0,25 l на 4 гармонике | 29 |
S3: 0,25 l на 2 гармонике | 57 |
S4: 0,25 l на 5 гармонике | 23 |
T1: 0,265 l на 1 гармонике | 121 |
- Аккуратно отрезайте кабель, длины отрезков даны точно по внешней изоляции.
- Используйте очень короткие соединительные проводники, не такие, какие показаны на рисунке. Старайтесь выполнить фильтр в виде буквы “H”.
- Помните, что все отрезки незамкнуты на противоположных их концах.
Мощностные характеристики
Выполненные из кабеля RG58, с применёнными катушками, фильтры “выносят” чуть более 100 Вт подводимой к ним мощности. Для больших мощностей используйте кабель RG213 и наматывайте катушки более толстым проводом, но не изменяйте их индуктивности. Отрезки кабеля RG213 выдерживают по крайней мере 500 Вт. Для больших мощностей используйте жёсткие линии.
Полученные результаты отражены на приведённой на рисунке АЧХ фильтра:
Литература: “In Practice”, Radio Communication (RSGB), март, 1997 г.
ЧМ радиовещательный ФНЧ (с “вырезанием” диапазона 144 МГц)
Фильтр разработан под 75-омную антенную систему.
Отметьте, что отрезок кабеля не замкнут. Длина отрезка составляет 34,2 см и выполняется из кабеля RG58 или RG174. Ёмкости керамических конденсаторов пластинчатой безындуктивной конструкции С1 и С2 равны между собой и составляют 27 пФ. Индуктивности L1 и L2 равны между собой и составляют 100 нГн. Подходящими катушками, изготавливаемыми промышленностью для фильтра являются: ТОКО р/n NE547SN-100126 (синяя), которую можно приобрести в фирме ВЕС (Великобритания). Полученные с фильтром результаты приведены в виде его АЧХ.
Литература: “Stub Filters Revisited” by John Regnault G4SWX Radio Communication (RSGB), ноябрь 1994 г.
ТВ ДЦВ полосовой фильтр (с “вырезанием” 432 МГц)
Конденсаторы С1 и С2 имеют одинаковые ёмкости 2,7 пФ и пластинчатую конструкцию с керамическим изолятором. Катушки L1 и L2 имеют одинаковую индуктивность равную 30 нГн. Длина отрезка кабеля для фильтра составляет 11,5 см (RG58). Подходящими промышленного изготовления катушками для фильтра будут ТОКО p/n NE547SN-100122 (оранжевого цвета), поставляемые фирмой ВЕС (Великобритания).
Полученные результаты с этим фильтром приведены на АЧХ.
Литература: “Stub Filters Revisited” by John Regnault, G3SWX, Radio Communication (RSGB), ноябрь 1994 г.
Источник: r3rt.ru
ND-фильтр: зачем нужен и как его выбрать
ND-фильтр для объектива — это затемнённое серое стекло. Оно нужно, чтобы на матрицу попадало меньше света. Фотографы обычно гонятся за светосилой объективов, пытаются купить вспышки помощнее, но иногда даже с минимальными настройками ISO и закрытой диафрагмой света слишком много. Да и что делать, если нужен портрет с размытым фоном на улице, но светит яркое солнце, от которого не скрыться?
Рассказываем, какой ND-фильтр выбрать и какие у них бывают различия.
Эффект матовой воды — это результат съёмки на выдержке 1/20 секунды с ND-фильтром / Фото: flickr.com, Ram Yoga
Зачем нужен ND-фильтр
Нейтральные фильтры используют и фотографы, и видеографы. ND-фильтр позволяет получать изображение меньшей яркости. Из-за этого настройки меняются более вольно, а автор может создавать разные эффекты даже при ярком солнце, не боясь пересвета. Особенно любят нейтрально-серые фильтры пейзажисты и архитектурные фотографы.
Что можно получить благодаря нейтральному фильтру:
1. Портрет с боке и размытым фоном в солнечный день. Для этого нужно надеть фильтр и открыть диафрагму на максимум. Без этого кадр получится пересвеченным.
Без фильтра, чтобы избежать переэкспонированности кадра, диафрагму придётся закрыть. В результате никакого художественного размытия! В резкости и фон, и другие объекты, отвлекающие от героя кадра.
2. Эффект гладкой воды без волн, бликов и отражений. Она получается больше похожей на дым или туман. Для этого на камеру надевают фильтр и подбирают выдержку такой длины, чтобы вода успела размыться.
В зависимости от времени суток и того, где стоит камера, есть ли солнце это может занимать от нескольких десятков секунд до нескольких минут / Фото: unsplash.com
3. Достопримечательность или город без людей даже днём в многолюдном месте. Если вы фотографируете с длинной выдержкой, камера фиксирует статичные объекты, а движущиеся оказываются размытыми или исчезают полностью.
Облака и вода превратились в размытый акварельный холст, а город кажется безлюдным / Фото: unsplash.com
Важно: для съёмок с длинными выдержками обязательно понадобится штатив. Он зафиксирует камеру, чтобы она была неподвижной, а значит, вы получите фотографию в резкости и без смазов.
4. Создать эффект движения или художественного размытия. Обычно такие фотографии делают в темноте, чтобы показать жизнь ночного города, скользящие автомобили и уходящие вдаль полоски фар. Если идея схожая, но в кадре должен быть именно день, помогут только длинная выдержка и ND-фильтр.
Люди почти не видны, а снимок не пересвечен благодаря нейтральному фильтру / Фото: wallpaperflare.com
5. Сделать движущуюся картинку более плавной и мягкой для восприятия зрителя, если вы снимаете видео.
6. Добавить лёгкое размытие по краям кадра, если вы снимаете на длинных выдержках динамичную сцену в движении.
Как выбрать нейтрально-серый фильтр
Прежде чем разбираться с различиями и видами ND-фильтров, отметим, что у него множество синонимов, которые могут запутать. Особенно это сбивает, когда вы ищете информацию про аксессуар или определённую фирму, а сайты предлагают, казалось бы, одно и то же, но названия разные.
ND-фильтр это также:
- фильтр нейтральной плотности;
- нейтральный фильтр;
- нейтрально-серый фильтр;
- ND-фильтр переменной плотности;
- переменный нейтральный фильтр;
- серый фильтр.
Отличия фильтров нейтральной плотности
Если вы решили купить ND-фильтр, определитесь с их тремя важнейшими параметрами: конструкцией, способностью менять плотность, а также силой затемнения.
Конструкция нейтрально-серых фильтров
По конструкции ND-фильтры делятся на две группы:
1. Пластинчатые. Это прямоугольная стеклянная рамка, которая крепится к объективу с помощью переходника-держателя. Несмотря на то, что такая конструкция кажется громоздкой и неудобной, эти фильтры рассчитаны на профессионалов. И, в первую очередь, тех, кто снимает видео.
Если вы не профессиональный кинооператор, видеограф или пейзажный фотограф, печатающийся в журналах и продающий снимки на стоках, присмотритесь к более бюджетным круглым фильтрам, о которых рассказываем ниже.
2. Навинчивающиеся. Круглые стекляшки, которые накручиваются на объектив камеры, как любые другие фильтры.
Рабочий, удобный вариант как для новичка, так и для профессионального фотографа / Фото: unsplash.com
Постоянный и переменный ND-фильтр
Навинчивающиеся нейтральные фильтры также подразделяются ещё на две группы:
- постоянные. Они всегда затемняют с одинаковой силой. Чтобы усилить или ослабить степень затемнения, придётся надевать другой ND-фильтр, либо накручивать сверху ещё один. Их плюс в том, что они реже ломаются, стоят дешевле, что позволяет собрать целый комплект за те же деньги, а также равномерно затемняют кадр, если вы фотографируете на широкоугольный объектив;
Пейзаж, сфотографированный с использованием фильтров разной плотности / Фото: flickr.com, Carl Jones
- переменные. Позволяют плавно менять силу затемнения. Особенно важно это для видео, где вы сможете делать картинку светлее или темнее, не меняя настройки и не прерывая съёмку. Кроме того, они затемняют небо и уменьшают отражения.
На таком ND-фильтре есть рыжачок. С его помощью вращаются относительно друг друга два поляризационных стекла, из которых и состоит аксессуар.
Переменные нейтральные фильтры, как правило, дороже постоянных, но, если для фотографа это бессмысленная трата денег, то для видеографа станет незаменимой любимой примочкой / Фото: unsplash.com
Важно: на широкоугольных объективах переменный ND-фильтр может затемнять кадр неравномерно. Чтобы этого избежать, не затемняйте кадр максимально, накручивайте сверху постоянные фильтры, либо снимайте на объективах с фокусным расстоянием от 35mm.
Плотность ND-фильтров
На любом нейтрально-сером фильтре указывается степень его затемнения. Обычно это сочетание букв ND и цифры. Например, Fujimi ND2 или Hoya ND200. Чем больше цифра, тем сильнее затемнение. На фильтрах переменной плотности это будет диапазон от минимального до максимального значения: RayLab ND2-400.
Цифра после ND показывает, во сколько раз фильтр ограничивает световой поток. Например, ND4 уменьшит количество света, проходящего через объектив, в четыре раза.
Визуально определить силу затемнения конкретного нейтрально-серого фильтра легко: чем темнее стекло, тем сильнее затемняется кадр / Фото: flickr.com, Robert Emperley
Какой фильтр выбрать — краткие итоги
- Если вы — профессиональный видеограф или работаете в киноиндустрии, присмотритесь к пластинчатым ND-фильтрам. Плюс этой конструкции в том, что вы можете накладывать сразу несколько фильтров друг на друга.
- Если вы — фотограф или видеограф, от которого не требуется качество съёмки высокобюджетного голливудского кино, берите навинчивающиеся ND-фильтры.
ND-фильтр важный аксессуар для фотографа-пейзажиста, который хочет делать минималистичные завораживающие снимки / Фото: unsplash.com
- Для видеографа переменный нейтрально-серый фильтр — незаменимая вещь. Но будьте осторожны, если вы предпочитаете широкоугольные объективы от 35mm и ниже. В таком случае вместо равномерного затемнения вы получите пятнистый кадр.
- Фотографу проще и бюджетнее купить комплект из нескольких постоянных ND-фильтров. Они дешевле, легче, а также позволяют суммировать эффект, накручивая их друг на друга.
Источник: www.fotosklad.ru
Сфотографировать застывшее время. Мой опыт с фильтром ND1000
Несмотря на мой обычно очень вдумчивый и расчетливый подход к планированию и выбору всяких штук, я очень часто делаю эмоциональные приобретения. Вот захотелось, и кровь из носу, мне надо «вот прям щаз», руки трясутся, ладошки потеют, мозг сразу рисует шикарные картинки как наступает мне счастье стоит только завладеть вожделенной вещью.
Так и в этот раз. Насмотревшись красивых картинок в интернете со смазанными облаками, динамично размазанной водой и прочими спецэффектами, появляющимися при длинной выдержке, мне приспичило в ближайшей съемке поэксперементировать с длинными выдержками.
Выдержка, как известно, зависит от количества света, попадающего на матрицу, чем меньше света, тем длиннее выдержка. Поэтому для того чтобы затвор как можно дольше оставался открытым надо всеми возможными способами уменьшать количество света — прикрывать диафрагму, ставить минимальное iso, и использовать затемняющие фильтры.
Вот про затемняющий фильтр HOYA ND1000 я и хочу рассказать на этот раз и поделится своими впечатлениями и примерами от его использования.
Фильтр вот такой HOYA ND1000
На вопрос «почему HOYA?» отвечу только, что в Москве в пятницу в наличии мне удалось найти только его (не забываем, что мне же надо было «вот прям щаз» и ждать пока из США приедет какой-нибудь Singh-Ray за сотни баксов у меня не было не только времени, но и денег).
Почему ND1000? — потому что это максимальная степень затемнения, которую я смогла найти в наличии. Есть фильтры которые снижают количество света в 15 и 20 раз, но они стоят от 500$ за штуку, что уже не очень тянет на спонтанное приобретение.
Фильтр ND1000 позволяет уменьшить количество света в 10 раз. Как это влияет на выдержку видно в этой табличке. Например, если выдержка была 1/15s, то с фильтром будет 16sec.
Ну а на практике это позволяет размазывать воду и облака, избавляться от толп людей, получить вместо автомобилей просто полоски красного и белого цвета.
Расправу с людьми и автомобилями я решила оставить на другой раз. В этот раз планировала посмотреть как будут размазываться облака в движении, но за две утренних съемки на небе не появилось ни облачка зато была вода и много-много тумана.
Fujifilm X-Pro2 | XF16-55mmF2.8 R LM WR | HOYA ND1000 | ƒ/20.0 | 16.0mm | 13s | iso 200
А вот так изменяется состояние воды с увеличением выдержки.
Главное не забывать, что размазанная вода не всегда идет на пользу кадру, есть сюжеты в которых наоборот нужна динамика и брызги. Но очень часто длинная выдержка помогает убрать отвлекающие блики и рябь на воде и сделать пейзаж более воздушным.
Fujifilm X-Pro2 / XF16-55mmF2.8 R LM WR | HOYA ND1000 | ƒ/20.0 | 32.1mm | 3.1s | iso200
Вот еще пара сравнительных кадров, первый сделан без фильтра, второй с фильтром. При этом баланс белого выставлен в обоих случаях одинаковый.
Видно что никаких фатальных паразитных оттенков фильтр не дает, но в общем весь кадр выглядит чуть-чуть теплее. Я допускаю, что это просто из-за того что из-за увеличения выдержки на матрицу попало намного больше теплого рассеянного света. По хорошему надо было подбираться как-то параметры чтобы и выдержка с фильтром и без была одинаковой и тогда можно было бы точно сказать дает ли фильтр посторонний оттенок или нет.
Еще, очень часто, фильтры ухудшают детализацию снимков. Вот 100% кроп из кадра сделанного с фильтром
На мой взгляд, детализация не пострадала — листики и кирпичики на месте, и это в условиях тумана.
Или вот еще один пример
Тут тоже видно, что кадр сделанный с фильтром чуть теплее, но это нет тот паразитный оттекнок от которого хотелось бы избавляться и эту «теплоту» можно легко убрать сдвинув баланс белого. А еще видно, что даже на широком угле по краям нет виньетирования.
Очень во многих обзорах и статьях про ND1000 пишут, что эти фильтры настолько темные, что камера через них не фокусируется и в видоискателе ничего не видно. Поэтому надо сначала скомпоновать кадр, сфокусироваться, а потом уже накручивать фильтр стараясь не сдвинуть камеру.
У меня с Fuji X-Pro2 никаких таких проблем не было — камера через фильтр отлично фокусируется, на дисплее видно композицию (глазами через фильтр не видно ничего) — картинка шумная и немного притормаживает, но это не очень мешает, зато избавляет от танцев со сниманием-одеванием фильтра
Fujifilm X-Pro2 | XF10-24mmF4 R OIS | HOYA ND1000 | ƒ/5.0 | 10.0mm | 26s | iso 200
Общий вывод — фильтр очень достойный, свою задачу выполняет качественно, паразитных бликов, оттенков и снижения детализации не заметила. Единственное, выяснилось, что степени затемнения маловато будет 🙂 Даже на рассвет у меня не получилось добиться выдержки больше минуты, а чтобы получить смаз от движения облаков надо минут 10. Так что надо копить на фильтры в 20 стопов.
Источник: liseykina.livejournal.com