Понятия «Протокол» и «Интерфейс» неразрывно связаны друг с другом, именно поэтому их так часто путают не только новички, но и опытные специалисты в области IT-технологий. Эти термины используются всегда, когда речь идёт о передаче данных. Причём, не важно, какой обмен данными имеется в виду, это может быть обмен между приложениями, устройствами, между человеком и компьютером – во всех этих случаях мы имеем дело с «интерфейсом» и «протоколом». Однако не многие могут дать внятный ответ на вопрос: «в чём разница между этими понятиями?», попросту путают эти термины или считают их синонимами. В данной статье мы постараемся раз и навсегда внести ясность в этот вопрос.
Для начала дадим определения.
Интерфейс – совокупность аппаратных и программных средств, необходимых для взаимодействия с программой, устройством, функцией и т.д.
Протокол — набор правил, соглашений, сигналов, сообщений и процедур, регламентирующий взаимодействие между сопрягаемыми объектами.
Сложно? На самом деле всё проще, чем кажется. Давайте разбираться!
Современные интерфейсы – это АД
Что такое интерфейс
Возьмём простой пример: обмен информацией между двумя людьми. Допустим, вам нужно передать сообщение своему другу из другого города. Вы можете это сделать многими способами: отправить ему письмо обычной почтой, почтовым голубем или воспользоваться электронной, можете написать в социальной сети, позвонить по телефону или Skype. Всё это – интерфейсы. Необходимо запомнить, что интерфейс всегда отвечает на вопросы: «Как?», «Каким способом?».
Понятие «интерфейс» также используется, когда речь идёт о взаимодействии компьютерной программы или устройства с человеком. Можно услышать: «программа имеет дружелюбный интерфейс» или «пылесос с беспроводным интерфейсом». В этих случая так же речь идёт о способах взаимодействия.
Например, телевизором можно управлять с помощью пульта дистанционного управления или с помощью кнопок. Это его интерфейсы. Для подключения внешних устройств телевизоры имеют интерфейсы USB, DVI, HDMI и другие.
Если мы говорим про интерфейс компьютерной программы, то это тоже способ обмена данными: можно работать в программе пользуясь удобной графической оболочкой, а можно с помощью командной строки.
Как вы понимаете, чтобы организовать обмен данными по какому-либо интерфейсу, необходимо чтобы все участники взаимодействия обладали этим интерфейсом: для того, чтобы написать другу по электронной почте – нужно, чтобы у него был e-mail, а для того чтобы управлять беспроводным пылесосом, нужен пульт.
Интерфейс может содержать в себе другие интерфейсы. Когда мы говорим про передачу сообщения обычной почтой, мы говорим про один интерфейс. Но на самом деле наше письмо может доставляться поездом, самолётом, автотранспортом – это тоже интерфейсы, но они «скрыты» от нас, мы никак не участвуем в их выборе, поэтому для нас это один интерфейс «Почта России».
D-sub (VGA), DVI, HDMI, DisplayPort, MHL, USB Type-C. Разъемы, интерфейсы, кабели, подключение
Что такое протокол
На этом же примере разберёмся, что же такое протокол. Вы можете отправить письмо в виде текста на русском языке или на китайском, можете нарисовать рисунок или послать аудиозапись (если это электронное письмо). Это и есть протоколы передачи – правила, с помощью которых кодируется информация, которую вы собираетесь передать. Протоколы могут быть наложены друг на друга.
Например, вы можете написать письмо, пользуясь шифром, который знаете только вы и ваш друг, а символы в нём использовать из кириллицы – то есть вы как бы наложите на одни правила обмена информацией другие правила более высокого уровня. Адресат расшифрует ваше послание, если конечно он владеет этими правилами.
На конверте письма нужно указать адрес получателя – это тоже часть протокола – правила, необходимые для передачи сообщения, но не нужные для его расшифровки. Поэтому, в общем случае при передаче данных может использоваться несколько протоколов. Каждая строка адреса получателя – это директива для разных сегментов почтовой сети. Например, для почтового отделения, откуда письмо начнёт свой путь, не важны улица, дом и номер квартиры получателя, важен только город, куда нужно направить письмо.
В цифровой технике всё происходит аналогично. Когда мы отправляем сообщение пользователю в социальной сети, оно проходит огромное количество промежуточных звеньев от браузера вашего компьютера до браузера компьютера адресата – это сетевые карты, роутеры, шлюзы и т.д. Поскольку всё это оборудование связано разными интерфейсами, наше исходное сообщение «обрастает» большим количеством дополнительной информации на каждом сетевом уровне.
Заключение
Итак, в данной статье мы разобрались, что интерфейс – это способ обмена информацией, а протокол – это совокупность правил, которые необходимо соблюдать при передаче данных по выбранному интерфейсу. При обмене информацией может использоваться несколько интерфейсов, каждый из которых использует свой протокол передачи. При этом каждый протокол как бы оборачивает данные в свою коробку. Получается своеобразная «матрёшка» из данных, которая потом «разбирается» обратно до исходного сообщения, которое и получает адресат.
На этом всё! Надеемся, что было интересно! До встречи на страницах LAZY SMART .
Чтобы не пропустить новую статью, вступай в нашу группу Вконтакте , а также подписывайся на наш канал YouTube .
Источник: lazysmart.ru
Интерфейс или interface ??
Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. Разбираясь в айтишной терминологии многие интересуются, что такое интерфейс в компьютерах? Я с удовольствием отвечу на этот очень хороший вопрос, поскольку его понимание позволяет простому или начинающему пользователю получить наиболее полное представление о работе ПК.
Само слово «interface» английское и состоит из двух частей «inter», означающее «между» и «face» — «лицо». Визуализируем это понятие и представим «нечто», посредством которого два объекта, обращенных друг к другу лицами, пытаются наладить между собой контакт и полное взаимопонимание. То есть «интерфейс» это, по сути, средство взаимодействия.
- пользователя;
- сам компьютер, представляющий собой системный блок и его начинку;
- подключаемые к нему устройства и периферию;
- программное обеспечение;
- отдельные файлы;
- каналы передачи информации;
Внимательно изучив этот список, вы увидите, что исключив из него хоть один элемент, вы сделаете рабочий ПК неполноценным или вообще недееспособным. Но и сами по себе эти компоненты работать не смогут, так как между ними должна быть эффективная взаимосвязь: они должны распознавать друг друга и иметь средства для обмена понятными сигналами. Это и есть различные интерфейсы.
Давайте рассмотрим их поподробнее.
Что внутри системника?
Итак, имеем в чистом виде материнскую плату со множеством разъемов которые и являются внутренним интерфейсом. К ним относятся:
- сокет для установки процессора;
- обычно четыре гнезда для монтажа оперативной DDR памяти только определенного 2, 3 или 4-го поколения;
- шина AGP, раньше используемая исключительно для видеокарты;
- универсальная шина PCI Express для подключения дополнительных модулей (в т. ч. графических и звуковых адаптеров). На одной плате может быть несколько внешне аналогичных PCI разъемов типов 1.0, 2.0, 3.0 и 4.0, отличающихся скоростью передачи данных.
- для подключения устройств хранения информации раньше использовался шлейф с универсальной шиной IDE. Сейчас же жесткие диски, DVD приводы коммутируются посредством разъема SATA и дополнительного канала питания;
Кстати, вспомним о энергоснабжении системы. Блок питания, имеет внешний интерфейс для подключения к электросети и внутренние вилки, отличающиеся конфигурацией и подаваемым напряжением: ATX для материнской платы, 4-контактный для CPU, 6-и и 8-и пиновй для PCI Express, 15-и контактный для SATA, универсальный «Molex». Вентиляторы можно подключать к контактным гнездам, размещенным непосредственно на системной плате.
Интерфейсы подключения внешних устройств
Собрав системник, давайте посмотрим, как с ним можно взаимодействовать. Как пользователь вы можете включить или выключить его (кнопкой запуска или переключателем блока питания), загрузить диск в привод, а также вставить флешку или карту памяти в соответствующее гнездо. Теперь развернем блок тыльной стороной и изучим разнообразие разъемов для подключения внешних устройств:
- Какой же компьютер без монитора? На него мы можем передать изображение через VGA или DVI, но если есть возможность, то отдайте предпочтение HDMI.
- Для подключения мыши и клавиатуры ранее использовались PC/2 гнезда, но теперь для этого есть универсальные USB разъемы, которых чем больше, тем лучше.
- Я бы назвал USB одним из самых востребованных интерфейсов компьютера. Через него можно подключать любую периферию (принтеры, жесткие диски, видеокамеру и многое другое).
- Работа со звуком осуществляется посредством гнезд для подключения «тюльпанов» или «джеков». Таким образом, можно подключить микрофон, наушники или колонки. Если у вас стоит звуковая карта, то вы найдете коннекторы для многоканального звука или оптический выход.
- Так же материнская плата имеет COM и LPT порты.
- Для подключения к сети вы обязательно найдете гнездо стандарта RJ45, в которое вставляется штекер витой пары. В некоторых старых устройствах можно обнаружить RJ11 для подключения телефонного модема.
Я назвал все основные, используемые большинством пользователем, интерфейсы системного блока, но их может быть гораздо больше в зависимости от начинки вашего ПК.
Средства взаимодействия между ПК и пользователем
До этого момента весь наш разговор об компьютерных интерфейсах касался исключительно всевозможных разъемов, шин и гнезд. Но мы немного забыли о самом главном, о пользователе.
Я для того, чтобы мы могли взаимодействовать с ПК, нам необходимы различные устройства ввода информации:
И средства вывода информации:
- монитор;
- проектор;
- принтер;
- графопостроитель;
- акустические устройства (наушники, колонки);
- сигнальные лампочки и индикаторы;
Тут как бы все понятно и с большинством вышеперечисленных приборов вы хорошо знакомы.
Программный и графический интерфейс
Но отдельно я бы хотел остановиться на мониторе, а точнее на графическом интерфейс компьютера (GUI) и таком важном компоненте как программное обеспечение. Два этих понятия тесно связаны между собой и во многом определяют эффективность и удобство работы пользователя с ПК.
- Начнем с того что при включении ПК без установленной системы мы имеем возможность зайти в меню настроек BIOS, где нас встречает простенький интерфейс программного взаимодействия с отдельными элементами ПК. Сейчас на смену БИОСу пришел UEFI, предлагающий более широкие возможности.
- Вторая стадия работы с компьютером – установка операционной системы, которую выбирают в зависимости от конфигурации ПК, поставленных целей и личных предпочтений.
Долгое время безальтернативным вариантом был MS-DOC c оболочкой Norton Commander. Но сейчас абсолютным лидером является Windows 7, 8 и 10-ой версий. На слабенькие машины ставят стабильно работающую XP или экспериментируют с Linux. Некоторые сознательно предпочитают Unix-подобные системы именно благодаря разнообразию их интерфейсов. Обладатели техники от Apple работают с проприетарной MacOS.
И Мак, и Виндовс, и Линукс максимально упрощают работу с настройками и подменю, а так же делают удобным обращение к различным программам и утилитам. Если вы еще не оценили преимуществ такого интерфейса, то попробуйте решать такие задачи посредством командной строки.
- И на поверхности программного интерфейса лежат все остальные приложения, браузеры, медиаплееры, офисные пакеты, игры, антивирусы, всевозможные утилиты, а так же служебное и специализированное ПО, которые мы устанавливаем на компьютер для непосредственной работы с ним.
Описывать различия в используемых здесь интерфейсах можно до бесконечности. Но вы сами для себя, наверное, уже решили, чем удобнее пользоваться Chrome или Firefox, ESET или Avira, LibreOffice или Microsoft Office и так далее. И здесь все определяет именно интерфейс, как пользовательский, так и внутренний, задействующий память и процессор.
Вот видите, мои дорогие друзья, мы вроде как говорили об интерфейсах, а фактически детально разобрались, как работает компьютер. Думаю, это только пойдет нам на пользу. Теперь, в совершенстве владея понятием компьютерного интерфейса, вы можете смело проводить аналогии с другими устройствами, будь то бытовые электроприборы, мобильные или мультимедийные гаджеты.
А мне остается попрощаться с вами и пожелать всяческих успехов, а так же эффективных и удобных интерфейсов.
Вот видите, мои дорогие друзья, мы вроде как говорили об интерфейсах, а фактически детально разобрались, как работает компьютер. Думаю, это только пойдет нам на пользу. Теперь, в совершенстве владея понятием компьютерного интерфейса, вы можете смело проводить аналогии с другими устройствами, будь то бытовые электроприборы, мобильные или мультимедийные гаджеты.
А мне остается попрощаться с вами и пожелать всяческих успехов, а так же эффективных и удобных интерфейсов.
Источник: profi-user.ru
Что такое интерфейс
В разговорах о компьютерных программах, сайтах и играх мы часто встречаем термин «интерфейс». В этой статье объясним простыми словами, что такое интерфейс в информатике и для чего он нужен.
· Обновлено 1 ноября 2022
В общем смысле интерфейс (от англ. interface — взаимодействие) — это устройство или система для взаимодействия между не связанными друг с другом объектами. Например:
- USB — это интерфейс, через который компьютер взаимодействует с периферийными устройствами;
- API ВКонтакте — это интерфейс, через который другой сайт или приложение может получить информацию из базы данных «ВКонтакте»;
- приборная панель самолёта — интерфейс для взаимодействия между системами самолёта и пилотом;
- кнопки на электрическом чайнике — интерфейс для взаимодействия между любителем почаёвничать и нагревательным элементом чайника.
В области информационных технологий под интерфейсом чаще всего понимают набор инструментов, через которые пользователь общается с программой или системой. В рамках этой статьи мы будем говорить именно о цифровых интерфейсах.
Виды пользовательских интерфейсов
Командная строка
Командная строка, или CLI (Command Line Interface) — это текстовый интерфейс. Пользователь вводит команды текстом, система обрабатывает их и выводит данные о результатах тоже в виде текста.
Может показаться, что такой вид интерфейса устарел, но это не так. Командной строкой активно пользуются разработчики: во-первых, для экономии времени, т. к. вводить короткие команды с клавиатуры получается быстрее, чем водить мышкой по экрану; во-вторых, CLI зачастую предоставляет больше возможностей, чем графический интерфейс той же ОС или программы.
Графический интерфейс
Графический интерфейс, или GUI (Graphic User Interface) — это то, что чаще всего подразумевают, говоря об интерфейсах.
Кнопка «Пуск», окна программ, значки папок и приложений — элементы графического интерфейса операционной системы Windows. Иконка-гамбургер, строка поиска, кнопка «В корзину» — элементы графического интерфейса интернет-магазина.
Голосовой интерфейс
Голосовой интерфейс, или VUI (Voice User Interface) — это невидимый интерфейс, в котором данные вводятся и выводятся с помощью голоса. Когда пользователь айфона говорит «Привет, Сири, поставь таймер на 10 минут», он взаимодействует с приложением «Часы» через голосовой интерфейс. VUI незаменим для пользователей, которые плохо видят или не видят совсем, а для остальных полезен в ситуациях, когда смотреть на экран неудобно — например, за рулём автомобиля.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Принципы хорошего пользовательского интерфейса
Один из самых популярных списков правил, применимых к интерфейсам, составил американский профессор информатики Бен Шнейдерман. Он называется «8 золотых правил дизайна интерфейса». Давайте рассмотрим принципы Шнейдермана на примере сайта пиццерии.
1. Последовательность
Хороший интерфейс должен быть последовательным. Так, если значок корзины на нашем сайте всегда находится в правом верхнем углу, нельзя взять и перенести его в нижний левый в одном из разделов. Если мы называем список покупок «Корзиной», то именно этот термин должен фигурировать везде, где мы говорим о корзине.
2. Доступность для разных пользователей
Клиенты нашей пиццерии — неоднородная группа людей. Кто-то хорошо видит, а кому-то приходится пользоваться экранной читалкой. У одного смартфон появился, когда ему было 10 лет, а другой познакомился с новыми технологиями только в 80.
Хороший интерфейс учитывает нужды тех и других: например, аппетитная фотография пиццы в интернет-магазине должна сопровождаться описанием для экранной читалки — тогда слабовидящие и слепые пользователи смогут понять, что в составе.
3. Информативная обратная связь
Когда пользователь что-то сделал в вашем приложении, ему важно видеть, что его действие удалось (или не удалось).
Скажем, наш пользователь дошёл до этапа оплаты, ввёл данные карты, нажал «Заказать» и. ничего не произошло. Такой интерфейс хорошим не назовёшь, ведь пользователь сразу начнёт волноваться: дошёл ли заказ до ресторана? Списались ли деньги с карты? Поэтому важно сообщить, что оплата удалась, и поблагодарить за покупку — а если произошла ошибка и заказ не создан, то указать причины (например, недостаточно денег на карте).
4. Сложные сценарии поделены на этапы
Если с помощью вашей программы пользователи выполняют комплексные задачи, лучше разделить их на этапы. Заказ в пиццерии — вполне себе комплексная задача, которая состоит минимум из трёх частей: выбрать пиццу, которая понравится всем на вечеринке, правильно указать адрес доставки и оплатить покупку. Поэтому для каждого из этих этапов на сайте будет свой раздел, при этом можно показать визуально, сколько шагов осталось до успешной отправки заказа.
5. Предотвращение ошибок
Хороший интерфейс должен давать пользователю как можно меньше возможностей ошибиться. Так, нашему пользователю обязательно нужно оставить телефон, чтобы с ним могли связаться оператор и курьер пиццерии. Если в поле для ввода телефона можно вводить и цифры, и буквы, то кто-то обязательно ошибётся и введёт не то. Лучше сразу настроить поле так, чтобы пользователи не могли вводить в него буквы, — это предотвратит ошибки.
6. Лёгкая отмена действий
Всё, что пользователь делает в программе, должно легко отменяться. Например, наш клиент ошибся и случайно заказал пиццу к себе на работу, а нужно было на домашний адрес. Хороший интерфейс сразу после оформления заказа даст пользователю возможность самостоятельно его отредактировать или даже отменить, не дожидаясь звонка оператора.
7. Ощущение контроля над ситуацией
Пользователь должен чувствовать, что это он управляет программой или системой, а не наоборот. Скажем, если наш сайт после добавления пиццы в корзину будет автоматически отправлять пользователя на экран оплаты, это вряд ли понравится клиентам — ведь они могут захотеть купить больше одного блюда. Пусть клиенты решат сами, когда они готовы оформлять заказ.
8. Небольшая нагрузка на память пользователя
Объём кратковременной памяти человека ограничен, нам сложно удерживать в голове много данных одновременно. Когда наш пользователь дошёл до оплаты заказа, он мог подзабыть, сколько и каких блюд он заказал. Удобно, если рядом с итоговой суммой будет выводиться список покупок — тогда пользователь сможет проверить свой заказ перед оплатой.
Кто придумывает пользовательские интерфейсы
Теперь мы с вами знаем, что такое интерфейс системы, программы в компьютере, мобильного приложения или игры и каким он должен быть. А специалист, который разрабатывает пользовательские интерфейсы, называется UX/UI-дизайнером. Аббревиатура UI — это уже знакомый нам User Interface, а UX — User Experience (пользовательский опыт).
В небольших проектах отдельного человека, отвечающего за интерфейс, может не быть, тогда эти задачи ложатся на других специалистов — например, разработчика, верстальщика, маркетолога. Поэтому всем, кто планирует связать своё будущее с созданием программ, игр или сайтов, важно понимать основы UX/UI-дизайна.
На курсах программирования в Skysmart Pro дети и подростки учатся не только писать код, но и создавать пользовательские интерфейсы. В рамках курса можно разработать свою игру, приложение или веб-сайт, а можно просто подтянуть цифровую грамотность и научиться безопасно использовать интернет. Вводный урок — бесплатно!
В Minecraft можно больше, чем просто играть
Нескучное программирование, используем творческий потенциал на максимум, создадим свои собственные трехмерные миры и игры, изучим основы кодирования и логики. А там рукой подать до IT
Источник: skysmart.ru