Что такое механический телевизор

Принцип оптико-механической развертки луча был настолько прост, что 2 октября 1925 г. англичанин Джон Лоджи Берд получил изображение на экране приемника, а 26 января 1926 г. публично продемонстрировал «движущуюся картинку» членам Королевского института Великобритании. Разумеется, это не была современная «телевизионная картинка», на ней присутствовали лишь силуэты, но начало было положено. Спустя год Дж. Берд увеличивает количество отверстий на диске до 30-ти.

Надо отметить, что существенное увеличение разрешающей способности экрана было непреодолимо из-за конструктивных особенностей диска Нипкова: чем больше отверстий на нем располагалось, тем меньше становился их размер и соответственно меньше света попадало на селеновый фотоэлемент. Рано или поздно должен был наступить предел, когда количество света стало бы недостаточным для его преобразования в электрический сигнал. Диск располагался в телевизионной камере, размеры которой были внушительными, экран принимающего телевизионного приемника был 3×4 см. Чтобы увеличить экран до размера средней фотографии (9×12 см), диск в телекамере должен был быть более двух метров в диаметре.

В Советском Союзе экспериментами в области «электрического дальновидения» занимался Лев Сергеевич Термен (1896-1993) — виолончелист па основному образованию. Увлеченный радиотехникой молодой человек посещал лекции в Петроградском политехническом институте и в 1926 г. в своем дипломном проекте представил действующий образец телеустановки с механической разверткой на 64 строки. Дальновидение заинтересовало командование Красной Армии, и установка была продемонстрирована в

1927 г. наркому по военным и морским делам и председателю РВС СССР Клименту Ефремовичу Ворошилову. «Картинка» обладала высоким, по тем временам, качеством и заслужила положительной оценки «высокого лица». Телекамеру установили на Арбатской площади перед входом в РККА, и нарком демонстрировал коллегам возможность видеть рядом с входом людей, не выглядывая из окна.

К сожалению, довести до конца работу Л. С. Термену не довелось: он был послан разведчиком в США, а по возвращении осужден как «участник» покушения на С. М. Кирова. Далее — сталинские тюрьмы и лагерная работа в спецлабораториях («шарашках») вместе с будущим конструктором ракетно-космических систем Сергеем Павловичем Королевым и с авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Выйдя на свободу, Лев Сергеевич работал в лаборатории акустики и звукозаписи Московской консерватории, преподавал в МГУ на физическом факультете, дожил до глубокой старости.

В Англии Джон Лоджи Берд создает телевизионный приемник и в конце 20-х — начале 30-х гг.», налаживает промышленное производство малострочных телевизоров.

В СССР работы по телевизионному вещанию проводились под руководством Павла Васильевича Шмакова (1885-1982) на базе Всесоюзного электротехнического института.

Долго не удавалось наладить синхронизацию дисков в передающей камере и приемнике, поэтому в 1930 г. в лаборатории Шмакова оба диска смонтировали на одном валу, при таком способе синхронизации, разумеется, невозможно было разнести приемник и передатчик на значительное расстояние — оно составляло чуть больше метра.

В 1930 оптико-механическая развертка луча достигала 30 строк с 12,5 кадрами в секунду. Промышленность Советского Союза не выпускала телевизоров (радиовещание, с пропагандистской точки зрения, считалось наиболее перспективным средством массовой информации), но освоила выпуск бумажных диск Нипкова.

Вещание осуществлялось на средних и длинных волнах, звук и изображение передавались раздельно. Радиолюбители самостоятельно изготавливали телеприемники: для этого надо было приобрести картонный перфорированный диск Нипкова, а за ним поставить неоновую лампу.

Диск вращался синхронно диску в передающей телевизионной камере, электрические сигналы обеспечивали большее или меньшее свечение красной неоновой лампы и, таким образом, на крохотном экране каждая геометрическая точка приобретала необходимую яркость. Звук принимали на дополнительный радиоприемник. Учитывая, что длинные волны имеют большую территорию распространения, телевизионный сигнал можно было принимать на расстоянии до 2 тыс. км от Москвы. С 1 октября 1931 г. по июль 1940 г. телевещание в СССР было регулярным.

Еще по теме:  Как оформить стену под кирпич с телевизором

В Нью-Йорке компания «Дженерал электрик» в 1928 году начала экспериментальное телевещание, а к 1931 году телевизионный сигнал передавали более двух десятков станций. Наблюдался настоящий телевизионный бум, компании вкладывали миллионы долларов в усовершенствование механического телевидения.

В Германии первую механическую систему продемонстрировал Денеш фон Михайи на Берлинской радиовыставке в 1928 г., правда, разработчик передавал изображение без звука. Аналогичное телевидение предлагал Август Каролус (концерн «Телефункен»). В технологическую гонку вступила вся Европа, в 1929 г. Рене Бартелеми во Франции осуществил передачу изображения с разверткой в 10 строк. С 1935 г. французские телепередачи стали регулярными, работы ученых активно поддерживались правительством. Разрешающая способность механического ТВ постоянно росла и вскоре достигла 180 строк. Первую внестудийную съемку во Франции осуществили в 1934 г.

Представим телепередачу тех лет. В студии от ламп накаливания температура доходит до 35°С (без огромного количества освещения невозможно осуществить преобразование «свет — сигнал»). Гигантский неподвижный телепередатчик (камера) направлен на большое зеркало, за которым стоит ассистент режиссера и «ловит» отражение актера. Если объектив камеры направить непосредственно на объект съемки, актер, даже чуть шелохнувшись, выйдет за кадр. Диск Нипкова вращается в камере со скоростью 750 оборотов в минуту, свет проходит сквозь отверстия, ограничейные рамкой, попадает на элемент, вызывает в его цепи сигналы (видео- или электросигналы), которые попадают в ламповый

усилитель и отправляются по эфирному или кабельному каналу связи. Поверхностные волны благодаря рефракции распространяются на значительное расстояние, в некоторых направлениях пересекая границы СССР. Видеосигнал с приемной антенной подводится к неоновой лампе, в которой яркость свечения зависит от интенсивности электрического сигнала.

За неоновой лампой располагается перфорированный диск, который вращается точно с такой же скоростью, как диск в передающей камере, и зритель видит точки различной яркости. Инерционность зрения отражает в сознании телезрителя полную картинку изображения, несмотря на то, что светящиеся точки погасли. Все дело в том, что мозг хранит световое раздражение в течение 0,1 сек, и человек как бы видит все точки одновременно. Разумеется, изображение не несет в себе мелких деталей, оно достаточно грубое.

Впоследствии ученые всех стран пытались повысить разрешающую способность экрана, то есть разместить на диске возможно большее количество отверстий. Но для того, чтобы добиться качества картинки, сравнимого с современным, то есть получить число строк равное шестистам, диаметр диска надо было увеличить до 28 метров, при этом центробежные силы, из-за огромной скорости вращения диска, разрушили бы почти любой материал. Дальнейшее развитие механического телевидения вело конструкторов в тупик, коэффициент использования света в данных системах был ничтожно мал, то есть при сокращении диаметра отверстий на фотоэлемент попадало настолько мало света, что образующийся электрический сигнал было невозможно выделить из помех, возникающих в ламповых усилителях. И все же оптико-механическая развертка продолжала совершенствоваться, на смену непрозрачному диску пришли системы с линзами и зеркалами («зеркальный диск» и «зеркальное колесо»), но существенно повысить качество телевизионного изображения на этом пути не удалось. Постепенно термин «телевидение» в кругах скептиков превратился в «елевидение».

Источник: studopedia.org

Механическое телевещание

Первая телевизионная передача в СССР состоялась 1 мая 1931 года. 1 октября того же года впервые в Москве началось регулярное телевещание со звуковым сопровождением. В декабре 1933 года оно прекратилось… чтобы возобновиться в феврале 1934 года. Что бы это значило? А вот такая произошла история:

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЕЛТОГО ЭКРАНА

Их можно увидеть в политехническом музее Москвы и в музее связи в Санкт-Петербурге. Небольшие фанерные ящички с прямоугольным окошком и линзой перед ним. Или странные консоли с металлическим цилиндром над ними и ступенчатым винтообразным сооружением рядом. Они не похожи на то, что мы привыкли называть телевизором, но это — телевизоры. Самые первые.

Еще по теме:  Кто покупает не рабочие телевизор

Они столь просты, что собрать некоторые мог даже школьник, они столь сложны, что только два завода в СССР смогли выпустить небольшую серию таких приборов. Их изобрели не у нас, в нашу страну они пришли тогда, когда в иных местах уже отжили свое, тем не менее, именно в СССР они оказались наиболее необходимыми.

Предыстория практического телевидения такова: как-то в сочельник 1883 года одинокий и забытый всеми немецкий студент Пауль Нипков сидел за столом, играя светом масляной лампы. Он представил себе, как световой пучок шарит по темной комнате, освещая поочередно предметы. Как заставит его проделать такой фокус? Очень просто: сделаем диск со спиралью отверстий, смещенных от края к центру на диаметр отверстия и на ширину кадра по дуге каждое. Заставим его вращаться.
Вот такую конструкцию и запатентовал Нипков в 1885 году. Прошло 15 лет, и никто изобретением оным не заинтересовался. Патент отменили. Да и сам Нипков про него забыл. И лишь в 1925 году шотландский оптик Джон Бэрд, расположив за диском неоновую лампу, создал первый телевизор.

Телекамера тоже была устроена чрезвычайно просто: световой зайчик от отверстия в точно таком же диске бегал по темной комнате, а фотоэлемент ловил общее изменение освещения. В 1928 году Бэрд начал телевещание из собственной студии на таких вот приборах.

Первые телевизоры были более механические, чем электронные. Их четкость не превышала 1200 точек на маленький, с почтовую марку, экран. Зато их сигнал имел узкую частотную полосу, мог записываться на грампластинку, передаваться по радио на средних волнах. Именно таким было и первое телевидение в СССР.

Сейчас частенько можно услышать, что в те телевизоры нельзя было рассмотреть даже человеческого лица. Это неправда. Лица дикторов, чтецов и певцов очень даже узнавались зрителями и при таком разрешении. Художественные же изобразительные средства позволяли создавать просто замечательные программ.

Так сам Бэрд, например, снял первый телеспектакль «Человек с цветком во рту», и запись с экрана его телевизора можно найти в интернете. В СССР механическое телевидение показывало даже балет и версию фильма «Путевка в жизнь». Тем не менее малострочная картинка не могла обеспечить такие трансляции, как, например, парад или футбольный матч. Не всем нравился и цвет изображения, создаваемого неоновой лампой. Ведь был он желто-красным.

Переход на электронное телевидение решал большинство проблем автоматически. Вот и решили тогда в СССР отменить механическое телевещание. И отменили, спустя два года после его начала. А электронное… создать не смогли. Нет, телестудии и камеры создали, сделали и образцы телевизоров.

Больших таких и дорогих телевизоров для «красных уголков» крупных предприятий и для столичных дворцов культуры. Очень дорогих, не для частных лиц. А государство требовало охвата всех народных масс. Вот ведь незадача… Пришлось, не отменяя электронного телевидения, возобновить трансляции механического.

Тут-то достоинства дискового телевизора и проявились во всей красе! Два завода в стране все-таки наладили их выпуска, а энтузиасты дома на коленях собрали в разы больше. Строили все и везде: в домах пионеров, в кружках при заводах, в воинских частях по месту службы. Средневолновые телепередачи принимались без всякой ретрансляции в каждом отдаленном уголке страны.

А тут еще освоили и телевизор с зеркальным винтом. Представьте себе изображение, висящее в воздухе над столиком! Фантастика, а ведь было…

Говорят, на заре 30-х годов Пауль Нипков увидел-таки механический телевизор на промышленной выставке в Берлине. Заглянул в окошко экрана и произнес: «Надо же, оно действительно работает». И пошел дальше, смотреть уже современные достижения техники. Так вот: «дальнобойность» механического телевизора сыграла с ним злую шутку.

Еще по теме:  Нужно ли включать ipv6 в телевизоре

Надвигалась война, в 1941 году вещание «малострочки» прекратили, а с началом войны телевизоры и вовсе конфисковали. После Победы механическое телевидение не возродилась, заслуженно уступив место электронному. Но…

Но глядя на экран современного «ящика» хочется иногда, чтобы экран его сжался в точку. Ведь качество не только в количестве точек на дюйм. Есть еще и качество программ. Так и уходишь в интернет, а там… А там узнаешь, что во всем мире радиолюбители, заменив «неонку» светодиодами, строят свои дисковые телевизоры, записывая свои программы на mp3 плеер.

Потом берешь фанеру, паяльник, старые чертежи и схемы… И вот он уже перед тобой на столе, такой же, как тогда. И поет в его динамике голос Фицжеральд, и ее еще юное лицо глядит на тебя из окошечка телевизора, который мог бы быть ее современником.

Источник: terastudio.com

Что такое механический телевизор

история в фотографиях
Механическое телевидение и «виниловые» видео-диски Phonovision, 1927 год
Name: история в фотографиях
Page Summary
Latest Month
Entry Tags

27th-May-2014 05:42 pm

Phonovision экспериментальный формат для записи механического телевизионного сигнала на грампластинки. Формат был разработан в конце 1920-х в Лондоне шотландским пионером телевидения Джоном Логи Бэрдом. Целью было не просто записывать видео, а записать его так чтобы в последствии, как рассчитывал Бэрд, можно было его проигрывать на не дорогом домашнем устройстве воспроизведения, которое он назвал Phonovisor.

С этой целью Берд объединил сканирующий механизм диска Нипкова с приводом для записи грампластинок. Видеосигнал от сканера диска Нипкова был усилен и подключен к режущему стилусу. Бэрду пришлось пойти на ряд компромиссов во время работы над проектом, так, к примеру, частота воспроизведения составляет лишь 4 кадра в секунду. В отличие от других экспериментов Бэрда, (таких как первая в мире действующая – и продемонстрированная широкой публике – телевизионная система, содержавшая первую полностью электронную цветную телетрубку) нет никаких данных публичной демонстрации воспроизведения изображений с данного аппарата. Результаты работ были признанны неудачными и Бэрд перешел к другим проектам оставив несколько дисков в музее компании.

Несмотря на технические проблемы, Phonovision является самым первым из изобретенных устройств записи телевизионного сигнала. В некотором смысле, его можно рассматривать как прародителя других дисковых систем, таких как европейская система Teldec в начале 1970-х и SelectaVision.

Аналогичная система была представлена на рынок в начале 30-х годов под названием Silvatone и существует, по крайней мере одна запись первых передач телевидения записанная в апреле 1933 года.
Самый ранний из сохранившихся Phonovision дисков был записан 20 сентября 1927 года и содержит изображение головы чревовещательной куклы-манекена, которой Бэрд дал имя — Stooky Bill и которую он использовал в своих ранних экспериментах для передачи телевизионного изображения. Самая первая запись человеческого лица была сделана 10 января 1928 года, а 28 марта 1928 года была сделана запись «Мисс Поунсфорд», которая, во многих отношениях, считается лучшей из экспериментальных дисков.

В 1982 года, шотландский эксперт по обработке изображений Дональд Ф. Маклин разработал программное обеспечение для захвата и восстановления видео, записанного на дисках Phonovision. Анализ записей по Маклину показал, что серьезные проблемы имели место во время работы над записью, главным образом благодаря несовершенству механического привода. Проблемы были устранены при помощи программного обеспечения, и в результате современные изображения с дисков имеют намного лучшее качество изображения, чем то, что можно было увидеть в лабораториях Бэрда в его время.

  • Tags: 1920-е, наука, телевидение, техника

Источник: foto-history.livejournal.com

Оцените статью
Добавить комментарий