Что такое secam в телевизоре

Особенность системы цветного телевидения СЕКАМ заключается в том, что вместо одновременной передачи цветоразностных сигналов ERY и Ев Y осуществляется поочередная их передача (через строку). Такой принцип передачи позволяет избежать присущих системе NTSC перекрестных искажений между двумя цветоразностными сигналами, которые в системе СЕКАМ благодаря разновременной передаче не могут взаимодействовать друг с другом. При этом количество строк в кадре для цветного изображения в два раза уменьшается. Снижения четкости всего изображения при этом не происходит, поскольку мелкие детали (они без ущерба могут быть переданы как черно-белые) будут воспроизводиться яркостным сигналом EY, переданным с полным числом строк разложения.

Передается общий яркостной сигнал в соответствии со стандартом на черно-белое телевидение на строго определенной несущей частоте, соответствующей номеру канала.

Структурная схема передающего и принимающего устройства, работающего по системе СЕКАМ, приведена на рис.

Стандарт телевизионного вещания SECAM

В кодирующем устройстве телевизионного передатчика происходит формирование цветного телевизионного сигнала; с выхода передающей камеры три сигнала «красный» (R), «синий» (В), «зеленый» (G) после усиления их видеоусилителями поступают на кодирующую матрицу. Здесь из трех сигналов цветности формируются яркостной сигнал Ev и два цветоразностных сигнала: Сигнал яркости состоит из трех сигналов цветности, которые

для правильного воспроизведения яркости должны содержаться в нем в следующих соотношениях:

Сигналы ERY и Ев Y называют соответственно красным и синим цветоразностными сигналами. Главной их особенностью является то, что на белых и серых местах изображения они равны нулю. Поэтому на экранах телевизоров черно-белого изображения помех от сигналов цветности не будет. Зеленый цветоразностный сигнал (EG Y) в матрице не создается, так как в самом сигнале яркости содержится 59% зеленого сигнала цветности (EG) и он может быть легко получен в телевизионном приемнике.

Из матрицы красный и синий цветоразностные сигналы поступают на электронный коммутатор (ЭК), который имеет два входа и один выход. Ко входам подводят сигналы ER Y и Ев у. Коммутатор может находиться в двух состояниях, одно из которых соответствует прохождению через его выход сигнала ER, а другое — сигнала EL r Изменение состояния коммутатора каждый раз происходит в момент обратного хода электронного луча в передающих телевизионных трубках.

В результате на выходе коммутатора выделяются цветоразностные сигналы, следующие друг за другом с интервалом, равным длительности развертки одной строки (64 мкс).

Работой коммутатора управляет специальный сигнал цветовой синхронизации, вырабатываемый передающим устройством. Он включается в состав телевизионного сигнала и передается вместе с ним, чтобы затем синхронно управлять работой имеющегося в телевизоре коммутатора декодирующего устройства.

100 Секунд о Видео е02 — PAL и NTSC, Что Это и Зачем

Из коммутатора сигналы ER и Ев поочередно поступают на частотный модулятор (ЧМ). Сюда же из генераторов (ГПЧ) направляют поднесущие, которые моделируются цветоразностными сигналами.

Второй важной особенностью системы СЕКАМ является способ модуляции поднесущей частоты. В современном варианте системы СЕКАМ выбрана частотная модуляция, осуществляемая в частотном модуляторе (ЧМ). Выбор частотной модуляции предопределил устойчивость системы к влиянию амплитудных и фазовых искажений тракта передачи.

С выхода ЧМ частотно-модулированный сигнал цветности Us, складываясь в сумматоре с яркостным сигналом Еу, образует полный цветовой сигнал Un, пригодный для передачи в вещательную сеть.

В приемном устройстве полный цветовой сигнал Un, получаемый с видеодетектора, подается на усилитель яркостного сигнала и полосовой фильтр (ПФ), с помощью которого из полного сигнала выделяется ЧМ сигнал цветности Ug. В системе СЕКАМ в каждый момент времени продетектированный

ЧМ сигнал содержит только один из двух цветоразнотипых сигналов: или ER_Y, или EB_Y. Для восстановления цветоделенных сигналов ER, EG, EB необходимо иметь оба цветоразностипных сигнала одновременно (третий цветоразностный сигнал получается матрицированием из сигналов ERY или Ев_у).

Получение недостающего в каждый момент времени цве-торазностного сигнала достигается в приемном устройстве СЕКАМ использованием линии задержки на длительность одной строки (ЛЗ) и электронного коммутатора (ЭК). На один из входов электронного коммутатора сигнал цветности подается прямо с полосового фильтра (ПФ). На второй вход коммутатора поступает сигнал цветности, но задержанный на длительность одной строки (64 мкс). В результате на каждом из выходов ЭК в любой момент времени будут присутствовать два цветоразностных сигнала ER_Y, EB Y; соответственно после каждого из частотных дискриминаторов в любой момент времени будут присутствовать сигналы Е Y или Ев Y одновременно. Сигнал EG Y получается как результат матрицирования сигналов ER и Ев в декодирующей матрице.

Полученные цветоразностные сигналы в зависимости от конструкции кинескопа поступают либо непосредственно на соответствующую пару электродов кинескопа — модулятор-катод (для дельта-кинескопов), либо на внешнее матрицирующее устройство (МУ) (в кинескопах с самосведением), где из входных сигналов ER, EG, Ев Y получают цветоделенные сигналы ER, EQ, EB.

Еще по теме:  Thomson телевизор 32 черный

Источник: znaytovar.ru

СЕКАМ

SÉCAM или SECAM (от фр. Séquentiel couleur avec mémoire , позднее Séquentiel couleur à mémoire — последовательный цвет с памятью; произносится [сека́м]) — система аналогового цветного телевидения, впервые применённая во Франции. Исторически она является первым европейским стандартом цветного телевидения.

Технические особенности

Спектр телевизионного сигнала SECAM

Как и все аналоговые телевизионные стандарты, SECAM является адаптированным и совместимым с более старым монохромным (черно-белым) телевещанием. В адаптированных аналоговых стандартах цветного телевещания дополнительный сигнал цветности передается в высокочастотной области спектра монохромного телесигнала.

Как известно из природы зрения человека, ощущение цвета складывается из трех составляющих: красного (R), зеленого (G) и синего (B) цветов. Такую цветовую модель обозначают аббревиатурой RGB.

На основе психофизиологических исследований было установлено, что разрешающая способность человеческого зрения в разных цветах разная, к тому же, отсутствие цвета на мелких деталях движущегося изображения почти незаметно. Поэтому, а также, для совместимости с чёрно-белым телевидением, вместо трёх сигналов основных цветов передаются монохромный сигнал Y и цветоразностные сигналы R-Y и B-Y.

В системе SECAM используют цветовую модель YDbDr (разновидность в стандарте SECAM передается в частотной модуляции (ЧМ), по одной цветовой составляющей в одной телевизионной строке, поочередно. В качестве недостающих строк используют предыдущий сигнал R-Y или B-Y соответственно, получая его из памяти (в аналоговых телевизионных приемниках для этого используется линия задержки). Таким образом, объективно, цветное телевизионное изображение в стандарте SECAM имеет в два раза меньшее разрешение по вертикали, чем монохромное изображение. Субъективно, в силу большей чувствительности глаза к яркостной составляющей, на среднестатистических картинках такое ухудшение почти не заметно. Применение цифровой обработки сигнала еще больше сглаживает этот недостаток.

Применение частотной модуляции, поочередной передачи цветового сигнала и цветовой модели YDbDr является отличительной особенностью SECAM от других телевизионных аналоговых стандартов (NTSC).

Версии SECAM

В мире используются несколько модификаций стандарта SECAM. Способ передачи цветоразностных сигналов во всех случаях одинаковый, включая так называемые предыскажения, а отличаются только методом кодирования монохромного видеосигнала, кодирования звука и шириной спектра.

На самом деле, мог отличаться ещё и способ опознавания цвета — поскольку в каждой строке передаётся только один сигнал, декодер должен правильно определять, какой именно. Для этого мог применяться способ, аналогичный «вспышкам» в системах PAL и NTSC — в невидимой части строке, в конце гасящего импульса передавалась немодулированная поднесущая, в случае SECAM либо 4,406 МГц, либо 4,25 МГц, по значению частоты и происходило опознавание. Другой способ — передача специально модулированных сигналов в конце кадрового гасящего импульса, где поднесущие принимали крайние возможные значения через строку, что упрощало опознавание, особенно, в условиях помех. В настоящее время этот способ либо не используется, либо является резервным, например, в России передаются оба сигнала одновременно, а во Франции — только первый вариант. Но исходно основным был второй вариант, и когда-то в СССР и странах северной Африки использовался только он.

Стандарт Число строк Частота кадров Полоса канала Полоса сигнала Кодирование видеосигнала Поднесущая звука Модуляция звука Страна
SECAM-L 625 25 8 МГц 6 МГц Позитивное +6,5 МГц АМ Франция
SECAM-K1 625 25 8 МГц 6 МГц Негативное +6,5 МГц FM Бывшие заморские владения Франции
SECAM В/G 625 25 7 МГц(МВ), 8 МГц (ДМВ) 5 МГц Негативное +5,5 МГц FM Греция, некоторые страны Ближнего Востока
SECAM D/K 625 25 8 МГц 6 МГц Негативное +6,5 МГц FM Россия, СНГ

Вариант MESECAM не является стандартом и используется только при записи на магнитную ленту в формате VHS на видеомагнитофоны, предназначенные для стандарта PAL. При записи на магнитную ленту во всех бытовых стандартах цветоразностному сигналу отводится область более низких частот, а спектр в целом оказывается инвертированным, по сравнению со спектром исходного телесигнала. Описанный стандартом процесс обработки цветоразностных сигналов для системы SECAM включает деление поднесущих на 4 и подавление верхней боковой полосы. В варианте MESECAM для упрощения схемы видеомагнитофона используется та же схема обработки сигнала, что и для стандарта PAL — сигнал переносится в низкочастотную область с помощью дополнительного гетеродина, при этом в формате PAL сохраняются не только частотные, но и фазовые соотношения сигналов, для SECAM сохранение фазы не обязательно.

История

  • 1956 — начало разработки стандарта во Франции
  • 1961 — разработана первая версия стандарта SECAM I, в этой версии цветовые поднесущие передавались на одной частоте
  • 1965 — SECAM III (он же SECAM Optimised) представлена на ассамблее CCIR (Международный консультативный комитет по радио). Это и есть используемый в настоящее время стандарт SECAM («III» больше не указывается). В этом же году в СССР разработан и запатентован собственный улучшенный стандарт НИИР (он же SECAM-IV, он же NIR или NIIR).
  • 1967 — началось цветное телевизионное вещание в стандарте SECAM (SECAM-III) во Франции и СССР
Еще по теме:  Что такое t con в ЖК телевизоре

Бытует расхожее мнение, что стандарт SECAM был принят в СССР по политическим мотивам, в пику США с их стандартом NTSC. На самом деле, выбор осуществлялся на конкурентной основе из четырёх существовавших тогда вариантов (НИИР, PAL, SECAM и NTSC).

Сравнение проводилось путём трансляции сигналов по существующим тогда радиорелейным линиям (не самого подходящего качества) и записи на видеомагнитофон «Кадр-1Ц». Считается, что SECAM в этих условиях показал наилучшее качество. Стандарт НИИР тогда был только в макете и потенциально мог превосходить своих конкурентов. Когда стало очевидно, что выбор может остановиться на отечественной системе НИИР, французы существенно снизили стоимость лицензии на SECAM, к тому же аппаратура SECAM была готова к серийному производству. Это и стало решающим фактором при принятии нового стандарта в СССР.

Также существует версия, что решающим фактором в пользу SECAM был тот факт, что в декодерах SECAM не требуется кварцевый резонатор — дефицитный и дорогой на тот момент радиокомпонент, а к ультразвуковой линии задержки предъявлялись более скромные требования по точности, чем в стандарте PAL.

География распространения

Система SÉCAM в настоящее время является основной системой цветного аналогового телевидения в России и Франции. Кроме России и Франции она также применяется в ряде стран, бывших французских колониях и заморских владениях, саттелитах СССР в Европе, Африке, Южной Америке и Азии. С падением СССР в Восточной Европе система SÉCAM была постепенно вытеснена системой

Бэкронимы

В шутку принято расшифровывать аббревиатуру SECAM как «System Essentially Contrary to American Method» (система, существенно противоположная американской).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Источник: dic.academic.ru

Мини-лекции. Цветное телевидение. Сигналы

В этой мини-лекции речь пойдёт не о какой-то одной системе цветного телевидения, а о том, что объединяет их либо разделяет? Это о сигналах используемых в разных системах, будь-то: NTSC, PAL или SECAM-III.

Посмотрите на рис1. Это идиализированный ПЦТС — полный цветовой телевизионный сигнал. Это так выглядят сигналы NTSC и PAL. На рис3 тоже самое но реальный сигнал на экране осциллографа. То, что как бы закрашено цветом это высокочастотное заполнение поднесущими разных цветов. И всё это при сигналах R-Y, B-Y цветных полос.

Вон они красуются внизу под рис1. В остальных случаях (реальных) всё будет выглядеть по иному. А вот на рис2 как бы такая же картинка. Такая, да не такая! Те же цветные полосы? Тот же ПЦТС? Так в чём же дело? В простоте SECAM! Простота обернувшаяся очередной головной болью. Тот же баланс между хорошим и плохим.

Так в чём же дело?

Есть такое понятие как отношение сигнал/шум. А шум, это в «головы» или «ухах», особенно 1-2 января! Нет, шум имеется ввиду электрический и представляет собой хаотические импульсы токов разных величин. Да если они входят в звуковой спектр то мы можем действительно этот шум услышать. Для телевидения это хаотически роящиеся на экране точки, полоски, всплески.

На экране осциллографа это выглядит как сплошная полоса определённой величины. В этом случае говорят, что частотный спектр шума сплошной и в большом интервале частот имеет постоянную величину! А отношение сигнал/шум есть превышение сигнала над шумом. Это отношение как правило указывается в децибелах, реже в разах. Как пример для тюнера (радиоприёмника) видеомагнитофона ВМ-12: . при входном сигнале 2 мВ не хуже 43 дб (140 раз).

Так вот, если в NTSC, PAL при амплитудной модуляции эти отношения в спектре практически не меняются, то в SECAM далеко не так! Ведь в SECAM применяется частотная модуляция, а здесь правила другие. Здесь при изменении величины модулирующего сигнала (R-Y, B-Y) изменяется величина отклонения частоты поднесущей, изменяется девиация.

И всё бы ничего (по барабану), да вот чем дальше отстоит частота от частоты покоя, тем меньше энергетический уровень! А шум? А шум остаётся всё такой же, а это значит, что отношение сигнал шум уменьшается. И, что же нам делать? Правильно вводить предыскажения как в самих цветоразностных, так и в промодулированных.

Еще по теме:  Телевизор Supra stv lc22t410fl инструкция

В первом случае это низкочастотное предыскажение, во втором высокочастотное. Как это работает?

Посмотрите на рис3b. Сплошная кривая это характеристика устройства пропускающее через себя (в примере B-Y) цветоразностные сигналы. Говорят, что имеет место быть подъём высоких частот. Кто имел дело с импульсами знает, что это ведёт к выбросам передних и задних фронтов. Видите на рис3d как B-Y (голубой подкраски) видоизменился?! Аналогично и в случае с R-Y!

Вот почему на рис2 так странно выглядит ПЦТС «красной» строки? При приёме такой вот цепочкой из двух резисторов R1, R2 и емкости С1 рис3с, сигнал приводится к первоначальному состоянию. Всплеск уменьшается и вместе с ним и шум. Искусственное отношение остаётся прежним.

С высокочастотным предыскажением технология несколько другая, но цель всё прежняя. Здесь устройством антиклёш (Клёш, от французского cloche «колокол») рис3а «задавливается» район центральных частот спектра и увеличивается боковые составляющие. Тем самым увеличивается искусственно отношение сигнал/шум! Казалось бы нужно увеличить амплитуду поднесущей и всё! Вопрос решён!

Только есть одно но?! Как же тогда с сытыми волками и целыми овцами? Ведь чем больше амплитуда поднесущей (поднесущих) тем сильнее её (их) будет видно на чёрно-белом экране! Вот поэтому и применили предыскажения! Вот Вам и простота хуже воровства!

И ещё неизвестно чья более мерзопакостная система NTSC или SECAM? На приёмной стороне уже клёшем рис3с происходит выравнивание всех этих предыскажений и спектр ЧМ превращается в ровненькую полосу аналогично с шумовой. А по всей полосе отношение сигнал/шум остаётся постоянным.

Всё сказанное ниже касается (в упрощённом виде) так называемой цветовой синхронизации. Для каждой системы свои заморочки. И это естественно, системы-то разные! На рис5 показан строчный гасящий импульс. Он же строчный синхронизирующий и он же цветосинхронизирующий! Во как! И всё это в одном флаконе!

Подкрашенный импульс (уровень чернее-чёрного) подруливает генератор строчной развёртки. Пьедестал на котором он стоит (уровень чёрного) гасит экран телевизора. Ну, чтобы мы не дай Бог не увидели как луч рисующий строки растра убегает на стартовую позицию?! А, что это за кривульки справа? Это кусочек частоты поднесущей, пачка (поднесущих) 8-10 периодов.

И всё это обзывается вспышкой. А вот для каждой из систем эксплуатирует её (вспышку), каждый по своему. В NTSC вспышка подруливает частоту и фазу восстанавливаемой в телевизоре поднесущей, той самой 3,579545 МГц. В PAL частота уже другая 4,43 МГц. Но если предыдущая вспышка имела стабильно одну частоту и фазу, то в PAL фаза вспышки прыгает из стороны в сторону на 45°.

Тем самым управляет переключением коммутатором фазы поднесущей 90°/270°.

А, что же с SECAM? Там две поднесущие 4,250 МГц и 4,406 МГц. В принципе нам, что-то подруливать ни к чему? Все частоты приходят к нам живыми и невредимыми. Так для чего же они торчат на пьедестале? Всё дело в всё той же простоте SECAM!

Точнее в переходных процессах во время переключения строк. А они эти паразиты проявляются в начале строк. И поэтому если ничего не предпринимать то слева на экране будут видны искажения. Вот для этого и существуют вспышки, запускающие переключение заранее до начала строки! Всё так просто!

А теперь посмотрим на рис4а. Это импульсы цветовой синхронизации, а точнее переключения строк «красных» на «синих». Кому шибко интересно всё это в мини-лекции Цветное телевидение. SECAм. Подкрашены импульсы под цвет строк, чтобы не попутать?! На рис4b уже промодулированные сигналы, радиосигналы.

Всё это хозяйство (здесь только часть) передаётся как вспышки но только в кадровом гасящем импульсе. В одном с 7 по 15 строку, а в следующем с 320 по 328. Всё из-за чересстрочной развёртки! Вот такая канитель получается. В будущем, когда старые телевизоры изведут (как Советскую власть), то пойдут по пути NTSC и PAL (раньше бл. не могли?!) используя вспышки на строчном гасящем импульсе!

И под занавес, спектры телевизионных сигналов (каналов) приходящих к нам в дом. В общем виде всё одно и тоже, — цветовые сигналы втискивают в яркостные [Y] в высокочастотном краю спектра. В NTSC, PAL одна поднесущая, а в SECAM-две. Цветные сигналы тоже по-разному называются. Ну, дык! Звук +/- у всех одно и то же с модуляцией ЧМ или по-импортному FM с теми же предыскажениями.

Также как и в Ваших ЭФЭМАХ!

Вот вроде бы и всё о системах.

Источник: proza.ru

Оцените статью
Добавить комментарий