Что делать, если фото смазывается, а видео получается трясущимся? На этот вопрос есть сразу несколько ответов, и все они связаны со стабилизацией. О том, какие есть способы стабилизировать изображение и как это помогает при съёмке фото и видео, читайте в нашем материале.
Стабилизация изображения важна практически любому человеку, который занимается видеосъёмкой / Фот: pixabay.com
Встроенные возможности (способы) стабилизации
Электронная внутрикамерная стабилизация
Самый простой способ стабилизации видео, не требующий никаких дополнительных устройств и никаких дополнительных деталей в камере. Применятся только при видеосъёмке, используется практически во всех смартфонах нижней и средней ценовой категории и недорогих экшен-камерах.
Основан этот метод на том, что камера вращает видео, выравнивая картинку, и обрезает возникающие поля.
Смазанное изображение на телевизоре.
Камера смартфона с выключенной (сверху) и включённой электронной стабилизацией. Видно, насколько уже стало поле зрения / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Так как стабилизация происходит в реальном времени, прямо во время съёмки, эффективность её зависит от мощности устройства. На современных смартфонах с мощным процессором и большим количеством памяти (например, Xiaomi Redmi Note 11 Pro) она будет работать хорошо, а вот на какой-нибудь бюджетной экшн-камере видео со включённой стабилизацией может стать более «мыльным».
Подходит для: съёмки видео
Плюсы электронной стабилизации:
- она есть;
- это лучше, чем ничего.
Минусы электронной стабилизации:
- обрезает картинку, из-за чего в тесных помещениях может не хватить ширины угла объектива;
- видео может стать менее чётким, могут появиться артефакты.
Объективы с оптической стабилизацией
В стабилизированных объективах есть подвижная линза (или группа линз), которая может смещаться относительно оси объектива и компенсировать дрожание рук фотографа.
Эта система стабилизации создана в первую очередь для фотографов. Например, стабилизатор объективов Canon имеет 2 режима, рассчитанных на типичные фотографические задачи. В первом режиме стабилизатор считает, что камера должна быть неподвижна, и старается полностью убрать все движения камеры. Второй режим предназначен для фотосъёмки с проводкой, в нём стабилизатор борется только с вертикальными сдвигами камеры и игнорирует движения вправо-влево.
Соответственно, если видеограф делает похожие вещи (снимает неподвижной камерой или панорамирует вправо и влево), стабилизатор объектива поможет ему справиться с тряской. А вот при съёмке динамичных видео с подвижной камерой оператору придётся опытным путём выяснять, какой из режимов ему лучше подходит. Может даже оказаться, что стабилизатор мешает видеосъёмке и его попытки улучшить картинку вызывают резкие подёргивания и рывки — это означает, что стабилизатор не справляется с сильным движением камеры. В таком случае его лучше отключить и использовать для стабилизации стедикам.
Влияние стабилизатора Электроника-6000. Ч.1 На телевизор
На дорогих объективах кнопки выключения стабилизатора и переключатель режимов находятся прямо на корпусе. А вот на дешёвых их может не быть, и настраивать стабилизатор придётся через меню камеры / Фото: imaging-resource.com
Чтобы при покупке объектива понять, есть ли в нём оптическая стабилизация, ищите в его названии аббревиатуры с буквой S (stabilization). Например, у Canon — стабилизированные объективы имеют маркировку IS (например, Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM, Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM) у Sony — OSS (например, Sony E 18-105mm f/4 G OSS PZ), у Panasonic — O.I.S. (например, Panasonic Vario-Elmarit 12-60mm f/2.8-4.0 ASPH. O.I.S.) и т. д. И только Nikon выбивается из общего правила, называя свою систему стабилизации VR (Vibration Reduction, уменьшение вибрации).
Подходит для: хорошо подходит для съёмки фото, хуже для съёмки видео.
Плюсы оптической стабилизации:
- хорошо помогает при фотосъёмке, позволяя увеличить выдержку на 3-4 ступени.
Минусы оптической стабилизации:
- стабилизированный объектив стоит дороже, чем аналогичный без стабилизатора;
- при видеосъёмке подвижной камерой может мешать, а не помогать;
- стабилизированные объективы могут быть менее надежными, так как подвижная конструкция стабилизирующего элемента достаточно нежная и может выйти из строя от ударов или тряски.
Камеры со стабилизацией на основе сдвига матрицы
Многие современные беззеркальные (и некоторые зеркальные камеры) используют подвижную матрицу для стабилизации изображения.
Пятиосевая стабилизация в трёхмерном пространстве: матрица может компенсировать сдвиг камеры по осям X и Y и поворот камеры вокруг осей X, Y и Z / Фото: amateurphotographer.co.uk
При съёмке фото такая камера с установленным на неё широкоугольным объективом позволит снимать с рук на выдержках в 1-2 секунды. А значит, с ней можно смело выходить на ночные прогулки без штатива и снимать на низких значениях ISO.
Прохожие в эффектном смазе, фон чёткий, штатив не понадобился, несмотря на двухсекундную выдержку / Фото: amateurphotographer.co.uk
Тем, кто интересуется видеосъёмкой, тоже стоит присмотреться именно к камерам с матричной стабилизацией. Немного попрактиковавшись, такой камерой можно снимать с рук и получать качественный материал без дополнительного оборудования. Начинающему оператору это позволит сэкономить на покупке стедикама, да и опытному видеографу понравится возможность не таскать с собой дополнительные тяжести.
Стаблизированные камеры можно встретить в GH-серии Panasonic, предназначенной для видеосъёмки. Например, это камеры Panasonic Lumix DC-GH5 и Panasonic Lumix DC-GH6. А для любителей полного кадра есть Sony Alpha A7 Mark III.
У некоторых камер — например, Olympus E-M1 III, при съёмке видео можно дополнительно включить электронную стабилизацию и сделать видео ещё более плавным.
Подходит для: съёмка фото, съёмка видео.
Плюсы стабилизации со сдвигом матрицы:
- очень хорошо стабилизирует;
- можно использовать с любым объективом, даже старым мануальным Гелиосом;
- в большинстве случаев позволит обойтись без покупки стедикама.
Минусы стабилизации со сдвигом матрицы:
- подвижную матрицу сложней чистить от пыли.
Использование внешних устройств для стабилизации
Механический стабилизатор (стедикам)
Механический стедикам позволяет уменьшить тряску и удерживает камеру в горизонтальном положении. Главная его часть — штанга, на одной стороне которой крепится камера, а на другой — балансировочные грузы. К штанге при помощи шарниров прикреплена рукоятка, за которую и держит оператор.
Существуют как небольшие стабилизаторы для смартфона или экшн-камеры, так и большие стабилизаторы для тяжёлых кинокамер / Фото: haguecamerasupports.com, wikipedia.org
Подходит для: съёмки видео
Плюсы стедикама:
- небольшие любительские стедикамы стоят недорого;
- не требует батареек.
Минусы стедикама:
- требует привыкания и навыка от оператора;
- дешёвые китайские модели могут разболтаться в тех местах, где должно быть жёсткое крепление, и плохо двигаться в местах подвижных шарниров.
Электронный стабилизатор (электронный стедикам, гимбал)
Не стоит путать внешний электронный стабилизатор и встроенную в камеру электронную стабилизацию, о которой мы писали в первом разделе. В данном случае термин «электронный» говорит о том, что камеру удерживает в равновесии система электрических моторчиков под управлением процессора.
Хороший электронный стедикам поможет снять и себя, и других / Фото: adorama.com
«Умная» начинка электронного гимбала позволяет не просто стабилизировать камеру, но и выбирать, как именно это делать. В одном режиме стабилизатор может удерживать камеру строго в заданном положении, компенсируя все наклоны и повороты оператора. В другом камера будет наклоняться и поворачиваться, а стабилизатор постарается сгладить движения и сделать их максимально плавными. Есть и селфи-режим: по нажатию кнопки камера поворачивается на 180 градусов и снимает самого оператора.
Для лёгкой любительской камеры подойдёт Hohem iSteadyMulti, начинающему видеографу можно порекомендовать относительно недорогой Moza Air 2, ну а профессионалам пригодятся продвинутые DJI RS 3 Pro или Zhiyun Crane 3S.
В гимбалы для смартфонов часто встраивают дополнительные функции, помогающие создавать интересный контент и облегчающие жизнь блогеру. Например, режим слежения поможет снимать себя без помощи оператора. Достаточно поставить гимбал со смартфоном на штатив, включить этот режим, и смартфон будет сам следить за человеком и не выпускать его из кадра. Так что, если вы хотите создавать вдохновляющий контент с помощью смартфона, стоит присмотреться к современным стабилизаторам — например, DJI OM 5. А обо всех его возможностях можно почитать в нашей статье.
При выборе электронного стабилизатора обратите внимание на минимальный и максимальный вес оборудования. Лёгкий гимбал для экшн-камеры не справится с тяжёлой зеркалкой, а на тяжёлый стабилизатор с мощными моторами не получится поставить смартфон.
Большой камере — большой гимбал / Фото: luzalma.com
Ещё один важный момент — список совместимых камер. Большинство современных беззеркальных камер можно подключить к стабилизатору через USB-порт. После этого оператор сможет включать и выключать видеозапись кнопкой на ручке стабилизатора, ему не нужно будет тянуться к камере и искать кнопку записи на ней. А более продвинутые и дорогие версии стабилизаторов способны и на большее. Например, если к стабилизатору Zhiyun Weebil S подключить камеру Panasonic Lumix DC-GH5S, то можно управлять выдержкой, диафрагмой, ISO и фокусировкой прямо со стабилизатора.
Подходит для: съёмки видео
Плюсы гимбала:
- хорошо стабилизирует и сглаживает движения;
- с настроенным гимбалом может работать даже новичок;
- наличие разных режимов стабилизации;
- идеальный выбор для динамичных съёмок.
Минусы гимбала:
- хороший стабилизатор стоит недёшево;
- некоторые операторы жалуются на то, что съёмка с использованием электронных стабилизаторов получается слишком плавной и из-за этого «неживой»;
- специфические дорогие аккумуляторы, которые нельзя купить в ближайшем супермаркете. Если не вовремя разрядились, придётся идти заряжаться.
Источник: www.fotosklad.ru
Оптическая или цифровая: какая стабилизация лучше и зачем она вообще нужна
Чтобы изображения получались резкими даже при съемке «с рук», в гаджетах используют системы стабилизации. Но не все они одинаковы: рассказываем, какие из них лучше.
Зачем вообще нужна стабилизация изображения в смартфонах и камерах? Для получения четкого снимка и объект, и камера должны быть жестко зафиксированы. И если с объектом проблем не возникает (конечно, если это не ребенок или активное животное, которым правила съемки не объяснишь), то с самим гаджетом сложнее.
Если снимать в хорошую погоду с небольшого расстояния, выдержка на аппарате будет довольно короткой.
Когда вы держите смартфон или фотоаппарат в руке, при фокусном расстоянии 50 мм и выдержке длиннее 1/60 с может возникнуть «смаз», то есть изображение будет размытым. С ростом фокусного расстояния и требования к выдержке растут: например, на 100 мм с руки лучше снимать на 1/100 с и короче.
А если нет возможности использовать короткую выдержку? Например, вы снимаете в облачный день и света не так много. Хорошо, когда есть штатив или хотя бы неподвижный элемент, куда можно поставить гаджет (например, гранитный парапет). Но если все же приходится снимать с рук, приходит на выручку система стабилизации. Ее задача — компенсировать дрожания вашей руки.
Стабилизация: внешняя и встроенная
Стабилизация делится на активную и пассивную. К первой относятся всевозможные подвесы, стедикамы и другие устройства, стабилизирующие камеру в пространстве. Подобные аксессуары в наши дни применяются не только профессионалами, но и всеми подряд — в продаже достаточно стабилизаторов от множества брендов, рассчитанных на самый разный кошелек. Другое дело, что всем этим нужно уметь пользоваться, а пассивная стабилизация никаких особых знаний не требует.
Пассивная стабилизация уже встроена в саму камеру и работает либо по принципу оптической стабилизации изображения (Optical Image Stabilizer, OIS), либо по принципу цифровой стабилизации изображения (Electronic Image Stabilizer или Digital Image Stabilizer, EIS или DIS). Оба решения используются в современных смартфонах, но чем они отличаются и какое из них лучше?
Оптическая стабилизация: чистая механика
Общая задача стабилизаторов — сделать итоговое изображение четким, но добиваются этого системы разным способом. OIS, появившаяся раньше, представляет собой целый комплекс: стабилизирующий элемент объектива, способный двигаться по вертикали и горизонтали, с помощью электроприводов «маневрирует» по командам от гироскопических датчиков ради того, чтобы во время экспозиции фотоаппарата полностью компенсировать движения камеры в проекции изображения на пленке или матрице цифровых фотоаппаратов.
Позднее появилась система, в которой движения компенсируются уже с помощью подвижной матрицы внутри корпуса камеры — это позволило использовать сменные объективы, хотя и ценой чуть меньшей эффективности. Но заметить это можно только в очень сложных условиях съемки.
Оптические системы стабилизации со временем появились и в смартфонах. Не так давно мы тестировали vivo X60 Pro, где использована именно такая система. Можно посмотреть на видео, как она работает.
Цифровая стабилизация: программное решение
Цифровая стабилизация также борется с нечетким изображением, но делает это без механической «помощи». При EIS часть пикселей матрицы камеры не формирует картинку, а работает в качестве резерва — при движении процессор понимает, что изображение будет смазанным и использует эти «запасные» пиксели, чтобы компенсировать потери. В итоге кадры получаются четкими, но зачастую менее качественными, чем то же изображение, выполненной с помощью устройства с оптической стабилизацией. При этом реализация подобного решения требует меньших затрат, а потому цифровая стабилизация часто встречается в бюджетных устройствах.
Флагманские смартфоны обычно имеют комбинированную систему стабилизации, в которой OIS дополняется EIS. Это позволяет добиться максимально качественного изображения, хотя, например, Google в своей линейке Pixel использует только цифровую стабилизацию — софт у компании написан качественный, и он дает возможность делать весьма хорошие кадры. Другое дело — бюджетные устройства, создатели которых экономят на комплектующих и в итоге получается, что сами по себе компоненты камеры не лучшие, к тому же слабое «железо» не позволяет реализовать максимально качественные алгоритмы EIS, так что на выходе получаются фотографии, которые без слез можно разглядывать только на экране этого же смартфона.
Источник: ichip.ru
Для чего нужен стабилизатор изображения
Я пользуюсь техникой компаний Canon и Nikon. Их стабилизаторы имеют названия IS и VR. IS (Image Stabilization) это аббревиатура компании Canon, VR (Vibration Reduction) – Nikon. Стабилизатор изображения помогает мне получить гораздо более четкое изображение с длиннофокусными объективами, а также при низком уровне освещения.
IS и VR настолько важны для получения отличных снимков, что я не буду покупать объектив без них, если есть выбор.
Как я покажу далее, даже компактные фотоаппараты типа «навел и снял» с IS снимают гораздо резче, чем дорогие зеркалки с объективом без стабилизатора при некоторых условиях.
VR против IS
VR (Nikon) и IS (Canon) это одно и то же. Я буду использовать оба термина как синонимы. Каждый производитель использует свои собственные сокращения.
Обе эти системы стабилизируют изображение, чтобы избежать смаза от дрожания рук. Это помогает во многих случаях обойтись без штатива и получить резкие фотографии. VR и IS позволяют мне снимать при плохом освещении без использования штатива, за исключением совсем уж темного времени суток ( сумерки или ночь).
VR и IS превосходно работают при съемке неподвижных объектов, я как раз снимаю большинство таких кадров. Конечно, для съемки движущихся объектов, спорта или детей системы стабилизации бесполезны.
Некоторые люди хотели бы использовать VR и IS для съемки с проводкой, в этом случае стабилизатор работает в одном направлении, в то время как в других снимок получается размытым.
Чтобы получить резкий кадр быстро движущегося объекта, вам придется все равно использовать либо светосильный объектив, либо больше света, либо поднять ISO.
Стабилизатор помогает только компенсировать дрожание камеры, но не может ничего сделать с движущимися объектами.
Другие производители
Minolta, Panasonic, Olympus и Sony
Minolta (теперь Sony) выпускает зеркальные камеры, в которых стабилизатор изображения уже встроен в фотоаппарат. Я не пробовал эти системы. Преимуществом их, как утверждает производитель, является то, что они работают с любыми объективами, так как стабилизатор находится в камере, а не в объективе.
Anti – Shake
Остерегайтесь подобных названий. Большинство производителей, использующих этот термин, обманывают потребителя и просто повышают ISO, чтобы получить более короткую выдержку. Вы и сами можете увеличить ISO. Обычно такие камеры не компенсируют дрожание рук, как это делает система VR и IS.
Как работают стабилизаторы
Я пропущу подробности, основной принцип в том, что датчики движения предугадывают его направление и скорость в начальной фазе, когда фотограф нажимает кнопку затвора и делает кадр.
Затем они используют различные устройства сдвига линз или матрицы в противофазе с детектируемым сигналом ошибки, чтобы противодействовать этому движению.
За счет этого происходит стабилизация изображения при экспонировании.
Вы можете увидеть работу стабилизатора через видоискатель зеркальных фотоаппаратов или на экранчике компактных, нажав до половины кнопку спуска затвора.
График и действительность
Дрожание рук, которое врачи называют тремором, имеет случайный характер.
Сделайте достаточное количество фотографий в любых условиях. Некоторые будут резче, некоторые более размытыми. Процент попаданий зависит от условий, выдержки, фокусного расстояния.
На графике показано, как процент ваших резких снимков зависит от выдержки. На очень длинных выдержках, например, 30 секунд, почти никогда не получите резкий кадр, независимо от наличия стабилизатора. Но вероятность этого не равна нулю, так как есть счастливый случай.
На коротких выдержках, таких как 1/1000, вы получите резкие снимки почти в 100% случаев, опять же независимо от наличия стабилизатора. Но почти 100% это не чистые 100%. Бывают и исключения из правил.
Это все сводится к методам теории вероятности и статистического анализа. Математики смогут это лучше объяснить.
Сказки старых бабок о том, что выдержка должна быть не длиннее 1/30 или 1/(фокусное расстояние) происходят из наблюдения, что большинство людей получают около 50% резких снимков при этих условиях. Это как раз соответствует среднему участку черной кривой на графике. Будучи случайной функцией, более короткая выдержка дает более высокий процент резких снимков, и наоборот.
Трюк
Так как съемка это игра, то я стараюсь увеличить свои шансы на успех с помощью серийной съемки. Я увеличиваю значение выдержки и делаю несколько кадров подряд в этом режиме. Позже я выбираю самые резкие. Чем длиннее выдержка, тем большую длину серии нужно сделать. Чтобы получить хоть один резкий снимок.
Например, если вероятность получить резкий снимок 10%, то я делаю 10 или 20 снимков серией и выбираю лучший. Это работает!
Точно также мы можем получить и смазанный кадр с нормальным объективом при выдержке 1/250 секунды. Но это не должно случаться часто, в противном случае подучитесь обращению с камерой.
Стабилизатор в этом случае всегда увеличивает шансы на успех. Я не знаю случаев, чтобы это было не так.
Когда стабилизатор эффективен?
VR и IS дают значительное улучшение в том месте, где кривые графика идут раздельно. Попробуйте снимать с выдержкой около 1/2 – 1/15 с нормальным объективом и вы увидите разницу, как между ночью и днем. С более короткими выдержками снимки и так будут резкими, с более длинными – и стабилизатор уже не поможет.
Примеры
Изображение комнаты, где сделаны кадры
Я делал снимки фотоаппаратом Nikon D200 c объективом 18-135 без стабилизатора и фотоаппаратом Nikon D70 с объективом 18-200 mm VR. Я покажу фото с D70 в масштабе 100%, а с D200 немного меньше, чтобы они совпали.
Наведите курсор, чтобы увидеть разницу
Теперь вы понимаете , почему я считаю, что лучше купить дешевле сам фотоаппарат (тушку), а объектив купить подороже? Помните, что объективы могут служить долгие годы, а тушки меняются чуть не каждый год. Более дешевый D70 с объективом 18-200 с системой VR снимает гораздо лучше на более длинных выдержках, чем гораздо более дорогой D200 без объектива с VR.
Конечно, они сравнивались при фокусном расстоянии 28 мм и выдержке 1/4 секунды, где стабилизатор имеет большое значение. При более коротких выдержках разница не будет столь существенной, но она проявится на больших фокусных расстояниях, даже в солнечный день.
Наведите курсор на изображение, чтобы сравнить снимок, сделанный на D200 без объектива VR и компактный фотоаппарат Canon SD700 с системой IS.
Стабилизатор изображения является ключом к получению резких снимков в типичных условиях освещения в помещении. Даже маленькая карманная камера со стабилизатором может с легкостью победить зеркалку, если используется объектив без стабилизатора, при условии съемки с недостаточным освещением без штатива.
Для каждой из картинок я сделал по шесть снимков. Со стабилизатором пять или шесть были резкими. Без стабилизатора пять или шесть получались смазанными. Я сделал достаточно много снимков, чтобы выборку можно было назвать репрезентативной.
Извините, что размер снимков и экспозиция совпадают не полностью, так как я снимал разными типами фотоаппаратов. Как ни странно, снимки с карманной камеры выглядят более резкими, видимо, это связано с тем, что при внутрикамерной обработке используется более сильное повышение резкости по сравнению с зеркалкой.
Штативы
Я обычно выключаю стабилизатор на штативе, так как он не нужен. Но если даже и забуду, то не вижу в этом проблемы.
Многие системы стабилизации достаточно умны, чтобы определить, что фотоаппарат находится на штативе и отключиться. Но если вы снимаете при сильном ветре или штатив не очень устойчив, стабилизатор вам также поможет.
Съемка на длинной выдержке
Если вы снимаете с рук с длинной выдержкой, порядка нескольких секунд, стабилизатор, как правило, несколько улучшит результат.
Диапазоны частот
Вибрация имеет амплитуду и частоту. Системы стабилизации способны обрабатывать колебания только в определенной полосе частот.
Интересующий нас диапазон лежит в пределах от 0,3 Гц до 30 Гц.
VR и IS игнорируют очень низкие частоты, так как иначе их работа будет создавать трудности при съемке с проводкой или слежением.
Частоты выше 30 Гц также не являются особо важными. Наши мышцы не сокращаются быстрее 30 раз в секунду, а внешние высокочастотные вибрации фильтруются массой нашего тела и массой камеры.
Никогда не ставьте камеру на нечто, что вибрирует с высокой частотой. Держите ее в руках, чтобы вибрации гасило ваше тело.
Выше определенного диапазона амплитуды (силы вибрации), механика системы стабилизации уже не может скомпенсировать ее, чтобы противодействовать большому смещению, например, если вы снимаете с машины, которая едет по бездорожью.
Активный или нормальный режим (Nikon)
Если у вас на объективе есть переключатель этих параметров, то он оптимизирует систему для различных частот и амплитуд
Активный режим подходит для больших амплитуд смещения, которые игнорируются в обычном режиме, полагая что вы делаете проводку.
Я никогда не видел различия в их производительности, как правило, снимаю в нормальном режиме. Полагаю, что если я снимаю что-то движущееся, система VR не справится так или иначе. Иногда я пользуюсь активным режимом, но не часто.
Самолет
Системы стабилизации предназначены для компенсации тремора рук, а не съемки из движущихся автомобилей или вертолетов. Это гораздо более сильные вибрации, которые требуют внешних стабилизаторов типа гироскопов.
При съемке с самолета никогда не опирайте камеру на дверь или любую другую часть самолета. Вместо этого держите камеру в руках и сидите прямо, отодвинув плечи от сиденья, таким образом, ваше тело поглотит максимальное количество вибраций.
Как всегда, приходится действовать методом проб и ошибок. Когда я снимал из открытых иллюминаторов небольшого самолета, система VR Nikon не смогла с этим справиться, что, в общем-то, логично, так как она не предназначена для этого.
Очень короткая выдержка
VR и IS очень хорошо работают и при коротких выдержках, особенно с длиннофокусными объективами, где можно ощутить разницу.
Благодаря современной цифровой технике мы можем сразу оценить результат, что было невозможно при съемке на пленку. Если изображение даже немного размыто, это легко увидеть на экране камеры.
Таким образом, снимки даже при выдержке 1/1000 секунды с 300-мм объективами могут стать лучше при использовании стабилизатора. Я использую его все время.
Хотя система стабилизации не реагирует на высокие частоты вибрации, эти вибрации никогда не были проблемой для короткой выдержки.
Проблема при съемке с короткой выдержкой та же самая – вибрация с частотой 0,3 Гц – 30 Гц. Короткая выдержка уменьшает влияние вибрации, поэтому VR не так эффективна при короткой выдержке, однако, с длиннофокусными объективами, которые очень чувствительны к вибрациям, VR и IS весьма полезны.
С короткофокусными объективами на коротких выдержках, как правило, вибрация не является проблемой, однако, стабилизатор может улучшить положение вещей и здесь, насколько это возможно.
Хотя вибрации высокой частоты не являются проблемой, они могут порождать субгармоники, попадающие в диапазон 0,3 Гц – 30 Гц, которые усиливаются длиннофокусными объективами. Как раз с такими вибрациями эффективно справляется система стабилизации.
Отказы
VR и IS системы могут иногда выйти из строя и работать с ошибками. Если это случилось, отключите их, пока не появится возможность сдать объектив в ремонт.
Мой первый Canon 28-135mm IS имел интересный дефект стабилизатора. Он хорошо работал на длинных выдержках, но при дневном свете и коротких выдержках снимки получались хуже!
Я отослал его к Canon по гарантии, и Canon быстро заменил систему, в результате чего объектив стал работать без сбоев.
Вот почему я всегда проверяю вновь купленные объективы. Снимаю со стабилизацией и без нее, при разных выдержках и фокусных расстояниях, чтобы узнать, где я получу наилучшие результаты. Таким образом вы сможете даже поймать редкий заводской дефект.
Рекомендации
Использование IS и VR имеет большое значение для получения резкого изображения примерно до 1/60 секунды с нормальными объективами и, приблизительно до 1/500 секунды с телеобъективами.
При выдержке более чем в несколько секунд эффективность стабилизации уменьшается, но все же это лучше, чем ничего, если у вас нет штатива или невозможно поставить камеру на что-то твердое.
Стабилизатор может помочь даже при очень коротких выдержках с длиннофокусными объективами
Мои лучшие снимки сделаны на открытом воздухе в сумерках. Поэтому я люблю VR и IS
Я всегда держу систему стабилизации включенной, за исключением того, когда аппарат стоит на очень крепком штативе. Также я использую стабилизатор при съемке с моноподов.
Источник: photo-monster.ru