Индустрия живого звука последние десятилетия перенасыщена технологиями, что привело к усложнению организации концертов. Это, в свою очередь, привело к разделению звукорежиссеров на концертных и мониторных. Работа на сцене стала отдельной профессией наравне с профессией концертного звукорежиссера.
Суть работы мониторного звукорежиссера состоит в том, чтобы артисты на сцене слышали себя и друг друга. Это делает возможным повысить качество работы музыкантов к всеобщему удовлетворению.
Как правило, звукорежиссер должен одновременно выполнить три задачи: – обеспечить музыкантов персональным миксом, который удовлетворяет их нужды; – обеспечить снижение такого негативного эффекта, как влияние мониторного звука на звучание в зале, напрямую или через систему звукоусиления зала; – избежать возникновения акустической обратной связи. Кроме непосредственно выступления, мониторный звукорежиссер участвует в подготовке концерта, решая следующие задачи: – предложить артисту мониторную систему, удовлетворяющую его требованиям; – убедиться в эффективности мониторной системы на сцене.
Что слышат певцы в наушниках? | Автотюн на айфоне
Работа со сценическими мониторами решает совершенно иную задачу, чем работа со звуком в зале. На сцене пересекаются требования артистов, звукорежиссеров, производителей оборудования и даже юристов (последнее связано с тем, что нормативы Европейского Союза запрещают работу, если на рабочем месте звуковое давление превышает 85 децибел).
Плоды работы на сцене не рассчитаны на массы. Эта работа «заточена» под специфические требования каждого исполнителя, его желания и особенности. Этим сценический мониторинг значительно отличается и от звукозаписи, и от работы звукорежиссера зала. Существуют определенные правила плодотворной работы.
Мониторный инженер обеспечивает одновременно несколько миксов, и для группы из четырех человек может понадобиться от восьми до десяти различных миксов. Баланс, требуемый артистом, часто не очень приятно слушать.
В зависимости от положения на сцене, артист слышит рядом расположенные инструменты и мониторы и в связи с этим может потребовать такой баланс, который будет казаться несбалансированным при прослушивании в любом другом месте. Это значит, что у мониторного звукорежиссера нет возможности судить о качестве звучания на основании собственных ощущений.
Не следует путать собственное ощущение правильного звука с ощущением артиста. Ошибки не могут быть исправлены, потому что вся работа происходит в режиме реального времени и аудитория заметит ошибку. Поэтому к звукорежиссеру предъявляются повышенные требования по умению реагировать очень быстро, так как не существует кнопки отмены ошибочно сделанного шага.
Надо быть реалистом: при работе с незнакомой группой, все, что можно предложить, – это свою попытку наилучшим образом выполнить работу. Не следует пытаться «изобрести велосипед» в первый день знакомства с коллективом, вместо этого надо постараться понять требования музыкантов.
Собственные предложения по работе со звуком лучше оставить на потом, когда будет больше времени на эксперименты. Звукорежиссер должен быть немного психотерапевтом: он должен различать требования гитариста, стоящего рядом с громко звучащим гитарным усилителем и требующего услышать в мониторе звук своей же гитары, и гитариста, желающего услышать клавишника, расположенного на другом конце сцены.
Зачем певцам наушник в ухе на сцене? Система персонального ушного мониторинга.
Размещение мониторов является важным элементом успешной работы. Мониторы должны быть обращены в лицо артистам и не звучать в сторону акустических инструментов. Следует избегать направления излучения мониторов в сторону микрофонов и зрительного зала.
Мониторы для барабанщика (drum fill) ставятся сбоку от барабанов и направляются таким образом, чтобы звук не попадал на микрофоны томов и оверхедов. Для этого акустическая система кладется на бок, что позволяет сузить диаграмму направленности по горизонтали. Особого внимания требует конфигурация из двух рядом стоящих мониторов, подключенных параллельно к одному усилителю.
Эта конфигурация создает дополнительную интерференцию, способную вызвать неравномерное звучание. При настройке мониторов должно учитываться влияние низких частот, проникающих на сцену от портальной звуковой системы.
Наиболее эффективным способом борьбы с этим явлением является более «сухая» настройка мониторов – так, чтобы низкочастотный отзвук портальной системы стал компонентом общего звучания на сцене. Не следует пытаться поднимать громкость мониторов на сцене, так как это может привести к заметному присутствию мониторного звука в зале, вызывая бубнящую окраску общего звучания.
Надо использовать направленность инструментальных акустических систем. Наклон гитарного кабинета назад-вверх, разворот басового кабинета в сторону могут снизить уровень мешающего звука. Разведение инструментов со схожим тембром по разным мониторам позволит повысить разборчивость благодаря пространственной локализации.
В случае, если один и тот же инструмент должен поразному звучать в разных мониторных линиях, лучше использовать параллельное включение инструмента в две ячейки микшерного пульта, что дает возможность выстроить два разных тембра инструмента. Микширование мониторного звука с пульта в зале Не всегда есть возможность иметь отдельный мониторный микшерный пульт, поэтому приходится работать без мониторного звукорежиссера.
В этом случае для создания мониторного микса используется пульт зала – решение более дешевое, но не всегда худшее. На некоторых площадках нет места не только для мониторного пульта, но даже не помещается больше трех мониторов. Этот способ эффективен при малом количестве мониторных миксов и линий.
Более сложная работа, например применение персональных ушных мониторов или использование каких-либо эффектов обработки звука, будет затруднена в такой конфигурации. На Рис. 1 показана типичная схема соединений, когда мониторы управляются с пульта из зала.
Рис 1 Это базовая конфигурация для небольшой сцены.Портальная звуковая система состоит из двух групп акустических систем, без субвуферов и малых систем для первых рядов (front fill). Играет группа из четырех человек – вокалист, гитарист, басист и барабанщик.
Каждый музыкант имеет персональный монитор, а вокалист имеет два, включенных параллельно. Микшерный пульт может иметь 24 канала, шесть Aux-посылов, два выхода. При большом количестве мониторных миксов увеличивается объем работы с мониторами, и такая конфигурация становится нецелесообразной.
Микширование с пульта на сцене Более удобной для работы с мониторами на сцене будет отдельная специальная мониторная консоль. Включение мониторного пульта через сплиттер позволяет обеспечить полностью независимую работу двух звукорежиссеров (рис. 2). Рис.
2 Существенный недостаток такой конфигурации – стоимость. Специализированная микшерная консоль и сплиттер обеспечивают наилучшие возможности удовлетворить требования артистов (как при использовании персональных ушных мониторов, так и обычных напольных) независимо от управления звуком в зале.
На рис.3 показана мониторная система среднего размера, где каждый музыкант имеет свой монитор. Рис 3 Для вокалиста предназначены два монитора, а для барабанщика добавлен субвуфер. По бокам сцены расположены дополнительные мониторы-«прострелы» (side fill).
Они рассчитаны на покрытие ближайшей зоны сцены, поэтому каждая сторона сцены имеет свой независимый микс. Было бы ошибкой считать, что боковые мониторы – это стереосистема, потому что музыкант, находящийся с одной стороны сцены, не может слышать звучание мониторов, находящихся с другой стороны.
Конструктивные особенности напольных мониторов Мониторные громкоговорители являются обычными акустическими системами, имеющими особую клиновидную форму, за что и получили название wedges. Основное требование к таким мониторам – неискаженное воспроизведение вокального диапазона, что необходимо для обеспечения высокой разборчивости.
Мониторы не должны звучать, как концертная система зала, но обязаны иметь минимальные искажения, потому что звучание мониторов неизбежно попадает в микрофоны, находящиеся на сцене, а оттуда в зрительный зал. Звуковое давление таких мониторов должно быть достаточно высоким, но это нужно не для создания высокой громкости, а для неискаженного воспроизведения пиков живого необработанного компрессорами сигнала.
С появлением мощных громкоговорителей практически перестали применяться крупногабаритные мониторы с 15″ динамиками и стандартными стали мониторы с 12″ громкоговорителями, и даже появились мониторы с 10″ громкоговорителями. Стремление к миниатюризации привело к популярности коаксиальных мониторов, где высокочастотная головка излучает звук через отверстия в магнитной системе громкоговорителя.
Мониторы с такими громкоговорителями имеют небольшую высоту и за это любимы телевизионными режиссерами. Персональные ушные мониторы В конце 70-х различные изобретатели пробовали создать систему персональных мониторов. Огромный успех компактных кассетных магнитофонов Sony Walkman дал толчок к созданию мониторов на базе миниатюрных головных телефонов.
Эти устройства сочетали возможности Hi-Fi техники с технологиями радиовещания и слуховых аппаратов. Первые персональные мониторы (IEM, In-Ear Monitoring) можно было только арендовать, поскольку они были чрезвычайно дорогими и требовали отдельного специально обученного техника, обслуживающего «закрытую» технологию.
Они представляли собой похожий на Sony Walkman карманный радиоприемник, принимавший два аудиоканала с радиолюбительского передатчика мощностью 3 ватта. В системе использовались два направленных микрофона-“пушки”, снимавших со сцены сигнал, который затем подмешивался в мониторный микс.
Первые системы были дорогими, передатчики работали нелегально, а недоработки, вроде ухода частоты и пропадания сигнала, омрачали работу музыкантов. Наушники создавали дискомфорт уже после нескольких минут работы. Одним из первых пользователей персональных мониторов был Стиви Уандер, что помогло распространению этой технологии среди других музыкантов.
Некоторые исполнители финансировали разработки, среди них группа «Стив Миллер Бэнд». Для нее в 1984 году была разработана заказная радиосистема, рассчитанная на четырех музыкантов. Система обошлась в огромную сумму 65000 долларов! Она была монофонической, вызывала пространственную дезориентацию и утомляла даже на малой громкости.
После проверки на концерте группа от системы отказалась и доработала тур с обычными мониторами. Современные IEM-системы позволяют передавать по радиоканалу двойной моносигнал, а некоторые приемники могут смешивать эти сигналы в моно.
Если по одному каналу передавать вокал, а по другому инструменты, то одним и тем же передатчиком можно обслуживать нескольких музыкантов и вокалиста, причем каждый из них может самостоятельно прямо во время выступления устанавливать индивидуальный баланс между вокалом и инструментами. Еще один практический вариант использования персональных мониторов – это сформировать общий инструментальный микс и подать его на один из входов каждого передатчика.
На другой вход передатчика подается персональный микс музыканта. В этом случае, смешивая в приемнике два моносигнала, каждый музыкант может регулировать баланс между общим и персональным миксом. Другой случай – играющий бэк-вокалист, например гитарист.
Подавая в один канал инструмент, а в другой вокал, этому исполнителю предоставляется возможность регулировать баланс между вокалом и инструментом. Некоторые приемы работы были бы невозможны без IEM-радиомониторов. Например, работа на вынесенной в зал сцене – по причине запаздывающего из порталов звука. Системы IEM-мониторов прошли большой путь, чтобы стать рабочим инструментом.
Вибратор Одной из замечательных новинок последних лет являются НЧ-вибраторы (buttkicker), устанавливаемые на стул барабанщика. Они хорошо сочетаются с персональными ушными мониторами, что значительно снижает требования к напольным мониторам для барабанщика (drum fill).
Например, можно использовать проводной IEM-монитор PSM600+E5 и дополнительно подавать сигнал с отдельного аукс-посыла на вибратор. Микс, в котором смешиваются большой барабан, томы и немного малого барабана, регулирует в данном случае сам барабанщик.
Вибратор Частота раздела между IEM-мониторами и вибратором устанавливается кроссовером в районе 200…220 Гц. Однако не все барабанщики считают такое технологическое решение полной заменой хороших мониторов drum fill, потому что реальный мощный субвуфер дает отличную разборчивость внизу. Пожалуй, наилучшей комбинацией является сочетание вибратора и субвуфера, но это приводит к тому, что звукорежиссеру необходимо формировать для мониторов барабанщика три разных микса. Особенностью эксплуатации вибраторов является то, что не каждый усилитель способен надежно работать с этим устройством.
17 декабря 2015 Сергей Левшин
Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым. Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.
Источник: www.allprosound.ru
SL 1 — Sound
Оптимальное решение для знакомства с профессиональным звуком. Благодаря выделенным средним частотам данная модель отлично подходит для контроля своего инструмента и голоса. Универсальная совместимость с любыми источниками звука.
Цена: 12.600
SL 2 — Scene Play
Созданы для тех, кто ценит комфорт во время выступлений. Забудьте навсегда о “Звоне в ушах” и просто наслаждайтесь процессом. Отличное решение мониторинга на сцене.
Цена: 14.000
SL 3 — Balance
Сбалансированный ровный звук делает эту модель универсальной для написания и прослушивания любых музыкальных жанров.
Цена: 24.000
SL 4 — Quattro
На данный момент эта модель является флагманом среди всех мониторов Acusta. Отличный выбор для требовательного профессионала.
Цена: 32.980
SL 1 — Sport
Однодрайверная модель для спортсменов, любителей активного отдыха. Сбалансированное звучание в сочетании с компактным индивидуальным корпусом гарантируют вам заряд новых сил в течение всей тренировки.
Цена: 11.800
SL 2 — Bass
Двухдрайверная модель для бас-гитаристов, барабанщиков, DJ.
Благодаря усиленному басу эта модель обеспечивает отличную читаемость на низких частотах в миксе.
Цена: 15.000
SL 2 — Pro
Чистое звучание без приукрашиваний в звуке. Разработаны для активной концертной жизни.
Цена: 22.300
SL 3 — Go Pro
Вас приятно удивит детальность музыкальной сцены этой модели. Идеальны для раскрытия всех возможностей арматурного звука
Цена: 29.600
mini jack 3,5 mm
Спецификация:
Спецификация:
Спецификация:
Спецификация:
Спецификация:
Спецификация:
Спецификация:
Спецификация:
mini jack 3,5 mm
mini jack 3,5 mm
mini jack 3,5 mm
mini jack 3,5 mm
mini jack 3,5 mm
mini jack 3,5 mm
mini jack 3,5 mm
Импеданс на 1000 Гц:
Импеданс на 1000 Гц:
Импеданс на 1000 Гц:
Импеданс на 1000 Гц:
Импеданс на 1000 Гц:
Импеданс на 1000 Гц:
Импеданс на 1000 Гц:
Импеданс на 1000 Гц:
Цены и сроки изготовления на 5 и 6 драйверные модели согласовываются в индивидуальном порядке
Производим корректировку АЧХ под ваши предпочтения любой модели мониторов от Acusta
У Вас остались вопросы?
Отправьте их нам и мы ответим на них к кратчайшее время
Системы персонального мониторинга
Удобный проводной усилитель для наушников для персонального мониторинга музыканта (барабанщика, клавишника или любого другого имузыканта). Поясной блок PM1 позволяет управлять громкостью в наушниках прямо у вас под рукой, а также он легкий, ультра-простой в использовании и не требует источника питания. Выход для наушников
Система персонального мониторинга Behringer PM1
4 190 руб. / штука
Система ушного мониторинга для персональных мониторов
Система персонального мониторинга Behringer P1
8 090 руб. / штука
Портативный усилитель для наушников для персонального мониторинга. Вход для источника звука на разъеме 5-pin mini XLR, выход для наушников на разъеме 1/8» Jack TRS. Минимальное сопротивление наушников 16 Ом. Есть регуляторы громкости, панорамы и переключатель моно/стерео. Питание от батарейки типа «крона» или от адаптера, есть
Система персонального мониторинга PreSonus HP2
12 330 руб. / штука
Комплект системы персонального мониторинга, которая состоит из передатчика, компактного нательного приемника и внутриканальных наушников. Работает в РЧ-диапазоне 710 МГц — 726 MГц. Инфракрасный порт для синхронизации рабочей частоты. Компоненты системы оснащены информативными LSD-дисплеями. Доступна регулировка громкости наушников.
Система персонального мониторинга Axelvox DWS7000HT (PM Bundle)
15 300 руб. / штука
Персональный микшер
Система персонального мониторинга Behringer P16-I POWERPLAY
24 990 руб. / штука
PM-320R — приемник от системы In-Ear мониторинга PM-320, работает в паре с передатчиком PM-320T. PM-320 — это система In-Ear мониторинга для живых выступлений на сцене и для TV-продакшена, которую также можно использовать в качестве беспроводной системы прослушивания на больших конференциях с синхронным переводом. Полоса пропускания составляет
Приемник для персонального мониторинга Relacart PM-320R
49 665 руб. / штука
PM-320T – это передатчик системы In-Ear мониторинга PM-320. Работает в паре с приемником PM-320R. Система может применяться в живых выступлениях, можно использовать в качестве беспроводной системы прослушивания на больших конференциях с синхронным переводом. У передатчика металлический корпус 1/2 EIA стандарта 1U. OLED-дисплей. Частотный диапазон UHF
Передатчик для персонального мониторинга Relacart PM-320T
55 020 руб. / штука
Комплект для In-Ear мониторинга состоит из приемника, передатчика, внутриканальных наушников и монтажных аксессуаров для крепления в рэк. 96 UHF-каналов (8 групп по 12) с высоким качеством звука и большой динамический диапазон в полосе 584 — 607 МГц. Система может переключаться между моно и стерео режимами для идеального мониторинга для живых
Система персонального мониторинга LD Systems MEI 100 G2 B 5
78 221.25 руб. / штука
SHURE P9TE K1E — беспроводная мониторная система PSM900
Система персонального мониторинга Shure P9TE K1E
100 900 руб. / штука
Передатчик для системы персонального мониторинга серии PSM 900. Металлический корпус полурэкового формата высотой 1U. РЧ-диапазон 656 – 692 МГц (L6E), зона действия до 90 метров. 2 балансных входа, 2 балансных выхода, выход для наушников. Съемная антенна, ЖК-дисплей, переключаемая чувствительность, автоматическая синхронизация с приемником.
Передатчик для персонального мониторинга Shure P9TE L6E
101 000 руб. / штука
Система персонального мониторинга LD Systems MEI 1000 G2 B 5
102 761.25 руб. / штука
Беспроводная система персонального мониторинга, состоящая из поясного приемника EK IEM G4, передатчика SR IEM G4 в полурэковом корпусе и внутриканальных наушников IE 4. РЧ-диапазон 566 – 608 МГц (G), рабочий диапазон до 100 метров. У передатчика стереовход на разъемах Combo Jack/XLR. Питание приемника от 2 батареек типа АА, время работы 4-6 часов.
Система персонального мониторинга Sennheiser EW IEM G4-G
Специальная цена
227 989 руб. / штука
Беспроводная система персонального мониторинга, включающая в себя два поясных приемника EK IEM G4, передатчик SR IEM G4 в полурэковом корпусе и две пары внутриканальных наушников IE 4. РЧ-диапазон 566 – 608 МГц (G), зона действия 100 метров. У передатчика стереовход на разъемах Combo Jack/XLR. Питание приемников от 2 батареек типа АА для каждого.
Источник: www.audiomania.ru