Компания Nvidia известна своими наработками в области нейронных сетей и искусственного интеллекта. Причем им находится место и в потребительской электронике. Самая известная – технология реконструкции изображения DLSS, повышающая качество графики в играх благодаря алгоритмам машинного обучения без ущерба частоте кадров.
В начале года Nvidia анонсировала новую технологию – RTX Video Super Resolution (VSR). Она призвана улучшить качество видео, которое мы смотрим на YouTube, Netflix и других площадках. Разработчики обещают, что функция способна преобразить FHD-контент, да так, что пользователь не заметит разницы с честным 4K. Рассказываем о технологии и о том, как ее активировать на своем компьютере.
Table of Contents
- За всем стоят нейросети
- Как включить и настроить
- Результаты работы
- Ограничения технологии
- Выводы
За всем стоят нейросети
Согласно документам Nvidia, новая технология работает на базе нейронной сети, которой «скормили» огромную выборку видеороликов. Можно подумать, что это аналог DLSS, только для видео, однако это не совсем так.
NVIDIA RTX Video Super Resolution ( VSR ) ОБЗОР ◈ Что это
В то время как DLSS использует информацию из соседних кадров, а также данные игрового движка, VSR работает исключительно с теми данными, которые есть на видеокадре. В этом отношении у технологии больше общего с масштабированием в телевизорах, только тут за него отвечает нейросеть.
Разработчики заявляют, что VSR работает на двух уровнях: сперва технология производит интерполяцию, затем постобработку. На первом этапе VSR берет данные из соседних пикселей и достраивает на их основе несуществующие. Описать алгоритм может такая картинка:
При этом чем больше информации о соседних пикселях собирает VSR, тем лучше она работает. Исходя из этого, результат интерполяции становится хуже по мере увеличения изображения. Говоря простым языком: растягивая картинку с 1080p до 2K, технология работает эффективнее, чем при интерполяции до 4K.
У такого метода есть фундаментальное ограничение: интерполяция не способна добавить изображению детальности, которой в нём нет. Тут в дело вступает нейросеть – она отвечает за постобработку.
Источник: mobile-review.com
Что такое vsr в телевизоре
Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий
iGuides для смартфонов Apple
Что такое Nvidia DSR и AMD VSR
Егор Морозов — 20 декабря 2017, 13:07
4K на мониторах 1080p — технология DSR / VSR. Как включить и зачем это нужно.
Компьютерные технологии в последнее время развиваются очень и очень быстро: если еще лет 5 назад фраза «моя видеокарта тянет все игры на ультра в 1920х1080» означала, что у вас стоит топовая (ну или предтоповая) видеокарта, то сейчас для этого вполне хватает середнячков полуторалетней давности (типа GTX 1060 или RX 470). Владельцы же топовых решений типа Vega или GTX 1080/1080 Ti имеют видеокарты, которые, в общем-то, для FHD избыточны, так как позволяют получать свыше 100 fps даже на максимальных настройках.
Значит, такие видеокарты не нужны? Вопрос, конечно, риторический — нужны, и «лишнюю» мощность можно использовать двумя способами. Самый банальный — это покупка 2К или 4К монитора: последний способен серьезно нагрузить даже 1080 Ti — не во всех играх она сможет на нем выдать стабильные 60 кадров в секунду.
Второй вариант — это купить монитор с разрешением FHD, но с очень высокой частотой обновлений — 120, 144 или даже 165 Гц. В таком случае вы получите гораздо большую плавность, и видеокарта при этом простаивать не будет. Но, увы, оба этих способа достаточно дороги: хорошие мониторы стоят зачастую столько же, сколько и хорошие видеокарты. Разумеется, хватает тех, кто пойдет и купить новый монитор, но много и тех, кто имеет топовое железо, но сидит за старым любимым 1080p60 монитором. И именно для последних производители видеочипов — Nvidia и AMD — придумали технологии, которые позволяют существенно улучшить картинку в разрешении FHD, даже если у вас и так настройки в играх выкручены на ультра.
Звучит как фантастика? На деле тут нет ничего фантастического — технологии достаточно просты и стары: их смысл в том, что видеокарта готовит картинку в разрешении, допустим, 4К, а на монитор выводится FHD. Разумеется, возникает вопрос — ну и что? Пикселей-то на экране больше не станет, как это повлияет на качество картинки? На самом деле — достаточно серьезно: по сути эти технологии, DSR и VSR (расшифровываются как динамическое суперразрешение и виртуальное сверхвысокое разрешение), сглаживают картинку самым тяжелым, но при этом качественным сглаживанием — оно называется SSAA (Supersample anti-aliasing, избыточная выборка сглаживанием).
Как такое сглаживание работает? Допустим, у нас родное разрешение — 1920х1080. Если мы готовим картинку в 3840х2160 (это соответствует 4x SSAA), то получается, что одному реальному пикселю соответствует 4 виртуальных, и цвета последних смешиваются, чтобы дать цвет одному реальному пикселю. На практике это выглядит так:
Видно, что при выводе объекта в родном FHD прямая диагональная линия прерывается — на деле это выглядит как рябь при движении (особенно это заметно и неприятно, когда в кадре есть много травы или другой растительности). А вот при использовании 4х SSAA или же DSR/VSR мы получаем сплошную линию, пусть и немного размытую — в данном случае ряби не будет, и картинка будет выглядеть гораздо приятнее.
Очередной вопрос — в каком случае стоит использовать эти технологии? Их стоит включать тогда, когда в игре нет полноценного сглаживания типа MSAA или TXAA — только «быстрые» FXAA или CDMA. Последние практически не требуют ресурсов, однако мылят картинку и не очень-то хорошо ее сглаживают. В таком случае включение DSR/VSR серьезно улучшит картинку, убрав большинство лесенок. Но вот если в игре есть полноценное сглаживание типа MSAA, то никакого толку от SSAA не будет, так как по сути первое — улучшенный вариант второго (по качеству 8x MSAA сравнимо с 4x SSAA, однако потребляет существенно меньше ресурсов видеокарты).
Насколько DSR/VSR требовательны к ресурсам? Так как при их использовании видеокарта по сути готовит картинку в более высоком разрешении, то, соответственно, fps в играх будет сравним с тем, когда вы выводите игру на монитор с таким же разрешением. Поэтому, если у вас видеокарты уровня GTX 1080 Ti или Vega 64 — можно замахнуться и на 4К, если что-то проще — имеет смысл остановиться на 2К. Также не стоит забывать, что повышенное разрешения требует гораздо больше видеопамяти, так что экспериментировать даже с 2К следует только тем, у кого есть видеокарта хотя бы с 4 ГБ памяти — в противном случае вы упретесь в нехватку именно видеопамяти, что приведет к использованию вместо нее ОЗУ, а это снизит fps и может привести к фризам.
Для работы технологии VSR требуются видеокарты, построенные на архитектуре Nvidia Maxwell и новее — это некоторые представители 700ой линейки, почти все представители мобильной 800М линейки, все представители 900ой линейки ну и, разумеется, все представители 1000 линейки. AMD в этом плане лояльнее — требуются видеокарты RX, R7 или R9, а также топовые представители HD 7800 серии (хотя сомнительно, что последние вытянут современные игры хотя бы в FHD, так что 2К и тем более 4К для них — из разряда фантастики).
Как работать с этими технологиями? Разберем на примере DSR. Самый удобный и простой способ — это зайти в утилиту Nvidia Experience, нажать там на нужную игру, и в ней будут показаны рекомендуемые настройки — для топовых видеокарт зачастую они включают и DSR:
Разумеется, при желании DSR можно настроить вручную, в Панели управления Nvidia > Настройка параметров 3D > Глобальные параметры:
Тут можно выбрать, какие разрешения будут в настройках игр, за 1.00 принято родное разрешение экрана. Параметр «DSR — Плавность» отвечает за резкость изображения, его нужно настроить вручную под свои предпочтения, по умолчанию стоит 33%. Для мониторов с разрешением 1920х1080 я рекомендую ставить галочки на 1.78х и на 4.00х — это даст разрешения соответственно 2560х1440 (2К) и 3840х2160 (4К).
Ну и напоследок — два вопроса, которые у вас могут возникнуть. Первый — с какими играми эта технология совместима? Ответ — с любыми, которые поддерживают разрешения выше FHD. Для игры это происходит абсолютно прозрачно — она думает, что картинка выводится на монитор с большим разрешением. Второй — какие могут быть проблемы при использовании этих технологий?
Ну за исключением серьезного уменьшения FPS, в некоторых играх, плохо оптимизированных под сверхвысокие разрешения, можно увидеть очень мелкий текст. Также может уменьшиться скорость перемещения мыши, если она привязана к виртуальному dpi, а не к реальному — но это легко регулируется с помощью кнопки смены dpi на большинстве современных мышек.
В общем и целом — эти технологии действительно полезны, особенно в тех играх, создатели которых не стали заморачиваться с нормальным сглаживанием: в таком случае DSR или VSR позволят получить приятную картинку без лесенок на краях текстур, но, увы, ценой достаточно серьезного снижения производительности.
Источник: www.iguides.ru
Что даёт включение виртуального сверхвысокого разрешения от AMD в играх и как его задействовать
Для получения максимально качественного изображения в компьютерных играх необходимо использовать сглаживание. Но при его включении существенно падает производительность, так как нагрузка на видеокарту вырастает на 20-80% (в зависимости от установленного уровня выборки). Сглаживание не имеет смысла включать только при сверхвысоких разрешениях, по типу 4К, так как визуально заметить разницу невозможно. Технология сверхвысокого разрешения при рендеринге от AMD как раз и позволяет получить изображение «без лесенок», но при этом без использования монитора 4К.
Что представляет собой сверхвысокое виртуальное разрешение AMD
Ранее видеокарты при запуске игры отрисовку изображения выполняли в том разрешении, которое установлено самим пользователем по умолчанию. Например, если монитор поддерживает только Full HD, то и в настройках графического ускорителя можно было задать лишь 1920 на 1080. И при таком раскладе сглаживание действительно нужно включать, чтобы улучшить итоговое качество картинки.
При включении функции «сверхвысокое разрешение» (Virtual Super Resolution) рендеринг выполняется при параметрах, превышающих физические возможности монитора. Например, если он максимум поддерживает Full HD, то рендер выполняется в 4К, а далее изображение масштабируется до реальных характеристик дисплея. Всё это позволяет:
- Получить качество изображения, доходящее до 4К, на мониторах, которые физически его не поддерживают такое разрешение.
- Избавиться от необходимости использовать сглаживание, что положительно влияет на производительность и частоту кадров.
У Nvidia, кстати, есть схожая функция — DLSS. Соответственно, можно говорить, что виртуальное сверхвысокое разрешение AMD в играх — это альтернативный вариант сглаживания изображения, но без существенной нагрузки на GPU. Функция также поможет владельцам ноутбуков, где нет возможности заменить матрицу дисплея, улучшить качество отрисовки графики.
В чём заключаются преимущества и недостатки
Ключевые преимущества технологии:
- Функция обеспечивает выше качество картинки. При этом нагрузка на графический процессор возрастает всего на 15-25%.
- Можно улучшить рендер и избавиться от «лесенок» при подключении компьютера или ноутбука к телевизору диагональю 32 дюйма и выше.
- Технология также поддерживает отрисовку картинки с расширенным динамическим диапазоном (HDR). Это полностью нивелирует вероятность возникновения графических дефектов на тёмных изображениях (даже при воспроизведении видео с кодеком .h264).
- Можно сэкономить на покупке 4К-монитора. Ведь такие дисплеи стоят в 1,5-2 раза дороже тех, которые работают только в Full HD.
Из недостатков можно упомянуть следующее:
- Функция поддерживается только видеокартами последних поколений.
- Технологию можно задействовать только в играх, которые её изначально поддерживают. То есть это также зависит от разработчика ПО.
- Иногда включение сверхвысокого разрешения от AMD делает картинку на экране излишне «замыленной».
- При включении повышенного разрешения масштаб картинки делается меньшим. Это может привести к тому, что некоторые из надписей или элементы интерфейса станут «нечитабельными».
А стоит ли включать функцию, зависит от личных предпочтений самого игрока. Кому-то больше нравится именно такой формат устранения «лесенок», другим — традиционное сглаживание. Конечное качество изображения во многом зависит ещё от модели используемого монитора и времени отклика матрицы.
Рекомендации по включению виртуального сверхвысокого разрешения AMD
Включить Virtual Super Resolution можно только на видеокартах AMD Radeon HD7790 и более новых. Интегрированные в процессор GPU тоже можно использовать, но только в CPU серии A6 7400K и более производительных. Также предварительно необходимо установить драйвера «Radeon Software Adrenalin» последней актуальной версии. Затем потребуется:
- открыть «AMD Control Center»;
- перейти во вкладку «Дисплей»;
- включить пункт «Virtual Super Resolution».
После этого можно запустить игру и в её настройках включить рендеринг вплоть до 4К, но только если такая возможность была предусмотрена самим разработчиком! Как правило, в приложениях до 2017-2018 годов этого сделать не получится. Информацию можно уточнить непосредственно у издателя игры.
Также при использовании Virtual Super Resolution рекомендуется задействовать в настройках драйвера параметр AMD Radeon Anti-Lag. Он снижает задержку ввода, что будет полезно при использовании беспроводных контроллеров, так как включение сверхвысокого разрешения негативно сказывается на времени отклика.
Итого: Virtual Super Resolution — это альтернативный вариант сглаживания изображения, который можно задействовать на видеокартах от AMD. В новых играх функция действительно делает картинку зрительно более привлекательной, при этом практически не снижая количество кадров в секунду. И технология представлена только в конце 2020 года, то есть в ближайшие 5 лет её активно будут улучшать.
Источник: nastroyvse.ru