Городок Хогьюи, расположенный всего в 20 километрах от Амстердама, представляет собой дом престарелых в стиле телевизионных шоу. На первый взгляд он похож на любой другой голландский город. Жители здесь живут абсолютно нормальной жизнью: они покупают продукты, ходят в кино и общаются с друзьями. Только всё это часть постановки, грандиозного обмана и замена реальности. Каждый шаг жителя отслеживается камерами наблюдения, а весь обслуживающий персонал, от кассира до садовника, от парикмахера до стоматолога, является лишь частью этого глобального обмана.
На самом деле Хогьюи (Hogewey) — это дом престарелых, который выглядит как самая обычная деревня, одна из тысячи таких же маленьких деревень по всей Голландии. Посёлок был специально создан для людей, страдающих тяжёлыми формами слабоумия. Он кардинально отличается от всех тех домов престарелых, к которым мы привыкли.
Где пациенты живут в унылых серых зданиях, с бесконечно длинными коридорами и больничными полированными полами, где нет ничего, кроме телевизора в качестве компании. В Хогьюи для этих беспомощных людей создано максимально приемлемое для жизни общество. Они живут в обычных домах, у них есть театр, продуктовые магазины, своя почта, прекрасные сады и клубы по интересам. Конечно, здесь каждый дворник, продавец и официант — это сотрудники Хогьюи, играющие свою роль. Всего в посёлке около 150 жителей и 250 смотрителей.
Хогьюи выглядит как самый обычный голландским городок.
Концепция такого необычного дома престарелых была разработана Ивонн ван Амеронген. Она работала в традиционном голландском доме престарелых. Наблюдая каждый день за тем, как это всё это функционирует, Ивонн мечтала только о том, чтобы ни она, ни её родные не нуждались в подобном уходе.
Женщине хотелось сделать жизнь этих людей более нормальной и счастливой, чтобы они как все могли наслаждаться жизнью. Ван Амеронген пришла в голову идея о том, как это можно организовать. В течении двух десятилетий Ивонн работала над получением финансирования и воплощения всех своих идей в жизнь.
Комплекс Хогьюи был открыт в 2009 году. Это посёлок из почти тридцати двухэтажных кирпичных домов и всей необходимой для функционирования городка инфраструктурой. Расположено это всё на площади около семи гектаров. В каждом доме проживают шесть или семь жителей. Соседи здесь подбираются согласно общим интересам. За ними следят один или два смотрителя.
Все дома тут обладают уникальным стилем, который отражает образ жизни и вкусовые предпочтения каждой группы.
Всё здесь построено с максимальным удобством для жителей.
Жители сами выбирают ежедневный график приёма пищи и своих занятий. Некоторые могут пообедать в деревенском кафе или ресторане. Другие могут выбрать обслуживание на дому. Каждый месяц здешним жителям раздают фальшивые деньги, которые можно использовать в деревенском супермаркете или в ресторанах. Иногда жители берут в супермаркете то, что им нужно и просто уходят.
Обмен денег тут не производится.
Целью всех мероприятий является сохранение такого важного чувства, как автономия, что является главным при лечении деменции. Для многих людей даже самая мелкая деталь может иметь огромное значение. «Мы прекрасно знаем какой вы любите пить кофе, но всё равно каждый день будем спрашивать о том, какой вы предпочитаете, с сахаром или без, со сливками или без них. Самое важное, что вы имеете право и всё ещё можете решать это сами». Психологическая польза от счастливой, полной удовлетворения жизни, для физического здоровья огромна. Жители Хогьюи принимают намного меньше лекарств, гораздо лучше питаются, живут дольше и выглядят более радостными, чем жители стандартных домов престарелых.
Можно пообедать в местном ресторане, а можно остаться дома — решение принимают люди сами.
Успех Хогьюи вдохновил многих на создание других «деревень деменции» по всему миру. Одна есть в Пенетангишене, Онтарио, Канада, и ещё одна недалеко от Кентербери, в Кенте, Англия. Конечно, как каждая новая инициатива, всё это подвергается критике.
Некоторых беспокоит этичность обмана столь уязвимых психологически людей, путём создания фальшивой, искусственно сфабрикованной утопии. Но сторонники идеи утверждают, что в подобных манипуляциях нет никакого вреда. Исследователи отметили, что хотя жители живут в иллюзии нормальности и независимости, они являются очень спокойными и уравновешенными, выглядят абсолютно счастливыми, а ведь это на самом деле всё, что в конечном итоге имеет значение.
Жители самостоятельно делают покупки в местном супермаркете.
Этические дискуссии — это просто демагогия. Самое важное — это удовлетворение потребностей этих людей. Такая деревня — это прекрасный и эффективный способ создать столь необходимое ощущение независимости, самодостаточности и контроля над собственной жизнью. Дизайнер-антрополог из Университета Альберты, Меган Стрикфаден, говорит: «В Хогьюи нет ничего фальшивого.
Это такое же жизненное пространство, как и любое другое. Это нельзя считать обманом. У этих людей есть доступ к продуктовым магазинам, различным мероприятиям, общественным местам, как и в любом самом обычном городе».
У людей здесь есть доступ ко всем обычным вещам, таким как супермаркет или другое общественное место.
Многочисленные исследования в области методов лечения деменции, говорят о том, что все проблемы вызваны тревогой, неуверенностью, отсутствием личной заботы. В Хогьюи же все довольны, умиротворены и непринуждённы. Отсюда и значительные успехи. Принимают тут только людей у которых тяжёлые случаи деменции или болезни Альцгеймера.
Вакансии редки, учитывая, что место освобождается только тогда, когда кто-то умирает. Деревня работает на полную свою фактическую мощность с момента её открытия в 2009 году. Городок в основном финансируется правительством Нидерландов, а строительство стоило немногим более 25 миллионов долларов. Стоимость ухода составляет почти 8000 долларов в месяц, но голландское правительство субсидирует жителей и сумма, которую платит каждая семья, зависит от дохода, но никогда не превышает 3600 долларов. Это очень небольшая сумма, намного ниже той, которую придётся заплатить в стандартном доме престарелых за уход.
Это место выглядит как дом и люди чувствуют себя как дома.
Часто бывает так, что в домах престарелых весьма низкое качество жизни. Встречается и плохое обращение, а в результате — низкий уровень морального духа. Жители обычных домов для престарелых выходят на улицу весьма нечасто и ненадолго. В Хогьюи же пропагандируется активный образ жизни.
Всё это не просто более высокий уровень здравоохранения, здесь речь идёт о более комплексном и приятном способе лечения. Очень часто люди с проблемами психического здоровья оказываются изолированными. По новейшим исследованиям в этой области это фактически снижает выработку миелина — волокна, которое поддерживает наши нервные клетки. Напрямую это означает, что изоляция может только усугубить психическое заболевание. Пациенты с деменцией, чувствуя себя одинокими или изолированными, чувствуют себя так плохо, что становится непонятно какая часть деменции является результатом болезни, а какая — результатом того, как её лечат.
В традиционных домах престарелых пациентам открыто сообщается: вы больны, вы не в состоянии позаботиться о себе, вы всё постоянно забываете. Но в Хогьюи эти люди живут в месте, которое выглядит как дом, они чувствуют себя как дома, хотя это и не так. То, что для нас фасад, они воспринимают как реальность, которая помогает им чувствовать себя нормально даже будучи больными.
За годы, прошедшие с момента основания Хогьюи, эксперты по деменции из США, Великобритании, Ирландии, Германии, Японии, Норвегии, Швейцарии и Австралии, стекались в скромный голландский городок в надежде найти план решения этой глобальной проблемы. За пределами Нидерландов были созданы другие жилые комплексы для больных деменцией, но ни одно из них не предлагало таких удобств или такого уровня ухода за пациентом, который предоставляет Хогьюи. Высокая стоимость — это одно из самых серьёзных препятствий на пути к тому, чтобы такие автономные деревни сделать стандартом оказания помощи при подобных заболеваниях.
Самое главное, что люди в Хогьюи не чувствуют себя одинокими и больными.
В Хогьюи никто не нашёл универсального лекарства от деменции, но там безусловно найден способ, который меняет все наши представления о том, как лечить тех, кто больше не может сам заботиться о себе. «Это ужасная болезнь, но такое место, как Хогьюи вселяет надежду, заставляя меня намного меньше её бояться», — сказала Элли Гедхарт, дочь одной их жительниц Хогьюи. Деревня дарит этим людям счастье, наполняя каждый их день удовольствием от настоящей полноценной жизни. Остаётся только помечтать о том, чтобы подобные деревни стали обычными в любой стране мира, чтобы престарелые люди, тем более страдающие слабоумием, не чувствовали себя несчастными, брошенными и одинокими.
Не всегда всё в жизни бывает столь красиво, гладко и сказочно. Прочтите нашу статью о стране, чья история похожа на притчу о библейских казнях.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Деревни где нет телевизора
Разменивая часы на километры
Бортовой журнал «Следопыта»
Унежма. Затерянная деревня на берегу Белого моря.
Name: Сергей
Page Summary
· tananta — (без темы) [+6]
· roving_wiretrap — (без темы) [+1]
· Anonymous — (без темы) [+5]
· akkords — (без темы) [+5]
· ex_zov_seve — (без темы) [+1]
Latest Month
Entry Tags
8-авг-2008 12:25 pm
Всё началось прошлым летом 2007 года с покупки мной на Соловках замечательной книги, изданной Товариществом Северного Мореходства, «Не век жить — век вспоминать»http://www.solovki.info/?action=archiveУНЕЖМА». Прочитал. Мозг затрясся впреддверии разрушения. Перечитал ещё пару раз. Незамедлительно включил эту деревню в список своих жизненных интересов.
Рассмотрел вподробностях все картинки и фотографии, прочитал все подписи под фотографиями, отметив, что авторство современных фотографий деревни принадлежит Е.Федосеевой.
Добравшись до компьютера и интернета, ввёл в поисковик «УНЕЖМА» и получил кучу ссылок, которые почти все приводят на один и тот же сайт http://www.strana-naoborot.com/Unezhma/unezhma.htm , создателем и хозяйкой которого является Елена Федосеева.
И вот весной этого года, не жданно — не гадано, через один из известных интернет ресурсов мне приходит сообщение от Елены Федосеевой. С этого письма и началось наше знакомство с этой потрясающе интересной и необыкновенной женщиной, всей душой и всем сердцем влюблённой в Русский Север и особенно в эту затерянную деревню. По её приглашению я и побывал в Унежме и провёл там неделю.
Далее много фотографий и текст (Осторожно! трафик).
Лена встретила меня у поезда на станции «Унежма» Северной железной дороги.
Два часа жёсткой тряски на гусеничном вездеходе по лесам и болотам, форсирование рек и ручьёв, летящая из под гусениц выше вездехода грязь, проливной дождь, серое низкое небо. Любое открывание люка для глотка свежего воздуха приводило к наполнению кунга неистово жалящими, жужжащими комарами. Почти всю дорогу приходилось их гонять по замкнутому пространству, это напоминало «Ладушки-ладушки». Репиленты не спасали, думаю, что местным комарам забыли сказать, что репилентов надо бояться или дохнуть от них.
Эта картина — первое, что я увидел, вылезая из кунга вездехода Виктора Хакимова, который привёз нас с Леной в деревню со станции.
В этот же день вчетвером (Викторы Хакимов и Вербицкий, Сергей Пусев «Пусик» и Я) на вездеходе ездили в отлив на остров Камбалий, ставили сети. Фотоаппарат с собой не брал, т.к. побоялся дождя. Ночью была моряна и улова хорошего не получилось, сети завернуло и забило всяким мусором. К утру Викторы на вездеходе сразу после проверки и снятия сетей уехали в посёлок.
За то, утро порадовало прекратившемся дождём, расчищающимся от туч небом и солнцем.
Вид на деревню от колодца.
Вид на остров Камбалий, вышку, что построили геологи в намерениях добиться действия сотовой связи. Фотография сделана из торцевых ворот верхнего яруса сарая дома-«Магазина».
Дом Валентина Симоненко — одного из самых последних бывших постоянных жителей деревни. Точнее то, что осталось от дома. Сарайная часть дома уже разрушилась.
Вид от Никольской церкви на дом-«Магазин» и на бывшую пекарню.
Никольская церковь. Северный фасад.
Трапезная Никольской церкви.
Памятная доска о погибших односельчанах в годы Великой Отечественной Войны.
Погода на севере как всегда весьма не устойчива, но зато ежедневно подбрасывала мне свои причуды в виде потрясающих небесных картин. В сочетании с морем, травой, гранитами пейзажи вокруг деревни становились, вообще, фантастическими.
Одним из моих любимых мест в деревне стал мыс с останками бывшего Рыбного склада.
От него открывается вид на деревню.
А пройдя по берегу в сторону Средней вараки можно увидеть деревню и так.
А старые карбасы, догнивающие на берегу, выброшенные на сушу приливами и штормами, дополняют картину заброшенности.
Только посаженная на якорь моторка Василия Фёдоровича (Мурманчан) оживляла пейзаж. Вдыхала в него некоторую жизнь, людское присутствие и реальность.
В отлив можно в стоячих лужах наблюдать мелких криветок,
а также моряна и шторма выбрасывают на берег морских звёзд, медуз
а иногда и трупы нерп и тюленей, которые птицы и звери достаточно быстро объедают.
Выброшенная морем тушка нерпы.
Тюлениной и нерпами не брезгуют и медведи, обитающие на вараках Смолянихе и Средней. А на Великой вараке несколько раз наблюдал издалека пару белохвостых орланов.
Если пройти ещё чуть дальше по берегу за Среднюю вараку, то между Средней и Варничной вараками попадаешь прямиком на деревенское кладбище, где ещё пока сохранились отдельные могилы, но они сильно заросли пёстрым разнотравием высотой около полутора метров.
Эти захоронения середины XX века (40-50 х годов).
А эти могилы датируются концом XIX века.
А вот и могила последней постоянной жительницы Унежмы. Да! Той самой Ольги Григорьевны Куколевой.
Семья Мурманчан (потомки Варзугиных — коренных жителей Унежмы) бережёт могилку и ухаживает за ней.
А эту могилу мне так и не удалось идентифицировать.
Надгробие очень разительно отличается тем, что сделано из известняка (или сильно уже разрушающегося мрамора). Прочитать о том, кто тут похоронен — не удалось. Надпись, практически, истёрлась.
Но, что я всё о грустном.
Каждый вечер в деревне немногочисленные обитатели проводят в ловле камбалы. Она, некоторым из них, составляет основной рацион питания. А тут, как говорится — «что поймаешь, то поешь!». Но для ловли рыбы необходимо приманку заготовить, червей накопать.
И тут начинается ритуал копания в отлив морских червей-пескожилов.
И это дело не простое! Требует определённых навыков и знаний повадок червя, чтобы его добыть и не повредить лопатой.
И, доложу вам, что Лена в этом искусстве вполне преуспела!
И меня обучила.
А потом, по вечернему приливу начинается лов камбалы, как показала практика, на самую уловистую снасть — на удочки «Махалки» (так эти удочки называют местные унежомские рыбаки).
Всё это напоминает тусовку. А чем ещё себя развлекать в заброшенной деревне, где нет ни электричества, ни телевизоров, где радиоприёмник один, и тот плоховато ловит волны. Самое лучшее развлеченгие — пищу добыть, с людьми пообщаться и вечерок скоротать на воздухе.
Рыбалка — настолько завлекательный процесс, что с удовольствием рыбачут и мужики и женщины, а также и дети.
И за пару-тройку часиков вполне можно наловить приличное количество некрупной камбалы, размером с ладонь.
Потом распотрошить её, вытряхнув кишки, и зарядить в коптильню.
А потом, минут через двадцать, снять уже закопчёную рыбку с решётки, перложив на тарелку,
И потом, рассевшись вокруг стола, с великим аппетитом уплетать эту вкуснятину, капая камбалим жирком на клеёнку стола.
А за окном в последних закатных лучах солнца стоит накренясь, как корабль в шторм, церковь.
И кто знает, долго ли ей ещё суждено простоять, равно как и оставшимся ещё пока неразрушенным домам, срубленным больше сотни лет назад умелыми руками поморов.
Но любая деревня останется живой, пока в ней бывают люди, пока люди пытаются что-то в ней созидать, поддерживать в сохранности то, что ещё не разрушено, пока о ней будут помнить.
Подробную информацию про деревню можно прочитать на страницах сайта Елены Федосеевой «Страна наоборот» (ссылка дана в начале поста).
P.S.
Пользуясь случаем, хочу принести огромную благодарность Елене Федосеевой за то, что она бережно сохраняет память об этой деревне, о людях этой деревни. За то, что помогла мне побывать там.
Хочу поблагодарить мурманчан Василия Фёдоровича, Надежду Борисовну и Светлану Борисовну за ихи гостеприимство, за сохранение деревни, Василия Фёдоровича за поездку на Лех-Луду, а также Светлану Борисовну за вкуснейший хлеб и сушёную камбалу и за демонстрацию мастерства и приёмов хлебопечения и владения прялками.
Спасибо Сергею «Пусику» за то, что он был хорошим соседом и замечательным проводником по унежомским болотам и лесам.
А также огромную благодарность моей супруге dinaza , за предоставление мне возможности туда съездить и увидеть этот «Затерянный Мир». Жалею, что она не смогла поехать.
P.P.S.
К сожалению, у меня закончилось место на ЛЖ+ под фотографии. Далеко не все фотографии, что хотелось разместить в этом посте удалось залить на ЛЖ+. Буду пробовать для продолжения завести себе ещё альбом под фотографии.
А в продолжении будет остров Лёх-Луда и остров Камбалий, а также некоторые очень интересные экспонаты лениной коллекции предметов народного быта, собранной в Унежме для создания музея народного быта поморов и, в частности, Унежомов.
- Tags: 2008 год, Архангельская обл., Заброшенные деревни, Маленькие уголки, Путевые хроники, Унежма, фото
- Music: Kitaro «Silk Road»
Источник: seredina77.livejournal.com
magesqueen
Отъехав от Москвы каких-нибудь 500 километров, можно совершить увлекательное путешествие во времени. Как и 100 лет назад, в некоторых деревнях Вологодской области живут натуральным хозяйством, пьют чай из самоваров и коротают вечера при свете керосиновых ламп. Не потому, что им так дороги традиции предков, а потому, что выбора у них нет.
История Красного Берега в Вологодской области мало чем отличается от сотен, а то и тысяч других историй о русской глубинке. Когда-то на этой территории располагалось около сорока поселений — деревни и хутора с населением более тысячи человек. Выращивали ячмень, лен, работали животноводческие фермы. Теперь же от Красного Берега остались три почти обезлюдевшие деревушки.
Нет электричества, нет дорог. Вернее, дорога есть, но проехать по ней можно либо на тракторе летом, либо на снегоходе зимой. В экстренной ситуации скорой помощи или пожарной службы эти люди вряд ли дождутся.
Деревни живут почти на полном продовольственном самообеспечении. Рабочий день начинается в шесть утра и заканчивается с наступлением темноты.
Юрий Викентьевич работает почтальоном за 3000 рублей в месяц. Один-два раза в неделю пешком он преодолевает более 30 километров в оба конца, чтобы доставить корреспонденцию жителям Красного Берега. Зимой этот путь может занять целый день.
Иногда Юрия Викентьевича подвозит попутка. Как правило, это лесовозы, но порой удается добраться с комфортом.
Сергей Лобанов (справа) — самый молодой в деревне. По образованию фермер. Проходил практику в Голландии и Финляндии. Жить и создавать семью хотел бы на родной земле, но каждые полгода вынужден уезжать в город на заработки.
К 70-летию Победы красноселы решили установить памятник воевавшим землякам, в том числе дважды Герою Советского Союза, летчику-истребителю Александру Клубову. На открытие памятника приехали около 200 гостей, в том числе и глава района. Тогда снова заговорили о строительстве дороги. Сейчас ведутся подготовительные работы, и власти обещают, что уже к лету дорога будет. В Красном Береге возлагают на это большие надежды.
Водопровода тоже нет. За водой местные ходят на родник.
Когда-то здесь были школа, магазин, почта, клуб, больница. Теперь от всего этого остались лишь покосившиеся строения как напоминания о прошлой жизни.
Единственный источник электроэнергии — генератор, который питает три деревни. Но в целях экономии солярки его включают на пару часов по вечерам.
Последний раз общий генератор заводили два месяца назад — в поставках солярки бывают большие перебои.
У семьи Волковых есть свой маленький генератор. Вечерами есть возможность пару часов посмотреть телевизор, чтобы почувствовать связь с Большой землей.
В русских деревнях лошадь и по сей день остается всепогодным и вседорожным средством передвижения.
В 1930-е годы разрушили церковь XVII века. Кирпичом закидывали ямы на дорогах, кто-то умудрялся класть из него печи. Сегодня от храма уже ничего не осталось.
Источник: magesqueen.livejournal.com