Для чего лампы в ламповом телевизоре

Ламповые телевизоры были сняты с производства в 1988 году, поэтому сейчас мало кто знает, какие опасности он в себе таил.

Советский цветной телевизор Радуга

Внутри телевизора некоторые лампы разогревались до 250 градусов, и это могло легко стать причиной возгорания.

Нередко причиной пожара в квартире становился именно ламповый телевизор.

Однако, кроме пожароопасности, в некоторых ламповых телевизорах была ещё одна опасная штука — источник рентгеновского излучения, а именно лампа ГП-5.

Эта лампа — высоковольтный регулирующий триод. Он встречался советских цветных телевизорах поколения «701-710» например, Радуга-703Д

Эта лампа позволяла регулировать высокое напряжение на кинескопе телевизора.

Опасной особенностью любого электровакуумного прибора является то, что при напряжении в пару десятков киловольт в вакууме прибор начинает излучать в рентгеновском диапазоне.

Лампа ГП-5 . Фото автора

Более того, при выходе из строя этой лампы напряжение на аноде кинескопа увеличивалось до 28—30 тысяч вольт, что сопровождалось возникновением опасного для зрителей излучения уже с поверхности экрана кинескопа.

Урок №48. Радиолампа

Рентгеновские лучи проникают в организм человека и воздействуют на клетки. При длительном воздействии это может привести к развитию онкологических заболеваний.

К счастью, такие опасные телевизоры уже давно не выпускают, а те, что были выпущены — до наших дней в большинстве своём не дожили.

А у вас были такие телевизоры?

Источник: dzen.ru

Тёплый, ламповый и очень опасный

Меня не может не радовать возрождение интереса к ламповой электронике. Однако, есть над чем задуматься!

В одном из комментариев я как-то написал, что «растет уже третье поколение электронщиков, не битых анодным напряжением». Несколько недавних публикаций с конструкциями на электронных лампах меня в этой уверенности только укрепили.

Я начинал ещё в те времена, когда конструкции на лампах не были экзотикой, и первое чему учили юных радиолюбителей старшие товарищи — приёмам безопасного проведения работ под напряжением. Этими «лайфхаками для гиков» я и хочу поделиться в публикации.

Электрический ток опасен!

О том, что электрический ток опасен, знают все. Заботливые родители вставляют в розетки специальные заглушки и говорят своим ещё неразумным детям, что в розетку ничего совать нельзя. Заботливые работодатели проводят работникам инструктажи по технике безопасности.

При этом люди продолжают гибнуть от поражения электрическим током!

Как правило, люди безбоязненно касаются проводящих цепей, которые считают обесточенными. При этом у человека нет органов чувств для определения наличия электрического напряжения на расстоянии. Касание же к цепям под напряжением может привести к смерти!

Кратко, но по существу, основные правила электробезопасности в радиолюбительской практике изложены в статье «Осторожно! Электрический ток» — Радио №8, 1983, с.55.

В 1983 году конструирование на электронных лампах было для юных радиолюбителей уже не столь актуально, поэтому некоторые нюансы безопасной работы с ламповыми конструкциями разберу подробней.

Обязательно извлекаем вилку из розетки

Любые монтажные работы должны проводиться только на обесточенном оборудовании! Для этого конструкция должна содержать выключатель питания с жестко фиксированными положениями и индикатор включения.

Лучшей практикой же всегда было не надеяться на выключатель, а вынимать вилку сетевого шнура из розетки, т.е. обеспечивать «видимый разрыв цепей электропитания» конструкции.

Также, необходимо обязательно вынимать вилку из розетки при замене сетевых предохранителей. Конечно, существуют конструкции предохранительных колодок, позволяющих менять предохранители «на ходу», но если запасной предохранитель «полыхнёт» прямо при замене, положительного влияния на организм это не окажет.

Конденсаторы должны быть разряжены

После того, как конструкцию обесточили, необходимо дождаться разряда конденсаторов!

Лучшей практикой считалось разряжать конденсаторы сглаживающего фильтра источника анодного напряжения через параллельно подключенный к выходу фильтра резистор. Номинал резистора подбирали так, чтобы через него протекал ток порядка 1 мА. Чтобы убедиться, что заряда на конденсаторах фильтра не осталось, на этом резисторе измеряли напряжение.

Конденсаторы также опасны тем, что могут взорваться. Чтобы снизить риск, придерживайтесь правил:

  • номинальное напряжение конденсатора (особенно в цепях питания) должно в 1,5 — 2,0 раза превышать действующее напряжение цепи;
  • полярные конденсаторы категорически запрещается включать в другой полярности, а следовательно, и использовать их в цепях переменного тока;
  • корпус конденсатора не должен иметь повреждений, вздутий и потёков.
Еще по теме:  Чем отличается 50 герц от 100 в телевизоре

Глаза должны быть защищены

Работы с конструкциями на лампах нужно проводить в защитных очках! Защитные очки поменять проще, чем купить себе запасные глаза.

Я уже упомянул про взрывающиеся предохранители и конденсаторы. Дополню проплавленными баллонами ламп и разлетающимися в разные стороны осколками резисторов и расплавленными каплями металла от проводников при лавинообразных процессах в лампе.

Можно, конечно, думать, что защита не понадобится, но закон Мёрфи суров, а жареный петух не дремлет!

Изоляция должна быть целостной

Не каждая конструкция начинает работать прямо после сборки. При отладке в неё приходится лезть щупами и отвёртками, т.е. всегда есть риск попасть под напряжение или устроить замыкание.

Борются с этим изоляцией токонесущих цепей. Монтажные провода должны иметь надёжную цельную изоляцию. Контакты должны быть защищены от прикосновения изолирующими трубками.

Точки, где при отладке нужно измерять напряжение или смотреть форму сигнала, желательно изолировать трубкой ПВХ, чтобы на время отладки трубку с контакта аккуратно сдвинуть, а затем вернуть её назад. С термоусадкой это так просто не получится.

Работа под напряжением производится одной рукой

Есть шутка, что настоящий электрик никогда не ест вилкой с ножом, чтоб не прикасаться второй рукой к проводящей поверхности.

Лучшей практикой при измерениях всегда было закрепить один щуп прибора зажимом типа «крокодил» в одной точке измерения, разместить прибор на ровной поверхности в удобном безопасном месте, взять в руку второй щуп прибора и проводить измерения, заложив другую руку за спину. На глазах — защитные очки, разумеется.

О самовозбуждении в ламповой аппаратуре

Схемы на электронных лампах склонны к самовозбуждению. Самовозбуждение может привести к пробою лампы, иногда со «спецэффектами», приводящими к замене защитных очков.

Борются с самовозбуждением, укорачивая до минимума сигнальные цепи и соединяя выводы элементов, подключенных к общему проводу, в одну точку «звездой».

Лучшей практикой является монтаж элементов схем непосредственно на контакты ламповых панелек. Цепи между каскадами стараются сделать максимально короткими и расположить их так, чтобы не возникало паразитных обратных связей.

Соединение к общему проводу «звездой» тоже вызвано предотвращением паразитных обратных связей перетоками по металлическому шасси.

О бестрансформаторном электропитании

Никакая попытка сэкономить на гальванической развязке от сети себя не оправдывает! Хотите сэкономить — найдите блок питания от лампово-полупроводникового телевизора и поменяйте в нём конденсаторы. Получите и накальное напряжение ~6,3 В, и анодное +360 В, и отрицательное напряжение для цепей смещения, и питание для транзисторов +30 В.

Короче, будет Вам счастье, а проблем с наведённой на шасси «фазой» не будет.

О рабочем заземлении

Рабочее заземление имеет принципиальное отличие от защитного в том, что служит для обеспечения штатного режима работы электроустановки.

В качестве примера схемы, требующей рабочего заземления, можно привести радиопередатчик. Частным случаем радиопередатчика можно считать трансформатор Тесла. Рабочее заземление в подобных схемах используется в качестве второго плеча передающей антенны, т.е. в цепь рабочего заземления отдаётся мощность!

В связи с этим однозначно не стоит использовать в качестве рабочего заземления трубы отопления, водоснабжения и газовые трубы:

  • результатом передачи мощности по газовой трубе может быть взрыв бытового газа;
  • на трубы отопления и водоснабжения и циркулирующую по ним воду будет наведено напряжение, а, как я уже говорил, люди безбоязненно касаются проводящих цепей, которые считают обесточенными… В случаях же, когда из-за отсутствия качественной гальванической развязки при «бестрансформаторном питании» на такое вот «рабочее заземление» попадёт «фаза», шансы жильцов на выживание стремительно падают.

Вместо заключения

Меня не может не радовать возрождение интереса к ламповой электронике. Я очень надеюсь, что мой опыт, изложенный в статье, поможет неофитам испытать радость от технического творчества. И ещё я очень надеюсь, что следуя изложенным в статье несложным рекомендациям, никто не пострадает от своего увлечения ламповой техникой.

  • опасность для жизни
  • теплый ламповый

Источник: habr.com

Что же такое теплый ламповый звук?

Главная страница » Мультимедиа » Что же такое теплый ламповый звук?

Alex 2019-05-23

В последнее время появилось много споров о непревзойденном ламповом звучании в аудио усилителях. Давайте разберемся, что такое «ламповый звук» ?

Немного истории

Как известно, в 1905 году, в процессе экспериментов с лампами накаливания, Эддисоном случайно был изобретен диод.

А уже через год, добавив в лампу третий электрод (управляющую сетку), был изобретен триод или электронная усилительная лампа. Это и положило начало ламповой эпохи.

Еще по теме:  Формат аудио не поддерживается на телевизоре что делать

Огромную популярность лампы приобрели через 30 лет после изобретения. Их популярность длилась, начиная с 1935 года и вплоть до 1951 года.

Параллельно с лампой шли разработки полупроводникового триода (транзистора). И, когда 1951 году началось массовое производство транзисторов, лампа постепенно стала терять позиции.

Почему люди стали переходить на транзисторы в аудио?

На это есть несколько основных причин. Первая касается того, что радиолампа стала проигрывать транзистору по скорости работы, размерам и энергопотреблению. Благодаря транзисторам стало возможно создавать качественные компактные устройства.

Также транзисторные усилители были значительно дешевле при таких же, как у ламп, или даже лучших характеристиках звука.

Одними из основных элементов, которые вносят заметные искажения в ламповый усилитель, являются выходные трансформаторы, которые к тому же добавляют хорошую сумму к стоимости усилителя. В ламповом стерео усилителе их можно найти по одному на каждый канал.

Есть также бестрансформаторные ламповые усилители, но они работают только на специальной акустике. В добавок к этому они очень редкие и их мы не будем рассматривать.

Лампы в аудио аппаратуре

Прогресс коснулся всех электронных устройств, но мы остановимся на аудиоаппаратуре.

Чаще всего ламповые усилители (в эпоху транзисторных) использовались в студиях звукозаписи для усиления сигнала с конденсаторных микрофонов. Благодаря высокому входному сопротивлению и меньших искажениях при превышении громкости звука было удобно использовать именно их.

Также сейчас очень популярно использовать ламповые усилители для электро гитар, благодаря вносимым в звук искажениям, которые называются «Дисторшн».

В домашних усилителях, до появления транзисторных вариантов, у пользователей просто не было выбора. А когда появились транзисторы, то из преимуществ ламповых усилителей стали выделять особое звучание, которое в последствии стали называть «теплый» ламповый звук.

Постепенно лампы были вытеснены транзисторами с массового рынка усилителей и остались только в дорогом (Hi-End) или любительском сегменте.

Что же такое ламповый звук?

Давайте разбираться из чего состоит так называемый «теплый ламповый звук».

Во первых, на слушателя влияет сам внешний вид лампового усилителя, а именно мягкое свечение работающих ламп, что создает особую атмосферу для прослушивания. Часто звучание ламповых усилителей описывают как «живой», «теплый», «душевный», и другие определения которые, не свойственны звуку.

Прогресс остановился?

Самое интересное, что нет споров по поводу качества картинки телевизоров, которые как известно, также эволюционировали с ламповых. Если сравнить телевизоры ламповой эпохи с современными, то даже ярый сторонник ламп не будет спорить, что же всё-таки лучше.

То же самое можно сказать о компьютерах, телефонах и других устройствах. Они в разы стали лучше и доступнее. То есть, получается, прогресс остановился только на звуковых устройствах? Вам не кажется это странным?

Что покажут замеры однотактного лампового усилителя?

Чаще всего любители лампового звука используют для прослушивания однотактные ламповые усилители. Один из них нам любезно предоставил радиолюбитель Дмитрий.

Благодаря измерениям звучания ламповых однотактных усилителей мы кое-что выяснили. В отличие от транзисторных, в которых больше нечетных гармоник, в ламповом преобладают четные и чаще вторая гармоника, которая и придает обычному звуку особое звучание.

В ходе экспериментов с прослушиванием было выявлено, что наш слух не режут и не утомляют повышенные четные гармоники, в отличие от нечетных, которые преобладают в транзисторных усилителях.

На рисунке видно повышенную вторую гармонику однотактного лампового усилителя, которая в том числе придает особенность звучания.

Результаты тестов RMAA

Замер на мощности 1.5 Ватт смотреть
Замер на мощности 4 Ватт смотреть

Секрет лампового звука

Если отбросить визуальное восприятие лампового усилителя и фантазию, то, чаще всего, секретом лампового звука и есть эта вторая гармоника. А также преобладание четных гармоник. Также, очень часто АЧХ таких усилителей начинает заваливаться на высоких частотах из-за особенностей трансформатора и они звучат не так резко.

Вроде бы все просто, не так ли? Но не все согласны с такими простым пояснениям и придумывают волшебство и параметры, которые недоступны для современных замеров, используя не свойственные звуку определения.

Двухтактные ламповые усилители

Выше было перечислено то, что касается однотактных усилителей. Если же брать двухтактные, то они могут по характеристикам быть идентичными транзисторным. То есть, не опытному слушателю по звуку сложно будет отличить ламповый двухтактник от транзисторного усилителя класса А или качественного AB. Разница будет только в том, что ламповый усилитель обойдется в несколько раз дороже транзисторного с такими же характеристиками.

Источник воспроизведения

Очень часто в спорах про качество звука забывают о самом источнике звука. Усилитель, на самом деле, лишь усиливает сигнал. И если качество сигнала будет плохим, например с шумами, он усилит его также с шумами и звук будет плохим.

Еще по теме:  Если не включается телевизор витязь

Еще недавно ходили споры о том, что цифровой звук совершенно не пригоден для воспроизведения и поэтому аудиофилы слушали звук с пластинок или бобинных магнитофонов. Они проиграли эту войну. Ведь теперь большинство перешли на цифровой звук, поскольку так лучше и удобнее. Сейчас они спорят о том, какие преобразователи цифрового сигнала лучше. Возможно они просто любят спорить?

Акустика для лампового усилителя

Про акустику часто забывают при выборе усилителя, хотя на самом деле это самое главное. Неправильно подобранная пара «акустика — усилитель» может испортить звук, при этом неважно за сколько денег вы ее купили.

Например, если усилитель рассчитан на акустику 8 Ом, а вы подключите 4 Ом, то усилитель будет работать с несвойственной для него нагрузкой. Или если однотактный 5-ваттный ламповый усилитель подключить к слабочувствительной акустике, то вы получите не тот звук, который должен быть, и сделаете выводы, что усилитель плохой.

Ламповые тетроды и пентоды плохо работают с многополосной акустикой из-за высокого выходного сопротивления, поэтому их нужно слушать на широкополосной акустике. Ламповый триодный усилитель не так требователен к этому и нормально звучит практически на любой акустике, как и большинство транзисторных.

Так же не стоит забывать, что если ваша комната пустая, то, при прослушивании, звук будет отражаться от стен и будет звучать плохо, но это уже другая тематика.

Стоит ли переходить на лампы?

На этот вопрос ответить сможете только вы сами. Самый правильный способ — это взять на прослушивание к себе домой ламповый усилитель и самому на него ответить. У вас будет возможность сравнения в спокойной обстановке, например, со своим усилителем, и затем сделать выводы.

Часто озвучиваются противоположные отзывы о ламповом звуке и усилителях от «божественного» звучания до определения «обычный» или «плохой» звук. И только вы сами можете определить, какой он для вас.

Не рекомендуем ориентироваться на отзывы про ламповые или другие усилители, очень часто их пишут или заинтересованные люди или те, кто вообще не слышал этих усилителей.

Спор о том, стоит ли слушать ламповые усилители или переходить на них с транзисторных, на самом деле похож на спор «Стоит ли ездить на обычных машинах или переходить на ретро автомобили?». Ведь есть очень красивые ретро автомобили, с дорогим салоном и хорошей мощностью. При наличии денег можно сделать копию такого авто и получать удовольствие от езды на нем. Есть отличное выражение на эту тему — о вкусах не спорят.

Подойдут ли такие авто для всех? Конечно же нет, но вы — это не «все». Главное, что бы это нравилось лично вам и вы от этого получали удовольствие.

Где лучше покупать ламповые усилители?

Если, прослушав и сравнив ламповый усилитель с остальными усилителями, вы решили остановиться на лампе, то ответ на вопрос «Где купить?» зависит от ваших финансовых возможностей. Если у вас нет больших денег, то рекомендуем обратить внимание на радиолюбителей, которые занимаются ламповыми усилителями.

В пределах 500-1000$ можно получить хороший самодельный ламповый усилитель. Как правило, такой усилитель можно взять домой на прослушивание и купить его, если понравится звук.

Если вы не стеснены в финансах, то для вас появится много известных брендов, которые, помимо звука, продадут вам престижное и красивое устройство.

Выводы

Ламповый усилитель проигрывает другим усилителям по энергопотреблению, имеет большой вес и требует длительного прогрева ламп для входа в нормальный режим перед прослушиванием.

Также ламповый усилитель выделяет много тепла во время работы и может запросто нагреть небольшую комнату, поэтому в жару вам нужно будет купить кондиционер.

Если говорить об однотактных усилителях, то они проще в настройке и их звук имеет специфическое «ламповое звучание», благодаря повышенной второй гармонике. Поэтому они и пользуются большим спросом у пользователей.

Если брать двухтактные ламповые усилители (или еще более сложные), то по звуку они похожи на транзисторные усилители, но в несколько раз дороже, чем аналогичный транзисторный.

Видео

Смотрите наши видео о ламповом звуке и ламповых усилителях. Большое спасибо Дмитрию, который предоставил нам на тест усилитель и согласился ответить на вопросы!

Самое главное при выборе любого усилителя — вы должны в первую очередь сами его послушать и выбрать для себя то, что вам понравится. И не важно, будет ли это ламповый усилитель или любой другой.

9055

Источник: v-mire.net

Оцените статью
Добавить комментарий