Дети дошкольного возраста – одна из самых многочисленных и устойчивых аудиторий телевидения. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед телеэкраном. Не только среди педагогов, но зачастую и среди родителей разгораются споры на тему «Телевидение и дети». Высказываются прямо противоположные точки зрения. Одни участники дискуссии утверждают, что телевидение отвлекает детей от здорового активного отдыха, чтения книг, игр; другие, напротив, считают, что это чудо техники дает детям пищу для мыслей и чувств, помогает познавать мир, развивает фантазию.
Никто не станет спорить с образовательной значимостью телевидения. Телекамера может фиксировать в динамике самые различные процессы и явления жизни. Технические возможности телевидения позволяют демонстрировать их в ускоренном или замедленном темпе, при необходимости останавливая или даже повторяя показ. Телевидение правдиво передает динамику действительности во всем ее многообразии, позволяет проникать в самые отдаленные уголки нашей планеты, в глубины космоса и океанов. Благодаря этому оно обладает убедительностью и притягательностью огромной силы, а также возможностью показа в цвете и объемностью звучания.
Полет лампового телевизора в детском саду
Однако, казалось бы, столь полезное и обогащающее ребенка занятие, как времяпровождение у телеэкрана, может повлечь за собой весьма печальные последствия, касающиеся не только физического здоровья детей (нарушения зрения, осанки, дефицит движения и физическая пассивность, но и психоэмоционального благополучия ребенка.
Э. Ш. Бубновой проводилось исследование детей старшего дошкольного возраста. В течение пяти дней детям показывались по телевизору художественные фильмы агрессивного содержания с внешне привлекательными, но агрессивными персонажами. В этот цикл вошли следующие фильмы компании «Уолта Диснея»: «Ночь перед Рождеством», «Два мушкетера», «Чемпионат по теннису», «Робин Гуд», «Питер Пен», Король лев», «Черный плащ», Алладин», «Второе спасение».В этих мультфильмах часто звучат слова «убить», «пристрелить», «проткнуть шпагой насквозь», воспеваются насилие, драки, убийство, брань, грубость, оскорбления и т. д. во время просмотра фильмов можно было видеть, как резко менялось поведение детей: они возбуждались, кричали, дико хохотали, воспринимая насилие как комичные ситуации, оставались равнодушными к боли и несчастиям героев мультфильмов, затевали драки.
При этом Э. Ш. Бубновой отмечалось, что при просмотре таких отечественных мультфильмов, как «Винни-Пух», «Трое из Простоквашино», дети были оживлены, сочувствовали героям, подпевали Винни-Пуху. После просмотра мультфильмов еще долго делились своими впечатлениями, смеялись, вспоминая отдельные юмористические эпизоды.
Содержание передачи, действия ее участников подскажут тему для дальнейшего общения с ребенком, помогут выявить его интересы, суждения. Малыши любят подражать полюбившимся героям, повторять их движения, жесты, мимику. Подобную активность ребенка следует всячески поддерживать, поскольку она имеет большое значение для развития творческих способностей, формирования нужных навыков. Как и взрослые, дети любят поговорить о том, что привлекло их внимание, взволновало, ждут одобрения или оценки своих действий. Положительная оценка взрослого помогает малышу пережить радость от успеха, и, как правило, вызывает новый всплеск активности.
Получили путевку в детский сад / Купили новый телевизор
Специалисты по детской психологии говорят, что дети этого возраста живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, — тех, кто тронет восприимчивую душу ребенка. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. Телевидение уже вошло в жизнь современного ребенка. Зрительный образ – самый яркий, самый запоминающийся.
Образный язык киноискусства доходчив до детской души. Поэтому важно, что произносится этим «языком».
Детство – это самая счастливая и беззаботная пора для любого ребёнка. В этом возрасте ребёнку вовсе не нужно задумываться о несправедливости и жестокости мира, о терроризме и катастрофах. Ребёнок должен учиться познавать мир, и никакие страхи не должны мешать ему в этом. Конечно, телевизор это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако нельзя забывать и о том, что телевидение — не средство для полноценного развития ребёнка.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
Источник: ped-kopilka.ru
Для чего телевизор в детском саду
Организация: СП ДС «Маленькая страна» МАОУ Лицей №9 «Лидер» имени А.М. Клешко
Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Сложившаяся ситуация поставила нас условия, когда родители перестали иметь возможность присутствовать на совместных праздниках, развлечениях, утренниках с детьми. Яркая, веселая и интересная жизнь в детском саду вдруг стала недоступной.
Идея создания детского телеканала началась с написания проекта «Создание детского телеканала «Маленькая страна» как средство развития познавательной и коммуникативной инициативы у детей старшего дошкольного возраста в СП ДС «Маленькая страна» МАОУ «Лицей №9 «Лидер» имени А. М. Клешко
Данный проект реализуется в детском саду с сентября 2020 года по настоящее время в социально педагогическом пространстве СП ДС «Маленькая страна» МАОУ Лицей №9 «Лидер» имени А. М. Клешко, а также по мере необходимости в цифровой среде, например в Zoom, Google Meet и других.
Цель создания детского телеканала – развитие познавательной и коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи, преследуемые созданием телестудии в детском саду:
- выпуск телепередач, освещающих жизнь детей в детском саду;
- ребенок получает представление и социальный опыт действия в роли репортера и ведущего телепередач;
- речевая деятельность ребенка становится замотивированной, активной, происходит расширение активного словаря;
- образовательная деятельность становится открытой для семей воспитанников;
- эффективное использование технических и информационных средств в образовательном процессе ДОУ;
- поддерживается атмосфера доброжелательности, творчества, общности в детском саду между детьми разных групп и родительским сообществом.
При организации детского телеканала, мы:
— изучили теоретические предпосылки проблемы развития познавательной и коммуникативной инициативы у детей старшего дошкольного возраста;
— решили ряд задач организационно-управленческих, организационно-методических, учебно-методических, кадрового обеспечения, информационных, дидактических, психолого-педагогических
— разработали рабочую программу детского телеканала;
— опираясь на комплексно-тематическое планирование дошкольной образовательной организации, разработали планирование деятельности детского телеканала;
— разработали алгоритм создания телепередачи.
Алгоритм планирования телепередачи:
— планирование темы телепередачи, рубрик;
— придумывание сценария, совместное обсуждение;
— подготовка необходимого оборудования;
— изготовление атрибутов к телепередачам и прочее;
В телепередачах мы освещаем все интересные события, происходящие в детском саду. Темы передач ребята выбирают сами. Это могут быть сюжеты о праздничных и развлекательных мероприятиях, повседневной жизни детского сада, поздравления с профессиональными и календарными праздниками, освещение итогов конкурсов и фестивалей.
Ребята вместе с педагогом придумывают сценарий программы, вопросы для интервьюируемых гостей новостных передач, посещают интересные мероприятия в ДОУ. Затем маленькие дикторы готовятся к записи — в течение нескольких дней заучивают тексты. Так же анализируют отснятый материал, сочиняют свои подводки к сюжетам. Дети костюмеры продумывают образы ведущих. Дети режиссёры снимают видео телепередачи.
Планирование проектной командой тем телепередач, их рубрик осуществляется воспитанниками и воспитателями с помощью таких средств как «Круги Луллия», «Доска выбора», «Шкатулка идей» один раз в месяц, в результате которого они получают коллаж «Рабочая неделя», ассамбляж «Рубрики нашего телеканала».
Каждый раз меняем ведущих, так как стараемся, чтоб каждый ребенок попробовал себя в роли ведущего. Процесс съемки небольшого сюжета занимает много времени. Иногда приходится снимать несколько дублей.
Выход итоговых выпусков — раз в месяц. Содержание передачи:
- из ряда новостей. Что такое новости? Это полноценная и интересная информация о жизни детского сада, различных событиях, праздниках и проблемах.
- Информационный выпуск – познавательные выпуски.
Список некоторых тем выпусков наших новостей:
— «Что такое детский сад? Это праздник для ребят!»;
— «Выпуск новостей, посвящённый Дню дошкольного работника»;
— «Специальный выпуск посвящённый Дню пожилого человека»;
— «Специальный выпуск новостей, посвящённый Международному Дню отца»;
— «Специальный выпуск новостей, посвящённый международному Дню матери»;
— «Богатырские состязания» и другие.
Ведущей деятельностью у ребёнка является игра, поэтому съёмки детской телепередачи происходят на основе игры «Выпуск телепередачи». В игре дети учатся работать в группе, в паре, учатся договариваться, самостоятельно распределяют роли, при этом расширяется словарь ребенка, речь становится интонационно-выразительной. Работа перед камерой помогает преодолеть робость, стеснительность, повышает самооценку.
Использование детского телеканала стало новой формой включения родителей в совместную деятельность с дошкольной образовательной организацией. Из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками встреч — помощниками, как в онлайн, так и в офлайн среде пространства детского сада. Родители с удовольствием готовят своих детей к сюжетам телепередач, сами участвуют в них ( помогают детям в подборе интересной информации для новостей, изготовлении атрибутов.)
Все наши выпуски мы выкладываем на официальной странице нашего детского сада в инстаграмме «Детский сад «Маленькая страна», так как она наиболее максимально охватывает аудиторию родителей и педагогов.
— Привлекли 70% детей подготовительных и разновозрастных групп к участию в передаче «Детсадовские новости» в роли ведущих и корреспондентов.
— Способствовали речевой активности детей ( дети, пробуя себя в роли ведущих, корреспондентов, интервьюируемых — добились первых успехов ведения интервью (грамотного диалога),составляли сообщения на заданную тему и передавали информацию зрителям.)
-Дети научились держаться перед камерой, грамотно передавать информацию, соблюдать
правила речевого этикета;
-Познакомились с терминами: ведущий, корреспондент, интервью, репортаж, сообщение, эфир, камера, телепередача, рубрика.
— Родители получили возможность узнавать о всех интересных событиях и нововведениях в д/с , сами могли стать непосредственными участниками нашей передачи.
Список использованных источников:
- Коханная О.Е. Детская журналистика как творческий процесс// Вестник Московского государственного университета культуры и искусства, 2013. №2 (52)
- Латышева, Н. Р., Медведева, И.Н. Детская журналистика/ Н.Р. Латышева, И. П. Толстова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 8. — С. 24–29.
3. Толстова, Н. П. Детское телевидение: ресурсы в коррекции речи дошкольников /Н. П.Толстова// Логопед. 2013. № 6. — С.94–98.
4. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры речи. М., 2001.
Источник: www.pdou.ru
Детское телевидение как инновационная форма работы с родителями
Рогунова, О. А. Детское телевидение как инновационная форма работы с родителями / О. А. Рогунова, Т. А. Яровая. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11137/ (дата обращения: 10.05.2023).
У педагогов и родителей единые цели и задачи — сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, общительными, чтобы были успешны и могли реализоваться как личности. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» много лет назад писал В. А. Сухомлинский, и до сих пор ничего в этом вопросе не поменялось. Поэтому детский сад и семьи воспитанников всегда взаимодействовали на благо ребенка.
Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому неудивительно, что с введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Во ФГОС нашла отражение новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Сотрудничество с семьей на современном этапе должно перейти из категории обмена информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно-равноправное общение, совместное приобретение опыта.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
‒ информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
‒ обеспечить открытость дошкольного образования;
‒ создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
‒ поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
‒ обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
‒ создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
‒ установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
‒ объединение усилий для развития и воспитания детей;
‒ создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
‒ активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Новую форму взаимодействия с родителями, которая отвечала бы всем принципам Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе особо важному в настоящее время принципу открытости детского сада, нам подсказали сами дети! Ведь поиск новых форм и методических приемов в условиях нашего сада направленный на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием привел нас к детскому телевидению.
В современной логопедии накоплен большой арсенал игр и упражнений (В. И. Селиверстов, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.), но в условиях большой информационной насыщенности обычные логопедические игры нередко становятся скучными и не привлекательными.
Активно пользуясь всеми доступными гаджетами, а их становится все больше в окружении ребенка, он ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимания. Мы нашли выход — интервьюирование, метод позволяющий максимально использовать компенсаторные возможности каждого ребенка.
Эффективность данного метода как сильного, но ненавязчивого педагогического средства усиливается за счет того, что в распоряжении педагогов и детей нашего дошкольного учреждения есть современное оборудование, которое позволяет не только создавать, но и транслировать видеоролики на весь детский сад. Применение технических средств стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за свою роль, вдохновляет работать на результат. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети из соседних групп) также его видят и слышат. Таким образом, он акцентирует внимание на своей речи, а за счет этого быстрее проходит автоматизация поставленных звуков, усиливается эмоциональность и выразительность. И именно детское телевидение стало инновационной формой работы с родителями.
Родитель может не услышать педагога, но он непроизвольно остановится и выслушает мнение ребенка, ведь для любого родителя важно, чтобы его чаду было комфортно и хорошо в детском саду, а кто расскажет, так ли это лучше самих детей?! Не каждый родитель может увидеть жизнь детского сада изнутри и это не всегда зависит от его желания. Мы с детьми нашли выход и из этой ситуации.
Все интересные, по мнению детей, события они освещают по средствам телевидения, высказывают свои суждения, берут интервью у пришедших родителей, педагогов, героев праздника. Снимают сюжеты не только о праздничных и развлекательных мероприятиях, но и о повседневной жизни детского сада, таким образом, информируя и вовлекая родителей в образовательный процесс. Транслируются видеоролики в фае детского сада утром и вечером, так, что все родители становятся телезрителями.
В игре «телевидение» дети учатся работать в группе, в паре, учатся договариваться, самостоятельно распределяют роли, расширяется словарь ребенка, автоматизируются поставленные звуки, обогащается интонационно-выразительными средствами языка. Работа перед камерой является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению диалогической речи, ее грамматическому строю, активизации словаря. Помимо логопедических задач решаются психологические задачи: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка, а это очень важно для детей с нарушением речи. Работая непосредственно над областью речевого развития в «телевидении» происходит интеграция области познавательного развития, когда проходит беседа над темой интервью, социально-коммуникативное развитие, когда работа идет непосредственно над роликом, а проводя небольшие физминутки и пальчиковые игры, интегрируется область физического развития. На ряду с огромной пользой для развития речи детей, детское телевидение стало еще одной, инновационной формой взаимодействия с семьями воспитанников.
Об эффективности работы «телевидения» в дошкольном учреждении, как инновационной формы работы с родителями свидетельствуют:
‒ проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
‒ возникновение дискуссий по их инициативе;
‒ увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
‒ стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем, учителем-логопедом;
‒ повышение их активности в совместных мероприятиях.
Такая форма взаимодействия как детское телевидение доказывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества, мы заинтересованы в участие родителей в воспитательно-образовательном процессе и не потому, что это необходимо педагогу, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
- Бородич, А. М. «Методика развития речи детей», М., 1981 г.
- Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
- Латышева, Н. Р., Медведева, И. Н. Детская журналистика/ Н. Р. Латышева, И. П. Толстова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 8. — С. 24–29.
- Толстова, Н. П. Детское телевидение: ресурсы в коррекции речи дошкольников /Н. П.Толстова// Логопед. 2013. № 6. — С.94–98.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры речи. М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, детское телевидение, воспитание детей, дошкольное учреждение, образовательная деятельность, дошкольное образование, образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Похожие статьи
Организация образовательного процесса в дошкольной.
ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки.
дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика.
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки.
ребенок, образовательная деятельность, дошкольное образование, образовательный процесс, умение, обмен новостями, образовательный запрос детей, ближайшее развитие, детский совет.
Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.
детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.
образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.
Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как.
образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.
Проектирование основной образовательной программы.
образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность.
Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников.
образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с. родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, дошкольный возраст.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru