На DTF вышел просто потрясающий гайд по игровым мониторам. А так как наша публика временами интересуется подобными темами в обсуждении, было бы преступно этот материал не сохранить на память и здесь.
Выбирать технику непросто: постоянно выходит что-то новое, реклама отвлекает от сути маркетинговыми уловками. DTF отбирает главные параметры устройств и объясняет, почему именно на них стоит обращать внимание при выборе. В этом выпуске рассмотрим игровые мониторы.
На мониторе с частотой 60 Гц эффект более высокого фреймрейта заметен, но не в полной мере, поэтому мы заранее сконцентрируемся на моделях, которые поддерживают частоту 120 Гц и выше.
Время отклика и частота обновления напрямую не связаны с fps в играх
Понятия «частота обновления», «время отклика», «задержка ввода» и «фреймрейт» связаны с тем, насколько плавно и чётко отображается движение на экране. Это взаимосвязанные, но совершенно разные понятия.
How Fast IPS monitors can achieve 1ms (GTG)? I ROG
- «Фреймрейт» (fps, frames‑per‑second, кадры в секунду) вообще не имеет отношения к монитору. Это количество кадров, которое видеокарта производит и отправляет на экран за одну секунду. Это число может быть и выше, и ниже поддерживаемой частоты обновления.
- «Частота обновления» или «частота вертикальной развертки» матрицы измеряется в герцах и обозначает, сколько раз в секунду матрица может полностью менять изображение. Чем чаще обновляется изображение на экране, тем более плавным воспринимается перемещение объектов. Это заметно не только в играх, но даже при движении курсора на рабочем столе или пролистывании страниц в браузере.
- «Время отклика» измеряется в милисекундах (мс) и связано с видимым размытием движущихся объектов. При этом единого общепринятого стандарта не существует. Наиболее распространена величина GtG — ей измеряют время, которое требуется одному пикселю на то, чтобы сменить серый цвет на белый и обратно на серый. Важно, что это сугубо сравнительная величина, так как в реальности на переключение, скажем, чёрного на белый и снова на чёрный тому же пикселю потребуется больше времени. Иногда используется величина MPRT, которой измеряется время отображения объекта на экране до полной смены кадра.
- «Задержка ввода» подразумевает время, которое проходит с момента нажатия на клавишу до отображения соответствующего действия на экране. То есть команда отправляется с контроллера на компьютер или консоль, система обрабатывает ее, просчитывает все необходимые события, создаёт кадры и отправляет их на монитор. Адекватной для профессионального киберспорта считается задержка не более 70 мс, а для более размеренных игр вплоть до 130 мс (0, 13 с).
Важно, чтобы время отклика соответствовало частоте обновления. Если пиксели меняют цвета медленее, чем меняется изображение в целом, то появится так называемый «гостинг» или остаточное изображение из предыдущего кадра поверх нового.
Мониторы LG UltraGear | IPS 1 мс (GtG) | Время отклика 1 мс
Монитору с частотой 144 Гц необходимо время отклика (GtG) менее 7 мс (1÷144=0, 00694…). Но так как время отклика пикселей в реальных ситуациях больше, чем заявлено на коробке, стоит брать «запас» и ориентироваться на значения 1‑5 мс (GtG).
Некоторые производители не указывают значения GtG в документации и замеряют время отклика в MPRT, что расшифровывается как motion picture response time (время отклика на движущееся изображение). Эта цифра выражает, сколько времени объект отображается на экране до полного исчезновения.
Чаще всего значение MPRT можно встретить в качестве пометки «1 мс» на коробке, но в этом случае оно указывает не на реальную скорость матрицы, а лишь на наличие режима стробоскопа. Чтобы повысить визуальную чёткость движения, каждый второй кадр отображается черным, тем самым значительно сокращая или даже полностью ликвидируя явление «гостинга».
При частоте обновления больше 120 Гц само мерцание не воспринимается большинством людей, но глаза устают быстрее. Также на усталость влияет собственное мерцание подсветки монитора, которое, в отличие от «стробоскопа» присустствует все время и его невозможно отключить в настройках. Чтобы глаза уставали меньше, стоит искать монитор с обозначением Flicker Free (подсветка без мерцания).
При схожей частоте обновления и схожем заявленном времени отклика (но в разных величинах) мониторы ведут себя по-разному. Это хорошо видно на примере тестов, которые проводили в своей лаборатории наши коллеги из 3DNews. В тесте UFO Ghosting IPS матрица LG UltraGear 34GK950G с частотой 120 Гц и временем отклика 5 мс (GtG) демонстрирует достаточно чёткое изображение с читаемой надписью, тогда как AORUS CV27Q на основе VA-матрицы с частотой 165 Гц и заявленным временем отклика 1 мс (MPRT) справляется ощутимо хуже даже в режиме AIM Stabilizer (со стробоскопом).
Для любых других задач стоит выбирать IPS или VA. Обе эти технологии заведомо медленнее, чем TN, но при фреймрейте в диапазоне 60‑144 fps на современных игровых моделях со временем отклика вплоть до 7 мс (GtG) разница не бросается в глаза.
Если же бюджет ограничен ещё сильнее, придётся «сбрасывать балласт». Первым делом опускаем разрешение до Full HD, сбивая цену до 16‑20 тысяч рублей. Следом сокращаем диагональ до 24 дюймов, это позволит скинуть 4‑5 тысяч.
Переходить на TN в целях экономии не имеет смысла — бюджетные игровые модели стоят не дешевле VA-аналогов, но при этом в дешёвых мониторах проблемы технологии проявляются особенно остро.
Не берите 4К монитор «на вырост»
Среди доступных в продаже экранов можно встретить несколько ходовых разрешений, которые разделены на стандарты с закрепленными названиями.
- HD (1280×720) устаревший формат, сегодня применимый больше к контенту, чем к компьютерным мониторам. Игровые HD мониторы сейчас не производят.
- Full HD (1920×1080) все ещё наиболее распространенный формат, в котором представлена большая часть цифрового контента. На мониторах больше 27 дюймов индивидуальные пиксели становятся заметны даже на расстоянии 50‑60 см.
- Quad HD (2560×1440) прогрессивный «компьютерный» формат, обеспечивает оптимальную чёткость при диагонали 27‑32 дюйма. В телевизорах не используется, поэтому контента в таком разрешении (кроме игр) практически нет, а из всех современных консолей его поддерживает только Xbox One X.
- 4K Ultra HD (3840×2160) популярный современный формат для телевизоров, но чаще всего избыточен для игр на маленьких диагоналях. Для профессиональной работы с текстом, кодом или графикой 4К играет значимую роль даже на 27 дюймах. Сильно нагружает процессор и видеокарту.
- 5K (5120×2880) — редкий формат для профессиональных мониторов, для игр приспособлен не очень хорошо.
Особняком стоят ультра-широкие форматы 2560×1080, 3440х1440 и 5120х1440. Эти форматы соответствуют разрешениям Full HD и QHD, но с увеличенной шириной. Дополнительные пиксели создают дополнительную нагрузку на компьютер.
Распространенные обозначения 1080p и 1440p имеют более общее назначение, так как не учитывают горизонтальное разрешение экрана и применимы к мониторам с разным соотношением сторон.
Чтобы определиться с разрешением будущего монитора, нужно помнить всего одно правило: «Апскейлинг это плохо». Монитор должен соответствовать тому контенту, который на нём будут воспроизводить.
Если ваша видеокарта не поятнет разрешение больше 1920х1080, а вы сами довольны просмотром сериалов в HD и Full HD, то покупка 2К или 4К монитора принесет больше вреда, чем пользы.
Список игр с поддержкой HDR (по состоянию на осень 2019 года) состоит из нескольких десятков позиций. Большинство используют открытый стандарт HDR10, но несколько, например Mass Effect: Andromeda и Battlefield 5 (полный список), получили сертификат Dolby Vision (не путать с технологией окружающего звука Dolby Atmos).
Мониторы сертифицируются организацией VESA по стандартам HDR 400, HDR 500, HDR 600 и HDR 1000. Отличаются они в основном пиковой яркостью подсветки, под которой подразумеваются кратковременные вспышки отдельных точек или всего поля экрана во время, например, взрывов. Максимальная постоянная яркость не превышает 320‑600 кд/м.кв.
HDR в полной мере поддерживают видеокарты GeForce 10-й, 16-й и 20-й серии и все модели Radeon RX. PlayStation 4 и стандартная Xbox One поддерживают стандарт HDR10 для игр и фильмов, а Xbox One X и Xbox One S также воспроизводят контент Dolby Vison.
А ещё HDR может быть несовместим с частотой кадров выше 120 fps, разрешением выше QHD (1440p) или работой G‑Sync/FreeSync. На это влияют типы разъёмов HDMI или DisplayPort на мониторе и источнике и качество используемого кабеля.
Лучше всего для HDR подходят OLED-панели, но игровых моделей меньше 55 дюймов пока не существует.
Больше — не всегда лучше, размер зависит от задачи
Начиная поиск подходящего монитора, необходимо задаться вопросом о его назначении, вплоть до жанров игр, которые вы предпочитаете. Для разных размеров экрана и задач важны разные характеристики вроде частоты обновления, времени отклика и типа матрицы.
Сейчас на рынке распространено 7 основных размеров, каждый из которых хорош по-своему. По нашему опыту охарактеризовать их можно так:
- 24‑25 дюймов (16: 9) —маленькие мониторы выбирают те, у кого мало места, и профессиональные киберспортсмены, которым необходимо держать в поле зрения все изображение целиком;
- 27‑28 дюймов (16: 9) — наиболее универсальное решение для игр, видео и работы, влезают на большинство рабочих мест. В этом сегменте самое большое разнообразие предложений и, соответственно, разброс по ценам;
- 32 дюйма (16: 9) — десять-пятнадцать лет назад такая диагональ считалась достойной большого телевизора в гостиной, а теперь огромные экраны постепенно приживаются на компьютерных столах. Подходит для кино, работы с несколькими окнами и погружения в красивые медитативные RPG;
- 29‑30 дюймов (21: 9)— этот формат представляет собой «растянутый» по горизонтали 24-дюймовый монитор. Из-за небольшой высоты он кажется маленьким и больше подходит для многозадачной работы в офисе или студии, так как игровое погружение страдает, а большинство сериалов отображаются с чёрными полями побокам;
- 34‑35 дюймов (21: 9)— «большой» ультраширокоформатник очень удобен для любой работы и выдаёт отличное чувство погружения в симуляторах, гонках и играх от третьего лица. Имейте в виду, что более высокое разрешение дополнительно нагружает видеокарту, а в некоторых шутерах от первого лица края кадра размываются и искажаются дисторсией. А ещё такой монитор влезет далеко не на каждый стол;
- 49 дюймов (32: 9) — этот формат представляет собой скорее два соединённых без видимого стыка 27-дюймовых монитора. Огромное сооружение (1,2 метра в ширину!) требует очень много места, но на удивление универсально. Большинство моделей позволяют одновременно вывести изображения с двух разных источников или до 8 окон, в каждом из которых будет достаточно удобно работать. Последнее, правда, нагружает процессор и оперативку.
В играх ультра-широкие мониторы ведут себя достаточно неровно: в одной игре чувствуется эффект полного погружения, а во второй проблемы с оптимизацией портят впечатление. Например, при подключении консолей и в неадаптированных ПК-играх приходится мириться с чёрными полями по бокам изображения. Бывает и так, что в оптимизированной игре элементы интерфейса разносятся по краям экрана, и приходится постоянно крутить головой по сторонам.
Традиционный способ борьбы с разрывами, который не требует дополнительного оборудования, встроен практически в каждую игру. «Вертикальная синхронизация» (V‑sync) ограничивает максимальный возможный фреймрейт игры до реальной частоты обновления подключенного монитора. Но от статтера эта мера не защищает — если fps проседает, то задержки все равно будут.
Кроме того, на обычных 60 Гц мониторах вертикальная синхронизация не даёт игроку пользоваться всей производительностью видеокарты. На игровых мониторах с частотой выше 120 Гц она и вовсе бесполезна в большинстве случаев, потому что только самые дорогие игровые компьютеры способны поддерживать стабильные 120+ fps во всех современных играх.
G‑Sync и FreeSync представляют собой схожие технологии с аналогичным эффектом. Вместо того, чтобы ограничивать видеокарту, они заставляют монитор менять частоту развертки в соответствии с реальным фреймрейтом в игре. Соответственно, опуская частоту монитора ниже заявленной, мы избавляемся от статтера, а приближая герцовку к реальному значению fps — решаем проблему разрывов.
Технологии работают по-разному, но основное отличие между ними состоит в том, что первую разработала NVIDIA для видеокарт GeForce, а вторую создали в AMD для систем с графикой Radeon. С 2019 года большинство FreeSync мониторов стали G‑Sync Compatible, то есть работают с любыми видеокартами.
NVIDIA заявляет, что «полноценный» G‑Sync и его новая ревизия G‑Sync Ultimate (c одновременной поддержкой HDR) работают быстрее и эффективнее альтернатив, но практика показывает, что в подавляющем большинстве ситуаций рядовой игрок не видит разницы и не ощущает дискомфорта.
Разъёмы и дополнительные функции
Необходимый набор портов и дополнительных особенностей — тема исключительно субъективная, поэтому мы просто перечислим основные моменты, которые стоит принимать во внимание при выборе.
- Количество разъёмов HDMI и DisplayPort. Игровой ПК лучше подключать к компьютеру через DP, так как этот стандарт гаранитрованно обеспечивает поддержку HDR, высоких фреймрейтов выше 120 Гц и высоких разрешений. HDMI сегодня существует в нескольких версиях с разными спецификациями, которые ещё и чувствительны к качеству и версии кабеля. Для игрового монитора оптимален набор из одного Displayport 1.4 и двух HDMI 2.0 для подключения, например, игровых консолей.
- Габариты подставки. Игровые мониторы создаются в специфическом дизайне, который не всегда принимает в расчёт эргономику размещения на столе. Обращайте внимание на размах ножек, глубину подставки и количество подвижных соединений.
- Наличие VESA-крепления. Не все мониторы имеют стандартные отверстия для крепления на настольный или настенный кронштейн, особенно это касается моделей в тонком корпусе.
- Вывод звука. 3,5 мм разъём полезен при подключении нескольких источников к одному монитору без динамиков. Чтобы не устанавливать отдельный AV-ресивер, выводить звук на колонки можно с монитора, на который звук поступает вместе с видеорядом по DP или HDMI. Для гарнитуры это не лучший вариант, так как микрофон работать не будет.
- USB-концентратор. В обычные USB-А разъёмы можно подключить мышь с клавиатурой, чтобы не тянуть к компьютеру лишние провода, или USB-гарнитуру. Для флешек и внешних жестких дисков это обычно не лучшее решение, так как быстрые USB станадарта 3.0 и выше встречаются далеко не во всех мониторах.
- Подставка для наушников. Вроде мелочь, но на специальном крючке хранить гарнитуру удобнее, чем просто на столе или вешать на угол монитора.
Итог: выбирайте с умом
Монитор всегда должен соотвествовать возможностям игровой системы и особенностям ваших любимых жанров. Огромный OLED-телевизор может быть мечтой фаната экшенов и RPG, но окажется совершенно бесполезен для киберспортсмена. При этом маленький, но очень быстрый TN-монитор со скверной цветопередачей вызовет лишь недоумение у энтузиаста автосимуляторов.
При апгрейде игрового места очередь монитора — последняя. Более мощная видеокарта даст почувствовать улучшения даже на старом офисном дисплее, а вот крутой и быстрый QHD монитор только подчеркнет все недостатки слабого компьютера.
Даже в 2020-м для большинства пользователей бессмысленно гнаться за «словами из рекламы» вроде 4K и HDR. Высокие разрешения и продвинутые технологии цветопередачи существуют для энтузиастов, которые готовы переплачивать и мириться с недостатком подходящего контента.
Расскажите в комментариях о том, какими мониторами пользуетесь вы.
Источник: ships-not-tanks.ru
Что такое ореолы (ghosting) на мониторе и как это исправить?
Видите ли вы следы или размытие на мониторе во время быстрого движения или игр? Двоение может возникнуть на ЖК-мониторах и телевизорах, но вы можете исправить это с помощью простой настройки. Данная заметка расскажет, как это сделать.
Что такое ореол монитора или monitor ghosting?
Monitor ghostin относится к визуальным артефактам, которые следуют за движущимися объектами, эта проблема особенно распространена во время игр или отображения другого быстро движущегося контента. Вы можете не заметить ореолы при обычном использовании рабочего стола или в медленных играх, но они могут отвлекать, когда вы играете в шутеры от первого лица, гоночные игры или даже быстро прокручиваете веб-страницу.
Некоторые дисплеи могут быть более склонны к ореолу при определённых условиях, например, в особенно тёмных сценах. Это может привести к потере деталей в тенях и превратить большие части экрана в грязное месиво. Помимо того, что с ними сложно иметь дело, ореолы могут способствовать перенапряжению глаз во время длительных игровых сессий.
Двоение может повлиять на любой тип ЖК-панели, включая мониторы и телевизоры. Это чаще встречается на панелях типа VA, которые являются основными типами ЖК-панелей, используемых в телевизорах. Дробление не должно быть проблемой на OLED-панелях, но самоизлучающие дисплеи вместо этого могут страдать от формы временного (и, возможно, постоянного) остаточного изображения на статических элементах, таких как индикаторы состояния или бегущие строки новостей.
Смотрите также:
- OLED против QLED и многое другое: какой телевизор купить?
- Выгорание OLED-экрана: стоит ли волноваться?
Что вызывает ореолы монитора?
Двоение изображения на мониторе вызвано медленным временем отклика пикселя, когда пиксели не могут чётко и своевременно менять один цвет на другой. Проблема более заметна при высокой частоте кадров, когда время кадра (время доставки нового кадра) может быть быстрее, чем время отклика монитора.
Производители мониторов часто рекламируют, наряду с другими характеристиками монитора, такими как коэффициент контрастности и частота обновления, время отклика монитора в миллисекундах. Вы можете найти эти цифры, указанные как «GtG» (от серого к серому) и «MPRT» (время отклика движущегося изображения), и оба относятся к разным показателям.
GtG описывает, сколько времени требуется пикселю для переключения между двумя цветами. MPRT описывает, как долго пиксель сохраняется на дисплее. В обоих случаях желательно меньшее число. Возможно иметь быстрое значение GtG и медленное значение MPRT, что может привести к появлению ореолов на вашем мониторе.
У Blur Busters есть отличное объяснение того, как взаимодействуют GtG и MPRT, какие другие факторы влияют на эти значения и как производители пытаются решить проблемы с сохранением изображения.
Поскольку производители мониторов используют эти значения взаимозаменяемо и часто без контекста, рекомендуется не полагаться только на одно рекламируемое значение при совершении покупки. Мы рекомендуем прочитать обзоры любых мониторов, которые вы рассматриваете для покупки, на таких веб-сайтах, как RTING, чтобы увидеть, присутствуют ли ореолы и (если да), насколько они плохи.
Запустите Ghosting Test, чтобы выявить проблему
Если вы уже видите ореолы или пиксельные следы при игре в динамичные игры, вы уже знаете, что у вас есть проблема. Вы также можете запустить тест на ореолы на своём мониторе. Это удобно, если вы тестируете монитор в выставочном зале или думаете о покупке чего-то подержанного.
Используйте Blur Busters UFO Ghosting Test, чтобы выполнить тест на ореолы. Используйте раскрывающееся меню «Скорость», чтобы настроить количество пикселей в секунду, чтобы имитировать более медленное или более быстрое движение на экране. Если вы видите следы пикселей, соответствующие ореолам, вы определили проблему.
Этот тест также может выявить другие артефакты, которые могут появиться, когда вы пытаетесь исправить ореолы монитора, поэтому вам следует выполнять тест повторно, чтобы проверить, что сделанные настройки не вызывают других сторонних эффектов.
Как исправить ореолы монитора
Вы можете попытаться исправить ореолы монитора, используя настройку «Время отклика» вашего монитора. Используя более высокие напряжения на отдельных пикселях, время отклика может быть улучшено, а ореолы могут быть уменьшены или полностью исчезнуть. Разные производители имеют разные названия для настроек овердрайва, поэтому вам может потребоваться покопаться во встроенных настройках вашего монитора, чтобы найти их.
Ищите такие пункты настроек, как Overdrive, OD, Response Time (LG и Samsung), TraceFree (ASUS), Rampage Response (ViewSonic), AMA (BenQ) или аналогичные. На некоторых мониторах этот параметр отсутствует, и в этом случае вы не сможете увеличить время отклика. Поэкспериментируйте с увеличением скорости отклика (если вы найдёте эту настройку) во время выполнения теста на ореолы НЛО Blur Busters, чтобы увидеть, стали ли вы замечать ореолы более выраженными.
Вы также должны быть осторожны с другими настройками, включая шумоподавление и динамическую контрастность, или, если вы используете телевизор, сглаживание движения. Всё это может способствовать нежелательным артефактам и ореолу.
Остерегайтесь overshooting (перерегулирования) пикселей при использовании Overdrive
К сожалению, уменьшение времени отклика монитора не является идеальным решением. Настройка обычно имеет диапазон «силы» или скорости, например шкалу от одного до пяти, или названия, такие как «самый быстрый» или «экстремальный». Может показаться заманчивым выставить этот параметр на полную мощность, но главный недостаток этого – появление перерегулирования (overshooting) пикселей или свечения пикселей там, где его быть не должно.
Эти нежелательные артефакты возникают в результате того, что пиксель проходит мимо (или «выходит за пределы») желаемого цвета. Этот эффект, также известный как обратные ореолы (inverse ghosting), он возникает из-за слишком быстрого перехода пикселей и может привести к аналогичному отвлекающему эффекту. Какой параметр вы выберете с точки зрения устранения ореолов с помощью овердрайва и предотвращения овершутинга пикселей, во многом будет зависеть от того, какой монитор вы используете.
Это также зависит от ваших вкусов. Небольшое количество ореолов может быть более приемлемым, чем короны, вызванные овершутингом пикселей. Чаще всего вы захотите установить «средний» параметр овердрайва, чтобы получить правильный баланс.
Не путайте ореол с блумингом (Blooming)
Блуминг – ещё одно нежелательное визуальное явление, о котором вы, возможно, слышали. В то время как ореолы относятся к проблемам на уровне пикселей, вызванным временем отклика, блуминг вызван светодиодной подсветкой, особенно на дисплеях, использующих локальное затемнение полного массива (full-array local dimming).
Если вам нужно отличное время отклика и отсутствие блуминга, рассмотрите возможность приобретения OLED-дисплея (или более нового QD-OLED-монитора).
Источник: zawindows.ru