У HDR несколько разновидностей: HDR10, HDR10+, Dolby Vision и некоторые другие. Хотя между ними есть небольшая разница, все они позволяют раскрыть возможности современных ТВ-матриц, повысить динамический диапазон изображения и сделать его реалистичным. Достигается это за счет особого кодирования видеосигнала.
- Для чего нужен HDR в телевизоре
- Что значит динамический диапазон
- Разновидности High Dynamic Range
- HDR в телефонах — в чем разница
- Как и на чем запустить HDR
Суть большинства аудиовизуальных технологий сводится к тому, чтобы приблизить контент на экране телевизора к возможностям человеческих органов чувств. И если в плане звука хорошим приближением является Dolby Atmos, тонкости изображения наиболее точно передает HDR. Это изобретение, возможно, даже важнее, чем формат 4K, а еще это один из главных прорывов с момента появления цветного телевидения.
QLED vs OLED: В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Для чего нужен HDR в телевизоре
Название High Dynamic Range — «расширенный динамический диапазон» — говорит само за себя. Это комплексная технология записи, передачи и приема видеосигнала, которая применяется в телевизорах уже около десяти лет и позволяет, во-первых, выжать максимум из характеристик дисплея, а во-вторых, передать контент близко к тому, каким его задумал режиссер в момент съемки. Если проще — картинка на совместимых устройствах выглядит реалистичной, со множеством нюансов и тонких оттенков в темных и светлых ее частях.
HDR — это развитие старой методики передачи изображения SDR (Standard Dynamic Range), или «стандартного динамического диапазона», поэтому их сравнивают друг с другом.
Зачем вообще понадобились эти технологии? Дело в том, что любой фильм, сериал и даже видеоигра проходят длинную цепочку преобразований, прежде чем достигают вашего глаза. Все начинается с желания съемочной группы передать определенный эффект в сцене посредством цветов.
Но создают контент на профессиональном оборудовании, возможности которого выходят за пределы возможностей большинства дисплеев. Поэтому данные обрабатывают и сжимают, чтобы их можно было воспринимать с техническими ограничениями домашнего ТВ. SDR — обозначение метода обработки, который понимает большинство устройств, включая кинескопные ЭЛТ-телевизоры. При этом в последние годы характеристики ТВ-матриц улучшились, теперь они в состоянии отображать гораздо больше цветов, чем закодировано в SDR. Для них и придумали расширенный динамический диапазон.
High Dynamic Range передает гораздо больше данных о качестве изображения, чем SDR
Что значит динамический диапазон
Динамический диапазон дисплея, если опустить логарифмические расчеты, — это его контрастность, т. е. способность каждого пикселя матрицы менять яркость в некотором диапазоне. Считается, что чем она выше, тем лучше выглядит изображение. Например, у модели Haier 43 Smart TV S1 c прямой подсветкой Direct LED контрастность 5000:1, а каждый пиксель может светиться в диапазоне от 250 (белый цвет) до 0,05 нит (условный черный цвет), где нит — единица измерения яркости.
Высокая контрастность и цветопередача (количество доступных оттенков) — основные составляющие хорошей картинки. Но какими бы ни были параметры матрицы, она может показать ровно столько информации, сколько закодировано в сигнале:
- В SDR стандартом является контрастность от 100 до 0,1 нит (или 1000:1), глубина цвета 8 бит и цветовая гамма Rec. 709, которая охватывает 35,9% видимых человеческим глазом оттенков. Получив такой сигнал, Haier 43 Smart TV S1 не сможет выйти за пределы заданной контрастности и палитры.
- HDR поддерживает пиковую яркость от 4000 до 10000 нит, 10-битное шифрование и широкую цветовую палитру Rec. 2020, поэтому способен передавать более миллиарда оттенков (не менее 75,8% от воспринимаемого глазом максимума). То есть технология позволяет раскрыть возможности даже OLED-дисплеев с бесконечной контрастностью, таких как Haier H65S9UG PRO, и приблизить изображение к реальности, насколько это возможно.
Простое объяснение битности. В одном пикселе матрицы, какой бы она ни была, три цвета: красный, синий и зеленый. Если дисплей передает 8-битную картинку, это означает, что каждый цвет имеет глубину 2 в степени 8, или 256 оттенков. При такой передаче в сумме можно получить 256×256×256, или 16,7 млн оттенков. 10-битное изображение для каждого из трех цветов даст глубину 2 в 10 степени, или 1024 оттенка, а суммарно — 1,07 млрд.
High Dynamic Range способен отображать более миллиарда оттенков, значит, изображение будет предельно насыщенным. SDR передает 16,7 миллионов цветов
Разновидности High Dynamic Range
Есть несколько вариантов реализации HDR, разработанных разными брендами. Для удобства разобьем их на три категории:
- Открытый стандарт HDR10. Он самый распространенный. Обычно имеют в виду его, когда говорят о технологии. Он популярен потому, что бесплатный — для его использования производители ТВ и создатели контента не должны покупать лицензии. Важная особенность HDR10 в том, что он использует статические метаданные, а значит, меняет параметры изображения не покадрово, а в каждой сцене (например, когда меняется угол камеры).
- Лицензионный стандарт Dolby Vision. Использует динамические метаданные (покадровые). Изначально компания Dolby разработала его для кинотеатров как конкурента IMAX, но сейчас, как и звук Dolby Atmos, формат адаптировали для дома. Dolby Vision позволяет передать еще больше нюансов с пиковой яркостью 10000 нит и 12-битной глубиной цвета (4096×4096×4096 оттенков красного, синего и зеленого), поэтому отображает 68,72 млрд цветов. Он также калибрует видео под конкретный экран. Основной минус — Dolby Vision менее распространен, чем HDR10, а бренды должны покупать лицензию, чтобы добавить его в ТВ.
- К третьей категории можно отнести подвиды HDR10, близкие по характеристикам: HDR10+, HLG10 (Hybrid-Log Gamma), Vivid и Advanced HDR. Некоторые телевизоры поддерживают несколько стандартов (а в теории могут поддерживать все).
HDR в телефонах — в чем разница
Из-за того что аббревиатура используется в фотоаппаратах и смартфонах, возникает путаница. Здесь функция тоже обозначает расширение динамического диапазона, но в фотографии это достигается другими средствами — путем наложения кадров.
Например, в смартфонах Google Pixel есть режим съемки HDR Plus. Когда вы нажимаете кнопку затвора, камера делает серию недоэкспонированных снимков с короткой и длинной выдержкой, а затем, незаметно для вас, объединяет их в одно изображение. У Apple режим называется Smart HDR — алгоритм выбирает лучшие части снимков с разной экспозицией (от темных до засвеченных) и на их основе рисует итоговую картинку.
Проблема такого High Dynamic Range в том, что фотографии, сделанные с помощью опции, часто выглядят искусственными. С HDR-видео наоборот — оно смотрится очень реалистично, особенно если выполнить условия для его настройки.
Как и на чем запустить HDR
Чтобы увидеть яркую и контрастную картинку на экране, нужны три слагаемых:
- Телевизор (или другое устройство: проектор, смартфон, монитор, планшет), который может расшифровать High Dynamic Range.
- Контент, записанный с применением технологии.
- Правильное подключение. Если смотрите контент с внешнего проигрывателя, важно, чтобы он поддерживал HDR, а еще его нужно подключать его к экрану по интерфейсу HDMI 2.0a (на литеру «a» можно не обращать внимания, главное, чтобы на кабеле была пометка High Speed — порты HDMI 2.0 со свежей прошивкой тоже подходят).
Хотя расширенный динамический диапазон формально не привязан к количеству пикселей (он работает с их качеством) и тем более не зависит от диагонали телевизора, большинство моделей с поддержкой технологии имеют разрешение 4K Ultra HD (3840×2160p). В редких случаях High Dynamic Range встречается на экранах Full HD (1920×1080p) — например, в модели Haier 32 Smart TV S1, — однако есть вероятность, что в них реализован не полноценный стандарт, а его имитация (в зависимости от бренда она может называться HDR+ или Effect). Это значит, что устройство будет искусственно завышать яркость принимаемого сигнала SDR.
Для точной работы с High Dynamic Range желательно, чтобы у дисплея была 10-битная матрица, в идеале OLED — она раскрывает динамический диапазон лучше ЖК (обычных LED). Как мы писали выше, технология HDR10 передает глубину цвета 10 бит, а версия Dolby Vision — 12 бит (при этом студии снимают контент с глубиной 14–16 бит). 10-битные матрицы в основном ставят в моделях среднего и высокого ценового сегментов, а вот в бюджетных 4K-телевизорах зачастую реализована A-FRC-матрица. Формально она 8-битная, но за счет функции дизеринга (Frame Rate Control) — мигания смежных пикселей — может имитировать 10-битную глубину.
Что касается контента с поддержкой расширенного диапазона, его много. Вам доступны:
- Фильмы и сериалы почти на всех стриминговых платформах: от зарубежных AppleTV и Amazon Prime до российских Кинопоиска, Okko, KION и многих других. Правда, в HDR10 и 10+, как и в разрешении 4K, есть не все фильмы, а часть каталога. Поддержка Dolby Vision еще меньше.
- Файлы, запущенные на проигрывателях (и дисках) с маркировкой UHD Blu-ray. Опять же, фильмов с поддержкой формата достаточно, причем не обязательно новых. Например, ремастер «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта и все фильмы Кристофера Нолана.
- Игры. HDR-эффект можно увидеть, подключив ТВ как монитор к компьютеру или приставкам не младше PlayStation 4 Pro и Xbox One X (Series X и Series S также поддерживают Dolby Vision). На консолях уже довольно большой список тайтлов с этой технологией, ее наверняка будут внедрять в новые игры. С ПК-релизами сложнее, но возможности запустить HDR есть и на них.
- Некоторые видео на YouTube, в том числе трансляции. Опция появляется в меню настроек качества видео, если смотреть контент на совместимом устройстве.
В будущем на High Dynamic Range могут перейти телеканалы, пока они транслируют сигнал в SDR. Телевизоры Haier с поддержкой HDR10 ищите тут, а модели с Dolby Vision — здесь.
Источник: haieronline.ru
Как настроить новый HDR-телевизор — перечень полезных функций
Цены на 4К-телевизоры снижаются, HDR-технология (High Dynamic Range) становится все популярнее, и в магазинах наконец появился широкий выбор замечательных моделей.
Наверное, настало время купить телевизор совершенно нового поколения, который умеет гораздо больше, чем просто транслировать ТВ-каналы. Но после того, как вы распакуете новое устройство и подсоедините его к сети, стоит покопаться в настройках, чтобы получить наилучшее изображение. Не следует полагаться на заводские настройки «по умолчанию» — поскольку вы уже решили потратиться на современные технологии, пользуйтесь ими в полной мере.
Если вы заглянете в меню настроек своего телевизора, то увидите много функций с громкими названиями, например: Ultra Black или Live Color. Однако немалое число этих функций — лишь маркетинговые уловки, предназначенные для того, чтобы поразить неискушенного пользователя, получить преимущество перед конкурентами и выглядеть солиднее на фоне других телевизоров в ярко освещенных залах супермаркетов. На самом деле, большинство этих возможностей фактически уменьшает детализацию изображения или вызывает искривление и появление артефактов, что ухудшает качество картинки. Ниже приведены параметры, которые нужно изменить для оптимального качества.
Настройки телевизора, которые желательно отключить
Включите на экране меню настроек телевизора и перейдите к пункту настроек изображения. Прежде чем начать, установите режим дисплея Movie (иногда также называется Cinema, Expert или Custom). Это гарантирует, что основные параметры яркости, контрастности и цвета максимально приближены к стандартным — по крайней мере, без выполнения калибровки, что требует длительного времени.
Далее, нужно перейти к расширенному меню изображений, чтобы отключить пост-процессинговые функции. В некоторых случаях выбор режима Movie может автоматически отключит некоторые из приведенных ниже параметров, целесообразнее самостоятельно откорректировать меню настроек. Обратите внимание, что эти рекомендации касаются как стандартных, так и HDR-телевизоров, что обеспечивает расширенный диапазон яркости и богатую палитру цветов).
Dynamic Contrast (Динамический контраст): иногда называется «Усиление контрастности», такая функция делает темные области экрана еще темнее. Может немного украсить изображение, но от этого нарушается баланс черного и белого цветов, уменьшая детализацию сцены. Кроме того, такой режим может привести к появлению артефактов при воспроизведении цветов. Отключите эту функцию, и вы увидите максимальное количество деталей на изображении.
Black Tone (Черный тон): подобно динамическому контрасту, эта настройка предназначена чтобы сделать черные области экрана еще темнее. Но на самом деле вы не можете сделать черные цвета темнее, чем они уже есть. Поэтому обычно эта функция просто превращает темно-серые зоны в черные, что приводит к потере деталей. Лучше отключить такую функцию.
Black Detail: противоположность Black Tone, ведь она пытается улучшить детали в темных областях путем их освещения. Вы можете подумать, что это хорошо, но на самом деле это лишь приводит к появлению противоположной проблемы: с помощью освещения темных областей вы видите новые артефакты.
Edge Enhancement (Усиление контуров): эта функция старается сделать картинку более четкой. Звучит привлекательно, но усиление контуров может также привести к появлению лишних артефактов, такой как «эффект ореола» вокруг изображения. В большинстве случаев ее лучше отключить.
Live Color, HDR+ Mode and Flesh Tone (Живой цвет, режим HDR+ и флеш-тон): все эти функции выполняют пост-обработку изображения для улучшения цветопередачи. Live Color добавляет насыщенности, режим HDR+ пытается воспроизводить стандартный контент больше похожим на HDR, а Flesh Tone — сделать кожу героев на экране более выразительной. Но если фильм, который вы смотрите, был правильно смонтирован, то все цвета в любом случае должны быть прекрасными; поэтому отключите эти функции для более натурального изображения. (Обратите внимание, что параметр «Температура цвета» не должен содержаться в этих функциях. Вы должны установить его на стандартное значение, что характерно для режима видео, обычно «теплый»).
Super Resolution, Reality Creation Smooth Gradation (супер разрешение, создание реальности, плавная градация) и другие функции уменьшения шумов. Эти функции должны оптимизировать общий вид низкокачественного видео за счет увеличения резкости контуров и устранение шумов и артефактов, вызванных цифровой компрессией или конвертацией аналогового сигнала. Для высококачественного контента, такого как Blu-ray, их лучше отключить, поскольку они могут смягчить изображение. Однако, вы можете их включить для проигрывания видео со старых DVD-дисков или даже кабельного телевидения, если обнаружите, что так видео выглядит лучше.
Интерполяция движения: каждый производитель имеет собственное название для такой функции. Она известна как Motionflow на телевизорах Sony Motion Rate Supreme или Auto Motion Plus на телевизорах Samsung, TruMotion на телевизорах LG и Smooth Motion Effect на устройствах Vizio. Несмотря на разные названия, суть их одна: генерировать больше кадров между уже существующих, для плавного движения. Именно это вызывает странный «эффект мыльной оперы», который ненавидят так много пользователей. Также это может добавлять артефакты, поэтому мы рекомендуем отключить, если вы не являетесь одним из тех людей, которым на самом деле нравится подобный эффект.
Режим автоматического изображения: это функция некоторых телевизоров Sony, которая пытается автоматически менять режим изображения телевизора в зависимости от того, что выводится на экран. Как правило, такие вещи лучше отключить, ведь настройки, которые мы порекомендуем далее в этом руководстве, должны работать хорошо, независимо от того, что вы смотрите.
Заметьте, что не все телевизоры будут иметь все упомянутые пункты меню; дешевые модели, в частности, имеют гораздо меньше вариантов. Но этот список должен охватывать большинство параметров обработки изображения, которые вы увидите на популярных телевизорах от ведущих брендов. Наконец, все эти функции должны улучшать изображения для вас. Но если вы хотите получить максимальную детализацию и точные цвета, как это предполагали режиссер и оператор, мы рекомендуем отключить как можно больше вышеназванных функций.
Настройки телевизора, которые нужно включить
Отключение всех функций пост-обработки изображения — это просто. Но на вашем телевизоре есть несколько настроек, которые способны сделать изображение гораздо лучше. Стоит ли их использовать — в значительной степени зависит от модели и контента, который вы смотрите. Ниже приведено несколько параметров, с которыми можно поэкспериментировать:
Подсветка: в большинстве телевизоров есть настройки подсветки и яркости, и они выполняют разные задачи. Вы не должны трогать параметр «Яркость», кроме тех случаев, когда калибруете телевизор, поскольку это влияет на уровень черного цвета. Подсветка, однако, можно менять как угодно (но мы не рекомендуем ставить уровень выше 70 — это рекомендация СЦ LG), поскольку оно лишь меняет уровень яркости светодиодов подсветки вашего телевизора. Вероятно, вы хотите, чтобы оно было сильнее в течение солнечного дня, и убывало, если вы смотрите телевизор в темной комнате. В телевизоре также может быть функция энергосбережения, которая пытается автоматически настраивать фоновое освещение.
Диапазон HDMI, цветовое пространство, диапазон RGB или уровень черного цвета: эта функция определяет способ обработки сигналов цвета, отправленные на ваш телевизор. Если ваш телевизор позволяет установить режим Auto — сделайте так. В противном случае, его следует почти всегда устанавливать как Limited (или Low для некоторых телевизоров Samsung). Убедитесь, что устройства, подключенные к телевизору, такие как игровая консоль или телевизионная приставка, также настроены на Limited. Параметр Full предназначен только для тех, кто использует свой телевизор как монитор ПК. (Примечание: на телевизорах Sony параметр Black Level — это тоже самое, что и Black Tone, и его следует отключить).
Воспроизведение 24p. Часто называется Real Cinema или Pure Cinema, эта функция воспроизводит фильмы со скоростью 24 кадра в секунду. Если кратко, такой режим позволяет удалять определенные «заикания» при просмотре фильмов и телевизионных шоу. Некоторые телевизоры делают это автоматически, без необходимости менять настройки, а в некоторых такая функция отсутствует вообще. Но если этот параметр существует, вы можете его включить.
Local Dimming, сегментарное затемнение: эта функция отключает некоторые светодиоды на вашем телевизоре, чтобы сделать более темными определенные фрагменты изображения. Если эта функция корректно реализована на телевизорах с полным светодиодным массивом, то она является очень полезной.
Но на других типах телевизоров (особенно с торцевой подсветкой) такая функция может привести к задержке вывода изображения, затемнению определенных областей или вызвать мерцание. Попробуйте включить, а потом выключить эту функцию, чтобы оценить, что вам больше нравится. На телевизоре Vizio это называется Xtreme Black Engine Plus. У телевизоров Sony есть аналогичная функция, кроме того, там есть режим X-tended Dynamic Range, что делает подобные действия, но по отношению к ярких белых сегментов изображения. В любом случае, попробуйте активировать эту функцию, чтобы понять, насколько она вам нравится.
Игровой режим: предназначен для видеоигр, позволяет уменьшить задержку входного сигнала телевизора. Таким образом, нажатие любой кнопки во время игры приводит к мгновенной ответной реакции на экране телевизора. Но на некоторых телевизорах это происходит за счет снижения качества изображения. Попробуйте этот режим на своем телевизоре — если он заметно ухудшает качество , тогда включайте его только в том случае, когда играете.
Вставка черной рамки и затемнения PWM: известны как Clear Action на телевизорах Vizio, Clearness — на телевизорах Sony LED Clear Motion — на телевизорах Samsung и Motion Pro на телевизорах LG. Обычно в меню — это дополнительная настройка для пункта Motion Interpolation. Эта функция вставляет черные кадры между существующими кадрами видео, что должно уменьшить размытость изображения, но при этом не возникает сильно заметный «эффект мыльной оперы». С другой стороны, она может привести к сильному затемнению экрана и мерцанию, что некоторым зрителям не понравится. Поэтому попробуйте включить, а потом выключить эту функцию, чтобы понять, насколько она для вас полезна.
Поскольку на рынке существуют сотни различных телевизоров, то невозможно охватить особенности настройки для каждой отдельной модели. Тем не менее, этот материал дает основные советы, как настроить телевизор для обеспечения оптимального качества изображения, без необходимости применения длительной процедуры калибровки. И если вы нашли пункт меню, который не упомянут в этом тексте, посмотрите, что рекомендуют в отношении него пользователи в интернете. Свои советы и дополнения вы можете написать в комментариях к этой статье.
Источник: innotechnews.com
Что такое HFR и почему мне это нужно?
Многие эксперты предсказывали, что видео с высокой частотой кадров, или HFR, станет следующим достижением AV-технологий. Что означает данное понятие, зачем это необходимо, рассмотрим в статье.
При просмотре телешоу, фильмов видео представляется отдельными кадров, а не непрерывным потоком изображений. Следовательно, существует потеря информации об изображении в «промежутках» между кадрами.
Точное количество реальной видеоинформации, с которой работают глаза и мозг, зависит от количества кадров в секунду, использующихся в видео. Чем их меньше, тем больше мозгу придется заполнить пробелы, тем выше вероятность появления проблем, связанных с движением:
- размытие;
- дрожание;
- мягкость.
В ходе обсуждения обработки изображений проблемы, связанные с частотой, оказались центровыми. Создатели контента работают над решением вопроса.
HFR в кино
Значительные шаги в развитии более высокой частоты кадров были сделаны кинематографистами. Питер Джексон запустил технологию, выпустив трилогию о Хоббите в формате 48 к/с, по сравнению с 24 к/с, с которыми фильмы выходили на протяжении десятилетий.
Режиссер Энг Ли поднял видео мир на новый уровень в 2016 году, выпустив фильм Билли Линна «Долгая прогулка» со скоростью 120 к/с. Последний фильм Ли, «Человек-близнец», также снимался и распространялся со скоростью 120 к/с, и оба фильма можно смотреть со скоростью 60 к/с на 4K Blu-ray. 120 кадров за секунду – это частота кадров, которую Джеймс Кэмерон хочет использовать для своих сиквелов «Аватара», как и Энди Серкис для Animal Farm.
Обзоры фильмов с высокой частотой разделились по поводу того, помогает ли повышение параметра качеству просмотра или мешает.
Практически все согласны с тем, что HFR улучшает четкость, детализацию, удаляя размытость изображения, дрожание, стробирование. Некоторые специалисты утверждают, что это приносит больше вреда, чем пользы.
Большинство ненавистников HFR-фильмов утверждают, что создание более чистого, плавного, невероятно четкого изображения приводит к созданию искусственного эффекта – в противоположность тому, для чего оно предназначено.
Негативная реакция аудитории на выпуск фильмов о Хоббите со скоростью 48 к/с была настолько широко распространена, что режиссер Питер Джексон добавил технологию мягкого размытия к версиям двух сиквелов с высокой частотой, чтобы приручить четкость исходного отснятого материала.
«Long Halftime Walk» Билли Линна доступен на 4K Blu-ray со скоростью 60 к/с, и даже при такой пониженной частоте трудно отрицать, что дополнительные кадры оставляют некоторые игры и постановки выглядят искусственными.
Практический результат для фильмов HFR заключается в захвате данных реального изображения со скоростью 48 или 120 к/с не оставляет места для уловок. Если HFR завоюет больше зрителей, будут найдены решения проблем. Большой вопрос, проявят ли кинозрители достаточно энтузиазма в отношении HFR, чтобы выдержать расходы и усилия, связанные с его доставкой.
HFR на телевизоре
Учитывая, насколько эффективно HFR улавливает мельчайшие детали реальности, логично, что есть большой интерес к использованию технологии для телевизионных документальных фильмов, спортивных репортажей. Съемки в реальной жизни не выглядят искусственным – HFR просто захватывает реальность с большим количеством кадров в секунду.
Использование HFR для занятий спортом впечатляющее благодаря активной демонстрации движения и панорамирования камеры. Спортивные видео больше пострадают от потери информации между видеокадрами, связанной с более низкой частотой кадров.
Отдел исследований и разработок BBC экспериментировал со спортивными трансляциями HFR с 2014 года и публично продемонстрировал кадры Игр Содружества, воспроизводимые со скоростью 100 к/с. В 2016 году на выставке технологий IFA в Берлине компания LG показала соревнования тенниса и легкой атлетики на паре OLED-телевизоров со скоростью 100/120 к/с.
В мае 2017 года LG в партнерстве с европейским спутниковым вещателем SES запустила демонстрацию видео 4K HDR, транслируемого со скоростью 120 кадров в секунду, доказав, что вещатели уже могли показывать футбол, теннис и крикет в HFR.
Забегая вперед, японская общественная телекомпания NHK представит Олимпийские игры 2020 года в Токио в разрешении 8K с высокой частотой кадров.
Реакция зрителей на HFR в фильмах неоднозначна, а реакции на спортивные HFR-трансляции более позитивные. В случае с тестом BBC Commonwealth Games 5% зрителей не были впечатлены различиями, которые HFR вносил в просмотр.
Если в параметрах телевизора указано отображение с частотой 50 или 60 Гц или у премиальных телевизоров – 100 Гц, 120 Гц, 200 Гц, 240 Гц или даже более высокими значениями – это не обозначает, что изображение отображается с высокой частотой кадров.
Частота обновления телевизора – понятие, отличающееся от частоты кадров в секунду. Собственная частота кадров видео для ТВ-материала составляет 25 или 30 кадров в секунду, в зависимости от того, снят материал в Европе или США.
Цифры 50/60 Гц из мира телевидения относятся к тому, как большая часть телевещания использует процесс, называемый «чересстрочной разверткой». Здесь создаются только четные или нечетные строки кадра, но со скоростью 50 или 60 кадров в секунду. Транслируется не 50 или 60 кадров реального изображения каждую секунду, а 25/30 кадров реального изображения «манипулируют» в эффект 50/60 Гц.
Телевизоры с частотой 100 Гц или 200 Гц используют обработку, известную как интерполяция движения, чтобы вычислить, как должны выглядеть дополнительные кадры изображений. Они вставляют эти «придуманные» новые кадры между 25/30 кадрами в секунду исходного фактического содержимого изображения.
Обработка интерполяции движения может сделать изображения свободными от дрожания и размытия, для чего и предназначена HFR. Обработанные дополнительные кадры не обеспечивают такой степени четкости и детализации, которую удалось бы получить, если бы фактических данных изображения было 100 или 120 кадров.
Все это возвращает к мысли о том, что настоящий ТВ-контент с высокой частотой кадров дает преимущества в качестве изображения, которые может оценить подавляющее большинство зрителей, наблюдающих его в действии.
Технические вопросы, связанные с HFR-трансляцией, сложнее, чем с фильмами, особенно для прямой трансляции в HFR.
Глядя на демонстрацию BBC, инженеры Beeb должны захватывать около 9 ГБ данных 4K HFR каждые три секунды. Им пришлось соединить восемь высокоскоростных SSD-накопителей, чтобы обеспечить 4 ТБ хранилища и доставить данные на ПК по четырехканальному интерфейсу SDI со скоростью 3 ГБ в секунду.
Еще одно серьезное препятствие на пути к мечте о телевидении с высокой частотой – текущее состояние телевизионного оборудования. Не существует большого количества телевизоров, способных обрабатывать частоту выше 60 к/с.
Поскольку текущие (v2.0) стандарты HDMI поддерживают полосу пропускания 18 Гбит/с, этого достаточно только для изображений 4K со скоростью до 60 кадров в секунду. HDMI 2.1 поддерживает полосу пропускания до 48 Гбит/с, способен поддерживать разрешение до 10K и частоту до 120 к/с. HDMI 2.1 принят большинством производителей телевизоров, но находится в зачаточном состоянии и встречается на дорогих телевизорах. Потребуется купить новый сверхвысокоскоростной кабель HDMI, чтобы воспользоваться преимуществами интерфейса 2.1.
HFR – будущее или напрасные ожидания?
Нет никаких сомнений, что технология HFR будет играть большую роль в будущем кино и телевидения. Его поддерживают многие известные голливудские фильмы, и его потенциал для телевидения с «реальным» контентом, таким как спорт и документальные фильмы, очевиден. Вопрос состоит в количестве имеющегося контента с высокой частотой.
У телевизионного мира есть веские причины принять HFR, но этим амбициям мешают аппаратные ограничения на каждом этапе производства и распространения телепрограмм.
Игровые приставки следующего поколения могут проложить путь с высокой частотой кадров. Преимущества более высокой частоты уже давно понятны в игровом мире, при этом стремление к большей мощности сосредоточено на улучшении согласованности частоты. Именно на этой арене можно столкнуться с необходимостью ускорить разработку, необходимую для превращения HFR из мечты в сверхчеткую реальность.
Источник: smarttelik.ru