30 декабря 1922 года образовалась новая страна — Союз Советских Социалистических Республик. У современного человека возникает множество ассоциаций с СССР, в том числе вспоминается цензура. По просьбе «Правил жизни» Крилл Горячок вспомнил, какие шедевры советского кино отправились «на полку».
Кирилл Горячок
Legion-Media
«Бежин Луг», реж. Сергей Эйзенштейн, 1935
Legion-Media
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Съемки и забвение картины «Бежин Луг» — одна из самых трагических страниц в истории советского кино. Сергей Эйзенштейн ставил глубокую притчу о конфликте отцов и детей на базе истории Павлика Морозова — юного коммуниста, предавшего папу-кулака. Фильм не сохранился, весь отснятый материл был уничтожен: на партийных собраниях и худсоветах чиновники песочили режиссера и вносили бесконечные правки в сценарий (который, к слову, Эйзенштейн написал в соавторстве с Исааком Бабелем).
Новинка кино, Русский фильм, боевик-комедия «Раздолбай»
Руководитель советского кинематографа Борис Шумяцкий опубликовал в газете «Правда» разгромную статью, где осудил Эйзенштейна за непонимание рабочего класса и использование религиозной символики. Съемки тут же заморозили, а сохранившиеся пленки уничтожили во время Второй мировой. По восстановленным кадрам можно предположить, что «Бежин луг» мог стать шедевром.
«Строгий Юноша», реж. Абрам Роом, 1934
Legion-Media
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Снятый по одноименной пьесе писателя Юрия Олеши фильм о любовном треугольнике между красавцем комсомольцем Гришей Фокиным, интеллигентной девушкой Марией Степановой и ее мужем профессором Юлианом Николаевичем. Впрочем, романтика в картине не так важна, как ее важна, эстетика: герои «Строгого юноши» задаются вопросом — кто он, идеальный советский человек?
Странные и зачастую откровенно абсурдистские диалоги о коммунизме и красоте и нагие комсомольцы в кадре не на шутку возмутили руководство страны. Режиссера Абрама Роома обвинили в формализме и отклонении от канонов соцреализма. Добавила масла в огонь и трагедия, развернувшаяся во время съемок. Исполнителя главной роли, актера Дмитрия Консовского, арестовали за «антисоветскую агитацию» . Он погиб в лагерях. Съемочная группа впопыхах нашла замену — Дмитрия Дорлиака — и пересняла фильм, но напрасно. «Строгий юноша» стал одним из первых советских фильмов, так и не вышедших на экраны. фильмов.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Скверный анекдот», реж. Александр Алов и Владимир Наумов, 1966
Legion-Media
Во время Оттепели более теплым стало и отношение советского руководства к кинематографу. Да, режиссеры по-прежнему с боем утверждали сценарии и проходили вереницу бюрократических инстанций, но творчество не душили на корню. С приходом к власти Брежнева фильмы снова начали отправлять на полку.
ДЕТЕКТИВ-НОВИНКА! ВЫ ДО КОНЦА НЕ СМОЖЕТЕ УГАДАТЬ КТО УБИЙЦА! Загадка на двоих. Февральская сирень
И первым под нож отправился «Скверный анекдот» — экранизация одноименного рассказа Достоевского, подававшаяся в подчеркнуто экспрессионистском стиле. История разворачивалась вокруг хитрого статского советника Ивана Ильича Пралинского (выдающаяся работа Евгения Евстигнеева), притворяющегося либеральным и гуманным, чтобы склонить людей на сторону государства и реформ.
Однако маска Пралинского вызывает совершенно противоположный эффект. Руководителям «Мосфильма» картина показалась чересчур мрачной и гротескной, более того— «порочащей нацию и ее историческое прошлое». Александр Алов и Владимир Наумов едва не отчаялись, запуская в следующий фильм, знаменитый «Бег» по Булгакову. А «Скверный анекдот» добрался до зрителя аж в 1987 году.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», реж. Андрей Кончаловский, 1966
Legion-Media
В 1960-е годы режиссеры переосмыслили тему деревни и разницу между сельскими и городскими жителями. «История Аси Клячиной» — второй фильм Андрея Кончаловского. Он снят в полудокументальной манере, то есть в кадре играют обычные люди, непрофессиональные актеры.
В этой маленькой истории любви, полной тревог и поэзии повседневной жизни, режиссер приоткрыл завесу тайны, как живется советскому человеку в глухой деревне. Зритель увидел подлинные чувства фронтовиков, бывших узников лагерей, и понял, что советский человек может испытывать боль и тоску, может быть несчастливым. Чиновникам это не понравилось, они потребовали переснять картину в соответствии с идеологией, но съемочная группа, в том числе исполнительница главной роли Ия Саввина, отказалась наотрез. Фильм вышел на экраны только в 1987 году.
«Комиссар», реж. Александр Аскольдов, 1967
Legion-Media
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первый и последний художественный фильм Александра Аскольдова, основанный на рассказе Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», вышел к 50-летию СССР. Фильм отражает эпоху Гражданской войны совсем не так героически, как было принято на советском экране.
Главная героиня — комиссар Красной Армии Клавдия (Нонна Мордюкова) — убеждена, что должна была родиться мужчиной, быть стойкой как кремень, исполнять приказы партии и одерживать верх над врагами. Но неожиданная беременность резко выбивает женщину из колеи, обращает ее внимание на обычные человеческие ценности, Клавдия впервые задумывается о жизни и смерти, о судьбе простого человека в переломное военное время. Аскольдова заклеймили до такой степени, что он не захотел возвращаться в кино. До зрителя фильм добрался только в 1987 году.
«Интервенция», реж. Геннадий Полока, 1968
Legion-Media
Геннадий Полока, автор суперуспешной «Республики ШКИД», экранизировал знаменитую пьесу Льва Славина «Интервенция» и стилизовал ее под эстетику советского авангарда. Декорации, костюмы и цветовая палитра напоминают пышную театральную постановку, мало связанную с темой Гражданской войны (хотя фильм, разумеется, о ней).
Естественно, вольное обращение с героями и историей не понравилось партии. Масла в огонь подлил и исполнитель главной роли Владимир Высоцкий — его песни, написанные специально для «Интервенции», показались слишком смелыми. Когда картину Полока запретили, съемочная группа во главе с Валерием Золотухиным написали письмо Брежневу с просьбой отменить решение.
Ответа не дождались, как Высоцкий — премьеры. Она состоялась лишь в 1987 году. Высоцкий, к сожалению, премьеры не дождался.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Проверка на дорогах», реж. Алексей Герман, 1971
Legion-Media
Худсовет с особой бдительностью отсматривал фильмы о Великой Отечественной войне — безусловно сакральной теме для советского человека. «Проверка на дорогах» — дебют Алексея Германа, основанный на повести его отца Юрия Германа, — проверку не прошла. В центре сюжета —коллаборационист Лазарев (Владимир Заманский), который жаждет искупить свое предательство в партизанском отряде. Война по Герману — это проверка на прочность для отдельно взятого человека, и оголтелый предатель здесь может оказаться настоящим героем. Руководство «Госкино» усмотрело в этом «дегероизации» советской армии, искажении подвига народа. «Проверка на дорогах» вышла на экраны в 1986 году, только в годы Перестройки она была признана одним из шедевров отечественного кино.
«Долгие проводы», реж. Кира Муратова, 1971
Legion-Media
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Долгие проводы» вместе с «Короткими встречами» составляют дилогию Киры Муратовой о советской провинции, простых и одиноких людях, их голосах, которые едва слышны. Оба фильма не понравились чиновникам, но, если «Встречи» все-таки дошли до зрителя (не в последнюю очередь благодаря их худруку Сергею Герасимову), то «Долгим проводам» было категорически в этом отказано.
Почему — сказать трудно: это камерная история отношений стареющей матери (выдающаяся роль Зинаиды Шарко) и ее взрослеющего сына. Пожалуй, руководство напугала бессодержательность и безнадежность судеб обычных советских людей. Они не рассуждают о высоком, не решают больших моральных проблем, они вообще очень несоветские, они ближе к «некоммуникабельным» героям фильмов Антониони. Фильм добрался до экранов 1987 году, за два года до выхода радикально иной работы Муратовой «Астенический синдром», в которой разрыв между людьми уже становится катастрофичным.
«Одинокий голос человека», реж. Александр Сокуров, 1977
Legion-Media
Дебютный фильм Александр Сокуров поставил на учебной студии ВГИКа и рассердил руководство института до такой степени, что «Одинокий голос человека» оказался на грани уничтожения. Но все-таки выжил и вышел на экраны спустя десять лет после съемок — спасибо оператору Сергею Юриздицкому. «Одинокий голос человека» опирается на прозу Андрея Платонова, а потому своеобразен и сложен для понимания. Вместе со сценаристом Юрием Арабовым, Сокуров стремился передать специфику языка писателя, воссоздать его уникальный художественный мир. Получилась интимная картина о красноармейце Никите, который ищет любовь после Гражданской войны. Чиновники усмотрели в ней упадничество и подражание Андрею Тарковскому, хотя он, посмотрев фильм, признал Сокурова гениальным режиссером.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Тема», реж. Глеб Панфилов, 1979
Legion-Media
Глеб Панфилов придумал «Тему» — фильм о лжи, пропитавшей жизнь главного героя Кима Есенина — вместе со сценаристом Александром Червинским — в ответ на просьбу «Госкино» снять разоблачительный фильм о советских диссидентах. Впрочем, заказчики не оценили историю о писателе, переживающем кризис (его сыграл великий Михаил Ульянов), и признали картину спорной. Мол, Панфилов недостаточно раскритиковал советскую интеллигенцию, с иронией прошелся по писательской среде, особенно задев героя Станислава Любшина, грезящего об эмиграции. Режиссеру потребовалось несколько лет, чтобы переснять и перемонтировать картину, а также изменить концовку, чтобы угодить взыскательным цензорам. Вышедшая в конце 1980-х «режиссерская» версия ленты тут же снискала большую славу в Европе и получила высшую награду Берлинского кинофестиваля.
Источник: www.pravilamag.ru
Регистрация
Для восстановления пароля, необходимо указать e-mail,на который вы регистрировали аккаунт. После этого, мы пришлем подтверждение на вашу почту.
Войти в существующий аккаунт
Войти в существующий аккаунт
Подписка на день
Оплата с баланса Мегафона, без рекламы, полный каталог Tvigle
Отключить на день
отключение рекламы во всех видео
29 руб / 1 день
Подписка на месяц
каталог Tvigle (более 30000 видео) доступен месяц
199 руб / 30 дней
Фильмы, запрещенные к показу в разных странах — фильмы
Zaraza 14 апреля 2015 г., 14:00
- 158 фильмов
- По порядку
- По дате выхода
- Рейтинг по убыванию
- Рейтинг по возрастанию
- Последние добавленные
- Первые добавленные
Рождение нации
Броненосец «Потёмкин»
(Великобритания, США, 1971)
Заводной апельсин
(Франция, Италия, 1972)
Последнее танго в Париже
(Франция, Италия, 1975)
Сало, или 120 дней Содома
(Канада, США, 1988)
Последнее искушение Христа
Фаренгейт 9/11
нет отзывов
Борат
Человеческая многоножка 2
нет отзывов
Уродцы
(Великобритания, 1979)
Жизнь Брайана по Монти Пайтон
нет отзывов
Алиби
нет отзывов
Амистад
нет отзывов
(Франция, 1934)
Амок
нет отзывов
Анатомия убийства
Анна и король (сериал)
нет отзывов
(Великобритания, 1965)
Исчезнувшая Банни Лейк
нет отзывов
(Канада, Германия, США, 2005)
Источник: www.movielib.ru