Интересные факты о старых телевизорах

Телевизор сейчас — не роскошь, а необходимая в доме вещь, без которой жизнь неинтересна. У многих дома по 2−3 телевизора, да еще один на кухне (вместо газеты, которую просматривали раньше за едой). Никто не уделяет особого внимания этому прибору — неприхотлив, несложен в управлении, работает при нажатии одной кнопки, не требует какого-то особого ухода. В общем, просто «ящик».

До чего техника дошла! А ведь еще полвека назад телевизор был невиданным чудом и роскошью. Долго копили деньги на его покупку, самостоятельно сооружали подходящую для приема сигнала антенну. И каждый владелец этого необычного прибора должен был знать, что такое диполь (то есть горизонтально расположенная часть антенны), что такое фидер (снижение коаксиального кабеля от антенны к приемнику), что такое широкополосная антенна и как крепится кабель к ее плечам.

В 1963 году мои родители в деревне купили черно-белый телевизор львовского завода под названием «Верховина». Размер экрана был где-то 38 на 28 сантиметров. Почти полсела принимало участие в изготовлении антенны. На мачту высотой около 15 метров поднимали антенну из медных трубок диаметром 15−20 мм. Размах ее «крыльев» составлял, насколько помню, 2 на 4−5 метров.

Телевизор: Эволюция «живых картинок» | Интересные факты про телевизор

Длина трубок зависела от длины волны нужного для приема канала. В то время еще не использовалась половинная или четвертная длина волны. Притом расстояние до передающего центра составляло всего 35 км. Укрепляли это высотное чудо-сооружение проволочными растяжками, чтобы ветер не сорвал.

В те времена для передачи телевизионного сигнала использовалось 12 каналов. Выпускаемые советской промышленностью телевизоры имели настройки на один, три, пять или двенадцать. Но это не означало, что телепрограммы транслировались по всем этим каналам. Например, телевизор с настройкой на первый, второй и третий каналы можно было использовать только в Ленинграде, Москве и Киеве. Для использования такого телевизора в другом регионе нужно было отдать его в мастерскую для перестройки на шестой канал, на котором работали приборы в ближайших от ретрансляторов провинциях.

Настройка телевизора после установки антенны и подсоединения фидера представляла собой чуть ли не шаманское камлание. Все зависело от зоны уверенного приема, которая тогда составляла, например, для Москвы, 80−120 км. Дальше наблюдалось затухание сигнала, меньшая четкость изображения и помехи. Влияние на прием оказывало даже то, откуда ветер дует, фигурально выражаясь. То есть качество изображения зависело от погоды, времени дня и сезона, географического профиля местности и материалов, используемых для изготовления антенн.

Но и когда только появились телевизоры, люди уже хотели большего и лучшего. Мало кто, даже из стариков, помнит сейчас о том, как раньше поверх экрана черно-белых телевизоров наклеивали трехцветную красно-сине-зеленую пленку, чтобы казалось, что изображение цветное.

А кто помнит телевизоры 50-х годов КВН-49 и «Ленинград» Т-2? Это вообще древность. Размер их экрана составлял 10,5 на 14 сантиметров. Считается, что наиболее подходящее расстояние, с которого надо при нормальном зрении смотреть телевизор, равно примерно семикратной высоте экрана, это чтобы не утомлялось зрение. Таким образом, телевизор КВН нужно было смотреть с расстояния 70 см, а остальные — 125−170 см.

Что полезного в старых телевизорах.

Чтобы увеличить изображение, промышленность дополнительно выпускала увеличительные линзы, которые устанавливались перед экраном.

Линза состояла из двух выпуклых стекол, соединенных вместе, внутрь которых заливали дистиллированную воду. Наливали ее методом сифона, то есть с помощью шланга втягивали ртом жидкость из банки и выпускали ее в линзу. Вода должна была стекать в нее по стенке, чтобы предупредить образование воздушных пузырьков. Пузырьки появлялись, когда температура воды была ниже комнатной. Поэтому воду надо было выдержать около суток в заполненном доверху сосуде.

Со временем в этой воде появлялся осадок. Очищали линзу с помощью резиновой груши, которую надевали на резиновую трубку. Ее опускали в линзу, и энергичными нажатиями на грушу взбивали муть и высасывали ее. Эту операцию повторяли многократно.

Мутный налет на стенках линзы, если его не удалось смыть напором воды из груши, снимали куском резиновой губки, укрепленной на длинной мягкой проволоке с изоляцией. Чистить надо было так, чтобы проволока не прикасалась к линзе.

Еще по теме:  Электрическая схема телевизора рекорд

При помутнении воды ее выливали, линзу хорошо промывали дистиллированной водой, нагретой до 30 °C, и затем вновь заливали свежую дистиллированную воду. Применять для чистки линзы какие-либо химические вещества не следовало.

Кроме того, были еще заморочки с источниками и приборами электропитания типа автотрансформаторов, и пользователь должен был вручную контролировать показания вольтметра и подкручивать его, если напряжение изменялось. Позже появились стабилизаторы напряжения, которые должны были автоматически следить за соблюдением режима.

Кроме того, надо было периодически давать отдых телевизору, потому что радиолампы в нем перегревались и сгорали от перегрева.

В общем, цените, что современный телевизор не доставляет практически никаких проблем и легко управляется с помощью «ленивца» ДУ!

Источник: www.shkolazhizni.ru

Байки о первом цветном телевизоре

От автора: «На заре моей самостоятельной жизни, был подарен мне с барского плеча, этот агрегат. Однажды он чуть не сгорел вместе с квартирой. Точнее чуть её не сжег…А уж замену ламп в нем я освоил на пять с плюсом… »
Дорогой был, а поэтому включался он редко — в основном пользовалась старенькая ч/б Весна, что после этого подарочка перекочевала на кухню моей квартирки. А потом, в начале 90-х я их кому-то оптом подарил на дачу и надеюсь навсегда забыл, что такое чинить телевизор…

Ходил недавно в поликлинику за справкой. Сижу в очереди, рядом огромный седой старик похожий на бывшего штангиста.
Из кабинета выглянула медсестра:
— Я забыла спросить Ваш год рождения?
Я: — 1967-й.
Медсестра:
— Хорошо, посидите пять минут, я Вас позову.
Тут мощный старик зашевелился и сам себе произнес:
— Эх 1967 год, было время… как жизнь летит…
Я: — А что за время было в 67-м году.

— О, ну что ты — это был грандиозный год. Мы работали над проектом по созданию цветного телевизора.
Меня вызвали в ЦК и поставили задачу:
«В юбилейном году изготовить 50 лучших в мире цветных телевизоров, с пожизненной гарантией и только из советских комплектующих. Через два месяца, повезете их в Канаду на международную выставку. Все. Время пошло, желаем удачи».
Я вышел в полном отчаянии. Задача, мягко говоря, нереальная, а уж про пожизненную гарантию и говорить не приходится.
Мы днем и ночью лихорадочно трудились: сначала выходило, что если заменить все французские детали на аналогичные наши агрегаты, то телевизор должен быть размером с автобус и потреблять он будет 3,5 киловатт. Потом вроде бы нащупали путь, как все впихнуть в обычный корпус, но время вышло. Мы не успевали.
В ЦК нам намылили холку, мол, как вам не стыдно. Мы ведь уже пообещали иностранным товарищам! Заранее распродали все 50 экземпляров, а вы. Вот что – пока будете плыть до Канады, у вас еще неделя, там прямо на корабле все и доведете до ума. А не успеете — положите партбилет на стол.

Днем и ночью всю дорогу мы собирали 50 “чудес советского телевизоростроения”. Но собрать – полдела, они же гады не хотели работать: у одного через полчаса терялось сведение лучей, у другого пропадала зеленая или красная пушка, у третьего выгорал кинескоп, а четвертый вообще чуть не поджег пятый и шестой, а заодно и весь корабль.
Завтра должны прибыть на место и я с борта честно сообщаю в Москву: Извините, не работают наши юбилейные товары тчк.
Из Москвы задают вопрос: “Вы сможете сделать всего один работоспособный телевизор с Французскими деталями внутри?”
Отвечаем, что можем, но ведь задача стояла — только из советских деталей и 50 штук…
Из Москвы ответили: «Не ваше дело! Сделайте один и держите его на корабле. Остальные недоделанные загружайте в контейнер и везите на выставку. »

Нам всем было очень стыдно, в последнюю ночь красиво упаковали 50 наших «гробов» и с ужасом размышляли о людях, которые их уже купили за валюту. Назревал международный скандал…
Наутро прибыли в порт и началась разгрузка корабля.
Дошла очередь и до нашего горе-контейнера. Кран поднял его высоко-высоко над землей и, вдруг, что-то случилось… контейнер с высоты девятиэтажного дома обрывается с крюка… и с грохотом падает вниз.
Ура. Как же нам повезло! Подарок судьбы!
Руководство порта долго извинялось и заверяло, что у них это первый случай за двадцать лет…
По страховке Советскому Союзу заплатили большие деньги за гибель «уникального товара». Перед покупателями мы чисты, а на выставку пришлось поставить один единственный телевизор оставшийся на корабле, хоть из французских деталей, зато работал…
По возвращению в Москву нас даже особо не ругали. Есть в жизни счастье.

Еще по теме:  Плазменный телевизор или жидкокристаллический

Вечером я позвонил Старому КГБ-шнику Юрию Тарасовичу и рассказал ему эту историю.Он помолчал и ответил:
— Подробностей я конечно не знаю, но бьюсь об заклад, что тот портовый крановщик, с тех пор мог еще долго не работать и ни в чем себе не отказывать.
Такие вещи наша разведка оплачивала очень щедро…
PS. Из хроники завода Рубин
1967 год:
Февраль — Коллективу завода впервые выплачена премия по итогам работы за год («13-я зарплата»).
Апрель — Впервые в стране разработаны и выпущены телевизоры 1-го класса «Рубин-110» и «Рубин-111».
Октябрь — К 50-летию Великой Октябрьской социалистической революциизавершена разработка и начат серийный выпуск первого отечественного приёмника цветного изображения «Рубин-401».
Декабрь — на Всемирной выставке в Монреале телевизору «Рубин-401» присуждён «Гран-При».

Источник: back-in-ussr.com

Что связывает старый советский телеящик и. теорию Большого взрыва?

В век высоких технологий мы не особо задумываемся о старой бытовой технике. И уж тем более о старых, огромных телевизорах. Но что, если мы их недооцениваем? Ведь они оснащены антеннами для приема широковещательных сигналов, что, безусловно, чрезвычайно архаично по современным стандартам. Тем не менее эти антенны в некотором смысле являются весьма специфическим типом радиотелескопа и могут быть использованы учеными, чтобы… обнаружить Большой взрыв.
На протяжении бесчисленных поколений философы, теологи и поэты размышляли о нашем космическом происхождении, выдвигая самые разнообразные гипотезы. Все изменилось в XX веке, когда теоретические, экспериментальные и наблюдательные открытия в физике и астрономии, наконец, вывели эти вопросы в область проверяемой науки.

Как родилась Вселенная?

Сегодня ученым известно, что сочетание космического расширения, первобытного изобилия легких элементов, крупномасштабной структуры Вселенной и космического микроволнового фона объединилось, чтобы положить начало Большому Взрыву. Хотя космический микроволновый фон (реликтовое излучение) был обнаружен только в середине 1960-х годов, внимательный наблюдатель мог бы обнаружить его в самых неожиданных местах: например, в старом телевизоре.
Реликтовое излучение — это космическое микроволновое фоновое излучение, возникшее в ранней Вселенной вскоре после Большого взрыва
Тот факт, что галактики на разных расстояниях проявляют разные свойства, был первой подсказкой для исследователей, которая и привела их к идее Большого Взрыва. Однако наиболее важные доказательства, подтверждающие это эпохальное событие, появились только в середине 1960-х годов.
Чтобы понять, как все устроено, необходимо понять, что такое реликтовое излучение (космическое фоновое микроволновое излучение). Сегодня первым, что бросается в глаза во воемя изучения Вселенной, являются галактики, а точнее их несметное количество: ученым видно приблизительно 2 триллиона. И это согласно лучшим современным оценкам. Галактики в непосредственной близости к Млечному Пути очень похожи между собой: их заполняют звезды, похожие на звезды в нашей собственной галактике. Но что на счет законов физики?

Логично предположить, что законы физики в других галактиках такие же как в нашей. Их звезды также должны состоять из протонов, нейтронов и электронов, а их атомы подчинялись бы тем же квантовым законам, что и атомы в Млечном Пути. Однако есть небольшая разница в освещении, которое мы получаем. Вместо тех же атомных спектральных линий, которые мы находим здесь, дома, свет от звезд в других галактиках показывает смещенные атомные переходы.
Каждый элемент во Вселенной имеет свой собственный уникальный набор атомных переходов, которые соответствует определенному набору спектральных линий. Мы можем наблюдать эти линии в галактиках, отличных от нашей собственной, но хотя картина та же самая, линии, которые мы наблюдаем, систематически смещены относительно линий, которые мы создаем с атомами на Земле. Эти сдвиги уникальны для каждой конкретной галактики, но все они следуют определенной схеме: чем дальше находится галактика (в среднем), тем больше смещение ее спектральных линий в сторону красной части спектра. Чем дальше мы смотрим, тем больше сдвигов мы видим.

Еще по теме:  Как установить программу на телевизор LG

Спектральные линии

Спектральные линии возникают, когда световые волны определенных цветов поглощаются. Как пишет Forbes, свет может быть смещен, потому что эти галактики быстро отдалялись от Большого взрыва. График Хаббла ясно показывает соотношение красного смещения и расстояния с превосходящими данными по сравнению с его предшественниками и конкурентами; современные эквиваленты идут гораздо дальше. Заметим, что особые скорости всегда присутствуют, даже на больших расстояниях, но что общая тенденция, связывающая расстояние с красным смещением, является доминирующим эффектом.

Этот последний пункт оказался в полном согласии с нашими наблюдениями и помог нам понять, что с течением времени расширяется сама ткань пространства. Причина, по которой свет становится краснее, чем дальше мы смотрим, заключается в том, что Вселенная расширяется с течением времени, и свет внутри этой вселенной получает свою длину волны, растянутую расширением.

Чем дольше свет путешествовал, тем больше красное смещение из-за расширения. Когда мы движемся вперед во времени, излучаемый свет смещается к большим длинам волн, которые имеют более низкие температуры и меньшие энергии. Но это означает, что если мы посмотрим на Вселенную противоположным образом — представив ее такой, какой она была в далеком прошлом, — мы увидим свет с меньшими длинами волн, с более высокими температурами и большими энергиями. Чем дальше вы экстраполируете, тем горячее и энергичнее должно быть это излучение.
По мере того как ткань Вселенной расширяется, длины волн любого присутствующего излучения будут растягиваться. Это верно как для гравитационных волн, так и для электромагнитных волн; любая форма излучения имеет свою длину волны растянутой (и теряет энергию) по мере расширения Вселенной. По мере того как мы углубляемся в прошлое, излучение должно появляться с более короткими длинами волн, большими энергиями и более высокими температурами.
Хотя это был захватывающий теоретический скачок, ученые (начиная с Джорджа Гамова в 1940-х годах) начали экстраполировать это свойство все дальше и дальше, пока не был достигнут критический порог в несколько тысяч Кельвинов. В этот момент, как следовало из рассуждений, присутствующее излучение будет достаточно энергичным, чтобы некоторые из отдельных фотонов могли ионизировать нейтральные атомы водорода: строительный блок звезд и первичное содержимое нашей Вселенной.

Когда вы переходите из вселенной, которая была выше этого температурного порога, в ту, которая была ниже его, Вселенная переходит из состояния, которое было заполнено ионизированными ядрами и электронами, в состояние, заполненное нейтральными атомами. Когда материя ионизирована, она рассеивается от излучения; когда материя нейтральна, излучение проходит прямо через эти атомы. Этот переход знаменует собой критический момент в прошлом нашей Вселенной.
После образования нейтральных атомов, вследствие охлаждения Вселенной ниже определенного критического порога, фотоны света движутся по прямой линии, на которую влияет только длина волны расширения пространства. Впечатляющая реализация этого сценария заключается в том, что сегодня это излучение остыло бы от нескольких тысяч Кельвинов до всего лишь нескольких градусов выше абсолютного нуля, поскольку Вселенная должна была расшириться где-то от сотни до нескольких тысяч раз с той эпохи. Она и сегодня должна оставаться фоном, приходящим к нам со всех сторон в пространстве. Он должен иметь определенный набор спектральных свойств: распределение абсолютно черного тела. И он должен быть обнаружен где-то в диапазоне от СВЧ до радиочастот.
Помните, что свет, каким мы его знаем, — это гораздо больше, чем просто видимая часть, к которой чувствительны наши глаза. Свет приходит в различных длинах волн, частотах и энергиях. То, что было ультрафиолетовым, видимым и инфракрасным светом миллиарды лет назад, становится микроволновым и радио излучением.

Источник: sci-hit.com

Оцените статью
Добавить комментарий