Министерство просвещения запустило проект, в соответствии с которым в каждой школе появится своя телестудия. Рассказываем о том, как ее организовать, сколько это будет стоить и на что обратить особое внимание.
Когда газеты и сайта мало
Во многих школах ранее были стенгазеты, сейчас — собственные сайты. Когда-то такой вариант школьного СМИ был оправдан, но теперь всеобщая цифровизация изменила нашу реальность. Цифровой фотоаппарат с функцией видеозаписи либо смартфон есть, наверное, в каждой семье. Обращаться с такой техникой умеет тоже, наверное, каждый. А отсюда уже рукой подать до собственной телевизионной студии в школе.
В июле 2017 года министр просвещения Ольга Васильева заявила, что с сентября того же года в школах запускается проект «ТАСС детям». Его минимальная длительность составляет пять лет, сами школьные телестудии будут функционировать еще не одно десятилетие.
Речь идет о создании в каждой школе собственного телевидения, которое будет состоять из двух частей: официальной и альтернативной. В первую из них войдут обязательные репортажи: новости федерального и мирового значения, а также сюжеты воспитательного содержания. Это будет общая программа для всей России. Вторую часть отдадут детям под видеоролики о жизни их школы.
От первого лица: Школа 4 УЧИТЕЛЬ ОПОЗОРИЛСЯ НА УРОКЕ ЗАЛЕЗ в ОКНО ОДНОКЛАССНИЦЫ ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКА
С чего начать
Естественно, что руководителем школьной телестудии будет взрослый: педагог или сторонний специалист. На все остальные роли подойдут ученики средних и старших классов. Совершенно точно нужен корреспондент, оператор и видеомонтажер. Корреспондентов может быть несколько в зависимости от габаритов школы, количества учеников и насыщенности школьной жизни.
И если штат будущей телестудии вполне можно укомплектовать силами школьного коллектива, то без дополнительных консультаций с профессионалами вам все равно не обойтись.
Во-первых, перед началом работы обязательно пообщайтесь с сотрудниками районных или городских телеканалов. Они подскажут, с чего начать и на что обратить внимание. Можете также побеседовать с операторами-частниками. Эти люди научат вас начальным тонкостям видеосъемки.
Во-вторых, хорошо перед началом работы пройти онлайн-курсы по тележурналистике. Так вы получите представление о специфике работы диктора, нюансах работы с текстом и подачи телевизионных материалов.
Найдите упражнения по развитию речи и артикуляции: к сожалению, не у всех детей и подростков эти аспекты идеальны.
Кроме того, не обойтись без отдельного помещения, выделенного под телестудию. Главное, чему стоит уделить внимание – качество звукоизоляции – при записи закадрового текста не должны накладываться никакие посторонние шумы.
Цена вопроса
Создание школьного телевидения упирается в вопрос финансов. Распишите подробно бюджет проекта. Четкое представление о том, сколько это стоит позволит заранее понять потянет ли в принципе учебное заведение такой проект.
Итак, для организации в школе собственной телестудии вам понадобится:
ЛЖИВАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НА ТВ
1. Рабочий инструмент для деятельности оператора. Здесь все зависит от бюджета. Если настоящая видеокамера пока не по карману, можно обойтись хорошим цифровым фотоаппаратом с функцией видеозаписи.
2. Компьютер, он поможет из отснятых видеосюжетов делать ролики. Для монтажа есть специальные программы: MovieMaker, PinnacleStudio, CamtasiaStudio и другие. Для начала из них лучше выбрать самую простую. ПК заменит вам на первых порах полноценный микрофон: достаточно будет воспользоваться аналогичной функцией на компьютере и просто начитать к смонтированному видеоролику закадровый текст в условиях максимальной тишины.
3. Экран для демонстрации готовых видеороликов – он должен быть установлен в самом людном месте школы.
Это минимальный набор. Если вы планируете работать на более профессиональном оборудовании, вам потребуется:
1. штатив для видеокамеры;
2. навесной микрофон, который крепится на одежду;
3. наушники с микрофоном;
4. радиомикрофон для телеведущего;
5. хромакей – специальное полотно зеленого (реже синего) цвета, на фоне которого проводится съемка. В этом случае объект съемки по завершении процесса можно будет безболезненно перенести с помощью видеоредактора на любой другой фон.
Считаем примерную стоимость проекта
Сначала минимальный набор:
20 000 рублей (фотоаппарат)/60 000 рублей (видеокамера) плюс 30 000 (компьютер-моноблок) получается от 50 000 до 90 000 рублей. Это при условии, что подходящий экран в фойе школе уже есть. Если нет, то телевизор с широкоформатным дисплеем обойдется примерно в 15 000 рублей.
Теперь о дополнительном оборудовании:
3 000 рублей (штатив для видеокамеры) + 1 000 рублей (навесной микрофон) + 3 000 рублей (наушники с микрофоном) + 20 000 рублей (радиомикрофон для телеведущего) + 5 000 рублей (хромакей). Итого выходит порядка 32 000 рублей.
То есть создание собственной телестудии обойдется школе в сумму от 50 000 до 140 000 рублей и более, все зависит от уровня ваших притязаний.
Если директор в принципе согласен пойти вам навстречу, но денег в школьном бюджете явно не хватает, есть смысл привлечь спонсоров: городские предприятия, индивидуальные предприниматели или родители. О том, как правильно оформить спонсорскую помощь, мы подробно рассказывали здесь .
А оно вам надо?
Сторонники проекта приводят, как правило, следующие аргументы. Во-первых, это отличный способ информирования всех учителей, учеников и их родителей о жизни школы. Во-вторых, прекрасная возможность отдохнуть от рутины образовательного процесса. И в-третьих, это прекрасный шанс для самореализации учеников. А для кого-то из них первый шаг в будущей профессии.
Что пойдет в эфир
Инфоповодов в любом образовательном учреждении предостаточно. Различные мероприятия и праздники (День знаний, День учителя, вечер встреч, последний звонок, выпускной, юбилей школы, крупные городские и районные мероприятия и т.д.). Это могут быть небольшие школьные новости, события, которые происходят каждый день и актуальность которых сохраняется недолго.
Можно подойти к процессу телесъемок более творчески и не ограничиваться документальными кадрами. Будет довольно интересно проявить себя в роли сценариста и режиссера-постановщика и придумать забавные истории из школьной жизни в духе «Ералаша».
Вы можете поговорить с учителями-предметниками. Возможно, им нужны небольшие сюжеты на тему урока. Такие видеофильмы потом будут храниться в школьном архиве, и ими сможет воспользоваться любой учитель.
Попробуйте обратиться к жанру интервью. Героями могут быть учителя или школьники – победители олимпиад и соревнований различного уровня.
Можно увековечить для школьного архива открытые уроки лучших учителей-предметников.
Источник: dzen.ru
Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.
материал на тему
Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.
Телевидение сегодня занимает первое место в формировании информационного пространства общества. Оно, являются сегодня одним из мощнейших инструментов формирования социального пространства в современном мире. Это один из важнейших социальных институтов. По силе влияния телевидения на общественное мнение его называют 4-ой властью. Телевидение или средства массовой информации включает в себя: периодические печатные издания (газеты, журналы, информационные листки и бюллетени), радио, телевидение, видео, кинематограф и в последние десятилетия интернет.
С развитием информатизации российского общества средства массовой информации начинают оказывать все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума и институты общества: политику, образование, науку, религию и др.
Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ приобретает особое значение.
В своем выступлении хотелось бы более подробно остановиться на взаимодействии телевидения и образования.
Развитие современного информационного общества, внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование совершенствуют образовательный процесс, позволяют применять новейшие методы обучения с использованием новейших достижений науки и техники.
Одним из направлений совершенствования образовательного процесса «Дальневосточного технического колледжа» является создание методического информационно-образовательного ресурса, благодаря которому студенты могут ознакомиться с учебными материалами, а также изучить уроки, по интересующей их теме прибегая к видео материалам.
Учебный материал, представленный в виде фильмов, усваивается гораздо лучше, чем пересказанный преподавателем. Здесь дело, с одной стороны, в кропотливой предварительной подготовки снимаемых уроков, с другой – в наглядности самих мультимедийных материалов.
В основе идеи создания обучающих видео фильмов лежит, динамическое оформление, изучаемого на занятиях материала, когда преподавателю трудно ограничиться традиционными методами передачи знаний обучающемуся, приходится прибегать к использованию визуальных видео — материалов тематического содержания. Как правило, результатом такой кропотливой работы преподавателя становится разработанный электронный учебник по определенной дисциплине, в котором по максимуму используются визуальные материалы. В свою очередь таким мультимедийным учебником могут воспользоваться не только студенты очного обучения но и заочного отделения, для того чтобы получить наиболее максимальную информацию по интересующим материалам.
У студентов помимо использования авторских видео уроков преподавателей, есть возможность использования и специальных образовательных спутниковых телевизионных каналов.
Образовательное спутниковое телевидение в нашей стране представлено всего пятью телеканалами, которые сегодня успешно применяются в образовательном процессе. Один из них предназначен школьникам, другой — слушателям университета и СПО, еще один канал предлагает курсы английского языка, а два из них представлены в познавательном формате.
«Общероссийский образовательный телеканал СГУ ТВ»
«СГУ ТВ» позиционируется на телерынке как самостоятельная структура. Канал начал свое вещание с 1998 года и продолжает успешную работу, по сей день. На канале представлено более 2 тысяч авторских программ, которые ведут академики, доктора наук и специалисты-практики. Помимо всего прочего данный канал представлен и в сетке он-лайн вещания в сети Интернет, что позволяет осуществить процесс от выбора конкретной программы до просмотра самого канала. Все это дает возможность студенту погрузиться в образовательный процесс повсеместно, где есть доступ в интернет, особенно при внеаудиторной самостоятельной работе.
Помимо выше упомянутых каналов, выделяют еще такие каналы как:
- Da Vinci Learning — Русскоязычная версия канала стартовала в начале 2008 года. Da Vinci Media заключила договор о совместной деятельности с компанией Viasat Broadcasting. В результате Viasat осуществляет дублирование программ Da Vinci Learning, его оперативное управление и распространение на территориях России, Беларуси, Грузии, Армении, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Содержание Da Vinci адресовано в основном детям. Вместе с тем, его познавательная составляющая и форма подачи не оставят равнодушными зрителей любого возраста.
- Телеканал «Знание» — это правопреемник другого известного образовательного телеканала «Школьник ТВ». Сегодня телеканал стал общедоступным познавательно-просветительским, рассчитанным на широкую аудиторию учащихся, преподавателей средних школ, лицеев и гимназий, колледжей, абитуриентов поступающих в высшие и средние учебные заведения, а также зрителей различного возраста и социального положения, заинтересованных в сжатой форме на русском языке получить доступ к основам точных и гуманитарных знаний. На сегодняшний день вещание телеканала осуществляется со спутника ABS 1 (75° в.д.) на русском языке в кодировке Videoguard в составе платформы «Радуга ТВ». В открытом виде канал со спутников не распространяется, но ведется он-лайн вещание в Интернете. Данный канал можно достаточно продуктивно использовать на первых курсах средне-профессиональных учебных заведений, при изучении общеобразовательных дисциплин (математика, физика, литература)
- СГА ТВ — Свою историю телеканал СГА ТВ ведет с 1998 года. Первоначально он задумывался как канал, обеспечивающий трансляцию учебных телевизионных лекций для филиалов Современной гуманитарной академии. Со временем СГА перешла на использование для учебного процесса материалов только в электронном виде и внедрила систему ИСОТ для их доставки. С этого момента, СГА ТВ был сориентирован на обеспечение проведения как внутренних совещаний с филиалами, так и крупномасштабных мероприятий общероссийской значимости. С помощью телеканала СГА ТВ были организованы многочисленные Всероссийские телемарафоны, посвященные актуальным проблемам современности, такие как «Молодежь. Общество. Государство», «Мое отношение к здоровью» и многие другие.
Помимо телевизионных каналов сегодня преподавателям и студентам
предоставляется уникальная возможность использовать в самостоятельном обучении готовые видео уроки, которые достаточно в большом многообразии представлены в интернет магазинах.
Подытоживая все выше сказанное можно с уверенностью заключить, что использование обучающего видео как уже готового так и авторского, в учебном процессе, позволяет существенно разнообразить форму подачи учебного материала.
Обучающее видео становится все более распространенной формой эффективного самостоятельного обучения не только в интернете, но и в современной реальной жизни. Образовательные программы массово основываются на подготовке видеоматериалов, которые всегда содержат массу полезной информации. Очень важным достоинством обучающего видео является его практичность и удобство — для того, чтобы посмотреть мастер класс в виде видео ролика, или видео лекцию, достаточно расположиться перед компьютером в непринужденной обстановке. Именно так информация усваивается более качественно и в полном объеме.
Современные информационные технологии дают большую возможность, раскрыть весь творческий потенциал преподавателя в своей профессиональной деятельности, что в свою очередь положительно сказывается на результатах работы.
- Гаврилюк, В.В., Динамика ценностных ориентаций в период социальных трансформаций / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социс. — 2002.. — № 2. – С. 47-63.
- Грачев, Г.В. Манипулирование личностью:Принуждение личности; Слухи и провокации; Технологии обмана; Алгоритмы самозащиты / Г.В. Грачёв /под редакцией И.К. Мельника – М: Алгоритм-книга- 384 с.
- Жилавская, И.В. От медиаобразовательной среды – к образованным медиа / И.В. Жилавская. — Белгород: Изд-во БГУ, 2007. – 354 с.
- Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. — СПб.: СПбГУП, 2000. – 246 с.
- Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. — М.,1995. — 205 с.
Источник: nsportal.ru
Кабинетная система в школе. Требования, предъявляемые к кабинетам, оборудованным техническими средствами обучения
Рассмотрим основные гигиенические требования, которые следует учитывать при оснащении учебных кабинетов аппаратурой ТСО и проведении уроков с использованием аудиовизуальных средств обучения.
Большое внимание уделяется установке в кабинете аппаратуры и экрана. Проекционная аппаратура помещается, как правило, на подставках высотой 1,5 м. При этом оптическая ось проекционной аппаратуры должна быть перпендикулярна экрану или отклоняться от нормали к его поверхности не более чем на 10°. Это позволяет получать на экране прямоугольную форму проекции, что не приводит к искажению изображения.
Используя удлиненные кронштейны крепления экрана на стене, можно добиться определенного угла наклона его, при котором будут выполняться вышеприведенные требования.
Расстояние от центра экрана до пола составляет: в кабинетах начальных классов — 1,1—1,5 м; в кабинетах V— XI классов — 1,5 м; в актовом зале — 2 м.
Для демонстрации экранных пособий наиболее приемлемы стандартные диффузионно-рассеивающие переносные киноэкраны типа ЭБМ-С (экран бело-матовый сворачиваемый), ЭНБ-С (экран, направленный белый сворачиваемый), обеспечивающие высокий коэффициент отражения — до 0,85. Нельзя допускать проекцию изображения на стену кабинета, так как это значительно ухудшает качество изображения и отрицательно сказывается на зрении учащихся. Экраны направленного действия (дневные экраны на просвет) также не рекомендуются для использования в школах.
В настоящее время школам поставляется проекционная аппаратура, которую можно применять в незатемненном или частично затемненном помещении.
Важно правильно установить телевизор в учебном кабинете. Размещают телевизоры на высоте чуть выше уровня голов сидящих зрителей (на 12 см). Чтобы рассчитать высоту установки телевизора для разных возрастных групп учащихся, можно воспользоваться таблицей 3.2.1.
Таблица 3.2.1. Расчет высоты установки телевизора в классе
Если в кабинете один телевизор, то на время приема телепередачи он устанавливается перед средним рядом ученических столов в кабинете. Для этой цели используется подставка-тележка.
При наличии двух телевизоров их располагают или по углам передней части кабинета, или один — перед тремя-четырьмя рядами первых столов, другой — перед тремя рядами последних столов.
Максимальное удаление зрителя от телевизора должно равняться 12-кратной ширине его экрана, минимальное — 3-кратной ширине. Например, при использовании телевизора «Горизонт» с диагональю кинескопа 63 см оптимальное расстояние для просмотра учебных телепередач составляет 1,5—6 м от экрана телевизора. Во время просмотра телепередач естественное и искусственное освещение не должно попадать непосредственно на экран телевизора.
Долгие годы общеобразовательные школы оснащались аппаратурой с низкими световыми потоками. При работе с такой аппаратурой необходимо обеспечить затемнение в учебных кабинетах и, что особенно важно, правильно им пользоваться. Нельзя допускать даже отдельных случаев, когда учащиеся почти весь урок проводят при закрытых шторах и искусственном освещении. Зашторивание окон следует производить только на период демонстрации экранных пособий.
Вредно сказываются на зрении частые и резкие переходы от темноты к свету при демонстрации отдельных кадров диафильма или серии диапозитивов, так как резкая смена освещения, заставляя глаза часто адаптироваться, приводит к утомлению зрения учащихся. Переход от затемненного помещения к освещенному и наоборот должен быть плавным, что достигается постепенным включением электроосвещения в кабинете (сначала включается один ряд ламп, затем остальные) или постепенным действием механизма зашторивания окон.
Дистанционное управление зашториванием в кабинетах должно быть бесшумным, чтобы не отвлекать внимание учащихся и не раздражать их слуховой аппарат.
Наличие экранно-звуковых средств и аппаратуры позволяет учителю все чаще обращаться к ним на уроке. Совершенствуется и методика их применения. И все же нельзя не ограничивать длительность и частоту использования технических средств на одном уроке.
Гигиенисты определили допустимую продолжительность демонстрации экранных пособий, предназначенных для работы на уроке с учащимися разного возраста, которая приведена в таблице 3.2.2.
Таблица 3.2.2. Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий
Это предельные нормативы, и они допускаются лишь при условии, что в течение недели количество уроков с применением технических средств обучения в младших классах не превышает 3—4, в старших — 4—6.
В практике работы учителя чаще прибегают к использованию экранно-звуковых средств, поэтому длительность их просмотра на уроке должна быть значительно ниже указанной в таблице 3.2.2.
Количество демонстрируемых на уроке кадров диафильма или серии диапозитивов зависит от их содержания и дидактической цели их применения. Но практика показала, что на одном уроке целесообразно показывать не более 10—15 кадров.
Приведенные нормативы длительности и частоты просмотра экранных пособий ориентировочны. Важно помнить, что одно и то же пособие у опытного учителя станет средством активизаций учебного процесса, а у неподготовленного может усложнить проведение урока и вызвать переутомление у школьников.
Технические средства обучения желательно применять через 5—10 мин. после начала урока. Для сохранения высокой учебной активности и благоприятного уровня функционального состояния центральной нервной системы на уроках с применением телевидения, необходим постепенный переход от обычных форм преподавания к комбинированным при тесном контакте: «ведущий телевидения — учащиеся — учитель».
При использовании ТСО важное значение имеет и дозировка уроков с их применением. В течение недели количество уроков с применением ТСО для учащихся младших классов не должно превышать 3—4, старших классов — 4—6.
При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием экрана не шли один за другим. Или вслед за уроками с применением ТСО не ставились уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т. е. уроки, связанные со значительным зрительным напряжением, так как у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижается работоспособность и учебная активность.
Соблюдение перечисленных рекомендаций по организации учебного процесса с использованием технических средств обучения должно способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма учащихся на протяжении всех учебных занятий в школе:
Источник: ohrana-bgd.ru