К материальной культуре относятся религиозное учение телевизор музыкальное произведение

Задание 1 Тестовый контроль 1. Слово «культура» первоначально означало:

1) правила поведения в обществе 2) создание художественных произведений

3) возделывание, обработку почвы 4) способы производства новых знаний

2. Из двух суждений: а) преемственность в культуре означает повторение достижений прошлой культуры; б) преемственность в культуре означает канонизацию прошлых художественно-эстетических принципов и правил:

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. К сфере духовной культуры относят:

1) знания 2) межнациональные отношения 3) стремления и цели людей 4) производство

4. К мировым религиям относится: 1) иудаизм 2) синтоизм 3) буддизм 4) даосизм

5. Из двух суждений: а) религиозная вера предполагает возможность взаимодействия человека с Богом; б) религиозная вера включает веру в объективно-истинное знание о природной и социальной действительности:

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Из двух суждений: а) религия — это определенные взгляды и представления людей, основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного; б) религия — это соответствующие обряды и культы:

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Из двух суждений: а) наука направлена на постижение истины и открытие объективных законов; б) наука отражает действительность в художественных образах:

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности:

1) образование 2) творчество 3) наука 4) искусство

9. Из двух суждений: а) науку можно рассматривать как систему знаний; б) науку можно рассматривать как одну из форм духовной культуры общества:

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Из двух суждений: а) возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека; б) возникновение и развитие культуры является результатом социальной деятельности человека:

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. К монотеистическим религиям относится:1) язычество 2) индуизм 3) буддизм 4) ислам

12. Не связан с понятием «наука» термин: 1) закон 2) теория 3) культ 4) факт

13. Не связан с понятием «религия» термин: 1) вера 2) обряд 3) магия 4) знание

14. Не связан с понятием «материальная культура» термин:

1) животноводство 2) наука 3) строительство 4) транспортное средство

15. К материальной культуре относятся:1) религиозное учение 2) телевизор

3) музыкальное произведение 4) промышленное оборудование 5) научное открытие

6) архитектурное сооружение

Задания 2. 1. Соотнесите виды и объекты культуры.

А) домашняя утварь Б) музыкальный образ В) стихотворение

Г) научный эксперимент Д) рубило первобытного человека

2. Соотнесите элементы духовной культуры и их основные функции.

A) формирование эстетических вкусов и потребностей человека, пробуждение в личности желания и умения создавать художественные произведения

Б) отражение и освоение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

B) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы Г) передача и ретрансляция культурного достояния общества из поколения в поколение

Д) создание образов, отражающих эстетические идеалы поколения

Источник: nsportal.ru

IV. Закрепление пройденной темы «Культура и духовная жизнь»

А. Культура –совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравтсенного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

Еще по теме:  Когда 100500 по телевизору

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. К духовной культуре относится

1) оборудование
2) искусство
3) здание
4) компьютер

А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А. Субкультура – совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.
Б. Субкультура – это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А6. Определение культура: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию

1) народная культура
2) массовая культура
3) литарная культура
4) национальная культура

Часть В

В1. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Объекты культуры Виды культуры

А) пластмасса 1) материальная культура
Б) музыкальный образ 2) духовная культура
В) японский сад камней
Г) живопись
Д) рубило первобытного человека

В2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре и запишите в порядке возрастания

1) религиозное учение
2) телевизор
3) музыка
4) обрудование
5) научное открытие
6) станок

4 правильных ответа – «3»;
6 правильных ответа – «4»;
8 правильных ответа – «5».

V. Домашнее задание

Тест по теме «Духовная культура»

Часть А

А1. Под словом «культура» изначально подразумевалось(лись)

1) правила поведения в обществе
2) создание искусственной природы
3) способы обработки земли
4) способы производства новых знаний

А2.Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство
2) творчество
3) наука
4) культура

А3. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура –совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравтсенного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. К духовной культуре относится

1) оборудование
2) искусство
3) здание
4) компьюте

А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А. Субкультура – совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя общества.
Б. Субкультура – это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А6. Определение культура: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию

1) народная культура
2) массовая культура
3) литарная культура
4) национальная культура

Часть В

В1. Установите соответствие между видами культуры и их объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Объекты культуры Виды культуры

А) пластмасса 1) материальная культура
Б) музыкальный образ 2) духовная культура
В) японский сад камней
Г) живопись
Д) рубило первобытного человека

В2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре и запишите в порядке возрастания

1) религиозное учение
2) телевизор
3) музыка
4) обрудование
5) научное открытие
6) станок

4 правильных ответа – «3»;
6 правильных ответа – «4»;
8 правильных ответа – «5».

Дата добавления: 2020-12-12 ; просмотров: 89 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Материальная культура: понятие, примеры из жизни, значение

Египет

Культура – это всё, что создано человеком. В этом смысле она противопоставляется природе. Если к природе относится всё естественное, то культура объединяет в себе всё искусственное: исторические памятники и современные научные достижения, народное творчество и авторские произведения, духовные ценности и материальные предметы, которые мы используем в повседневной жизни.

Несложно заметить, что все существующие культурные ценности могут иметь физическое воплощение или быть чисто духовными. В связи с этим культуру принято разделять на две большие части: материальную и нематериальную. Сегодня мы поговорим о материальной культуре, разберёмся, что она собой представляет, рассмотрим несколько примеров и выясним, где именно проходит грань между материальными и нематериальными ценностями.

Еще по теме:  Как разблокировать звук на телевизоре Самсунг

Что такое материальная культура?

Материальная культура – это совокупность всех материальных ценностей, созданных человечеством или отдельным народом. Это очень широкое понятие, включающее в себя все предметы, созданные людьми (здания, памятники, одежда, посуда, украшения, оружие, техника) или возникшие в результате их деятельности (сельскохозяйственная продукция, сады).

Суть материальной культуры сводится к тому, что человек берёт природные материалы и делает из них предметы, необходимые для удовлетворения его потребностей.

К материальной культуре могут относиться как обладающие, так и не обладающие духовной ценностью предметы. Тем не менее, для создающего их человека в них всегда заключён какой-то смысл, они помогают ему адаптироваться к природным или социальным условиям. Поэтому для учёных, изучающих древние культуры, любой найденный предмет имеет большую научную ценность.

Материальная культура отражает образ жизни людей, их интересы, ценности, нравы, желания и стремления. А значит, любой предмет, будь то наконечник стрелы, глиняный кувшин или детская игрушка, является ценным артефактом, позволяющим современным исследователям реконструировать образ жизни представителей древней цивилизации.

Примеры материальной культуры

В качестве примеров рассмотрим несколько основных проявлений материальной культуры из повседневной жизни:

  • Сельское хозяйство. Это обширная сфера деятельности, включающая большое количество материальных ценностей, некоторые из которых создавались на протяжении тысячелетий. Сюда входят выведенные породы животных и сорта растений, возделанные почвы, техника, инструменты, растения на полях и деревья во фруктовых садах.
  • Строительство. Людям необходимы здания для жизни, развлечений, работы, производства и хранения продукции. Поэтому основная часть материальной культуры человечества на всех этапах его развития была представлена именно сооружениями.
  • Инструменты. Способность создавать и использовать инструменты – основное отличие человека от других животных. Для учёных, исследующих древние культуры, инструменты являются ценнейшим источником информации.
  • Транспорт и инфраструктура. Как только люди научились создавать транспортные средства, им понадобились дороги, мосты и другие сооружения. По мере развития технологий появлялись новые виды транспорта, и вместе с этим усложнялась инфраструктура, пополняясь такими сооружениями как эстакады, железнодорожные пути и станции, порты, аэропорты и прочее.
  • Связь. Значительную часть современной материальной культуры составляют инфраструктуры для почтовой, телефонной и прочих форм связи, позволяющих людям обмениваться информацией на больших расстояниях. Раньше связь была тесно связана с транспортной инфраструктурой, но по мере развития современных технологий зависит от неё всё меньше.
  • Трубопроводы. В современном мире существует обширная инфраструктура для транспортировки воды, газа, нефтепродуктов и прочих субстанций. Она также тесно связана с транспортной инфраструктурой.
  • Технологии. Уровень развития человечества определяется уровнем актуальных технологий, доступных обычным людям. В современной материальной культуре это компьютеры, смартфоны и прочие электронные устройства, которые делают нашу жизнь проще и расширяют наши возможности.

Вещи, создаваемые людьми для удовлетворения своих потребностей, являются основной формой существования материальной культуры. Стоит отметить, что со временем они могут приобретать историческую ценность, причём не только для историков, но и для простых людей, которым нравится обладать чем-то необычным.

Значение материальной культуры

Культура развивалась вместе с человечеством и всегда сохраняла тесную взаимосвязь с техническим прогрессом и наукой. Именно материальные потребности человека всегда были основной движущей силой прогресса. В современном мире социализация во многом зависит от материальной культуры, ведь взросление человека и формирование его личности тесно связаны с его жизнью, окружающими его предметами и доступными ему средствами коммуникации.

В психологии известен такой феномен как «дети-маугли». Это дети, которые по тем или иным причинам выросли вне человеческой культуры. Из-за этого они навсегда теряют способность к социализации. Они не могут не только стать частью общества, но даже освоить человеческую речь и прямохождение.

Современный человек – это продукт материальной культуры. Конечно, на нас оказывают влияние различные нематериальные ценности, в частности, литературные произведения, изучаемые в школе. И всё же основное влияние на формирование нашей личности оказывает именно материальная среда в которой прошло наше детство: наш дом, детская одежда и игрушки, школа и различный инвентарь. Мы учимся ценить и использовать окружающие нас предметы, и именно это позволяет нам приобщиться к современной культуре и стать частью общества.

Еще по теме:  LED телевизор 4K ultra hd витязь 50lu1204 отзывы

Взаимосвязь с духовной культурой

Материальная и духовная культура – две части одного целого. Они тесно сплетены между собой, и грань между ними не всегда различима. Духовная культура – это совокупность всех духовных ценностей, созданных человечеством. Главное отличие духовной культуры от материальной состоит в том, что её ценности не разрушаются со временем – их можно передавать и хранить вечно.

Духовные ценности могут приобретать материальное воплощение, и именно это делает границу между духовной и материальной культурой размытой. К примеру, картина, написанная великим художником, является в первую очередь духовной ценностью. Однако на аукционах продаётся материальный предмет, собственноручно созданный этим художником. Тогда как само изображение, благодаря интернету, обычно доступно всем желающим.

Практически любая духовная ценность может быть воплощена в материальной форме. И нередко это является важным условием, делающим возможным сохранение, распространение и потребление этой ценности. К примеру, литературные произведения раньше могли полноценно храниться только в материальной форме (при устной передаче они обычно сильно искажались). Сегодня книга вполне может храниться в электронном виде, и всё же для её хранения необходим материальный накопитель.

Отдельно можно рассматривать такой элемент духовной культуры как нравственные ценности. Это особая группа, в которую входят такие ценности как любовь, дружба, честь, достоинство, добро, верность, патриотизм и прочее. Эти ценности не имеют материального воплощения, но для нас они крайне важны.

Таким образом, большинство ценностей духовной культуры может иметь материальное воплощение, а иногда даже нуждается в нём. Это относится не только к стихам, прозе, картинам или музыке. Научные идеи воплощаются в виде инструментов, машин, самолётов, компьютеров, космических аппаратов и других предметов, необходимых человечеству. Поэтому материальная и духовная культура тесно связаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Как появилась материальная культура?

Современные исследователи полагают, что материальная культура возникла приблизительно 2,5 миллиона лет назад. Именно тогда возник такой биологический вид как человек умелый (homo habilis). Это первое известное современной науке существо, которое могло не только использовать, но и самостоятельно изготавливать инструменты. К слову, именно это считается переломным моментом в нашей эволюции.

Представители вида homo habilis научились обрабатывать камень, изготавливая из него различные орудия труда и оружие. Даже примитивные каменные инструменты давали им серьёзные преимущества, позволяя обустраивать в пещерах более комфортные жилища, легче добывать пропитание и лучше готовить пищу. И всё же они сильно зависели от окружающей среды и климата.

На протяжении миллионов лет климат постоянно менялся, а вместе с ним менялись ландшафт, флора и фауна. Чтобы выжить, людям приходилось подстраиваться под условия, совершенствовать способы добычи, учиться утеплять и защищать свои жилища. Именно борьба за существование была тогда основным стимулом развития человека и человеческой культуры.

Примерно 10 тысяч лет назад произошла неолитическая революция, в процессе которой люди перешли от кочевого образа жизни к оседлому и возникло аграрное общество. Благодаря оседлости материальная культура стала развиваться значительно быстрее, позволив нам всего за 10 тысячелетий стать теми, кем мы являемся сегодня.

Источник: dnevnik-znaniy.ru

Оцените статью
Добавить комментарий