Можно ли православному смотреть телевизор?
Добрый день. Начинаем нашу передачу из жизни привидений. Убедительная просьба убрать ваших детей от наших голубых экранов».
Эти слова из незабвенной сказки про Карлсона все чаще приходят на ум, когда речь заходит о современном российском телевидении. Почти каждый православный христианин сталкивался с проблемой смотреть ли телевизор самому и что из телепередач можно показывать детям. Ответов на этот вопрос может быть несколько. Самый радикальный состоит в том, чтобы не иметь дома «ящика для плюшек». Так поступает некоторая часть людей.
Однако подавляющее большинство россиян (верующих и атеистов) более или менее часто смотрят телевизор, а значит, проблема содержания программ их волнует. Что же сейчас можно посмотреть на голубых экранах?
Оставив в стороне кабельные и региональные каналы, доступные далеко не всем россиянам, посмотрим на тот «пир духа», который предлагается нам на федеральных каналах.
Начнем с гламура. Лозунгом многих программ может стать припев из песни «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо». На экране появляются политики, актеры, богатые люди, различные тусовщики и юмористы, модные писатели, а также звезды всех сортов. Если посмотреть передачи с их участием, то может сложиться впечатление, что они живут в какой-то другой России. Их волнуют проблемы, в какую из европейских стран поехать в отпуск, как сделать свой автомобиль более заметным, в какой ресторан сходить вечером, что сказал известный только им модный писатель Х не менее популярной певице Y.
В гламурных телесериалах не менее гламурные барышни устраивают свою личную жизнь (квартирный вопрос у героев не стоит, они из трущоб сразу к 111 серии попадают в особняк на Рублёвке), гламурные «гуру» в фильмах и ток-шоу дают советы по «лайт-духовности», а юмористы помогают «расслабиться после работы». В результате создается впечатление, что большая часть передач сделана под обалдевшего от работы менеджера или трудного подростка с полным отсутствием художественного и музыкального вкуса, а также абстрактного рабочего, который 10 часов вытачивал на заводе детали и теперь хочет отдохнуть под плоские шутки о вечном. Да ещё есть скучающая домохозяйка потребитель всех этих сериалов и шоу.
Теперь перейдём к «чернухе». Лозунгом этого направления телепередач может служить слоган «скандалы, интриги, расследования». Персонажами здесь могут быть алкаши, продающие своих детей первому встречному, бомжи и путаны, чья непростая жизнь очень интересует зрителей, оборотни в погонах и просто оборотни, без которых жизнь на свете не была бы такой веселой. Ещё в чернухе показывают скандалы со звёздами.
Вполне очевидно, что православному христианину и просто нормальному человеку не хочется смотреть такие передачи и он начинает думать о том, куда бы обратиться с предложением избавить его за его же налоги от бесчисленных просмотров шоу «про это». Однако телевизионные начальники в ответ на жалобы произносят магическое слово «рейтинг», и христианин остается один на один с телевизором.
Конечно, в запасе у поборников «свободы творчества» есть чудесный аргумент: «Не нравится выключи или переключи». Но переключать стало практически некуда. Телеканал «Культура» показывает далеко не у всех, да и скучноват он бывает временами. Действительно хорошие передачи типа «Слова Пастыря» с митрополитом Кириллом (Гундяевым), «Умники и умницы» с Юрием Вяземским или «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе показывают либо рано утром по выходным, когда ещё хочется спать, либо поздно вечером в будни, когда уже хочется спать.
Кроме того, выключить телевизор может взрослый человек, у которого уже сформированы нормы морали и нравственности. А если ребёнок увидит что-нибудь из чернушного гламура, то сможет ли он выключить телевизор? И как родителям потом объяснять сыну или дочери, что, например, ругаться матом нехорошо, если ваше чадо скажет: «А вот дядя в телевизоре так делал». Как можно объяснить подростку, что любовь это не только секс, но и целомудрие, если почти все передачи для молодежи рассказывают о том, что нравственные нормы ханжество и нужно брать от жизни все? На этот вопрос нет ответа у телевизионных начальников, но они продолжают кормить нас «рейтинговыми» передачами.
Что же может сделать человек, чтобы защитить себя и детей от потока пошлости, льющейся с телеэкрана? Прежде всего, он может публично высказывать своё суждение о качестве программ, независимо от того, верующий он или нет, консерватор или либерал, учёный или простец. Такое гласное суждение поможет преодолеть мнимые рейтинги. Любой гражданин имеет право контролировать и оценивать телепередачи. Причём речь идёт не о предварительной цензуре, запрещённой по Конституции, а о возможности для людей, пользующихся авторитетом в обществе, выносить суждение по поводу уже увиденной программы.
Если мы хотим, чтобы люди больше узнали о Евангелии, и не желаем, чтобы наши дети смотрели по телевизору всякие гадости, необходимо не только уменьшить число безвкусных передач, но и создавать хорошие. И здесь очень многое зависит от Церкви и от журналистов, пишущих о Православии.
Телевидение, газета, радиостанция всё это может стать площадкой, с которой человек может не только увидеть Пасхальное или Рождественское богослужение, но и услышать ответы на свои вопросы, свою боль и скорбь. За двухтысячелетнюю историю христианство накопило огромный духовный и человеческий опыт. Если священнослужители и миряне смогут поделиться с человеком радостью Воскресения Христова, то голубой экран может стать началом пути ко встрече со Христом. Конечно, телевизор не может быть местом для прямой проповеди, но он может донести правдивую информацию обо всём «разумном, добром, вечном». Конечно, между телевизионной картинкой и реальной жизнью есть огромная разница и, сидя перед экраном, нельзя в полной мере ощутить радость Пасхи или Рождества, но можно попытаться хоть немного сделать окружающий нас мир чище и добрее.
Но для этого мы, православные христиане, не должны сидеть каждый в своей норке или ожидать, что люди сами придут в храмы. Нам нужно сеять евангельские зерна там, где это возможно, и телевизор может стать незаменимом помощником, как и другие СМИ, в том числе и тот журнал, который вы сейчас читаете.
Источник: www.religare.ru
9 плодов телевидения
Несмотря на то, что ТВ само по себе нравственно нейтрально, попробуем обратить внимание на последствия неразборчивого к нему отношения:
- Телевидение способно пленять душу, вызывая сильнейшую зависимость от информации и зрелищ. Попробуйте сознательно не смотреть телевизор всего один месяц и вы почувствуете эту зависимость. Даже взрослый человек с его устойчивой психикой не может противостоять этому воздействию, что уж говорить про ребенка.
- Мы ежедневно пытаемся попасть в иллюзорный мир телевидения, чтобы уйти от реального мира.
- Телевизор сделал преступление и жестокость обыденностью. Он вовлекает нас в сцены жестокости, гнева, «красивой жизни» и пробуждает в душе соответствующие страсти.
- Для обсуждения нам открыта жизнь сотен известных людей, мы тешим себя «причастностью» к жизни знаменитостей.
- Телевидение является отражением жизни, зачастую искаженным. Оно дает ложное ощущение опытности.
- Новостные программы формируют иллюзию участия в политических событиях, хотя информация подается «переработанная», дозированная и часто негативная.
- Ум постоянно занят, но это не приносит никакого плода, а отнимает массу времени.
- Человек не обращает внимания на свой внутренний мир, он как будто живет в театре с непрекращающимися представлениями.
- Телевизор потакает низменным страстям человека, так проще привлечь внимание, ведь телевидение – это бизнес, одна из целей которого – продажа рекламы.
Один батюшка на вопрос, почему он считает просмотр телевизора грехом, ответил:
«Сам по себе телевизор — как изобретение ума человеческого, не грех. Если бы он служил для воспитания нравственности и духовности — вопросов бы не было. Вот вы мне скажите: вы бы убийцу к себе в дом пустили? — Нет! — А вора-рецидивиста или блудника, который бы с вашими детьми на ваших глазах блудом занимался? — Нет. — Простите, но через телевизор они все у вас в доме».
Липучий «друг семьи»
С некоторых пор я заметил, что стал пристрастен к телевизору. Мне все время хочется его смотреть, взгляд сам к нему прилипает. Даже когда в этом нет особой необходимости. Смотрю его утром, перед уходом на работу. Смотрю вечером, когда возвращаюсь с работы и хочется развлечься и отвлечься.
И вроде бы не чушь какую-нибудь, а вполне пристойные передачи или детективные сериалы. При этом постоянно ловля себя на мысли, что попусту трачу время, а выключить не получается. Может быть, я собрался бы с духом и выкинул его. Но мои родные меня не поймут. Для них телевизор – «друг семьи».
Отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке:
– При любой зависимости, в том числе и телевизионной, нужно выделить дни, когда ты можешь воздерживаться от предмета своей зависимости (например, не смотреть телевизор в посты и постные дни, в среду и пятницу). Ведь многие люди, чтобы бросить курить, начинают с ограничения числа сигарет в этот день. Этот же принцип подойдет и здесь. Хотя, конечно, если живешь в семье и домочадцы во время завтрака или ужина смотрят телевизор, то даже если спиной в этот момент сидишь к нему, очень тяжело бороться с собой.
Таким образом, если кто-то хочет избавиться от пристрастия к телевизору, нужно углублять свою собственную жизнь. Ездить в интересные, развивающие мировоззрение поездки, читать серьезные книги или, в крайнем случае, смотреть серьезные фильмы. Часть времени, которое человек тратит на телевизор, можно же заменить чтением книг (духовной литературы, книг по истории или культуре). Известно, что чтение книг требует большей работы интеллекта, чем просмотр телевизора. Человек, много читающий, почти не смотрит телевизор, и наоборот – кто много смотрит телевизор, обычно не любит и не умеет читать.
«Пост и телефильмы»
Многие христиане считают, что пост установлен только для того, чтобы подчинить тело душе. Святитель Григорий Богослов назвал тело «ночной и страстной служанкой». Душа — царица, тело — ее раба, которая должна участвовать в славе своей царицы. Но эта «раба» своенравная, непослушная, склонная к мятежам, и поэтому ее часто надо силой принуждать к повиновению.
Однако это лишь одна сторона поста. Есть другая, еще более важная, то, что святые Отцы называли «духовным постом».
Человек состоит из души и тела, но в самой душе можно различить две не сливающиеся друг с другом силы: первая — обращенность к вечности, к тому, что стоит над текущим потоком земного бытия, — способность души к богообщению святые Отцы называли духом; вторая сила — обращенность к земле, совокупность познавательных сил: рассудка, воображения, памяти, а также чувственные влечения, эмоциональные переживания и, наконец, генетически вложенные инстинкты, без которых человек не мог бы существовать ни одного дня.
Главное в человеке — дух; в духе — образ и подобие Божие, дух отделяет человека как бы глубокой пропастью от всех остальных обитателей земли. В духе вложена целевая идея человека — вечное богообщение. Насколько человек живет духовно, настолько он живет достойно своего предназначения; это единственная возможность иметь радость и мир в земной жизни, в этом море страданий.
У некоторых христиан такой триметрический взгляд на природу человека (дух, душа и тело) вызывает представление о душе как о чем-то низменном и недостойном в сравнении с духом. Это не так. Без душевных способностей невозможна была бы для человека земная жизнь и, следовательно, формирование его как нравственной личности для вечной жизни.
В самой природе человека нет ничего скверного и низменного; скверное — это извращение воли, разрушение иерархии и правильной соподчиненности способностей и сил человека; низменное и недостойное — это страсти и грех. В нашем наличном, а вернее, падшем состоянии тело проявляет себя непокорным душе, а душа — непокорной духу.
Поэтому пост — это не только укрощение тела, но прежде всего — укрощение душевных страстей для того, чтобы мог пробудиться и действовать дух.
Пост телесный подразумевает: 1) ограничение в пище; 2) употребление особого вида пищи; 3) редкий прием пищи.
Душевный пост также должен включать в себя: 1) ограничение внешних впечатлений — пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объемах, подобных «пиршествам Гаргантюа»; 2) контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключение того, что раздражает страсти; 3) редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста — покаяние.
С постом несовместимы все виды развлечений и зрелищ, бесконтрольное чтение, продолжительные разговоры, шутливый тон, посещение тех мест и домов, где царит мирской, нецерковный дух, — все то, что рассеивает человека, отключает ум от молитвы, а сердце от покаяния.
Наши страсти тесно связаны с чувственными образами. Страсть появляется в сознании в виде греховного образа; и наоборот, греховный образ, воспринятый со стороны, возбуждает страсть в нашем сердце (преподобная Синклитикия называла глаза окнами смерти). Сценой, на которой непрестанно демонстрируются человеческие страсти во всем их разнообразии, эффектности и изощренности, в наше время является телевизор. Он похож на источник постоянной радиации, который облучает смертоносным стронцием психику людей.
Телевизор держит человека в страстном напряжении, как будто в пространстве его экрана заключен сгусток всех чувственных эмоций, страстей, похоти, жестокости, преступлений. То, с чем человек в прошлые века мог — и то случайно — соприкоснуться несколько раз в жизни (скажем, картина убийства), теперь он видит каждый день. Широкими волнами с телеэкрана льется мутный поток на седовласых стариков, девушек и малых детей. Кажется, что телевизор поймал земной шар, как мяч, в свою сетку. Он дотянулся до вершин гор, проник в тундру и тайгу, вошел, как хозяин, почти в каждый дом.
Говорят, что демоны сами не могут совершать блуд, но обитают около тех мест, где творится мерзкий грех, мысленно наслаждаясь им, по выражению древних писателей: «обоняя смрад блуда и крови».
Подобно этому зрители теле- и видеофильмов питаются «медитацией секса» и в то же время без всякого зазрения совести считают себя самыми порядочными людьми: они оскорбились бы и пришли в негодование, если бы кто-то назвал их духовными развратниками и блудниками.
Некоторые говорят, что они совершенно бесстрастно смотрят эротические фильмы. Это самообман: если бы они были бесстрастны, то не теряли бы время на подобное занятие; именно плененная страстями душа приковывает их к телевизору, и они отходят неудовлетворенными, если случайно не получат привычного для них «допинга».
В древнее время Церковь на долгие годы отлучала от причастия блудников, так как этот грех пропитывает смрадным ядом все поры души и тела, и нужно продолжительное время, чтобы человек очистился и отрезвился, встал бы снова на ноги, как после тяжелой болезни.
Блудник духовно мертв, пока не принесет искреннего покаяния и не исполнит епитимии. После эротических передач по телевизору человек приходит в церковь так, как мертвого приносят для отпевания; стоит в храме, но его нет. Там его тело, как гроб, а душа глуха и слепа, как труп, она не чувствует благодати, не может искренне молиться. Покаяние подразумевает волевое желание и решимость больше не совершать грех, а здесь человек обычно, возвратившись домой из церкви (иногда даже после причастия), проводит часы около телевизора.
Он не только духовно опустошен, в нем постепенно отмирает сама способность искренне каяться, то есть возможность вернуть потерянную благодать.
Другая «инъекция зла», которую получает человек от телевизора, — это серия убийств и насилий, к которым он привыкает.
В древнем Риме борьба гладиаторов в цирке, бой людей с дикими зверями и другие подобные «развлечения» привлекали десятки тысяч зрителей. Девиз римской толпы был: «хлеба и зрелищ», как будто в этих словах заключалась вся их жизнь. А самым захватывающим зрелищем для толпы являлась льющаяся кровь и предсмертная агония.
Телевизор делает из людей садистов, которые спокойно и с тайным наслаждением смотрят на сцены убийств. Если бы в них оставались человеческая любовь и сострадание, то они в ужасе отвернулись бы от этого кошмара. Телевизор сделал преступление и жестокость обыденностью. Попробуй кто-нибудь сказать, что ему противно и страшно смотреть на сцены насилия и убийств, его посчитают за истерика и нервнобольного. Если человек скажет, что считает ниже достоинства христианина смотреть на сексуальные картины, то ему открыто заявят, что он «ханжа», имеющий отжившие старомодные взгляды.
Душа имеет три способности: разум, эмоцию и волю. От неразлучной дружбы с телевизором воля у человека обессиливается, как у тех, кто часто принимает сеансы гипноза; чувство притупляется и требует новых острых ощущений и «допингов», а разум становится порабощенным сменяющими друг друга картинами, которые заставляют его жить в каком-то фантастическом мире, в постоянно продолжающейся фантасмагории.
У разума две силы: образное и словесное мышление. Слишком обильная, неуправляемая информация развивает низшую механическую память, но подавляет творческую силу и энергию. Человек, беспрерывно получающий обильную пищу, становится бесформенной грудой жира, которой трудно двигаться и дышать, которая еле передвигает ноги под собственной тяжестью.
Слишком большая, неуправляемая информация похожа на хроническое переедание, при котором мышцы перерождаются в сало. Ум становится дряблым и пассивным иждивенцем чужих мнений и идей. Картины, которые человек увидел на экране телевизора, вращаются в его подсознании, всплывают в памяти, мелькают в сновидениях, как призраки. Мышление становится поверхностным, а язык — болтливым. Защитные силы психики истощаются, не будучи способными справиться с лавиной впечатлений.
Где место для безмолвия, для сердечной молитвы? Человек не видит самого себя, он как будто бы живет не в доме, а в театре с непрекращающимися представлениями.
Святые Отцы говорят о том, что существуют три вида деятельности ума: это созерцание, рождающееся в безмолвии молитвы, рассуждение и воображение, при этом воображение — самый низший вид мышления, соединенный с чувственными страстями и фантазией. Святые Отцы заповедовали пребывать в молитве, давать, когда это нужно в практической жизни, место рассудочному размышлению (при этом знать его меру и пределы) и бороться с воображением как со своим противником. А телевизор способствует обратному: развитию воображения, подавлению творческой силы ума и потере молитвы. Человек, проводящий время поста у телевизора, похож на обжору и пьяницу, который глотает все без разбора, даже не разжевывая куски, и при этом считает, что он держит пост по всем уставам Церкви.
Близкие понятия
- Опыт цивилизационной характеристики духовной культуры: Византия
- История Европы: дохристианской и христианской. Истоки европейской цивилизации
- Дохристианская Европа
- Христианский мир и эллино-римская цивилизация. Исследования по истории древней Церкви
- Христианство и цивилизация
- Пожертвовать
- 5.2 тыс. 0
Источник: azbyka.ru
Грех ли смотреть телевизор? И как из телевизора вышло серое рогатое существо…
Помимо документальных передач, бесед с батюшками – Андрей Ткачёв там часто выступает – в программу включены художественные фильмы. Это фильмы советского времени, главным образом, чёрно-белые. «В бой идут одни старики», «Вызываем огонь на себя», «Волга-Волга» и т. д.
Даже мультфильмы иногда показывают! Такие как «Лебеди Непрядвы» (мой любимый), «Винни-Пух»
Нового и современного ничего не показывают. Это, якобы, грех. скверна и нельзя.
Но!
Слишком хорошо я помню время, когда телевизор, как таковой, считался страшным грехом. Верующие бабушки крестились, стоило им увидеть телевизор. И даже «старые» фильмы про войну и добро вызывали священный у жас.
Одна женщина в 1996 на полном серьёзе рассказывала, как они вывезла телевизор на берег реки, швырнула с обрыва, он раскололся, а оттуда… вышло серое рогатое существо. Все в у жасе ахнули.
Теперь же случилось то, что и должно было случиться!
Я уже писала о том, что Православная церковь (при всей моей любви пишу) негативно воспринимает любое новшество. То, что считается грехом и недопустимо, по прошествии времени уже норма.
Это коснулось и телевизора и «старых» фильмов.
У меня такое подозрение, что пройдёт лет 100, а может и раньше (если не случится Апокалипсис) по Православным каналам будут показывать такие фильмы, как «Терминатор», «Человек-паук», «Пираты Карибского моря»
А на то, что будет сниматься тогда, будут креститься и плеваться, обзывать скверной и грехом.
Вот почему у меня волосы на голове зашевелились, когда Православная церковь с восторгом приняла куар-коды. Многие (Слава Богу, что не все) батюшки открыто призывали прихожан уколоться.
В «Откровении Иоанна» написано, что Антихрист воссядет в храмах, мы надеялись, что это не о Православных храмах речь. А теперь уже… кто знает, будем молиться, всё возможно. Точка не поставлена.
Источник: dzen.ru