Как настроить сценические мониторы

Индустрия живого звука последние десятилетия перенасыщена технологиями, что привело к усложнению организации концертов. Это, в свою очередь, привело к разделению звукорежиссеров на концертных и мониторных. Работа на сцене стала отдельной профессией наравне с профессией концертного звукорежиссера.

Суть работы мониторного звукорежиссера состоит в том, чтобы артисты на сцене слышали себя и друг друга. Это делает возможным повысить качество работы музыкантов к всеобщему удовлетворению.

Как правило, звукорежиссер должен одновременно выполнить три задачи: – обеспечить музыкантов персональным миксом, который удовлетворяет их нужды; – обеспечить снижение такого негативного эффекта, как влияние мониторного звука на звучание в зале, напрямую или через систему звукоусиления зала; – избежать возникновения акустической обратной связи. Кроме непосредственно выступления, мониторный звукорежиссер участвует в подготовке концерта, решая следующие задачи: – предложить артисту мониторную систему, удовлетворяющую его требованиям; – убедиться в эффективности мониторной системы на сцене.

Калибровка студийных мониторов

Работа со сценическими мониторами решает совершенно иную задачу, чем работа со звуком в зале. На сцене пересекаются требования артистов, звукорежиссеров, производителей оборудования и даже юристов (последнее связано с тем, что нормативы Европейского Союза запрещают работу, если на рабочем месте звуковое давление превышает 85 децибел).

Плоды работы на сцене не рассчитаны на массы. Эта работа «заточена» под специфические требования каждого исполнителя, его желания и особенности. Этим сценический мониторинг значительно отличается и от звукозаписи, и от работы звукорежиссера зала. Существуют определенные правила плодотворной работы.

Мониторный инженер обеспечивает одновременно несколько миксов, и для группы из четырех человек может понадобиться от восьми до десяти различных миксов. Баланс, требуемый артистом, часто не очень приятно слушать.

В зависимости от положения на сцене, артист слышит рядом расположенные инструменты и мониторы и в связи с этим может потребовать такой баланс, который будет казаться несбалансированным при прослушивании в любом другом месте. Это значит, что у мониторного звукорежиссера нет возможности судить о качестве звучания на основании собственных ощущений.

Не следует путать собственное ощущение правильного звука с ощущением артиста. Ошибки не могут быть исправлены, потому что вся работа происходит в режиме реального времени и аудитория заметит ошибку. Поэтому к звукорежиссеру предъявляются повышенные требования по умению реагировать очень быстро, так как не существует кнопки отмены ошибочно сделанного шага.

Надо быть реалистом: при работе с незнакомой группой, все, что можно предложить, – это свою попытку наилучшим образом выполнить работу. Не следует пытаться «изобрести велосипед» в первый день знакомства с коллективом, вместо этого надо постараться понять требования музыкантов.

Собственные предложения по работе со звуком лучше оставить на потом, когда будет больше времени на эксперименты. Звукорежиссер должен быть немного психотерапевтом: он должен различать требования гитариста, стоящего рядом с громко звучащим гитарным усилителем и требующего услышать в мониторе звук своей же гитары, и гитариста, желающего услышать клавишника, расположенного на другом конце сцены.

Как настроить концертные мониторы ?

Размещение мониторов является важным элементом успешной работы. Мониторы должны быть обращены в лицо артистам и не звучать в сторону акустических инструментов. Следует избегать направления излучения мониторов в сторону микрофонов и зрительного зала.

Мониторы для барабанщика (drum fill) ставятся сбоку от барабанов и направляются таким образом, чтобы звук не попадал на микрофоны томов и оверхедов. Для этого акустическая система кладется на бок, что позволяет сузить диаграмму направленности по горизонтали. Особого внимания требует конфигурация из двух рядом стоящих мониторов, подключенных параллельно к одному усилителю.

Эта конфигурация создает дополнительную интерференцию, способную вызвать неравномерное звучание. При настройке мониторов должно учитываться влияние низких частот, проникающих на сцену от портальной звуковой системы.

Наиболее эффективным способом борьбы с этим явлением является более «сухая» настройка мониторов – так, чтобы низкочастотный отзвук портальной системы стал компонентом общего звучания на сцене. Не следует пытаться поднимать громкость мониторов на сцене, так как это может привести к заметному присутствию мониторного звука в зале, вызывая бубнящую окраску общего звучания.

Надо использовать направленность инструментальных акустических систем. Наклон гитарного кабинета назад-вверх, разворот басового кабинета в сторону могут снизить уровень мешающего звука. Разведение инструментов со схожим тембром по разным мониторам позволит повысить разборчивость благодаря пространственной локализации.

В случае, если один и тот же инструмент должен поразному звучать в разных мониторных линиях, лучше использовать параллельное включение инструмента в две ячейки микшерного пульта, что дает возможность выстроить два разных тембра инструмента. Микширование мониторного звука с пульта в зале Не всегда есть возможность иметь отдельный мониторный микшерный пульт, поэтому приходится работать без мониторного звукорежиссера.

В этом случае для создания мониторного микса используется пульт зала – решение более дешевое, но не всегда худшее. На некоторых площадках нет места не только для мониторного пульта, но даже не помещается больше трех мониторов. Этот способ эффективен при малом количестве мониторных миксов и линий.

Еще по теме:  Подключение монитора к Макбуку

Более сложная работа, например применение персональных ушных мониторов или использование каких-либо эффектов обработки звука, будет затруднена в такой конфигурации. На Рис. 1 показана типичная схема соединений, когда мониторы управляются с пульта из зала.

Рис 1 Фото статьи Это базовая конфигурация для небольшой сцены.Портальная звуковая система состоит из двух групп акустических систем, без субвуферов и малых систем для первых рядов (front fill). Играет группа из четырех человек – вокалист, гитарист, басист и барабанщик.

Каждый музыкант имеет персональный монитор, а вокалист имеет два, включенных параллельно. Микшерный пульт может иметь 24 канала, шесть Aux-посылов, два выхода. При большом количестве мониторных миксов увеличивается объем работы с мониторами, и такая конфигурация становится нецелесообразной.

Микширование с пульта на сцене Более удобной для работы с мониторами на сцене будет отдельная специальная мониторная консоль. Включение мониторного пульта через сплиттер позволяет обеспечить полностью независимую работу двух звукорежиссеров (рис. 2). Рис.

2 Фото статьи Существенный недостаток такой конфигурации – стоимость. Специализированная микшерная консоль и сплиттер обеспечивают наилучшие возможности удовлетворить требования артистов (как при использовании персональных ушных мониторов, так и обычных напольных) независимо от управления звуком в зале.

На рис.3 показана мониторная система среднего размера, где каждый музыкант имеет свой монитор. Рис 3 Фото статьи Для вокалиста предназначены два монитора, а для барабанщика добавлен субвуфер. По бокам сцены расположены дополнительные мониторы-«прострелы» (side fill).

Они рассчитаны на покрытие ближайшей зоны сцены, поэтому каждая сторона сцены имеет свой независимый микс. Было бы ошибкой считать, что боковые мониторы – это стереосистема, потому что музыкант, находящийся с одной стороны сцены, не может слышать звучание мониторов, находящихся с другой стороны.

Конструктивные особенности напольных мониторов Мониторные громкоговорители являются обычными акустическими системами, имеющими особую клиновидную форму, за что и получили название wedges. Основное требование к таким мониторам – неискаженное воспроизведение вокального диапазона, что необходимо для обеспечения высокой разборчивости.

Мониторы не должны звучать, как концертная система зала, но обязаны иметь минимальные искажения, потому что звучание мониторов неизбежно попадает в микрофоны, находящиеся на сцене, а оттуда в зрительный зал. Звуковое давление таких мониторов должно быть достаточно высоким, но это нужно не для создания высокой громкости, а для неискаженного воспроизведения пиков живого необработанного компрессорами сигнала.

С появлением мощных громкоговорителей практически перестали применяться крупногабаритные мониторы с 15″ динамиками и стандартными стали мониторы с 12″ громкоговорителями, и даже появились мониторы с 10″ громкоговорителями. Стремление к миниатюризации привело к популярности коаксиальных мониторов, где высокочастотная головка излучает звук через отверстия в магнитной системе громкоговорителя.

Мониторы с такими громкоговорителями имеют небольшую высоту и за это любимы телевизионными режиссерами. Персональные ушные мониторы В конце 70-х различные изобретатели пробовали создать систему персональных мониторов. Огромный успех компактных кассетных магнитофонов Sony Walkman дал толчок к созданию мониторов на базе миниатюрных головных телефонов.

Эти устройства сочетали возможности Hi-Fi техники с технологиями радиовещания и слуховых аппаратов. Первые персональные мониторы (IEM, In-Ear Monitoring) можно было только арендовать, поскольку они были чрезвычайно дорогими и требовали отдельного специально обученного техника, обслуживающего «закрытую» технологию.

Они представляли собой похожий на Sony Walkman карманный радиоприемник, принимавший два аудиоканала с радиолюбительского передатчика мощностью 3 ватта. В системе использовались два направленных микрофона-“пушки”, снимавших со сцены сигнал, который затем подмешивался в мониторный микс.

Первые системы были дорогими, передатчики работали нелегально, а недоработки, вроде ухода частоты и пропадания сигнала, омрачали работу музыкантов. Наушники создавали дискомфорт уже после нескольких минут работы. Одним из первых пользователей персональных мониторов был Стиви Уандер, что помогло распространению этой технологии среди других музыкантов.

Некоторые исполнители финансировали разработки, среди них группа «Стив Миллер Бэнд». Для нее в 1984 году была разработана заказная радиосистема, рассчитанная на четырех музыкантов. Система обошлась в огромную сумму 65000 долларов! Она была монофонической, вызывала пространственную дезориентацию и утомляла даже на малой громкости.

После проверки на концерте группа от системы отказалась и доработала тур с обычными мониторами. Современные IEM-системы позволяют передавать по радиоканалу двойной моносигнал, а некоторые приемники могут смешивать эти сигналы в моно.

Если по одному каналу передавать вокал, а по другому инструменты, то одним и тем же передатчиком можно обслуживать нескольких музыкантов и вокалиста, причем каждый из них может самостоятельно прямо во время выступления устанавливать индивидуальный баланс между вокалом и инструментами. Еще один практический вариант использования персональных мониторов – это сформировать общий инструментальный микс и подать его на один из входов каждого передатчика.

На другой вход передатчика подается персональный микс музыканта. В этом случае, смешивая в приемнике два моносигнала, каждый музыкант может регулировать баланс между общим и персональным миксом. Другой случай – играющий бэк-вокалист, например гитарист.

Подавая в один канал инструмент, а в другой вокал, этому исполнителю предоставляется возможность регулировать баланс между вокалом и инструментом. Некоторые приемы работы были бы невозможны без IEM-радиомониторов. Например, работа на вынесенной в зал сцене – по причине запаздывающего из порталов звука. Системы IEM-мониторов прошли большой путь, чтобы стать рабочим инструментом.

Еще по теме:  Можно ли протирать монитор средством для стекол

Вибратор Одной из замечательных новинок последних лет являются НЧ-вибраторы (buttkicker), устанавливаемые на стул барабанщика. Они хорошо сочетаются с персональными ушными мониторами, что значительно снижает требования к напольным мониторам для барабанщика (drum fill).

Например, можно использовать проводной IEM-монитор PSM600+E5 и дополнительно подавать сигнал с отдельного аукс-посыла на вибратор. Микс, в котором смешиваются большой барабан, томы и немного малого барабана, регулирует в данном случае сам барабанщик.

Вибратор Фото статьи Частота раздела между IEM-мониторами и вибратором устанавливается кроссовером в районе 200…220 Гц. Однако не все барабанщики считают такое технологическое решение полной заменой хороших мониторов drum fill, потому что реальный мощный субвуфер дает отличную разборчивость внизу. Пожалуй, наилучшей комбинацией является сочетание вибратора и субвуфера, но это приводит к тому, что звукорежиссеру необходимо формировать для мониторов барабанщика три разных микса. Особенностью эксплуатации вибраторов является то, что не каждый усилитель способен надежно работать с этим устройством.

17 декабря 2015 Сергей Левшин

Пока никто еще не оставлял комментарии. Вы можете быть первым. Возможность оставлять комментарии доступна только для зарегистрированных пользователей.

Источник: www.allprosound.ru

Как подключить и настроить микшер и микрофоны для караоке?

Forte Z.4W

Рассмотрим этот процесс, на основе микшера с встроенными микрофонами FORTE Z.4W

В микшер нужно подать звуковой сигнал (фонограмму), звуковой сигнал с компьютера, телевизора или телефона.

Соответственно это можно сделать подключив микшер по USB шине к компьютеру, так как микшер имеет встроенный аудио интерфейс, по Блютуз подключить звук с телевизора если имеется такая техническая возможность, с телефона,
по аудио кабелю с телевизора и телефона, и другого проигрывающего устройства.

В микшере фонограмма смешивается со звуком микрофонов, и далее подается по кабелю, на вход активной акустической системы, муз. центра, усилителя, блютуз колонки и т.д.

Схема караоке

Для начала соединим (MAIN OUT) мастер-выход, или (REC OUT) выход на запись микшера,
с AUX входом усиливающего устройства, межблочным кабелем 2RCA-2RCA.

out karaoke

кабель 2rca-2rca karaoke

aux karaoke

На микшере выставляем уровень громкости мастер выхода в положение «3 часа»

main out karaoke

громкость в усиливающем устройстве устанавливаем в положение 75%.

Переходим к включению встроенных беспроводных микрофонов.

Активируем встроенные микрофоны, кнопкой «UHF», индикаторы А и В должны загорется.

UHF karaoke

Выставляем уровень чувствительности, эквализацию ВЧ и НЧ, а также уровень громкости канала,
в положение «12 часов», это будут базовые настройки канала.

chanal karaoke

Включаем на микрофонах кнопку вкл, загорается индикатор, после этого звук микрофона,

микрофон для караоке

должен раздаваться из динамиков, если громкости не достаточно, добавляем громкость в канале микрофона ручкой громкости до положения на 3 часа, если этого не достаточно, добавляем громкость ручкой Gain, но индикатор PK! не должен загораться.

эффект эхо караоке

Для включения эффекта Эхо, переводим кнопку FX в положение ON
и регуляторами громкости эффекта, и количества повторений, устанавливаем необходимый уровень эффекта,
важно не переборщить.

эффект эхо караоке регулировка

Осталось подать в микшер звуковой сигнал фонограммы, и можно исполнять караоке.

Вариант 1

Подключаем микшер к компьютеру по USB соединению, в качестве аудио интерфейса.

PC karaoke

Кабель имеется в комплекте, красная кнопка должна быть в положении «отжата».

На дисплее микшера отражаются буквы «PC», компьютер определяет микшер как аудио интерфейс.

Включаем воспроизведение музыкального файла, в панели управления, кликаем на значок динамика,

PC громкость

всплывает меню выбора вывода звука

Выбор вывода звука PC karaoke

Выбираем «Динамики (JieLi BR21), звук пошел в микшерный пульт, дополнительных соединений кабелем не требуется.

Нужно обратить внимание на один момент, звук пошел на мастер выход микшера,
чтобы была возможность управлять громкостью и эквализацией, нам нужно отправить сигнал в 3-4 канал микшера,
для этого кнопка «MP3 ROUTE» должна находиться в положение «утоплена»

mp3 karaoke mikrofon

Далее устанавливаем уровень сигнала в ПК нажав на значок динамика, и установив громкость в промежутке от 75 до 100.

Громкость PC

На микшере регуляторы чувствительности и эквалайзера устанавливаем в положение «12 часов»,
и далее на слух по ощущением выставляем уровень громкости и уровень НЧ и ВЧ, но индикатор «Peak» не должен загораться,
если он мигает уменьшаем уровень чувствительности канала ручкой «Gain» поворачивая против часовой стрелки.

Вариант 2

Подключение по блютуз, кнопкой «MODE» на панели управления MP3 проигрывателем,

Блютуз

активируем режим БЛЮТУЗ, на дисплее загорится индикация, сопрягаем наши устройства обычным способом, микшер отображается как BT36, производим настройки звука как было описано выше.

Добиваемся оптимального баланса громкости, эквализации, и эффекта Эхо, между голосом и музыкой,
и наслаждаемся пением караоке.

Это и другие устройства для домашнего караоке, Вы можете заказать и приобрести на нашем сайте в категории караоке системы,
а также получить консультацию и помощь в выборе, схему подключения, консультацию и услугу по подключению по видео связи через Ватсап, совершенно безвозмездно.

Источник: zvukopt.ru

Студийные мониторы. Установка, отделка студийного помещения

Студийные мониторы

Важнейшей составляющей студии, является мониторинг, т.е. то в чем мы слушаем и работаем. Нам понадобятся студийные наушники, и мониторы (студийная акустическая система) С учетом того, что мы рассматриваем использование мониторов в домашней студии (подразумеваем квартиру, в редких случаях дом), то сразу отказываемся от мониторов среднего и тем более дальнего поля, из-за средней, возможной площади комнаты от 10 до 20 кв.м. Работать даже с мониторами ближнего поля (в комнате) представляется очень сложно. Это связанно с отделкой, обстановкой и акустическими параметрами помещения.

Еще по теме:  При включении монитор мерцает

Установка студийных мониторов

Расстояние между мониторами ближнего поля, должно равняться 1,5 метрам (мин. 1,2м), т.к. вы и мониторы должны составлять равносторонний треугольник (рис.1), получаем ваше рабочее место. Расстояние от тыла студийных мониторов до стены, у которой они стоят, равняется примерно 30-40 см (рис.2).

Расстояние от вашего рабочего места до задней и боковых стен, должно быть не меньше, чем до мониторов (рис.1). По высоте, мониторы устанавливаются так, что бы пищалки были на одной плоскости с ушами. Это правильная расстановка мониторов, такая должна быть в идеале. Но несложно посчитать, что требуемая площадь комнаты, при условии нужной формы, составит от 13 до 20 кв.м., без учета мебели.

Отделка студийного помещения (квартиры, комнаты)

Студия звукозаписи

Правильная отделка комнаты в домашних условиях нереальна в 90% случаях, по этой причине изложу лишь несколько способов, как приблизиться к нужным результатам. Во первых глушим стенку позади мониторов. Вариант первый, глушим всю стенку, т.е. вешаем ковер, штору, поролон, всё что максимально будет препятствовать отражению звука.

Вариант второй, глушим часть стенки, вырезаем из поглощающего звук материала два куска, размерами в 2-3 раза больше чем площадь задней стенки колонки. Вешаем ровно за мониторами, можно сместить немного в центр (рис.2). Во вторых, глушим заднюю и боковые стенки, опять же можно полностью, можно частично. Если частично, то ищем зоны первичного отражения.

Для этого берем помощника и зеркало, садимся на рабочее место, а помощник тем временем ходит вдоль стены. В тех участках, где вы увидели отражение ваших мониторов, вешаем рассеивающие или поглощающие плиты. Прием с зеркалом касается и рабочего места, кладем зеркало на пульт или на стол, смотрим с рабочего места, и делаем всё что угодно, пока не исчезнет отражение мониторов в зеркале. Таким образом, мы избавимся от воздействия первичных отражений, это большой плюс для нашей студии в квартире.

Правильное подключение

(фазирование) пассивных акустических систем с подсоединением провода в виде прищепки, винтовым образом и т.п., к усилителю. Обращайте внимание на + и — . Встречается большое количество случаев, в домашних студиях, когда люди работают с включенными в противофазе, студийными мониторами и ничего не подозревают.

Это грубая ошибка, в данном случае вся ваша работа и качество акустических систем, сводится на нет. Первые признаки противофазы: некомфортные ощущения (звуковая яма) при прослушивании; нехватка низких частот, а точнее их отсутствие; некорректная работа эквалайзера в нижнем диапазоне частот; появление хоруса. Проверить где плюс, а где минус, можно обыкновенной батарейкой, подсоединенной к проводам колонки, низкочастотные динамики должны работать в одну сторону. Будьте осторожны, если у вас стоит плохой фильтр высоких частот, можно спалить пищалку. В другом случае только на слух.

Что выбрать

Уже более двадцати лет, акустическая система Yamaha ns-10m является эталоном звука среди студийных мониторов ближнего поля. Изначально эта модель вышла как Hi — Fi бытовая акустическая система для прослушивания музыки в домашних условиях, но из-за технических параметров были приняты профессиональными студиями как качественные мониторы ближнего поля. На сегодняшний день эту модель можно встретить в большинстве студий звукозаписи. До сих пор характеристики Yamaha ns-10m являются актуальными, для использования в профессиональных студиях. Главный козырь ns-10m быстрое затухание сигнала, что обеспечивает большую прозрачность и честность, воспроизводимого материала.

Характеристики Yamaha ns-10m:

  • Двухполосная акустическая система закрытого типа, с частотой раздела 2 kHz
  • Объем 10,4 литра
  • 180мм. Низкочастотный громкоговоритель
  • 35мм. Пищалка
  • Частотный диапазон от 60 до 20000 HZ
  • Чувствительность 90дБ

KRK V6

Event Project Studio 6

  • 45 Гц — 20 кГц, ?3 дБ отн. 500 Гц;
  • НЧ усилитель 70Вт;
  • ВЧ усилитель 30Вт.

M-audio Studiophile sp-5b

  • 33 Гц — 22 кГц; раздел на 2700 Гц;
  • НЧ усилитель 42 Вт;
  • ВЧ усилитель 33 Вт;
  • размеры: 166 х 250 х 200 мм

Другие студийные мониторы

Другие достойные студийные мониторы, это активные KRK серии V , но не дешевле чем 400-500$ за шт.; Event для домашних студий, которые пользуются большим успехом, особенно модель 20/20 bas, можно обратить внимание на студийные мониторы M-audio.
Если нет денег, то при грамотном использовании хорошо звучащих, бытовых колонок в паре с хорошими студийными наушниками можно добиться определенных результатов. Супер хорошего в этом ничего нет, но почти каждый звукорежиссер проходил через это. А сейчас реклама:))), вот список интересных бытовых колонок.

Yamaha NS -10 MM — полочная акустика, визуально похожая на легендарные ns-10 m

  • Мощность — 40Вт на канал
  • Чувствительность — 88дБ
  • Диапазон воспроизводимых частот 75-33000 Hz

Вообще, акустические системы Yamaha всегда отличались превосходным звуком.
Компьютерные, недорогие активные колонки Microlab Solo1

  • Частотный диапазон:ВВ 20 Гц — 20 кГц
  • Магнитное экранирование:ВВ Есть
  • Мощность (RMS):ВВ 2 х 25 ватт RMS
  • Материал корпуса:ВВ дерево

Так же очень хорошо звучат старые, совковые акустические системы Radiotechnica. Это конечно не спасет от отсутствия мониторов, но для дополнитель

Источник: nnsokolov.ru

Оцените статью
Добавить комментарий