Агафонов, К. И. Воздействие телекоммуникации на психологическое становление детей дошкольного возраста / К. И. Агафонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57766/ (дата обращения: 07.05.2023).
В истории человеческой цивилизации время конца XX — начала ХХI века весьма характерно мощным развитием визуальной культуры. Дети, поколение которых родилось в середине 2000-х и в начале 2010-х годов, вряд ли смогут представить, что раньше люди не пользовались телевизорами.
И обычно дети задают взрослым вопрос: «Что было, когда у людей не было еще телевизора?» И тут с психологической точки зрения занимательна не только такая постановка этого вопроса, но и реакция родителей. Зачастую взрослые не могут сразу ответить на этот детский вопрос. Но ответ не так сложен. Человечество больше общалось между собой. В нашей стране было развито общение в кругу семьи, посещение музеев и театров, отдых на свежем воздухе, частые совместные прогулки и совместное чтение книг.
ГОРШОК — Синий трактор — Песня мультфильм про то как легко приучить ребенка к горшку
Сегодня визуальная культура получила, наверное, ведущую роль в жизнедеятельности человечества. Она стала не просто источником для получения информации и осуществления досуга: визуальная культура воспитывает детей, так как родители перекладывают на нее обучающую и развивающую функции. По сути, она стала неотъемлемым элементом жизни детей, фактически отодвинув на второй план общение с родителями.
Сейчас ознакомление детей с литературой, с историей начинается с помощью телекоммуникации, обычно представленной в мультипликационной форме. К примеру, перед началом просмотра мультсериала «Геркулес» детям нужно обязательно прочитать книгу с легендами и мифами Древней Греции.
Так как этот сериал американского производства, дети сталкиваются с достаточно вольной трактовкой первоисточников. И поэтому после просмотра данного мультсериала детям будет весьма сложно воспринимать то, что на самом деле Икар не был другом Геркулеса и был лишь им похоронен на острове, что Филоктет был человеком, который участвовал в Троянской войне, а не сатиром и т. д. Мультипликационные и кинематографические адаптации литературных произведений, исторических событий, мифов и легенд, если ребенок в первую очередь знакомится с произведением при помощи всего этого, приводят к тому, что в сознании детей формируется готовый образ благодаря этим адаптациям. В итоге сужаются возможности развития воображения, фантазии и творческого мышления. Специалист в области физиологии органов чувств Хорст Прен в этой связи констатирует: «Дети, чьё чрезмерное увлечение телепросмотром, превосходит все допустимые нормы, страдают полной потерей способности воображения, некоторые из них даже не в состоянии нарисовать по памяти бытовые предметы, скажем чашку или стол». Также замедляется и речевое развитие ребенка, беднеет словарный запас, ведь во многих анимационных фильмах звуковой комментарий состоит из ярко выраженного музыкального сопровождения, всевозможных криков и гортанных звуков, а речь героев обычно сводится к нескольким небольшим фразам на протяжении всего действия мультфильма [1].
НЕ учите ДЕТЕЙ ПРОГРАММИРОВАНИЮ!!!
В большом количестве стран мира существует проблема влияния «телеэкрана» на развитие личности ребенка. По данным ЮНЕСКО, около 93 % современных детей в мире смотрят телевизор примерно 28 часов в неделю, то есть около 3,5 часа в день. И в два раза увеличивается это время, просмотра телепрограмм, обычно, в выходные дни и дни школьных каникул.
Дети в России часто смотрят, помимо отечественных, в основном американские мультипликационные фильмы. Согласно данным статистики свидетельствуют, что количество картин может варьироваться от 3 до 7 в день. И примерно к своему 18-летию ребенок может успеть провести перед телевизором почти 3 года своей жизни.
Также можно говорить и о том, что каждый год дети видят около 9000 сцен, в которых показаны интимные отношения или присутствуют элементы сексуального характера. Средний российский ребенок, которому исполнилось 18 лет, до этого времени успевает увидеть на телеэкране около 100 тысяч сцен насилия. Последствия зависимости от телевизора сказываются, не только на здоровье, но и на психическом развитии, на формировании личности ребенка [2].
Первыми изучать данную проблему стали американские исследователи. Психолог Дэйвид Гроссман был одним из первых, кто смог доказать, что агрессивные фильмы и сюжеты мультипликации заражают ребенка агрессией, и в большей степени ей подвержены дети дошкольного и младшего школьного возраста [4].
В течение многих лет он следил за неконтролируемым телепросмотром детей и установил, что жестокое, аномальное поведение на экране провоцирует такое поведение в реальной жизни. И в этой связи Д. Гроссман рассматривает такое понятие, как «эмоциональная инфекция», когда дети начинают неосознанно подражать речи, поведению, действиям определенного лица на телеэкране. Следствием такой имитации становится эмоциональная конвергенция с объектом подражания. В ходе исследования было также установлено, что такие объекты в 7 случаях из 10 берутся из разнообразных телепередач, а не из реальной жизни.
Эксперты, работающие с возрастной группой детей-дошкольников, всё чаще начинают сталкиваться с искаженным поведением, которое, с одной стороны, выражается в необычайной скованности, а с другой, в сильной агрессивности и демонстративности. Обычно такие дети стесняются отвечать на простейшие вопросы взрослых, но при этом не могут не покривляться, показать неприличные жесты, произнести бранные слова, но прекрасно понимая смысл всего происходящего. И педагоги такой тип поведения относят к категории неуправляемого или отклоняющегося. Дети, которых можно отнести к данной группе, быстро и легко берут и используют негативные модели поведения, хотя могут и не видеть ничего подобного дома, обычно часто выслушивают замечания со стороны членов семьи, воспитателей, и выглядят благопристойными в глазах сверстников [3].
Группа московских психологов под руководством главного специалиста Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидата социологических наук Марковой Н. Е. провела эксперимент, в котором приняли участие дети, занимающиеся в студиях дошкольного обучения.
Цель исследования заключилась в том, чтобы «определить степень влияния теле- и видеопросмотра на формирование характера и поведенческих особенностей ребенка-дошкольника».
Психологами были выделены следующие блоки вопросов:
− предпочтения детей в теле- и видеопросмотре (жанр, страна производитель, фильмы или мультфильмы);
− влияние насилия на экране на ребенка, проблема восприятия насилия;
− самостоятельность детей в области теле- и видеопросмотра, контроль родителей за просмотром детей.
Исследование проводили методом фокус-группы. В связи со спецификой возраста, такой метод ранее не использовали для работы с детьми-дошкольниками и поэтому были допущены отступления от обычных правил проведения фокус-групп. И эти группы были собраны не стихийно, а модератор приходил в уже сложившиеся группы.
В такой ситуации дети чувствуют себя психологически комфортно, и могут спокойно и свободно рассказывать о себе. В ходе данного исследования дети отвечали на вопросы модератора, а также могли высказывать комментарии, свои соображения, замечания по поводу заданных вопросов. Средний возраст опрошенных составлял около 5 лет 4 месяца.
Ответы детей, как ожидалось, полностью совпали с тем, что предоставили родители в ходе такого же опроса. И в результате исследования были получены следующие результаты:
− дети больше предпочитают зарубежные мультипликационные фильмы;
− элементы «мультипликационного насилия» (драки, неожиданно полученные болевые ощущения героев, потери, разрушения) воспринимаются детьми как комические сцены;
− дети считают рекламу авторитетным источником получения информации;
− 84 % детей, участвовавших в эксперименте, сами решают и регулируют просмотр телевизора, без посторонней помощи.
На основании выявленных данных исследователи начали наблюдать за поведением детей с особенно ярким пристрастием к телевизору. Ученые отследили и зафиксировали у этих детей проявление агрессии в поведении и речи, заторможенность движений, которая сменяется процессом астенизации, бедность словарного запаса в сочетании с преобладающими жестами и тактильными контактами, отсутствие умения следовать инструкциям, проявление невнимательности, низкий уровень запоминания, проявление демонстрации в поведении. Эти выявленные признаки являются, как считают исследователи, нежелательными проявлениями в становлении детей дошкольного возраста [5].
В конце 70-х годов XX в. американские ученые Дороти и Джером Сингер стали изучать действие телевизора на детей и очень часто заявлять о том, что телекоммуникация влияет на способности ребенка к игре, на успеваемость детей в школе, а также на развитие способности читать и грамотно говорить. Они пишут: «Фактически наши исследования четко показали, что дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни» [4, с. 17].
Из-за того, что у детей происходит неправильное формирование способности к игре, у ребенка нарушается не только интеллектуальное, но и личностное развитие.
К такому заключению пришли такие ученые, как Горбнер, Зиллман, Доннейрстайн [6]. Они установили, что если дети дошкольного возраста смотрят, например, фильм ужасов, то они чувствуют ярко выраженный страх и стараются преодолеть его с помощью употребления пищи и питья, закрывания глаз, непроизвольного воздействия на какой-либо предмет: трогают, сжимают его.
В Великобритании исследователи выяснили, что риск появления большего веса при взрослении у детей дошкольного возраста увеличивается на 7 % за каждый лишний час у телевизора по выходным. Ученые сделали вывод о том, что телевизор смог заменить этим детям времяпровождение на свежем воздухе и прочую двигательную активность, и такое воздействие телевидения приводит к складыванию сидячего образа жизни, который остается у ребенка, когда он становится взрослым. Всему виной условия жизни, в которых пребывает ребенок, например, большая городская среда и действия взрослых, которые любят сажать ребенка перед телевизором, чтобы он не мешал им. И поэтому из-за собственного такого комфорта родители очень сильно могут затормозить развитие своего ребенка, для которого телевизор становится самым главным наслаждением.
Также в этой связи свое исследование провел Пацлав Райнер, который изложил его своей работе «Застывший взгляд»: автор рассмотрел пагубное физиологическое влияние телевидения на развитие детей [6].
На сегодняшний день ученым-психологам и прочим специалистам, которые изучают воздействие телекоммуникации на детей, важно разработать специальную стратегию, если мы не хотим, чтобы такое развлечение детей не стало для них чем-нибудь угрожающим их здоровью.
- Авдеева Н. Н., Фоминых Н. А. Психологическое воздействие телерекламы на детей // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 4. — С. 53–62.
- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция познанием. — Москва: Алгоритм, 2000. — 735 с.
- Лосева В. К., Луньков А. И. Психосексуальное развитие ребенка. — М.: А. П. О., 1995. — 52 с.
- Малышев Е. Я. Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Тверь, 1999. — 18 с.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет / Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Райнер П. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей. Перевод с немецкого В. Бакусева. — М.: Evidentis, 2003. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, визуальная культура, дошкольный возраст, телевизор, день, реальная жизнь, свежий воздух, том, фильм.
Источник: moluch.ru
Ребёнок и телевизор. Рекомендации
По поводу того, с какого возраста можно включать ребёнку телевизор, по результатам многочисленных опросов среди родителей мнений существует огромное количество. Однако и психологи, и невропатологи, и окулисты – детские специалисты – уверены в одном, до года ребёнку лучше не включать телевизор вообще!
Период младенчества очень важен в развитии малыша, в том числе и при развитии сетчатки глаза и нервной системы. Именно поэтому телевизор может стать тем раздражающим фактором, который делает ребёнка непослушным, капризным, нервным. В результате этого ваше чадо плохо спит, чутко реагирует на окружающие звуки во сне, плачет из-за пустяков. Даже если ребёнок и не смотрит, а просто слушает. Телевизор для маленьких детей – это яркая игрушка, привлекающая внимание, но в то же время и являющаяся посторонним шумом, который мешает «наладить контакт» с окружающим миром.
Многие мамочки не видят ничего плохого в том, что их трехмесячный сын или дочка смотрят телевизор, в котором их больше всего привлекает яркая реклама с быстро сменяющимися картинками. Ну, конечно, что может быть лучше растянуться вместе на диване: и вы отдыхаете, и малыш занят. Но на самом деле пользы от того, что ребёнок реагирует на яркие кадры, никакой нет.
Одно дело, когда ему в возрасте 2-3 лет включают хорошие советские мультфильмы, где любимых нами с детства героев качественно озвучивают заслуженные актёры кино. Действительно, такие минутки совместного отдыха могут пойти малышу на пользу: развивается зрительная память и речь.
Однако в этом случае тоже важно «не переборщить»: 10-15 минут в день вполне достаточно для такого возраста. Деткам постарше (4-5 лет) можно включать мультфильмы и более «взрослые» (например, диснеевские) и на более длительное время. В данном случае я не имею в виду, те «ужасы», которые показываются с утра до вечера по некоторым каналам, типа «Южный парк» и «Губка Боб». Комментарии, как говорится, излишни.
Если сами родители – любители посмотреть телевизор, причём всё без разбора, тогда не обессудьте, если к пяти годам ваше чадо превратиться в «телемана» и будет отказываться от игрушек и еды, только бы ему дали посмотреть телевизор. Поэтому будьте внимательны к тому, что смотрите сами и старайтесь поменьше времени уделять «голубому экрану» и побольше своему ребёнку.
Источник: olfi.ru
Еда под мультфильмы: запрещать или разрешать?
Ситуация, когда ребенок соглашается есть пищу только в сочетании с просмотром мультфильмов — не такое уж редкое явление. Только завороженно глядя в экран телевизора или монитор планшета, ребенок открывает рот и позволяет положить туда хоть кусочек. И мамы пользуются услугами мультипликаторов, полагая, что просмотр мультиков в сочетании с едой — все же лучше, чем голодный ребенок. Правы ли они? Что делать в такой ситуации?
Когда малыш рождается, мамы, теоретически крепко подкованные в воспитательных моментах, имеют по многим вопросам своё категоричное обоснованное убеждение. Которое, впрочем, зачастую кардинально меняется по мере роста ребенка. Например, каждая мама теоретически понимает, что еда под просмотр мультфильмов — не есть хорошо. Однако, если маленький нехочуха только при виде милой свинки Пеппы открывает рот для каши, то редкий родитель продолжает держать оборону.
Чаще всего к помощи телевизора родители прибегают, когда ребенок начинает есть из рук вон плохо. Телевизор в этом случае становится этакой «доброй феей», как по мановению волшебной палочки заставляющей ребенка открывать рот.
Однако следует помнить, что, прибегая к услугам телевизора, вы создаете видимость решения проблемы, поскольку в будущем вы будете озабочены отучением ребенка от еды под телевизор.
Почему же не стоит приучать ребенка есть под мультфильмы? Дело в том, что сейчас, в детстве, вы закладываете основы пищевого поведения и формируете пищевые привычки маленького человека. Ребенок, зачарованно смотрящий на экран, не наслаждается вкусом и внешним видом блюда, не учится есть опрятно. То есть вообще есть не учится, так как всю работу за него делают близкие.
Ему же остается только открывать рот. К тому же при просмотре телевизора малыш не концентрируется на приеме пищи, а значит, очень легко пропустить момент насыщения. В дальнейшем это может привести к привычке есть перед телевизором, у монитора, за книгой. И к систематическому перееданию тоже.
Итак, что же делать, если малыш уже сейчас ест только под просмотром телевизора? Можно посоветовать действия решительные.
Просто не включайте телевизор. Вы хотите возразить, что в таком случае ребенок ничего не будет есть? А теперь сами задумайтесь над своим возражением: вы в него верите? Да, конечно, первое время ребенок может отказываться от еды. Однако по мере возникновения настоящего голода сработает инстинкт самосохранения.
Если же вы не готовы к столь решительным действиям, то сокращайте время просмотра телевизора. Сегодня вы выключили его на две минуты раньше окончания трапезы, завтра — на три и т.д. Скорее всего, будет непросто. Однако речь идет о глобальных вещах в жизни человека, о его взаимодействии с едой. Разве это не повод проявить твёрдость?
Узнайте больше по этой теме!
Посмотрите, что теперь умеет наш чат-бот!
Рассчитайте дату родов, найдите нужные статьи и чек-листы, составьте меню прикорма. Это и многое другое уже в чат-боте!
Мультиварка на кухне
Мультиварки в нашем обиходе появились сравнительно недавно, но уже заняли почетное место на кухнях многих хозяек. Вы уже оценили все.
Удалить из избранного
«Когда я ем, я глух и нем»
«Почему не стоит разговаривать во время еды?» — может поинтересоваться ребенок после вашего замечания. Затрудняетесь ответить.
Удалить из избранного
Ребёнок и вегетарианство совместимы?
Если один или оба родителя в семье вегетарианцы, то закономерно возникает вопрос о питании ребенка. Давайте поговорим о том, допустимо ли.
Удалить из избранного
Забота о детях и родителях — главный приоритет компании «Нестле».
Мы контролируем ситуацию и продолжаем поставки детского питания в магазины. Если у вас есть вопросы, обращайтесь на нашу горячую линию.
Важная информация
перед тем как вы продолжите
Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным питанием для младенцев, и всецело поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни ребенка. Также мы признаем, что грудное вскармливание не всегда может быть доступно для родителей. Какой бы вариант кормления вы ни выбрали, клуб Nestlé Babyme
Зарегистрироваться
Вход без пароля
Введите электронную почту или телефон.
Вход без пароля
Ссылка для авторизации выслана на e-mail.
Вход без пароля
Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.
Попробуйте наш
новый чат-бот!
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев и полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма вместе с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Мы также понимаем, что грудное вскармливание не всегда возможно для родителей, поэтому рекомендуем вам поговорить со своим лечащим врачом о том, как кормить ребенка, и получить совет о том, когда вводить прикорм. Если вы решите не кормить грудью, помните, что такое решение может быть трудно отменить и оно имеет социальные и финансовые последствия. Введение частичного кормления из бутылочки сократит количество грудного молока. Детскую смесь всегда следует готовить, использовать и хранить как указано на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.
Babyhttps://www.nestlebaby.ru/articles/eda-pod-multfilmy-zapresat-ili-razresat» target=»_blank»]www.nestlebaby.ru[/mask_link]