Дети очень быстро привыкают к телевизору, для них стать настоящими телеманами проще простого. Порой телевидение настолько увлекает ребенка, что ради просмотра очередного мультфильма он готов отказаться от еды или прогулки. Чем вреден телевизор? Почему нежелательно, чтобы ребенок часто смотрел его?
Какой вред телевизор наносит ребенку?
Ныне учеными не доказано, как на мозг человека влияет мерцающее изображение. Но ряд исследований подтверждает, что иногда мерцающая картинка провоцирует возникновение судорог.
Помимо этого доказано, что весьма негативно телевизор влияет на зрение, которое из-за постоянного просмотра может ухудшиться.
Также телевизор оказывает негативное влияние на еще неокрепшую психику ребенка. Во время просмотра телевизора ребенок узнает очень много информации, которую не в состоянии переварить его мозг. Из-за этого нервная система ребенка перегружается, что сопровождается агрессивностью и нервозностью.
Нельзя, чтобы общение с телевизором заменяло ребенку общение с окружающим миром, а также влияло на его мировосприятие и формирование ценностей.
Что делать если ребёнок постоянно хочет смотреть мультики?
Как отучить ребенка от телемании?
1. Не стоит использовать телевизор в качестве «фона», включая его во время еды. Лучше поговорите со своим ребенком, это только укрепит вашу связь.
2. Установите лимит времени на просмотр телевизора ребенком. Для дошкольников около телевизора оптимально проводить 15-20 минут в день, для школьников – не более 40-50 минут.
3. Устраивайте дни «протеста», постарайтесь прожить сутки без телевизора, ведь ни один мультфильм не способен воспитать ребенка так, как общение с родителями. Главное, проводите свой досуг максимально активно.
4. Не ругайте ребенка из-за просмотра телевизора, так вы просто вызовете в нем агрессию и недоверие по отношению к вам.
5. Если ребенок не представляет своей жизни без просмотра телевизора, постарайтесь его отучать от этого вредного пристрастия постепенно. Начинайте с нескольких минут, для этого отвлекайте ребенка разговорами, затем увеличивайте время.
Безусловно, в век информационных технологий очень сложно оградить ребенка от телевизора полностью, но это и не нужно. Просто необходимо соблюдать баланс, всего должно быть в меру. Телевизор должен быть источником получения полезной информации, но он не должен стать объектом зависимости.
Источник: clubkid.ru
Ребёнок очень зависим от мультиков: давать смотреть или не давать?
Наверное, сложно найти ребёнка, которого бы не увлекали движущиеся на экране яркие картинки. Мультики являются мощным стимулом для получения визуальных ощущений и различных эмоций. Тем более, что их уже создано великое множество, и они продолжают производиться огромными тиражами. Можно выбрать жанр на любой вкус.
Кроме того, сегодня набирают, популярность так называемые «образовательные» мультипликационные программы, посредством которых ребёнок может выучить цвета, формы, цифры, буквы алфавита и многое другое. Они особенно востребованы, потому что родители заинтересованы в раннем развитии своих отпрысков. Это даёт им уверенность, что, включая мультики, они убивают сразу двух зайцев: занимают ребёнка и дают ему пищу для ума. В чём же проблема?
Как мы избавились от зависимости просмотра мультиков, Как отучить ребенка от мультиков — наш опыт
Прежде всего, психологи и педагоги отмечают, что образовательная ценность мультфильмов для детей младшего возраста сомнительна, т.к. они предоставляют стимуляцию в основном визуального и слухового каналов восприятия. Тогда как для развития ребёнка важны тактильные ощущения и манипуляции с реальными предметами. Известно, что дети лучше учатся в буквальном и переносном смысле «на пальцах», а потому для обучения наиболее эффективны методики, где они могут физически взаимодействовать со стимульным материалом. Проще говоря, ребёнок быстрее научится считать, перебирая палочки и шарики, чем глядя в экран.
Кроме того, информацию из мультиков дети получают пассивно, не прилагая к этому особых усилий. Любые другие занятия требуют от ребёнка не только поглощать сведения, но включаться в активную умственную и физическую деятельность. А это гораздо больше способствует его психическому и интеллектуальному развитию.
При чтении книг задействуется воображение для того, чтобы «оживить» литературных персонажей, представить обстоятельства, в которых они взаимодействуют. Такие виды творчества как рисование, аппликация, лепка, шитьё, конструирование и т.п. требуют продумывать и воплощать пришедшие на ум образы, включая пространственное мышление, мелкую моторику. Ролевые игры с другими детьми предполагают создание среды для воплощения игрового сюжета, а также развивают коммуникативные навыки, кооперацию и умение подчинять своё поведение правилам. Дидактические игры и познавательные задания развивают логическое мышление, сообразительность, креативность и т.д.
Практически ни один из этих важных аспектов человеческой психики не задействуется при просмотре мультфильмов. А поскольку все мы – существа склонные к экономии усилий, то мультики могут прельщать и детей, и родителей своей малой «энергозатратностью». От ребёнка не требуется ничего, кроме как сидеть перед экраном и смотреть во все глаза, а родителям не нужно думать, чем занять ребёнка, приобщать его к развивающей деятельности, а потом ликвидировать неизбежно возникающий беспорядок.
КОГДА РОДИТЕЛЯМ СТОИТ НАСТОРОЖИТЬСЯ
Естественно, что мультики сами по себе не являются абсолютным злом. Многие из них рассказывают добрые и трогательные истории о дружбе и взаимовыручке, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций. Правильно подобранные серии с хорошим сюжетом помогут ребёнку скоротать время, если взрослые заняты неотложными делами.
В идеале, ребёнок, у которого нет нездоровой зависимости от мультиков:
- Способен соблюдать установленный лимит (например, полчаса перед экраном в день);
- После просмотра переключается на игру, творчество и другие занятия;
- Не просто пассивно поглощает информацию, но привносит увиденное в игры и творчество: разыгрывает понравившиеся ситуации, рисует любимых героев, поёт запомнившиеся песенки.
Если мультики предпочитаются всем другим видам деятельности, то стоит задуматься, насколько ребёнок способен проявить себя в реальном мире. По мнению психологов, тревожными сигналами являются:
- Ребёнок предпочитает сидение перед телевизором всем другим видам активности;
- Постоянно ноет и требует мультиков;
- Не умеет сам себя занять в свободное время;
- После просмотра становится неуправляемым или агрессивным.
Если перечисленное выше имеет место, родителям стоит задать себе вопрос: «Что будет если выключить мультики?»
В случае, когда ребёнок бурно выражает несогласие, но постепенно переключается на что-то другое, возможно дело в том, что он просто не знает, чем себя занять. Проблему можно решить, предложив ему другие варианты. Возможно, он увлечётся ими не сразу, т.к. они будут ему непривычны. Однако, если у ребёнка широкий выбор увлечений, он скорее найдёт, чем себя развлечь.
Бывает и так, что после выключения телевизора ребёнок сильно раздражается и накручивает всех вокруг. При этом, если бы мультики не включались, то он вполне был бы способен занять себя содержательной деятельностью. Вариантов может быть два.
Первый – особенности нервной системы ребёнка таковы, что мультики его перевозбуждают, поэтому ему сложно успокоиться и переключиться на что-то другое. Больше всего этому подвержены дети с неврологическими проблемами, в том числе – гиперактивные. Возможно, имеет смысл лимитировать время, отведённое для их просмотра, и выбирать мультфильмы более спокойного содержания.
Второй вариант – проблема лежит в понимании ребёнком ограничений, в особенности тех ограничений, которые налагают родители. Это вопрос внутрисемейных отношений, истоки которого могут быть разнообразны. Чтобы понять, что следует изменить и как это сделать, может потребоваться консультация детского психолога.
Крайний случай, если ребёнок испытывает значительные сложности в том, чтобы чем-либо себя занять и все время требует мультиков, стонет, закатывает истерики или злиться, когда не получает желаемое. В описанной ситуации скорее имеет место педагогическая проблема. Возможно, родители в силу занятости или нежелания уделять ребёнку время не предложили ему никаких других альтернатив.
Нужно будет приложить усилия, чтобы научить его получать удовольствие от других видов деятельности. Либо речь идёт о психологических проблемах ребёнка, которые могут включать в себя нарушения коммуникации с родителями и уход в более яркую реальность из-за неспособности проявить себя во вне. Это сложная комплексная задача, требующая участия психолога.
ВКЛЮЧАТЬ ИЛИ НЕ ВКЛЮЧАТЬ?
В конечном итоге, решение и ответственность за то, сколько мультиков ребёнок смотрит в день и смотрит ли он их вообще, остаётся на взрослых. Сперва необходимо понять, какую роль играет просмотр мультиков в жизни ребёнка. Если они лишь один из вариантов досуга малыша, который он может заменить играми и общением со сверстниками, то просмотр нескольких серий в день не нанесёт ему вреда.
Возможно, в этой связи будут полезны несколько общих рекомендаций:
- Не включать мультики «фоном» к основной деятельности ребёнка. Лучше поставить 3-4 в день, которые ребёнок посмотрит внимательно, чем телевизор будет включен сутки напролёт. Перманентный фоновый шум перегружает нервную систему, пусть даже вам и кажется, что вы и ребёнок привыкли его не замечать.
- Смотреть мультики вместе с ребёнком. В этом случае они скорее будут способствовать укреплению привязанности, чем поводом для конфликтов.
- Обсуждать с ребёнком сюжеты его любимых мультфильмов, поступки персонажей, выражать отношение к тем или иным изображённым ситуациям – это поможет ребёнку усваивать нормы поведения и ценности вашей семьи.
- Побуждать ребёнка работать с полученной информацией – разыгрывать увиденные ситуации, рисовать и лепить любимых героев из пластилина и т.п. Это разумное сочетание различных видов активности поможет ребёнку привнести увиденное в собственный опыт.
Если же вокруг просмотра мультиков постоянно ведутся военные действия, и этот вопрос портит нервы всей семье, следует ограничить просмотр мультфильмов разумными рамками, в оставшееся же время вовлекать ребёнка в другие виды деятельности. Наверняка, сперва это вызовет бурю протеста, но родителям придётся проявить стойкость.
В конечном итоге, нет ничего пагубного в том, что ребёнок немного поскучает. Но ведь именно состояние скуки может побудить его к действию. Возможно, ему окажется гораздо интереснее делать с мамой хозяйственные дела или строить шалаши из одеял и подушек, а может он серьёзно увлечётся рисованием или конструктором. Очевидно, что эти занятия потребуют больше усилий как от ребёнка, так и от родителей, но в конечном итоге они будут более полезны как для развития, так и для выстраивания отношений с окружающими.
Поделиться:
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в , или заполнив форму ниже.
Санкт-Петербург,
Тележная улица, 11, 4 этаж
Карта проезда
Источник: fidem.spb.ru
Как оторвать ребёнка от мультиков
Дети просто обожают мультики! Обожают до такой степени, что порой их невозможно оторвать от телевизора. И многих родителей это вполне устраивает: малыш не бегает, не шумит, не требует внимания, а пока ребенок увлеченно наблюдает за приключениями любимых мультяшных героев, мама спокойно занимается домашними делами.
Кроме того, большинство современных мультфильмов не только развлекают, но еще и воспитывают в детях доброту, сострадание, умение прийти на помощь и другие положительные качества. А многие из них еще и развивают детский кругозор, донося до малышей в доступной форме не только азы чтения и счета, представление о форме, цвете и размере предметов, но и серьезные научные сведения. Все это, безусловно, говорит о пользе мультфильмов.
Но есть и другая «сторона медали». Во-первых, педиатры не рекомендуют дошкольникам смотреть телевизор более 15-20 минут в день, чтобы не испортить зрение, которое в этом возрасте только формируется. Во-вторых, длительное сидение перед телевизором вызывает гиподинамию, которая, в свою очередь, становится причиной таких проблем как нарушение осанки, ослабление мышечного аппарата, ожирение. И, наконец, ни один мультфильм или детская телепрограмма не заменит малышу живое общение с родителями. А недостаток такого общения в дальнейшем может вызвать психологические проблемы в семье, главная из которых – отсутствие взаимопонимания, вызывающее семейные конфликты.
Как видите, мультики – это своеобразная палка о двух концах. Можно ли здесь найти золотую середину, чтобы мультфильмы действительно приносили ребенку пользу и не препятствовали, а помогали его гармоничному развитию? Детские психологи уверены: можно. Для этого нужно ограничивать время просмотра мультфильмов. Но здесь родители могут возразить, что порой оторвать ребенка от телевизора невозможно без истерик и слез.
На самом деле – можно. Как? Есть несколько эффективных способов, рекомендуемых как педагогами и психологами, так и опытными родителями.
1. Установите ежедневный режим.
Договоритесь с малышом, в какое время суток он будет смотреть мультики. Если ребенок ходит в садик, то можно устраивать ежевечерний просмотр мультфильмов незадолго до сна. Кроме удовольствия, это принесет ребенку еще и практическую пользу: 15-20 минут спокойного времяпрепровождения погасит возбуждение от дневных игр, расслабит детский организм и подготовит его ко сну.
2. Договоритесь с ребенком об определенном времени.
В 4-5-летнем возрасте ребенка уже можно научить определять время по часам. Договоритесь с ним, во сколько вы будете включать телевизор и во сколько выключать. Если малыш еще не умеет определять время, договоритесь, что когда большая стрелочка на часах будет смотреть точно вверх, мы выключим телевизор.
3. Предложите ребенку «продолжение» мультиков в игре.
Сейчас в магазинах детских товаров можно найти огромное количество игрушечных мультперсонажей: от классического советского Винни-Пуха до современных чудо-машинок. Стоят они недорого, а пользу могут принести ощутимую. Кроме того, есть много развивающих книжек с любимыми героями мультфильмов: сказки, раскраски, брошюрки с наклейками.
Есть детские лото и домино, где вместо точек и цифр изображены персонажи популярных мультиков. Есть такие же кубики и пазлы. Перед тем как выключить телевизор, предложите малышу любую из этих игр или игрушек: ни один ребенок не откажется от таких развлечений.
Практическая польза от таких предложений налицо: во-первых, ребенок спокойно отвлечется от телевизора, а во-вторых, рисование, складывание пазлов, настольные игры да и просто ролевая игра с любимыми персонажами – все это развивает у ребенка фантазию и сообразительность, мелкую моторику и координацию. Многие родители, использующие этот метод, отмечают, что их дети стали чаще просить почитать книжку про Смешариков или поиграть с ними в лото с Фиксиками, чем включить те же мультики.
Еще один несомненный плюс этого метода – ребенок начинает чаще общаться с родителями, а совместная игровая деятельность сближает малыша с мамой и папой, создавая в семье позитивную доверительную атмосферу.
4. Замените мультики аналогичными аудиосказками.
Этот метод отлично работает в двух случаях: когда ребенок занят рисованием или раскрашиванием картинок с мультперсонажами и перед сном, когда он уже лежит в постели. Как правило, дети часто охотно соглашаются на подобную альтернативу, а во втором случае еще и быстро засыпают под знакомые голоса любимых персонажей.
5. Попросите ребенка о помощи.
Дошкольники очень любят помогать взрослым. Это свойство также можно использовать, чтобы отвлечь малыша от телевизора. Договоритесь с ребенком, что после того как он немножко посмотрит мультики, он поможет папе или маме выполнить мелкую домашнюю работу. Обычно дети с удовольствием откликаются на такие просьбы, ведь они при этом чувствуют свою значимость в семье. Разумеется, ежедневно использовать этот метод не стоит, но если время от времени вы будете к нему прибегать, результат будет положительным: ребенок спокойно оторвется от телевизора и переключится на другую деятельность.
Что не стоит делать родителям:
- нежелательно кормить ребенка перед телевизором по двум причинам: во-первых, когда внимание направлено не на еду, а занято сюжетом мультфильма, чувство насыщения не работает, и ребенок может съесть гораздо больше, чем обычно. Во-вторых, в такой ситуации притупляются вкусовые ощущения и нарушается работа пищеварительной системы – а это уже серьезные предпосылки к гастриту;
- в некоторых семьях телевизор не выключается с утра до вечера. Это лишний раз провоцирует ребенка на просьбы переключить программу на мультики;
- не стоит предлагать ребенку в качестве альтернативы какое-нибудь лакомство. Дети очень быстро привыкают к этому и начинают «торговаться» с родителями: «Дашь мне шоколадку – тогда выключим телевизор».
Есть еще один непопулярный, хоть и действенный способ оторвать ребенка от мультиков: несмотря на просьбы ребенка, просто выключить телевизор. Разумеется, родители делают это из лучших побуждений, но слезы, истерики и обиды, отрицательно воздействующие на детскую психику, – не лучший вариант. Гораздо эффективнее сработают те методы, о которых мы рассказали выше. И тогда так любимые малышами мультфильмы станут действительно полезными помощниками в развитии ребенка.
Светлана Жаркова
Мы составили для вас тест, определяющий преобладающий тип воспитания в Вашей семье, а так же разработали некоторые рекомендации по итогам тестирования для того, чтобы Ваш ребёнок развивался наиболее гармонично.
Источник: www.ya-roditel.ru