Каждому из нас знакома следующая ситуация: мама с папой пришли уставшие с работы и, мечтая отдохнуть, усадили своего непоседу перед телевизором, ведь только такой вариант гарантирует несколько часов тишины и покоя. Мы, конечно, понимаем, что просмотр телевизора, во-первых, портит зрение, во-вторых, то, что сегодня показывают по детским каналом, не всегда можно назвать мультфильмами, прививающими детям такие черты характера как доброта, сочувствие, любовь к ближним. Так, согласно последним исследованиям, большинство детей двухлетнего возраста проводят у голубых экранов телевизора больше 10 часов за неделю (и это вместо рекомендованного часа в день).
Советуем серьезно заняться этой проблемой, набраться терпения и приступить к отучению малыша от телевизора. И первое, что должны сделать родители, поставить, прежде всего, перед собой простую и реалистичную задачу — ограничить время просмотра тремя мультфильмами в день. Однако учтите, что то время, которое раньше занимал просмотр мультфильмов, вы должны будете заполнить увлекательными играми (тут придут на помощь машинки, детские качели, коляски, куклы и солдатики), прогулками на свежем воздухе, чтением книг, поскольку переход к новому (здоровому) режиму у маленьких детей проходит достаточно болезненно.
Как отучить ребенка от телевизора | Сабуров | Каргинов | Коняев |
Далее следует реалистично оценить время, которое ваше чадо и ваша семья проводит перед телевизором. И здесь надо учитывать не только просмотр телепередач и мультиков, но и семейный просмотр видео. Желательно завести мини-дневник, в который в течение недели записывать точное время начала, а также окончания телевизионного сеанса. Скорее всего, результаты вас неприятно удивят, ведь в большинстве семей телевизор работает практически круглосуточно.
Переходим к составлению списка телепрограмм, которые можно смотреть крохе. Здесь придется дисциплинировать не только малыша, но себя. Так, запрещено включать телевизор тогда, когда вам этого захочется. На семейном совете составьте план семейного просмотра, в котором будут учтены (пусть и минимальные) интересы всех членов семьи. Отступать от этого плана не рекомендуется.
Обратите внимание на то, где расположен телевизор. По данным проведенных психологических исследований, у маленьких детей чаще пробуждается желание смотреть телевизор, если он находится в самом центре комнаты. Попробуйте поменять местоположение «волшебного ящика», переставив его поближе к двери (так он будет в меньшей мере привлекать внимание любознательного непоседы).
Не забывайте выключать телевизор тогда, когда вам он не нужен, только так вы сможете сократить время просмотра не только у себя, но и у детей. В идеале родители должны приучить своих чад обходиться без телевизора (ведь в свое время отучили от пустышки, подгузников и прогулок в детских колясках ). Конечно, нельзя выключить телевизор и сообщить малышу о том, что отныне телевизор смотреть он не будет. Начните с малого – отключайте телевизор во время еды. Скорее всего, вначале вы встретите определенное сопротивление, но в возрасте двух-трех лет маленькие личности с легкостью примут новые правила поведения и игры. Однако для этого, как говорилось выше, следует найти интересные занятия6 игры, рисование, чтение, собирание пазлов.
Как мы избавились от зависимости просмотра мультиков, Как отучить ребенка от мультиков — наш опыт
Заинтересуйте кроху его старыми игрушками, которые когда-то за ненадобностью были помещены в кладовку в ожидании лучших времен. Всем известно, что новое – это не что иное, как забытое старое. Практику прятанья старых игрушек можно использовать достаточно долгое время, а, вернее, до потери актуальности той или иной игрушки.
Если кроха собирается в скором времени идти в сад, то вместо просмотра телевизора рекомендуем начинать учить цвета, буквы, цифры и направления движения. Поверьте, при желании можно и без телевизора сделать день карапуза увлекательным и познавательным.
Конечно, помимо занятий с малышом, у мамы есть еще множество других хлопот: приготовление обеда, стирка, уборка и т. д. Не беда, ведь ваш помощник или помощница с удовольствием помогут справиться со всеми домашними делами: помоют посуду, пропылесосят, протрут пыль и даже помоют пол. И не важно, что после них придется самим произвести все вышеперечисленные действия, главное – вы без проблем приготовите вкусный ужин и успеете прибраться. К тому же дети очень любят чувствовать себя полезными и нужными. Кстати, не забудьте похвалить своих юных помощников за проделанный тяжкий труд. Можете даже поощрить их чем-то вкусненьким (только вкусненькое это должно быть полезным).
Однако лучшим средством для отучения крохи от телевизора является следующий вариант – вообще не приучать его к нему. Лучше включайте детям диски с детскими песнями или напевайте их сами. К тому же именно пение развивает речевые навыки, а также слух, учит ребенка замечать разницу между всеми звуками речи, что очень пригодится ему во время учебы.
Естественно с просторов инета просто самой эта тема оооочень актуальна.
Источник: www.stranamam.ru
Как избавить детей от телевизора и телезависимости?
Семь детских телевизионных каналов идут у меня дома. Такое богатство очень радует моих детей, и если их не контролировать, то они могут смотреть «любимый мультик», переключаясь с канала на канал, весь день! Многим современным детям нравится больше сидеть у телевизора, чем играть на улице.
И казалось бы, ничего страшного, если ребенок посвящает свое свободное время просмотру телевизора. Но, увлекаясь этим занятием, дети забывают об уроках, своих домашних обязанностях и даже… поесть! Попробуем разобраться, почему так происходит, что есть «телевизионная зависимость» и как от нее избавить ребенка, с помощью консультанта женского портала Femina.by детского педагога-психолога Екатерины Шевелевой.
Одной из основных причин того, что дети стали чаще проводить свое время у телевизора, по мнению психолога, является развитие общества по пути западной индивидуализации. Это когда люди меньше общаются друг с другом, они больше направлены на конкуренцию и на выявление в себе разнообразных способностей и талантов (это очень ярко проявляется в рекламах: «бери от жизни все», «только для тебя»). Если раньше в центре общества был коллектив, единство и люди были сплочены какой-то деятельностью, то сейчас чаще всего — это организация людей, индивидуумов, личностей, в которой каждый стремится доминировать над другими. И действительно, редко можно увидеть на улице детей, которые бегают вместе и играют в какую-нибудь когда-то совместную игру, по сравнению даже с советским временем. Мало у детей и игр, объединенных одним сюжетом, они не всегда принимают общие правила… Малыши стремятся больше к индивидуальным играм: один на один с другим ребенком (в лучшем случае), один на один с компьютером, один на один с телевизором…
— Ребенок сегодня направлен на самовыражение, — объясняет Екатерина Николаевна. — И, казалось бы, это хорошо, так как помогает развиваться интеллектуально. Но человек должен развиваться гармонично, а это не только интеллектуальное развитие, это и физическое, и эмоциональное, и нравственное, и духовное… Если выделять какой-то один компонент, другие так или иначе страдают. То есть, ребенок в чем-то потеряет…
Немного о развивающих мультфильмах
В любой семье, где есть дети, наверняка, есть и большая коллекция дисков с мультфильмами. Есть мультики для всех: только для мальчишек, только для девочек, и есть даже для детей до трех лет, развивающие. И многие родители уверены, что они полезны. Специалисты утверждают, что для того, чтобы ребенок развивался, необходимо с малышом разговаривать. И, казалось бы, в чем проблема: по телевизору говорят, не умолкая…
— Если ребенка оставить наедине с телевизором, то вообще о развитии речи и самостоятельного мышления не может быть никакой речи, — говорит Екатерина Николаевна. — Например, дошкольник может сосредотачивать внимание 7-10 минут. После этого малыши устают и воспринимают поступающую информацию, как тяжелый ком. А детям до трех лет вообще нельзя смотреть телевизор: для них это колоссальная нагрузка на нервную систему, мешающая полноценному развитию.
Герои мультфильмов, на которых смотрит ребенок, считают психологи, должны быть спокойных цветов, а их движения — приемлемой скорости, чтобы человеческий глаз мог их улавливать. Этим критериям больше соответствуют советские мультфильмы. По мнению специалиста, современные мультипликационные герои, с точки зрения общепринятых понятий о «красоте», непривлекательны.
Поэтому сегодня у большинства детей искажается представление о «красоте». Например, животные из мультфильма «Ледниковый период»: черты их «лиц» диспропорциональны, очень резкие ломаные линии и яркая цветовая гамма, возбуждающая психику. Персонажи многих современных мультиков настраивают ребенка на жизнь как игру.
Любовь как игра, дети как игра и даже война стала какой-то «прикольной». Темы, претендующие на какую-то серьезность, например, те же былинные истории, воспитывающие патриотизм и уважение к своей истории, сегодня кажутся карикатурными. Современные богатыри — это карикатурные герои.
— Человеческая психика непредсказуемая, сложная и очень деликатная, — говорит специалист. — Ни один психолог не сможет предугадать, как скажется на ребенке мультик и какая у него будет реакция даже на Деда Мороза или собаку… Ко мне недавно обратилась мама пятилетнего ребенка. Мальчишка посмотрел один из современных мультфильмов про роботов.
И потом стал приставать к своей маме с вопросом: не превратится ли она или он в робота. Мама объяснила, что никакие роботы не прилетят, никто ни в кого превращаться не будет. На следующий день он задал ей тот же вопрос. Она отшутилась, но все же пояснила заново. Примерно через месяц ребенок задавала этот вопрос много раз в день.
Мальчик получил большой стресс, который не прошел и через месяц. Вообще, сегодня количество детей с различными страхами значительно выросло, и обычно это страхи, связанные с «нездоровой фантазией мультипликаторов».
Возможные последствия
Все процессы в детской психике отличаются от процессов у взрослого человека. У взрослого есть опыт и он может полученную информацию фильтровать. Ребенок так не может, у него не развито критическое мышление и нет понятия прошлого и будущего. Он живет сегодняшним днем и тем, что попадает в поле его зрения. Для него нет разницы, увидел он это воочию или по телевизору.
Для детей все реально и они воспринимают это как норму.
— Более того, у ребенка, который долго смотрит телевизор, растормаживается психика. Это выражается в повышенной возбудимости, раздражительности, капризности, агрессивности, крикливости (это еще называется слабостью психических процессов). Попробуйте отвести ребенка от телевизора, если он долго около него сидит — он сразу начнет капризничать. У школьника, который просидел не один час за телевизором или компьютером, наступает нервная слабость. Из-за этого у них чисто физиологически не хватит сил сделать уроки качественно, да и вообще довести любое дело до конца.
Еще одно неприятное последствие от просмотра телепрограмм — это задержка в развитии воображения и мышления. Детское воображение и мышление развивается только тогда, когда есть нехватка зрительного ряда. Поэтому у детей-телелюбителей воображение практически атрофируется из-за того, что за него уже давно все придумано.
Там, где в семье привыкли часами смотреть телевизор, у всех членов семьи вырабатывается стереотип человека-зрителя. Такие люди своей жизнью не живут — они следят за чужими. Это очень привлекательно — эмоции получаешь, а усилий прилагать, чтобы сделать свою жизнь более интересной, уже вроде бы и не надо. С одной стороны, возникает истощение «жизненных сил», с другой — быстрое эмоциональное отупение. Например, ребенок больше будет переживать от того, что умирает от жажды вымышленный пес из мультика и не отойдет от телевизора, даже если в это время его родная лежачая бабушка попросит принести воды…
Что делать?
Первое, что необходимо, — это понимание проблемы и решимость родителей. Дети всегда будут против каких-либо ограничений. Родители должны это знать и относиться к этому как к должному.
Второе — определить правила. Например, что просмотр телевизора возможен только после выполнения ими школьных заданий и домашних обязанностей.
Третье — определить количество часов в неделю, которые могут потратить ваши дети на просмотр телевизора. После этого предложите своим детям выбрать те передачи, которые они будут смотреть. Это приучит ваших детей рассчитывать свои желания, планировать время.
Четвертое — не использовать телевизор в качестве фоновой заставки. Выключайте его! У ваших детей тогда не будет соблазна бросить свои дела.
Пятое — лучше расширить ассортимент семейных настольных игр, которые и интересны, и развивают детей. Это не касается компьютерных игр! Покупайте детям различные головоломки, кроссворды и т.д. Займите детей в домашних условиях более интересными совместными занятиями, чем просмотр телевизора.
— Самое главное — показать детям собственный пример, — говорит специалист. — Если родители сами откажутся от чрезмерного просмотра телевизора и станут проводить больше времени со своими детьми, то ситуация с «зависимостью» быстро изменится. С детьми можно ходить на выставки, в музеи, играть с ними в парках, летом кататься на велосипедах, зимой на коньках, санках. Путешествуйте с детьми, позвольте детям увидеть мир своими глазами, развиваться гармонично и получать свой собственный опыт в жизни.
Наталья Таливинская, 11 апреля 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=95809https://www.happydoctor.ru/obzor-pressy/tv-dependence» target=»_blank»]www.happydoctor.ru[/mask_link]